Сент экзюпери произведения

Жизнь и творчество Антуана де Сент-Экзюпери. Гуманизм и художественная специфика его произведений.

Сент-Экзюпери Антуан де (1900- 1944 гг.)

Французский писатель и профессиональный летчик. Родился во французском городе Лионе, в семье провинциального дворянина (графа). В возрасте четырех лет потерял отца. Воспитанием маленького Антуана занималась мать.

Экзюпери окончил школу иезуитов в Монтрё, учился в католическом пансионе в Швейцарии, а в 1917 г. году поступил в парижскую Школу изящных искусств на факультет архитектуры. Поворотным в его судьбе стал 1921 г., когда он Выл призван в армию и попал на курсы пилотов. Год спустя Экзюпери получил удостоверение пилота и переселился в Париж, где и обратился к писательским трудам, пока безуспешным.

Лишь в 1925 г. Экзюпери нашел свое призвание —стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Через два года его назначили начальником аэропорта в Кап-Джуби, на самом краю Сахары. В 1929 г. Экзюпери возглавил отделение своей авиакомпании в Буэнос-Айресе. В 1930 г. получил литературную премию «Фемина» — за роман «Ночной полет». Главные книги Сент-Экзюпери выросли из его опыта летчика.

«Ночной полет» — это видение мира глазами летчика и острое чувство солидарности людей, которые делят опасность. «Земля людей» состоит из драматичных эпизодов, портретов летчиков и философских размышлений. В1935 г. побывал в качестве корреспондента в Москве. Корреспондентом отправился и на войну в Испании. В 1939 г. получает две литературные премии «Гран-При дю Роман Французской Академии» и «Национальную книжную премию США» за роман «Ветер, песок и звезды». В том же году награжден Военным Крестом Французской Республики. С первых дней Второй Мировой войны сражался с нацистами, но не прекращал писать. К этому периоду относится глубоко личное произведение «Военный летчик». Сент-Экзюпери принадлежит также сказка «Маленький принц», которую он сам иллюстрировал. 31 июля 1944 г. писатель отправился с аэродрома на острове Сардиния в разведывательный полет — и не вернулся.

Долгое время о его гибели не было ничего известно. И только в 1998 г. в море близ Марселя один рыбак обнаружил браслет. На нем было несколько надписей: имя жены летчика и адрес издательства, в котором выходили книги Сент-Экзюпери. В мае 2000 г. ныряльщик Люк Ванрель заявил, что на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолета, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери. Специалисты подняли обломки, и выяснилось, что бортовой серийный номер соответствует самолету, которым управлял Экзюпери. В марте 2008 года 88-и летний “Люфтваффе” Хорст Риппер признал, что именно он сбил самолет знаменитого писателя.

В его честь назван аэропорт в Лионе и астероид.

Творчество Экзюпери

Основной метод, которым пользуется писатель, показывая нам этого человека-творца, — метод “романтического героизма”, так назовут его некоторые современные критики.

Граф Антуан-Мари-Роже де Сент-Экзюпери родился в июне 1900 года в замке Ла Молль во французском городе Лионе.

Все книги Экзюпери объединяются общей темой: проблема существования. Экзюпери интересует идея Ницше – человека независимого от толпы (который вырывается из массы). У писателя можно выделить в творчестве слово – человек – как общая субстанция (понятие «бога» — то, что всех нас объединяет. Основная задача человека – сохранить общечеловеческую субстанцию.

Он начал с повестей “Южный почтовый” и “Ночной полет” — о жизни и труде крылатых людей. В 1935 году он побывал в Советском Союзе и написал вдумчивые и доброжелательные очерки о Москве. Во время гражданской войны в Испании он с тревогой пишет о судьбах Европы, о будущем, которому угрожает фашизм. Подлинной, деятельной любовью к людям дышит лучшая его повесть — “Планета людей” (1939). Когда началась война, он уже был признан негодным для службы в авиации, но вернулся на самолет и воевал до того дня, пока Францию захватил враг.

“Ночной полет” относится к южноамериканскому периоду жизни Сент-Экзюпери. Это повесть о жизни лётчиков, перевозящих по ночам письма над горными хребтами.

«Ночной полет»

Вторая книга Сент-Экзюпери «Ночной полет” по своим жанровым особенностям близка к повести: небольшой размер, ограниченность конфликта, способ его разрешения и т.д. Но в то же время эта книга и определенный рубеж в творчестве писателя, потому что, если не считать его своеобразной сказки “Маленький принц”, больше мы не встретимся с понятием традиционного жанра, когда будем разбирать следующие книги Сент-Экзюпери.

Именно здесь разрешился конфликт между Сент-Экзюпери — учеником, который, живя и мысля глубоко по-своему, пытался писать, как пишут другие, и Сент-Экзюпери — зрелым писателем, который пишет только так, как мыслит и живет. Здесь летчик Фабьен и Ривьер, являются носителями идей автора, то в последующих произведениях Сент-Экзюпери мы будем сталкиваться только с ним самим: автор и главный герой книги сольются в одном лице.

Содержание “Ночного полета” несложно. Ночью, застигнутый поднявшимся ураганом, борется за спасение самолета и собственной жизни летчик Фабьен. Ничего необычного в этом нет — ведь опасности всегда подстерегают летчика, такова особенность его ремесла. Все дело в том, что это — ночной полет. Стремясь сделать линию более рентабельной, ее директор Ривьер хочет, чтобы самолеты летали регулярно не только днем, но и ночью. Поэтому гибель Фабьена является для Ривьера и личной трагедией (Фабьен — его приятель), и крупной служебной неудачей. Хозяева компании могут запретить ночные полеты, а это дело всей жизни Ривьера. И он выигрывает: Фабьен погибает, но другие пилоты отправляются в ночной полет.

Сент-Экзюпери говорил, что главный герой этой книги — ночь. “Теперь я пишу о ночном полете. Не сокровенная тема этой книги — ночь (ведь моя жизнь всегда начинается после девяти часов вечера)”.

Тема ночи решается Сент-Экзюпери через образа Ривьера, летчиков и служащих линии, по-разному отражаясь в каждом образе: Фабьен вступает в схватку с ночью, директор Ривьер видит ее по-своему, летчики испытывают перед ней страх, — и все эти линии сходятся в авторском обобщении. Бытовой план имеет второстепенное значение.

В “Ночном полете” Сент-Экзюпери ставят очень серьезный вопрос об ответственности человека перед другими и за других,

“Как-то один инженер сказал Ривьеру, наклоняясь вместе с ним над раненым, что лежал возле строящегося моста: “Стоит ли этот мост того, чтобы ради него было изувечено человеческое лицо?” “И все же, — ответил ему позже Ривьер, — хоть человеческая жизнь и дороже всего, но мы всегда поступаем так, словно в мире существует нечто еще более ценное, чем человеческая жизнь… Но что?”

Собственно, все содержание книги, если не говорить об ее лирическом подтексте, есть не что иное, как попытка Сент-Экзюпери ответить себе на вопрос: “Что ценнее человеческой жизни?” Ответ еще не совсем ясен для писателя, он прозвучит на страницах его будущих книг, но сама постановка вопроса раскрывает одну из важных сторон его мировоззрения — социальную направленность его творчества, которой не хотят замечать многие буржуазные критики и почитатели Сент-Экзюпери. Правда, устами Ривьера писатель дает ответ — “дело человека важнее его жизни”, но он не может доказать свою мысль художественными средствами, воплотить ее в образы в некоторой степени и потому, что традиционная художественная форма выбранная для этого произведения, не может выполнить тех задач, которые хотел бы возложить на него автор.

Потом писатель еще раз вернется к этому же вопросу, он попробует решить его иначе, но не заново а как бы подразумевая уже высказанный когда-то не удовлетворивший его ответ.

Сейчас, когда уже столько лет отделяют нас от событий, описанных Сент-Экзюпери, его произведения производят на читателя совсем иное впечатление. Ночной полет, которому посвящена книга, стал обыденным, ничем не примечательным явлением. Тогда же дело обстояло иначе. Смельчаков, готовых на риск, находилось немного. Нужна была огромная уверенность в своей правоте, в необходимости таких полетов, чтобы заставить всех летчиков, несмотря ни на какие трудности, совершать их. Такой уверенностью обладала Дора и Сент-Экзюпери. Более того, писатель любил ночные полеты: они позволяли ему предаваться размышлениям, а огни внизу напоминали о людях, которые, как и он, бодрствуют на своей ночной вахте.

Каждая профессия красива заботой о людях — эту мысль писатель едва наметил в своей предыдущей книге. Вспомним, как повторяет про себя в полете Жак Берни: “Драгоценная почта, более драгоценная, чем жизнь. Да, это так. Здесь есть чем жить тридцати тысячам влюбленных… Терпение, влюбленные. К вечеру, когда в окнах засветятся огни, я доставлю ее вам”. В новой книге Сент-Экзюпери эта мысль становится одной из ведущих.

Но забота о людях предполагает прежде всего чувство ответственности. Это две стороны одной медали. И именно чувство ответственности за свое дело перед другими станет для Сент-Экзюпери новой темой творчества.

В первых своих книгах Сент-Экзюпери находится только в преддверии этого открытия, он еще спрашивает “что ценнее”.. Но в одном .он уже твердо убежден и часто повторяет: красота профессии летчика — в возможности служить людям.

Ночной труд летчика сродни ночному труду земных профессий — он также должен приносить людям дополнительные блага, связанные с правильным использованием всех возможностей техники. Но в ночном труде летчика есть своя специфика. Он связан с большим риском, риском, оправданным служением другим. И только это позволяет считать работу летчика романтической профессией, — думает Антуан де Сент-Экзюпери. Совершенствуя технику, человек сам становится выше и лучше. Ночной полет — это и завоевание техники, и рождение человека-победителя.

Таким образом, идея ночного полета позволила писателю вскрыть не только особенности, частности человеческого характера, но и увидеть обширные связи человека со всеми сторонами общественной жизни, потому что ночной полет — это не только сокровенная любовь летчика к своей профессии, но и осознание ответственности перед людьми, давшими ему в руки штурвал самолета.

Летчик Фабьен, как и Ривьер, считает свою профессию лучшей из профессий. Но каждый из них любит свое дело по-своему.

Сент-Экзюпери полагал, что, показывая людей, заинтересованных в одном и том же деле, он тем самым показывает единомышленников, и очень удивлялся, слыша, что читатели осуждают Ривьера, который, по их мнению, противопоставляет себя и летчикам, и их женам, и служащим компании. Сам писатель не замечает этого противопоставления, и в этом был его основной просчет.

Да, Антуан де Сент-Экзюпери писал о летчиках, но самое важное заключается в том, что он писал о человеке, рожденном профессией летчика. Он убежден, что для такого человека «главное, быть может, не могучие радости ремесла, не невзгоды и не опасности, но взгляд на мир, до которого они возвышают».

“Военный летчик”

“Военный летчик” — это книга о поражении и о людях, перенесших его во имя будущей победы. В ней Сент-Экзюпери возвращает читателя к начальному периоду войны, к майским дням 1940 года, когда “отступление французских войск было в полном разгаре”.

По своей форме “Военный летчик” представляет собой репортаж о событиях одного дня. Он рассказывает о полете французского самолета-разведчика к городу Аррасу, оказавшемуся в немецком тылу. Книга напоминает газетные отчеты Сент-Экзюпери о событиях в Испании, но написана она на ином, более высоком уровне. Некоторые критики считают, что этот уровень книге придают философские раздумья писателя, стремление облечь свои конкретные переживания в некую общую философско-художественную форму. Это верно, но недостаточно для правильного понимания книги.

Сент-Экзюпери писал “Военного летчика”, обращаясь к побежденной Франции, и его задачей было выяснить прежде всего для себя, а затем уже для всех| .потерпевших поражение основную проблему: что может сделать человек, попавший в неволю, где и в чем он должен искать опору, откуда черпать надежду на спасение. И решение, к которому пришел Экзюпери, было также вполне конкретным: “Я ни одной минуты не сомневаюсь в спасении нас согревает тепло наших связей — поэтому мы победители”. Писатель видит спасение в творческой натуре человека, в его связях с другими людьми; человек, который “соткан из своих бесчисленных связей с миром”, который неотделим от своей родины, от ее истории и традиций, не может быть побежден.

Поэтому в репортаж о войне неотъемлемой частью входят воспоминания о его детстве, о няне из Тироля — Пауле, о годах учебы в коллеже.

Но Сент-Экзюпери не снимал с себя ответственности за поражение Франции.

“Вот почему я не снимаю с себя ответственности за поражение, из-за которого не раз буду чувствовать себя униженным. Я неотделим от Франции. Франция воспитала Ренуаров, Паскалей, Пастеров, Гийоме, Ошедэ. Она воспитала также тупиц, политиканов и жуликов. Но мне кажетсяслишком удобным провозглашать свою солидарность с одними и отрицать всякое родство с другими.

Поражение раскалывает. Поражение разрушает построенное единство. Нам это угрожает смертью: я не буду способствовать такому расколу, сваливая ответственность за разгром на тех из моих соотечественников, которые думают иначе, чем я. Подобные споры без судей ни к чему не ведут. Мы все были побеждены. Я был побежден. Ошедэ был побежден. Ошедэ не сваливает ответственность за поражение на других. Ои говорит себе: “Я, Ошедэ, неотделимый от Франции, был слаб. Франция, неотделимая от меня, Ошедэ, была слаба. Ее слабость была моей слабостью”. Ошедэxoрошо знает, что, если он оторвет себя от своих, он прославит только одного себя. Но тогда он перестанет .быть Ошедэ, неотделимым от своего дома, от своей семьи, от своей авиагруппы, от своей родины. Он будет всего лишь Ошедэ, блуждающим в пустыне.

Если я разделяю унижение моего дома, я могу повлиять на его судьбу. Он неотделим от меня, как я неотделим от него. Но если я не приму на себя его унижения, мой дом, брошенный на произвол судьбы, погибнет, а я пойду один, покрытый славой, но еще более ненужный, чем мертвец”.

Для Сент-Экзюпери полет в Аррас — событие совсем недавнее, событие, относящееся к сегодняшнему дню. Потому что война не окончилась и потому, что, “возвратившись из полета над Аррасом и, как мне кажется, многое за время полета поняв, я стою один в ночной тишине и предписываю себе простейшие правила, которым никогда не изменю”.

Отсюда и художественный метод Сент-Экзюпери, помогающий читателю ощутить себя современником описываемых событий, — соотнесение их с воспоминаниями о действительно прошедшем — о детстве, о годах учения в коллеже. Сценой из жизни в коллеже и начинается книга. Но эта хронологическая многоплановость явление очень сложное. Два прошедших события связаны единством их осмысления. Сент-Экзюпери-школьник и Сент-Экзюпери-летчик стоят на пороге экзаменов, потому что полет в Аррас — также экзамен, . который принимает от писателя жизнь.

Итак, “Военный летчик” — это книга о поражении и победе, это призыв к действию, к борьбе с нацизмом. “Конечно, мы уже побеждены. Все шатко. Все рушится. Но меня не покидает спокойствие победителя. Мы не в состоянии объяснить, откуда взялось это ощущение победы. Но мы чувствуем свою ответственность. Невозможно, чувствуя ответственность, приходить в отчаяние”.

“Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать”. Несмотря на тяжкие дни поражения, именно теперь к Сент-Экзюпери и его соратникам пришло чувство победы, пришло потому, что они были участниками битвы.

Абстрактный характер многих рассуждений писателя сделал возможным тот парадоксальный факт, что “Военный летчик” был издан не только в Америке, но и во Франции, где он был пропущен немецкой военной цензурой. Правда, скоро нацисты опомнились и конфисковали тираж, но это произошло только из-за приема, который оказали книге патриоты французского Сопротивления.

Незадолго до своей гибели Сент-Экзюпери написал еще одну небольшую, совсем не похожую на другие, книжку — сказку “Маленький принц” и сам ее иллюстрировал. С одной стороны, это сказка, с другой – притча.

Сказка, как и притча, — древнейший жанр устного народного творчества, она учит человека жить, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения. То, что “Маленький принц” — сказка, мы определяют по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза).

Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи становится реализатором размышлений Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия.

“Прообразом” литературной сказки “Маленький принц” можно считать фольклорную волшебную сказку с бродячей фабулой: прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы. Сент-Экзюпери берёт этот сюжет за основу, но по-своему его переосмысливает. За внешне простым сюжетом скрывается философская сказка: Автор затрагивает в ней отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.

Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой – он выбирает телесную смерть.

В сказке сильны романтические традиции. Во-первых, это выбор именно фольклорного жанра – сказки. Романтики обращаются к жанрам устного народного творчества не случайно. Фольклор – это детство человечества, а тема детства в романтизме является одной из ключевых тем.

1. Тема зла. Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны – это “микрозло”, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки.

Второй аспект темы зла можно условно озаглавить “макрозлом”. Баобабы, грозившие разорвать планету на части, – это персонифицированный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом.

2. Конфликт между миром взрослых и детей. Неразрешим конфликт между главным героем и обитателями планет (“странными взрослыми”). Взрослые никогда не поймут принца-ребенка. Они чужды друг другу. Обыватели слепы и глухи к зову сердца, порыву души. Их трагедия в том, что они не стремятся стать Личностью.

3. Тема труда. Планета фонарщика – фонарщик то зажигает, то гасит фонарь. Главный герой считает это прекрасным занятием – он говорит о внутренней стороне прекрасного, а не о внешней оболочке. Человеческий труд должен иметь смысл, а не просто превращаться в механические действия. Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно.

4. Эфемерность прекрасного.В разговоре с географом затрагивается еще одна важная эстетическая тема – эфемерность прекрасного. “Красота недолговечна”, — горестно замечает главный герой. Поэтому Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца.

Тема формы и содержания.Но самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей — прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.

Непонимание, отчужденность людей – это еще одна важная философская тема. Сент-Экзюпери не просто затрагивает тему непонимания между взрослым и ребенком, а тему непонимания и одиночества в космическом масштабе.

Символы: Маленький принц – это символ человека – странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.

Пустыня – это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце.

Антуан де Сент-Экзюпери

Смысл жизни

Предисловие

Статьи, вошедшие в эту книгу, ранее не переиздавались, воспроизведены без изменений и расположены в хронологическом порядке. Для читателя они станут откровением, познакомив с еще неведомым де Сент-Экзюпери — новеллистом, репортером, лектором, автором предисловий.

Открывают книгу самые ранние произведения писателя. Первое — фрагмент повести «Бегство Берниса», потерянной автором. Жан Прево, секретарь редакции журнала «Навир д’Аржан», издаваемого Адриенной Монье, опубликовал его в апрельском номере 1926 года под названием «Авиатор». Прево был поражен талантом и правдивостью начинающего автора. В «Авиаторе» есть страницы, достойные войти в лучшие произведения зрелого де Сент-Экзюпери, написанные в присущей ему стилистике.

Жан Прево познакомился с Антуаном де Сент-Экзюпери в салоне Ивонны де Лестранж в декабре 1925 года. Молодые люди были ровесниками. Жан Прево участвовал в Сопротивлении, был в отряде Веркора, он погиб на следующий день после гибели де Сент-Экзюпери.

За «Авиатором» следуют очерки, написанные де Сент-Экзюпери во время поездок в Россию и Испанию, опубликованные в газетах «Пари суар» («Вечерний Париж») и «Энтрансижан» («Непримиримый»).

Сент-Экзюпери отправился в Москву после турне с чтением лекций по Средиземноморью, которое он совершал вместе с друзьями летчиками Жаном-Мари Конти и Андре Прево в конце апреля 1935 года.

После катастрофы, оборвавшей перелет Париж-Сайгон , Сент-Экзюпери, вернувшись из Египта, вынужден был выплачивать большую неустойку и поэтому с большим воодушевлением принял предложение газеты «Энтрансижан» поехать в качестве спецкора в Испанию, где началась гражданская война. В августе 1936 года он отправил в газету свои очерки о Барселоне и боях в Лерида.

Год спустя он вновь приедет в Испанию, но корреспондентом «Пари суар», остановится в Мадриде и будет писать о линии фронта в Карабаншеле.

Очерки Сент-Экзюпери интересны и как его живые, непосредственные впечатления, и как глубокое осмысление этих впечатлений. Не одна страница «Планеты людей» будет написана под влиянием этого жизненного материала — Моцарт, пробуждение сержанта-испанца… В очерках уже зазвучали темы, которые обретут полноту в «Цитадели», — уважение к человеку, смерть, рвение, справедливость, порядок, милосердие.

Очерк «Мир или война?» был написан сразу после Мюнхена и опубликован в октябре 1938 года в «Пари суар». Мы знакомимся с Сент-Экзюпери, охваченным тревогой за будущее, пытающимся найти возможность примирить враждующие стороны, понимающим, что это невозможно и что настоящее — лишь прелюдия будущей мировой катастрофы. В этот миг он вспоминает испанцев, которые ночью переговариваются через фронт из траншеи в траншею. Из тех же тревог и тех же предчувствий родился роман Мальро «Надежда».

Последняя из трех глав «Мира или войны?» носит название «Надо придать смысл человеческой жизни» и волнует больше других. Мы находим в ней мысли и чувства, которые Сент-Экзюпери разовьет в «Письме генералу X»: отвращение к войне, горечь от того, что тяжелые времена превращают человека в робота, лишая его возможности думать. К размышлениям о противоречиях, к образам пастуха, дозорного, землепашца он вернется в «Цитадели».

В октябре 1929 года Сент-Экзюпери был назначен директором филиала «Аэропосталь» в Южной Америке, где нужно было прокладывать новые авиатрассы. Так же, как Гийоме, как Мермоз, он совершал разведывательные полеты. В одном из них над Патагонией попал в циклон. В августе 1939 года еженедельник «Марианна» не поскупился на целую страницу, отдав ее рассказу об этом поединке, который был назван «Пилот и стихии». Этот рассказ часто сравнивали с рассказом Конрада «Тайфун», который, кстати, вспоминает и сам Сент-Экзюпери, говоря, что человек не может сразу осознать, что с ним происходит, не понимает, что на него обрушилось, так как вынужден беспрестанно действовать, и только, вспоминая, видит, что же он пережил.

За очерками помещены «Письмо французам» и «Письмо генералу X».

«Письмо французам» было написано сразу же после высадки англо-американских частей в Северной Африке в ответ на оккупацию немцами Южной. Главная его тема — единство, столь необходимое для французов. Призыв Сент-Экзюпери появился в газете «Канад» («Канада») в Монреале, был переведен на английский и опубликован в «Нью-Йорк тайме мэгэзин», перепечатан во всех североафриканских газетах, передан по всем американским радиостанциям, вещающим по-французски. Мыслью о необходимости единства проникнуто и «Письмо к заложнику», о том же напоминает и конец «Военного летчика»: «А побежденные должны молчать. Как зерна».

С «Письмом генералу X» читатель знаком лучше. Оно было написано в июле 1943 года в Лa-Mapca, неподалеку от Туниса. Осмысленность человеческой жизни — вот главная забота Сент-Экзюпери и в этом письме, и в «Мире или войне?».

Завершают книгу предисловия Сент-Экзюпери к двум книгам и номеру журнала «Доюоман», посвященного летчикам-испытателям. Выступив как автор предисловий, писатель опять говорит о главном: «Самое главное? Это, пожалуй, и не высокие радости ремесла, и не его печали, и не опасности, но та точка зрения, до которой они поднимают человека».

Живительная книга, представляющая Сент-Экзюпери мастером тех литературных жанров, заниматься которыми его вынудили обстоятельства, вновь погружает нас в мир напряженной и деятельной мысли человека, страстно желавшего осмыслить жизнь и наполнить ее смыслом для всех людей.

Клод Рейналь

АВИАТОР

Перевод с французского Марианны Кожевниковой

Колеса с силой давят на тормозные колодки.

Завертелся винт, поднялся ветер, и трава метров на двадцать впереди заструилась, словно вода. Одним движением руки летчик может выпустить бурю, может удержать ее.

Шум нарастает, мощнее, мощнее, и вот уже ощутимая плотная среда, окружившая летчика. Когда пилот чувствует, что шум проник в него, его заполнил, слился с ним, он думает — «хорошо» и прикасается тыльной стороной ладони к гондоле — нет, не дрожит. Он рад, что энергия обрела такую плотность.

Летчик наклоняется: «Друзья! Счастливо». Ради прощанья на рассвете друзья пришли, волоча за собой безразмерные тени. Но на пороге прыжка длиной в три тысячи километров летчик уже не с ними… Он смотрит на силуэт фюзеляжа, нацелившегося в небо, — против света он похож на ствол гаубицы. За винтом дрожащей пеленой стелется пейзаж.

Винт теперь вращается не спеша. Летчик расслабляет руки, так отдают швартовы. Дивясь тишине, он застегивает ремни безопасности, крепления парашюта, потом двигает плечами, туловищем, устраиваясь поудобнее в гондоле. Еще немного — и взлет, с этого мига он уже в ином мире.

Последний взгляд на приборную доску, где застыли говорящие циферблаты, — высотомер летчик аккуратно переводит на ноль. Последний взгляд на толстые короткие крылья, одобрительный кивок: «порядок», вот теперь он свободен. Катит медленно навстречу ветру, тянет ручку газа на себя, мотор выбрасывает гарь, становится горячее, самолет рвется вперед, роя винтом воздух. Эластичная струя воздуха подбрасывает самолет вверх, принимает обратно, смягчая удар. Прыжок, еще прыжок, еще. Летчик подлаживает скорость самолета к потоку воздуха, слившись с ним, чувствует, что расширяется, растет.

Земля перед глазами вытягивается, вьется ремешком между колесами. Воздух сначала неощутимый, потом текучий, теперь уплотнился, пилот опирается на него и поднимается выше, выше.

Исчезли ангары, что стоят вдоль взлетной полосы, потом деревья, потом холмы, и все шире и шире открывается горизонт. С высоты двухсот метров все кажется игрушечным — малютки деревья, раскрашенные домики, леса, похожие на клочки меха. Поднимешься еще выше, и земля оголится.

Выкрутасы… — сайт исследования личных интересов.

«Настоящая любовь начинается там, где ничего не ждут взамен»

Антуан де Сент-Экзюпери

Он был летчиком, но мир больше знает его как писателя. Давно забыты многие другие его современники, а Антуан де Сент- Экзюпери и его, из сердца идущие повествования, продолжают жить среди нас. И что удивительно – каждое из последующих трех поколений, выросших за эти 70 лет, понимает и ценит его больше предыдущих. Он намного опередил свое время, раз понятен и близок далеким потомкам.

Личная планета Экзюпери на Земле – замок детства в Лионе

Он не мог родиться ни в какой другой стране, кроме Франции. Потому что пришел в этот мир с необычайно тонкой и нежной душой, и только там она могла развиваться и не погибнуть от грубых прикосновений. Этому способствовали дворянские корни семьи, в которой он родился на рубеже столетий в 1900 году, небогатое, но чудесное детство в родовом замке графов де Сент-Экзюпери, любящая мать, которая заложила в душу ребенка любовь к людям и Франции.

Мать Антуана, графиня Мари де Фонколомб, в одиночку подымавшая детей после ранней смерти мужа, была его лучшим другом. Уезжая, он писал ей полные любви и нежности письма, стараясь не пугать своими бедами. Удивительная и странная была у него судьба. Жизнь потомственного дворянина, пусть и обедневшего рода, могла сложиться совсем по-другому. Но повзрослевший Антуан не принимал и не понимал светскую жизнь, к которой его приобщали родственники. Он охотно променял ее на службу в армии. И это был первый шаг по направлению к авиации, ставшей его судьбой.

Он родился, чтобы стать летчиком

Было ли это случайностью? То, что Антуан прервал учебу, отсрочку от армии, и записался именно в авиаполк? То, что стал писать именно о полетах, летчиках и авиации? Стал бы он писателем, если бы не стал летчиком? Очевидно, он услышал подсказку своей души, и принял решение, определившее всю его дальнейшую жизнь. Поднявшись в небо, он уже не смог без него жить. «Эта ласковая земля – для моих корней. Но для ветвей – все небо, и ветры, прилетающие издалека, и молчание, и свобода одиночества», так тонко и поэтично связал он землю и небо в своей жизни, сравнив себя с деревом.

Небо, которое он так любил, и черпал в нем силы жить, не отвечало ему такой же любовью. Небо не допускало его к себе, а если он прорывался к нему, сбрасывало обратно на землю. За свою карьеру летчика у Сент-Экзюпери было 15 аварий. Первая авиакатастрофа, после которой его комиссовали с черепно-мозговой травмой, произошла на первых шагах военного летчика еще в 22 года. Вернувшись в авиацию в 26 лет гражданским пилотом, к 40 годам это был уже изломанный авиакатастрофами больной и уставший человек. Но он никогда не жаловался на судьбу, он рвался в небо, летал, падал, писал книги, опять падал, и опять взлетал. И признавался, что когда грозит опасность, вновь чувствует себя человеком.

Писателем он был по призванию души

Не могло быть одного без другого, Антуан писал о том, чем жил и занимался, что очень хорошо знал и пропускал через свое сердце. Это особенные произведения, в них главное – не действия, а человек в действиях, его отношение к происходящему и к жизни в целом. «Человек — всего лишь узел отношений. И только отношения важны для человека» («Военный летчик»). Устами литературных героев говорил сам Сент-Экзюпери, это было его глубокое философское понимание мира, и он хотел донести его до людей. Доносил он простым и понятным языком так, что заставлял увидеть то, чего глазами не увидишь, и говорил, что слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться, найти в себе Моцарта. А он хотел, чтобы они пробудились, любили жизнь, друг друга, и никогда не воевали. Мечтал, что люди будут понимать друг друга с полуслова.

Война, как насмешка над его гуманистическими идеалами, стала личной трагедией Сент-Экзюпери. Он не мог стоять в стороне, когда его любимой Франции угрожал фашизм, и в первый же день после объявления войны идет на мобилизационный пункт. Ему 39, он стар для новых скоростных военных самолетов, но отговаривать его бесполезно. Он, уже известный писатель, настоял на своем, и летал на боевых машинах с аэрофоторазведкой над оккупированной Францией, над Лионом и замком своего детства, сердце его рыдало. Он мог погибнуть, как погибли все его товарищи, но судьба хранила его – еще не был написан «Маленький принц», самая знаменитая его книга, любимая всеми поколениями.

Эмиграция, как маленькая смерть

После капитуляции Франции Сент-Экзюпери уезжает в Америку. Невзирая на то, что до войны он работал в Аргентине, и у него были знакомые в Америке, два года эмиграции были для него самыми тяжелыми в жизни. У него не сложились отношения с заносчивой эмигрантской средой. Он не примкнул ни к одной из враждующих между собой группировок «голлистов» и «вишистов», и стал врагом для тех и других. Завистники и приспособленцы, они клеветали и обвиняли в предательстве того, кто в сотни раз больше их любил Францию, и готов был ради нее отдать жизнь.

В 1941-1942 гг. в Нью-Йорке Сент-Экзюпери пишет повесть «Военный летчик» и «Письмо к заложнику», начинает писать «Цитадель». В те тяжкие для него часы, находя утешение только в творчестве, Сент-Экзюпери написал сказку «Маленький принц». Никогда еще его слова и фразы не были такими отточенными и, как стрелы, попадали в самое сердце, минуя разум. Никогда еще его грусть не была такой пронзительной. От внешне простых историй с прирученным лисом, с гордой розой, с закатом солнца – щемит сердце и хочется плакать. Они вобрали в себя всю грусть, тоску и одиночество Сент-Экзюпери того периода.

Он вернулся во Францию, чтобы уйти навсегда

Сент-Экзюпери живет надеждами вернуться во Францию и в авиацию, быть полезным своей стране. Ему отказывают из-за возраста, и только ходатайство сына Рузвельта открывает ему дорогу обратно. Он летает с разведывательными целями на скоростном безоружном Лайтинге и чрезвычайно гордится этим. В день его рождения 29 июня его самолет атаковали, но он сумел уйти. Его планета, как и у Маленького принца, в тот момент еще не стояла на одной линии с Землей. На эту линию она встала ровно через месяц и один день – 31 июля 1944 года, тогда он просто исчез вместе с самолетом. Обломки его самолета обнаружили в Средиземном море только в 2000 году.

Как вам статья о Антуане де Сент-Экзюпери, понравилось?

Хорошего вам дня,

Кай

* статья подготовлена по заказу для сайта «Выкрутасы», http://trickythoughts.ru