Сент мадлен в везле

Базилика Святой Марии Магдалины (Аббатство Везле)

Базилика Святой Марии Магдалины в 1979 году внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «шедевр бургундского романского искусства и архитектуры». В Средние века она являлась церковью бенедиктинского монастыря в Везле — в то время одного из главных католических паломнических центров Европы.
Аббатство Везле, давшее название небольшому французскому городку, расположенному в Бургундии, в 15 километрах от Авалона, было основано в 858-859 году графом Жераром де Руссильоном — фактическим правителем Королевства Нижняя Бургундия. В 882 году стало известно, что в аббатство Везле из Прованса доставлены мощи Марии Магдалины, обнаруженные в местечке Сен-Максимен-ла-Сент-Бом в заброшенном склепе, который был объявлен монахами из Везле местом погребения Марии Магдалины. В аббатство устремились паломники со всей Европы, тем более, что дальше их путь лежал в испанский город Сантьяго-де-Компостела, к могиле апостола Иакова.
Чтобы иметь возможность разместить всех паломников, прибывающих в аббатство, в 1096 году было начато строительство церкви в романском стиле. Деньги на строительство собирали с крестьян, «приписанных» к монастырю. Непосильные поборы стали причиной вспыхнувших в 1106 году крестьянских волнений, в ходе которых был убит настоятель монастыря. Тем не менее, работы по возведению церкви не прекращались. Во время строительства храм несколько раз горел, но всё время восстанавливался. Наконец, в 1132 году папа Иннокентий II освятил просторный нартекс (притвор) храма, в 1135 году было завершено возведение нефа церкви.
XII век — время расцвета и славы аббатства Везле. Монастырь становится не только важным центром паломничества, но и «сердцем» крестовых походов в Святую землю. Именно здесь в 1146 году аббат Бернард из Клерво произнёс пламенную речь, которой убедил французского короля Людовика VII начать Второй крестовый поход. В 1190 году из Везле в Третий крестовый поход отправились английский король Ричард Львиное Сердце и король Франции Филипп II Август, при чём Ричард Львиное Сердце перед походом прожил в аббатстве около трёх месяцев.
В это же время аббатство Везле, напрямую подчинявшееся Святому Престолу, вынуждено было отражать постоянные нападки на свою независимость от епископов Отёна, графов Неверских и аббатства Клюни. Возросшее могущество и большой авторитет среди монархов католической Европы аббатства Везле не давали покоя его соседям — как «братьям» по вере, так и светским правителям. Монастырь Святой Марии Магдалины то подчинялся аббатству Клюни, то выходил из-под его власти, то попадал под управление епископства Отёна, то снова получал «вольную» из Рима.
Могущество аббатства Везле закончилось в одночасье в 1279 году, когда стало известно, что в городке Сен-Максимен-ла-Сент-Бом обнаружены истинные мощи Святой Марии Магдалины. По поручению Карла II Анжу-Сицилийского, рассчитывавшего с помощью новой святыни пополнить изрядно оскудевшую казну, местные монахи-доминиканцы составили целый список чудес, совершённых вновь обретёнными мощами. Известия о чудесах в Сен-Максимине быстро распространились по всей Европе, и поток паломников теперь направлялся в Прованс, минуя Везле.
Аббатство Везле быстро потеряло своё значение, обеднело и в 1537 году было секуляризовано. В 1569 году, во время религиозных войн, гугеноты разграбили монастырь, в это же время были утрачены мощи Марии Магдалины. Великая французская революция довершила гибель аббатства, превратив его в руины.
В 1834 году известный французский писатель Проспер Мериме, занимавший должность главного инспектора исторических памятников Франции, совершая поездку по Бургундии, обнаружил руины церкви Святой Марии Магдалины, которая находилась на грани полного обрушения. Благодаря Просперу Мериме церковь Святой Марии Магдалины в 1840 году была внесена в список исторических памятников Франции и, таким образом, «заручилась» защитой государства. В этом же году под руководством архитектора Эжена Виолле-ле-Дюка начались восстановительно-реставрационные работы, которые продлились до 1859 года. Были восстановлены великолепный тимпан центрального портала нартекса, богатейшее скульптурное оформление фасадов и порталов церкви, а также утраченный декор внутренних помещений храма (своды, арки, капители, скульптуры).
В 1870 и 1876 годах церкви были пожертвованы мощи Марии Магдалины, а в 1920 году храм получил статус Малой базилики.
В настоящее время Базилика Святой Марии Магдалины — не только одна из самых известных достопримечательностей Франции, но и один из важных паломнических центров в стране (по количеству паломников занимает 8-е место во Франции).

Аббатство Везле

Аббатство Везле (Франция) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Аббатство Везле

Легенда гласит, что в 9 столетии монах аббатства Везле тайно вывез из осажденного сарацинами Марселя останки Марии Магдалины, и вскоре у выставленных в храме мощей начались чудесные исцеления. Паломники повалили толпами, монастырь богател на глазах. Но на пике славы в Провансе обрели другие, «подлинные», мощи Магдалины, и паломники переориентировались туда. Уничтожение обители завершила Великая французская революция, возродили ее только в середине 19 века. В 1979 г. аббатство Везле включили в реестр Всемирного наследия человечества ЮНЕСКО.

Что посмотреть

Фасад романской базилики Марии Магдалины ассиметричен, южная башня Св. Михаила возвышается на 37 м, северную так и не достроили. Над входным порталом высечен барельеф с картиной Страшного суда. На карнизе — сцены жития Марии Магдалины.

Центральный портал огромен, его барельефы изображают Сошествие Святого Духа. Широкие лучи от рук Христа падают на головы апостолов, под ними высечены фигуры известных и неведомых народов, ждущих небесной благодати. Среди них видны легендарные пигмеи, великаны, собакоголовые киноцефалы, панотии с покрытыми шерстью огромными ушами, заменявшими им одежду.

Интерьер представляет собой энциклопедию духовного мира средневековья. Главный неф украшен многочисленными скульптурами и медальонами, аллегориями времен года и знаков Зодиака, иллюстрациями к Евангелиям и житиям апостолов. На капителях колонн вырезаны ангелы, поражающие демонов, и символические композиции.

Практическая информация

Адрес: Бургундия, Vezelay. Координаты GPS: 47.466531, 3.748342.

Как добраться: из Дижона на автомобиле по дорогам А38 и А6 (1,5 часа); автобусом № 49 до Авалона, оттуда на такси (всего 2,5 часа).

Время работы: ежедневно с 7:00 до 20:00. Посещение бесплатное, приветствуется пожертвование до 4,5 EUR. Экскурсии нужно бронировать заранее, гидами работают монахи и научные сотрудники. Цены на странице указаны на июнь 2019 г.

Везле – исторический город в Бургундии, расположенный в 15 километрах к западу от города Авалон. Здесь сохранился один из самых прекрасных романских храмов, представляющих собой удивительную архитектурную достопримечательность Франции. Церковь старого бенедиктинского аббатства, ныне известная как базилика св. Марии Магдалины, или Сант-Мари-Мадлен, была построена в 1100-х гг. Что касается самого монастыря, то он возник еще в IX столетии и стоял в начале одного из четырех главных паломнических маршрутов, ведущих в Сантьяго-де-Компостелу.

Аббатство Везле, история обители бенедиктинцев

Аббатство Везле, давшее жизнь одноименному городу, имеет долгую и интересную историю. Еще во времена ранних христиан здесь существовала молельня, но толчком к развитию религиозного центра послужило основание в 9 веке бенедиктинского мужского монастыря, который расположился на высоком холме и был хорошо защищен от военных нападений. Первая церковь этого монастыря была освещена в 878 году, а в середине 11 века сюда переместили легендарные мощи Марии Магдалины, будто бы доставленные со Святой земли не то лично основателем монастыря – св. Бадило, не то его посланниками.

Вскоре монастырь перешел в подчинение крупнейшему во Франции аббатству Клюни, что вкупе с растущим потоком паломников, желающих поклониться мощам известной святой, способствовало росту статуса Везле. Развитию Везле также способствовало и то обстоятельство, что к середине 12 века оно превратилось в один из важнейших пунктов на паломническом пути к Сантьяго-де-Компостела. Важно также отметить, что именно в Везле святой Бернар Клервосский в своей знаменитой проповеди призвал христиан ко второму крестовому походу.

Все это создавало необходимость в новых обширных архитектурных пространствах, которые бы соответствовали статусу аббатства Везле и могли бы вместить постоянно растущее количество паломников. Постройка новой, более вместительной церкви легла тяжелым бременем на плечи окрестных крестьян. Недовольные ростом налогов, связанных со строительством, они подняли мятеж и убили аббата. Тем не менее постройку удалось завершить, и новый большой храм был освящен 21 апреля 1104 г. Первая значительная реконструкция существующей церкви была произведена в начале 12 века, когда были выстроены романские хоры. В 1120 году построенный при Каролингах неф храма был серьезно поврежден пожаром, после чего был выстроен больший по размерам неф в романском стиле, а затем – пристроен обширный нартекс (крытая паперть), освященный папой Иннокентием II в 1132 г.

В 1162 году аббатство Везле вышло из-под контроля Клюни, и стало относиться к епископству города Отёна. Вскоре после этого снова случился большой пожар, уничтоживший крипту и хоры, что повлекло за собой новые реконструкции. Были возведены хоры и трансепт в новом, только зарождающемся в то время готическом стиле. В 13 веке после добавления к нефу аркбутанов церковь приобрела облик, который, несмотря на многие перипетии ее долгой истории, сохраняется и по сей день.

Падение популярности Везле началось со 2-й пол. XIII в. В 1279 г. произошло еще одно удивительное обретение мощей св. Марии Магдалины в Сент-Максимин-ля-Сент-Бом в Провансе, причем реликвии оказались абсолютно неповрежденными и даже с подробной сопроводительной надписью, поясняющей, почему они были скрыты. Король Сицилии Карл II Анжуйский основал на этом месте доминиканский женский монастырь, и монахини-доминиканки быстро собрали множество свидетельств о произошедших в округе чудесах, связанных с мощами св. Марии Магдалины. Это открытие серьезно подорвало положение Везле как главного в Европе центра почитания Марии Магдалины и аббатство постепенно превратилось в заброшенный провинциальный монастырь. В 16 веке по указу папы аббатство Везле было распущено, а его церковь превратилась в коллегиальную. Спустя некоторое время в разгар религиозных войн, протестанты разорили церковь, сожгли реликвии и разбили скульптуры порталов.

В эпоху Французской Революции постройки аббатства претерпели новые разрушения, на этот раз от рук революционеров. Знаменитый французский писатель Проспер Мериме, путешествовавший по Бургундии в 1840 году, обнаружил руины аббатства, когда-то одного из крупнейших во Франции, и добился, чтобы они были признаны историческим памятником. В течение двадцати с лишним лет знаменитый архитектор и исследователь средневекового искусства Эжен Виолле-ле-Дюк реставрировал аббатство Везле, завершив работу в 1861 году. В результате проведенных им реконструкций архитектура Везле несколько утратила свои первоначальные черты, которые начиная с 1997 года по настоящее время постепенно восстанавливаются учеными и реставраторами. В 1945 году церковь вновь стали использовать монахи, а в 1979 она вошла в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Каждый год Везле посещают тысячи туристов, желающих полюбоваться красотой романских и готических форм его архитектуры.

Базилика Сант-Мари-Мадлен, архитектура и достопримечательности

Церковь в Везле стала один из наиболее значительных памятников бургундской архитектуры и скульптуры романского периода. По сравнению с другими постройками того времени храм имеет ряд архитектурных новшеств. Церковь святой Магдалины состоит из трех частей: неф с десятью пролетами окружен трехпролетным притвором (с запада) и готическим трансептом с хорами, обрамленными галереей (с востока).

Фасад церкви весьма неоднороден. Он многократно разрушался и реставрировался, и различные его части относятся к разным эпохам: от 12 до 19 веков. На нижнем ярусе располагаются три портала романской постройки (12 век), но скульптуры их тимпанов были разрушены; центральный тимпан содержит композицию «Последний суд», произведенную в 19 веке, а боковые – и вовсе обнажены. Венчает центральную часть портала готический шпиц со скульптурами 13 века, а по бокам находятся основания колоколен, выстроенные в 12 веке. Только южная колокольня имеет завершение, относящееся к 13 веку; ее балюстрада была построена в 19 веке. Вторая колокольня церкви расположена к югу от средокрестия.

Войдя в церковь, попадаешь в притвор, состоящий из трех нефов. Практически вся его верхняя часть, включая своды и капители, была реконструирована в 19 веке. Самым примечательным объектом в церкви является центральный портал притвора, ведущий в неф. Он относится к 12 веку и сохраняет свой первоначальный скульптурный декор.

Тимпан этого портала украшен уникальной для европейского искусства сценой создания Церкви, с Христом, благословляющим апостолов обращать народы в новую веру. Вокруг Христа с апостолами, в окаймляющем тимпан полукруге, изображения различных народов – евреев, армян, византийцев, фригийцев, которых готовы обратить в христианскую веру апостолы Петр и Павел, фигуры которых расположены в середине полукруга.

Тематика этой скульптурной композиции напоминает о тех временах, когда базилика служила центром пропаганды крестовых походов. Тимпан обрамляют два ряда архивольтов с медальонами, содержащими знаки зодиака и изображения крестьянских занятий, соответствующих различным месяцам.

Боковые порталы сохранились хуже центрального, но также относятся к романской эпохе. Их украшают различные библейские сцены.

Особый интерес представляют капители нижнего яруса, расположенные как в притворе, так и в нефе. Они представляют собой маленькие шедевры романской пластики, изображающие разнообразные библейские сюжеты.

Под хорами находится крипта, восстановленная после пожара в середине 12 века, в которой сохранилось несколько фресок 13 века и старинные артефакты.

Кроме церкви на территории аббатства можно увидеть несколько остатков романских зданий, перемежающихся с реконструкциями 19 века.

Портал церкви святой Марии Магдалины в Везле

Один из самых моих любимых романских порталов находится в церкви святой Марии Магдалины в Везле. Люблю я его за то, что там изображены всякие паноции, пигмеи, кинокефалы и прочие персонажи «Баудолино». Прочтя Эмиля Маля, я радостно думала, что центральный портал храма в Везле — это такое свидетельство настоящего христианского гуманизма, рассказ о том, как христианскую весть несут апостолы не только людям всего мира, но даже и тем, кого людьми трудно назвать, «monstrous races». Но вот оказалось, что Эмиль Маль — это вовсе даже позапрошлый век, а современные учёные много нового на портале обнаружили и проинтерпретировали.
Сейчас я тем, кому не лень, под катом подробно обо всём доложу, а те, кому лень, могут просто полюбоваться на паноциев:
Наверное, не все помнят, как портал выглядел целиком, так что вот его фотография, дополненная схематическими примечаниями, изготовленными мною когда-то для неблагодарных студентов:
Эмиль Маль полагал, что здесь изображена сцена схождения Святого Духа на апостолов, то есть Троица. На вопрос, почему же тут присутствует Христос, он отсылал всех желающих к сохранившейся миниатюре с изображением Троицы из клюнийского лекционария 11 века, где Христос благословляет апостолов на проповедь. Это был иконографический прецедент.
У некоторых искусствоведов почему-то всё же оставались сомнения. В 1944 году Адольф Каценелленбоген, не в силах больше с ними бороться, опубликовал в Art Bulletin статью, посвящённую порталу в Везле. Вкратце суть её сводилась к тому, что вовсе никакая не Троица там высечена, а сразу и Вознесение Христово (непосредственно перед которым Христос обещал апостолам скорое пришествие Утешителя)и подробное, энциклопедическое по сути, повествование о миссии апостолов. Такое объяснение сути дела не меняло, но, хотя и было более логичным, не ссылалось ни на какие предыдущие или последующие подобные иконографические схемы, а к тому же не уделяло никакого внимания находящимся над тимпаном циклам со знаками зодиака и повседневными трудами.
В 1980 году Майкл Тэйлор вернулся к объяснению Маля, но на этот раз подкрепил его богословскими рассуждениями. Он напомнил, что в 1098 году на соборе в Бари «филиокве» было признано догматом. Таким образом, введение Христа в сцену Троицы в церкви Марии Магдалины было связано с последними догматическими изменениями в учении Католической Церкви.
Наконец, в 2000 году Питером Лоу была предложена самая убедительная теория. Очень простая — Христос здесь есть олицетворение всей Троицы. Учёный обратил внимание на то, что прямо над головой Христа цикл с повседневными трудами и знаками зодиака прерывается тремя фигурками: акробата, собаки и русалки У меня под рукой только акробат:
По Лоу их странные скрученные тела не просто означают цикличность времени. Это ещё и символ вечного триединства Бога.
Кроме того, Лоу предположил, что весь портал — это иллюстрация к тексту из послания к Ефесянам (2, 11-22):
Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
Тогда получается, что народы в правой части тимпана (как раз там, где чудовища) — язычники из послания к Ефесянам, а те, что в левой части — иудеи. Процессия в нижней части, состоящая из людей, приносящих в дар зерно, рыбу и быка, связана с иудейскими обрядами, проводившимися на Шавуот (как раз на время этого праздника пришлось дарование Святого Духа апостолам).
Что самое интересное, Лоу увидел в самом расположении Христа и апостолов на портале буквальную иллюстрацию к словам «утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем». Если присмотреться, действительно можно увидеть, что голова Христа окружена трапециевидным пространством, напоминающим по форме краеугольный камень, а все семь фигур в нижней части портала (Иоанн Креститель и шесть апостолов) связаны с архитектурными опорами храма — пилястрами и разделительным столбом.
В общем, главная идея Лоу состоит в том, что бенедиктинцы, которым принадлежал храм в Везле, замыслили свой главный портал, как совместный портрет монашеской общины и приходящих паломников, как некое видение возрождённой Церкви.
Конечно, все эти изыскания не меняют сути изображённого, но как приятно, когда многие маленькие несостыковки оказываются прояснёнными!
А тем, кто дочитал всё это до конца — изображения любимых монстров — пигмеев:
кинокефалов:
и свинообразных эфиопов: