Серов картины

Валентин Александрович Серов появился на свет в Санкт-Петербурге в 1865 году. Он жил с матерью в Мюнхене, где учился рисовать сначала у немецкого гравера Карла Кеппинга, потом у И.Е. Репина.

Серов сдружился с Ильей Ефимовичем, гостил с ним летом в Абрамцеве, вместе с ним путешествовал по Крыму, а затем и по Украине.

В 1889 году он взял в жены Ольгу Трубникову. Валентин Александрович стал давать частные уроки, написал много картин на заказ.

Он умер в 1911 году из-за приступа стенокардии, ему было всего 46 лет. Но за свою не такую уж длинную жизнь успел написать множество запоминающихся полотен, был признанным мастером портрета, известным живописцем и графиком.

Самые известные картины Серова, их фото, до сих пор узнают и любят, даже люди, далекие от мира искусства знают их названия.

10. Пётр I


Картина «Петр I» появилась в 1907 году. Издательство Кнебеля решило выпустить серию исторических картин-пособий, которые использовались бы для обучения школьников. Но вместо обычного портрета получилась картина, полная жизни и динамики.

Сейчас эта работа художника считается одной из лучших, а когда-то была мало оценена по достоинству.

В центре полотна мы видим царя, который направляется к месту возведения своего любимого города – Санкт-Петербурга.

На его лице страшное и властное выражение, глаза горят, волосы развиваются по ветру. Зритель словно смотрит на них снизу вверх. За царем идут люди, одетые в иностранные платья. Это мастера, которые были приглашены для строительства новой столицы.

На заднем плане мы видим стройку, т.к. уже начались работы по возведению великого города.

9. Автопортрет


Картина «Автопортрет» относится к 1880 году, она создана маслом на холсте. Здесь мы видим юного живописца.

Поражают глубокие, зеленого цвета глаза художника. Взгляд у него внимательный, как бы отражает его сложный характер.

Серов всегда считался мастером в создании портретов. Создание автопортрета было для него чем-то вроде личного экзамена, который он смог выдержать.

8. Баба с лошадью


Серов любил показывать деревенскую Россию. Но он не стремился воспроизвести ее убогость или же подчеркнуть красоту природы.

Он смотрел на все, как реалист, и показывал зрителям простые деревенские картины, написанные с добротой и сердечностью.

Одна из них – «Баба с лошадью», созданная в 1889 году. Мы видим веселую молодую девушку с румяными щеками. Она стоит рядом со своей лошадью, держит ее за уздечку.

Художник писал, что ему хотелось передать ощущение русского мороза. Когда он приступил к написанию картины, его окружили крестьяне, наблюдали за его работой и восхищались его умениями.

Позже он не раз говорил, что именно одобрение простого народа позволяет ему гордиться своим творчеством.

7. Портрет Марии Акимовой


На картине «Портрет Марии Акимовой» показана женщина, на лице которой читается усталость души, измученность.

Получился шедевр, который поразил и современников. Серову удалось прочувствовать сложную судьбу женщины и передать свои ощущения зрителям.

У Марии Николаевны Акимовой действительно была непростая жизнь. Как только она вышла замуж, сразу же стала вдовой, т.к. ее муж, картежник и мот, утонул, бросившись в реку. Женщине пришлось отбиваться от кредиторов.

Она смогла обрести свое счастье, только вновь выйдя замуж. Именно в это время ее портрет и написал Серов. Но прожила она после этого не долго. Пережитые несчастья подорвали ее здоровье, вскоре она умерла из-за болезней.

6. Портрет Николая II


Создана в 1900 году. Николай II решил подарить супруге свой портрет и заказал его у Валентина Александровича.

Современники считали, что ему удалось показать, прежде всего, человека, а не царя. Его поза расслаблена, в облике Николая II нет высокомерия или пафоса.

Перед нами интеллигентный мужчина, в глазах которого видна тревога и переживание. Получилась «теплая» картина.

5. Девушка, освещённая солнцем


Моделью для этой картины стала кузина художника, Маша Симонович. Он решил написать ее на фоне усадьбы в Домотканово. Получилась замечательная работа, через которую Серов пытался передать чувство восторга и умиления, которое у него появляется, когда он видит настоящую русскую красоту.

Портрет полон жизни. Мы видим лето, ароматное, зеленое, солнце играет лучами и разогревает землю. Устав от его ярких лучей, девушка села под деревьями, но и там не смогла спрятаться от солнечного света.

Трудно оторвать взгляд от слегка задумчивого, но умиротворенного взгляда, яркого румянца на щеках.

Картина «Девушка, освещённая солнцем» была одним из самых любимых творений Серова.

4. Похищение Европы


Картина «Похищение Европы» была создана в 1910 году. Ее сюжет был взят из мифологии.

Зевс полюбил дочь царя Агенора Европу. Он явился к ней и к ее подругам в образе красивого быка. Девушки играли с ним. А когда Европа села на спину быка, он поплыл с ней на Крит. Там она стала женой Зевса.

Идея написать эту картину появилась у художника после посещения Крита в 1907 году, где он изучал остатки Кносского дворца.

У него получилось монументальное панно. Его бык – рыжий, а не белый, как до этого было принято его рисовать. Цвет выбран не случайно. На фоне сине-фиолетового моря ярко-оранжевое пятно смотрится особенно выразительно.

3. Дети


Каротина «Дети» появилась в 1899 году. На ней изображены дети В.А. Серова, двое мальчиков, одному из которых, Саше – 7 лет, а второму, Юре – 5. Они стоят на террасе дачи.

Они очень похожи друг на друга, с темными волосами, которые вьются и падают на лоб, к тому же одинаково одеты. Старший мальчик смотрит на Финский залив, а младший – на зрителя.

Жесты и позы передают характеры детей. Старший брат сосредоточенно наблюдает, а младший мечтательно и задумчиво смотрит вперед.

Серов писал эту картину для себя. У него получилось изобразить детей в естественных позах, а также нарисовать удивительный пейзаж, передающий настроение автора: вечернее небо, водная гладь, тяжелые облака.

2. Портрет Мики Морозова

На картине «Портрет Мики Морозова» вы видим 4-летнего мальчика, рожденного в семье состоятельного промышленника, который был и известным меценатом.

Когда он вырос, смог стать известным литературоведом и театральным критиком, изучал творчество Уильяма Шекспира, был главным редактором англоязычного журнала News.

Пока же мы видим мальчика, нарисованного в своем любимом кресле. Он сидит, но заметно его желание как можно быстрее вскочить и убежать.

Портрет получился очень выразительным. Глаза наполнены наивной шаловливостью, рот ребенка немного открыт и, как будто он хочет о чем-то рассказать.

Критики называют эту картину гимном беззаботного детства. Друзья Михаила не раз отмечали, как художник точно изобразил мальчика, т.к. сходство было очевидно, даже когда он повзрослел.

1. Девочка с персиками

Была создана в 1887 году в усадьбе Абрамцева, принадлежавшей Савве Мамонтову. На портрете мы видим Веру Мамонтову, которой на тот момент было 11 лет. Перед ней – 4 персика.

В 1871 году Мамонтовы приобрели персиковые деревья, которые были посажены в их оранжереях. В августе девочка вбежала в дом с персиком и села за стол. Серов, увидев ее, предложил ей позировать, что она и делала каждый день в течение 2 месяцев.

Когда картина «Девочка с персиками» была закончена, он подарил ее матери девочки. Художник признавался, что стремился передать особенную свежесть, которая чувствуется в натуре, но не отображается на картине.

«Я НЕ ПОРТРЕТИСТ. Я ПРОСТО ХУДОЖНИК» /Серов/

Валентин Александрович Серов русский живописец, член Императорской Академии художеств и попечительского совета Третьяковской галереи, прославленный русский портретист и один из крупнейших мастеров европейской живописи 19 века. Родился художник 7 (19) января 1865 года в Петербурге.
Отец Александр Николаевич Серов

знаменитый в то время композитор и музыкальный критик. Серов не любил консерваторию и не преподавал в ней. Он читал лекции по музыке и вел собственную преподавательскую деятельность. Даже враги его отмечали, что он «привораживает своим красноречием, словно чарующая сирена». В сорок три года он женился на своей семнадцатилетней ученице Валентине Семеновне Бергман

в будущем пианисткой и первой женщиной — оперным композитором. Она честно предупредила будущего мужа, что не любит и не умеет вести хозяйство. Эта нелюбовь к домашним делам, неумение создавать уют сопровождали ее всю жизнь. Серовы жили открыто, их дом всегда был полон гостей.

— Много было лохматого студенчества, — говорил Репин, — манеры у всех были необыкновенно развязны.
Подобного рода публика была приглашаема Валентиной Семеновной,убежденной нигилисткой, приверженной идеям Чернышевского о свободе и равенстве и отрицавшей представления даже об элементарном этикете — она с презрением усмехалась, например, когда Репин пытался уступить ей стул. Валентин был их единственным сыном. Была еще дочь,но 10-месячной она умерла.Отец был очень привязан к сыну, тот отвечал ему взаимностью. Привязанность к матери, которая уделяла ему мало внимания,перекладывая заботы на нянек, была меньше.Валя рос тихим и спокойным мальчиком,не доставлял особых хлопот.

Маленький «Серовчик», как нежно называл его отец. К Александру Николаевичу приходили известные люди: изобретатель Ладыгин, путешественник Миклухо-Маклай, писатели Тургенев,Достоевский, Островский, художники Антокольский, Репин и Ге. Валентошка-Тошка-Антошка радовался многочисленным гостям, а особенно художнику Н.Ге, который рисовал лошадку на четырех ножках, и она стояла, а на его картинке ей для устойчивости требовалось тринадцать ног. Валя любил изображать животных, особенно лошадей. Но так продолжалось недолго. Скоропостижно скончался отец. Мать решила, что уедет в Мюнхен продолжать музыкальное образование, а шестилетний Тоша поживет в коммуне, у ее подруги.
Мать уверяла, что ему там было хорошо, но он запомнил другое: за какую-то мальчишескую шалость княжна Друцкая разорвала его рисунок, а он тайком изрезал ее любимое платье. А через год, приехав к матери в Мюнхен, «разлюбил» музыку, так как она стала причиной его постоянного одиночества. Затем мать и сын переехали в Париж. В этом городе юный Серов оказался фактически предоставленным самому себе. Здесь Валентина Семеновна познакомила сына с Репиным,которого она хорошо знала.

Илья Ефимович сразу оценил недюжинные способности своего ученика. Его восхищали отличительные черты характера мальчика:настойчивость и упорство,вдумчивость,терпение,редкая взыскательность и строгость.

Занятия с Репиным и самостоятельное рисование были единственным его развлечением. В школе у мальчика обучение шло из рук вон плохо — худшего воспитанника в классе не было,зато рисунки были великолепными. Мать забрала неуспевающего по всем предметам сына. Валентин не жалел, что вылетел из гимназии после трех классов.Серовы — мать и сын-вернулись в Россию. Однако Валентине Семеновне не сиделось на одном месте, и кочевая жизнь для маленького Вали продолжалась.Когда возвратились в Петербург,он снова начал обучение у Репина. Валентин был очень доволен. Он везде следовал за своим прославленным учителем и рисовал.Репин ходатайствовал о досрочном зачислении пятнадцатилетнего юноши в Петербургскую академию художеств, где его учителем стал знаменитый профессор и прекрасный педагог П.П. Чистяков. Но Серов не окончил и Академии: взял от нее все, что мог, и пустился в свободное плавание,зарабатывая на жизнь живописью.

Ему в Академии попросту «надоело». Художник рисовал честно, поэтому пошли разговоры, что «писаться у Серова опасно», видя в портретах злую «карикатуру», «шарж».
— Никогда не шаржировал, – говорил он, – ложь! Что делать, если шарж сидит в самой модели, – чем я то виноват? Я только высмотрел, подметил. У меня проклятое зрение, я вижу каждую морщинку, каждую пору…Это гадость!…У меня аппарат фо-то-гра-фический… Глаз дрянной! Да-с!
Казалось бы, подобная зоркость, при наличии мастерства, должна восприниматься художником как дар, а не как несчастье. Но Серов, по собственному признанию, каждый портрет начинает так, словно занимается живописью «со вчерашнего дня».
Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой.1902 год.Государственный Русский музей.
Княгиня принадлежала к одному из богатейших аристократических семейств России. Она останется для всех ее знавших совершенным типом очаровательной светской женщины. Всякий, кто к ней приближался, невольно подпадал под ее очарование. Она была не столь красива, сколь прелестна с седеющими с ранних лет волосами, обрамлявшими лицо, озаренное лучистыми серыми глазами. Была не только умна, воспитана, артистична, но была также воплощением душевной доброты.Княгиня с юмором рассказывала князю Щербатову:
— Я худела, полнела, вновь худела, пока исполнялся Серовым мой портрет, а ему все мало, все пишет и пишет!
А князь Феликс Юсупов сколько от него понатерпелся, когда мастер заявил ему, что без мопса он портрет писать не будет, якобы лучшей модели не сыскать, чем собака.
Необыкновенно нежный, лиричный портрет Клеопатры Александровны Обнинской создал Серов в 1904 году. Художник часто приезжал в гости в поместье Обнинских Белкино.
Серов был страстным любителем животных, хоть и не в человеческом обличье, но фантастически портретны на его работах.
Портрет Софьи Михайловны Боткиной. 1899.Русский музей.Петербург.
Крошечная левретка в портрете Софьи Боткиной едва заметна среди затканной золотыми цветами синей обивки дивана и желтого платья хозяйки, также покрытого искусственными цветами. При первом взгляде на портрет собачка выглядит еще одним цветком. Но ее «выдает» взгляд — она с любопытством косит глазом на зрителя. «Скучающая барынька», как отзывался о Боткиной Серов. Критика немедленно окрестила этот портрет «дамой на диване в пустыне», а когда Грабарь поинтересовался, отчего Серов сдвинул фигуру на край дивана, вопреки требованиям гармонической симметрии, художник ответил:
— Так и хотел посадить, чтобы подчеркнуть одинокость этой модной картинки, ее расфуфыренность и нелепость мебели. Не мог же я писать этот портрет с любовью и нежностью.
Художник подолгу сочинял «сценарий». Ситуация позирования нередко доводилась до степени мучительной. Многие из тех, кого портретировал Серов, пишут, как суров был художник, настаивая на выполнении своих требований в ущерб даже самочувствию модели. Софья Олсуфьева рассказала о том, как создавался ее портрет.
— Юрию,моему супругу,хотелось, чтоб я была изображена в черном бархатном платье. Серов пришел, посмотрел исподлобья, попросил переменить несколько раз позу и сказал, как отрезал: «Вы не привыкли в бархате ходить. Надо другое платье». А я и правда не любила богатых платьев. Выбрал он композицию совершенно случайно…Было свежо, я сидела дома одна, в сереньком будничном платье, накинула на плечи теплый шарф. Неожиданно вошел Серов: «Вот так и буду вас писать. Это лучшее, что можно выбрать». Я подошла погреться к печке и положила руки на теплые изразцы. Серов быстро стал делать наброски, и сколько мы с ним ни спорили, настоял на своем и выбрал эту позу.
Графиня «больше семи минут не выдерживала — ей делалось дурно.А княгиня Полина Щербатова,/незаконченный набросок к портрету/
позируя с рукой, закинутой назад, получила воспаление нерва, и ей пришлось на несколько дней прервать сеансы, чтобы лечить руку.
..Серов словно испытывал степень стойкости своих моделей. Часто, уже сочинив композицию и даже почти закончив портрет, на взгляд заказчика удачный, Серов мог вдруг, что называется, ни с того ни с сего стереть живопись или порвать рисунок и начать все сначала.
— Вдруг приходит Серов,ему оставалось доделать что-то в фоне, берет портрет и все счищает и стирает…
— Серов посмотрел на меня, на рисунок, потом спросил: «Вам нравится?», а когда я ответил: «Да, очень», он вдруг разорвал его на мелкие кусочки. Я ахнул. Мне было жалко рисунка, потому что он показался мне очень верным-вспоминал Василий Качалов.
В этом, прежде всего можно увидеть строгого к себе мастера, не желавшего, чтобы видели его неудачи или профессиональную кухню.
«Портрет Иды Рубинштейн»
Хотя критика подвергла портрет настоящему поношению: «декадентщина», «уродство», «скверное подражание Матиссу», а Серов был портретом не только доволен, он гордился им, что редкий для него был случай.
«Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой». 1911 год. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Она была гордой, несколько ограниченной женщиной, не отличавшейся ни интеллектом, ни особой красотой, ни высокими духовными качествами. Однако, в Петербурге слыла самой модной и элегантной дамой. Серов писал этот портрет по заказу самой княгини. Хотя произведение выполнено с утончённой живописной техникой, оно не лишено иронии, и даже насмешки. Княгиня Зинаида Юсупова однажды осведомилась у Серова
— Почему в этом портрете такую заметную роль играет шляпа?
— Иначе ведь не была бы княгиня Орлова…- ответил художник с улыбкой.
Серов остался доволен своим произведением, что случалось с ним весьма редко. А сама заказчица была похоже не очень, судя по тому, что через год после смерти Серова она передала портрет в дар Музею Александра III /ныне Русский музей Петербурга/.
«Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой»
Картина написана в ее московской квартире, у Никитских ворот, куда она возвращалась из театра. Серов создал незабываемый образ человека свободного духом, человека-творца.
— Ничего особенного. Всегда играла животом вперед. Так животом вперед и стоит на портрете Серова.- так отзывался о портрете И.А.Аксенов-поэт и литературовед.
Ну что ж каждый видит то,что он видит).
— Это памятник Ермоловой! – писал архитектор Федор Шехтель — и, по-видимому, это именно то, чего и добивался Серов в портрете.
— Выразителен жест сомкнутых рук, который говорит о сдержанной внутренней силе актрисы, умевшей передать всю сложность женской души, до слез трогательной, до ужаса страшной, до смеха комичной — сказал К. С. Станиславский.
«Портрет художника Исаака Левитана»
В портрете ничто не указывает на то, что изображен именно художник, хотя он позировал Серову в своей мастерской. Изящно проста его поза,портретно выразительна рука, устало положенная на спинку соломенного кресла. Прост и красив портрет.
— Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. Он жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы, — говорил о своем друге Коровин.
— Смуглое лицо с глубокими впадинами задумчивых, с тихой печалью глаз…Грусть его изящна. Каждый мазок на его этюде говорит о красоте души художника-поэта. — вторит Коровину живописец Яков Минченков.
Самому Левитану портрет очень понравился, а Серову — не очень.
«Портрет Александра III с рапортом в руках».Русский музей.Петербург
Народ именовал его царем-миротворцем. Большие труды и тревоги надорвали силы и здоровье государя. Его кончину оплакивали миллионы русских людей, не по принуждению, а по зову сердца чтивших и любивших этого коронованного повелителя — большого, сильного, христолюбивого, такого понятного, справедливого, такого «своего».
«Портрет императора Николая II». 1907 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Этот портрет император Николай II заказал художнику Серову в качестве подарка для своей жены Александры Федоровны. Император, облаченный в
тужурку офицера Преображенского полка, написан в простой обыденной позе. Обратите внимание на глаза Николая II. В них сквозит грусть и переживания отца семейства. Художнику удалось передать мягкость, деликатность и вместе с тем, свойственную царю, слабость. По мнению современников, является лучшим изображением последнего российского императора.
«Портрет великого князя Павла Александровича».1897 год.Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Павел Александрович написан Серовым в напряженной, застывшей позе. Натуральность портрету предает изображение лошади — чуткой с живыми глазами и выразительной мордой. В 1900 году,на Всемирной выставке, проходившей в Париже, жюри конкурса высоко оценило полотно Серова, присудив ему золотую медаль.
«Портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова»
«Портрет Эммануила Нобеля»
«Дети Валентина Серова,Саша и Юра»
«Девочки Касьяновы».
«Портрет Мики Морозова».
У Валентина Александровича был еще один дар-он умел дружить.
Его считали непростым, тяжелым в общении человеком, и этому очень способствовало то, что он глух на одно ухо,после перенесенной в детстве болезни.
— Проницательный и строгий к людям, Серов во время своих наблюдений всегда ставил людям отметки: одному тройку, другому двойку, редко кому четыре с минусом и очень часто единицы,-говорил о нем друг Грабарь.
Это был человек нежный,тонкой души. Многие даже не подозревали,каким Серов был шутником и выдумщиком,как легко и красиво танцевал,редко,но как обаятельно улыбался.
— Угрюмый и задумчивый Серов в душе своей носил удивительный юмор и смех. Он умел подмечать в самых простых обыденных вещах их оригинальность и умел так их передавать в своих рассказах, что они облекались в невероятно смешную форму. Смех его был чрезвычайно тонок.-
так отзывался о нем художник Коровин.
Серов был бесконечно верным другом. Он ясно видел недостатки людей, их провалы, душевные изломы и охотно прощал все это, лишь бы было за что. Серов мучился от непризнания современниками таланта М.Врубеля, лично ходатайствовал перед царем за обвиненного его в подлоге и присвоении денег С.Мамонтова. Позже Врубель был оправдан. Понял и простил эмигрировавшего А.Бенуа, которому было тесно в России. Но навсегда порвал многолетнюю дружбу с Ф.Шаляпиным, увидев его на коленях перед царской ложей при исполнении «Боже,царя храни» после премьеры оперы «Борис Годунов»…С семьей Мамонтовых он познакомился еще в 1875 году, когда Валентина Семеновна, его мать, гостила в Абрамцеве знаменитого мецената.
Нет сомнения, что за Саввой Мамонтовым большая заслуга собрать вокруг себя целую плеяду художников.
«Девочка с персиками».1887 год. Третьяковская галерея.
Это дочь Саввы Мамонтова, 12-летняя Верочка. Ее портрет Валентин Серов писал целых три летних месяца. Очень подвижная,её еле уговорили позировать, а потом с трудом удерживал за столом — сидеть часами в жару, не шевелясь, у той получалось плохо. Но портрет удался. Он стал не только одной из лучших картин Серова, но и одним из самых известных портретов в русской живописи.Никто не верил, что художнику было всего тогда 22 года. Интересно,а как сложилась судьба девочки дальше? А Вера вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода, министра по делам церкви и предводителя дворянства города Москвы. Молодые давно любили друг друга. Все предвещало прекрасную счастливую жизнь. Родилось трое детей: сын Юрий, дочь Елизавета и сын Сергей…Вера Савишна внезапно умерла от скоротечного воспаления легких. Сгорела за три дня.
Ей было всего 32 года. Сам Александр Дмитриевич погиб в ГУЛАГе в 1932 году. Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза…
Серов пишет не менее прославленный портрет Марии Симонович «Девушка, освещенная солнцем», найдя натурщицу в лице своей двоюродной сестры.
После замужества супруг увёз Марию во Францию, где она и прожила всю жизнь. Портрет и другие рисунки и картины художника оставались у неё. Мария Яковлевна хотела вернуться в Россию, но началась война. И все её планы рухнули. Работы Серова она спрятала у родственников своего зятя далеко от Парижа. Там картины пролежали всю войну. Когда освободили Францию при участии американцев, она очень боялась, что картины увезут в США. Уже старая женщина с корзиной за спиной, она везла из провинции холсты домой в Париж и так мечтала вернуть их на Родину. Прожила она долгую жизнь. Последние годы она болела. Похоронена на кладбище Пер-Лашез. Работы Серова вернул в Россию уже её сын Андрей Львов
— Русская живопись должна жить дома – так считала его мать.
Друг художника Игорь Грабарь вспоминал, как незадолго до кончины Серова, он с ним был в галерее, стояли перед этой картиной:
— Он долго стоял перед ней, пристально ее рассматривая и не говоря ни слова. Потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как не пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся». И добавил: » И самому мне чудно, что это я сделал. Тогда я вроде как с ума спятил. Надо это временами – нет-нет да малость и спятить. А то ничего не выйдет».
Павел Третьяков сразу же приобрел это полотно, сказав:
— Большая дорога лежит перед этим художником…
Вспоминали, как художник Илларион Прянишников, некогда типичный «шестидесятник» и член-учредитель Товарищества передвижников, ходил по выставке где экспонировалась серовская картина, и во всеуслышание ругался:
— Это не живопись, это какой-то сифилис!
В этой грубости явственно обнаружилась пропасть, разделявшая молодого Серова и его коллег из передвижнического цеха, многие из которых,
в том числе Прянишников, тогда считались корифеями русской живописи. Прянишников, кстати, был преподавателем Московского училища живописи в те годы, о которых вспоминал Коровин.
— Они были художники, и думали, что и мы будем точно такими же их продолжателями и продолжим все то, что делали они. Они радовались и восхищались, что мы вот написали похожее на них. Но они не думали, не знали, не поняли, что у нас-то своя любовь, свои глаза, и сердце искало правды в самом себе, своей красоты, своей радости. Серов буквально с первых шагов в искусстве оказался «чужим», ни на кого не похожим художником.
«Купание коня»
«Полоскание белья»
«Похищение Европы»
Однажды, показал Грабарю свой первый большой пейзаж «Заросший пруд»,
Первоначально живописец назвал полотно «Сумерки». Над ней он работал, когда выдавались пасмурные дни. Серов тихо с улыбкой сказал:
— Я все-таки немножко и пейзажист.
Так сложилось, что пейзажистом Серов был действительно «немножко». Он писал пейзажи «для себя», обыкновенно на отдыхе.
…Сосредоточенный и мрачный, он сидел в извозчичьей пролетке, безразлично рассматривая московские улицы,скользил взглядом по невысоким
особнячкам и думал о том, что считал своей величайшей виной. Михаил Врубель,его давний близкий друг,однокурсник и однокашник.
Какое несчастье, какая огромная беда! И первый толчок, отправивший друга в дом скорби, получен от него. Но кто мог подумать, что все зайдет так далеко?
— Зачем ты был так резок с бедным Михаилом Александровичем? Неужели не видел, что он не в себе? Когда ты повзрослеешь?
Серов слушал жену с непроницаемым лицом, опустив глаза в тарелку. Он не любил чувствовать себя виноватым, никогда не признавал свои ошибки, а сейчас был близок к этому — но не поворачивался язык. Откуда Серову было знать, что он разговаривает с больным человеком?…Расширенные от ярости зрачки, срывающийся голос, трясущиеся губы, белое лицо.Друг глядел на него с такой ненавистью, что Серову стало жутко: он ведь поступил по совести, сказал, что думал. Картина Врубеля «Демон поверженный» наделала
большого шума. Прогрессивная часть Попечительского совета Третьяковки, — решили купить ее для галереи, но Серова смущали погрешности в живописной технике. Настораживали и переливающиеся, необычно яркие краски, которыми выполнен «Демон». Врубель добавил в них бронзовый порошок, — а ну как
с годами они потемнеют, и Третьяковка за свои деньги получит блеклую, невыразительную картину? Когда Серов сказал, что надо бы переделать правую руку демона, Врубель побледнел и закричал:
— Ты ничего не смыслишь в рисунке, а берешься мне указывать!
Одно нелепое обвинение сменяло другое, оскорбление следовало за оскорблением. Руку Врубель всеже переписал. Серов посмотрел картину, и решил, что это еще не все. Он написал другу об этом так:
— Хотя для тебя и безразлично мнение мое, но все же скажу — ноги не хороши еще…
Картину Врубеля Третьяковская галерея не купила. Врубель, узнав об этом, ругал Серова последними словами, каких и от грузчиков-то не услышишь. и посоветовал Серову по многу раз копировать его «Демона», тогда он чему-нибудь да научится:
— Довольно тебе подковывать сапоги московским купцам!..
Был большой скандал. Вскоре Врубеля поместили в частную психиатрическую клинику…За плечами долгая жизнь: заработанная тяжким трудом слава,
одна-единственная женщина, которой он никогда не изменял, шестеро детей — ему есть чем гордиться, но радости это не прибавляет. А ведь когда-то судьба сулила иное. Рядом были друзья
они дневали и ночевали в одном и том же доме — и каждый из них был влюблен и полные надежд .Приехав в Петербург в 1880 году поступать в Академию художеств, он остановился у своей тетки Аделаиды Семеновны Симонович-российский педагог, издатель, первый российский теоретик общественного дошкольного воспитания,основатель первого в России детского сада.
В ее доме были четыре кузины — двое поменьше, две другие — прелестные молоденькие барышни, — и тетина воспитанница Оля Трубникова, Леля.
Дядюшка Яков Миронович лечил ее отца от туберкулеза. Когда тот умер и девочка осиротела, Симоновичи взяли ее в свой дом и воспитали как родную дочь.
Невысокая, тихая, аккуратная барышня с бледным личиком приворожила его с первого взгляда..При первом знакомстве Врубель распустил перед ней хвост, как павлин, — уж это-то он умел. Леля же была с ним подчеркнуто холодна…Друзья его женились на молоденьких барышнях,а у Серова в кармане ни гроша, и им с Лелей пришлось ждать своей свадьбы 9 лет.
Да,у Серова большая семья.Он мечтал о ней,об уюте,о большом доме…Содержать их и большую квартиру, где художник мог бы творить, было трудно. Но нехватка денег не сделала художника их рабом.Написав несколько портретов императора Николая II, Серов получил выгодный заказ на портрет императрицы Марии Федоровны. После первого же сеанса императрица подошла к мольберту и заметила:
– Тут слишком широко, здесь надо пониже, а здесь поднять…
Художник опешил, а затем взял палитру и подал ее Марии Федоровне с поклоном:
– Вот, Ваше Величество. Вы сами и пишите, если так хорошо умеете рисовать. А я – слуга покорный!
Императрица вспыхнула и ушла. А Серов наотрез отказался писать дальше. Более того, с тех пор вообще не сделал ни одного портрета членов царской фамилии. А после кровавых событий 1905 г. наотрез отказался «бывать в этом доме» и в знак протеста сложил с себя звание академика. Это собирались сделать многие, но когда дошло до дела, он остался один, никто за ним не пошел. Но Серов не изменил решения и остался верен своему слову. Всегда сдержанный и мягкий, он сделался резким, нетерпимым, угрюмым, настолько потрясла его расправа. Художник и раньше не особо жаловал «царскую тему». Словно школьник, отлынивал от заказов.
Да, он упрям, порой резок, эгоистичен, страдает от этого, но что хуже, заставляет страдать других.
Михаила Врубеля Серов пережил на год: рассудок к бедному другу так и не вернулся, но свой дар он не утратил.В психиатрической лечебнице художник писал картины, а в его словах часто звучало имя «Серов». Казалось, безумец ведет давний, бесконечный спор, что-то доказывает и добивается ответа. Он хотел сказать, что Валентин ошибается — вдохновение сильнее техники. Что настоящий художник должен служить не успеху,а своему гению, и совершенно не важно, как написана рука или нога, если он так это видит…Но слова Врубеля опаздывали и путались, не успевая за мчащимися вскачь мыслями, и его никто не понимал…
Рано утром, вдоволь порезвившись с младшей дочерью, трехлетней Наташей,
он заспешил закончить заказной портрет княгини Полины Ивановны Щербатовой,
жена Сергея Александровича,князя, российского художника, мецената, коллекционера. Она восхищала многих своей красотой…Вдруг Серов внезапно упал…Он давно чувствовал,что у него «птичье сердце», врачи диагностировали стенокардию. 5 декабря 1911 года Валентина Александровича Серова не стало. Художник умер в возрасте 46 лет, в самом расцвете творческих сил.
«Бывают смерти, в которые не веришь, — писал в статье Н.Рерих, — целый день требовали опровержений. Не хотели признать ужасного и непоправимого…»
Друзья на руках внесли гроб в Третьяковскую галерею, где была отслужена лития. Серова оплакали и как художника, и как друга, и как человека. Похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.
См. также:
Женские портреты Валентина Серова (1865-1911)

ВАЛЕНТИН СЕРОВ. Линия жизни. Из фондов графики Государственной Третьяковской галереи

«Валентин Серов. Графика из собрания Русского музея»

Национальная гордость. Серов Валентин Александрович (1865-1911) ч.1.

Национальная гордость. Серов Валентин Александрович (1865-1911) ч.2.

Валентин Серов. Биография и география
Абрамцево
Домотканово
Пенаты и Ино
Царское село и Архангельское
В Третьяковской галерее на Крымском валу до 24 января 2016 года проходила выставка работ Валентина Серова. Она должна была закрыться 18 января, но из-за огромного зрительского интереса продлили ещё на неделю. Выставка была подготовлена к 150-летию художника, на ней было представлено около 250 его живописных и графических работ из 25 российских музеев, 4 зарубежных и 9 частных собраний.
Отсюда: http://my.mail.ru/community/zhivopisgrafika/344B2BB1E73501CF.html
http://vserov.ru/kartina.php портреты http://vserov.ru/. из отк.ист.инт

Жорж Сёра (Georges Seurat)

Жорж Сёра (1859-1891) родился в Париже в состоятельной семье юриста Антуана-Кризостома Сёра.
В 1878-1879 г.г. Жорж Сёра посещал Школу изящных искусств, где изучал основы техники живописи и копировал картины старых мастеров.
В 1879 г. Сёра впервые попал на выставку импрессионистов и был потрясен работами Поля Гогена, Клода Моне, Камиля Писсарро: впервые он увидел картины, созданные не по установленным жестким академическим образцам.
В 1884 г. Сёра создает свое первое значительное полотно «Купальщики в Аньере» и предпринимает попытку выставить ее на Парижском Салоне. Однако картина была отклонена и художник принимает участие в создании «Общества независимых художников».
Тогда же состоялось знакомство Жоржа Сёра с Полем Синьяком, вместе с которым они разрабатывают новую технику живописи, получившую название пуантилизма или дивизионизма. Основной особенностью этой техники являлся отказ от физического смешивания красок и передаче цветовых оттенков с помощью отдельных точечных мазков.
В том же году Сёра начал работу над своим самым известным полотном «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», которую завершил в 1886 г. и выставил на VIII (и последней) выставке импрессионистов.
В 1887 г. Сёра примкнул к группе художников-неоимпрессионистов, куда входили Альберт Дюбуа-Пилле, Люсьен Писсарро, Максимилиан Люс.
С 1888 г. по 1890 г., художник проводит летние месяцы на побережье Нормандии и создает несколько морских пейзажей: «Морской пейзаж в Порт-ан-Бессен», «Вход в гавань Порт-ан-Бессен».
Жорж Сёра умер 29 марта 1891 г.
Работы Жоржа Сёра хранятся в Музее Орсе, Художественном музее Бордо, Галерее Тейт Британ, Лондонской Национальной галерее, Галерее Института Курто, Музее Фицуильяма, Художественной галерея Келвингроув, Национальной галерее Шотландии, Музее Крёллер-Мюллер, Метрополитен-музее, Вашингтонской Национальной галерее искусства, Чикагском художественном институте, Фонде Барнса, Музее Соломона Р. Гуггенхайма, Музее искусств колледжа Смита, частных коллекциях.
В мае 2018 г. на аукционе Christie’s за 34 062 500 долларов США была куплена картина художника «Гавань Грандкамп» (Christie’s, 08.05.2018).

77 работ Жоржа Сёра

Конспект занятия по развитию речи. Рассматривание картины В. Серова «Октябрь»

Лариса Вячеславовна Парфенова
Конспект занятия по развитию речи. Рассматривание картины В. Серова «Октябрь»

Задачи:

— формировать эмоциональное восприятие произведений живописи;

— учить детей передавать свои впечатления;

-обогащать словарь определениями, активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов.

Оборудование: репродукция картины В. Серова «Октябрь»; иллюстрации с осенними пейзажами; аудиозапись концерта А Вивальди «Времена года» (часть «Осень»).

Дети рассматривают иллюстрации с изображением разных периодов осени.

Воспитатель. Осень, как и другие времена года, бывает разной. Ребята, давайте вспомним с вами начало осени. Какая стояла погода? (Теплая, солнце согревало землю, листья на деревьях только начинали желтеть, небо было ярко-голубое). Посмотрите внимательно на картинки и найдите такую, на которой изображена ранняя осень. Объясните, почему вы выбрали именно эту картинку.

Дети отвечают.

Затем листья на деревьях стали разноцветными, погода прохладной, птицы улетают на юг. Как называется эта осенняя пора? Найдите картинки, изображающие золотую осень.

Дети выполняют.

Физкультминутка.

Капля — раз, капля — два, (Хлопают руками на каждое слово)

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом — (Выполняют бег на месте)

Все бегом, бегом, бегом. (Хлопают руками на каждое слово)

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять. (Выполняют свободные движения пальчиками.)

Кап — кап, кап — кап.

Зонтики скорей раскроем, (Соединяют руки над головой.)

От дождя себя укроем.

— Дети, как могут рассказать нам об осени поэты, писатели, художники? С помощью чего? (С помощью слов, музыки, красок.)

-Послушайте, как красиво и ярко рассказал об осени писатель Георгий Скребицкий.

Воспитатель читает рассказ, затем беседует с детьми о прочитанном.

— Как украсила осень березы и клены?

— С чем сравниваются листья осинок в рассказе?

— Как писатель говорит о дубе?

— Какие деревья осень не смогла разукрасить? Почему7

— В какие краски осень разукрасить кусты и деревья? Скажите об этом по-другому, своими словами.

— Вглядитесь внимательно в картинку с изображением золотой осени. Найдите в ней то, о чем говорится в рассказе. А чего нет на картинке?

— Внимательно рассмотрите осенний пейзаж художника Валентина Серова. Подумайте, что можно рассказать об осени, изображенной на этой картине. А рассмотреть картину вам поможет музыка.

Воспитатель включает аудиозапись концерта А. Вивальди «Времена года» («Осень»).

— Какое настроение — радостное или грустное — вызывает у вас эта картина? Почему?

— Начало или конец осени изображены на картине? Как вы об этом догадались?

-Какой день изображен на картине? Какими красками показал это художник?

— представьте, что вы оказались на этой дороге, на опушке леса. Что бы вы услышали?

— Ранней осенью какими бывают дни? А теперь? Ранней осенью деревья какие? А теперь? Как о них можно сказать?

— Мне вспомнились стихи А. С. Пушкина,посвященные этому прекрасному времени года:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и в золото одетые леса.

Картина Осень Домотканово

Картина известного русского художника Валентина Серова «Осень. Домотканово» является одной из целого цикла картин, изображающих старинное имение, некогда принадлежавшее Владимиру фон Дервизу – Домотканово, находящееся в Тверской губернии.

Осень. Домотканово, 1892 г. 60,4 х 105,3 см. Ивановский областной художественный музей. Холст, масло.

Описание картины

Природа всегда вдохновляла Валентина Александровича, а особенно – осенние поля и леса в таком живописном месте, как Домотканово. На картине «Осень» изображены широкие просторы – желтые поля и смешанные леса в ясный осенний день.

В центре пейзажа – тропинка, ведущая через все поле, на которой вдалеке заметен женский силуэт. Преобладающие тона – теплые, желтые – цвета пшеницы. Во всех элементах картины виден индивидуальный неповторимый стиль художника, изобразившего типичный (но от этого не менее прекрасный) осенний деревенский пейзаж.

Бескрайнее поле пролегает до неширокой полосы посадки, а потом – снова продолжается уже на заднем плане картины.

Интересные факты, связанные с картиной

Домотканово – это старинное русское название имения. Сейчас эта местность называется поселок Красная Новь. Здесь находится мемориальный музей Серова В.А. Именно в этой местности, недалеко от парка Домотканово, возле морщинистой липы, возникла первая шедевральная картина художника. Произошло это в 1888 году.

Оказался Серов в Домотканово из-за замужества Нади – дочери Аделаиды Симонович, жившей ранее с другими сестрами недалеко от этого имения – в селе Едимоново. Она вышла замуж за Дервиза, а ее сестра – Машенька – за Врубеля (не менее известного, чем Серов, художника). После таких волнующих событий Валентин Александрович вместе с будущим владельцем имения ездил по окрестностям в поисках подходящего для проживания места для новой семьи. Именно тогда его заворожила деревенская, спокойная и радующая взор природа этих краев.