Шевченко добрый мир

«Добрый мир». Православная культура для малышей. Методические разработки занятий.

Часть 1. Учебно-методический комплект «Добрый мир. Православная культура для малышей» в современной системе дошкольного образования

Шевченко Л. Л.
Содержательная основа духовно-нравственного развития дошкольников

Часть 2. Методические разработки занятий по темам учебного комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей»

Раздел 1. Методические разработки занятий по темам Хрестоматии 1 «Добрый мир. Устроение мира. Прогулки по дням творения»

Прогулка первая «Свет. День. Ночь.»

Кузнецова Г. Н. (город Красноармейск)
Свет. День. Ночь.
Туркова Н. В. (Дмитровский район)
Прогулка первая. Свет. Ночь. День.

Прогулка вторая «Небо»

Бубнова Т. Н. (Люберецкий район)
Благодатный дождь
Прокофьева Н. С. (Пушкинский район)
Мир Божий вокруг нас. Прогулка вторая «Небо».

Прогулка третья «Земля. Вода. Растения.»

Печенкина Е. А. (город Можайск)
Его величество хлеб
Дуплихина Т. И. (п. Тучково)
Превращения воды
Чупилина Е. П. (город Коломна)
Прогулка третья «Земля, вода, растения». Люблю березку русcкую.
Ардатова Г. В. (г. Видное)
Хлеб — всему голова
Филькова И. Т. (Павлово-Посадский район)
Прогулка третья «Земля. Растения. Вода». Что растет на лугу и в лесу?
Сучкова А. Н. (г. Электросталь)
Прогулка третья «Земля. Вода. Растения.»

Прогулка четвертая «Солнце, Луна, Звезды»

Ярошенко Л. Г. (город Власиха)
Прогулка четвертая. «Солнце, луна, звезды»
Капитанова Е. В. (город Орехово-Зуево)
Солнце, Луна, Звезды

Прогулка пятая «Птицы. Рыбы. Насекомые.»

Душинова Г. В. (город Жуковский)
Творения пятого дня. Знакомствос птицами нашего края.
Болотова В. А. (п. Тучково)
Пятый день творения. Жители моря — творения Божии.
Розанова Н. А. (город Мытищи)
Пятый день творения. Птицы.
Куличкова Е. В. (Люберецкий район, п. Малаховка)
Насекомые. Пчелки.
Баранова Н. С. (Серпуховский район)
Золотое крылатое чудо

Прогулка шестая «Человек. Животные.»

Бекренева Е. Ф. (город Лыткарино)
Человек — венец творения Бога
Пантелеева С. Е. (Истринский район)
Сотворение человека
Митрофанова Е. А. (город Балашиха)
Лесная сказка
Кашенцева Е. Н. (город Люберцы)
Прогулка шестая «Животные»
Филиппова Н. Н. (город Протвино)
Они живут рядом с нами
Терехина С. Н. (город Молодежный)
Дни творения. Прогулка шестая «Животные».

Прогулка седьмая «Бог. Благодарение.»

Григорьева Т. А. (Коломенский район, с. Акатьево)
Наш удивительный мир. Бог в окружающем мире. Отношение детей к природе.
Власова С. М. (город Кашира)
Кто сотворил наш красивый добрый мир?

Раздел 2. Методические разработки занятий по темам Хрестоматии 2 «Добрый мир. Устроение отношений мире. Хорошо — плохо.»

Рассказ первый «Что хорошо и что плохо?»

Баранова Н. С. (Серпуховский район)
Кто сотворил наш добрый мир? Что такое хорошо и что такое плохо?
Повесма Э. В. (город Юбилейный)
Совесть — добрый помощник
Василенкова Н. Д. (город Ивантеевка)
Хорошо — плохо
Жукова Л. П. (Коломенский район)
Дорогою добра
Зайцева Л. Н. (город Коломна)
Добро и зло
Иванова Е. В. (город Коломна)
Добро не умрет, а зло пропадет
Кислякова Е. А. (Ступинский район, п. Михнево)

Наши добрые дела. Какие добрые дела мы можем сделать?
Кочетова Л. В. (город Зарайск)
Дорога добра
Самойлова Л. В. (город Коломна)
Добро и зло
Кувичко И. И. (Люберецкий район)
Добрые и злые поступки
Паршакова В. А. (Талдомский район, п. Запрудня)
Труд человека: Бог посылает людям урожай, если человек трудится
Орлова О. В. (город Коломна)
Мир спасает доброта
Тримасова Е. А. (город Электросталь)
Какого цвета доброта?
Гукина Т. Д. (город Мытищи)
Быть добрым — хорошо
Пряхина Е. Н. (город Дубна)
Главные правила жизни добрых детей. Золотое правило жизни.

Рассказ второй «Будь послушным!»

Волкова Н. А. (город Истра)
Что хорошо и что плохо? Будь послушным!
Курохтина Е. И. (город Ступино)
Как человек стал непослушным
Ефремова Р. В. (Клинский район, п. Решетниково)
Послушанье — дело Божье

Рассказ третий «Помоги!»

Кривцова Л. С. (город Долгопрудный)
О милосердии, любви, заботе
Смиркина Е. А. (город Орехово-Зуево)
Кого называют милосердным человеком?

Рассказ четвертый «Не спорь! Прости!»

Жучкова И. П. (город Бронницы)
Не спорь! Прости!
Рамазанова Р. Ф. (Люберецкий район, п. Томилино)
Не спорь! Прости! (О прощении, упрямстве)

Раздел 3. Методические разработки занятий по темам Хрестоматии 3 «Добрый мир. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья». Рассказ первый «Моя семья. Наш род.»

Царькова Л. А. (Волоколамский район, п. Сычево)
Отношения детей и родителей. Папа, мама, ты и я — вместе дружная семья.
Филина Т. Е. (Серпуховский район, п. Пролетарский)
Они всегда в моем сердце
Котова Л. А. (город Пущино)
Моя семья. Наш общий дом.
Перевезенцева М. Н. (город Луховицы)
Без семьи нет счастья
Васильева Е. В. (город Воскресенск)
Семья. Отношения детей и родителей.
Осинкина А. И. (Щелковский район)
Мама — слово дорогое
Гарцева Т. В. (Орехово-Зуевский район, д. Новое)
Семья. Род.
Буданова Л. Н. (город Зарайск)
День матери

Рассказ второй «Моя Родина»

Шнитко А. О. (город Черноголовка)
Россия. Родина. Москва.
Громова Н. Н. (город Руза)
Что мы называем Родиной?
Вербицкая М. В. (город Люберцы)
Моя Родина и ее защитники
Трусова А. И. (Шатурский район)
С чего начинается Родина
Севостьянова И. А. (город Лобня)
Моя Россия

Рассказ третий «Православный храм»

Рюмшина Н. А. (город Химки)
Храм — дом Божий
Пряслихина Т. А. (город Серпухов)
Православный храм
Шершакова Т. Г. (город Электросталь)
Православный храм
Коростелева И. А. (город Раменское)
Православный храм. Путешествие по родному городу. Маршруты духовного краеведения.
Ситникова Н. А. (город Егорьевск)
Колокольные звоны Руси
Феникова И. А. (город Реутов)
Храм — дом Божий
Стайко Н. Ю. (город Солнечногорск)
О чем поют колокола?
Бирюкова Т. В. (Истринский район)
О чем поют колокола?

Рассказ четвертый «Наши меньшие друзья»

Цыганкова О. Н. (город Электросталь)
Братья наши меньшие
Щетинина О. В. (город Краснознаменск)
Необыкновенная дружба святых людей и зверей
Власова Ю. Е. (Ступинский район)
Покормите птиц зимой
Братская З. П. (город Долгопрудный)
Наши меньшие друзья
Иванченко О. М. (город Фрязино)
Наши меньшие друзья

Раздел 4. Методические разработки занятий по темам Хрестоматии 4 «Добрый мир. Чему мы радуемся? Православные праздники.»
Рождество Христово

Баранова Н. С. (Серпуховский район)
Праздник Рождество Христово
Белова А. А. (город Красногорск)
Рождество Христово
Кирпичева Е. К. (город Пущино)
Рождество Христово
Гаврилова О. В. (город Волоколамск)
Рождество Христово
Плешкова Е. Г. (город Можайск)
Рождество Христово
Мяэсепп И. В. (Истринский район, город Дедовск)
Рождество Христово

Праздник Воскресение Христово. Пасха.

Терлова В. В. (город Ивантеевка)
Праздник Воскресение Христово
Баранова Н. С. (Серпуховский район)
Праздник Воскресение Христово
Трофименко Т. И. (Пушкинский район)
Пасха красная — чудо дивное

День Ангела. Небесные покровители.

Губарева Н. В. (город Дубна)
Сотворение невидимого мира. Святые покровители.
Змитрук И.Г. (город Подольск)
Ангел-Хранитель. Мой святой покровитель.
Краль Н. С. (город Люберцы)
Ангелы
Баранова Н. С. (Серпуховский район)
День Ангела. Небесные покровители.

Лествица педагогической любви

Предлагаем беседы с лауреатами Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» 2012 года.

Людмила Шевченко, профессор кафедры педагогики ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет», директор Духовно-просветительского культурного центра им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия.

Второе место — за работу «Духовно-нравственная культура. Добрый мир. Православная культура для малышей». Учебно-методический комплект в составе 9 пособий. Номинация «Лучший издательский проект года».

Людмила Леонидовна Шевченко

Забота и любовь

То, что вспоминается прежде всего, когда думаю о детстве, о семье — забота, любовь.

Родители заложили основу мировосприятия, нравственных привычек, показали пример: жизненные ценности – это уважение, послушание к старшим, помощь старым людям – обязательно уступать место, дорогу, помочь нести тяжелое; трудолюбие, ответственность в выполнении своих детских обязанностей — результат выполнения твоей хоть небольшой работы должен быть отличным, дело нужно доводить до конца; честность, и соответственно, противоположное – стыдно не выполнять своих обязанностей, быть непочтительным к старшим, проявлять нелюбовь к людям, быть грубым..

Школа (специальная музыкальная школа при Консерватории) приучила не только к труду, благодаря ежедневным многочасовым, самостоятельным профессиональным занятиям, не только дала глубокие знания… У нас были очень хорошие учителя — профессионалы, заложившие основу общекультурного кругозора, понимание того, что корнями русской и зарубежной культуры, творчества выдающихся композиторов, художников, поэтов (С.В.Рахманинов, П.И.Чайковский, И.- С. Бах, И. Крамской, А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский и многих других) является религиозная культура. И хотя в те годы в школах слово «религиозная культура» не употреблялось, мы воспитывались в ее лоне.

Посещая Третьяковку (нас водили туда на школьные занятия), размышляли над сюжетами религиозной живописи. Например, рассматривая картину Ивана Крамского «Христос в пустыне», задавались вопросом: Кем Он был? Глядя на полотно Николая Ге «Что есть истина?» — задумывались, откуда эти слова?

Хотя, конечно, такие слова, как искушения, Евангелие тогда воспринимались нами поверхностно. Но, слушая и исполняя музыку Чайковского, Рахманинова, Танеева и других композиторов, читая стихотворную основу, узнавали слова «псалом», «псалмодия», «колокола», «благословение», мы слухом, душой «впитывали» их звуковое церковное многоголосие на концертах в Консерватории наших выдающихся учителей, а позже – и в московских храмах: Всех скорбящих радосте на Ордынке, Воскресения Словущего на улице Неждановой…

Наше вхождение в храм было неотвратимым, но длительным процессом. Понимание Церкви как центра духовной жизни пришло в зрелые годы….

Как создавались учебники православной культуры для детей?

Спустя многие годы эти впечатления нашли отражения в учебных книгах для детей: для малышей «Добрый мир. Православная культура для малышей», для семейного чтения «Отчий дом», для школьников «Наследие веков живое», «Просветители» и во всех учебниках «Православная культура» для 1-11 классов, работа над которыми началась по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В них я постаралась сохранить тот культурологический подход в изложении религиозной культуры, который когда-то помог мне принять ее как важнейшую часть своей жизни.

Комплект «Добрый мир», учебник «Духовное краеведение Подмосковья», книги «Отчий дом», «Наследие веков живое», «Просветители» были созданы по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, который на протяжении многих лет оказывал духовную поддержку, являясь примером самоотверженного служения на благо Церкви и Отечества.

Большая поддержка в работе была оказана Министерством образования Московской области и лично Лидией Николаевной Антоновой. Комплект «Добрый мир» был создан во взаимодействии с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, во главе с митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием, предоставившем детские рисунки участников конкурса «Красота Божьего мира».

Школа не может заменить собой духовную жизнь в храме. Перевести детей через этот порог могут только родители или священник. Свобода выбора сохраняется. Но дать знания о богатейшем пласте духовной культуры – это обязанность школы. Каждый ребенок должен иметь право получить эти знания в государственной системе образования.

Главное в жизни

В разные периоды жизни мы выделяем в ней что-то как наиболее важное: семья, воспитание детей, работа. Педагогическая работа по содержанию и смыслу есть служение. Но служение ближним есть и смысл семейной жизни. Цели, как видим, те же.

Более десяти последних лет нам пришлось заниматься разработкой нового в то время для государственной системы образования направления – православного образования в общеобразовательной школе.

Так с 2000 года формировалось научное направление: «Духовно-нравственная культура в системе образования России». Сегодня – это уже почти 50 учебно-методических пособий, которыми пользуются преподаватели в разных регионах России.

В 2001-2002 годах был разработан Обязательный минимум по учебному предмету «Основы православной культуры», который бы принят Координационным советом по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви в мае 2002 года.

За последующие годы были разработаны и стали использоваться в школах 57 регионов Российской Федерации учебно-методические комплекты «Духовно-нравственная культура. Православная культура» для 1-11 классов российских школ; пособия для внеклассной работы: «Отчий дом», «Наследие веков живое», «Просветители», работа над которыми шла в рамках программы Министерства образования Московской области; учебно-методический комплект для дошкольных образовательных учреждений «Духовно-нравственная культура. Добрый мир. Православная культура для малышей» в составе 9 пособий.

В 2009-2010 годах был разработан в рамках программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (учебный модуль «Основы православной культуры») учебно-методический комплект «Основы православной культуры».

Учебник рекомендован Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и с 2013 года вошел в Федеральный перечень учебников, рекомендованных для школ Российской Федерации для изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 4 классе.

С 2007 года нами ведется подготовка педагогов к преподаванию духовно-нравственной культуры на базе разработанных Духовно-просветительским культурным центром им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета программ: «Добрый мир. Основы духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении»; «Духовно-нравственная культура. История и культура религий. Православие».

Сегодня – это уже более тысячи педагогов Московской области, которые самоотверженно трудятся на ниве духовного-нравственного просвещения детей.

«Лествица педагогической любви»

Что мы считаем наиболее важным в подготовке педагогов? Когда-то мы познакомились с текстом 13 главы 1 Послания святого апостола Павла Коринфянам.

С тех пор его слова о любви уже почти два десятилетия являются «духовным маяком» для нас и нескольких поколений наших студентов – будущих учителей. Они учат нас любви к детям, терпению, милосердию. Еще в 90-е годы мы с нашими студентами, опираясь на слова апостола, создали «Лествицу педагогической любви», которая является и сегодня в Московском государственном областном университете основой в развитии нравственной культуры будущих учителей православной культуры, духовного краеведения .

Христианская любовь – то духовное основание, которое объединяет людей всех поколений и профессий: родителей, детей, учителей, студентов – всех.

Людмила Леонидовна Шевченко – заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, директор Духовно-просветительского культурного центра им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского Государственного областного университета, действительный член Международной педагогической академии, член Союза писателей России, член Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Московской области и Московской епархии Русской Православной Церкви. С 1987 года ведет работу по подготовке учителей на кафедре педагогики Московского государственного областного университета, на базе Духовно-просветительского культурного центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия. За разработку комплекса учебных пособий «Духовно-нравственная культура. Православная культура», воспитание духовно-нравственной культуры школьников, подготовку педагогов удостоена диплома конкурса на соискание премии Центрального Федерального округа «За нравственный подвиг учителя», отмечена в качестве номинанта конкурса премии Митрополита Московского и Коломенского Макария. Учебные пособия «Православная культура» 6-7 годов обучения «Святая Русь» являются призером III открытого конкурса книжных изданий «Просвещение через книгу», проходившего в рамках церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь» (Диплом 1 степени).

За труды на ниве духовно-нравственного просвещения награждена: орденами преподобного Сергия Радонежского 3 степени, святой равноапостольной княгини Ольги 3 степени Русской Православной Церкви; медалями «За жертвенные труды» Московской епархии РПЦ, «Приморские образовательные чтения» 1 степени «За выдающийся вклад в дело духовно-нравственного просвещения жителей Приморского края», Патриаршей грамотой «За усердные труды во славу Русской Православной Церкви», Почетными и Памятными грамотами Министерства образования Московской области и Московской епархии Русской Православной Церкви, Московской городской Думы, «Благодарственным письмом» и Памятным знаком губернатора Московской области за труды по духовно-нравственному воспитанию молодежи и подготовку педагогических кадров. Все разработанные учебные пособия по духовно-нравственному воспитанию широко используются в педагогической практике в разных регионах России.