Сикорский и а

1. Русский народный хор в 1910 г. основал: 1) А.Н.Скрябин 2) С.П. Дягилев 3) М.Е. Пятницкий 4) С.И. Зимин 2. «Некоронованным королем мировой физиологии» назвал американский ученый У.Б. Кеннон: 1) И.П. Павлова 2) И.М. Сеченова 3) И.В.Мичурина 4) К.А. Тимирязев 3.В 1909 г. вышел в свет сборник статей о русской интеллигенции «Вехи», который, по замечанию Г.В. Плеханова, сразу же приобрел большой и громкий « успех скандала». В подготовке сборника активное участие принял известный русский философ: 1) В.С. Соловьев 2) Н.А. Бердяев 3) Г. Риккерт 4) З. Фрейд 4.Великий русский естествоиспытатель, чьи учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии: 1) С.И. Вавилов 2) П.П. Лазарев 3) А.Р. Колли 4) В.И. Вернадский 5. Русская балерина, получившая всемирную известность и признание: 1) А. Дункан 2) А.В. Нежданова 3) И.И. Тарнаги 4) А.П. Павлова 6.Профессор Московского университета, непревзойденный лектор, он познакомил современников и потомков с составленным им «Курсом русской истории»: 1) Н.М. Карамзин 2) В.О. Ключевский 3) С.М. Соловьев 4) С.Ф. Платонов 7. Изучая физиологию кровообращения, физиологию пищеварения и физиологию мозга, он создал учение об условных рефлексах и был удостоен в 1904 г. Нобелевской премии: 1) И.П. Павлов 2) И.М. Сеченов 3) И.В. Мичурин 4) К.А.Тимирязев 8. «Отцом российской авиации» по праву считается: 1) К.Э Циолковский 2) С.П., Королев 3) Н.Е. Жуковский 4) И.И. Сикорский 9.Ярким представителем нового архитектурного стиля модерна — является зодчий: 1) Ф.О. Шехтель 2) А.В. Щусев 3) В.М. Васнецов 4) К.А. Тон 10. В 1910 г. впервые получил образец синтетического каучука ученый: 1) С.В. Лебедев 2) А.Е. Ферсман 3) Г.С. Петров 4) С.Ф. Жемчужный 11. Это ученый обосновал возможность видоизменения растительного мира человеком, его идеи послужили основой для развития прикладной ботаники, для практики земледелия: 1) И.П. Павлов 2) И.М. Сеченов 3) И.В. Мичурин 4) К.А.Тимирязев 12. Организатором и редактором журнала «Мир искусства» был театральный деятель, устроитель «Русский сезонов» в Западной Европе: 1) П.П. Рябушинский 2) Н.К. Рерих 3) С.П. Дягилев 4) А.Н. Бенуа 13. «Человек- это звучит гордо!», — утверждал русский писатель: 1) Л.Н. Андреев 2) Л.Н. Толстой 3) М. горький 4) А.П. Чехов 14. За исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний Нобелевская премия в 1908 г. была присуждена: 1) И.П. Павлову 2) И.М. Сеченову 3) И.И. Мечникову 4) Н.И. Пирогову 15.Создатель первой физической школы в России: 1) П.Н. Лебедев 2) Б.Б. Голицын 3) А.А. Белопольский 4) Н.А. Умов 16. Имя этого ученого в начале века обрело мировую известность. Департамент земледелия США направил к нему профессора Ф.Н. Мейера с предложением купить у русского селекционера все коллекции живых растений. Ученый, нуждавшийся материально, отказался от предложения. Выведенные им сорта остались достоянием России. Этот ученый: 1) И.П. Павлов 2) И.В. Мичурин 3) В.В. Марковский 4) В.И. Вернадский 17.Профессор Московского университета, создатель первых в России аэролабораторий, он был убежден, что человек полетит, опираясь не на силу мускулов, а на силу своего разума: 1) С.А. Чаплыгин 2) П.Н. Лебедев 3) К.Э. Циолковский 4) Н.Е. Жуковский 18. Одним из зачинателей абстракционизма в России в начале XX в. стал художник, получивший известность, прежде всего своей картиной «Черный квадрат»: 1) Н.К. Рерих 2) В.А. Серов 3) А.Н. Бенуа 4) К.С. Малевич 19.Самым крупномасштабным и предприимчивым русским кинопромышленником, открывшим первую отечественную кинофабрику, был: 1) А.А. Ханжонков 2) И.Н. Ермольев 3) М.А. Алеников 4) М. Рейнгард 20. Он вместе с труппой Художественного театра в начале XX. Создал свою театральную систему. Когда его спросили, что же значит эта система, он отвечал: «Сама жизнь»: 1) Е.П. Карпов 2) В.И. Немирович-Данченко 3) К.С. Станиславский 4) Н.И. Синельников 21. «Мы не можем ждать от природы милостей. Взять их у нее — наша задача»,- призывал ученый-селекционер: 1) И.М. Мичурин 2) И.П. Павлов 3) И.И. Мечников 4) Н.А. Умов 22. Русский летчик, выполнивший 27 августа 1913 г. на самолете «мертвую петлю»: 1) И.И. Сикорский 2) С.А. Данилин 3)П.Н. Нестеров 4) В.П. Чкалов

Ответ:

1. Русский народный хор в 1910 г. основал:

3) М.Е. Пятницкий

2. «Некоронованным королем мировой физиологии» назвал американский ученый У.Б. Кеннон:

1) И.П. Павлова

3.В 1909 г. вышел в свет сборник статей о русской интеллигенции «Вехи», который, по замечанию Г.В. Плеханова, сразу же приобрел большой и громкий » успех скандала». В подготовке сборника активное участие принял известный русский философ:

1) В.С. Соловьев

4.Великий русский естествоиспытатель, чьи учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии:

4) В.И. Вернадский

5. Русская балерина, получившая всемирную известность и признание:

4) А.П. Павлова

6.Профессор Московского университета, непревзойденный лектор, он познакомил современников и потомков с составленным им «Курсом русской истории»:

2) В.О. Ключевский

7. Изучая физиологию кровообращения, физиологию пищеварения и физиологию мозга, он создал учение об условных рефлексах и был удостоен в 1904 г. Нобелевской премии:

1) И.П. Павлов

8. «Отцом российской авиации» по праву считается:

3) Н.Е. Жуковский

9.Ярким представителем нового архитектурного стиля модерна — является зодчий:

1) Ф.О. Шехтель

10. В 1910 г. впервые получил образец синтетического каучука ученый:

1) С.В. Лебедев

11. Это ученый обосновал возможность видоизменения растительного мира человеком, его идеи послужили основой для развития прикладной ботаники, для практики земледелия:

3) И.В. Мичурин

12. Организатором и редактором журнала «Мир искусства» был театральный деятель, устроитель «Русский сезонов» в Западной Европе:

3) С.П. Дягилев

13. «Человек- это звучит гордо!», — утверждал русский писатель:

3) М. горький

14. За исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний Нобелевская премия в 1908 г. была присуждена:

3) И.И. Мечникову

15.Создатель первой физической школы в России:

1) П.Н. Лебедев

16. Имя этого ученого в начале века обрело мировую известность. Департамент земледелия США направил к нему профессора Ф.Н. Мейера с предложением купить у русского селекционера все коллекции живых растений. Ученый, нуждавшийся материально, отказался от предложения. Выведенные им сорта остались достоянием России. Этот ученый:

2) И.В. Мичурин

17.Профессор Московского университета, создатель первых в России аэролабораторий, он был убежден, что человек полетит, опираясь не на силу мускулов, а на силу своего разума:

4) Н.Е. Жуковский

18. Одним из зачинателей абстракционизма в России в начале XX в. стал художник, получивший известность, прежде всего своей картиной «Черный квадрат»:

4) К.С. Малевич

19.Самым крупномасштабным и предприимчивым русским кинопромышленником, открывшим первую отечественную кинофабрику, был:

1) А.А. Ханжонков

20. Он вместе с труппой Художественного театра в начале XX. Создал свою театральную систему. Когда его спросили, что же значит эта система, он отвечал: «Сама жизнь»:

3) К.С. Станиславский

21. «Мы не можем ждать от природы милостей. Взять их у нее — наша задача»,- призывал ученый-селекционер:

1) И.М. Мичурин

22. Русский летчик, выполнивший 27 августа 1913 г. на самолете «мертвую петлю»:

3)П.Н. Нестеров

Сикорский Игорь Иванович.

Сикорский Игорь Иванович (1889-1972).

Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), пассажирского самолёта и бомбардировщика «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы (США, 1942 год). С его именем связаны разные и притом неожиданные достижения конструкторской мысли, всякий раз выводившие мировую авиацию на новый уровень.

Игорь Иванович Сикорский родился 25 мая (6 июня) 1889 года в Киеве в семье известного психиатра, профессора Киевского университета — Ивана Алексеевича Сикорского (1842-1919). Иван Алексеевич имел польские корни, тем не менее был внуком православного священника. Мать будущего авиаконструктора, Мария Стефановна (в девичестве Темрюк-Черкасова), имевшая, как и отец, медицинское образование, привила маленькому Игорю любовь к музыке, литературе и искусству. Это от нее впервые услышал он о проектах летательных аппаратов великого Леонардо да Винчи. Любимой книгой стал роман Жюля Верна «Робур-завоеватель», где рассказывалось о гигантском воздушном корабле — прообразе вертолета. Полет на воздушном корабле однажды приснился ему и стал мечтой всей жизни.

Игорь Иванович начал учиться в 1-й Киевской гимназии, но вскоре пожелал пойти по стопам старшего брата и поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Ему нравилась среда морских офицеров, здесь он нашел настоящих друзей.
С 1903 года по 1906 год учился в Санкт-Петербургском морском училище. Однако с каждым годом он все яснее осознавал свое истинное призвание. По окончании общеобразовательных классов он покидает корпус с целью поступить в высшее техническое заведение и стать инженером.

Но шел 1906 год, российские учебные заведения переживали последствия революционных событий и фактически не работали. Чтобы не терять времени, молодой Сикорский уезжает учиться в Париж, в Техническую школу Дювиньо де Лано. Через год он возвращается и в 1907 году поступает в Киевский политехнический институт.

Кадет Игорь Сикорский (справа) с братом Сергеем и сестрами Ольгой и Еленой (слева).

Студент Киевского политехнического института И.И.Сикорский.

Как и многие другие пионеры авиации, Сикорский начинал с летающих моделей. Первую свою модель он построил еще в двенадцатилетнем возрасте. Это был геликоптер — его уже тогда заинтересовали вертикально взлетающие аппараты. В 1908-1909 годах он консультируется у ведущих отечественных и зарубежных специалистов, посещает Францию и Германию, покупает двигатель и необходимые части конструкции. А в июле 1909 года во дворе своего киевского дома двадцатилетний студент завершает сборку первого в России геликоптера, доведенного до стадии натурных испытаний. Однако подъемная сила его была еще недостаточна. Ранней весной следующего года Сикорский строит по той же схеме второй вертолет (Геликоптеры Сикорского № 1; -2). Этот винтокрылый аппарат оказался способен поднимать свой вес. Он был представлен на двухдневной воздухоплавательной выставке в Киеве в ноябре того же года.

Игорь Сикорский возле «Геликоптера № 2».

Одновременно Сикорский удачно экспериментирует с аэросанями. В январе 1910 года испытал аэросани собственной конструкции. На них, как и на геликоптерах, он учится проектировать и строить воздушные винты, а затем направляет всю свою энергию на создание более перспективных в то время машин — самолетов.

Студенты Сикорский и Былинкин на своих аэросанях.

Вместе с другим студентом Киевского политехнического института Ф.И.Былинкиным на Куреневском аэродроме в Киеве Сикорский сооружает сарай-мастерскую, где появляется на свет их первый самолет — маленький двухстоечный биплан БиС-1. Увы, мощности двигателя не хватало для взлета, он мог только подпрыгивать. Сикорскому удалось впервые подняться в воздух только 3 июня 1910 года на следующей машине — БиС-2.

И.И.Сикорский на своем самолете БИС-2.

Капризные двигатели «Anzani» не позволили этому самолету, как и последовавшим за ним модификациям, стать по-настоящему пилотируемыми машинами. Но молодой конструктор не терял надежды. Семья поддерживала его во всех начинаниях. Успех пришел, когда весной 1911 года был построен пятый самолет Сикорского — С-5, который превосходил предшествующие по размерам, мощности и надежности силовой установки. На этом биплане Сикорский сдал экзамен на звание пилота, установил четыре всероссийских рекорда, совершил показательные полеты и даже покатал пассажиров. В начале сентября 1911 года под Киевом проходили военные маневры. Талантливый молодой конструктор принял в них участие и продемонстрировал превосходство своего самолета над машинами иностранных марок.

И.И.Сикорский на самолете С-5 во время киевских маневров.

Удостоверение пилота Игоря Сикорского.

И.И.Сикорский в костюме пилота.

В том же 1911 году Сикорский разработал свой шестой самолет (С-6) с более мощным двигателем и трехместной кабиной. 27 марта 1912 года на биплане С-6 Сикорскому удалось установить мировые рекорды скорости. Работая над улучшением аэродинамических характеристик этой модели, конструктор построил небольшую аэродинамическую лабораторию. Модернизированный самолет С-6А заслужил Большую золотую медаль Московской воздухоплавательной выставки в апреле 1912 года, а незадолго до этого Русское Техническое Общество наградило Сикорского Почетной медалью «…за полезные труды по воздухоплаванию и за самостоятельную разработку аэроплана своей системы, давшей прекрасные результаты».

Самолет С-6А на Комендантском аэродроме.

Недоучившийся студент получил сразу два весьма лестных предложения из Петербурга: во-первых, его приглашали на должность главного инженера учреждаемой военно-морской авиации, во-вторых, — на должность конструктора только что образованного воздухоплавательного отделения акционерного общества «Русско-Балтийский Вагонный Завод» (РБВЗ). Он принял оба и переехал с группой ближайших сотрудников из Киева в столицу империи.

Благодаря такому стечению обстоятельств Сикорскому удалось внести большой вклад в создание особого рода войск — авиации Русского Императорского Флота и он по праву может считаться одним из его основателей. Однако, прослужив всего год, он уволился с флотской службы, отдав себя полностью работе на РБВЗ. С лета 1912 года он стал на этом заводе и главным конструктором, и управляющим.

Большое влияние на судьбу Игоря Ивановича оказал выдающийся организатор отечественного машиностроения, председатель правления РБВЗ М.В.Шидловский. Он сделал ставку на двадцатитрехлетнего студента и не ошибся. На РБВЗ один за другим появляются новые самолеты Сикорского — бипланы и монопланы, — которые вызывают неизменное восхищение как у широкой публики, так и у специалистов и приносят России славу одной из ведущих авиационных держав. Создание каждого самолета означало важный рывок вперед. В течение только 1912-1913 годов благодаря таланту и труду Сикорского в России появились: первый гидросамолет, первый самолет проданный за рубеж, первый специально спроектированный учебный самолет, первый серийный самолет, первый самолет монококовой конструкции, первый пилотажный самолет и т.д. Три самолета конструкции Сикорского вышли победителями на международных конкурсах военных аэропланов, доказав в упорной борьбе свои преимущества перед новейшими иностранными самолетами. Разведчик С-10 имел полтора десятка модификаций, которые к началу Первой Мировой войны составляли основу морской авиации Балтийского флота. Маневренный С-12 также строился небольшой серией и затем успешно применялся на фронте. Одновременно на заводе было налажено лицензионное производство некоторых типов иностранных самолетов. Таким образом, Сикорский по праву может быть причислен к основателям отечественной авиационной промышленности.

И.И.Сикорский у гидросамолета С-5а.

В 1912-1914 годах И.И.Сикорский создал первый в мире 2-хмоторный самолёт «Гранд», затем модернизировал его, добавив ещё два двигателя тандемно к имеющимся. Самолет назвали «Гранд Балтийский» (иногда использовалось название «Большой Балтийский»). Последующей модернизацией «Гранда» стал «Русский витязь» на котором Сикорский расположил двигатели в ряд на крыльях. Эти работы положили начало новому направлению в мировой авиации — тяжелому самолетостроению.

Создание многомоторных самолетов-гигантов принесло Сикорскому мировую славу. Он стал национальным героем России. Самолеты, подобные «Русскому витязю», появились за рубежом только через несколько лет. Дальнейшее развитие конструкции «Русского витязя» — четырехмоторный «Илья Муромец», поднялся в воздух уже в декабре того же 1913 года. Переставленный на поплавки, он долгое время оставался самым большим гидросамолетом на свете. На РБВЗ впервые в мире началось серийное производство воздушных гигантов.

И.И.Сикорский около самолета «Илья Муромец».

Группа участников рекордного полёта на самолете «Илья Муромец».

Самолет «Илья Муромец» в полете.

И.И.Сикорский в цехе сборки самолетов «Илья Муромец».

На протяжении двух лет аэропланы Сикорского завоёвывали главные призы на состязаниях военных самолётов. Особое внимание уделено улучшению аэродинамических характеристик — хвостовая ферма была заменена на удобообтекаемый фюзеляж.

Развитие самолетов И.И.Сикорского:

В 1915 году Сикорский создал первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения — С-XVI для совместных действий с бомбардировщиками «Илья Муромец» и охраны их аэродромов от самолётов противника.

Истребитель сопровождения C-XVI на лыжном шасси.

Всего в России в период 1909-1917 годов Сикорским было создано два с половиной десятка базовых моделей самолетов (не считая их модификаций и совместных разработок), два геликоптера, трое аэросаней и один авиадвигатель. Правительство ценило человека, умножавшего мощь и славу страны. В 25 лет Сикорский стал кавалером ордена Св.Владимира IV степени, равного по значению ордену Св.Георгия, но в гражданской сфере. К 28 годам он уже был национальным героем. Но все это не вскружило ему голову. Он был полон творческих планов и далек от мирской суеты.

Революция круто изменила судьбу знаменитого конструктора. С середины 1917 года все работы на РБВЗ практически остановились. Ни один из самолетов новой конструкции (С-21 — С-27) не был достроен. Производство лихорадили митинги и забастовки. Солдаты на фронте и рабочие в тылу начали расправляться с неугодными им офицерами и инженерами. Сикорский был известен своей преданностью престолу. Ему угрожали и раньше. Но с приходом к власти большевиков улетучились последние надежды на восстановление порядка в стране. Игорь Иванович принимает приглашение французского правительства продолжить работу на заводах союзников. Оставив молодую жену и только что родившуюся дочку Татьяну на попечении родных, он отплывает в марте 1918 года из Мурманска за границу.

Первая Мировая война окончилась раньше, чем Сикорский успел построить французский вариант «Ильи Муромца». Во Франции работы больше не было. Россия охвачена гражданской войной. В марте 1919 года Игорь Иванович принимает решение переехать в США, где, как он считал, существует больше перспектив для тяжелого самолетостроения. Поселился в районе Нью-Йорка, первое время зарабатывая преподаванием математики. В 1923 году ему удалось сколотить компанию русских эмигрантов, причастных к авиации, — инженеров, рабочих и летчиков. Они составили костяк учрежденной в Нью-Йорке маленькой самолетостроительной фирмы «Sikorsky Aero Engineering Corporation». Из СССР приехали две сестры и дочка. Жена эмигрировать отказалась и впоследствии Игорь Иванович вступил во второй брак с Елизаветой Алексеевной Семеновой. Брак был счастливый. Один за другим появились четыре сына: Сергей, Николай, Игорь и Георгий.

И.И.Сикорский в Нью-Йорке.

Начало его деятельности в США было весьма непростым. Первый построенный в эмиграции самолет Сикорского S-29 был собран в 1924 году в помещении курятника, принадлежавшем одному из основоположников русской корабельной авиации В.В.Утгофу. Помощь «русской фирме» оказали многие наши эмигранты. Великий русский композитор С.В.Рахманинов одно время даже значился вице-президентом корпорации. Двухмоторный биплан S-29 стал самым крупным в Америке и одним из лучших в своем классе. Он сразу получил мировую известность, что послужило неприятным сюрпризом для большевиков, не ожидавших нового успеха от ненавистного им «царского крестника и черносотенца». «Авиационная белогвардейщина» — так отозвалась советская пресса на сообщения о возникновении в США «русской фирмы». Имя Сикорского было предано политической анафеме.

Игорь Сикорский в США после одного из пробных полетов на самолете S-29.

Рахманинов с Сикорским возле самолета S-29.

Но шли 20-е годы. Время тяжелых транспортных самолетов тогда еще не наступило — спроса на них почти не было. Сикорскому пришлось переключиться на легкую авиацию. Для развития фирмы требовалось создать машину, пользующуюся широким спросом. Ею стала десятиместная двухмоторная амфибия. Газеты писали, что амфибия S-38 «…произвела переворот в авиации», что она летала, приземлялась и приводнялась там, «где раньше бывали только индейские пироги да лодки охотников». О надежности и безопасности амфибии ходили легенды. «Русская фирма» Сикорского, переименованная в «Сикорский Авиэйшн Корпорейшн», получила очень много заказов и надежно «встала на крыло». Фирма перебралась из Лонг Айленда, где арендовала помещения, на собственный завод в Стратфорд, близ Бриджпорта (штат Коннектикут).

Летающая лодка S-38.

В июне 1929 года ее приняли в мощную корпорацию «Юнайтед Эйркрафт энд Транспорт» (ныне «Юнайтед Текнолоджиз»), в составе которой она существует и сегодня. Потеряв самостоятельность, фирма Сикорского получила накануне великой депрессии надежное экономическое обеспечение. Интересно заметить, что в 1929 году на трех из пяти самолетостроительных фирм, входивших в корпорацию («Сикорский», «Хамильтон» и «Чанс-Воут»), главными конструкторами работали «белоэмигранты».

Последним самолетом Сикорского стала большая четырехмоторная «летающая лодка» S-44, созданная в 1937 году. Она была вполне хорошим самолетом, но время «воздушных клиперов» безвозвратно прошло, гигантская амфибия S-45 так и осталась в проекте. Заказы на лодки и амфибии стремительно падали. Правление «Юнайтед Эйркрафт» даже приняло решение слить фирму «Сикорский» с фирмой «Чане Воут». Чтобы восстановить самостоятельность, пятидесятилетнему конструктору пришлось срочно «менять жанр», искать более перспективную нишу. И здесь ему вновь, как и раньше, помогла поддержка старых соратников, русских эмигрантов. Они отвергли, казалось бы, заманчивые приглашения вернуться на родину, в Советскую Россию и приступили в 1938 году к разработке принципиально нового и в то время еще никому не ведомого летательного аппарата — вертолета.

Транспортная летающая лодка S-44.

Первый экспериментальный вертолёт Vought-Sikorsky 300, созданный Сикорским в США, оторвался от земли под его управлением 14 сентября 1939 года. По существу, это был модернизированный вариант его первого российского вертолёта, созданного ещё в июле 1909 года. Он имел одновинтовую схему с автоматом перекоса и хвостовым рулевым винтом. В настоящее время эта схема стала классической, по ней построено свыше 90% вертолетов всего мира, но тогда большинство авиаконструкторов считало ее бесперспективной. После двух лет напряженных испытаний и доводки экспериментального аппарата, в 1942 году, был создан опытный двухместный вертолет S-47 (R-4), поступивший вскоре в серийное производство. Он был единственным вертолетом стран антигитлеровской коалиции, применявшимся на фронтах второй мировой войны. Акции Сикорского вновь пошли в гору.

Вертолёт Vought-Sikorsky 300.

Вертолет R-4.

И.И.Сикорский около одного из своих винтокрылых творений.

Машины Сикорского применялись как для военных, так и для гражданских целей. Наиболее удачными из них признаны S-51, S-55, S-56, S-61, S-64 и S-65. С лицензии на S-55 началось серийное вертолетостроение Франции.

Великий конструктор никогда не скрывал своего негативного отношения к событиям, происходившим на Родине, но при этом всегда оставался патриотом России. «Нам нужно работать, а главное — учиться тому, что поможет нам восстановить Родину, когда она того от нас потребует», — говорил он, обращаясь к соотечественникам-эмигрантам. Он много сделал для пропаганды в Америке достижений русской культуры и науки, бессменно оставаясь членом правления Толстовского фонда, Общества русской культуры и т.п. Оказывал моральную и финансовую поддержку выходцам из России, различным общественным и политическим эмигрантским организациям. Выступал с лекциями и докладами, причем не обязательно на авиационные темы. Будучи глубоко религиозным человеком, Сикорский много способствовал развитию Русской Православной церкви в США, поддерживал ее не только материально. Им было написано несколько богословских трактатов: «Послание молитвы Господней», «Невидимая брань», «Невидимая встреча», «Эволюция души», «О смысле жизни», «В поисках Высших Реальностей».

За свою жизнь Сикорский получил свыше 80 различных почетных наград, призов и дипломов. Среди них российский орден Св.Владимира 4-й степени, о котором здесь уже упоминалось, а также медали Давида Гугенхейма, Джеймса Уатта, диплом Национальной галереи славы изобретателей. В 1948 году ему была вручена редкая награда — Мемориальный приз братьев Райт, а в 1967 году он был награжден Почетной медалью Джона Фрица за научно-технические достижения в области фундаментальных и прикладных наук. В авиации, кроме него, ее был удостоен только Орвил Райт. Сикорский был почетным доктором многих университетов.

Скончался Великий авиаконструктор 26 октября 1972 года в городе Истоне, штат Коннектикут. Похоронен на грекокатолическом кладбище Святого Иоанна Крестителя.

Могила И.И.Сикорского.

.

.

Игорь Сикорский: гений русской авиации в изгнании

Вернуться на Родину было нельзя, вести из прошлого не приходили — порой Сикорскому казалось, что он всю жизнь провел в Америке… Фото: Getty Images/Fotobank

Экипажи могли составить рабочие его завода, бывшие офицеры белой армии. Они-де по-прежнему рвались в бой. До захвата Кремля дело, конечно, не дошло, но когда в 30-е годы завод в Стратфорде посетила советская делегация во главе с Туполевым, инцидента избежать не удалось. Пока Сикорский принимал Туполева в своем кабинете, его рабочие заспорили с советскими инженерами о жизни в СССР и в конце концов схватились с ними врукопашную, дерущихся еле удалось разнять. На прощание Сикорский попросил Туполева разузнать о судьбе Ольги. Тот обещал, но так ему и не ответил. Вернуться на Родину было нельзя, вести из прошлого не приходили — порой ему казалось, что он всю жизнь провел в Америке… Что ж, здесь к нему пришли настоящая всемирная слава, богатство и почет.

Трансатлантические летающие лодки строились небольшими сериями: билеты на них стоили дорого, дорого обходилось и штучное производство, после войны их начали вытеснять турбовинтовые лайнеры. К этому времени у Сикорского была готова новинка, продолжение его давних, юношеских разработок: первый вертолет был спроектирован и построен им еще в Киеве, но так и не поднялся в воздух. И все же он продолжал работать над необычной машиной, в которую не верил никто из серьезных авиаконструкторов. Вертолеты Сикорского успели повоевать во Вторую мировую, в 50-е он спроектировал несколько машин, пригодных и для перевозок грузов, и для армии. Его любимым детищем был проект крошечного вертолета — летающего автомобиля. Но тот так и не пошел в серию: топливо и обслуживание оказались слишком дорогими.

Сикорский продолжал работать и в старости. Один из самых удачных своих вертолетов, огромный летающий кран, Сикорский спроектировал после выхода на пенсию. С годами он все чаще жаловался на преследующий его сон, события которого произошли давным-давно.

…1912 год, дальний перелет, огромный четырехмоторный «Илья Муромец» пытается вынырнуть из облаков, но его настигает грозовой фронт, уйти от бури самолет не может. Блещет молния, «Муромец» ведет влево. Он берет управление на себя, но машина не хочет слушаться. Штурман трогает его за рукав: «крайний левый двигатель… Крепления… Сорвало болты…» Он глядит в левый иллюминатор: двигатель почти съехал с крыла. Будь погода нормальной, они дотянули бы до аэродрома, но в такую бурю это означает верную смерть.

Всё о звезде

Механик выбрался на крыло и начал пробираться к двигателю: в те годы скорость самолетов была невелика, а он сконструировал «Муромца» так, чтобы его можно было ремонтировать в полете. В его сне через секунду механик сорвался с крыла и полетел вниз, туда, где извивалась река и синели верхушки сосен. Но этого не должно было случиться, Игорь отлично помнил, как все было на самом деле: механик добрался до мотора, прикрепил его к крылу отобранными у экипажа поясными ремнями, благополучно вернулся в кабину, и они дотянули до аэродрома. Но во сне двигатель полетел вниз, оторвав добрую половину полотняного крыла. «Муромец» накренился и круто пошел вниз, деревья стремительно приближались, у них оставалось несколько секунд — потом в окрестных селах услышат грохот, к небу поднимется высокий столб пламени — и все… Тут он начинал кричать, и его будила перепуганная жена, приносила воду, гладила его по голове, и он успокаивался. 26 октября 1972 года крик внезапно оборвался, врач, которому Лиза позвонила, приехал слишком поздно и сказал, что у мистера Сикорского остановилось сердце…

В его бюро жена нашла несколько фотографий Ольги Синькевич и неотправленные письма, которые он писал ей всю жизнь.

Игорь Сикорский. Создатель «Ильи Муромца»

25 мая (по ст. ст.) 1889 года родился Игорь Иванович Сикорский, известный во всём мире авиаконструктор

Первые шаги в авиацию

Родился будущий авиатор в Киеве, в семье профессора психиатрии, работавшего в Университете святого Владимира. В 13 лет Игорь уехал в Петербург и поступил в Морское училище. Но юношу манило не море, а небо. В 1907 году он понял, что его очень интересует авиаконструирование, и вернулся домой, чтобы учиться в Киевском политехническом институте. Параллельно он занимался ещё и в Воздухоплавательной секции.


Игорь Сикорский в 1908 году. Источник: http://cocteil.blogspot.com

Результат не заставил себя долго ждать. Первые простейшие модели вертолётов Сикорский создал уже в 1908 году. В том же году он отправляется в парижскую школу воздухоплавательной техники (ныне школа ESTACA). Учёба в Париже продлилась год, и он вернулся в Россию, продолжил работать над первым проектом вертолёта. Первые варианты не имели надёжной системы управления, да и грузоподъёмность была невелика. И вскоре молодой конструктор переключился на проектирование самолётов.

В 1911 году он получает лицензию на осуществление полётов и проводит показательный полёт модели С-5, которая продержалась в воздухе 30 секунд. А модель С-6 была принята на вооружение русской армии в феврале 1912 года, после чего Сикорский получил должность главного инженера авиационного отделения завода «Руссо-Балт». Главному инженеру было всего 23 года. Вскоре на заводе начали выпускать самолёт «Русский витязь» с четырьмя двигателями и грузоподъёмностью 600 кг. На его основе стали производить и знаменитый в годы Первой мировой войны серийный бомбардировщик «Илья Муромец», который производили до 1917 года.

Жизнь в эмиграции

Игорь Сикорский оказался среди тех, кто не поддержал революцию, в том числе и Февральскую. Все работы, которые проходили на заводе «Руссо-Балт», к середине 1917 года были практически остановлены, ни один из новых проектов Сикорского из-за революционной разрухи в итоге не был реализован. Работы в бурные месяцы 1917 года были заменены митингами и забастовками, к тому же Сикорский был известен своей преданностью ушедшей в историю династии Романовых, ему начали угрожать. В 1918 году конструктор через Мурманск отплывает за границу. Первоначально он работал во Франции, где пытался создать французский тяжёлый бомбардировщик. Первая мировая война закончилась, спрос на военные самолёты упал, и Сикорский остался не у дел. Он уезжает в США, где оказался без средств к существованию и вынужден был сначала работать учителем вечерней школы.


Игорь Сикорский в 1912 году. Источник: https://rusplt.ru

Но в 1923 году Игорь Иванович собрал вокруг себя талантливых русских эмигрантов, имевших отношение к авиации – инженеров, рабочих, лётчиков. Они и составили основу компании Sikorsky Aero Engineering (ныне Sikorsky Aircraft). Первоначально фирма занималась проектированием самолётов и гидросамолётов.

В 1924 году в помещении курятника был собран первый американский самолёт Сикорского S-29. Помощь «русской фирме» оказали многие видные эмигранты. Примечательно, что великий композитор Сергей Рахманинов одно время являлся вице-президентом корпорации Сикорского.

Новый самолёт стал самым большим в Америке и лучшим в своём классе, он быстро получил мировую известность. Эта известность дошла и до Советской России. Большевики не ожидали успехов от «царского крестника и черносотенца». «Авиационная белогвардейщина» – так поначалу называла успехи Сикорского советская пресса.


Опытный вертолет Сикорского VS-300. Источник: http://interesnik.com

Время шло, но активного спроса на тяжёлые транспортные самолёты не было. Корпорация Сикорского переключилась на лёгкую авиацию. Прорывом мог стать тяжёлый биплан S-35 для очень популярных в межвоенные годы полётов через Атлантику. В случае успеха конструктора ждала слава, но самолёт разбился при испытаниях.

Новым проектом стала десятиместная двухмоторная амфибия S-38. Газеты писали, что этот самолёт «произвёл переворот в авиации». О его надежности ходили легенды.

Ведущий конструктор

В 1929 году корпорацию Сикорского приняли в мощную корпорацию «Юнайтед Эйкрафт энд Транспорт» (ныне «Юнайтед Текнолоджиз»), в составе которой она находится и поныне.


Первый в мире серийный вертолет Сикорского R-4. Источник: http://teleskop-by.org

Корпорация Сикорского быстро набирает силу, увеличивает штат. В Стратфорде (штат Коннектикут) создаётся завод. Как и раньше, весь творческий костяк составляют русские эмигранты. Главным помощником и заместителем Сикорского был выдающийся конструктор и учёный Михаил Евгеньевич Глухарёв. Рядом были талантливые русские инженеры Михаил Бьювид и Борис Лебенский.

В Стратфорде фирма Сикорского способствовала появлению мощной русской колонии. Интересный факт: многие эмигранты, вращаясь в русской среде, так и не выучили английский язык. Эмигранты открыли клуб, школу, построили православную церковь св. Николая и даже создали русскую оперу.

Вновь вертолёт

В 1912 году Сикорский отказался от разработок вертолётов, но время шло, и он вновь занялся ими. Первая экспериментальная машина поднялась в воздух под его собственным управлением 14 сентября 1939 года. К 1942 году после напряжённых испытаний и доводки был создан опытный двухместный вертолёт S-47, вскоре поступивший в серийное производство. Это был единственный боевой вертолёт, который принял участие на фронтах Второй мировой войны. Акции фирмы Сикорского вновь пошли вверх.


Игорь Сикорский в США. Источник: http://teleskop-by.org

В дальнейшем появились более совершенные лёгкие вертолёты Сикорского. S-51 обрел самый большой успех. Его применяли многие страны, а диапазон его использования – от боевых целей до самых мирных, гражданских. Вертолёт S-52 был первым в мире, выполнявшим фигуры высшего пилотажа.

Игорь Иванович до последних дней жизни оставался активным деятелем эмиграции. Умер великий изобретатель 26 октября 1972 года. Память о нём увековечена в России, на Украине и в США.

masterok

100 лет назад совершил первый полет первый в мире многомоторный самолет «Русский витязь» инженера Игоря Сикорского

26 мая 1913 года совершил первый полет первый в мире многомоторный самолет «Русский витязь» инженера Игоря Сикорского. Молодой инженер создал эту машину в качестве опытного самолёта для дальней разведки. На нём можно было разместить как два, так и четыре мотора. Самолет первоначально назывался «Гранд» или «Большой Балтийский», а после некоторых доработок получил название – «Русский витязь». 2 августа 1913 года самолет установил мировой рекорд продолжительности полёта — 1 час 54 минут.

Этот самолет, превосходивший по размерам и взлетному весу все машины, построенные до этого момента, стал основой для нового направления в авиации – тяжелого самолетостроения. «Русский витязь» стал родоначальником всех последующих тяжелых бомбардировщиков, транспортников, разведчиков и пассажирских авиалайнеров в мире. Прямым продолжателем «Русского витязя» стал четырехмоторный самолёт «Илья Муромец», первый экземпляр которого был построен в октябре 1913 года.

Давайте поговорим об этих самолетах …

Игорь Иванович Сикорский (1889 — 1972) родился в семье медиков. Отец — Иван Алексеевич, был известным психиатром, профессором Киевского университета, ведущим специалистом по лечению заикания. Мать — Мария Стефановна (урождённая Темрюк-Черкасова), работала врачом-терапевтом. Сын не пошел по стезе родителей. Молодой Сикорский получил среднее образование в одной из классических гимназий Киева, в 1903 — 1906 гг. учился в Петербургском морском училище (Морском кадетском корпусе), которое готовило кадры для флота. После его окончания поступил в Киевский политехнический институт. Он также посещал лекции по математике, химии и кораблестроению в Париже.

С детства Сикорский интересовался механикой. В Киевском политехническом институте Игорь заинтересовался строительством летательных аппаратов, он создал и возглавил студенческое авиационное общество. Сикорский еще в 1908 году впервые попытался построить вертолет. Этот экспериментальный вертолет, оснащенный 25-сильным двигателем, стал основой для последующих работ инженера с вертолетами. К 1910 году был построен второй вертолет, он имел два пропеллера, которые вращались в противоположных направлениях. Грузоподъёмность аппарата достигала 9 пудов, но ни один из вертолетов не смог взлететь с пилотом. Слабосильный аппарат взлетал только без пилота. Аппарат был представлен на двухдневной воздухоплавательной выставке в Киеве в ноябре 1909 года. Сикорский вернется к проектам вертолетов только в 1939 году.

Игорь Сикорский управляет своим БИС-1, оснащенным 15-сильным мотором Анзани. Этот биплан, построенный в 1910 году, не поднимался в воздух, но он положил начало самолетам Сикорского серии «С“.

В этом же году Сикорский переключил своё внимание на самолеты, и создал прототип своего биплана — С-1. Он приводился в движение 15-сильным двигателем. В 1910 году инженер поднял в воздух модернизированный С-2, с 25-сильным двигателем. Этот самолет поднялся на 180-метровую высоту и установил новый Всероссийский рекорд. Уже в конце 1910 года Сикорский построил С-3 с 35-сильным двигателем. В 1911 году Игорь Сикорский получил диплом лётчика и построил самолеты С-4 и С-5. Эти машины показали хорошие результаты: в ходе испытаний летчик достиг высоты в 500 метров, и длительность полёта составила 1 час.

В конце 1911 года русский авиаконструктор построил С-6 и весной 1912 года модернизировал его до С-6А. На С-6А Игорь Сикорский занял первое место в соревновании, которое организовали военные. Среди одиннадцати летательных аппаратов, которые принимали участие в соревновании, несколько представляли такие знаменитые в тот период самолетостроительные фирмы как Фарман, Ньюпор и Фоккер. Надо сказать, что все летательные аппараты Сикорского, которые конструктор создал до С-6, были построены молодым ученым в сарае на территории киевского имения, которое принадлежало его родителям. Последующие самолеты, начиная с С-7, строили уже на авиационной фабрике Русско-Балтийского вагонного завода (Р-БВЗ) в Петербурге. Русско-Балтийский вагонный завод построил авиационное отделение с целью строительства самолетов русской конструкции. Это позволило русскому конструктору более успешно заниматься любимым делом.

С-6А.

Первые свои машины Сикорский строил за свой счёт. Кроме того, юного изобретателя поддерживала сестра, Ольга Ивановна. На Русско-Балтийском вагонном заводе Игорю Сикорскому помогали пилоты Г. В. Янковский и Г. В. Алехнович, проектировщик и строитель А. А. Серебрянников, он был студентом Политехнического института и механик по двигателям В. Панасюк. Первым летательным аппаратом, построенным Сикорским на Р-БВЗ, стал моноплан (самолёт, имеющий одну несущую поверхность, одно крыло) С-7. Его позднее приобрел пилот Лерхе.

На Русско-Балтийской вагонном заводе в Петербурге были произведены самолеты С-7, С-9 и С-10, они были оснащены роторными двигателями Гном. С-10 Гидро был снабжен поплавками и предназначался для русского военно-морского флота. С-10 был прямым наследником конструкции С-6. Это был одномоторный двухместный биплан (самолёт с двумя несущими поверхностями-крыльями), установленный на два основных и один вспомогательный поплавки. У С-10 был небольшой гидроруль. К осени 1913 года построили 5 летательных аппаратов с двигателями «Аргус» в 100 л. с. Их использовали как разведывательные и тренировочные машины.

В начале 1913 года изобретатель построил моноплан С-11. Кабина была двухместная, для пилота и пассажира. Двигатель «Гном-Моносупап 100 л. с. под металлическим капотом. Аппарат строился для конкурса и пилот Янковский занял второе место в соревновании в российской столице. Весной 1914 года Игорь Сикорский сконструировал и построил биплан С-12. Он был специально спроектирован как учебно-тренировочный самолет и мог выполнять фигуры высшего пилотажа. Этот элегантный моноплан имел двигатель «Гном» 80 л.с, с характерным для многих конструкций изобретателя шасси со сдвоенными колесами. 12 марта 1914 года пилот Янковский испытал его, летательный аппарат показал прекрасные летные качества. Янковский, летая на этой машине, занял первое место по воздушному пилотажу во время авиационной недели, она была проведена на Колымяжском ипподроме. На том же самом С-12 летчик-испытатель установил всероссийский рекорд, поднявшись на высоту 3900 метров. Правда, просуществовал первый аппарат недолго — 6 июня 1914 г. Янковский разбил машину, но не погиб. Летные качества С-12 настолько понравились военному ведомству, что когда был заключен контракт на производство 45 машин Сикорского, в него включили новую модель. Эти самолеты во время Первой мировой войны поступали на вооружение Эскадры воздушных кораблей и в 16-й корпусной авиаотряд.

Уже во время войны Сикорский изобрел и построил: проект С-16 – истребитель с 80-сильный двигателем Рон и 100-сильным Гном-Моно-Супап, со скоростью в 125 км в час; С-17 — двухместный разведчик; С-18 – тяжелый истребитель, который должен был прикрывать дальние бомбардировщики и брать на борт бомбы для поддержки ударов «Муромцев», без бомбовой нагрузки самолет мог служить ударным истребителем; С-19 – штурмовик, он имел все качества штурмовика – мощное вооружение (до шести пулеметов), бронирование наиболее жизненно важных частей, и компоновку, обеспечивающую максимальную живучесть и неуязвимость машины (разнесенные кабины, что снижало вероятность одновременного поражения пилотов, один двигатель закрывал другой); С-20 – одноместный истребитель, с 120-сильным двигателем и максимальной скоростью в 190 км в час. Во время Первой мировой войны некоторые самолеты Сикорского находились на службе в вооруженных силах. Однако, несмотря на хорошие летные качества и прорывные решения эти самолеты не использовались широко, что было связано с очарованностью российских власть имущих всем иностранным.

С-20.

Русский витязь

Ещё в довоенный период изобретатель пришел к выводу, что будущее не за маленькими одномоторными аэропланами, а за большими летательными аппаратами двумя или более двигателями. Они имели преимущество в дальности полета, транспортных возможностях и безопасности. Воздушный корабль с несколькими членами экипажа и с несколькими моторами был более безопасным, если один мотор ломался, то остальные продолжали работать.

Игорь Сикорский рассказал о своих замыслах по строительству большого воздушного корабля Михаилу Владимировичу Шидловскому, который был главой Русско-Балтийской вагонной компании. Шидловский внимательно выслушал молодого изобретателя, изучил его чертежи и дал разрешение на работу в этом направлении. В этот период большинство специалистов не верило в возможность создания большого самолета. Считалось, что большой самолет вообще не сможет взлететь. Сикорский строил первый в мире четырехмоторный самолет, предшественник всех современных больших самолетов. Работа шла быстрыми темпами, энтузиасты работали по 14 часов в сутки. В феврале 1913 года все части самолета, который заводской люд, щедрый на всякие прозвища, назвал «Грандом», что значило «большой», в основном были готовы.

Надо отметить, что Шидловский сыграл выдающуюся роль в развитии русской тяжелой авиации. Дворянин и офицер военно-морского флота, он окончил Александровскую военно-правовую академию, после отставки, служил в министерстве финансов и проявил себя талантливым предпринимателем. Стал высокопоставленным чиновником, вошел в состав Государственного Совета и был назначен командиром Эскадры воздушных кораблей (ЭВК). Эскадра стала специальным соединением, которая во время войны летала на бомбардировщиках И. Сикорского «Илья Муромец». Будучи председателем Р-БВЗ Шидловский быстро увеличил производительность и прибыльность компании. Кроме запуска производства самолетов Сикорского, Шидловский руководил производством первых и единственных автомобилей Российской империи, вошедших в историю как «Руссо-Балт». Эти автомобили хорошо проявили себя во время Первой мировой войны. Ещё один вклад Шидловского в обороноспособность империи — производство в 1915 году первого и единственного русского авиационного двигателя.

Благодаря Шидловскому проект Гранда был запущен и полностью оправдал себя. К началу марта 1913 года была завершена общая сборка самолета. Это был настоящий гигант: размах верхнего крыла был 27 м, нижнего — 20, а общая их площадь — 125 кв. м. Взлетный вес летательного аппарата — более 3 т (с нагрузкой до 4 т), высота – 4 м, длина – 20 м. Самолет должны были поднять в воздух четыре немецких двигателя «Аргус» по 100 л. с. Они располагались на нижних крыльях, по два с каждой стороны от фюзеляжа. Машина могла нести груз 737 кг и летать со скоростью 77 км в час (максимальная скорость 90 км). В экипаже – 3 человека, 4 пассажирских места. Впервые в мире самолет имел большую закрытую кабину и пассажирский салон большими окнами для команды и пассажиров. Летчики из кабины могли выйти на балкон, который был расположен в передней части машины. Кроме того, были предусмотрены также боковые выходы, которые вели к нижним крыльям, что обеспечивало доступ к двигателям. Это создавало возможность ремонта в полете.

Игорь Сикорский на носовом балконе Русского Витязя.

Носовая часть «Гранда».

После нескольких пробных испытаний, 13 (26) мая 1913 года около 9 часов утра на лугу, примыкавшем к Корпусному аэродрому Петербурга авиатор-конструктор Игорь Сикорский вместе с 4 пассажирами совершил блестящий, вполне удачный полет на летательном аппарате «Гранд» («Большой»). Самолет поднялся на высоту около 100 м и полчаса (не при полной силе газа) развил скорость до 100 км/ч, очень хорошо сделал несколько крупных виражей и плавно приземлился. Наблюдавшая за этим публика была в восторге. Этим полетом Сикорский наглядно опровергнул предсказания многих «специалистов» о том, что «Большой» не будет в состоянии летать…». Многие иностранные специалисты в области авиации отказались от идеи построить большой самолет. Однако русский изобретатель наглядно разрушил все их теоретические построения. Это был триумф человеческой изобретательности и победа русского конструктора над многочисленными критиками и злопыхателями.

27 мая «Большой» совершил ещё один полет. На борту был Сикорский, Янковский и четыре механика. Полеты дали огромный объем информации и хорошую пищу для размышлений. Испытания «Гранда» стали основой для создания более совершенного самолета – «Илья Муромца». Определённую роль в развитии проекта сыграл император. Будучи в Красном селе, Николай II выразил желание осмотреть машину. Самолет перегнали туда. Царь осмотрел самолет снаружи, поднялся на борт. Витязь» произвел большое впечатление на императора. Сикорский вскоре получил от Николая II памятный подарок — золотые часы. Положительное мнение монарха защитило самолет от попыток запятнать репутацию этого удивительного проекта.

Сикорский приступил к созданию второго воздушного судна, который он назвал «Илья Муромец». Строительство второго самолета-богатыря началось осенью 1913 года, и было завершено в январе 1914 года.

Илья Муромец (или С-22) – это общее название нескольких серий тяжелых четырехмоторных цельнодеревянных бипланов, производством которых занимался известный Русско-Балтийский вагонный завод. В свое время «Илья Муромец» смог установить ряд мировых рекордов, в том числе по количеству перевезенных пассажиров, грузоподъемности, максимальной высоте и времени полета. Всего с 1913 по 1918 годы было выпущено около 80 самолетов «Илья Муромец» различных модификаций. При этом первоначально самолет предполагалось использовать в гражданских целях.

Новый самолет стал дельнейшим развитием конструкции «Русского витязя», созданного в 1913 году. В ходе работ его конструкция была значительно переработана, без существенных изменений осталась лишь общая конструкция машины, коробка крыльев с установленными в ряд на нижнем крыле 4-мя двигателями. При этом фюзеляж самолета был совершенно новым. В результате переработки с теми же немецкими моторами «Аргус» мощностью в 100 л.с. самолет «Илья Муромец» обладал вдвое большей максимальной высотой полета и массой полезной нагрузки.

Самолет «Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолетом. Впервые в истории авиации на данном самолете имелся отдельный от кабины пилотов салон, который оснащался помимо прочего наличием электрического освещения, отопления (выхлопными газами двигателей), спальными комнатами и даже ванной с туалетом. В то время летчики одномоторных самолетов избегали летать над городами, так как в случае отказа двигателя вынужденная посадка в городе могла закончиться катастрофой. В то же время на «Муромце» имелось 4 двигателя, поэтому его создатель Сикорский был уверен в безопасности машины.

Остановка одного или даже 2-х из 4-х моторов не означала того, что самолет потеряет устойчивость и должен будет приземляться. Помимо этого во время выполнения полета по крылу самолета могли ходить люди, что не нарушало равновесия машины. Во время полета на крыло выходил сам Сикорский, для того чтобы убедиться в том, что в случае возникновения необходимости кто-то из летчиков сможет заняться ремонтом двигателя прямо в полете. В то время это было совершенно ново и производило на людей очень большое впечатление.

Постройка прототипа самолета «Илья Муромец» на Русско-Балтийском вагонном заводе стартовала в августе 1913 года. Новый четырехмоторный тяжелый аэроплан был назван в честь известного русского былинного богатыря. Это имя стало общим для разнообразных модификаций новой машины. Прототип самолета был готов к декабрю 1913 года и 10 декабря выполнил свой первый полет. На прототипе между коробкой крыльев и оперением находилось также среднее крыло, а под фюзеляжем были установлены стойки дополнительного среднего шасси. Однако в ходе испытаний поняли, что среднее крыло себя не оправдывает, и оно было демонтировано. После ряда рекордов и первых успехов на машину обратили внимание военные. В итоге 12 мая 1914 года Главное Военно-Техническое Управление (ГВТУ) заключило с заводом контракт на постройку 10 аэропланов «Илья Муромец».

Во многом этому способствовал тот факт, что в феврале 1914 года Сикорский поднял в воздух самолет с 16 пассажирами на борту. При этом во время совершения полета на борту самолета находился еще один пассажир – собака Шкалик, которая была любимцем всего аэродрома. Данный полет стал на тот момент небывалым достижением в области авиации. Полезная нагрузка во время полета над Петроградом составила практически 1 300 кг. В то время «Илья Муромец» достаточно часто пролетал над столицей империи, совершая полеты на высоте около 400 метров.
Во время выполнения данных полетов, пассажиры самолеты могли с высоты из удобной и закрытой кабины любоваться величественными бульварами и площадями города. При этом каждый полет четырехмоторного аэроплана приводил к остановке всего наземного транспорта столицы, так как на улицах собирались целые толпы горожан, для того чтобы взглянуть на огромный по тем временам самолет, издававший сильный шум 4-мя своими двигателями.
К весне 1914 года Сикорский завершил постройку второго самолета. Данная машина была оснащена еще более мощными двигателями «Аргус». Два внутренних имели мощность – 140 л.с., а два внешних – 125 л.с. Таким образом, общая мощность двигателей самолета второй модели достигла 530 л.с., что на 130 л.с. превышало мощность двигателей первого «Ильи Муромца». Увеличенная мощность силовой установки позволила увеличить скорость и грузоподъемность, была достигнута высота полета в 2 100 метров. В своем первом испытательном полете новый самолет поднял в воздух 6 пассажиров и 820 кг. топлива.

К началу Первой мировой войны (1 августа 1914 года) было изготовлено 4 «Ильи Муромца». К сентябрю этого же года все они были переданы в состав Императорского военно-воздушного флота. К тому моменту все аэропланы воюющих стран предназначались исключительно для нужд разведки, поэтому российский самолет следует считать первым в мире специализированным самолётом-бомбардировщиком.

2 октября 1914 года был подписан очередной контракт на строительство 32 самолетов «Илья Муромец», цена каждой машины составляла 150 000 рублей. Таким образом, общее число заказанных самолетов достигло 42 штук. Несмотря на это от пилотов, которые занимались испытанием самолета в боевых условиях, начали поступать отрицательные отзывы. Так штабс-капитан Руднев писал о том, что самолеты «Илья Муромец» обладают небольшой скоростью, плохо набирают высоту, не защищены, по этим причинам наблюдение за крепостью Перемышль можно осуществлять только на максимально возможной высоте и большом удалении. При этом ни о каких полетах в тыл и бомбардировках противника не сообщалось. Мнение о новом самолете в армии складывалось негативное и выдача заводу «Руссобалт» задатка в размере 3,6 млн. рублей на постройку самолетов заказанной партии была приостановлена.
Складывающуюся ситуацию спас Михаил Владимирович Шидловский, который руководил на «Русобалте» авиационным отделом. Шидловский признал, что новая машина имеет недостатки, но при этом указал на то, что экипажи самолетов не имеют достаточной подготовки. При этом он дал согласие на приостановку постройки партии из 32 самолетов, но настоял на том, чтобы первые 10 самолетов были построены, для того чтобы объединить их в эскадру по примеру морского флота и всестороннее испытать в боевой обстановке.

Николай II одобрил эту идею и уже 23 декабря 1914 появился приказ, согласно которому русская авиация делилась на легкую, входящую в войсковые соединения и подчиняющуюся Великому Князю Александру Михайловичу, а также на тяжелую, которая подчинялась Штабу Верховного Главнокомандования. Этим же приказом было объявлено о создании эскадры из 10 боевых и 2 учебных самолетов «Илья Муромец». Командиром созданной воздушной эскадры был назначен сам Шидловский, которого призвали на военную службу. Одновременно с этим ему присвоили звание генерал-майора. Так Михаил Шидловский стал первым в России авиационным генералом. К сожалению, в августе 1918 года он был расстрелян большевиками вместе со своим сыном при попытке выехать на территорию Финляндии.

Со временем тяжелые самолеты начали использовать в качестве бомбардировщиков, на них появилось оборонительное вооружение, некоторые модели несли до 7-8 пулеметов. Свой первый боевой полет в составе эскадры был произведен 21 февраля 1915 года. Однако он закончился ничем, летчики заблудились и, не обнаружив цель (Пилленберг), вернулись обратно. Второй полет произошел на следующий день и стал успешным. Бомбардировке подверглась железнодорожная станция, на которую сбросили серию из 5 бомб. Бомбы разорвались посреди подвижного состава, а результаты бомбардировки были засняты на фотоаппарат.

18 марта с помощью «Ильи Муромца» была осуществлена фоторазведка по маршруту Яблонна – Вилленберг – Найденбург – Зольдну – Лаутенбург – Страссбург – Тори – Плоцк – Млава – Яблонна. В результате данного полета удалось установить, что концентрация неприятельских войск на данном участке отсутствует. За выполнение данного разведывательного полета экипаж самолета был представлен к наградам, а капитан Горшков произведен в подполковники.

Благодаря успехам, которых смогла добиться эскадра, в апреле 1915 года заказ на строительство 32 бомбардировщиков «Илья Муромец» вновь был активирован. Самолеты планировалось построить до 1 мая 1916 года. В 1915 году началось производство самолетов Г серии, их экипаж составлял до 7 человек, некоторые из них оснащались специальной стрелковой кабиной. Также в 1915-1916 годах выпустили 3 машины Д (ДИМ) серии. Осенью 1915 года один из этих бомбардировщиков впервые поднял в небо бомбу громадной по тем временам массы – 400 кг (25 пудов).

Во время войны в период с 30 октября 1914 года по 23 мая 1918 года было потеряно и списано из армии 26 самолетов данного типа. При этом в ходе боев было потеряно только 4 машины (1 сбита истребителями, 3 зенитным огнем), остальные самолеты были потеряны в ходе ошибок пилотирования, стихийных бедствий (ураганы, буря), технических неисправностей.

В 1919 Сикорский эмигрировал в США, где в течение нескольких лет читал лекции, работал учителем, а в 1923 вместе с несколькими русскими эмигрантами – бывшими офицерами организовал компанию «Сикорский аэроинжиниринг» («Sikorsky Aero Engineering Corporation»). Мастерская и конструкторское бюро располагались в курятнике одной из ферм на острове Лонг-Айленд. Когда несчастные русские самолетостроители пришли в полное уныние от курятника, безденежья, неудач и не взлетающих на изношенных двигателях (на новые не было денег) самолетов, стало известно, что акции компании на 5 тысяч долларов купил Сергей Васильевич Рахманинов. Для рекламных целей всемирно известный композитор и пианист согласился стать вице-президентом компании. Вместо курятника компания могла теперь арендовать ангар.

К апрелю 1924 года был готов первый американский самолет Сикорского S-29A. Потом был сконструирован красавец S-37, исправно служивший на линии Сантьяго-де-Чили-Буэнос-Айрес. В Южную Америку его перегнал главный испытатель самолетов Сикорского бесстрашный георгиевский кавалер Борис Сергиевский.

А потом была крупная удача с самолетом-амфибией S-38. Посыпались заказы, больше всего от компании “Пан Америкен”. Сикорский становится очень известным в Америке человеком.

В 1928 компания вошла в состав корпорации «Юнайтед эйркрафт». Сикорский оставался генеральным конструктором этой компании до 1957. Первым самолетом, построенным Сикорским в США, был двухмоторный биплан S-29 (1923).

а вот очень редкая фотография Игоря Сикорского уже в США после одного из пробных полетев

В 1929 Сикорский создал для авиакомпании «Пан Америкен эйруэйз» двухмоторный S-38. Самолет имел короткий фюзеляж летающей лодки с высокорасположенным хвостовым оперением, вынесенным назад сдвоенной фермой, которая опиралась на крыло, а также убирающееся шасси. Затем Сикорский приступил к разработке конструкций летательных аппаратов с большой нагрузкой на крыло. Его четырехмоторные S-40 (1931) и S-42 (1932) были первыми в мире транспортными самолетами, оснащенными пропеллерами с постоянной скоростью вращения. S-42, созданный для дальних перелетов, установил в 1934 рекорд высоты (6220 м), имея на борту груз более 4900 кг. В том же году на S-38 было поставлено восемь мировых рекордов скорости.

К концу 1930-х годов эра летающих лодок закончилась, и Сикорский вновь занялся вертолетами. Уже в начале 1940-х годов был публично продемонстрирован полет по устойчивой траектории первого надежного вертолета его конструкции. Вертолеты Сикорского установили несколько мировых рекордов; в последующие годы они поставлялись в армию, их закупали различные гражданские государственные агентства и авиакомпании. Вертолет S-51 широко применялся в боевых операциях во время войны в Корее.

Сикорский был удостоен многих научных званий, являлся почетным членом научных обществ разных стран.

Сикорский всегда пользовался большим авторитетом в русской колонии Америки. В 1938 году ему было доверено держать речь перед соотечественниками по случаю 950-летия крещения Руси, так как русские американцы знали, что Сикорский размышляет над проблемами мироздания и пишет богословские работы. Ссылаясь на Федора Достоевского и Владимира Соловьева, оратор завещал: “Русский народ должен подумать не о том, как повернуть назад, к тому, что не устояло, видимо, не уберегли, а подумать о том, чтобы из того болота, в котором мы теперь увязли, выбраться на широкую дорогу, чтобы двигаться вперед”.

Игорь Иванович Сикорский скончался 26 октября 1972 г. в городе Истоне, штат Коннектикут.

После 1918 года самолеты «Илья Муромец» уже не выпускались, но сохранившийся после Первой мировой и Гражданской войн парк некоторое время еще эксплуатировался. К примеру, первая советская регулярная почтово-пассажирская авиалиния по маршруту Москва – Орёл – Харьков была открыта 1 мая 1921 года и проработала до 10 октября 1921 года, за это время было выполнено 43 рейса, перевезено более 2-х тонн грузов и 60 пассажиров. Однако из-за сильной изношенности самолетного парка трасса была ликвидирована. Один из оставшихся самолетов был передан школе Воздушной Стрельбы и Бомбометания, расположенной в Серпухове. Он использовался для подготовки пилотов в 1922-1923 году, за это время машина совершила порядка 80 учебных полетов, однако после этой даты самолеты в небо не поднимались.

Тактико-технические характеристики «Илья Муромец» версия Г-1:

Время производства – 1915-1917 годы
Размеры: размах верхнего крыла – 31 м. размах нижнего крыла – 21 м., длина – 17,1 м.
Площадь крыльев – 148 кв. м.
Масса самолета: пустого – 3 800 кг., взлетная – 5 400 кг.
Тип двигателя – 4 рядных «Sunbeam» мощностью 160 л.с. каждый
Максимальная скорость – 135 км/ч.
Продолжительность полета – 4 часа
Практический потолок – 3 000 м.
Вооружение: до 6 пулеметов, 500 кг бомб.
Экипаж – 5-7 человек.

источики
Юферев Сергей, Самсонов Александр — http://topwar.ru/