Сколько религий в России?

Сколько в России воцерковленных христиан и почему

В издательстве ПСТГУ вышла книга проректора ПСТБИ при ПСТГУ, сотрудника научной лаборатории «Социологии религии» ПСТГУ, к.ф.н., протоиерея Николая Емельянова «Жатвы много, а делателей мало». Она представляет собой научное исследование, в котором автор выдвигает гипотезу, почему в России не растёт количество воцерковлённых людей, оставаясь примерно одним и тем же на протяжении уже более чем двух десятилетий. Мы поговорили с автором о причинах такого положения дел и о проблеме соотношения священников и мирян в современной России.

Священник Николай Емельянов

Оглавление книги

– Отец Николай, какова исходная проблема, которую вы исследуете в своей книге?

– Меня давно занимал вопрос, почему в нашей стране при где-то 80 % православных верующих, то есть тех, кто в различных социологических опросах называет себя православными, только около 3 % являются действительно воцерковлёнными людьми.

– А откуда эти данные, что лишь 3 % от населения страны являются действительно воцерковлёнными, но что при этом около 80% опрошенных называют себя православными?

– Это более или менее общие социологические данные. На протяжении всего времени после освобождения Церкви все опросы показывают, что мы имеем порядка 3–5 процентов воцерковлённых людей. Имеются в виду те, кто причащается раз в месяц или чаще. Это достаточно узкая группа людей.

– Но 3 процента от всего населения России – это не так уж и мало.

– Возможно. Кстати, когда в Иерусалиме создавалась первая община верующих, как рассказывается в «Деяниях апостолов», то если посчитать, сколько человек вступили в нее сразу же по Воскресении, это тоже будет около 3% от всего населения того города. В Иерусалиме, по подсчетам ученых, тогда жило где-то 100 тысяч человек, а в книге говорится сперва о 3 тысячах присоединившихся к общине апостолов (ср. Дееян. 2, 41), а потом еще о 5 тысячах уверовавших (ср. Деян. 4, 4).

Так или иначе, сегодня примерно похожие данные о количестве воцерковленных показывают и ФОМ, и ВЦИОМ, и «Левада-центр». Правда, последняя компания обычно даёт цифры по воцерковлённости и религиозности чуть ниже прочих, и мы для надёжности ориентируемся на неё. Но в целом все три главные независимые опросные компании в этом смысле дают примерно согласные данные.

Однако когда мы говорим о тех, кто причащается раз в месяц или чаще, то мы берём узкую группу даже среди тех, кого расширительно тоже можно назвать воцерковлёнными верующими. Если же понятие воцерковлённых расширить до тех, кто причащается несколько раз в год, но реже одного раза в месяц, то количество воцерковлённых вырастает примерно до 10–12%.

В то же время, согласно данным тех же социологических компаний, начиная с 1992 года устойчиво растет число тех, кто отвечает положительно на вопрос «считаете ли вы себя православным». А именно, ФОМ в последние годы даёт показатель где-то в 80%, «Левада-центр» – 65–70%. Надо признать, в целом всё это выглядит достаточно парадоксально: всё те же стабильные 3% причащающихся раз в месяц или чаще – на фоне устойчивого роста за то же время тех, кто называет себя православными.

Это явление не раз обсуждалось в научной среде, среди социологов религии и религиоведов. Причем обсуждалось, как правило, с достаточно критических позиций по отношению к Церкви. Это, впрочем, вполне понятно, в силу определённых традиций, до сих пор господствующих в научной среде.

– И какие именно давались объяснения?

– Самое из них известное и простое – то, что такое самоназвание себя православными по большому счёту не имеет отношения ни к какой религиозности. Называют себя православными те, кто таким образом пытается обозначить свою этническую и гражданскую принадлежность, как русского человека и гражданина России.

Были и другие гипотезы, связанные с распространённым предположением о том, что дает о себе знать общемировой тренд секуляризации, и Россия тоже движется в этом тренде. Ведь секуляризация порождает специфический тип религиозности, которая является внецерковной, размытой, и поэтому уже не может быть названа классической, институциональной в полном смысле этих слов.

Самоназвание себя православными не имеет отношения ни к какой религиозности

Такие трактовки стали получать распространение и среди чиновников и государственных служащих. На вопросы и запросы, связанные, например, с влиянием Православия, его социальной значимостью, в ответ теперь можно услышать: «А почему мы вообще должны это поддерживать? Это же только 3% населения нашей страны. Разве это социально значимо?»

С другой стороны, когда мы сами проводили исследования приходов или церковных общин, то увидели следующее интересное явление. Если взять самые простые социальные показатели по России, например, количество детей, или разводимость, или такие социальные болезни, как курение и алкоголизм, то аффилиация с Православием на эти показатели практически никак не влияет. Среди тех, кто считает себя православным, тот же самый средний показатель разводов или, скажем, алкоголиков. Но как только мы берём эти показатели в той самой группе в 3%, то есть среди тех, кто причащается раз в месяц, то показатели становятся иными и качественно отличаются в разы в лучшую сторону.

Приходская община должна быть 200, максимум 500 человек

– Что вы имеете в виду?

– Например, в Москве три и более детей в 2004-м году имели лишь 3,5% от всего числа женщин старше 18 лет. А в общинах – 19%. Или такое же очевидное расхождение видно и по курящим. Поскольку курение в Церкви является осуждаемым пороком, то в ядре общин мы насчитали лишь 4% курящих. В то время как по России эта величина составляет 38%. Вы видите, что это качественная разница. И такие показатели и их расхождения в пользу воцерковленных имеют место едва ли не по всем проблемам, которые мы связываем с определёнными социальными болезнями.

Также мы спрашивали об отношении к Родине и о патриотизме. Причём предлагали разные понимания патриотизма, в том числе контрпродуктивные. Опять-таки, в ядре общины понимание патриотизма чаще всего оказывается наиболее адекватным. Патриотизм понимается как любовь к Родине и готовность работать и действовать на благо процветания страны, но при этом люди не считают, что твоя страна всегда и во всех отношениях лучше других, и тому подобное.

В результате всего этого как вывод вроде получается, что за тезисом, что церковная жизнь в значительной мере сжимается и умещается в эти 3%, стоит какая-то правда. Но в какой-то момент у меня родилась гипотеза, возникшая просто из моего священнического опыта Исповеди, о котором я пишу в своей работе. Если мы с вами говорим о городских храмах. Священник постоянно чувствует, что он в состоянии непрерывной спешки. У него постоянное ощущение, что с ним кто-то хочет поговорить, а он не успевает: либо ему приходится в это же время говорить с кем-то ещё, либо он должен уже куда-то бежать.

Священник постоянно чувствует, что он в состоянии непрерывной спешки

– Насколько это, на ваш взгляд, значимая проблема?

– Могу сказать, что для приходского священника это очень болезненное переживание. Моё личное убеждение, что половина тех проблем, которые связаны с конфликтными ситуациями в храме, о которых я часто читаю в Facebook или в печати, связаны с этим обстоятельством. Скажем, человек рассказывает, как он пришёл в храм, и священник к нему грубо отнёсся. Я, анализируя эти ситуации, прекрасно понимаю, что едва ли не в половине случаев, если не больше, это произошло потому, что священник, скорее всего, куда-то поторопился. Он поэтому просто не успел понять этого человека, не успел с ним поговорить, не успел его почувствовать. Невнимание из-за постоянной спешки становится частью наработанной привычки. Уже есть привычка торопиться, и она чуть ли не автоматически порождает невнимание и отношение свысока, конечно, совершенно недопустимое для священника. Потому что даже несмотря на то, что это защитная реакция, это не может не отталкивать людей, не может не производить на них тяжёлое впечатление.

Типичной является ситуация, когда во время какого-то праздничного богослужения перед священником на Исповедь стоит очередь чуть ли не в 100 человек, и он должен за час со всеми поговорить! А среди этих людей могут оказаться как те, которым просто надо подойти под разрешительную молитву, так и те, кто зашли в храм первый раз за месяц, а то и за год. Однако никакого глубокого контакта со священником не может быть в такой ситуации в принципе. И любой священник, который живёт приходской жизнью и для которого Исповедь составляет важную часть его служения, тяжело переживает эту проблему.

Я сам служу не так много для священника, немногим больше 20 лет, но даже за это время очень чётко чувствуешь разницу между тем, что было тогда, и тем, что есть сейчас. Разница эта очень проста: то внимание, которое ты мог раньше уделять людям, ты сейчас уделять уже не можешь. Катастрофически не хватает времени. Тех людей, которые тебя хорошо знают и регулярно к тебе приходят, становится так много, что они просто не вмещаются в то время, которое может быть выделено для Исповеди.

Это очень простое наблюдение и связанные с ним болезненные переживания подвели меня к тому, что дальше я задался простым вопросом: сколько же людей я могу принять? Какая община вообще может быть у священника? Не означают ли эти стабильные 3% на протяжении всего постсоветского времени, что существующее количество духовенства больше прихожан при всем желании просто не может принять? Это и была моя изначальная гипотеза, которая затем полностью подтвердилась эмпирически.

В ходе своих исследований я попытался сделать приблизительные подсчёты, какой размер общины может быть у одного священника. И хотя нам не удалось довести дело до полномасштабного исследования, мы получили простой вывод на основании бесед со священниками и анализа литературы, что максимальный размер общины, окормляемой одним священником, совсем небольшой: всего около 200, максимально 500 человек.

Максимальный размер общины, окормляемой одним священником, – около 200, максимально 500 человек

– А как же Иоанн Кронштадтский, к которому приходили тысячи людей?

– Тут нужно очень хорошо понимать, что многие приходили к нему раз, может быть, несколько раз в жизни. Зато тех, кто с ним общался постоянно, было весьма ограниченное количество людей. Поэтому классический пример священника-харизмата, духоносного старца, нетипичен и нехарактерен для священника, у которого есть своя община, живущая регулярной церковной жизнью, свои постоянные прихожане, которых он всех знает, которые с ним регулярно общаются и регулярно у него исповедуются по многу лет.

Также нам удалось установить следующие интересные данные. В одном из всероссийских опросов мы задали вопрос «Знаете ли вы священника, к которому сможете обратиться в кризисной ситуации?» Собрав данные по этому вопросу, мы получили данные, что вокруг каждого священника есть порядка 1500 человек, которые его знают и могут обратиться к нему за помощью. То есть вокруг священника есть близкая ему община в количестве примерно 200–500 человек, а может быть и такой вот круг или сеть связей, в среднем примерно до полутора тысяч. И это на самом деле некий предел. Любой человек – он ограничен и больше ему отпущенного не вмещает. К тому же мы знаем, что священники бывают разные. Есть те, которые занимаются преимущественно духовничеством. Есть сельские священники, которые служат в деревнях и сёлах, где у них на всенощной стоит по 3–5 человек, и они не знают, что делать, и т.д.

Но на этом наше исследование не было закончено. Дальше мы попытались проанализировать процесс Исповеди. В одно из воскресений, когда не было какого-то большого церковного праздника, мы сразу в 50-ти московских храмах просто посчитали, сколько длилась Исповедь и сколько человек успели поисповедаться. При этом мы получили достаточно небольшой разброс среднего времени Исповеди. Несмотря на то, что люди могут исповедоваться по-разному и разное время, в основном оно составило диапазон примерно от 3–5 и до 15–20 минут. Хотя были храмы, где несколько человек исповедовались у батюшки гораздо дольше, а были, напротив, такие, где люди исповедовались ещё быстрее. Причем этот показатель не зависел от того, много или мало народу было на службе, суббота это была или воскресенье, старый священник исповедовал или молодой.

Священник как единственная точка входа в Церковь

– Сколько в среднем может и должна длиться Исповедь?

– Это отдельная тема, надо сказать, достаточно нетривиальная. Исповедь ведь является очень сложным феноменом. Одно дело, когда на Исповедь приходит кто-то из хорошо знакомых священнослужителю прихожан. В этом случае Исповедь имеет свой специфический характер. Человек прекрасно знает, что он делает и зачем он пришёл, участие священника порой здесь может быть просто минимальным, потому что уже есть полное взаимопонимание. И на такую Исповедь, как правило, не нужно много времени, здесь речь идёт уже о чём-то другом. Исповедь – это ведь не разговор, а таинство, основной составляющей которого является молитва.

– Молитва?

– На Исповеди священник не столько разговаривает с человеком, сколько молится за него всё время, пока тот ему что-то рассказывает.

– Так священник во время Исповеди всё равно обязательно беседует, вразумляет, задаёт вопросы.

– Конечно. Но главное – не беседы и не вразумление, а то, что священник молится Богу за того, кто сейчас исповедуется.

А вот если на Исповедь приходит человек, который в первый раз видит священника, то даже если у него нет каких-то особых проблем, приходится с ним долго разговаривать и что-то объяснять. Его просто нужно ввести в реальность церковной и духовной жизни. И это никак не может быть коротким разговором на 10–15 минут.

Так же, если у человека какая-то реальная проблема, если он пришёл с горем или переживанием жгучей обиды, то сам факт того, что ты не торопишься, может сыграть определяющую роль. Но как только человек почувствует, что ты спешишь, разговор станет бессмысленным. Ты можешь говорить всё что угодно, но он почувствует только одно: что ты торопишься и что ты в нём не очень заинтересован. Кстати, один очень хороший епископ мне однажды сказал: «Я своим священникам говорю, что когда разговариваешь с человеком, спрячь свои часы и не смотри на них». Мне это очень понравилось.

На сегодняшний день массовой церковной культуры в нашей стране так и не сложилось

Кроме того, мы должны понимать, что на сегодняшний день широкой и массовой церковной культуры в нашей стране по большому счету так и не сложилось. По-прежнему очень трудно найти для ребёнка адекватную православную школу, а православных университетов у нас два с половиной на всю страну. По сути, мы не имеем распространенных социальных форм, через которые человек может войти в Церковь. Например, у нас практически нет христианских обществ и движений. А в той же Западной Европе, при всей сложности того положения, в котором там сейчас находится христианство, их там по сравнению с нами колоссальное количество, что вызывает непреходящее изумление. Ничего подобного у нас нет, а если и есть, то имеет крошечные масштабы.

В этих условиях единственной, по сути, точкой входа в Церковь для человека остаётся священник. Священники – словно то угольное ушко или узкое горло, через которое должна просочиться вся наша современная церковная жизнь. Но оказывается, что вся она сквозь него пройти или просочиться не может, могут пройти лишь только 3% тех, кто находится в ближнем кругу священника и тем самым имеет счастливую возможность причащаться не реже раза в месяц.

Один из самых сложных случаев – это большие храмы, соборы, через которые идёт непрерывный поток людей. Священник должен принять весь этот вал, что забирает все его силы. Строить в таких условиях общину оказывается очень трудно. Её пытаются и в таких условиях создавать, я такие примеры знаю, но она, как правило, оказывается под катком того большого количества совершенно нецерковных людей, которые приходят в этот храм с улицы, и их надо встретить. Обычно в таких условиях вся община занята совершенно особенным служением, с одной целью – просто встретить и принять этих людей.

Всё это в значительной мере является разрушительным для приходской жизни. Если священник приходит в храм с утра, а вокруг 100-тысячный спальный район и за ящиком – соответствующий список заказанных треб, то даже если просто возьмёшься, например, освящать все квартиры, то ты до смертного конца своего их не освятишь. Эта ситуация создаёт впечатление некоей безысходности.

Мы находимся в самом начале пути

– Каковы те выводы, к которым вы приходите в вашем исследовании? Как можно поправить ситуацию?

– Те выводы, к которым я прихожу, являются, на первый взгляд, совсем неутешительными. Например, возьмём соотношение количества священников и количества прихожан в Русской Православной Церкви. Оно оказывается, конечно, катастрофически большим: примерно 6050 человек, называющих себя православными, на одного священника в России. При том, что в Европе (в католических странах – Польше и Франции – или православных – Греции, Румынии и т.д.) это соотношение в разы меньше: от 1050 человек на одного священника в Греции до 2688 – во Франции. Однозначно, это совершенно другая картина. Соответственно, чтобы наша печальная ситуация поменялась, чтобы стала возможна какая-то совершенно другая пастырская практика, нужно увеличение существующего корпуса духовенства в 3–5 раз.

Чтобы стала возможна другая пастырская практика, нужно увеличение корпуса духовенства в 3–5 раз

– Разве это реально?

– Это, конечно, нереально, в том-то и дело. Сейчас православное духовенство на территории РФ составляет примерно 20,5 тысяч человек. Я как раз об этом и пишу, что даже самый эффективный набор в семинарии не даст требуемого количества. И потом, мы же с вами прекрасно понимаем, что количество здесь не решающий фактор. При увеличении корпуса духовенства в первую очередь становится важным качество. Формальные механизмы ничего хорошего не дадут. К тому же каждый священник – это не просто священник, это ещё и его семья, которая тоже должна быть церковной, иначе грош цена такому священнику, и т.д.

Ну и потом, любой менеджер тут же спросит, а как содержать всех этих людей? И это тоже будет резонный и вполне уместный вопрос. На него невозможно дать какой-то немедленный ответ. Но, строго говоря, это и не было целью моей книги. Цель была – обозначить эту проблему, показать её обоснованно и содержательно. То, что существующие ограничения современной церковной жизни не связаны именно с секуляризацией. Я, наоборот, привожу примеры, что как только появляется священник, то следом появляется храм, а потом и приход. То есть всё действует ровно в обратную сторону. Не спрос рождает предложение. Ситуация подобна той, которая в политэкономии описывается законом Сэя: любое предложение порождает немедленный спрос, и таких реальных примеров мы можем привести множество. Важно отметить, что этот процесс происходит совершенно естественно. Это не пропаганда, не клерикализация общества, а, скорее, наоборот – происходит объединение людей в местные общины, преодоление атомизации общества, порожденной революцией 1917 года и Второй мировой войной.

В последние годы мы видим очень быстрый рост Церкви: быстрый рост количества духовенства, числа епархий. Церковь очевидно растёт, развивается, и иногда возникает ощущение, что мы уже не можем больше, мы и так рукоположили уже очень много священников, даже восполнять это количество будет очень трудно. Находить кандидатов для рукоположения всё труднее, потому что их требуется всё больше и больше. И, как всегда и бывает при активном росте, возникает ощущение, что вроде где-то надо и остановиться, что мы не сможем содержать эти храмы, не сможем построить новые, что всё это очень дорого и т.д.

Нужно очень хорошо понимать, что мы находимся в самом начале пути

А на самом деле нужно очень хорошо понимать, что мы находимся в самом начале пути. Это понимание, как мне кажется, очень важно. Если его потерять, то будет очень сильно искажена как очень важная перспектива видения Церкви, так и религиозная картина в нашей стране. Всё будет выглядеть так, что есть лишь какая-то маргинальная Церковь числом всего 3% от всего населения и какое-то совершенно непонятное остальное пространство, которое является то ли секулярным, то ли обладающим странной специфической религиозностью, то ли находящимся в поисках какой-то специфической гражданской идентичности.

– Но необходимо ли рост числа священников повлечёт за собой и рост количества прихожан?

– Нет, конечно. Это резонный и важный вопрос. В книге я оговариваю, что никакой рост духовенства не влечёт за собой автоматически немедленного роста количества воцерковлённых людей. Можно сказать, что это условие необходимое, но недостаточное. Более того, это показывает и наша история последних 20 лет: корпус духовенства вырос в 5 раз за это время, а 3% воцерковлённых так и остались неизменными.

Однако тут есть одно очень важное соображение. Да, за это время не выросло количество людей, причащающихся раз в месяц или чаще. Но есть вполне достаточные данные для утверждения, что в это же время значительно выросла та группа прихожан, которая причащается несколько раз в год. Здесь есть очевидный рост, и он немаленький.

Нетрудно догадаться, что эта группа требует гораздо большего внимания и времени. Это большой масштабный процесс воцерковления, который требует общения с людьми, катехизации, подробных разговоров и т.д. Но чтобы этот процесс пошёл дальше – для этого у Церкви сегодня, по-видимому, просто не хватает возможностей, в том числе из-за крайней ограниченности времени у священников.

Тем не менее можно говорить, что это условие хоть и недостаточное, но необходимое. Без роста численности духовенства изменения сложившихся пастырских практик, когда до священника порой просто не добраться, ожидать не приходится. Такая задача перед Церковью стоит. Как она может быть решена – это отдельная тема. Я, опять же, в практических выводах пишу об этом. Видимо, узловой точкой для следующего этапа развития Церкви будет не постройка храмов, хотя она остаётся первостепенной задачей. Каждый новый храм в спальном районе добавляет 2000 регулярных прихожан в течение следующего года после его открытия. Это уже объективный и поверенный факт. На следующем этапе главным будет построение церковных общин. Кстати, надо сказать, что об этом постоянно говорит Патриарх Кирилл, причем начал он это делать очень давно, даже ещё до своего Патриаршества. На этом мало фиксируется внимания. Но когда я этой темой стал заниматься, я специально посмотрел и обнаружил, что она постоянно звучит в выступлениях Патриарха, и особенно часто – в последнее время.

Без живых церковных общин не будет расширения церковной жизни – приходящим людям просто некуда будет войти

Без действующих и живых церковных общин, во-первых, не будет расширения церковной жизни – в том смысле, что приходящим людям просто некуда будет войти. Во-вторых, только община может продуцировать достаточное количество духовенства. Никакой рекрутинг, основанный на других принципах, не будет ни естественным, ни логичным и не даст того масштаба кандидатов на священство, который необходим. Я думаю, построение новых общин гораздо легче может быть осуществлено, если священник сам вышел из общины и если он с ней сохраняет постоянную связь. В этом смысле мне кажется, что одним из возможных решений проблемы было бы формирование священнических «кустов», когда есть духовник, который воспитывает будущих священников, направляет их на получение духовного образования. Потом они возвращаются, служат у него на приходе, в его общине или на приписных приходах. Это тоже могло бы быть весьма эффективной практикой, когда церковная жизнь и священническое служение, словно по эстафете, передаётся от поколения к поколению.

Все эти соображения являются очень важными с точки зрения подготовки будущих священников. Свято-Тихоновский богословский институт при ПСТГУ, проректором которого я являюсь, готовит кандидатов к рукоположению в священство уже более 25 лет. Проведенное исследование позволяет по-новому взглянуть на сам процесс пастырской подготовки, четче осознать наличную церковную ситуацию, поставить вопрос о том, какие священники нужны сегодня, как и к чему их нужно готовить.

Я уверен, что Церковь даст свой ответ на проблему нехватки священников, ведь Бог даже из камней может «воздвигнуть детей Аврааму» (Лк. 3, 18), но одновременно мне кажется, что без нашего понимания самой проблемы и нашего участия в этом деле Божьем Господь не захочет явить Свою милость. Поэтому я и написал свою книгу.

Основные религии в России

В нашей стране действует много религиозных течений. Свобода совести и вероисповедания, а также право на индивидуальное или коллективное исповедование любой не агрессивной религии на публичное распространение её убеждений и действия гарантированы Конституцией Российской Федерации. Религия в России представлена основными мировыми конфессиями и их идеологическими ответвлениями. Главной из них является христианство, его исповедует самая большая часть верующих. Многие граждане, особенно восточных и южных регионов страны, предпочитают ислам. В Хакассии, Бурятии и некоторых районах Алтая население склоняется к буддизму. В еврейских диаспорах по всей территории страны преобладает иудаизм.

Господствующим направлением в русском христианстве ещё со времён крещения Руси Великим князем Владимиром Красным Солнышком стало православие, заимствованное у Древней Византии. И только в западных областях РФ, примыкающих к Белоруссии и Прибалтике, исповедуется католическое христианство и протестантизм.

Так сколько же религий в нашем государстве, и каково число их приверженцев? По данным РАН от 2013 года:

  • православное христианство в России исповедует 79 процентов жителей страны;
  • духовное христианство, не имеющее отношения к религии, представлено 9 процентами;
  • мусульмане составляют 4 процента;
  • к иным верам принадлежат около 1 процента;
  • атеистами считают себя примерно 7 процентов российских людей.

Так образом, общее число верующих в нашей стране, если не считать атеистов, приближается к 93%. Рассмотрим особенности каждого вероисповедания в России по отдельности. Все они имеют определённые исторические и национальные предпосылки и являются духовной основой объединения народов страны в одно государство.

Православие

Главным символом православия как одной из ветвей христианства является вера в Иисуса Христа – наместника на земле истинного Бога и Спасителя человечества. По нескольким версиям, изложенным в канонических и апокрифических Евангелиях, Бог Отец послал своего сына в наш грешный мир, чтобы исправить пороки людей, сделать их достойными внимания Божия. Иисус показал людям пример благочестия и подвижничества, и это стоило ему жизни. Он был распят на кресте рядом с обычными разбойниками, но на третий день после смерти произошло воскрешение, и он показал людям, что действительно умеет творить чудеса.

Главная концепция христианства заключается в том, что Бог един, но существовать он может сразу в трёх лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Отсюда и само происхождение слова «Троица», учение о которой ввёл в христианство Феофил Антилохский ещё в момент зарождения этой религии во II веке новой эры.

Будучи урождённым от Пресвятой Девы Марии и Святого Духа, Иисус появился на Земле ради избавления человечества от Сатаны, наложившем на людей проклятие, греховность и смерть. Искупив эти напасти самим фактом своей смерти, Сын человеческий воскрес и тем самым показал другим возможность искупления грехов перед вратами Рая, дал веру в воскресение каждого и вечную жизнь для всех праведников.

Христианство олицетворяется именем основателя – Христос, потому что он имеет прямое отношение к образованию этой религии. Этот человек намеренно принёс себя в жертву ради других своих современников и предшественников, страдающих в результате отлучения ещё Адама и Евы от Бога. Христос опять обратил к ним лицо божье и через себя искупил часть их греха.

Вера во Христа

Почему верование во Христа стало одной из крупнейших мировых религий? Причина – в цельном мировоззрении, включающем в себя три принципа, без которых невозможна ни одна традиционная религия:

  1. Вера в существование Бога.
  2. Признание идеологии данной религии.
  3. Следование её канонам.

В противном случае речь может идти только о каком-либо шаманстве, фетишизме, магии или о чём-то подобном, являющимся нетрадиционным религиозным течением, или псевдорелигией.

Важной особенностью православия становится опора Бога на человека. Только человек, по утверждению Христа, есть мерило всего на свете. Эта мудрость пришла ещё от философов Древней Греции. Христианство принесло в неё лишь тесную связь человека и Бога. Всевышний корректирует поведение человека и приводит его мысли в порядок.

Декларацию учения Христа демонстрирует его «Нагорная проповедь», в которой он показывает своим ученикам и последователям истинный путь в Небесное Царство. Это своеобразный моральный кодекс христианства.

Современный мир многогранен. Это касается и религиозных течений, а также их проповедников. Они навязывают верующим определённые идеалы, иногда расходящиеся с их собственными нормами жизни. Православие в этом смысле никому ничего не навязывает, а просто призывает верить в Бога как в высшее олицетворение мировой справедливости, не входящей в противоречие с национальными интересами и являющейся официальной религией в России, такой же, как ислам, иудаизм и буддизм.

В православии Бог олицетворяет все лучшие качества человека – истину, мудрость, любовь, блаженство, добро, красоту, могущество, вечную жизнь. Все они находятся в гармоничном соотношении друг с другом.

Католицизм

Термин «католичество», что в переводе с греческого означает «всеобщий», впервые ввёл святой Игнатий Антиохский, последователь Иоанна Богослова, в 110 году новой эры. Позднее его официально закрепил Никейский собор. Этот термин свидетельствовал о начале раскола между Византийской и Римской христианскими церквями, касавшегося в основном некоторых базовых церковных ритуалов.

Данное вероучение, так же, как и православие, ориентировано на Священное писание, Библию и на Катехизис, в котором изложены таинства Католической церкви. Их семь:

  • крещение, процедура которого описана в канонических евангелиях;
  • таинство брака;
  • конфирмация, или миропомазание;
  • евхаристия;
  • таинство исповеди;
  • освящение елеем;
  • таинство священства.

Кроме того, в католической вере учитываются доктринальные положения, отличающие её от других конфессий, образующих христианство:

  • Святой Дух у католиков происходит в равной степени от Отца и Сына, а не кого-то одного из них (это выражается термином «филиокве»);
  • Дева Мария зачала непорочно, только затем её беременность Христом обратилась в телесную форму;
  • Грешники, отступающие от учения Католической церкви, попадают в Чистилище;
  • Раскаявшиеся грешники получают индульгенцию, прощающую грехи;
  • Культ Пресвятой Девы Марии;
  • Возвышение святых, мучеников, блаженных с оказанием им почестей, равных Богу;
  • Утверждение владычества Римской церкви над всеми католическими церквями мира в качестве прямого преемника святого апостола Петра;
  • Строгая субординация всех отделений католической церкви (сравните: православная церковь автокефальна, то есть независима ни от какой другой церкви);
  • Непогрешимость Папы Римского во всех вопросах, касающихся веры в Бога и нравственности.
  • Святость брака. Он не может быть расторгнуть лишь по желаниям сторон, только с разрешения церкви.

Разница православной и католической церкви

Разница между православной и католической церковью касается и обрядов. Латинские обряды имеют свои и особенности:

  • к символу веры Бога в филиокве всегда добавляется также имя Сына;
  • в любом церковном приходе обязательно наличие священника;
  • крещение у католиков осуществляется не путём погружения в воду, как в православии, а окроплением головы водой;
  • миропомазание может проводить лишь епископ, простой священник имеет на это право только в случае приближения смерти исповедуемого;
  • при Евхаристии употребляется не квасной хлеб, как у православных, а пресный;
  • миряне причащаются при помощи Тела или Крови Христа, священников причащают только Телом и Кровью, то есть полноценным причастием;
  • крестное знамение у католиков производится слева направо и всеми пальцами руки, так как они символизируют именно пять Христовых ран при распятии на кресте.

Протестантизм

Протестантизм – одно из направлений христианства, такое же главное, как католичество и православие. Оно представляет собой религиозное объединение протестантских церквей, идеологически берущих начало с эпохи Реформации и выступающих против классического католицизма в Европе, делая его то более либеральным, то более консервативным.

Протестантское богословие было сформировано XVI-XVII в.в. Основными идеологами протестантского учения в эпоху Реформации были Жан Кальвин, Мартин Лютер, Филипп Меланхтон, Ульрих Цвингли. Позднее его развивали Гарнак А., Шлейермахер Ф., Трельч Э. и другие. Новое течение в протестантской теологии знаменует богословие Дитриха Бонхеффера.

Основа протестантизма – те же самые верования в Бога, в его триединство, рай и ад, бессмертие человеческой души, что и у христиан. Но в отличие от католиков протестанты отвергают образ Чистилища, полагая, что только вера в Христа– смерть его на кресте и последующее воскресение из мёртвых – может дать окончательное прощение грешникам.

Протестанты считают, что единственный источник учения христиан – Библия. Изучение её канонов и применение их на собственной практике и есть самая важная задача истинно верующих. При этом миссионеры протестантизма стараются сделать Библию доступной всем верующим, переводя её на все их национальные языки. Эта книга, являющаяся по сути историей мытарств еврейского народа, для протестантов стала непререкаем авторитетом. С её помощью оцениваются все другие религиозные учения, поступки и мнения. Всё то, что не находит подтверждения в Библии, не подлежит исполнению верующих.

Таким образом, для протестантов авторитетными являются три принципа:

  • Непререкаемость Священного писания.
  • Священство для всех без исключения верующих.
  • Спасение с помощью личной веры.

К вере, учению о спасении, церкви и таинствам протестантское богословие в его классическом виде относится очень строго. Менее существенной для протестантов становится внешняя, обрядовая, сторона церковного быта. Отсюда широкое разнообразие формальностей при одновременном соблюдении основных постулатов учения.

Учения в протестантстве

Время сформировало в протестантстве множество собственных учений. Некоторые из них стали выходить за рамки классических доктрин. Например, убеждение адептов некоторых учений в обладании ими пророческого дара. Так была сформирована секта Адвентистов седьмого дня и некоторые другие течения, основанные на откровениях и видениях их основателей.

Из всех таинств, которых придерживаются протестанты, всеми учениями поддерживаются только два – причащение и таинство крещения. Все прочие считаются условными. При этом крещение может производиться в любом возрасте в то время, как для совершения причастия кандидат должен пройти конфирмацию – специальный подготовительный ритуал.

Исповедь и брак, а также другие подобные таинства у протестантов относятся просто к традиционным обрядам. Также они приветствуют молитвы в честь умерших, святых, хотя относятся к ним с почтением. Не поклоняются мощам умерших, считая этот обряд не соответствующим Священному Писанию и напоминающим обычное идолопоклонство.

В молитвенных домах у поклонников этой веры нет никакого декора, обычного для большинства церквей. Молитвы могут совершаться в любых зданиях, совершенно неприспособленных для богослужения, ибо оно, по убеждению верующих, должно быть сосредоточено не на созерцании красивого интерьера, а на молитвах, исполнении псалмов, церковной проповеди и пении гимнов на языке паствы.

Духовное христианство

В духовное христианство входит несколько течений, появившихся в России на рубеже XVII и XVIII веков. Самые известные из них:

  • духоборцы;
  • молокане;
  • скопцы;
  • хлысты, или христововеры.

У всех этих, как они сами себя называли, людей Божьих в богослужениях отсутствовала всякая православная ортодоксальность. Это можно объяснить, скорее всего, просто бедностью паствы, происходившей из беглых крепостных крестьян. Именно поэтому их преследовали в России и в императорский, и в советский периоды.

Хлысты

Хлысты являются самым древним нетрадиционным течением в духовном православном христианстве Руси. По одной из версий, оно развилось из старообрядчества во время гонений на него со стороны официальной православной церкви при патриархе Никоне и государе Алексее Михайловиче. Позднее секта хлыстов раздробилась на несколько общин, которые совершенно не зависели друг от друга, поэтому их культ стал во многом различен.

Библия толкуется христововерами как аллегория, разрешающая верующему общаться с Богом, Сыном и Святым духом напрямую без посредников в виде православной церкви. По их убеждению, Бог воплощается в праведном человеке, и тогда он становится своеобразным образом Христа – хлестом, пророком или богородицей.

Религиозная традиция христововеров была очень аскетична. В основном она представляла собой так называемые радения – молитвенные ритуалы, доводящие верующих до экстаза и даже до помутнения сознания. Какое-то время хлысты ещё посещали православные церкви, потом образовали свои собственные общины, которые они называли «кораблями». После отмены Крепостного права эти корабли приобрели свои собственные символические названия, такие, например, как Старый или Новый Израиль и Постники.

Советская власть, не склонная к признанию религии вообще, преследовала и хлыстов. Число их общин значительно уменьшилось и примерно к середине 70-х годов минувшего века сведений о деятельности хлыстов в России уже не наблюдалось.

Скопцы

Являются радикальным крылом оппозиционного православного христианства. Этимологически оно восходит к хлыстам. Кондратий Селиванов, его основатель, объявил себя Божьим сыном и стал проповедовать физическое ослепление своей паствы (скопчество) в качестве единственного средства от мирского соблазна, ведущее к спасению души.

В отличие от христоверничества, затрагивавшего в основном крестьянскую среду, скопчество приобрело популярность у купечества, даже у дворян. Последнее обстоятельство давало их общинам значительные богатства. В период коллективизации это сыграло с ними злую шутку. Общины скопцов была разгромлены как кулаческие.

Молокане

Это одни из поздних ответвлений русского духовного христианства, по сути – классический протестантизм. Библия здесь выступает как основной закон поведения верующих. На своих молитвенных собраниях молокане занимались чтением текстов из Священного писания. У молокан не приветствуются никакие религиозные обряды, даже крещение водой. Они крестятся Святым Духом, то есть постоянной верой в Бога. Благочестие для них превыше всего точно так же, как для протестантов.

К концу XIX века молокане разделились на постоянных и «прыгунов». Последнее название отражает особенность молитвенного ритуала: они вздевают руки и прыгают во время экстаза. Из-за своей эксцентричности многие молокане было сосланы на Кавказ или эмигрировали в Америку.

В настоящее время молоканские центры действуют во всех крупных городах страны. В основном они представляют постоянных молокан, близких к протестантам, но русским.

Духобрцы

Русские духоборцы тоже близки к протестантизму. Они отвергают все атрибуты внешней религиозности, в молельных домах нет икон, отсутствует священство и почтение к таинствам. Они видят Бога во всех явлениях и предметах природы, превозносят личное общение с Богом. В Библии они не видят святую книгу и предпочитают духоборческие псалмы в оригинальном изложении. Большое количество духоборцев сейчас живет на Кавказе и в Канаде.

Ислам

По уверениям мусульманских богословов, ислам возник примерно в 662 г. Новой эры. Он вобрал в себя многое из догматики иудаизм и христианства, в том числе их мифологию. Это позволило исламу в довольно короткое время стать полноценной религией со своей Библией, которая здесь называется Кораном, а изречения Бога (Аллаха) – суннами.

Основные каноны ислама изложены в «Столпах Веры»:

  • Аллах – единственный творец всего существующего на свете, вера в него непреложна;
  • Многобожие – грех, страшнее которого нет;
  • Ангелы – ближайшие помощники Аллаха, вера в них должна быть так же крепка, как в самого Бога;
  • Все писания, которые ниспосланы на землю Аллахом, священны и принимаются слепо, на веру;
  • Пророки считаются посланниками Аллаха, их следует принимать с высшими почестями;
  • Судный день неизбежен, миру грозит вселенская катастрофа. Но он погибнет и снова воскреснет;
  • Ад и рай существуют;
  • Судьба человека предопределена. Всё происходит только по воле Аллаха.

К вероисповедальным столпам ислама, практикующимся в мусульманской традиции, относятся:

  • шахад – ритуалы для исповедания веры;
  • намаз – общение с Богом через молитву;
  • закят – вид налога с паствы для нужд бедных мусульман;
  • саум – соблюдение религиозного поста в девятый месяц исламского календаря (Рамадан);
  • джихад – борьба за чистоту веры.

Иудаизм

В иудаизме отсутствует какой-либо определённый символ веры в виде коротко сформулированного учения. Еврейские богословы ориентируются в основном на заповеди Моисея, завещанные им народу по пути следования из египетского рабства. Всего их 613, более известны только 10. Но, по мнению богословов и философов, это просто субъективная точка зрения некоторых теологов.

В фундамент иудаизма заложены следующие принципы:

  • вера в Яхве, единого и неоспоримого Бога;
  • вера в то, что еврейский народ – богоизбранный;
  • вера в явление на землю Мессии;
  • вера в бессмертную душу;
  • вера в загробное царство и вечную жизнь.

Иудаизм – монотеическая религия. Её Бог является вечным, нематериальным, вездесущим и бестелесным. Поклонение кому-либо, кроме Яхве – великий грех: ни звёздам, ни ангелам, ни святым.

Мир создан Богом просто взглядом всего за семь дней. Человек – вершина этого миротворения. Человек и материален, и духовен. По факту своего создания Богом он не может быть исконно грешным в принципе. Все человеческие грехи являются следствием недостаточной веры во Всевышнего.

Только Яхве – единственно истинный Бог, а значит, поклоняться нужно только Яхве, или Иегове. Измена своему Богу – самый тяжкий грех. Иегова специально дал свободу евреям, возвысил их, чтобы они могли достойно общаться с Богом. Только поэтому евреи становятся истинно свободным народом. Если человек из другой религии переходит в иудаизм, за ним признаётся право такого выбора. Отказ же от иудаизма запрещён.

Евреи произошли от Авраама по воле Бога. С ним и его потомками Господь заключил вечный союз. Символом этого союза стал обряд обрезания. Последователи иудаизма склонны к мессианизму. Но стремятся обратить в свою веру других и карают врагов.

Богооткровение – основная концепция иудаизма. Люди в ней стоят на втором месте после Бога и становятся самым совершенным творением на Земле. Некогда человек по глупости отвернулся от Бога, скрылся от него, прошёл путь многочисленных ошибок, связанных со страданиями и преступлениями. Только верность Богу, любовь к нему может вернуть людей к счастливой жизни.

Буддизм

Буддизм относится к древнейшей мировой религии, возник в Древней Индии и до сих пор является там ведущей конфессией. На карте русского государства ее исповедуют в Бурятии и некоторых районах Алтая. Основное отличие буддизма от других вероисповеданий – стремление верующих не к Богу, а к нирване.

К ней приходят путём самоотречения от соблазнов внешней жизни, сосредоточении на главном, то есть в вечном благе. Нирвана достигается с помощью медитации. Кто пройдет этот путь до конца и с успехом, может рассчитывать на лавры Будды. Иначе говоря, Богом станет каждый, если будет стремиться к этому.

Многообразие религиозной картины, существующей в России, позволяет не только осознать всё величие и многогранность культуры, но и воспользоваться её плодами для достижения всеобщего блага народов страны. Каждая из наших религий создаёт особый фрагмент в картине окружающего мира, дает осмыслить себя в нём, внести свой вклад в объединение общества.

ом
интересное исследование независимой социологической службы среда и института европы ран
о количестве последователей разных религий и неверующих в рф
священник рпц александр абидуев после православного рок-концерта)

здесь текст об атласе религий и национальностей на ньюбуре http://www.newbur.ru/articles/10352
здесь полный текст

Сколько православных, староверов и буддистов в Бурятии?

Стали известны результаты последних исследований социологов из Института Европы РАН и независимой службы «Среда» о количестве последователей различных религий в России. Данные соцопроса о числе приверженцев старообрядчества в Бурятии ставят под сомнение корректность проведенных исследований на территории республики. Можно ли сегодня дать объективный «религиозный портрет» России и Бурятии?

Начнем с того, что полные и достоверные статистические данные о количестве верующих разных религий и атеистов как в целом по России, так по отдельным регионам на сегодняшний день просто отсутствуют. Последний раз хороший шанс получить более или менее объективную картину религиозной ситуации в стране у ученых-исследователей, политиков и просто интересующихся граждан был перед проведением последней Всероссийской переписи населения России 2010 года. Однако тогда по настоянию православных религиозных деятелей вопрос о религиозной принадлежности был исключен из переписной анкеты. Что дало возможность представителям религиозного большинства как минимум еще до следующей переписи утверждать о том, что православные в России составляют от 80-ти до 90 % всего населения страны.

Сколько в России православных?

Выведение образа «православной России» у представителей Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП – С.Б.) основано на известном стереотипе: «русский — православный», «татарин – мусульманин», «бурят – буддист» и т.д.. Напомним, что в ходе переписи 2010 года из 137,23 миллиона человек, указавших во время последней переписи свою национальность (всего же в РФ переписано 142,82 млн. человек), 111,02 млн., или 80,09%, назвались русскими.

Такая концепция позволяет православным иерархам говорить о «государствообразующей роли» РПЦ МП, ее полном доминировании в межрелигиозных отношениях и праве на особые отношения с обществом. Однако достоверного статистического подтверждения таким утверждениям в настоящее время нет, поскольку вопросы об отношении к религии и о вероисповедании респондентов во время переписи не задавались. Что дало повод к разного рода спекуляциям со стороны религиозных деятелей разных направлений, как подозревают ученые, преувеличивающих количество последователей своих религий.

В то же время целый ряд социологических и психологических исследований религиозности среди верующих, а также отдельные соцопросы об отношении в религии в регионах не раз ставили под сомнение концепцию о «православной России» и разговоры о разного рода «религиозных бумах». Поскольку в ходе этих локальных исследований выявлялось и то, что далеко не все русские считают себя православными, и внушительный процент атеистов и сомневающихся в своей вере или неверии среди общей массы опрашиваемых.

Барьер в 80 процентов

Впрочем, до 2011 года масштабных социологических исследований на эту тему, результаты которых можно было бы использовать для более или менее достоверной оценки религиозной ситуации в России, не проводилось. И на вопрос о том, сколько в России православных, мусульман, католиков, иудеев, буддистов и протестантов, заинтересованные лица могли отвечать в соответствии со своими предпочтениями.

Действительно ли сегодня в России 80% «русских-православных»? При более внимательном рассмотрении данных двух последних переписей и данных социологов картина «православной России» может быть существенно скорректирована.

Напомним, психологический барьер в 80% русских сохранялся в РСФСР после последней советской переписи 1989 года. Тогда на 145,4 млн. человек общего населения приходилось 119,86 млн. русских, или 81,31%. В целом же в СССР русские составляли 50,62% (СССР – 286,73 млн. чел., русские — 145,15 млн. чел).

Однако уже в ходе первой постсоветской переписи 2002 года процент русских снизился и впервые опустился ниже 80% . Тогда были зафиксированы следующие данные: население России – 145,17 млн. человек, русских – 115,89 млн. человек или 79,86%. Из-за этого ЧП впервые процент русского населения в официальных данных был рассчитан не от общего числа переписанных граждан, а от количества «лиц, указавших свою национальность». Таких в 2002 году было 143,71 млн. человек. Таким образом, психологический 80-процентный барьер популяции русских (80,64%) сохранялся.

По результатам переписи 2010 года количество русских в Российской Федерации также снизилось и в абсолютном, и в процентном отношении. Оно уменьшилось на 4,87 млн. и составило 111,02 млн. человек. Это 77,74% от общей численности населения страны в 142,86 млн. человек. Однако по той же методике отсчета от количества «лиц, указавших свою национальность», а таковых стало еще меньше (137,23 млн. человек), «показательный» процент русских стал даже выше – 80,9%!

Итак, 77,74% русских никак не позволяют говорить о том, что православные составляют более 80% населения России. Даже если всех русских записать в православные. Каково же на самом деле количество православных верующих в нашей стране? Существуют ли объективные данные о количественном соотношении последователей разных религий в Бурятии?

Рекорд – 69 % православных

Скажем сразу, что наиболее достоверными данными о вероисповедной принадлежности жителей России являются данные официальных государственных переписей населения. И данные о 80% православных в целом по России в ходе переписей никогда не фиксировались. На сегодняшний день из трех всероссийских (включая первую Всероссийскую перепись 1897 года и переписи 2002 и 2010 годов) и шести всесоюзных переписей населения вопросы об принадлежности к той или иной религии задавались только в ходе двух переписей – 1897-го и 1937-го годов.

Территория современной Бурятии была разделена тогда между Иркутской губернией и Забайкальской областью. Общая численность бурят составляла 288,5 тыс. человек, из них буддистов было 185,8 тыс. человек (в Ирк. губ. – 11,6; в Заб. обл. — 174,2), шаманистов и православных (крещенных бурят) – приблизительно по 50 тысяч человек в Иркутской губернии.

Число старообрядцев в Забайкальской области составляло 38,5 тысячи человек. Концентрировались они в Верхнеудинском уездном округе (около 36 тысяч) и две тысячи староверов жило на территории Иркутской губернии.

Православных в Иркутской губернии в 1897 году было 83,28% — 428,3 из 514,2 тысячи человек общей численности населения губернии. В Забайкальской области картина разительно отличалась: на 672 тысячи населения области приходилось 443 тысячи, или 65,92 % православных.

«Дефектная» перепись?

Во время первой Всесоюзной переписи 1926 года отношение к религии не выяснялось, а вот перепись 1937 года должна была, по мнению Сталина, закрепить успехи секуляризации в СССР и показать атеизм жителей первой в мире страны только что победившего социализма. Тем не менее, прошедшая сразу за принятием сталинской Конституции перепись выявила столько «пережитков прошлого», что была объявлена дефектной, а результаты переписи были надолго (до 90-х годов) засекречены.

Подавляющее большинство верующих (ок. 80%) назвали себя христианами, из них три четверти – православные, приблизительно по 0,8% собрали католики, лютеране и протестанты. На самом же деле верующих, скорее всего, в 1937 году было больше, чем 57 %. Поскольку многие люди (почти 20% опрошенных в ходе переписи) скрыли то, что они верят в Бога. Среди этой категории людей оказались и те верующие, которые давали обет не отвечать на вопрос о Боге, и те, кто отвечал: «Богу виднее то, верующий я или нет!».

Серьезным недостатком переписи 1937 года является то, что данные религиозности не соотнесены с региональным аспектом. Например, известно, что среди неграмотных 60 тысяч буддистов 38,3 тысячи женщин, а среди 22 тысяч «грамотных» буддистов женщин уже 8,2 тысячи. Это при том, что общая численность потенциальных буддистов – 346 тысячи (218,6 тыс. бурят и 127,4 тыс. калмыков).

Как видим, все эти данные о религиозности, полученные в ходе переписей 1897-го и 1937-го годов, не могут быть отправной точкой в оценке количественного соотношения представителей разных конфессий в России и в Бурятии в 20 веке и, тем более, в начале 21 века.

Проект «Арена»

Первой масштабной попыткой восполнить недостаток объективных данных состояния религиозности в России стал исследовательский проект «АРеНа» (Атлас религий и национальностей), презентация которого состоялась в начале этого лета в Институте Европы Российской академии наук (РАН). Исполнителем исследований в рамках проекта «Арена» стала группа специалистов названного академического института и независимой социологической службы «Среда» под руководством Романа Лункина и Алины Багриной.

Как заявили авторы проекта, их целью было создать «портрет каждой религии, национальности, каждого региона». Фактически это первое в России исследование, претендующее на то, чтобы дать полную картину религиозности населения как в целом по России, так и по каждому региону.

Данные, полученные в ходе социологического опроса, который проводился среди городского и сельского населения в возрасте от 18 лет и старше в 79 субъектах РФ (98,8% населения по данным переписи-2010), за исключением «горячих» Чечни и Ингушетии, а также труднодоступных Чукотского и Ненецкого округов, выглядят следующим образом.

Как сообщили сотрудники социологической службы «Среда», репрезентативная выборка в ходе опроса соблюдалась только по возрасту (старше 18 лет) и по соотношению городского и сельского населения в регионах. Общее количество респондентов – 56900 человек, в каждом субъекте по месту жительства опрашивалось 500-800 человек. Допускается следующая статистическая погрешность исследования: по России в целом – 1%, по региону – не более 5,5 %.

Таким образом, по данным социологов в Бурятии самую многочисленную группу составили православные, относящиеся себя к РПЦ (27 %), далее следуют верующие, но не исповедующие конкретной религии (25 %), буддисты (20 %), атеисты (13 %) и колеблющиеся (6 %). Все остальные категории респондентов исчисляются в рамках статистической погрешности, в том числе такие крупные религиозные группы, как старообрядцы разных течений (согласно опросу их всего 0,4 % !) и приверженцы традиционной религии бурят (условные названия: «тэнгрианство», «тэнгризм», «религия боо» или «бурятский шаманизм», «неошаманизм»), которых оказалось в числе респондентов оказалось всего 2 %.

Староверы и шаманы

Именно в отношении этих двух религиозных групп данные исследования в рамках проекта «Арена» и могут ставиться под сомнение. Поскольку известно, что, например, старообрядцы (поповцы, беглопоповцы, а также встречающиеся до сих пор беспоповцы) составляют большинство в трех районах своего компактного проживания (Тарбагатайском, Мухоршибирском и Бичурском), есть отдельные села с преобладанием «семейских» в ряде других районов. В структуре населения Бурятии потомки староверов, переселившихся сюда в 18-19 веках, составляют значительную прослойку, оцениваемую экспертами в количестве от 100 до 200 тысяч человек (включая жителей Улан-Удэ – выходцев из старообрядческой среды), то есть, от 10-ти до 20-ти % населения республики. Многие из них до сих пор сохраняют свою субэтническую и религиозную идентичность, посещают старообрядческие храмы и религиозные собрания.

Исходя из этого данные социологической службы «Среда» по старообрядцам (0,4 %) явно не отражают реального положения вещей. Скорее всего, в ходе опроса выборка «город-село» было сделана не совсем корректно, и в исследовании не принимали участие респонденты из тех трех районов, где преобладают старообрядцы. В ином случае результаты по старообрядцам были бы другими.

Такой же вывод, скорее всего, можно сделать и относительно так называемых «шаманистов». Известно, что с 20-годов прошлого века иркутские буряты, традиционно сохраняющие «религию предков» начали переселяться в Улан-Удэ и ряд других населенных пунктов на территории Бурятии. Их предки в свое время были защищены православными миссионерами от влияния буддистских священников-лам и сохраняли в относительной чистоте свою традиционную религию, распространенную среди монголов и бурят еще до принятия ими буддизма. Даже те иркутские буряты, которые были формально крещены в православии (примерно половина западных бурят), фактически оставались шаманистами.

В советское время традиции «шаманизма», или «тэнгрианства» были разрушены, однако с 90-х годов прошлого века именно в Улан-Удэ стали возникать религиозные объединения шаманов-боо, которые активно занимаются восстановлением почти утраченных религиозных традиций. Происходит это на почве неошаманизма, приспособленного его приверженцами к городской культуре. На этой волне подъема многие иркутские буряты стали вновь заявлять о своей религиозной идентичности, о приверженности традиционной национальной религии. В этой связи «шаманисты» явно выходят за рамки статистической погрешности (в 2-3 %), а, вполне возможно, составляют устойчивую и достаточно многочисленную группу.

И последнее. Ясная и, главное, достоверная картина религиозности в России может сложиться только на основе результатов всеобщей переписи населения, в которой был бы блок вопросов об отношении респондентов к религии. Именно такая акция развенчала бы многочисленные «мифы» и спекуляции на эту теме. Пока же остается надеяться лишь на корректные социологические исследования с надежной выборкой.

Сергей Басаев

Вероисповедания в России Государственная религия и другие вероисповедания современной России

В этой статье мы дадим ответ на вопрос, какие вероисповедания в России существуют. Российской религией является комплекс церковных течений, укрепившихся на землях Российской Федерации. Как светскую страну, Русь определяет Конституция, действующая от 1993 года.

Что такое свобода вероисповедания? Конституция является тем документом, который гарантирует и суверенитет вероисповедания, и независимость совести. Он предоставляет право исповедовать лично либо совместно с другими любое верование или не верить ни во что. Благодаря данному документу можно вольно популяризировать, выбирать, иметь религиозные и иные убеждения, функционировать в соответствии с ними. Известно, что закон федеральный от 26 сентября 1997 года № 125-Ф «О религиозных коалициях и свободе совести» заверяет «равноправие перед законом независимо от взглядов и отношения к вере».

В России не существует специального государственного федерального органа, призванного контролировать соблюдение правил религиозными организациями. Известно, что в СССР при Совете Министров существовал Совет по делам религий.

Базовыми вероучениями, фигурирующими в России, являются: буддизм, ислам и христианство (протестантизм, православие и католицизм). Одновременно часть населения РФ в бога не верит.

Количество верующих

Какое доказательство Бога вы знаете? Хотим вам сказать, что Господь доказательств своих деяний не предоставляет: деяния либо есть, либо у вас нет веры. В РФ сейчас отсутствует официальная статистика членства в богомольных структурах: закон запрещает выяснять у граждан их религиозную принадлежность. В результате о богобоязненности россиян можно рассуждать, лишь изучив итоги социологических опросов народонаселения.

Интересно, что данные подобных мероприятий двойственны. Так, в блиц-опросе от 2007 года РПЦ заявляла, что её последователями являются около 120 миллионов российских граждан. А руководители ислама в то же время считали, что в стране проживает от 13 до 49 миллионов мусульман. Но в РФ пребывает всего 144 миллиона душ! Следовательно, одна из конфессий значительно преувеличивает свою известность.

В августе 2012 года служба «Среда» провела всероссийское исследование «Атлас национальностей и религий» в 79 из 83 субъектов РФ. Вот что она выяснила:

Известно, что в июле 2012 года служба «Глас Рунета» провела опрос, благодаря которому выяснилось, что богобоязненными являются 67% посетителей русскоговорящего Интернета.

А исследование Левады-Центра, проведённое в ноябре 2012 года, показало, что процент верующих в РФ распределился таким образом:

Информация ФОМ на июнь 2013 года выглядит так:

Русское христианство

Вероисповедания в России, как видите, получили большое распространение. Христианство представлено тремя базовыми направлениями: православием, протестантизмом и католицизмом. В этой стране также имеются последователи разнообразных новых христианских течений, сект и культов.

Согласитесь, вероисповедания в России распространены повсеместно. Попытаемся сейчас изучить православие. Известно, что Закон РСФСР 1990 года (от 25 октября) был заменён Федеральным законом 1997 года (от 26 сентября) №125-ФЗ «О религиозных коалициях и свободе совести». Вводная часть его содержит принятие «экстраординарной роли христиан в истории Руси».

Православие в РФ представлено Православной Русской Церковью, старообрядческими объединениями, а также большим количеством альтернативных (неканонических) христианских структур русской традиции.

Вообще Русская Христианская Церковь является крупнейшим религиозным объединением на землях России. РПЦ считает себя исторически первой русской христианской общиной: официально её государственное начало было заложено в 988 году святым князем Владимиром, согласно установившейся историографии.

По мнению лидера «Общественного Русского Движения», политолога Святенкова Павла (январь 2009 года), РПЦ де-факто находится на особом положении в нынешнем русском обществе и политической жизни.

Популяризация православия в России

А как распространены вероисповедания в России? В марте 2010 года ВЦИОМ был проведён всероссийский опрос, по данным которого, 75% жителей относят себя к православным христианам. Примечательно, что лишь 54% из них изучали Библию, около 73% христиан соблюдают религиозные постулаты.

Тарусин Михаил Аскольдович, занимающий пост главы социологического отдела Института коллективного проектирования, считает, что эта информация совершенно ничего не показывает. Он сказал, что эти данные являются лишь показателями русской современной национальной идентичности. Если считать православными людьми тех, кто хотя бы пару раз в год принимает участие в таинствах причащения и исповеди, то их всего насчитывается 18-20%.

Аналитики считают, что социологические опросы показывают: подавляющее количество верующих называет себя православными на основе национального единодушия.

Итак, существует Господь или нет? Кто-нибудь может предъявить какое-либо доказательство? Бога ведь никто не видел. И тем не менее исторически латинское христианство на землях восточных славян присутствовало с зарождения Киевской Руси. Очень часто правители Российского государства меняли своё отношение к католикам: либо отвергали их, либо благожелательно принимали. Сегодня католическая община Руси включает несколько сот тысяч верующих.

Мы знаем, что в 1917 году в России свершилась Октябрьская революция, но католические храмы некоторое время продолжали свободно работать. И всё-таки Советская власть в 20-х годах начала в России искоренять эту веру. В то смутное время было расстреляно и арестовано множество католических священников, разграблены и закрыты почти все храмы. Множество активных прихожан было репрессировано и сослано. В РСФСР после Великой Отечественной войны действовало лишь два католических храма: Богоматери Лурдской (Ленинград) и св. Людовика (Москва).

Образ Христа не оставил Русь, и с начала 1990-х годов католики возобновили свою деятельность в России. Появились два Апостольских католических управления латинского обряда, колледж католической теологии и духовная высшая семинария.

Федеральная регистрационная служба в декабре 2006 года сообщила, что на территории России работает около 230 приходов, четверть из которых не имеет храмовых строений. Приходы состоят в четырёх епархиях, вместе объединённых в митрополию.

В 1996 году в России католиков насчитывалось от 200 до 500 тысяч душ.

Количество протестантов в России Р. Н. Лункин оценивает в три миллиона человек (2014 год). Он сообщил, что свыше половины из них являются прихожанами большого количества пятидесятнических и неопятидесятнических церквей. К иным крупным протестантским конфессиям относятся десятки тысяч верующих граждан: баптисты, лютеране, евангельские христиане и адвентисты.

По числу официально оформленных Минюстом религиозных организаций протестанты в стране находятся на втором месте, уступая лишь православным. Кстати, протестанты в Приволжском и Северо-Кавказском федеральных округах уступают также мусульманам, а в Дальневосточном округе занимают первое место.

Прочие

Образ Христа почитают и свидетели Иеговы. Их численность в России в 2013 году составила в среднем 164 187 активных проповедников. Известно, что около 4988 россиян в 2013 году приняли крещение, превратившись в свидетелей Иеговы. Вечерю Воспоминания в 2013 году посетили 283 221 человек. На Руси также существует духовное христианство, к которому относятся молокане и духоборы.

Имена богов древнего мира почти забыты. Сегодня в России около 8 миллионов человек исповедуют ислам. Мусульманское духовное управление европейской части РФ утверждает, что на территории этой страны живёт около двадцати миллионов последователей ислама.

Подавляющее большинство, конечно же, именует себя «этническими» мусульманами. Они не исполняют требований вероучения и относят себя к нему благодаря традициям либо месту проживания (Татарстан, Башкоростан). На Кавказе общины имеют большую силу (христианский регион Северной Осетии является исключением).

Множество мусульман живёт в Волго-Уральском регионе, Санкт-Петербурге, Москве, на Северном Кавказе и в Западной Сибири.

Согласитесь, религии народов весьма интересно изучать. Давайте выясним, сколько человек в РФ почитает иудаизм. Всего в России насчитывается 1,5 миллиона иудеев. Федерация еврейских российских общин (ФЕОР) сообщает, что в Москве проживает 500 тысяч иудеев, а в Санкт-Петербурге — около 170 тысяч. На Руси работает около 70 синагог.

Одновременно с ФЕОРом функционирует ещё один крупный альянс еврейских религиозных общин — Конгресс духовных еврейских объединений и организаций России.

Перепись населения 2002 года гласит, что официально в России проживает 233 439 евреев.

Убеждения и вероисповедание можно изучать бесконечно. Для каких регионов РФ традиционен буддизм? Он распространён в Бурятии, Калмыкии и Туве. Буддийская ассоциация России подсчитала, что число людей, поклоняющихся Будде, составляет от 1,5 до 2 миллионов.

Вообще численность «этнических» буддистов на Руси (в соответствии с информацией о переписи жителей 2012 года) составила: калмыки — 174 тысячи человек, буряты — 445 тысяч, тувинцы — 243 тысячи человек. Итого около 900 тысяч душ традиционно относят себя к тибетскому буддизму школы Гелуг.

В 90-х годах ХХ века дзэн и тибетский буддизм завоевали огромную популярность у городской интеллигенции. В те времена появились даже соответствующие общины.

В Санкт-Петербурге расположена самая северная в мире буддийская церковь. Её возвели ещё до революции в Петрограде («Дацан Гунзэчойнэй»). Сегодня это здание — туристический и культовый центр буддистской культуры.

Иные религиозные формы и язычество

Существование Бога наукой не доказано, но коренные жители дальневосточных и сибирских регионов одновременно с официально исповедуемым православием сохраняют нюансы традиционного боголюбия. Некоторые финно-угорские народы (удмурты, марийцы и другие) также чтут древние вероучения.

Их верования зависят от сохранности традиционного элемента и характеризуются как народное православие либо шаманизм. Кстати, термин «православие народное» можно употребить и в отношении большинства россиян, особенно деревенских.

Имена богов творят чудеса. Поэтому многие народы России пытаются возродить традиционные верования. В 2013 году экспериментальная служба «Среда» определила, что язычниками себя именуют 1,5% россиян. Интересно, что все религиозные течения подобного рода обозначают как «неоязычество».

А в городской среде, помимо устоявшихся верований, процветают новейшие религиозные движения восточного (тантризм и т. д.), оккультного и неоязыческого (родноверие и т. д.) толка.

Государство и религия

Свобода вероисповедания является наибольшей ценностью в любой стране. Согласно Конституции, РФ является светской страной, в которой ни одна религия не может быть обязательной либо государственной. В современной РФ доминирующей тенденцией является клерикализация страны — постепенное создание модели с господствующей религией.

На практике в России отсутствует чёткая демаркационная линия между государством и вероучениями, за которыми государственная жизнь завершается и начинается конфессиональная.

Кстати, член Комиссии РАН по борьбе с фальсификацией научных экспериментов и лженаукой В. Кувакин считает, что нынешнее руководство России совершает огромнейшую историческую ошибку, пытаясь в государственную религию превратить православие. Ведь такие действия противоречат Конституции.

Клерикализация

Все мы знаем, что Творец Вселенной велик! Религия проникает во все сферы общественной жизни. Её можно найти и в тех областях, которые, согласно Конституции, отделены от веры: в школах, армии, государственных органах, науке и образовании. Известно, что Государственная дума договорилась с патриархатом Москвы о проведении предварительных консультаций по всем пунктам, зарождающим сомнения. В школах РФ ученики начали изучать основы религиозных культур, в некоторых вузах страны существует специальность «теология».

В штатное расписание Вооружённых Сил ввели новую должность — капеллан (военный священник). Огромное количество ведомств, министерств, государственных учреждений владеет собственными храмами. Очень часто в этих министерствах имеются общественные советы, освещающие религиозную тематику.

Армения

А давайте теперь изучим вероисповедание армян. Что оно собой представляет? Известно, что большая часть жителей Армении — христиане, именующие себя приверженцами Армянской апостольской церкви. В этой стране христианство появилось в I веке н. э. Именно тогда здесь проповедовали Христовы апостолы Варфоломей и Фаддей, которые считаются сторонниками Апостольской армянской церкви.

Известно, что в начале IV века (традиционной датой считается 301 год) царь Трдат III государственной религией объявил христианство. Именно так Армения превратилась в первое христианское государство на Земле.

Вера, православие являются неотъемлемой частью жизни почти каждого армянина. Так, перепись жителей Армении 2011 года гласит, что христианство различных конфессий в государстве исповедует 2 858 741 душа. Эта цифра говорит о том, что в этой стране проживает 98,67% богобоязненного населения.

Вероисповедание армян неодинаково: 29 280 верующих почитают Армянскую евангелистскую церковь, 13 843 — Армянскую католическую церковь, 8695 относят себя к свидетелям Иеговы, 7532 именуют себя православными (халкадонитами), 2872 — молоканами.

Кстати, Апостольская армянская церковь находится в числе Православных ориентальных церквей. К ним относятся: Коптская, Эритрейская, Эфиопская, Маланкарская и Сирийская.

Езидизм

Известно, что свобода вероисповедания существует и в Армении. В этой стране проживает 25 204 сторонника езидизма (почти 1% набожного населения государства). В основном это курды-езиды. Они живут в деревнях Араратской долины, немного северо-западнее Еревана. В Армавирской области государства 29 сентября 2012 года был торжественно открыт храм «Зиарат».

Он считается первым храмом, возведённым за рубежом Северного Ирака — изначальной родины езидов. Его задача состоит в удовлетворении духовных потребностей езидов Армении.

Бог — Творец всего живого на Земле. Такого мнения придерживаются все верующие, к какой бы религии они ни относились. Интересно, что в Армении насчитывается до 3 тысяч иудеев, которые в основном проживают в Ереване.

Христианское вероисповедание Армении мы разобрали. А кто в этой стране приветствует ислам? Известно, что это вероучение здесь исповедуют курды, азербайджанцы, персы, армяне и иные народы. В Ереване специально для мусульман возведена мечеть.

Сегодня в этом государстве община мусульман-курдов включает несколько сотен душ, большинство которых живёт в Абовянском районе. Некоторые мусульмане-азербайджанцы проживают около северных и восточных границ Армении в сёлах. Вообще в Ереване около одной тысячи мусульман — курды, выходцы из Ближнего Востока, персы и примерно 1500 армянок, принявших ислам.

Неоязычество

Вы не устали ещё изучать бесконечные религии народов? Итак, продолжаем далее разбирать эту интереснейшую тему. Перепись 2011 года свидетельствует, что в Армении живёт 5434 сторонника язычества.

Неоязыческое религиозное движение именуют гетанизмом. Оно воссоздаёт устоявшееся армянское дохристианское вероучение. Гетанизм основал арменолог Слак Какосян на базе сочинений Гарегина Нжде — армянского известнейшего националиста.

Беспрестанно все неоязыческие таинства проводятся в храме Гарни. Главой армянских языческих общин является жрец Петросян Зограб. Конкретное число последователей этой веры никто не знает. Вообще армянское неоязычество популярно, как правило, у поклонников ультраправых и националистических течений.

Известно, что гитанистами себя считали известные политики Армении: Ашот Навасардян (основал правящую Республиканскую армянскую партию) и Маргарян Андраник (бывший премьер-министр страны).

Свобода веры в России

Убеждения и вероисповедание русского народа подтолкнули императора Николая II в 1905 году (17 апреля) издать именной высочайший указ для Сената. Данный указ повествовал об упрочении истоков веротерпимости. Именно эта бумага впервые в истории Руси законодательно утверждала не только права на свободу верований лиц неправославной веры, но и устанавливала, что выход из нее в иные вероучения не подлежит преследованию. Дополнительно царь легализовал старообрядчество и отменил существовашие ранее запреты и ограничения для иных христианских конфессий.

Закон о вероисповедании гласит, что религия с 20 января 1918 года в России является личным делом каждого. Именно так провозгласил декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР.

А Конституция РФ (часть 2, статья 14) говорит, что:

  • Россия является светской страной. Никакая религия здесь не может устанавливаться как обязательная либо государственная.
  • Религиозные сообщества отделены от государства и перед законом равны. Федеральный закон «О религиозных коалициях и свободе совести» в 1997 году зафиксировал «исключительную роль православия в российской истории, в становлении её культуры и духовности».

Надеемся, данная статья помогла вам получить общее представление о российских вероисповеданиях.

В атласе содержится современная информация о народах России, их истории, традиционной культуре, религиях.
Подробные карты дают представление о характере расселения этнических общностей, масштабах распространения основных конфессий и традиционных верований в России, что позволить получить разносторонние знания о многообразии этнокультурной мозаики российского общества.
Научная достоверность атласа сочетается с популярным изложением материала.
Издание предназначено как для специалистов, так и для широкого круга читателей.
Российская Федерация на протяжении многих веков формировалась как многонациональное государство с обилием различных языков, культур и религий. Этническая история, культур­но-языковое своеобразие, ментальные особенности проживающих в России народов на раз­ных этапах истории являлись неотъемлемыми составляющими российского гражданского единства, обогащая духовный и социокультурный потенциал народа.
Обращение к историческим процессам формирования народов нашей страны, к анализу меж­культурных и межрелигиозных взаимосвязей и взаимовлияний способствует упрочению об­щероссийской гражданской идентичности при сохранении этнокультурного и этноязыкового многообразия.
Учитывая нарастающий в обществе интерес к этнической культуре, традициям и обычаям века­ми проживающих в России народов, вниманию широкого круга читателей представлен этногра­фический атлас «Народы России: Атлас культур и религий», создание которого осуществлялось в русле междисциплинарного подхода при участии известных ученых-этнографов, культуроло­гов, религиоведов. Во многом это первое фундаментальное издание атласа культурной тематики, учитывающее опыт ранее вышедших в свет энциклопедий «Народы России» (М., 1994), «Наро­ды и религии мира» (М., 1998) и словаря «Религии народов современной России» (М., 1999). Уверен, что знакомство с этнографическим атласом «Народы России: Атлас культур и рели­гий» будет способствовать приобщению россиян к изучению истории и культуры своей стра­ны, развитию межкультурного диалога, укреплению межнациональных и межрелигиозных отношений.
Министр регионального развития Российской Федерации
Виктор Федорович Басаргин
Россия отличается не только огромными просторами, богатой историей и культурой, но так­же этническим и религиозным разнообразием своего населения. Представители более 150 на­циональностей и всех мировых конфессий составляют российский народ. Традиции и обычаи, языки и фольклор сохраняются в Российской Федерации благодаря историческому опыту совместного проживания и мирного взаимодействия людей разных национальностей и рели­гиозных убеждений, а также в результате государственной политики поддержки уникальной российской мозаики культур.
Фундаментальная российская наука имеет давнюю традицию изучения истории проживаю­щих в России народов, их языков, места в жизни россиян религиозных систем и институтов, традиций материальной и духовной культуры. Еще в дореволюционные времена, в советский период в поле зрения ученых входила повседневная жизнь и культура населения разных реги­онов страны, включая отдаленные районы Сибири и Севера. Именно они подготовили первые этнографические карты и атласы населения России, помогли сформировать музейные кол­лекции, опубликовали фундаментальные научные описания.
Эта замечательная традиция сохраняется сегодня в Российской академии наук. Ее ведущим научным учреждением в этой области — Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая — совместно с Министерством регионального развития Россий­ской Федерации и издательскими работниками создан новый труд «Народы России: Атлас культур и религий». Наука не стоит на месте, и в этом издании нашли отражение самые по­следние сведения о демографии и культуре всех проживающих в Российской Федерации эт­нических общностей, а также о религиозных конфессиях. В последние годы в нашем общест­ве вырос интерес к историческим корням и традициям разных групп населения, произошли важные перемены в этническом и гражданском самосознании россиян, имел место мощный возврат религии в духовную жизнь общества. Помимо традиционных конфессий, в России получили распространение другие религиозные течения и секты. Все эти явления в нашей жизни необходимо знать и уметь направлять их в полезном и мирном направлении. Атлас по­может это сделать. Им могут пользоваться студенты и ученые, политики-управленцы, работ­ники культуры и образования.
Президент Российской академии наук, академик
Юрий Сергеевич Осипов