Смысл поста

Вопрос:

Почему в пост нельзя есть именно мясо? Из-за его питательности? Тогда как относиться к практике восполнения питательности различными растительными заменителями (напр., грибы)?

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

В пост исключается не только мясо, но всякая пища животного происхождения. Период поста – время сугубых духовных трудов. Поэтому нужно, чтобы душа управляла телом, а не наоборот. Этому содействует ограничение количества ежедневной пищи и исключение из употребления животных продуктов, которые, несомненно, утучняют тело и лишают его легкости. Даже самые калорийные растительные продукты (плоды шоколадного дерева, подсолнечное масло, грецкие орехи и др.) не вызывают ощущение тяжести. Святые угодники Божии, стяжавшие высокие духовные дарования, придавали большое значение посту: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими (Лк.21:34), а через то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождает нас к земле и обсекает, так сказать, у души крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников!» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, М., 2002, с. 504).

Поскольку человек состоит из души и тела, то он должен совершать пост не только телесный, но и для души: иметь высокую молитвенную настроенность, глубокое чувство покаяния, избегать развлечений и суетных занятий, рассеивающих ум и чувства.

Пост не самоцель, а средство. Целью же христианской жизни является чистота сердца и плоды духовные (любовь, мир душевный, радость, милосердие). Если человек умеренно постился, но в течении всего поста никого не укорил и ни разу ни на кого не раздражался, он больше достиг, чем тот, кто провел его в сухоядении.

Суть поста: Пост в радость, или Зависят ли от мяса отношения с Богом?

В чем суть поста?

Про Великий пост сейчас знают все, и даже некоторые нецерковные люди пытаются его соблюдать. А вот услышав о прочих, особенно летних постах, многие недоумевают: в чем смысл такого частого отказа от удовольствий? Порой и для православных пост, казавшийся в годы неофитства чем-то значительным и глубоким, со временем превращается в повинность. Хозяйкам прибавляется хлопот на кухне, денег уходит больше… Так в чем же смысл поста? Как поститься с пользой для души? На эти вопросы отвечают известные священники.

Дополнительная нагрузка и лишние расходы?

Постом многие советуют не только отказываться от скоромной пищи, но и вообще уделять кулинарным вопросам меньше внимания. На деле же именно пост становится для хозяйки испытанием. Денег больше уходит (постные продукты дороже), все мысли только о том, чем накормить мужа и детей. Когда поста нет — проще, больше выбор, не приходится все время думать об этом. Разве это правильно?

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Московской области, духовник Московской епархии:

— Настоящее растительное питание вообще бесплатное. Конечно, в городе на бетоне ничего не вырастишь, но в сельской местности достаточно иметь пятачок земли, чтобы иметь все необходимое. У нас Успенским постом повара в храме отдыхают: выйдут на грядочку, нарвут крапивы, сныти, лучку, выберут несколько картошечек — и овощной суп готов! Быстро, вкусно, полезно! Мы к сныти и крапиве относимся как к сорнякам, а ведь преподобный Серафим Саровский два года одной снытью питался! Ботву свекольную сейчас все выкидывают, забыли о таком вкусном блюде, как ботвинья. На самом деле съедобна и полезна ботва не только от свеклы, но и от моркови, от репы.

А на зиму надо заготавливать овощи, грибы, щавель. Тогда и Великим постом всегда будут у вас на столе вкусные постные щи. А на второе нет ничего лучше и здоровее каши. Гречневая, овсяная, пшенная, перловая (кстати, любимая каша Петра I и Суворова). Интересно, какое скоромное блюдо дешевле каши? А ведь никакого особого искусства каша не требует. Проблема в том, что у нас совсем утрачена культура питания. Поставьте детям на празднике гречку, творог, молоко — они ни к чему не притронутся. Зато выпьют всю кока-колу и съедят все чипсы. У них с ранних лет испорчен вкус. И хозяйки с таким же испорченным вкусом предпочитают не напрягаться, покупают в супермаркете неизвестно из чего сделанные полуфабрикаты.

Басня «Стрекоза и муравей» по-прежнему актуальна. Одни трудятся, готовятся к посту, на зиму заготавливают соленья, замораживают свежие овощи, чтобы и Великим постом есть вкусную и здоровую пищу, другие не утруждают себя, не хотят даже фантазию проявить, сами едят что попало и домашних вынуждают. А ведь готовить очень интересно, я бы сам с удовольствием готовил, только не хватает времени. Вот я знаю, что академик-хирург Александр Федорович Черноусов осенью всегда сам заготавливает перец, супруга только под его командой все делает. И знаю многих мужчин, которые готовят лучше своих половин.

Наверное, постные полуфабрикаты стоят дорого — не знаю, не ем. Есть еще более важная проблема, чем расходы. Мы забыли о главном назначении пищи. Сократ говорил: многие живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить. Пища дана нам для жизни, для поддержания телесных сил. И растительная пища, безусловно, для этого больше подходит, она полезнее, здоровее. Например, ученые посчитали, что суп из белых грибов полезнее мясного такой же калорийности в семь раз. Мы не умнее наших предков, которые соблюдали пост и были гораздо здоровее нас.

Я уж не говорю о том, что мясные (а иногда, увы, и рыбные) продукты, которые продаются сегодня в магазинах, как правило, просто нельзя есть. Чем подкармливали того же бройлера? Лучше не думать, а есть здоровую растительную пищу со своего огорода. Как-то принимали мы архиерея Великим постом. На столе стояли отдельно белые грибы, лисички, опята, маслята, грузди, рыжики. Скажите, видел ли хоть один миллионер на своем столе такое ассорти? Сомневаюсь.

Нужно ли в пост есть невкусно?

Из постных продуктов можно приготовить изысканные блюда. Не является ли это грехом? Может быть, правильно в пост отказываться не только от скоромной, но и вообще от вкусной пищи?

Протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва):

— Можно так разнообразить постную пищу, что и разговляться не захочется. Особенно Успенским постом — в конце лета много дешевых овощей и фруктов. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Если же человек озабочен, как поизысканнее поесть, ему не до духовного. Хотя он и отказывается от животной пищи, но радости жизни в Господе не получает. Всему свое время. Кончается пост — приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно — мы же во славу Божию вкушаем! Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.

— Мы от всего в жизни получаем удовольствие — от каждого цветка, от солнца, от пения птиц, шелеста листьев. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Получать удовольствие от разумного удовлетворения потребностей нормально. Грех — когда это удовлетворение переходит в страсть, мы хотим насыщаться все больше, есть все изощреннее. Первое — чревобесие, второе — гортанобесие.

Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело. Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя доводят. Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия.

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ:

— Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Есть невкусно — не наша мера. В понедельник первой седмицы Великого поста поется стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Отец мой, протоиерей Михаил, Великим постом всегда за трапезой говорил: «Постимся постом приятным» — и на этом останавливался.

Как вести себя постом в гостях?

Как быть, если в пост зовут в гости? Не всегда можно отказаться, не обидев близких людей. Попросить их заранее, чтобы на столе была постная пища или руководствоваться тем, что любовь выше поста? Чаще мы выбираем второе, но нет ли в этом лукавства?

Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского района:

— В мясопустную родительскую субботу положено апостольское чтение, в котором говорится: «Если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте…» (1 Кор. 10 : 27-28). Этим наставлением апостола Павла мы обычно пренебрегаем по гордости, сластолюбию и малодушию.

Вот вам две типичные ситуации. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, и знающим, что день постный, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь». И мы отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном и в осуждение себе едим пищу, которая сама по себе чиста, но наше чревоугодие и человекоугодие делают ее «идоложертвенным», про которое апостол Павел сказал: «Не ешьте».

А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев. А может быть, если бы они услыхали благовестие о Христе и увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и тогда бы уже соблюдали посты. Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не похулят ли они невольно Церковь Божию, которая на самом деле не виновата в том, что мы в пост разгуливаем по светским гостям и пренебрегаем наставлениями святого апостола Павла?

Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть скоромное, это дело не смирения уже, а чревоугодия. Речь, разумеется, идет о пище, а не о пьянстве, которое всегда грешно: и в пост, и не в пост.

Зависят ли от мяса отношения с Богом?

Многие нецерковные люди не понимают, когда постом православные друзья отказываются от скоромной пищи. Говорят примерно следующее: «Какое значение имеет для Бога, ем ли я мясо? Как отказ от мяса может повлиять на мои с Ним отношения?»

Священник Сергий ПАШКОВ, настоятель Богоявленского храма села Быки Курчатовского района Курской области, руководитель секции дзюдо для детей и подростков в деревне Макаровка Курчатовского района:

— В одном патерике я читал о старце, который, когда в старости занемог, стал по совету врачей вкушать мясо. Он был монахом, а монахи, как вы знаете, мясо вообще не едят. И его родной брат, мирянин, стал в душе осуждать старца за это, думал про себя: лучше бы он умер от своей болезни, чем нарушил монашескую традицию. И однажды услышал он глас Божий: «Что ты осуждаешь брата своего? Если хочешь знать, чему он уподобился за свою внутреннюю жизнь, посмотри направо». Он повернулся и увидел своего брата распятым на кресте. То есть по внутреннему своему устроению старец был подобен Христу, и мясо, которое он вкушал, ничуть его духовной жизни не повредило. Пища не отдаляет нас от Бога и не приближает к Нему. Цель поста в воздержании от страстей, от осуждения ближнего, а отказ от скоромной пищи — лишь средство для достижения этой цели.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва):

— Если вы когда-то влюблялись, вспомните, сильно ли вас в тот момент беспокоило, что вы будете есть на обед или ужин? Думаю, что не очень, потому что, когда человек по-настоящему влюблен, потребность в еде ослабевает, он уделяет ей минимум внимания и времени. И если у меня есть любовь к Богу, радует Его мудрость, красота, святость, я рад, что имею возможность побыть наедине с Ним, отложив все попечения, забыв дурные привычки. Воздержание — не самоцель, а способ восстановить отношения с Богом как со старым другом. Это возможно, только если мы контролируем себя, свои дурные привычки.

Человек до грехопадения был чист, в ангельском образе он внимал Слову Божиему, слышал Его. И питался тогда только растительной пищей. Для нас такое состояние — редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.

Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает. Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34). Если это сокровище в общении с другим человеком, мы естественным образом меньше думаем о насыщении. Тем более если сокровище наше в общении с Богом. А после того как ты побыл наедине с Богом, прекрасно сесть за общую праздничную трапезу. Утраченная связь восстановлена, в сердце вернулась любовь, мир заиграл всеми красками, и мы празднуем, славим Господа!

Всё гениальное постно. Что скрывается под этикеткой «постный продукт»

У производителей и ретейла есть несколько способов заработать на постящихся.

Редкий товар: постная гречка

Во-первых, акцентировать внимание на продукции растительного происхождения. На хлебе, растительном масле, мармеладе, сухофруктах, орехах и пр. можно увидеть кричащую надпись «постный продукт». Закон использовать такой маркетинговый ход не запрещает, поэтому продавцы им пользуются.

«А есть спрос – повышаются цены. По некоторым и вне поста постным продуктам мы наблюдаем рост цен на 50–100%. Так, на некоторых видах круп стоит маркировка «рекомендовано в пост» – как правило, на тех, которые покупают хуже всего, – рассказывает член Торгово-промышленной палаты, генеральный директор крупной дистрибьюторской компании Анна Вовк. – На привычных овсянке, гречке или рисе это не увидишь, а вот на кускусе, ячневой или кукурузной крупе – вполне. Эти крупы тут же становятся «золотыми», а на фоне желания постящихся разнообразить меню – ходовыми. Цена на них взлетает. Интересно, что порой ценник может накрутить не сам производитель, а лишь сеть. Иногда это делают и тот, и другой».

Соя дороже мяса!

Во-вторых, делать постными непостные по определению продукты. К примеру, появляются «пост­ные» майонез, колбаса, сметана, сыр, маргарин и пр. Роль дорогого мяса в колбасных изделиях отдаётся дешёвому соевому белку. Но цена такой колбасы будет ничуть не ниже мясного продукта. «Пост – идеальное время для так называемых законных фальсификатчиков. К примеру, появляется сыр из гороховой муки и растительных жиров, хотя тогда он должен называться сырным продуктом и стоить, наоборот, в разы ниже классического сыра из натурального молока. Или майонез, из состава которого убирают животный белок и добавляют растительное масло и соевый белок. Такой тоже должен называться майонезным соусом или продуктом. Появились даже пост­ные пельмени!» – возмущается координатор федерального проекта «За честные продукты» Александр Бражко.

Кстати, добавляют 30–40 руб. к цене и плитки горького шоколада – их производители обещают потребителю продукт без молока в составе. Хотя классическая рецептура тёмных видов шоколада подразумевает лишь какао-порошок, масло какао и сахар.

Правила питания, или как не стать гамбургером

Пожалуй, пора рассказать о питании, ведь красота без здорового питания на одних процедурах не продержится. Так вот, моя любимая фраза по поводу питания «ты – то, что ты ешь», исходя из этого я, грубо говоря, хочу состоять из мяса, кожи и крепких костей, и НЕ хочу становиться гамбургером или картошкой-фри. Поэтому, попадая в продуктовый магазин, кафе или на фудкорт в торговом центре, я оглядываю еду не по принципу «ах какая вкусняшка», а с точки зрения, хочу я строить из этого свой любимый организм или нет.

Мой вес 45 кг при росте 165 см. Говорят, маловато, но это именно тот вес, при котором я себя хорошо чувствую и нравлюсь себе, и стараюсь его поддерживать, не худея, и не поправляясь. Я ни в коем случае не вегетарианка, я не могу лишить себя белков, ибо искренне верю, что природа создала меня хищником, а не антилопой в саванне Африки. К тому же от мяса (чистого мяса без соусов, масел и прочих добавок) я не растолстею, и это проверенно временем! Поэтому главное на моём столе – мясо, курица или рыба. Затем гарнир (овощи или крупы), иногда супы (хотя я не фанат жижечки) и в качестве вкусняшек – горький шоколад (75%), конфеты из фруктов и ягод и орехи.

Мои правила питания:

Правило первое: еда не должна быть слишком вкусной.

Знаю, звучит абсурдно, но если вдуматься, то это очень логичный подход. Во-первых, КАК еда становиться вкусной? С помощью различных добавок – соусов, специй, соли и прочего, что чаще всего вредно и калорийно (один майонез чего стоит!). Во-вторых, вкусная еда, лежащая в холодильнике, манит как красные труселя из известной передачи, и мы то и дело наведываемся на кухню перекусить. Сколько раз мы так за день перекусим – загадка, это мы узнаем через несколько дней по весам. А когда еда не слишком-то вкусна, мы съедим ее только чтобы утолить голод (именно голод, а не аппетит, это разные вещи), а стало быть, съедим меньше.

Правило второе: тарелка должна быть маленькой.

Вместительная посуда — глубокие тарелки, широкие блюда и тем более салатники — пусть останется для гостей. Убираем её до особого случая. В обиходе для себя любимой лучше оставить маленькие тарелочки (даже пиалы), в которые как ни старайся — много не положить.

Правило третье: смотреть составы.

Лучше один раз ознакомиться со всеми «Ешками» (разрыхлителями, стабилизаторами, консервантами и прочими химикалиями) и с тем, что они делают с организмом, чтобы в магазине понимать, какую именно часть таблицы Менделеева вы приобретаете. Сейчас невероятно трудно найти съедобные продукты в магазинах, но все-таки это возможно. Что касается овощей и фруктов – я часто покупаю самые неприглядные на вид: червивые яблоки или неровной формы помидоры, хотя бы потому, что черви ели эти яблоки и не отравились, а эти помидоры росли в естественных условиях.

Связь со мной в инстаграме — @okosmeo.
Отвечу на все вопросы в комментах, подписывайтесь!

Правило четвертое: найти замену десерту.

Конфеты, пирожные, пряники и прочие продукты «к чаю», казалось бы, такие ненавязчивые и потребляемые в небольших количествах, могут ли они быть вредны? Ну конечно могут, смотря, сколько раз в день вы попьете чай, и что содержится в этих десертах. Хорошо, если вы приготовили их сами и точно знаете, что туда положили (хотя домашний тортик не менее калориен), а если купили в магазине – то там и вовсе неизвестно что. Я на Новый Год позволила себе расслабиться, наелась конфет из коробки, после чего заполучила аллергию на всё лицо и долго лечила ее последствия, поэтому магазинные конфеты теперь для меня – табу.

Чем же заменить? Конфеты я заменила на продающиеся в аптеке фруктовые конфеты («Живые конфеты») из натуральных продуктов: ягод, злаков. Да, они дорогие, около 130р. за небольшой пакетик, но это же для себя любимой! Еще одна хорошая замена – орешки. Ореховую смесь можно купить практически в любом супермаркете, там и лесной орех, и бразильский, и арахис, и миндаль, и часто цукаты – всё это куда более полезно, чем шоколадная глазурь с сомнительного происхождения начинкой. Ну и если очень уж хочется шоколада – пусть он будет горьким. Его много не съешь, и в то же время он полезнее. Более подробно о полезных десертах читайте .

Правило пятое: прислушиваться к своему организму.

Иногда бывает, что вдруг внезапно хочется того, что обычно вы не едите – срочно съесть апельсин, или сыр, или большую булку с кефиром. Нужно обязательно это сделать! Это, скорее всего, означает, что вашему организму чего-то не хватает – витаминов, кальция или просто калорийной пищи (перестарались с диетой). Конечно, нужно держать себя в руках, но морить голодом и строго ограничивать тоже очень вредно. Так ведь можно, не зная того, исключить из рациона какой-нибудь очень нужный организму элемент и спустя время заполучить неприятные последствия. Делать желудку такие подарки каждый день, конечно, не стоит, но если вдруг появляется желание съесть что-то необычное, то это говорит о том, что нужно пересмотреть вашу систему питания на предмет «пропущенных» микроэлементов.

Правило шестое: никогда не говори «никогда».

Из любых правил должны быть исключения. Иногда полезно позволять себе расслабиться и съесть что-нибудь из ряда вон, к примеру, пиццу. Просто для того, чтобы не потерять способность желудка переваривать химию, поднять себе настроение, или чтобы вам стало жутко стыдно, что вы ее съели)). Последнее будет гарантией того, что еще очень долгое время вы будете оберегать свой любимый организм от всякого рода некачественных продуктов и следить за питанием.

Здоровья вам, дорогие мои читательницы!