Собор антониева монастыря

LiveInternetLiveInternet

Антониев монастырь — одно из самых живописных мест Новгорода.

По преданию, его основал в 1106 году Антоний Римлянин. Легенда, как и все монастырские легенды, невероятна, но красива. Антоний родился в Риме в 1067 году. Был богат.

Фреска Рождественского собора Антониева монастыря.
В 18 лет постригся в монахи, а свое богатство — золото и серебро — сложил в бочку и бросил в море. Через 20 лет он удалился на скалу, молясь о спасении православия. Однажды поднялась страшная буря и камень, на котором молился Антоний, понесло по морю, как ладью. Через два дня, в день праздника Рождества Богородицы, он оказался в Новгороде. Место, куда его принесли волны, и стало монастырем. Через несколько лет рыбаки выловили бочку. Денег, лежавших в ней, хватило на строительство каменной церкви и приобретение земли.

Действительно, летопись под 1117 годом сообщает о закладке каменного собора Рождества Богородицы (это первая твердая дата в истории монастыря).

По плану и общему решению он типичен для своего времени: четырехстолпный, с нартексом (Нартекс, нарфик (позднегреч. nárthex), притвор, входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианских храмов. Встречается двойной Н. — внешний (экзонартекс) и внутренний. Н. предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся. ), лестничной башней, трехглавым завершением. Но вместо тяжелых крестчатых столбов использованы Т-образные и восьмигранные, что для интерьера небольшого храма весьма существенно.

Лестничная башня — круглая, а не прямоугольная, хоры — деревянные, а не каменные. Все вместе придает храму своеобразие.

Собор Рождества Богородицы — основное сооружение Антониева монастыря.

Антониев монастырь. Репродукция с гравюры 18 века.
До наших дней собор дошел с переделками и перестройками ( авторы реставрации Л.М. Шуляк, Д.М. Федоров). Вместо узких с полуциркульным завершением окон пробиты широкие. Над сводчатым покрытием устроена шатровая железная кровля. Главки получили характерную для позднего времени луковичную форму. Галереи паперти. окружающие собор, также пристроены позднее. Уничтожены древние хоры.

В композиции здания интересно ассиметричное расположение трех глав, одна из которых венчает выдвинутую из общего объема круглую башню. В этой башне заключена лестница, ведущая на «полати» — современные хоры собора.
В 1975 г. Г.М. Штендлер и В.М.Ковалевой было проведено дополнительное исследование собора, из которого видно, что это был одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный крестово-купольный храм. Современные западные столбы — это остатки стены. Сохранились фрагменты фресковой росписи в алтаре. Обнаружена фигура, над головой которой надпись «Петр». Предполагается, что это портрет мастера Петра — строителя собора.
Здесь совершился, впервые в древней Руси, отход от канона — трехнефного шестистолпного здания, в котором опорные столбы всегда имели крестчатое сечение. Нет и пилястр, соответствующих крайним столбам с западной стороны. Пилястры на северной и южной стенах впоследствии были срублены.
По книге Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. — Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1991.
Монументальные росписи, появившиеся в 1125 году, через три года после завершения строительства, представляют собой самый значительный по объему и своеобразный по стилю ансамбль новгородских фресок XII века.
Сильное впечатление производят сцена Благовещения и полуфигуры четырех целителей — Фрола, Лавра, Кира и Иоанна, расположенные на западных гранях восточной пары. Все изображения выполнены в крупном размере, согласованном с архитектурными членениями. Колорит построен на сочетании чистых открытых цветов. Живопись собора Рождества Богородицы и сейчас вызывает споры: некоторые ученые видят в ней существенное влияние романского стиля, а большинство включает их в число памятников византийской традиции, формирующей свой особый художественный стиль.
Реальная история монастыря типична для средневековья: он горел и отстраивался заново, в 1570 году под мечом опричнины пали настоятель Геласий и все монахи, в 1611 г. его разорили шведы.
Сейчас монастырский комплекс включает, помимо Рождественского собора с его поздними пристройками, монастырскую стену с проездными арками, Настоятельский и Казначейский корпуса (XVII — XIX вв.), церковь Сретения с трапезной (XVI в.).
Церковь Сретения.
Церковь Сретения фрагмент стены
Закладные кресты в стене церкви Сретения Господня в Антониевом монастыре
Сретенская трапезная церковь в Антониевом монастыре
30 октября 1740 г. в монастыре торжественно открывается Духовная семинария.
Здание семинарской библиотеки
После ее закрытия в 1918 г. здесь размещается Новгородский практический институт народного образования. Позже — Новгородский государственный педагогический институт. С 1993 г. — Гуманитарный институт Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.
Сколько раз студенты НовГУ, опаздывая на лекции в Гуманитарный институт, задаются единственным вопросом: почему он расположен так далеко от остановки?! Глядя только на часы, они пробегают день за днем мимо белоснежного величественного собора и не замечают его. После занятий опять куда-то спешат и не успевают удивляться ни красоте и таинственности места, где стоят здания Университета, ни скоротечности времени, которое все терпит и почти не стареет. И им почти не интересно, почему этот район города называется Антоново и какие истории слышали уши этих древних стен…
Более подробное изложение истории создания монастыря.
Основание Антониева монастыря (сегодня считающимся одним их ценнейших памятников древнерусской архитектуры) относится к XII веку и связано оно с именем преподобного Антония Римлянина, который «промыслом Божьим» за три дня доплыл на камне от «Римских стран» до Новгорода: «…шествие его бысть по теплому морю, из него же в реку Неву, а из Невы реки в Новое озеро, нз Нова ж озера вверх по реке Волхову, противу быстрин неизреченных, даже и до Великого Нова города». Произошло это в 1106г. Вскоре на месте, где камень пристал к берегу, преподобный основал монастырь, посвятив его Пресвятой Богородице, которая сопровождала его на протяжении всего плавания.
Житие преподобного Антония Римлянина говорит о том, что на путь подвижничества св. Антоний встал в восемнадцать лет. После смерти родителей он большую часть наследства раздал бедным, а оставшиеся золото, серебро и драгоценные сосуды засмолил в бочку и пустил ее по морским волнам.
Сначала он поселился в горах у православных монахов, скрывавшихся от папских гонений. Затем Антоний перешел жить на скалу, стоявшую у моря, чтобы «пребысть на том камени … годищное время и месяца два» (один из видов молитвенного подвига, называемого столпничеством).
Однажды подул такой сильный ветер, что морские волны вздыбились, оторвали камень, на котором стоял Антоний (по преданию, св. Антоний в испуге хватался за траву, поэтому его часто изображают с пучком травы), и погнали его морем до Невы, а по Неве через Ладожское озеро до Волхова. Через три дня Антоний оказался в неведомой ему, далекой новгородской земле. Камень вошел в устье реки и в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы в 1106г. остановился на берегу реки Волхова близ села Волховского, в трех верстах от Новгорода. Событие это засвидетельствовано в Новгородских летописях.
Камень Антония Римлянина, Антониев монастырь, Рождественский собор
Утром преподобного Антония обнаружили жители села. Они с изумлением смотрели на чудного пришельца, который не смел сойти со своего камня, ставшего домом его и твердыней, испытанной среди бурь. Не зная русского языка, святой Антоний на все вопросы отвечал поклонами. Три дня святой молился на камне и просил Бога открыть ему, в какой стране он находится. Затем он отправился в Новгород, где по Промыслу Божию встретил человека из иноземных кузнецов, который знал латинский, греческий и русский языки. От него преподобный Антоний узнал, в какой стране он находится. С удивлением слушал он, что перед ним Великий Новгород и Святая София, что камень его не на водах Тибра, а на Волхове, который отстоит на полугодичный путь от древнего Рима, ему же трехдневным казалось сие таинственное странствие на пучинах.
Антоний открыл тайну своего чудесного появления архиепископу Новгородскому Никите. Святитель посоветовал устроить обитель на том месте, где волнами прибило камень. Сначала была поставлена маленькая деревянная церковь во имя Рождества Богородицы, рядом скит. Так, по легенде, возник в Новгороде знаменитый Антониев монастырь, который существует уже девять столетий. Но это еще не вся легенда.
Через год после вышеописанных событий св. Антоний встретил рыбаков, опечаленных плохим уловом. Преподобный подошел и попросил еще раз закинуть сети, пообещав дать им слиток серебра, с условием: «Все, что вы поймаете, я отдам Пресвятой Богородице». Рыбаки закинули сети и когда вытащили их, среди рыбы в сетях оказалась бочка, брошенная в море святым Антонием в Италии. Рыбаки не захотели отдавать бочку. Спорщики попросили посадника рассудить их. Св. Антоний перечислил все находившиеся в ней предметы и получил бочку. На эти деньги и был построен большой каменный храм и монастырь.
Св. Антоний преставился 3 августа 1147г. и был погребен в монастыре. Камень, на котором приплыл святой, лежит в притворе под фреской, изображающей св. Никиту. Удается рассмотреть на камне отпечаток правой босой ступни Антония. Говорят, что камень обладает целебными свойствами, особенно при зубной боли.
Сохранившийся храм Рождества Богородицы был заложен в 1117 г., через два года закончен, а в 1125 г. расписан. Собор относится к типу княжеских сооружений. Несмотря на более поздние пристройки, окружающие с трех сторон собор и ряд переделок, он в основном сохраняет свои первоначальные формы. План собора несколько вытянут с запада на восток. В северо-западном углу находится круглая башня. Здание завершается тремя куполами. Существующая четырехскатная крыша более позднего происхождения. Первоначальное покрытие было посводное. Фасады здания не имеют никаких украшений. Только верхняя часть барабана декорирована простым арочным орнаментом.
По своим архитектурным формам собор близок к Николо-Дворищенскому и Георгиевскому соборам. Многие исследователи предполагают, что все эти три памятника были построены одним мастером, Петром, талант которого с особенной силой выразился в последнем его сооружении — Георгиевском соборе.
Своды храма поддерживают шесть столпов, в восточной стороне находится алтарная часть — святая святых каждой церкви, отгороженная от внутреннего пространства храма высоким иконостасом. Для улучшения акустических возможностей, внутри храма, под сводами, устраивали голосники. Обычно это глиняные кувшины, вмурованные в стену так, что наружу выступает только горловая часть.
Собор был усыпальницей новгородских бояр, архиепископов, воевод и других. В нем похоронены крупнейшие новгородские бояре братья Алфановы, растерзанный народом во время волнений 1609 г. Михаил Татищев, князь Василий Иванович Одоевский, умерший в 1612 г., стольник Салтыков, погибший в бою под городом Ругодивым в 1700 г., стольник Стрешнев, Чоглоковы, Олсуфьевы, Княжнины и др.
Кладбище на территории Антониева монастыря.
Также на территории монастыря сохранилась церковь Сретения XVI в. с трапезной, казначейские кельи XVII в. и здание библиотеки XVIII в.
Сегодня Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря открыт для посещений с 10.00 до 17.00, выходной – понедельник.
Марина Пуксант http://www.visitnovgorod.ru/cities/novgorod/sights/6410.html
О Святом Антонии Римлянине можно подробнее узнать здесь http://www.samru.ru/spravka/pogoda/26795.html
и здесь http://www.rusfront.ru/160808/index-4.html
Св.Антоний Икона. Икона.1-я треть XVII в. 31 х 27.5. Из ризницы Соловецкого монастыря
Если кому-то интересны фантазии и исторические изыски о Великом Новгороде-гипотезы Новой Хронологии А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского, то статья Анатолия Тюрина по этому поводу здесь: http://new.chronologia.org/novgorod/antoniev_mon.php
Авторы фотографий: Чупринин Михаил (http://sobory.ru/profile/index.html?author=0118_CHuprininMihail), Бобров М. С.(http://www.temples.ru/photo_collection.php?id=141)
Храмы России, http://www.temples.ru/

Продолжение.
Часть первая см.: http://sergeyurich.livejournal.com/826841.html
Часть вторая см.: http://sergeyurich.livejournal.com/827331.html
Часть третья см.: http://sergeyurich.livejournal.com/827861.html
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
АНТОНИЕВ МОНАСТЫРЬ (ИСТОРИЯ И ФРЕСКИ)
Монастырей в Новгороде и его ближайших окрестностях достаточно много. Они в разном состоянии, есть и вообще полуразрушенные, сохранившиеся фрагментарно (как, например, Духов монастырь в самом центре Софийской стороны города), есть и хорошо сохранившиеся. Часть из них действующие, а некоторые стали музеями. О большинстве из этих монастырей (тех, которые мы посетили) я обязательно расскажу в отдельных частях данных заметок. Эта же часть посвящается знаменитому Антониевому монастырю.

Антониев монастырь расположен в черте города, на его Торговой стороне, несколько севернее того средневекового района, который именовался Плотницким концом (или просто Плотниками).
Если вы остановились в центральной части Новгорода, то добраться до Антониева монастыря можно и пешком. От Ярославова дворища нужно идти по Большой Московской улице в северном направлении, а когда дойдете до Студенческой улицы (почему она так называется, будет понятно потом), поверните налево, в сторону Волхова. Время в пути займет около получаса. Ну а если лень топать пешком, то по Б. Московской автобусов ходит достаточно много. Но советую выйти немного раньше и пройти по улице Панкратова (тоже налево), чтобы заодно осмотреть очень интересную церковь Бориса и Глеба в Плотниках ( первой половины XVI века).
История Антониева монастыря достаточно интересна, чтобы остановиться на ней подробнее.
Эта обитель была основана в самом начале XII века (в 1106 году), причем не новгородцем, да и вообще не жителем Руси, а иностранцем, которого звали Антоний Римлянин.
Фреска XVIII века:

Предания рассказывают о преподобном Антонии разное. Но наиболее устоявшаяся версия, отраженная в том числе и на фресках основанного им монастыря, носящего его имя, такова.
Фреска XVIII века:

Некому богатому итальянцу (если этот термин применим к жителям Аппенинского полуострова начала второго тысячелетия), в один прекрасный момент было знамение, после которого всяческие материальные блага стали вызывать у него отвращение. Он раздал все свое имущество нищим (по другой версии, сложив в бочку, бросил в море; честно говоря, первая версия мне нравится больше), удалился в безлюдные места на берегу Тирренского моря, где стал вести жизнь отшельника. Все время он проводил в постах и молитвах. Местом для молитвы он выбрал большой камень на побережье.
И вот однажды этот камень, оторвался от берега и чудесным образом вместе с молящимся на нем отшельником Антонием, вместо того чтобы тут же пойти ко дну, поплыл в открытое море наподобие прочного плота.
Неизвестно, сколько длилось морское путешествие преподобного Антония на его камне, но утверждается, что он на нем проделал путь из Средиземного моря вдоль Атлантического побережья, через Ла-Манш и Северное моря в море Балтийское, а дальше по Неве (через Ладожское озеро) и по Волхову прямо к Новгороду. Таким образом, Антоний почти повторил путь «из греков в варяги», обойдя вокруг всю Западную Европу. Интересно, чем во время этого плавания, которое должно было продолжаться не один месяц, он питался? Но отнесем это к чуду, не поддающемуся логическому объяснению, ведь и камни не плавают…

Преподобный Антоний приплывает к Новгороду на камне (фреска XVIII века):

На правом берегу Волхова, к которому причалил камень преподобного, он сошел на сушу и построил деревянную церковь Рождества Богородицы, ставшую первой постройкой будущей Антониевой обители.
Несмотря на то, что новгородцы к иностранцам давно привыкли, ведь недаром Новгород фактически входил в знаменитый Ганзейский союз, к Антонию Римлянину они отнеслись довольно враждебно, что и не удивительно. Окончательный разрыв между двумя христианскими церквями произошел уже более пятидесяти лет назад, когда папа Римский и патриарх Константинопольский взаимно предали друг друга анафеме. Появление в Новгороде «латинянина» вполне могло быть воспринято новгородцами как попытка католической пропаганды.
Фреска XVIII века:

И скорее всего Антония из города бы изгнали, если бы не неожиданное заступничество новгородского епископа Никиты.
Фрески XVIII века:

Этот епископ тоже не пользовался в Новгороде особенной любовью, поскольку был прислан возглавить новгородскую епархию из Киева (времена, когда новгородцы будут выбирать себе епископов на вече, наступят немного позже). Отношения между Новгородом и Киевом, во все времена не слишком доброжелательные, начиная с того времени, когда князь Олег перенес столицу с Волхова на Днепр, к началу XII века достигли крайней степени напряженности. Новгород всеми силами стремился к независимости, которую в итоге и получил в период с 1126 по 1136 год. Но до этого момента оставалось еще несколько лет, и новгородцы смирились перед епископом, вынужденно признав «своим» и Антония, которого церковный иерарх взял под свою защиту.
В 1117 году Антоний вместо деревянной церкви заложил каменный храм. По преданию, ров для фундамента Рождественского собора Антоний и епископ Никита выкопали вместе. Удивительно, но этот храм сохранился до нашего времени. Таким образом, в этом году ему исполнилось ровно 900 лет. Не правда ли, весьма солидный возраст?
Храм Рождества Богородицы Антониева монастыря — это стройное, увенчанное тремя куполами, с примыкающей к его северо-западному углу круглой толстенной башней здание.
Именно эта башня делает храм необычным.
В остальном же, как и в других новгородских постройках того времени, нет лишнего узорочья и лепнины. Все детали — высокие апсиды, плоские лопатки — направлены на то, чтобы подчеркнуть устремленность постройки ввысь (параметры храма таковы: высота — 25 метров, длина — 18 метров, ширина — 11 метров).
Кладка из традиционного известняка, но с очень широким применением кирпича — его самого древнего, брускового варианта. Использованы тонкая и толстая плинфа и даже пятиугольный кирпич, предназначавшийся для декоративного убранства.

В 1125 году собор был расписан фресками, многие фрагменты которых можно увидеть и теперь, благодаря работе советских реставраторов из Москвы и Ленинграда.
От том, насколько эти фрески интересны, судите сами.
Фрески 1125 года:
А это самая моя любимая фреска в этом храме:
Как и все новгородские монастыри, Антониева обитель много раз горела. Она подверглась ограблениям при покорении Новгорода Иваном III, в дни опричного похода Ивана Грозного, во время Смуты, когда Новгород был оккупирован шведами. Кстати, церковные сосуды-потиры из оникса и яшмы в резной золотой оправе, украшенные драгоценными камнями, которые были вывезены из Антониева монастыря, теперь хранятся в Оружейной палате Московского кремля.

К XVIII веку относится новая роспись церкви Рождества Богородицы, что связано с тем, что в 1740 году в Антониевом монастыре была учреждена новгородская духовная семинария — одно из самых старых учебных заведений России.
Несколько фресок XVIII века, которые показались нам наиболее интересными.
В настоящее время на территории Антониева монастыря располагаются несколько факультетов Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (теперь понятно, почему улица, которая ведет к нему, называется Студенческой?) Видимо поэтому эта территория ухожена и напоминает небольшой парк. Рождественский собор теперь является музеем, относящимся к ведению Новгородского государственного музея-заповедника. Службы в нем не проводятся, зато в нем можно фотографировать, чем мы и воспользовались.
Кстати, советую посетить Антониев монастырь с утра, пока не наехали многочисленные туристы. Музей Рождественского собора открыт с 10.00. К этому времени и приезжайте. Мы, правда были в нем около 11 утра, но кроме нас в храме не было вообще ни одной души (если не считать продавщицы билетов и всего одной музейной смотрительницы; подслушали их спор по поводу того, с какого года нужно отсчитывать историю собора — с 1117 — года его основания, или с 1119, когда завершилось его строительство).
Стоимость билета на посещение Рождественского собора — 100 рублей (фотосъемка — бесплатно). За прогулку по территории бывшего Антониего монастыря платить не нужно вообще.
Продолжение следует…
Сергей Воробьев.

АНТОНИЕВА БАШНЯ

Смотреть что такое «АНТОНИЕВА БАШНЯ» в других словарях:

  • Антониева башня — (или крепость) – лежала на северной стороне иерусалимского храма и построена, вероятно, Гирканом, назвавшим ее Гоарис. В ней он сам жил, и здесь же хранилась его первосвященническая одежда, в которую никто не смел облекаться. Ирод,… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Антониев монастырь (Новгород) — У этого термина существуют и другие значения, см. Антониев монастырь. Монастырь Антониев монастырь … Википедия

  • АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — в Новгороде, на правом берегу р. Волхов. История Собор Рождества Богородицы Антония Римлянина мон ря. 1113 1119 гг. Собор Рождества Богородицы Антония Римлянина мон ря. 1113 1119 гг. Мон рь основан прп. Антонием Римлянином, согласно духовной… … Православная энциклопедия

  • Список храмов Великого Новгорода — … Википедия

  • Исторические памятники Новгорода и окрестностей — Исторические памятники Новгорода и окрестностей* Historic Monuments of Novgorod and Surroundings** Всемирное наследие ЮНЕСКО … Википедия

  • Крестово-купольные храмы Древней Руси — Основная статья: Крестово купольный храм Крестово купольный (вариант написания крестовокупольный) храм основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси. История строительства в России каменных крестово купольных … Википедия

  • СССР. Литература и искусство — Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия

  • Список древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода — В списке древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода представлены древнерусские архитектурные памятники, возведённые до монгольского нашествия и сохранившиеся (хотя бы и в перестроенном виде) до конца XIX века. Для каждой… … Википедия

  • Духов монастырь (Великий Новгород) — Монастырь Духов монастырь Церковь Троицы с т … Википедия

  • Фьораванти Аристотель — Фиораванти (Fioravanti) (между 1415 и 1420 около 1486), итальянский архитектор и инженер. С 1475 в России. Построил Успенский собор в Московском Кремле (1475 1479), участвовал в походах на Новгород (1477 1478), Казань (1482) и Тверь (1485) как… … Энциклопедический словарь