Сокращение преподавателей

Как и почему сокращают преподавателей в вузах

4 апреля суд отказался восстановить на работе преподавателя Кемеровского госуниверситета, уволенного с должности со скандалом. Во время прохождения конкурса Нине Обелюнас предложили заключить трудовой договор только на полгода. Такой контракт она подписывать не стала и осталась без работы. Между тем, по данным профсюза «Университетская солидарность», краткосрочные контракты — один из основных способов сокращения персонала. Предлагая подписать такие договоры, руководство вузов проверяет лояльность работника и получает возможность уволить его в любой момент.

«Причем в течение последних пяти лет сроки этих договоров на глазах сократились с обычных пяти лет до одного года, десяти месяцев и даже семи месяцев. Для преподавателей высочайшей квалификации через 20-40 лет трудового стажа работа в родном университете внезапно превратилась в работу на условиях бесконечного испытательного срока», — говорит оргсекретарь Межрегионального профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность» Владимир Комов. По его словам такая ситуация наблюдается по всей стране, в том числе в вузах Томска.

Нина Обелюнас одна из немногих, кто решил бороться с несправедливым, по ее мнению, увольнением. Пока же, как показывает практика, большинство преподавателей соглашаются на предложенные невыгодные условия. Те же, кто выступает против, оказываются на улице. Об этом говорят представители альтернативного профсоюза «Университетская солидарность». Профсоюз выступает в защиту педагогов со всей страны, чьи права нарушают работодатели.

Нина Обелюнас. fedpress.ru

«Мы находимся в естественно зависимом положении по отношению к работодателю. Если руководитель кафедры говорит, что нужно сократить определенное число ставок и начинает по чуть-чуть урезать у каждого, а один встает в позу и отказывается идти на уступки, страдают все. И этот путь плох тем, что тебе могут припомнить это в момент прохождения конкурса, когда коллектив кафедры проголосует против. Но если бы все вели себя грамотно с правовой точки зрения, таких ситуаций бы не возникало», — говорит член центрального совета «Университетской солидарности», руководитель профсоюза Уральского федерального университета Дмитрий Трынов.

Из вуза в техникум

После того, как мы рассказали об истории Нины Обелюнас, на публикацию откликнулась еще одна преподаватель из Кемеровской области — Евгения Сафонова. Педагог с 20-летним стажем, кандидат наук, после двух лет работы на посту завкафедрой «Социологии и философии» Новокузнецкого филиала КемГУ с 1 сентября 2016 года осталась без работы. Ее пригласили в вуз из Сибирского государственного индустриального университета в 2014 году по рекомендации декана и преподавателей факультета — возглавить только что образованную кафедру.

Я стала и.о. завкафедрой. Два года конкурс на эту должность не проводили, а на третий сказали, что я не буду претендовать на этот пост, нашелся более нужный человек. Кафедра была за меня, преподаватели, студенты, они даже обращались к директору, но это проигнорировали. Я вынуждена была уйти из вуза. Я сама виновата в том, что согласилась на договор об исполнении обязанностей, — говорит Сафонова.

Евгения рассказывает, что за те два года, что она работала в филиале КемГУ, ситуация в вузах изменилась радикально.

«Вернуться в вуз будет сложно. В Новокузнецке два университета: из первого я ушла, из второго — уволили. В первый вернуться я не могу, так как там за это время произошли серьезные сокращения: из трех кафедр сделали одну, нагрузка преподавателей упала в три раза. У этого две причины: из-за «ФГОС 3+» из учебного плана оказался выброшен блок гуманитарных дисциплин. Из них остались только история и философия, которые тоже предельно сокращены. Плюс нагрузка на одну ставку выросла и для доцента, и для профессора до 900 часов, вместо 500 и 700 которые были раньше. Соответственно часть преподавателей тоже осталась не у дел», — рассказывает педагог.

Пока Евгения нашла работу в местном техникуме. Но там, по ее словам, ситуация еще хуже — оклад на ставку — 5 тыс. 900 рублей. Еще 10% к этой сумме — надбавка за ученую степень. Чтобы подтвердить высшую категорию, ей нужно начинать с нуля.

«Все преподаватели тут работают на 2 ставки. Это 5-6 пар в день голой аудиторной нагрузки за 20 тыс. рублей. В вузах по сравнению с этим условия лучше — 25 тыс. рублей ставка доцента», — делится преподаватель.

В вузах нашего региона все это началось два года назад и все с большей скоростью летит в тартарары. Если раньше 6 тыс. наших студентов обучали 450 преподавателей, то теперь их осталось меньше 200. Я недавно была в Томске, потому что получала образование там, но знакомые говорят, что там такое тоже началось, — говорит Сафонова.

12 на одного

В томских вузах информацию о профессорско-преподавательском составе (ППС) раскрывают неохотно. На официальные запросы ТВ2 ответили только три из шести вузов: ТГУ, ТПУ и ТГАСУ, остальные их просто проигнорировали.

В ТГУ сообщили только то, что штатная численность формируется в соответствии с дорожной картой правительства, в которой утверждено соотношение преподаватель-студент.

Это соотношение — одна из причин резкого сокращения штатов. Вместе с уменьшением числа студентов она приводит к тому, что педагоги просто оказываются лишними. Принята дорожная карта была в 2014 году. В ней сказано, что к 2018 году соотношение преподаватель-студент должно быть доведено до 1:12. Хотя еще в 2012 году оно составляло 9,4 студента на 1 педагога.

Общее число студентов с 2012 по 2016 год в ТГУ практически не изменилось (11175 в 2012 и 11120 в 2016). Однако за это время показатели дорожной карты уже стали другими. В 2016 году на одного преподавателя уже должно было приходиться 11,1 студента. Если руководствоваться только этими цифрами, несложно подсчитать, что число преподавателей в ТГУ за пять лет должно было уменьшиться с 1188 до 958.

В ТГАСУ преподавателей за последние два года стало меньше на 85 человек. В Томском политехническом университете сообщили, что за год численность профессорско-преподавательского состава сократилась на 33 человека и составила 1728 человек. При том, что для ТПУ до 2015 года вообще действовало льготное соотношение педагог — студент. Оно составляло 1:4. В пресс-службе вуза сообщили, что отмена льготного соотношения численности преподавателей и студентов, установленного в девяностые годы — одна из причин оптимизационных процессов на протяжении последних 2-3 лет.

Распоряжение правительства от 30 апреля 2014 года № 722-р

Повышение зарплат – не благо

Как это ни странно, не на руку преподавателям играют и «майские указы президента» (Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики») о повышении зарплат педагогам. Согласно приказу, к 2018 году средняя зарплата преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников должна повыситься до 200 процентов от средней зарплаты в соответствующем регионе. Некоторые томские вузы уже достигли необходимых показателей.
Официальная статистика говорит, что в среднем преподаватели вузов в Томской области получают в 2,1 раза больше, чем жители региона. Так, согласно итогам федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь-декабрь 2016 года, который ежеквартально публикует Росстат, средняя зарплата вузовских преподавателей в области составляла 63 тыс. 606 рублей.

В ТГУ сообщили, что за последние два года средняя заработная плата преподавателя на полную ставку составляет 40 тыс. рублей. В ТГАСУ заявили, что средняя зарплата педагогов на сегодня — 150% от средних цифр по экономике. За последние два года показатель вырос на 31%.

Самая высокая зарплата в ТПУ. Как рассказали в вузе, сейчас средненачисленная зарплата ППС составляет 73,2 тыс. рублей в месяц.

Однако педагоги чаще всего удивляются, когда слышат такие цифры. Чтобы получить хотя бы столько же, сколько и раньше, им приходится работать больше обычного. Как показывает практика, указы президента выполняют за счет различных ухищрений. Самое первое — сокращение одних и увеличение нагрузки на других. При этом человека переводят на часть ставки, а получает он столько же, сколько раньше, но за большее количество работы. Но и этой работы взять уже негде — студентов все меньше.

У меня — ставка, у жены, которая работает на кафедре астрономии и физической геодезии, — четверть ставки. При этом она на работе проводит иногда больше времени, чем я. Там вообще интересная ситуация — у физиков бюджетных ставок очень мало, даже завкафедрой работает на полставки.

У нас на кафедре есть преподаватель, у которого осталось только 0,25 ставки, зарплата 6-7 тыс. рублей, но при этом нагрузки практически столько же, сколько и было, — рассказывает доцент кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории исторического факультета ТГУ Олег Хазанов.

Олег Хазанов tsu.ru

Как отмечает Дмитрий Трынов, преподаватели сами зачастую соглашаются на дробление своих ставок:

«Администрация университета подает перевод на часть ставки как благо: и волки сыты, и овцы целы. Преподаватели продолжают работать, никого увольнять не нужно. Преподаватели идут на добровольное сокращение своей зарплаты, сами подписывают заявление о том, что хотят перейти на часть ставки. Против всего этого мы пытаемся бороться».

О «нищенской, унизительной зарплате, недостойной высокообразованных людей» написала в начале апреля профессор Саратовского государственного университета Вера Афанасьева. Она составила открытое письмо министру образования Ольге Васильевой, в котором призвала «радикально изменить «Федеральную программу развития российского образования на 2016-2020 годы».

Вера Афанасьева. 360tv.ru

Государственные вложения в российское образование чрезвычайно малы и не позволяют ему достойно существовать, — пишет она. — Постоянное сокращение числа бюджетных мест уменьшает и без того крохотное финансирование. Достаточно сказать, что жалование провинциального профессора составляет смехотворную сумму – менее 500 евро, что гораздо меньше пособия по безработице в развитых странах и на порядок меньше зарплаты европейского профессора. Это превращает российских преподавателей в люмпен-пролетариев умственного труда, вынужденных постоянно искать дополнительные источники существования, что плачевно сказывается и на качестве их труда, и на их здоровье, — пишет Афанасьева.

Афанасьева пишет, что при таких зарплатах преподавателей существуют еще и многочисленные скрытые недоплаты.

«Важным механизмом недоплаты преподавателям является чудовищная часовая нагрузка (перегрузка!), не учитывающая время, необходимое для подготовки к занятиям и для научных изысканий. Не должен, не может профессор читать по семь лекций в неделю! Но читает. Увеличение нагрузки преподавателей без повышения зарплаты низводит фактическую оплату одного часа до уровня оплаты неквалифицированного труда. Установление необоснованного соотношения числа преподавателей к числу студентов 1:10 имеет следствием массовое сокращение числа преподавателей и еще большую перегрузку оставшихся, — говорит педагог.

Гуманитарии в пролете

Причем, как показывает практика, касается подобная ситуация прежде всего преподавателей гуманитарных специальностей, бюджетный набор на которые с каждым годом сокращается. Предпосылки нового сокращения перечня и объема гуманитарных дисциплин заложены и в новом ФГОС.

«У нас в УрФУ гуманитарные специальности страдают больше. Дело в том, что администрация ориентируясь на соотношение преподаватель-студент, установленное в дорожной карте, по-разному считает это соотношение для технических специальностей и для гуманитарных. На 2017 год оно должно быть 11,6, но у нас в вузе установлено соотношение для гуманитарных 11,8, а для технических — 10,6. Соответственно это вызывает вопросы, связанные с дискриминацией. Похоже наша российская практика опережает все нормы права, оказывается может быть такая ее форма, как дискриминация по специальности», — говорит Дмитрий Трынов.

В условиях сокращения количества бюджетных мест, особенно на гуманитарных направлениях, спасти дать нагрузку педагогам могли бы внебюджетные студенты, которые полностью возмещают затраты на свое обучение вузу. Но вузы не могут сделать стоимость обучения меньше размера субсидии, получаемой на одного бюджетного студента. Эта стоимость год от года увеличивается. И если раньше на эту сумму престижные столичные вузы устанавливали надбавку, то теперь цены повысилась настолько, что и столичные вузы берут по минимуму. Цена и для столичных, и для региональных вузов уравнивается. В таких условиях студенты менее охотно остаются в регионах. Например, в ТПУ отмечают: число очных студентов-платников за последние годы существенно снизилось.

По стандартной схеме

«Согласно «дорожной карте» с 2012 по 2018 год требуется сократить 139 тыс. 428 преподавателей российских вузов, — пишет «Университетская солидарность». — В наш профсоюз регулярно приходят письма со всей страны (из Москвы, Санкт-Петербурга, Центральной России, Сибири, Урала), в которых преподаватели описывают ситуацию увольнения в связи с «необъявлением конкурса» на замещение должности, в которой они проработали десятки лет».

В профсоюзе «Университетская солидарность» достаточно четко описали как распознать намерения уволить педагога.

Схема, по которой происходит увольнение:

  • Интенсификация труда. То есть манипуляции с нормами времени учебной работы – исключение из учебной работы часов на прием экзаменов и зачетов, исключение из норм часов на проверку расчетно-графических работ, контроль самостоятельной работы, проведение практик, пересдач экзаменов и зачетов и тому подобное. Как неотъемлемая часть учебного процесса вся эта работа преподавателями безусловно выполняется, но не оплачивается. Дополнительно производится перевод существенной части учебных часов, отведенных на дисциплину, из аудиторных занятий в самостоятельную работу студентов. Целью этих манипуляций является сокращение числа ставок ППС при сохранении общего объема работы ППС вуза для выполнения майских указов президента по уровню средней заработной платы.
  • Дробные ставки. На первом этапе преподавателям предлагается перейти на доли ставки. Доходит до абсурда – высококвалифицированные профессора с гигантским опытом работы вынуждены соглашаться на труд по основному месту работы на 0,3-0,4 ставки. На этом этапе выявляются преподаватели, которые не соглашаются на существенное изменение условий их трудового договора, не лояльные руководству, требующие выполнения Трудового Кодекса РФ.
  • На втором этапе сокращения штата эти «неправильные» преподаватели сокращаются совсем, путем «необъявления конкурса» на замещение должности преподавателя при окончании срока трудового договора. Таких преподавателей – десятки тысяч. Защиты против «необъявления конкурса» на должность у преподавателя нет – суды регулярно выносят решения о праве ректора определять штатное расписание. Фактически, преподавателя увольняют по сокращению штата, но компенсации, которая положена при таком увольнении, он не получает. Такое увольнение не вызывает у ректора никаких затруднений, ни моральных, ни юридических.

Чтобы защититься от таких сокращений, в профсоюзе советуют добиваться заключения стандартного трудового договора на неопределенный срок. Также необходимо добиваться от всех ректоров признания увольнения преподавателя в связи с «не объявлением конкурса» на замещение должности – увольнением по сокращению штата.

«Мы вынуждены идти по пути индивидуального спасения. Практика такова, что массовый профсоюз сегодня занимает провластную позицию. Когда люди приходят за помощью, они говорят: очень жаль, но ничего не сделаешь. А это еще более усугубляет эти процессы», — отмечает Трынов.

О том же пишет Васильевой и Вера Афанасьева:

Любое правдивое высказывание воспринимается как подвиг или сумасшествие. В сфере образования практически нет настоящих профсоюзов, которые отстаивали бы наши интересы – существующие в большинстве своем раздают лишь убогие подарки на бывшие советские праздники да путевки в ветхие, еще советские, профилактории. Да что профсоюзы – у нас давно нет простого товарищества.

Как можно грамотно сократить наименование должности?

Здравствуйте, Анна.

Никаких специальных правил для «сокращения» наименования должности нормативными актами не предусмотрено.

Более того, например, «ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст) предполагает указание должности полностью

в соответствии с наименованием, приведенным в распорядительном документе о назначении на должность.Если уж никак не обойтись без сокращения наименований должностей, полагаю, способ сокращения должен быть унифицирован и закреплен либо в штатном расписании (например, можно добавить отдельную графу для этого и утвердить форму ШР в учетной политике или ином локальном нормативном акте работодателя), либо отдельным локальным нормативным актом, приказом на худой конец.Начальник отдела транспортного обеспечения и отгрузки

Анна

Начальник ОТОиО

Ведущий менеджер по отгрузке и таможенному сопровождению

Анна

Ведущий менеджер по ОиТС или В/менеджер ОиТС.

Главное, чтобы нельзя было спутать с другими должностями с похожими аббревиатурами.

МАССОВОЕ СОКРАЩЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ

Массовое сокращение профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений в 2013-2018 гг.

В начале 2013 года на Интернет-портале Правительства Российской Федерации опубликовано Распоряжение от 30 декабря 2012 г. №2620-р «План мероприятий («дорожная карта»): Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (URL: http://government.ru/docs/22263/). Определённые дорожными картами изменения были нацелены на следующие приоритеты:

в сфере высшего профессионального образования – на оптимизацию и повышение эффективности сети государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обновление структуры образовательных программ, повышение качества высшего профессионального образования и развитие кадрового потенциала высшего профессионального образования;
в сфере науки и технологий – на создание опережающего научно-технического задела в Российской Федерации по приоритетным направлениям развития науки и технологий через развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, реализацию проектов по созданию крупных научных установок «мега-сайенс» на территории Российской Федерации и развитие кадрового потенциала науки и мобильности научных кадров.

V. Изменения в сфере высшего образования, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту 1. Основные направления Совершенствование структуры и сети государственных образовательных организаций высшего образования включает в себя:
проведение ежегодного мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования;
разработку, утверждение и реализацию программы совершенствования сети государственных образовательных организаций высшего образования, в том числе путем реорганизации и присоединения организаций и их филиалов;
модернизацию системы лицензирования и аккредитации образовательных программ в системе высшего образования.
Совершенствование структуры образовательных программ включает в себя:
введение прикладного бакалавриата в высшем образовании;
обеспечение высокого качества программ магистратуры;
создание новой модели аспирантуры на базе образовательных организаций высшего образования, активно участвующих в научно-исследовательской работе.
Повышение результативности деятельности образовательных организаций высшего образования с учетом их специализации включает в себя:
обновление программ развития федеральных университетов;
поддержку программ развития сети национальных исследовательских университетов;
реализацию программ развития ведущих университетов, получающих государственную поддержку в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров и их мониторинг в соответствии с утвержденным планом мероприятий;
реализацию программ стратегического развития образовательных организаций высшего образования.
Инструменты оценки качества и образовательной политики в сфере высшего образования включают в себя:
создание системы оценки качества подготовки бакалавров;
переход на новые принципы распределения контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета;
введение нормативного подушевого финансирования образовательных организаций высшего образования.
Развитие кадрового потенциала высшего образования включает в себя:
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с научно-педагогическими работниками образовательных организаций высшего образования;
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций высшего образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации системы высшего образования;
информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта. 2. Ожидаемые результаты Будет сформирована сбалансированная сеть образовательных организаций высшего образования, ориентированная на удовлетворение потребности работодателей в высококвалифицированных кадрах и развитие научно-технологического потенциала российских регионов.
Предусматривается осуществление структурных преобразований сети российских образовательных организаций высшего образования, создание условий для вхождения к 2020 году 5 вузов-лидеров в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов.
Повысится уровень мотивации научных и научно-педагогических кадров в рамках перехода к эффективному контракту. Будут реализованы новые финансово-экономические механизмы, обеспечивающие конкуренцию и повышение качества высшего образования.

Децимация преподавателей российских вузов

Итак, снова внимательно рассмотрим положение Распоряжения Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 722-р «О плане мероприятий («дорожная карту») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», согласно которому к 2018 году на одну ставку преподавателя полагается не более 12 студентов из так называемого «приведенного контингента» (глава V. «Изменения в сфере высшего образования, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту», пункт 3. «Основные количественные характеристики системы высшего образования»):

При этом «приведённый контингент» студентов, на который рассчитывается число преподавателей – это обобщённый показатель, который считается так:
Nпр = Nд + 0,25Nв + 0,1Nз
где Nд — количество студентов дневной, Nв – вечерней, а Nз – заочной формы обучения.

Среди наиболее актуальных мер «оптимизации»: сокращение числа студентов, увольнение более 30% преподавателей, увеличение преподавательской нагрузки примерно на треть (до 12 студентов на препода), а также закрытие всех неэффективных вузов к 2018 году. Примечание Hulio: фактически это означает, что треть преподов будет сокращена, а нагрузка оставшихся увеличиться на 30%. И вряд ли это компенсируется какими-либо надбавками.

Итак, во всех вузах этой страны подлежат сокращению от 10 до 30 процентов профессорско-преподавательского и административно-вспомогательного состава… Сокращение обусловлено, якобы чрезмерно большим количеством преподавателей и административного персонала по отношению к студентам, превышающее соотношение 1 к 10 на дневных отделениях, хотя, на самом деле, необходимо соотносить количество ставок к количеству студентов 1:10 по дневникам и по заочникам 1:30 (1:35), ибо штатные преподаватели могут быть заняты на должности от 0,25 до 1,0 ставки. В итоге, преимущественно, сократят немногих оставшихся в вузах почасовиков, совместителей, а также неостепенённых преподавателей, пенсионеров и профессоров-консультантов. Оставшимся придётся несладко ― аудиторная нагрузка существенно увеличится, а многие виды контроля (например, проверку контрольных и рефератов) переведут во внеаудиторную нагрузку, которая может составлять в совокупности с аудиторной нагрузкой до 36 часов в неделю.

Кроме того, всех преподавателей заставят публиковаться в журналах, входящих в Web of Science, так как среди показателей «повышения эффективности и качества услуг в сфере высшего образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту» указан пункт об «удельном весе Российской Федерации в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science)».

Массовые увольнения уже проводились в 2013-2015 гг., однако основные события еще не закончились. К 2016-2017 гг. ожидаются еще большие сокращения. И уже с весны 2015 года профессорско-преподвательский состав столкнулся с тем, что многим не продлевают истекающие трудовые договора в связи с «отсутствием или сокращением ставок», отказываются от услуг внешних совместителей и почасовиков. В группе риска окажутся и пенсионеры, которых с осени 15-го года планирует отправить на пенсию.

Кроме того, сокращение персонала может быть составной частью подготовки к слиянию некоторых вузов в более крупные университеты в результате совмещения кафедр и факультетов, а, следовательно, устранения преподов и кафедр-«дублеров», фактически дополняющих друг друга по различным предметам. Реорганизация вузов затрагивает и учебно-вспомогательных вузовских работников, которых, по требованием «дорожной карты», уже к 2018 году должно быть максимум 37 % от общей численности персонала.

Факт активной «оптимизации» преподавателей и, особенно, из «неэффективных» вузов в 2015-2017 гг. неофициально подтверждают во многих госвузах страны. Во многих из них планируется к осени этого года сократить от нескольких десятков до сотен преподавателей.

PS: Глубоко уважаемые преподы, вы думаете, ректор будет вас сокращать? Нет, вы, как поганые собаки, сами друг другу глотку перегрызете за оставшиеся места, без всякого жребия…

Процедура массового сокращения преподавателей высших учебных заведений

При сокращении сотрудников ректор вуза согласно статьям 179 и 180 Трудового кодекса Российской Федерации издаёт приказ о сокращении численности или штата, в котором указаны должности, подлежащие сокращению. Этим же, либо отдельным приказом должно быть утверждено новое штатное расписание (с внесёнными изменениями, которые повлекли за собой сокращение).

В случае сокращения неизбежно встает вопрос о преимущественном праве на оставление на работе. Согласно статье 179 ТК РФ преимущественное право на оставление на работе (при сокращении как численности, так и штата) предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. Таким образом, старший преподаватель имеет преимущество перед ассистентом, доцент перед преподавателем, а профессор перед доцентом. Кроме того, остепенённый преподаватель имеет преимущество перед неостепенённым. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным ― при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы (в данном случае — обучающимся в очной или заочной аспирантуре, оформившим соискательство, проходящим курсы повышения квалификации в учреждениях ВПО). Есть и отдельные категории работников, которые подлежат социальной защите и которых нельзя сокращать: беременные женщины; женщины, имеющие детей в возрасте до трёх лет; одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет) (ст. 261 ТК РФ). Также нельзя сократить работника в период его нетрудоспособности или отпуска (ч. 6 ст. 81 ТК РФ).

Согласно пункту 2 части первой статьи 81 ТК РФ, в случае расторжения трудового договора по инициативе работодателя, трудовой договор может быть досрочно, до истечения срока окончания трудового договора преподавателя вуза (до 5 лет), расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации…
Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учётом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.

Согласно части 1 статьи 84 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. В соответствии со статьей 180 ТК РФ, о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников нужно предупредить заранее — персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). Если сотрудник откажется ставить отметку о получении уведомления, составляется акт при свидетелях (не менее двух человек), который и будет подтверждением факта уведомления об увольнении. Работникам, вместе с уведомлением об увольнении, необходимо предложить имеющиеся у работодателя на тот момент вакантные должности, на которые они могут быть переведены (ч. 3 ст. 80, ч. 1 ст. 180 ТК РФ). Также необходимо предлагать любую вакансию, которая появилась в вузе в период уведомления.

Согласно статье 82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников вуза и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников ― не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.
Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ, производится с учётом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 ТК РФ.

В соответствии со статьёй 373 ТК РФ, при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.
Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.
В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трёх рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.
Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя — обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.
Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

Днём прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом сохранялось место работы (должность).
В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчёт в соответствии со статьей 140 ТК РФ. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
Запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками ТК РФ или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи ТК РФ или иного федерального закона.
В случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от её получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой, либо дать согласие на отправление её по почте. Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки. Работодатель также не несёт ответственности за задержку выдачи трудовой книжки в случаях несовпадения последнего дня работы с днем оформления прекращения трудовых и при увольнении женщины, срок действия трудового договора с которой был продлён до окончания беременности в соответствии с частью второй статьи 261 ТК РФ. По письменному обращению работника, не получившего трудовую книжку после увольнения, работодатель обязан выдать ее не позднее трёх рабочих дней со дня обращения работника.

Согласно статье 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачётом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.