Соня шаталова

Соня Шаталова живёт в Москве. Она больна аутизмом, не умеет разговаривать, может совершать только монотонно-однообразные движения, во время общения с ней никак не реагирует, полностью отстранена и неконтактна.

Врачи выносили диагноз: «Глубокая умственная отсталость». Так было до тех пор, пока у семилетней Сони не оказалась ручка, а мама не прикоснулась в этот момент к Сониной руке. И Соня начала писать.

Да, оказалось, что Соня умеет читать и писать, у неё абсолютная грамотность, фотографическая память и непостижимые познания о нашем мире.

Некоторые врачи очень долго не могли в это поверить. Сложно увидеть в ребёнке, который может издавать только невнятные звуки, часами кричит и даже не может самостоятельно ложку донести до рта что-то разумное.

Однако, прочитав то, что пишет Соня своим детским почерком, вы поймёте, что вряд ли мы вообще что-то знаем о разуме.

Соней много чего написано: стихи, сказки, дневники, афоризмы. Там над каждой строчкой можно думать и размышлять.

Вот Сонина запись после занятия в дельфинариуме: «…Сегодня я плавала с Вахом без папы. Вахуся меня успокаивал и говорил, что я как девочка-дельфинка, и у меня хвост и плавники и я в гармонии с водой. Это образ такой был. А ещё о свободном потоке воли, что не нужно её напрягать, а просто отпустить в нужном направлении. А направление – ну прислушаться к Творцу, там всегда чуство гармонии. Это уже не мыслеобразы, это я поняла как-то, пока плавала. Вахуся у меня три раза рыбку брал.

…Надо мне много обдумать, и прежде всего о свободном потоке воли. Дельфины потому такие гармоничные, что их воля всегда устремлена к Творцу.»

Соня — аутист, что в дословном переводе с латинского означает «погружённый в себя». Это психическое состояние человека не разгадано специалистами. Впервые аутизм описали западные психологи в середине XX в. Одни сочли его несчастьем, другие разглядели в аутистах оригинальность мышления, которое может привести к значительным достижениям. Последние оказались правы: например, почти четверть программистов в корпорации «Майкрософт» — аутисты.

Правда, болезнь эта имеет градацию от лёгкой до тяжёлой формы. У Сони — тяжёлая. В 8 лет, когда девочка уже писала афоризмы и стихи, она могла, сидя за столом рядом с тарелкой супа, плакать от голода. Дело в том, что для аутизма характерны эмоционально-волевые нарушения. Маме Сони приходилось давать дочери команды: возьми ложку, зачерпни суп, неси в рот. Соня пугалась незнакомых людей. Поездка в общественном транспорте вызывала у неё шок, в автобусе она могла начать кричать. Ситуация осложнялась тем, что Соня не разговаривала. Однако родители боролись за ребёнка, водили на занятия к педагогам. «В 7 лет произошло чудо, — рассказывает «АиФ» её мама Евгения. — Я должна была рукой Сони сделать подписи к картинкам, но Соня остановила моё движение и стала писать сама. Я лишь помогала ей удерживать авторучку. Со временем у дочери обнаружилась врождённая грамотность».

Таблеток от аутизма не существует. Здесь важен комплекс занятий со специалистами, посвятившими себя этой загадочной болезни. К счастью, в Москве они есть. Например, специалист по соматосенсорике верно обнаружил у Сони так называемые поля восприятия информации и сделал вывод, что в школе педагог должен подходить к девочке обязательно сбоку, подавать учебники и тетрадки тоже сбоку. А уж если информация попадает в поле восприятия аутиста, он запоминает её навсегда. Даже спустя годы аутист может в подробностях вспомнить определённую страницу когда-то прочитанной книги. Соня в 10 лет потрясла родителей, описав свою клиническую смерть, которую она пережила в возрасте 6 дней! Ей никогда не рассказывали об этом событии, но память Сони уникальным образом сохранила информацию, которую она и изложила на двух страничках.

У Сони с детства очень чёткое мировоззрение. В 8 лет она написала: «Зачем живут люди? Бог каждому, когда посылает в этот мир, говорит: «Трудись и прославляй Меня делами своими». Я так думаю, для меня это стихи. Мне невозможно их не писать, иначе я умру от боли, лопну от напора слов в голове». Мама Сони рассказывает: «В крещении дочка — София. Она — религиозный человек, хотя на службах в церкви бывает редко — ей очень тяжело переносить большие скопления людей. Только летом, в лагере для семей с «особыми» детьми в селе Давыдово Ярославской области, Соня может свободно посещать храм — там все свои. А дома, в нашем небольшом подмосковном городке, сверстники на улице могут показать на Соню пальцем, посмеяться, а взрослые — с жалостью покачать головой… В одном из храмов, где в тот момент была София, батюшка на проповеди, посвящённой греху осуждения ближнего, указал на дочь и сказал: «Вот вы думаете, она может только мычать и странно себя вести? Но вы же не знаете, а вдруг под этой оболочкой скрыто великое богатство?».

Недавно Соне исполнилось 18 лет. Она с прекрасными результатами окончила 11 классов по обычной школьной программе. Остались в прошлом и «проблемы с супом». Благодаря помощи специалистов её связь с обыденной реальностью становится всё крепче. Коррекционные занятия проходят несколько раз в неделю. Однако добираться в Москву из Подмосковья на общественном транспорте для неё всё ещё проблема. Приходится использовать такси.

Причём с одним и тем же водителем. Так Соне спокойнее. Каждая поездка — дыра в бюджете семьи, где мама не работает, а Соня как инвалид получает мизерную пенсию. Зарплаты папы с трудом хватает на питание. И ещё — в нашей стране диагноз «аутизм» ставят только детям до 15 лет, а дальше меняют на шизофрению, что чревато поражением всех гражданских прав – человек не может учиться, работать, распоряжаться деньгами. Соня это знает.

Подбадривает себя:

«Не смогут житейские бури

Запрятать меня на дно».

Не думает она обижаться и на окружающий мир с его правилами. Наоборот, хочет спасти:

«Мне почему-то очень надо

Стекло бордовое заката

В оранжевое утро превратить.

Своею радостью окрасить

Дома, заборы,

Плачем и слезами

Омыть все окна и дороги.

Весь мусор жизни

Мощным током крови

Снести и в своём сердце сжечь.

И это всё не жертва, нет,

А просто помощь заблудившемуся миру».

Заветное желание Сони — заговорить. Специалисты считают, что такой шанс есть.

Дай Бог, ведь тогда Соня с удвоенной силой поведает нам о том, над чем мы без её помощи, возможно, никогда бы не задумались.

Мария Позднякова

Афоризмы Сони (некоторые из её сборника):

АЗАРТ – такое увлечение, когда ничем другим заниматься, невозможно, пока силы есть. 8 лет

БАБОЧКА – главная примета летнего счастья. 8 лет

ВЕТЕР – воздух, который не любит покоя. 8 лет

ГРЕХ – короста на душе, отделяющая человека от Бога. Мысль или действие против образа Божия в себе. 9 лет

ДЕТСТВО – восход судьбы в человеческой жизни. 10 лет

ДУША – это пустота в человеке, которую он заполняет Богом или Сатаной. 8 лет

ЖИЗНЬ – дуновение щедрости Божией на сотворённую Им природу. 8 лет

ЗНАКОМСТВО – встреча разных пониманий мира, или даже разных миров. 8 лет

КОШКА – символ уютной независимости.

МУДРОСТЬ – мера между «мало» и «много». 10 лет

МЫСЛЬ – самая мощная после любви сила в мире. Смелость ума оформлять словами образы.

ПРЕОДОЛЕНИЕ – усилие души, в результате которого ум и тело справляются со всякими препятствиями. 9 лет

ПРИКЛЮЧЕНИЕ – такое необычное событие, которое изменяет в чём-то твой мир и тебя. 8 лет

ПТИЦА – воплощённая мысль Бога о песне и полёте. 8 лет

РОМАНТИКА – настроение, когда во всём обычном видишь чудо. 8 лет

СКАЗКА – это жизнь, придуманная душой, когда ей не подходит её реальная жизнь. 8 лет

СПИРАЛЬ – застывшая в танце прямая. 10 лет

СТЫД – огонь, выжигающий грех из души человека. 9 лет

СУДЬБА – это жёсткие событийные границы жизни отдельного человека. 8 лет

СТРАХ – возбудитель трусости, тормоз на пути к действию, зудящая щекотка в сердце в ожидании чего-то неприятного или непонятного

ФАНТАЗИЯ – ткань для украшения существования души. 10 лет

ЭССЕ – эмоция, выраженная как мысль. 8 лет

Стихи

У Сони гораздо больше стихов, ищите в интернете!

Начало (8 лет)

Ночь и день

Мне нравятся ночь и день.

Мне нравится их непохожесть.

Их шитость тоже нравится мне,

Шитость звёздами и Солнца лучами.

Мне нравятся их чудеса и тайны.

Шитость великой Книги событий,

Книги, которую пишет Бог о мире.

Лошади

Лошади, тёплые лошади,

Теплом живым растопите мой страх!

Лошади, быстрые лошади,

Галопом мой страх разнесите в ветрах!

И все проблемы не так уже важны,

Когда я гляжу с лошадиной спины.

Ты и я

Ты и я, мы вместе можем

Сделать много разных добрых дел.

Можем так сшивать событья,

Что шитьё такое победит всё зло.

Надо только мочь мириться с собственной душой,

И тогда мириться с миром Божьим будет нам легко.

Мы с тобою — Сила Мира,

И мы можем жить в любви.

* * *

Мне ты сказала в тишине:

«Ты мой любимый заяц» —

И мир заполнился песней.

Костёр

Костёр горел, и пламя пело

О Солнце и о гордости людей.

И голова моя горела

От горечи прожитых дней.

Мне скоро девять. Это вечность

В сравненье с временем костра.

Судьбой мне до конца?

И Но он согрел людей.

А я?

Немая, неумелая,

От мира за стеной.

Зовётся аутизмом

Недуг проклятый мой.

Неужто одиночество

Судьбой мне до конца —

И в пепел превращусь я,

Не согрев сердца?..

Костёр заплакал, догорая.

С поленьев капает смола.

И плачу я. Ведь дорогая

Цена безмолвья. Боже, дай слова!

* * *

Пламя пело панегирики поленьям.

Победно прозвучала песнь.

Позеленевшим полем памяти

Поэт пройдёт, презревши плен

Понятий, подвигов, поступков.

Проблема подвига — поступок.

Помедлить, поспешить — преграды прочь!

Поэта путь прям и прозрачен.

Презревши правильности, правил плен,

Поэт пройдёт препоны.

Поэта правоте поверят.

* * *

В ритме песни огня

Есть очень странные паузы.

Они будоражат меня

И вместе с тем завораживают.

Вспоминается что-то древнее,

И уже я — не я, а кто-то,

Кто жил когда-то, наверное,

И вышел раз из болота.

И увидел горящее дерево.

И Бог сказал ему: «Пользуйся!»

И он в этот глас так уверовал,

Что уже Человеком шёл по лесу.

Страх

Мне страшно. Голова гудит.

Там мечутся слова и просятся уйти.

«Пусти нас, Соня, в мир пусти!»

Но рот мой на замке,

А ключ к замку в мозгу —

И как его достать?

Ну помогите ж мне!

Я не хочу немой остаться,

Но страх засовом запер рот.

Слова рождаются, живут и чудеса творят

В мирах, что в голове я создаю… И вот

В конце концов и умирают.

Чтоб им жить,

Их надо в мир вовне пустить.

Но как? Скажите мне!

А вдруг их люди не поймут?

Сквозь рот мой проходя,

Изменятся слова, и мир не примет,

Оттолкнёт, а вместе с ними — и меня?

Как жить? Мне страшно. Голова гудит.

Снег

Выпал снег. Всё белым стало.

Это нам сама Зима сшила покрывало.

Снег искристый, мягкий, чистый

Лёг холодною границей.

Снизу — грязь людей, земли

И жизни будущей надежды.

Сверху — белые одежды,

Чистота и красота.

Всё ждёт отметины, следа.

Что это будет? Кто рискнёт?

Кто смелость на себя возьмёт?

Стихи о школе

Что такое «школа»?

Слово. В нём пять звуков.

Просто дом, в который снова

Мы приходим грызть науку.

Скучно, серо… Лучше дома…

Или всё же — мир огромный?..

А может, лестница в него?..

Сон

Свиток событий моей странной жизни

Записан кровью мёртвых слов —

Тех, что погибли в моей голове,

Лопнули, свободы не увидев.

Слова звучали, и смеялись, и сердились.

Мне лунной ночью узоры слов снились.

Смотрела, улыбаясь, на меня луна…

Но я свободы им не дала.

И вот они лежат, сухие и немые,

А кровь их на чернила пошла.

И вывела в свитке чья-то рука:

«Соня снова убила слова».

Но верить я сну своему не хочу.

Мне нужно придумать способ спасенья.

Мозг — как распахнуть?

Ведь мне по плечу

Добиться для слов воскресенья!

Мой голос

Почему мой голос очень слаб?

Ты можешь творить так много чудес.

Так сделай мне полный голос —

Чтоб весь мир колебался, услышав,

Рискуя рассыпаться или стать совершенным…

* * *

Я не знаю, про что говорить.

Моё сердце сейчас молчит.

Звуки мира заходят в меня…

* * *

Птицы и ветер — возничие Осени, —

Унесите с собой и меня.

Пролечу над полями озими,

В колокольчик дождя звеня.

А потом я на лес плавно кину

Паутинок дрожащую сеть.

Уплывут журавли стройным клином,

А мне лес надо красным одеть.

* * *

Мне надо сказать так много!

Кто думает, что золото — в молчанье?

Камнем загорожена дорога

словам из сердца — ну, не печально?

Это «золото» — такое давящее.

Оно скалой легло мне на грудь.

В прошлой жизни я была говорящая.

Как свободу словам мне вернуть?

Мир и я

Мир огромен, сложен, ненапрасен.

Я — маленькая,

но могу вместить его весь,

и ещё останется много места.

Какая же я великанша!

Я не одна!

Мне почему-то вволю не даётся

Ни пищи,

Ни приятных дел,

Ни встреч.

Я вовсе не капризна,

Мне роскоши и праздников сплошных

Не надо.

Хотелось бы лишь есть три раза в день —

Не разносолы, нет, простую пищу.

Но и её так не хватает!

Хотелось бы общаться

С хорошими людьми.

Но не умею —

Аутизм мешает.

С нелепым поведением, со страхами, немая

Кому я интересна?

Кому же я нужна?

И руки неумелые, и воли лишена…

Вам стало жаль меня?

Не надо!

Со мной Господь, я не одна!

Со мной и мама, и сестра,

И даже папа помогает,

Хотя и верит не всегда.

Мне батюшка сказал:

— Твоя болезнь

Тебе сейчас во благо.

Должна пройти ты этот путь.

Терпи, лечись и главное — молись.

Настанет день, ты обретешь свободу,

Лишь с Богом будь.

Так Он же в сердце!

Он заполняет грудь!

Мне вам шепнуть

Те главные слова?

— Помилуй, Господи.

С Тобой я не одна!

Сон во сне

Отрезок жизни мы проводим все во сне.

Мы ночью спим — и часто наяву.

Я тоже сплю, и снится мне,

Что жизнью я другой живу.

Я говорю, сама пишу, пою.

Да, да! Пою словами!

Я спела песню моей маме!

И прежнюю всю жизнь свою —

Как сон —

Во сне я вспоминаю.

Неужто это всё со мной?

Всего боюсь, страшусь всего,

Неловкая, немая —

Да полно, это я ли?

Потом я просыпаюсь.

Да, это я. А песни — сон.

А может, и сейчас я сплю?

Запуталась, не знаю!

Когда же я проснусь?

Скажи, молю, о Господи,

К Тебе взываю!

Другая жизнь — вторая Я

Другая жизнь, вторая Я.

Ваш мир мне видится иначе.

Вторая Я у вас своя,

А первая в нём горько плачет.

Мне вскоре радость надоела

От похвалы моих стихов.

Я жду не слов, мне нужно дело —

Молитвы дело и трудов.

Вторая я — как есть малышка,

Почти что девяти годов.

И в жизни, и во всяких книжках

Портрет её давно готов.

Другая жизнь работать заставляет

Не столько сердцем, сколько головой.

Вторая Я прекрасно это знает,

Но аутизм не даст быть деловой.

Мне дан талант слагать слова.

Зачем — я это понимаю.

Вторая Я обычно не права,

Когда меня другой быть призывает.

9 лет

* * *

Люди разные, как звёзды.

Я люблю всех.

Сердце вмещает все звёзды Вселенной.

* * *

Дождь сшивает небо и землю,

Разматывает тучу на стежки.

Синеют заплаты луж.

* * *

Капли дождя все одинаковые,

А дожди очень разные.

Как получается такое чудо?

Встреча с Чудом

Другое время рядом

с нами.

Но мыслями, а иногда

делами

Мы можем «рядом»

превратить

В «сейчас и здесь».

От встречи с Чудом отвернется

зло.

Что было плохо, то от вас

ушло.

Моментом истины предстанет

«Здесь и сейчас».

И волшебство ненужным станет

уже для вас.

Вы, может, сомневаетесь

в себе?

Вам кажется, что Чудо —

лишь во сне?

Так надо просто вспомнить

детство!

Оно ведь с Чудом

по соседству!

* * *

Спросите меня

О сердце,

Что в Солнца глубинах

Бьётся.

Спросите меня

О песне —

Она моё сердце

Движет.

И два ответа я дам

В слове одном:

Любовь.

Спросите меня

О звёздах,

Что у мамы в глазах

Сияют.

Спросите меня

О светилах,

Мириадами глаз глядящих.

И опять два ответа

Воедино сольются:

Любовь.

Какое удивительное

Слово — Любовь!

* * *

Любовь ты шьёшь

Из удивительной ткани:

В ней есть летний дождь,

Что в зной так желанен.

Есть вкус воды,

Утоляющей смертную жажду,

И есть свет зари

Что ночью бессонной я жажду.

* * *

Где зарывают свои таланты люди?

В какие тихие места уходит сердца дрожь?

Видит душа или нет, что беднеет?

* * *

Тоскливый сумрак за окном.

Так хмуро смотрят сосны.

В сердце почему-то тяжкий ком

Спит равнодушная осень.

Крови ток устал противоречить

Однообразному теченью дней.

Перемен боюсь, но жажду встречи

С измененьями в себе. Скорей!

Вот! Накликала! Январской бурей

Шквал ощущений и страстей

Прогрохотал по всей клавиатуре

Из мышц, и нервов, и костей.

Теперь больна. Страх точит душу.

Собою овладеть попробуй-ка, сумей!

Но чем сильней я жизни трушу,

Ростки весны взойдут тем веселей.

Ночь

Снова тени растворили

В своих чернилах все следы.

В ночное небо звёзды вышли

Брызгами капель волшебной воды.

С присказкой о власти ночи

Мать зовёт детей домой.

Но Ночь-кудесница не хочет

Так быстро остаться одной.

Дети видят больше взрослых.

Ночь им хочет показать

Смену «завтра» на «сегодня»

И вкось растущих теней рать.

А еще пускай увидят,

Как звёздный свет рождает сны.

И как дневные все обиды

Сплетают сети на умы.

Ночь, конечно же, добьётся

Таинственной цели своей.

Зов её сердец коснётся,

И дети станут чуть мудрей.

* * *

Вне времени веленье выжить.

Вдох-выдох — воздуха волненье —

Вовнутрь-вовне. Вообрази

Возникшее внезапно вневременье.

И выступит вопросом вам выживанье.

Воспоминаньем волю вдохнови,

Воспоминанием взаимности восторга

С Всевышним. Вечность впереди!

* * *

Как звук в словах со смыслом связан?

Тайна известна лишь Богу.

Постичь её — постичь устройство мира.

* * *

Туча принесла с Востока

Чёрный дым и запах гари.

Прошлым тронулись потоки

Жизней, прерванных в пожаре.

Жизней детских. Как моя.

Рана в теле Бытия.

Точное слово

Для Ольги Сергеевны Никольской

Мрак унынья миновал,

Светом точных слов рассеян.

Мыслей горестных обвал

Стал пашней, словами засеянной.

Я — не немая! Я — говорю!

Без звука, но тоже словами.

На пашне взойдут и увидят зарю

Стихи, будто поле с цветами.

Здравствуй, читатель! Да, я молчу,

Но ты мой голос услышал.

Точное слово, подобно мечу,

Пробило молчания крышу.

* * *

Меня ос́инило небо

И милов́ала заря,

Розовым светом даря.

А звёзды там, в вышине,

Манили: ко мне, ко мне!

И клёнов холодный пожар

Зашёл ко мне в сердце, дрожа.

Я плакать хочу, и лететь,

И Чуду хвалою звенеть.

Ничего не желаю бросить…

И всё называется: «Осень».

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Я слушаю небо, я слушаю Мир

И звуки сплетаются в Чуда узор…

Чёрная птица

Что же со мною творится?

Плачу, мечусь, хохочу…

Мрачная чёрная птица

Крылом бьет меня по плечу.

Хочет ворваться мне в сердце,

Свить там навеки гнездо…

Где мама? Скорее согреться!

Царапает в сердце гвоздём.

Да что же это такое?

Что я, схожу с ума?

Душа у страха в неволе

Не выберусь ведь сама.

И тихо приходит молитва:

«Господи, сердце согрей!

Со страхом вечная битва,

Ты чёрную птицу убей».

* * *

Мне почему то очень надо

Стекло бордовое заката

В оранжевое утро превратить.

Своею радостью окрасить

Дома, заборы,

Плачем и слезами

Омыть все окна и дороги.

Весь мусор жизни

Мощным током крови

Снести и в своем сердце сжечь.

И это все не жертва, нет,

А просто помощь заблудившемуся миру.

10-15 лет

* * *

О, дар бесценный в звуки облачать слова

В союзе сути и звучанья!

Но я…

Мне больно! Господи, Ты слышишь? Больно!

Как долго длится немота!

Как бесконечен океан молчанья!

И вот уже — и вольно и невольно —

Забралась в душу темнота.

Устала ждать.

И на свободу

Из плена черепа слова устали рваться.

Тоска диктует сердцу непогоду.

Но неужели я готова мраку сдаться?

Принять в судьбу, найти в нём позитив,

Жить, в мелодраму бурю обратив…

Ну нет, спасибо.!

Господи, Ты слышишь?

Я боль перетерплю.

Я человек, не зверь.

И голос мой тюрьмы разрушит крышу

И в полнозвучный мир откроется мне дверь.

31.12.2005. 20 час.

* * *

Осень, кто ты для меня?

Муза, мать, подруга?

Средь хрустальнейшего дня

Листьев золотая вьюга.

Ты осиниваешь небом,

Манишь песнями дождя…

Красотой, как мама — хлебом,

Душу сытишь у меня.

Точно лучший друг сердечный

Тайны листьями шуршишь.

Можешь длить их бесконечно

И перестать, устану лишь.

И, из сердца вынув камень,

Факел кленов и осин

Зажигает слова пламень,

Чтоб горел средь долгих зим.

Октябрь 2004 г.

* * *

— Писать стихи — зачем оно?

Мне очень горько их вино.

Такая в сердце тугая боль

И я молю: «Прости… уволь…»

И слышу в сердце ласковый Голос:

«Без воли Моей не выпадет волос.

Что приуныла? Да, тяжело.

Но ты постарайся. Тебе так дано.

Стихи — не вино, не мёд, не вода.

Они — твоя жизнь. Это помни всегда.»

2004 г.

* * *

Прости согласно просьбе сердца

Мне мутность чувств и смуту мыслей.

Я не могу уйти из детства

Пока не разберусь со смыслом

Происходящего со мной.

Ослабли разума вдруг вожжи

От жгучей боли просто вою

И сердце лишь работать может

В себя вбирая вместе с кровью

Огромный шар земной.

* * *

За окном поёт дождь,

И в сердце песня без слов.

Мир сшивается песней.

* * *

Радость в каждой звонкой капле,

Капле летнего дождя.

Все, кто хочет, пейте!

* * *

Где кристальная ясность мышления?

В голове — как болото осеннее.

Нет опоры, и холодно чувствам,

Ни письмом не поймать их, ни устно.

Залегли мыслеобразы в спячку,

И фантазия скована льдом.

Не решу и простую задачку.

Ну да ладно, потом так потом.

Разбудить бы мне волю ленивую

И, занявши у сердца огня,

Подманить вдохновенья коня,

Ухватить мне его хоть за гриву бы.

21.11- 27.12.04

* * *

Тело буквально воет:

«Оставьте меня в покое!»

Душа работать не хочет:

«Покоя! Нет больше мочи!»

Но дух будоражит: «Вперёд!

Покой лишь тот обретёт,

Чьи тело с душой в согласье

За духом следуют к счастью!»

А счастье что — впереди?

Странное чувство в груди.

А вдруг оно параллельно?

Кто это знает наверное?

* * *

Другой язык, другое время,

А тело ведь живёт сейчас.

И мир давно уже привык,

Отбросив сущее как бремя,

Слова кидать, как напоказ.

А в голове они живут —

Слова из сути и из звука.

Но суть уйдёт, слова умрут,

И не поможет тут наука.

И лишь поэт спасти их может,

Впитав слова всей плотью, кожей,

Их кровью сердца оживив!..

Ноябрь 2004-13.12.04

* * *

Тонкие узоры вышили метели

По канве деревьев и гулких проводов.

В свадебные платья нарядились ели,

В платья из забытых старых детских снов.

И стоят невесты, и вздохнуть не смеют.

Им бы красоваться до ласковой весны.

Но бродяга ветер разобьёт, развеет

Ледяные бусы, кольца и венцы.

14.2.2005, 11 лет

* * *

Что заставляет уходить в бессмертье

Мельчайшие частицы бытия?

Их разделяют звёзды и столетья

И вместе с ними исчезаю я.

Но исчезая, во Вселенской книге

Я оставляю чёткие черты.

И в каждом атоме и в каждом миге

Меж мной и Вечностью наведены мосты.

* * *

Лететь сухим листом

Мрак? Дождь? Туман и темень?

Не знаю, как сказать

Тоска терзает темя.

Увидеть свет опять —

Нет, не в конце тоннеля —

Сейчас, а не потом —

И превратиться в птицу

Да, в Птицу — Душу ,

Лёгкую певунью света…

Мне сети мрака не удел.

Я стану птицей лёгкой и свободной!

Тюльпаны

Тюльпаны рождены в весне

Хоть за окном февраль и вьюга.

Они с картины на стене

Мне шлют приветствие от друга.

Тюльпаны ждут весну. — Скорей!

Чтоб за окном апрель и верба.

И ошалелый воробей

Купался в луже цвета неба

* * *

Не верь, не гадай и не бойся

В крови уже есть ответ.

Чужие неясные свойства —

Откуда и чей привет?

Так странно смешалось и глупо —

Готовый взорваться вулкан.

Не кот на цепи у дуба —

Сошедший с ума ураган.

Но так уже прежде бывало

Рвалось полотно пелён

И я из себя прорастала

Сбегая из плена времен.

стихи про особых деток….

Автор статьи: laska-74
Первоисточник: Форум ребёнок-инвалид
Стихотворение для нас «особых»
Жизнь обещала очень много:
Любовь, надежду, доброту.
Но повела другой дорогой,
И не исполнила мечту.
На полпути остановилась,
Споткнулась, повернув назад.
И истина вдруг мне открылась,
Вернув на всё особый взгляд.
Казалось, непосильна тяжесть
Забот, ударов и помех,
Что не придёт былая радость…
Но всё осилит человек.
Собрав в кулак терпенье, волю,
Весь мир по-прежнему любя,
Не подпускайте злую долю,
И жизнь настройте под себя!
****
Я ребенок… который не умеет говорить
Я ребенок… с которым «невозможно» жить…
Я ребенок, который вряд ли поймет
Я ребенок, который никогда не пойдет.
Я никогда не смогу без пеленок
Я не смогу тебя даже узнать
Но я все равно — твой ребенок
И без тебя мне не жить и не встать.
Счастье — это когда тебя любят.
****
(Стихотворение, написанное папой ребенка с синдромом Дауна)
Хотелось бы сказать о том,
как же непросто быть отцом…
Когда рождается дитя,
Смятеньем душу бередя,
Когда врачи твердят:
“Постой, Ведь твой ребенок не такой…”
А ты так молод, так силен,
А ты так жизнью окрылен,
И пред тобой возник вопрос:
За что? Откуда? Под откос?
Но в жизни есть один секрет:
Она на все дает ответ…
И, взяв свое дитя на руки,
Ты забываешь все те «муки»,
Которыми себя терзал
И душу кровью обливал…
Ребенок твой!!! И ты в ответе!!!
За то, как будет жить на свете,
Как радоваться и страдать,
Учиться, знать и понимать,
Терзаться, мучиться, искать!!!
Поверь, все будет в вашей жизни, —
Улыбки, первый поцелуй,
И детский лепет самый нежный,
И первый шаг, такой успешный,
В твоей душе оставит след…
И слово «папочка» в ответ
На то, что ты сейчас вернулся,
На то, что так ты улыбнулся…
И взгляд прекрасных, умных глазок
Тебя вернет в мир добрых сказок!
Ты должен, ты обязан жить,
Чтобы ребенку мир дарить!
Пусть даже этот мир — другой,
Любовь в нем плещется волной!
В нем нет ни места для подвоха,
Но разве это так уж плохо?
Пойми, кто есть ты для ребенка…
И не спеши уйти в сторонку,
Вы связаны одной судьбою,
Так дай же шанс ему с собою
По жизни рядышком идти,
Поверь, на жизненном пути,
Ему ты нужен так, как воздух,
Пойми, ведь это очень просто…
***
АНГЕЛЫ ЗЕМЛИ
(посвящается детям-инвалидам и их матерям)
Кто такие дети-инвалиды?
Дети-инвалиды, Ангелы земли
Сколько не заслуженной обиды
На себе они перенесли
Сколько раз, они лицом в подушку
Чтоб не плакать на глазах у всех
Говорили ночи как подружке…
Разве то что есть мы, -это Грех?
Сколько раз их матери украдкой
Увозили в сторону детей
Чтоб не слышать шёпот этот гадкий
Злых, не добрых, немощных людей
Немощны они не телом бренным..
Немощны душой своей холодной
Не помочь пытались детям бедным
Прочь всегда их гнали взглядом злобным
Не грустите матери не надо
Ваши дети-ангелы, не зло
Богом нам они даны в награду,
Чтобы в мир нести любовь, тепло
Ну а тех кто нас не понимает
Пусть простит Господь за волю их
Пусть они услышат как рыдают
Мамы у кроваток чад больных
Но не все на свете равнодушны
Больше тех кто хочет нам помочь
Открывая душу нам радушно
Горе помогают превозмочь
Пусть Господь рукой своей нетленной
Осенит крестом весь мир людской
Чтоб на всей Земле, во всей Вселенной
Мир всегда царил, царил покой
Чтоб ни войн и не землетрясений
Ни цунами страшных, НИКОГДА
Сбереги Господь от потрясений
Всех людей, ОТНЫНЕ и ВСЕГДА…
Любовь Максимова.
***
МОЙ РЕБЕНОК
Я жила, как обычно, как все, —
Я жила, строив смелые планы.
И мечтала иметь детей,
Быть ребенку здоровому мамой.
И в цепочке, построенной мной,
Все так гладко было и верно;
В ней рожденье ребенка – главой
Стало важной и слишком бесценной.
В той цепи места не было ВДРУГ,
В ней расписаны были года,
Но… порвался придуманный круг,
Оставив одно НАВСЕГДА.
Я боялась признаться, понять
То, что болен рожденный малыш.
Я боялась глаза открывать
И увидеть, увы, что не спишь.
Я любила… боялась… страдала…
Ну, за что?! Как же дальше мне жить?!!
Сердце матери мне подсказало,
Что достаточно просто любить.
Мой ребенок – любимый, родной.
И я – мать, пусть с «особым» оттенком,
И, оставшись самою собой,
Я не лезу от боли на стенку.
Мой ребенок – мой смысл и кровь.
Он с такими же, знайте, правами!
Подарите ему любовь, —
Он не будет в долгу перед вами.
Он играет, упрямо шалит,
Он улыбкой вас щедро одарит,
И он в сердце обид не таит,
Он за все добродушно прощает…
Мой ребенок – не вещь, не котенок,
Чтоб бросать и пинать в НИКУДА.
Мой ребенок – это прежде РЕБЕНОК.
Остальное все ерунда…
***
Пусть с утра до вечерней зари
Наши будни приправлены болью,
мы не будем растравливать солью
Грусть, которая вечно внутри.
Ну-ка, просто и без затей
Улыбнемся и ветру, и солнышку,
будем счастливы — сверху до донышка —
Ради наших «особых» детей!
***
Не утешайте, говоря,
Что время лечит, все пройдет,
И нас не спрашивайте зря:
-А вас ребенок узнает?
Не нужный, глупый, злой вопрос,
он только обижает мать.
Ребенок мал, или подрос-
Но маму сможет он узнать.
А даже если б не узнал?
Никто б такое не признал.
Ох, обыватель, не греши,
Мол, поделом мамашам муки.
Детишки очень хороши?
как знать, какими будут внуки…….
Не довод «против» — довод «за»,
все просчитать напрасный труд.
Не бойтесь нам смотреть в глаза,
ведь взгляды вас не обожгут.
Упрека вам не бросим мы,
не просим ничего взаймы.
Ну чем мы можем повредить?
На что мы нагло посягаем?
нам с вами нечего делить,
и мы отлично это знаем.
Живите в радости 100 лет,
По жизни весело порхайте,
Но если вы не знали бед,
Тех, кто познал — не презирайте.
Ведь нету личных в том заслуг,
что вы пока не знали мук.
***
Радость. Смех. Фата.
Кольца. Свадьба. Суета.
Жизнь. Любовь на век.
Самый близкий человек.
Божий дар. Сомненья нет.
Наш счастливый билет.
Цифры. Стены. Беда.
Счастье наше- вода.
Храм. Иконы. Христос.
Наш безмолвный вопрос.
Телефон. Провода. ИВЛ.
Сын наш выжил. Сумел.
В 20 дней все сломалось
На «после» и «до»
Сердце больно сжималось
В вопросе-«за что?»
Снова жизнь. Сын и свет.
Снова яркий рассвет.
Боль. Пустышки и детские книжки.
Ну и что, что особый сынишка. Пусть особый, но очень уж сладок!!!
Зацелую его от макушки до розовых пяток.
Пусть вложу погремушку в ручонку…
И стихи все прочту по ролям….
Пусть влюбляются в парня девчонки…
Пусть влюбляется сын мой и сам…
Пусть он водит машину…
Нет -лучше…
Пусть НОГАМИ идет в институт…
Пусть работает, только на суше…
А в моря пусть другие идут.
Скажет папа-подводник:»Ну, сына,
Ты пойдешь, как и я, в моряки!»
Я скажу:»Нет уж лучше-машина!»
Будем спорить всю ночь… Дураки…
А пока сын сопит на подушке,
Я тихонько к нему подойду,
Поцелую Степашку в макушку,
Крепко-крепко его обниму!!!!
***
Господь нам подарил тебя однажды
Не для того, чтобы забрать теперь!
Но для того, чтоб в чудо верил каждый
Ты должен жить, родной мой человек!
Ты должен жить, расти и развиваться,
И радовать, хоть крохами побед.
Ты должен жить и миру улыбаться,
Чтоб свет рассеял тучи детских бед.
Я верю в каждый шаг твой, пусть неловкий,
Но с каждым днем уверенней, смелей
Шагаешь ты по миру, смех твой звонкий
Мне говорит о радости твоей!
О, как прекрасно жить на свете белом!
На «чисто белом» с чистого листа.
Но к сожаленью, не забелишь мелом
Отчаянье и боль, что нас нашла…
Живи мой человек, родной, любимый!
Прошу тебя, не прекращай дышать!
Мы будем вместе, значит с нами — Сила!
Господь нас не оставит, надо ждать!
Придет желанное, спасающее чудо,
Ты вырастишь здоровым, мой родной!
Мы победим все трудности, так будет!
Ты будешь жить! А рядом — Мы с тобой!
***
Стихотворение «Нежность»М. Валитов
Ремни поддерживают плечи,
На бок головку уронил…
Малыш в коляске. Скоро вечер,
Он … улыбается. «Данил» —
Зовет его, смущаясь, мама,
Платком стирая с губ слюну —
Больные пальчики упрямо
Срывают с ножек пелену.
Гримаса исказила ротик,
Пронзив мужской случайный взгляд,
И отпустила снова. Бросил
Давно уж папа твой тебя.
Ведет коляску грустно мама,
Печальный взор не видит даль.
Дым сигарет навстречу, дама,
Собачка, поводок, медаль…
Никто не знает, как ей близок
Его простой убогий мир,
Как много дома детских книжек –
Их не прочтет ее кумир.
Вoт закружился рядом омут –
Детей ватага: смех, слова…
В многоголосье тихо тонут
Лишь ей понятные «Ва-ва».
Ну вот, устал, и смолкли звуки
Из непослушных детских уст,
Она берет его на руки
Уж вечер, скверик снова пуст.
Он хнычет. Напрягая шею
Вдруг встретил блеск родимых глаз
И расцвели сады над нею:
«Как я люблю его! Сейчас
Пойдем домой мой милый мальчик,
Тебя не дам я никому
И поцелую каждый пальчик».
Малыш затих, тепло ему.
Щека к щеке – готов он снова
Ей о любви мычать слова,
Слюнявя губы, нос и брови
Лишь ей понятные «Ва-ва»!
***
Вот и осень — пора золотая,
Уж темно вечерами гулять.
Ветерок, листья в кучу сметая,
Прелым яблоком пахнет опять.
Так сезоны сменяют друг друга,
Из окошка меняется вид:
То плюс тридцать, то дождик, то вьюга,
То капель по карнизу звенит.
Только мы в заколдованном круге —
Что ни день, то крутой поворот,
Но на этой пустынной дороге
Нет пути ни назад, ни вперед.
Я пытаюсь за все быть в ответе,
Не хочу ничего упустить…
Несчастливых случайностей ветер
Вырывает из рук эту нить.
Все иначе могло оказаться,
Но беда со спины подошла.
И глаза не от ветра слезятся —
Жизнь другою рекой потекла.
У меня появилась подружка —
Неразлучными стали теперь.
Я шепчу ей тихонько на ушко:
Все наладится, только поверь!
Кто спасением это считает,
Ну а кто-то считает бедой…
С вечно маленькой дочкой гуляя,
Будет мама всегда молодой!
и исчо smile.gif
Она научила меня всему
Ничего не умея сама.
Как это так? — спросите вы,
Ты что ли сошла с ума?
Она научила меня
Говорить на своем языке
Ни слова не произнося —
Мановением пальчика на руке.
Она научила меня водить
Машину, ее катать.
Не в силах сделать пары шагов —
Но хочется мир повидать.
Она научила любить людей,
Которых стоит любить.
Она просто не знает, как это —
как можно ее не любить?
Она научила меня не бояться
Жизненных перемен
И если понадобится меняться —
Буду готова в момент.
Вы спросите, как же это возможно,
Как этому научить?
А ей оказалось не сложно —
Ей просто хочется жить.

Азбука вежливости ( игровая программа)

Игровая программа «Азбука вежливости» для обучающихся 1 -4 классов.

Цель: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов.

Ребята, мы сегодня поговорим о волшебных словах. Что же это за слова?

Это обычные, простые, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по волшебному. Вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее. Но не только, слова должны быть добрыми. Надо чтобы и поступки ваши были радушными, ясными, такими. Чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть и стыдиться.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном

Его зовут…, а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Ему бывает просто лень

Сказать при встрече: «Добрый день»!

Казалось бы. Простое слово,

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «здорово»!

Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слова «до свидания»!

Не говорит он ничего

Иль заявляет на прощание:

«Ну, я пошел… Пока! Всего!

А. Барто

— Каких слов не знает мальчик?

— Как ему помочь?

Чтобы стать вежливым, вы, ребята, должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, не забывать их, как герой из стихотворения.

Сейчас, мы с вами решим несколько задач. Будьте внимательны.

Анализ ситуаций.

1. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов»? Обращаясь к прохожему, мальчик сделал 3 ошибки. Найдите их.

2. приходит утром Максим в школу. У дверей его класса стоит учитель. Максим, увидев его, обрадовался, подбежал к нему и начал рассказывать, какую он вчера интересную кинокартину смотрел.

— Какую ошибку допустил Максим?

3. Девочка жалуется возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежа, зовет меня: «Ритка». «А как ты его зовешь»? – спросила мама.

«Я его вообще никак не зову, — ответила Рита,- я ему просто кричу: «Эй, ты!»

— Права ли Рита?

— Всегда ли человека, который знает все вежливые слова, можно назвать воспитанным?

4. По улице шли двое прохожих. Одному 62 года. Другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги, 1 большой сверток. Одна из книг упала.

«У вас упала книга»,- закричал мальчик, догоняя прохожего.

«Разве»? – удивился тот. «Конечно,- объяснил мальчик,- ведь у вас было 3 книги, портфель и 1 пакет – итого 5 вещей, а теперь осталось 4».

«Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, — сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу. – Однако есть правила, которых ты еще не усвоил».

— Какие это правила?

— Что должен был сделать мальчик?

5. Петя и Юра спешили в столовую и бежали вниз через 2 ступеньки. Навстречу поднималась учительница. Мальчики пробежали мимо, и где-то с нижнего этажа послышалось: «здрасьте, Лидия Ивановна». Что им ответила учительница мальчики не слышали и первыми ворвались в столовую.

— Найдите ошибки в поведении мальчиков.

6. –Через день мой день рожденья,

У меня есть предложенье:

Твержу дяде Коле,

Прошу дядю Рому,

Подружек по школе,

По классу второму,

Шепчу тете Рите,

Позвав ее в угол:

«Вы мне не дарите,

Пожалуйста, кукол.

Подарите мне тигренка полосатого

Удивленного, смышленого, усатого!»

В школу нас бы провожал он,

И с работы он встречал бы,

Встречал дядю Колю,

Подружек по школе,

По классу второму

Встречать успевал бы

И маму, и папу

И мне подавал бы по-дружески лапу.

«Подарите мне тигренка полосатого…»

— О каком радостном дне в жизни каждого человека напомнило это стихотворение?

В этот день каждый мечтает получить в подарок что-то хорошее, интересное. Но подумайте, пожалуйста , вежливо ли просить приглашенных на твой праздник приносить определенный подарок (машину, куклу и т.д.)

Может быть, пусть подарок будет для тебя сюрпризом?

Да, этим героям необходимо быть вежливыми. Чтобы быть вежливым надо знать правила.

Давайте послушаем эти правила из «Азбуки вежливости»

1. В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

2. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах и действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, перестают быть вежливыми.

3. Сила «вежливых слов» зависит от того, как ты их скажешь: вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаешься, или резким тоном отвернувшись в сторону.

4. Проснувшись, говори родным: «Доброе утро», а вечером, ложась спать: «Спокойны ночи». Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

5. Здороваться надо со всеми, кого встречаешь в этот день. Если твоя учительница стоит рядом с другими учителями, нельзя здороваться только с ней. Надо, обращаться ко всем, отчетливо сказать: «Здравствуйте».

6. Невежливо не отвечать на приветствие. Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться. Со взрослыми надо здороваться первым. Если к тебе обратился взрослый, а ты сидишь, встань и разговаривай стоя.

7. Всегда говори «спасибо» взрослому или своему товарищу, если они чем-то помогли тебе, сделали подарок, оказали услугу. После еды скажи «спасибо» тому, кто тебя накормил.

8. Надо извиниться, если задел кого-то, что-то уронил: » Простите меня, пожалуйста». «Извините меня».

9. Извиниться не забудь и тогда, когда тебе надо срочно обратиться, и ты отрываешь человека от дела или перебиваешь говорящего: «Простите, пожалуйста, Ольга Ивановна. Мне надо сказать…»

10. Уходя из школы, от товарища, из гостей, не забудь сказать «до свидания».

Забирая шапку, оставляй улыбку.

— Какие бы правила добавили вы в эту «Азбуку вежливости»?

Ролевая игра.

1. Вызвать 2 ученика.

Вы купили билет на интересный фильм. Со звонком входите в зрительный зал и видите, что ваше место уже занято. Еще раз смотрите на билет. Нет, все правильно: ряд 12, место 5.

— Как вы должны поступить в этом случае?

— Что должен сказать тот, то занял ваше место?

2. Вам надо пригласить друзей на день рождения.

— Какие слова вы должны при этом сказать?

— Что вы ответите, если получили приглашение?

Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение.

Стихотворение Н. Юсупова «Простите».

Папа разбил

Драгоценную вазу,

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу,

Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза

И робко и тихо

«Простите» сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже.

«Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…»

«Простите»!- казалось бы,

Что в нем такого.

А вот ведь какое чудесное слово!

— Какое слово спасло папу? Почему? Как мы должны говорить эти слова?

Слова – извинения – тоже слова вежливости: извините, простите. Часто к ним добавляют слова «пожалуйста». Но чтобы они оставались волшебными, запомните правило: слова не должны расходиться с делом. Существует еще много вежливых слов. Давайте вспомним эти слова в нашей игре.

Поэтическая игра «Словарь вежливых слов» (Дерево)

1.Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…. (спасибо)

2. Зазеленеет стары пень,

Когда услышишь…. (спасибо)

3. Если больше есть не в силах Скажем маме мы … (спасибо)

4. Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)

5. Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (простите, пожалуйста)

6. И во Франции, и а Дании

На прощанье говорят …. (до свидания)

Посмотрите на наше дерево. Назовите еще раз слова вежливости. Какое замечательное «дерево вежливости» у нас получилось.

Звучит музыка «Улыбка» Выходят Буратино и Мальвина.

М. Здравствуй, Буратино!

Б. Здравствуй, Мальвина!

М. Что это ты невеселый сегодня? Может быть, задание не выполнил?

Б. Плохо я справился с заданием.

М. Почему?

Б. Потому, что не умею себя сдерживать.

М. А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?

Б. Вот еще! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.

М. Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?

Б. Что значит – каким тоном? Обыкновенным!

М. Подожди, Буратино, пусть ребята подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон. (Мнение ребят)

Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и с папой Карло.

Б. Не было этого, не было, не было…

М. Ну вот, опять ты свое. А когда ты говорил папе Карло: «Хочу мороженое, хочу мороженое» — или: «Хочу в школу, хочу в школу» — разве это не было сказано капризным, недовольным голосом?

Б. Может быть, я иногда и говорю немного громко или капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как грохнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Ну как, посадка прошла»? Он обиделся и почему-то ушел: что я плохого ему сказал? (Ответы детей)

М. Я думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты поступил плохо. Нужно следить за своими словами.

Б. Я разве один та разговариваю? Да я. Можно сказать, учусь у ребят. Многие из них очень похожи на меня. Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу.

Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведет, а просто все станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?

М. Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит» Запомните это!

Исполнение песни «Дорогою добра»

Ребята, вы исполнили замечательную песню «Дорогою добра». В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.

— Мы с вами вспомнили волшебные слова, решили задачи, помогли героям. Вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Не обижаться на взрослых, если те делают замечание. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Настанет, друзья,

Счастливое время,

Настанут чудесные дни.

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Пусть грубость исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей
Появятся в каждой аптеке

Лекарства для грубых детей.

Один мой день смены шаблонов

Здравствуйте! В ЖЖ меня знают как tastydiet, но можно называть и Соня. Это мой третий день здесь, и хотя один из предыдущих попал в самые обсуждаемые посты сообщества, на мой взгляд, они были попросту ни о чем, в отличии от сегодняшнего рассказа о действительно знаковом дне моей новой жизни, 6 сентября (место происходящего — мой родной Киев и его пригород).

Начался этот день как любой другой: вода-тироксин-ванная. И первое сэлфи в ванной, пусть и не самое презентабельное для знакомства, но имеем, что имеем утром спросонья:

Настолько быстро, насколько это возможно, принимаю душ и мою голову.
Следующий пункт — кухня. Пока все еще допиваю свою утреннюю бутылку воды, начинаю готовить завтрак. Мне нравится готовить каждому члену семьи персональный: протеиновые оладьи для себя, нутовые блины для дочки и обычные тонкие блинчики для мужа.

Тем временем на кухню начинают сползаться коты и дети.

Кто первый встал — тому первому жарятся блины. Так что начинаю с нутовых, времени на тот момент 10:15:

Выглядят эти блины практически как пшеничные, хотя вкус другой, конечно:

Просыпается муж, так что приходится готовить разные блины по очереди. Исчезают моментально, так что снять аппетитную стопку мне так и не удалось:

Процесс жарки блинов имеет такую особенность, что работы мало, а времени, в течении которого уходить из кухни нельзя, много. Чтобы не тратить его зря, параллельно готовлю себе тартар на вечер:

В моем утреннем ритуале самое время для семян чиа. У меня есть разные варианты, чего бы выпить интересного перед завтраком, в данном периоде они:

Приступаю к своим оладьям, они так уютно поднимаются на сковороде. Странное выражение получилось, но у меня ощущение именно уюта в этот момент:

Перебираюсь в комнату. Завтрак полностью в моем стиле: сладкий зеленый чай с манго, протеиновые оладьи с бескалорийным кленовым сиропом и «сметана» 3%:

Быстро заканчиваю с домашними делами. Хорошо, что в наше время это просто, так что хватает потом времени и накраситься. Посуду — в посудомойку, рубашки мужа, накопившиеся за неделю, — в стиральную машину, гелевые капсулы с ними справятся и без всякого замачивания на щадящем режиме. Не представляю, как женщины жили без всего этого:

Выдвигаемся в путь, на часах уже 12:47:

Делаю еще одно сэлфи и думаю о том, сколько преимуществ есть у человека на пассажирском сиденье. Мысли актуальны, так как едем мы на мой первый урок вождения.

Для меня этот шаг очень символичен. По умолчанию всегда предпочту, чтобы ответственность за происходящее было на плечах кого-то другого, более сильного, чем я. Когда на дороге происходят какие-то сложные моменты, просто закрываю глаза — и мне не страшно. Это очень о многом говорит. Другим, наоборот, гораздо страшнее не контролировать ситуацию. Давно пришла к выводу, что это не хорошо и не плохо, как и другие особенности характера. Надо просто строить свою жизнь с их учетом, чтобы использовать по максимуму свои сильные стороны и компенсировать слабые. Но в данном случае решила со своим слабым местом бороться. Так что мы выезжаем загород, на отшиб без машин и ждем инструктора:

Конечно, меня мог бы и муж учить, но ему жалко машину, а я побаиваюсь, что мы разругаемся в процессе так, что дойдет до развода.
Страшный момент наступает. Я сажусь за руль и мой взгляд, очевидно, молит «мама, роди меня обратно» или хотя бы » муж, забери меня домой!»:

Но если принимаешь решения, надо идти до конца. Хотелось бы, но врать не стану, ничего триумфального в моем первом уроке не было, я много лажала, но, главное, под конец все-таки перестала панически бояться. Даже начала получать какое-то мазохистское, как для меня, удовольствие и пришла к однозначному выводу, что я смогу это сделать! Не научиться технически водить, этому кого угодно можно научить, а преодолеть себя и свой страх, стать более независимой от внешних обстоятельств и других людей, брать больше ответственности и контроля над своей, таким образом уже совсем другой жизнью.
Теперь можно и перекусить. Самое любимое:

После обеда мы с друзьями договаривались поехать на пикник. Лучший способ расслабиться в любой ситуации, а в моей это просто категорически необходимо. Кстати, в нашей компании из шести девушек нет прав только у меня.. Не то, чтобы меня это сильно задевало, но и не сказать, чтобы совсем нет. Пора становиться полноценным членом общества.
По дороге заезжаем на рынок за овощами-фруктами. Там сейчас дивное раздолье:

Но жутко шумно и людно. Для меня гораздо приятнее такой формат:

В инстаграме у меня есть любимый тэг #умиротворение, что в моем случае уже практически тождественно счастью. Эти кадры именно о нем:

Но одним дружеским общением сыт не будешь, пора жарить шашлыки. Лучший маринад, наверное, уже давно известен всем — много-много лука. Шампиньонам надо немного растительного масла и соли:

Параллельно нагоняем аппетит, фрисби:

Все получилось, хотя баклажаны лучше все-таки просто кусочками, мороки больше, но таки вкуснее:

На вечер есть еще планы, так что загружаемся в машину. Время загадывать желание:

Въезжаем в город, и я пытаюсь понять, готова ли ехать в таком потоке машин. Страшновато, но все-таки уже хочется попробовать! Раньше такого желания не возникало в принципе.

Наши друзья купили квартиру, им еще предстоит ремонт, но ничто не мешает отпраздновать это важное и чудесное событие на террасе, которая к ней прилагается:

Хотя я не первый раз на террасе, естественно, и всегда знала, что это круто, но впервые у меня четко появилось даже не просто желание, а цель жить в квартире с террасой. В конце-концов, если смогла сесть за руль, неужели не смогу и этого добиться?

Тем времем солнце садится за горизонт, раскрасив небо розовым:

Наступают сумерки и нам пора двигаться домой.

Дома фотографировать совсем не хотелось, если честно, так как снимать с искусственным светом мне запрещает религия. Тем не менее, ради полноты картины продемонстрирую мытье контейнеров, которые брала на пикник:

Успела слегка замерзнуть, так как к вечеру заметно похолодало, и устать, поэтому спасаюсь с помощью горячего какао с корицей:

Одновременно изучаю предложения о продаже квартир в Киеве с террасой. Ведь достижение каждой новой цели начинается с первого шага и не стоит его откладывать. Тем более сегодня меня уже не покидает ощущение, что море по колено.

Выбор небольшой, но лучше, чем я ожидала. На этой оптимистичной ноте двигаюсь в ванную.
В качестве пожелания «спокойной ночи» хотела снять спящую кошку, но звук затвора ее разбудил. Надеюсь, она на меня не обиделась, хотя ухо и свидетельствует об обратном.

Прощаюсь с вами и благодарю, что разделили этот день со мной.

Девочка выглядывает из-за двери. Girl opening door

  • Растровый клипарт
    • Архитектура, ремонт
    • Бизнес и деньги
    • Еда и напитки
    • Животные
    • Интерьер
    • Искусство
    • Красота и здоровье
    • Люди и профессии
    • Объекты и вещи
    • Праздники
    • Природа
    • Спорт
    • Страны и континенты
    • Транспорт
    • Фоны и текстуры
    • Цветы и растения
    • Другой растр
  • Векторный клипарт
    • Архитектура, ремонт
    • Бизнес и деньги
    • Брошюры и флаеры
    • Дипломы и сертификаты
    • Инфографика
    • Визитки и баннеры
    • Винтаж и ретро
    • Еда и напитки
    • Животные
    • Иконки
    • Искусство
    • Календари
    • Корпоративный,фирменный стиль
    • Ленты, этикетки, лейблы
    • Логотипы
    • Люди и профессии
    • Медицина
    • Меню для кафе, ресторана
    • Обьекты и вещи
    • Орнаменты, вензеля
    • Праздники
    • Природа
    • Рамки
    • Спорт
    • Транспорт
    • Фоны и текстуры
    • Цветы и растения
    • Другой вектор
  • PSD шаблоны Graphicriver
    • Постеры, флаеры PSD
    • Баннеры PSD
    • Брошюры и буклеты
    • Визитные карты PSD
    • Шаблоны журналов
    • Меню, коктейльная карта
    • Фирменный стиль psd
    • Резюме, портфолио
  • Макеты для презентации
    • Брошюры, буклеты, книги
    • Визитки psd макеты
    • Фирменный стиль — макеты
    • Макет для логотипа
    • Другие макеты
    • Одежда psd макеты
    • Плакаты, баннеры, лайтбоксы
    • Телефон, планшет, монитор
    • Упаковка, коробки, бутылки
  • Все для Photoshop
    • Кисти для Photoshop
    • Стили для Photoshop
    • PSD исходники
    • Плагины для Photoshop
    • Actions для Photoshop
    • Шаблоны для Photoshop
    • Календари
  • Веб-дизайн
    • Кнопки для сайта
    • Шаблоны для сайта
  • Мир 3D графики
    • 3ds Max модели
    • DAZ и Poser модели
    • Другие 3D-модели
  • Футажи и проекты
    • Абстракция
    • Природа
    • Видеопереходы
    • Детские футажи
    • Новогодние футажи
    • Свадебные футажи
    • Школьные футажи
    • Другие футажи
    • Проекты для After Effects
    • Проекты для Proshow Producer
    • Проекты для Sony Vegas Pro
  • Обои на рабочий стол
    • Абстрактные обои
    • Автомобили и транспорт
    • Аниме и фэнтези
    • Девушки и мужчины
    • Животные
    • Интерьер
    • Космос
    • Мультфильмы и фильмы
    • Природа
    • Страны и континенты
    • Сборники обоев
  • Картинки, фото, арт
    • Арт и рисованная графика
    • Модели и знаменитостии
    • Рекламное искусство
    • Фотоработы
    • Другие картинки, фото
  • Книги и журналы
    • Книги о дизайне
    • Журналы о дизайне
    • Дизайн интерьера
    • Другие книги и журналы
  • Скрап-наборы
  • Фотокниги, фотоальбомы
  • Скрап-рамки, страницы
  • Шрифты и алфавиты
  • Видеоуроки, уроки
  • Рамки для фотографий
  • Музыка и звуковые эффекты
  • Иконки
  • Значимые события