Социальные связи ребенка

Во многих современных семьях заметен дефицит общения. Папа и мама постоянно заняты делами. Каждый своим. Ребенок предоставлен сам себе. И лишь когда отрицательно сказывается влияние улицы, родителя недоумевают: Откуда это в нем? Ведь в семье все благополучно. Нет конфликтов. Исключены скандалы. Но есть холодное равнодушие. Нет заинтересованности в воспитании детей, общения с ними, своевременной похвалы.

Воспитание детей в современной семье

Единственное, к чему сводится воспитание, это контроль за тем, поел ли вовремя, сделал ли уроки. А ребенок нуждается в общении, в беседах со взрослыми. Ему важно, чтобы к нему проявили искренний интерес, его поняли, ему хочется считать родителей прежде всего друзьями. А это нужно уметь.

Очень важно воспитывать уверенность в правильности своих взглядов, в случае ошибки – тактично поправить, но ни в коем случае не оскорбить; при совпадении взглядов ребенка и взрослого – обязательно похвалить.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Отношения детей и родителей в семье

Нельзя давать ребенку чувствовать себя слабым. Вырабатывается комплекс неполноценности, неверие в свои силы. Это скажется в дальнейшем на семейной жизни. Опасно и обратное – убежденность в исключительности способностей.

Пока помогают родители, человек справляется. Встав же на самостоятельный путь, часто станется беспомощным: нет ожидаемых успехов, а ведь он обладает незаурядными способностями. Об этом всегда говорили родители. Оправдание собственной неумелости — неудач сводится к конфликтам с коллегами на работе: «Не признают. Задавили». Либо отрицательные эмоции сказываются на отношениях в семье: на работе сдерживается в семье же накопленная обида на окружающих выливается в тиранию близких людей.

Некоторые родители в воспитании ребенка используют ремень — испытанный дедами метод, по их мнению, самый надежный. Этим они вызывают у ребенка страх перед наказанием и быстро «решают» проблемы с едой, сном, проступками. Отсутствие духовного контакта с родителями, постоянный страх перед наказанием воспитывают из ребенка трусливого человека. В будущем отсюда — подлость, хулиганство, бегство от семейных проблем.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Роль отца в воспитании детей

Стареющие родители, которые высказывают обиду, что их повзрослевшие сыновья невнимательны к ним, должны вспомнить, а всегда ли они откликались на нужды детей, на их чувства.

Не может быть плохих детей у хороших родителей. Точнее, там, где есть хорошие отношения между отцом и матерью, взрослыми и детьми, господствует дружба и взаимная любовь.

Огромное счастье иметь ребенка, но не все могут испытать эту радость. Статистика свидетельствует, что 10% всех семей бездетны вследствие имеющихся или перенесенных ранее заболеваний. Значит, тот, кто имеет эту возможность, должен приложить максимум усилий, чтобы воспитать настоящего человека. Будущие мужья и жены с детства должны расти в убеждения, что семья — одна из главных ценностей их будущего.

Стоит напомнить, что воспитывать всегда легче, чем перевоспитывать. Однако прежде, чем заняться воспитанием детей, некоторым родителям стоит задуматься о самовоспитании, пересмотреть систему собственных взаимоотношений, чтобы иметь право давать рецепты счастья детям.

Селигман Милтон » Обычные семьи, особые дети

Селигман Милтон

Жанр: Медицина

Семья ребенка с нарушениями развития ничем принципиально не отличается от любой другой семьи. Но появление такого ребенка — сложнейшее испытание, при котором семья нуждается в объективной информации, поддержке значимых людей, социальных ресурсах и квалифицированной помощи специалистов. Системный подход, применяемый авторами, позволяет им рассмотреть влияние особого ребенка на каждого члена семейной системы и выделить стадии адаптации к травмирующим обстоятельствам. Члены семьи, справившиеся с тяжелыми переживаниями, эмоционально принявшие ребенка с нарушениями развития, отмечают, что, несмотря на многочисленные трудности, в их жизни произошли положительные изменения: семья стала более сплоченной, появилось больше взаимной любви и заботы, сами члены семьи личностно изменились, стали сильнее.Книга предназначена психологам, педагогам, дефектологам, организаторам государственной социальной защиты и реабилитационно-образовательного сопровождения людей с особыми потребностями, социальным адвокатам и студентам профильных факультетов. Она также будет полезна родным особых детей и всем, кто интересуется вопросами помощи этим детям.

Читать книгу онлайн бесплатно

Социальные связи ребенка

Место ребенка в общественных отношениях

Дети, которые только начинают постепенно социализироваться и адаптироваться к постоянно меняющимся социальным и культурным условиям, нуждаются в особом подходе и поддержке, когда речь идет о выстраивании социальных связей и социальных отношений. Начиная посещать начальную школу, ребенок переходит в совершенно новую систему отношений и взаимодействий с окружающими, которая в значительной степени отличается от той, что была привита им в семье.

Постепенно обретая новые социальные связи, дети ощущают, что их жизнь меняется, и происходит это именно потому, что они начинают взаимодействовать с новыми людьми, которые живут по совершенно другим правилам, имеют иные интересы и потребности, и могут поделиться новым опытом с ребенком. Конечно же, для ребенка это может обернуться стрессом, поэтому он полагается на помощь со стороны родителей, а также воспитателей, преподавателей и других взрослых. Выбирая круг общения, ребенок чаще всего опирается на интересы и собственное желание общаться с другими детьми. Общение ребенка также отличается некоторыми особыми чертами.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Социальные связи ребенка 460 руб.
  • Реферат Социальные связи ребенка 240 руб.
  • Контрольная работа Социальные связи ребенка 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Становясь школьником, ребенок ощущает изменения в своем окружении. Помимо того, что он должен соблюдать некоторые нормы семьи, на него также ложатся обязанности ежедневно посещать школьное учреждение, а также подчиняться тем требованиям, которые выдвигаются со стороны школьного коллектива и в целом со стороны учебной деятельности. Жизнь ребенка в его социальных связях разделяется на две основные части:

  1. Свобода дошкольного детства, когда основные обязанности по воспитанию ребенка берут на себя родители, и они же заняты тем, что прививают ему основные знания и умения, опыт, возможности общения внутри семьи и с близкими родственниками;
  2. Отношения зависимости, когда ребенок должен познавать новые общественные системы, подчиняться новым правилам жизни, общаться с другими участниками социума, которые также играют важную роль в его жизни и вторичной социализации.

Поскольку ребенок приступает к обучению в школе, семья нуждается в том, чтобы начинать совершенно иначе контролировать ребенка. Родители следят за выполнением домашних заданий, обращают внимание на изменения в характере ребенка, его увлечениях, восприятии окружающей действительности. Безусловно, важен и контроль за его передвижениями, а также социальными связями.

В юном возрасте дети еще не воспринимаются как полностью осознанные члены общества, поэтому нередко их место и роль в социальных отношениях и взаимодействиях может попросту преуменьшаться. Тем не менее, крайне важно учитывать, что связи очень серьезно влияют на становление личности, и сам ребенок обретает некоторые знания и манеру поведения, которая прививается ему непосредственно в семейной среде.

Принципы общения ребенка со взрослыми

Замечание 1

Общение – это та основа, которая выступает в качестве отправной точки в приобретении ребенком основных навыков взаимодействия с окружающими, причем не только с родителями и сверстниками, но и другими взрослыми.

В связи с этим, для того, чтобы более глубоко охарактеризовать общение ребенка со взрослыми, специалисты выделили несколько наиболее явных принципов:

  • Во-первых, это инициативность и обращение ко взрослому человеку, стремление привлечь его внимание к собственным поступкам и словам. Иногда дети стремятся к тому, чтобы взрослый обратил внимание на него, и поступки эти могут быть не всегда позитивно окрашены;
  • Во-вторых, предпочтение в предметном сотрудничестве со взрослыми людьми. Дети настойчиво требуют, чтобы взрослые также принимали активное участие в той деятельности, которую осуществляют дети. Им интересно вести такую интеракцию, ведь на примере взрослого человека они также могут вырабатывать собственную манеру поведения и отношения к предметам, которые их окружают

Еще один аспект, который выделяется исследователями – доверчивость, открытость ребенка по отношению ко взрослому, проявление эмоций. Например, это может быть эмоция любви, когда ребенок стремится получить в ответ положительную эмоцию – ласку, одобрение, признание. Каждый ребенок нуждается в этом, поскольку это вызывает в них положительные чувства. Будучи открытым своим родителям, он постепенно открывается всему остальному миру, демонстрируя свою благодарность и стремление к сотрудничеству, компромиссу, дружбе.

Чувствительность к отношению взрослого и оценке поведения – еще один принцип. Если ребенок осознает значимость мнения родителей или близких, то в дальнейшем он прислушивается к нему, меняет манеру и стиль поведения и общения, стремится развиваться, получает советы. Но, в то же время, его поведение может стать достаточно зависимым от поведения взрослого, отсюда нередко детям, которые слишком привязаны к родителям, сложнее в дальнейшем «разрывать» эту зависимость. Они все больше слушают их, даже если сами становятся взрослыми. Отсюда множество сомнений, отсутствие собственного мнения и способности к тому, чтобы критически мыслить и высказывать собственную точку зрения в отношении тех или иных событий и явлений в обществе или межличностных отношениях.

Отталкиваясь от принципов, крайне важно обратить внимание и на те формы, которые возникают в общении ребенка со взрослыми. Во-первых, это ситуативно-личностная форма, когда ребенок находится в слишком раннем возрасте (от 0 до 6 месяцев). Во-вторых, внеситуативно-познавательная форма, когда ребенок стремится копировать взрослого, перенимает некоторые его черты характера и манеру общения с окружающими. В рамках внеситуативно-личностной формы ребенок все больше погружается в мир людей. Теперь он воспринимается как полноправный член общества, который может высказать свою собственную точку зрения или повлиять на исход некоторых событий. Таким образом, социальные связи детей поначалу формируются в рамках семьи и ближайших родственников, но постепенно перемещаются в большой мир, где он обретает новых знакомых, друзей, вступает в межличностные формальные и неформальные связи и взаимодействия.