Спаса 6

Слово спас

Слово состоит из 4 букв: первая с, вторая п, третья а, последняя с,

Слово спас английскими буквами(транслитом) — spas

  • Буква с встречается 2 раза. Слова с 2 буквами с
  • Буква а встречается 1 раз. Слова с 1 буквой а
  • Буква п встречается 1 раз. Слова с 1 буквой п

Значения слова спас. Что такое спас?

Спас

Спас — (сокращенное от Спаситель) имя Иисуса Христа, предреченное архангелом Гавриилом при благовещении. В народном быту Спасами называются три православных праздника, связанных с Христом…

Православный энциклопедический словарь. — 1998

Я́блочный Спа́с — народное название праздника Преображения Господня у восточных славян, к которому были приурочены многочисленные народные обряды. По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы.

ru.wikipedia.org

Спас — славянский перевод имени Иисус (евр. «спаситель»). Так кратко именуется Господь Иисус Христос, так же именуются в народе и храмы, освященные во имя Христа (Воскресения Христова, Преображения и др.)…

www.vidania.ru

СПАС Армянский суп. Приготовляется на мацони (катыке) с яйцом, составляющим половину жидкости спаса. Спас заправляется кинзой, мятой и луком, что увеличивает питательно- возбуждающие свойства этого блюда.

Похлебкин В.В. Большая энциклопедия кулинарного искусства

Спас Состав: 0,8 л мацуна (или 2 л свежей пахты) 0,5 стакана риса (или 140 г муки, если вместо мацуна используют пахту) 4—5 ст. ложек (40 г) муки 1 яйцо 3 луковицы 25—50 г сливочного масла 0,5 стакана мяты 1 стакан кинзы Приготовление…

Похлебкин В.В. Большая энциклопедия кулинарного искусства

Спас в силах

СПАС В СИЛАХ — особый тип изображения Христа Пантократора (см.) в радужном сиянии небесной славы и в окружении небесного воинства (серафимов, херувимов и престолов — см. Ангелы) и четырех апокалиптических животных…

Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству

Спас в силах — изображение Христа Пантократора в сиянии небесной славы, в окружении небесного ангельского воинства и четырех апокалиптических животных (см. Евангелистов символы).

www.vidania.ru

Спас-Деменск

Спас-Де́менск — город (с 1917) в России, административный центр Спас-Деменского района Калужской области. Население — 4691 чел. (2013). Город расположен в 197 км от Калуги.

ru.wikipedia.org

Спас-Деменск Районный центр в Калужской области, в 197 км к западу от Калуги. Расположен на юге Смоленско-Московской возвышенности. Железнодорожная станция на линии Сухиничи — Смоленск. Аэропорт.

Города России: Энциклопедия. — М., 1994 БСЭ. — 1969—1978

Спас-Клепики

Спас-Кле́пики — город (с 1920) в России, административный центр Клепиковского района Рязанской области. Расположен в центральной части Мещёрской низменности, на реках Совке и Пре (притоке Оки), в 67 км к северо-востоку от Рязани.

ru.wikipedia.org Географическая энциклопедия

Спас-Клепики Центр Клепиковского района Рязанской области, в 67 км к северо-востоку от Рязани. Расположен в центральной части Мещёрской низменности, на р. Пра (приток Оки). Железнодорожная станция на линии Рязань — Гусь-Хрустальный.

Города России: Энциклопедия. — М., 1994

Спас (Тушино)

Спас (Спасское) — бывшее село в северо-западном округе Москвы, между реками Сходня и Москва-река, в районе МКАД у платформы Трикотажная — частично на территории Покровского-Стрешнева, частично — на территории Митина.

ru.wikipedia.org

Елена Спас

Еле́на Влади́мировна Зе́нина, более известная как Елена Спас, (20 августа 1958, Москва, СССР) — композитор и певица. Елена Спас, композитор и певица, окончила Музыкальное училище при Московской консерватории им.

ru.wikipedia.org

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотво́рный (также Спас Нерукотворе́нный; от Спаситель + калька с греч. Αχειροποίητος — не-руками-сделанный), чудотворный Мандилио́н (Άγιον Μανδύλιον от греч.

ru.wikipedia.org

Спас Нерукотворный — изображение Лика Христова, появившееся на убрусе (плате). Согласно православному преданию, Нерукотворный образ был запечатлен для эдесского царя Авгаря после того…

www.vidania.ru

СПАСЫ — сложившееся в православии общее название 3 праздников, к-рые связываются со «спасителем» — Иисусом Христом. Первый, или медовый, С. отмечается 1(14) августа и носит офиц.

Атеистический словарь. — М, 1986

Третий Спас

Тре́тий Спа́с (Хлебный Спас) — день народного календаря, отмечаемый 16 (29) августа. В этот день выпекают хлеб из нового урожая и, после освящения, он является главным блюдом этого дня. Также было принято торговать холстами, полотнами.

ru.wikipedia.org

Русский язык

Спас/ (церк.).

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Примеры употребления слова спас

Логан в Японии, где встречает человека, которого он спас во время Второй Мировой Войны.

Мовсисян сблизился с голкипером, пробил, но Джанаев спас свою команду, отбив мяч ногой!

Зимой судьба Арсенала висела на волоске, но приход нового инвестора спас клуб.

Тут же «Астана» едва не сравняла счёт, но Отарбаев спас гостей после удара Фокси Кетевоама.

Ну а на тот момент он спас свою команду и позволил состояться серии пенальти.

«Бавария» давит, а Ульрайх в одном из эпизодов спас свою команду от третьего гола.

А эпизодом ранее Глен Джонсон спас англичан от гола, успев выбить мяч в сторону из вратарской.

Акинфеев парировал удар Жиркова, но Габулов спас команду, потащив мяч после попытки Мусы.

В конце концов Илья Мадилов спас воронежцев от гола после удара и последующего добивания.

Предлагаем вниманию наших читателей видеоролик о том, как парень чудом спас собаку.

Последний летний месяц очень богат не только щедрыми дарами природы, но и православными праздниками. Август — солнечный, щедрый, бархатный месяц. Наши предки называли его – жнивень, серпень (время разгара жатвы).

Август последний месяц лета, с его приходом начинается ощущение того, что осень уже не за горами. Погода в августе становится непостоянной: то ярко светит солнце, то льет, не переставая дождь, то ветер с ног сбивает. Август богат праздниками, Спасами. Слово «Спас» означает Спаситель или по-другому Иисус Христос. В честь него и были названы летние торжества, которые традиционно празднуются христианами:

  • Медовый Спас (отмечают 1 августа (ст. ст.)/ 14 августа (н.ст). Это торжество носит названия Первого, или Мокрого Спаса, Лакомки, Медового праздника)
  • Яблочный Спас (празднуют 19 августа; православные христиане в этот день вспоминают Преображение Господне)
  • Ореховый Спас (празднуют 29 августа, в православии этот день ознаменован праздником Нерукотворного Образа Иисуса Христа)

На Руси всегда уважали тех, кто на поле трудился и хлеб растил. Празднуя любой Спас, русский человек в первую очередь имеет ввиду праздник земли, природы и урожая.

Медовый Спас

Самый первый Спас августа неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста.

В основе первого Спаса — праздник с длинным названием — Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Традиция отмечать его пришла к нам из Константинополя — именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице «для освящения мест и отвращения болезней». Позже такие процессии распространились и на Руси, только наши предки носили самый обычный крест.

Прошло время – и к празднику Креста Господня присоединилось новое торжество. А началось всё с чуда…

В 1164 году совершенно независимо и на значительном расстоянии друг от друга византийский император Мануил и русский князь Андрей Боголюбский разгромили врагов. И было обоим победителям одно и то же знамение: от креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса, находившихся среди войска, исходило сияние. Мануил и Андрей отправили друг другу сообщения о своей славной победе и поразительном зрелище. Каково же было их изумление, когда выяснилось, что чудо ниспослано было сразу обоим! В честь этого великого события и была установлена дата первого Спаса. Вскоре два торжества — праздник Креста Господня и Спаса — слились воедино.

Первый Спас имеет он несколько названий: Спас на воде, Мокрый, или Медовый. В храме в этот день положено освящать воду, мёд и мак, верующие причащаются.

14 августа 988 года (1 августа по старому стилю) отмечают как день начала Крещения Руси. С тех пор по традиции в это время чистились старые колодцы или освящались новые, затем совершался крестный ход на реки, пруды, озёра для освящения воды. После этого уже купались сами и купали скотину, чтобы смыть грехи и быть здоровее.

Этот Спас ещё называется Медовым из-за того, что к этому дню в ульях соты уже наполнены свежим мёдом и пора приступать к сбору. Только с медового Спаса разрешено было есть освящённый церковью мёд.

Говорят, даже сам воздух в день Первого Спаса пропитывается медовым ароматом. Ведь Первый Спас — медовый, это праздник пчеловодов. Лишь после освящения первый мед готов к употреблению. Россияне издавна уважали мед, ведь он — один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца.

Часть меда обязательно оставлялась в церкви, часть шла на угощение нищим, а также разносилась по домам бедных соседей.

С этого дня пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь, чтобы освятить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса — Медовый.

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола. Так Спас получил свое второе название — Маковый, или Маковей. Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Маккавеев.

В этот день просили Господа и святых о хорошем урожае и неголодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов.

Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая – и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.

Яблочный Спас

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа, приурочен к большой церковной дате — Преображению Господню.

Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.

В этот праздник — день Преображения Господня — прославляется объединение божественного и человеческого начала в лице Иисуса Христа. По легенде, для поддержания веры в учениках Своих, когда они увидят Его страдания, Иисус Христос показал им Свой божественный лик.

Незадолго до распятия Иисус Христос взошел на высокую гору с тремя учениками: Иаковом, Петром и Иоанном, чтобы помолиться. Вдруг они увидели, что Иисус как будто преобразился: лицо Его воссияло как солнце, а одежды стали белоснежными. Тогда же явились им два пророка, Илия и Моисей, и вели беседу с Ним о том, что Его ждёт. Необычайной радостью при этом наполнились сердца учеников.

С тех пор 19 августа в христианские храмы идут на божественную литургию люди, одетые в белое — это цвет Преображения.

Яблочный Спас – это символ преображения природы перед наступлением осени. Считается, что с середины августа ночи становятся холодными. По народным приметам, яблоки заканчивают созревать только ко дню Спаса — до тех пор собирать можно только падалицу, а верующие люди совсем не едят яблок до этого дня.

Существует поверье, что, если родители до Второго Спаса не съедят яблочка, на том свете их детям будут раздавать гостинцы (в том числе и райские яблочки). А если родители ели яблоки — то нет. Потому большинство родителей, дети которых умерли, считают большим грехом есть яблоки до 19 августа. А с этого дня можно срывать разные фрукты нового урожая, в том числе яблоки.

Вообще, собирают плоды для того, чтобы освятить: в России это яблоки, а первые христиане традиционно к алтарю приносили виноград.

В деревнях принято варить яблочное варенье, печь пироги с яблоками и угощать ими всех соседей и знакомых. Считается, что яблоки, освящённые в Преображение, имеют особую силу: люди, откусывая и проглатывая первый кусочек, загадывали желания — считалось, что они обязательно сбудутся.

Про Яблочный Спас ещё говорят — «первые осенины», то есть знамение осени. Этот праздник — напоминание о духовном преображении каждого из нас.

Ранее принято было после церковной службы раздавать освященные яблоки всем присутствующим на ней. Передавали их домой для больных и немощных, угощали всех юродивых и бездомных, отдавали нищим и обездоленным.

По преданию, две птицы прилетают к яблоне из райского сада: Алконост и Сирин, птица радости и птица печали. Сирин-птица первой начинает летать к яблоне и клевать яблоки, взмахивая крыльями, покрытыми мёртвой росой. Поэтому тому, кто сорвёт яблоко раньше срока, может попасться именно такое, на которое попала та роса. Алконост-птица прилетает ко дню Спаса, стряхивает со своих крыльев живую росу. И все яблоки на деревьях с этого дня преображаются, становятся целительными, в них, по преданию, появляется живительная сила.

Как видим, религиозные традиции тесно переплелись в нем с языческими обрядами. Этим праздником условно проводится черта между летним сезоном и осенью, щедрой на дары и приносящей с собой преображение природы. Название праздника произошло от имени Спасителя, ценой своей жизни принесшего людям, уверовавшим в него, надежду на вечную жизнь и благодать прощения.

Часть освященных яблок в этот день несли на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освящали также хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.

Девушки, заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливыми. Вкушая плоды, они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».

Несмотря на то что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

Третий спас в августе

Третий Спас августа, который в народе называют Хлебным, или Ореховым.

Читайте так же: Самые популярные орехи: польза и вред

Праздник отмечают 29 августа. Считалось, что к этому дню поспевала лещина (ее собирали в лесу и тоже святили в церквях), а также пекли первый хлеб из зерна нового урожая.

С 29 августа разрешено было есть орехи этого года. Считалось, что самый первый сбор лесных орехов необходимо освятить в церкви и раздать страждущим и неимущим, чтобы обрести благодать и здоровье в будущем.

Хлебным называется Спас потому, что накануне праздновалось Успение Пресвятой Богородицы, а с ним заканчивали жать хлеб. В этот день пироги пекли только из новой муки.

Существует также церковное название — Спас Нерукотворного образа Христа Спасителя. В православной традиции эта история связана с больным царем Эдессы Авгарием и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа. Тогда Христос умыл лицо, отер его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Этот нерукотворный образ впоследствии не раз творил чудеса, исцелял людей, пока не был утерян в ходе четвертого Крестового похода.

Как следует из названий, главные блюда в этот праздник – свежеиспеченный хлеб из муки нового урожая и орехи. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым хлеб должен был попробовать самый старший мужчина в семье.

На третий Спас люди шли в лес собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть, на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большом кругу гостей.

В этот праздник торговали холстами и полотнами. Заканчивался один из самых строгих постов, Успенский, во время которого даже постное масло можно было есть только по выходным и который соблюдали с 14 по 28 августа. Но и это не в тягость, ведь разрешалось есть ягоды, фрукты, грибы.

После трех Спасов пора прощаться и с летом. Позади прекрасная пора, но впереди ещё лучше, дай Бог!

Древняя наука Белой Расы

Спас — древняя наука Белой Расы, переданная нам из глубины веков как раз для такого переломного времени, как наше. Жрецы прошлого понимали, что придет время, когда почти все будет потеряно, забыто, и важно будет вернуть науку, сделать её понятной современному человеку.

Спас в рассказах моего деда

1771 год август месяц (на Спаса).

Вот уже долгих семь дней и ночей, на тайном острове Гард, что на реке Южный Буг, шумел и спорил Малый круг казаков — характерников. Старейшины тринадцати казацких родов, владеющих древнеславянской системой знаний «Спас Великий», до хрипоты спорили, как жить дальше.

Все понимали, что «Катька» разгонит запорожское казачество, а Сечь уничтожит. Незачем ей оплот вольности и свободы в империи. Но не это было главным для собравшихся. Главное — что будет с теми знаниями, которыми владели роды. Это не обычные знания, в них заключена мудрость всего славянского рода. От деда-прадеда, к детям- внукам, передавалась Наука «СПАС».

В тяжкую годину битв и походов Спас всегда выручал. Предвидя гонения казачества и закрепощение Украины, старейшины созвали Малый круг. Все понимали, что если Наука попадёт в руки жадных и высокомерных бояр и их прихлебателей, то много горя случиться на Украине. Непоправимых бед могут натворить эти знания, попади они не в те руки. Ещё свежо в памяти отступничество старшины Донского казачества. Используя НАУКУ ради денег и привилегий, они проводили карательные экспедиции против своего народа, выполняя волю двора и сената. Много народу тогда полегло.

Как не было горько, но пришлось запорожским казакам — характерникам посылать на Дон специально обученные летучие отряды «Соколят», дабы наказать смертью отступников и «отобрать» знания боевого Спаса . Остались только — целительство, религиозные направления да разновидности рукопашного боя. Самые ярые противники «москалей» требовали уничтожить все знания; «Нехай все згине, але не дістанеться москалям! ” Хватались за сабли, кричали, доказывая друг другу свою правоту и наконец решили; «Каждый род в совершенстве владеет одним из видов СПАСА ВЕЛИКОГО и поэтому каждому роду хранить свои знания передавая их внутри рода. А когда Украина станет вольной, независимой, общими усилиями возродить НАУКУ.

Некоторые роды уничтожили свои знания и дали клятву никогда и никому не открывать Спас. Их не упрекали -время было смутное и каждый решает сам, как быть. Правда СПАС наказал эти роды – они вымерли за отказ хранить и передавать НАУКУ.

Прошло более 200 лет. Выполняя наказ предков, хранители знаний о Спасе, родов казаков — характерников Скульских и Топоръ, стали передавать НАУКУ. В 1999 г была создана Николаевская областная общественная, правозащитная организация «Спас Причерноморья», где проходит обучение Спасу, словянским боевым искусствам и историческому фехтованию.

Моё видение спаса

Долго пытаясь подобрать слова, чтобы описать, что такое Спас, я понял, что словами Спас не выразить. Мог бы долго описывать историю, вспоминать далёкие подвиги Характерников владеющих спасом, но это было бы лишь очередным повторением красивых былин.

В отличие от новомодной восточной и прочей философии, Спас это живой и природный способ мыслить и творить. Он подобен горной реке, постоянно меняющийся. Не имея канонов и правил. Спас ограничен только вашей фантазией и совестью. В спасе нет разговоров и мудрствований о высоких материях, разных гуру и просвещенных учителей, потому что собственного опыта вам всё равно ничего не заменит.

Именно опыт многих поколений, привыкших к постоянному выживанию в условиях пограничья, и породил Спас. Вобрав в себя особый украинский характер, жизнерадостное, ироничное отношение к миру, и самое главное находчивость. Эти качества помогали сохранить детскость ума до самой глубокой старости. Человек проживал всю свою жизнь в гармонии с природой, оставаясь её любимым ребёнком, и под постоянной опекой всего окружающего мира. Для такого человека любая трудность на жизненном пути воспринимается как очередная интересная игра. Всё было легко, и предельно просто.

Многие, прочитав эти строки, не узнают в описании теперешнего Украинца. Человек превратился в раба собственной цивилизации. Долгие годы из нас вытравливали способность мыслить, и самостоятельно принимать решения. Попадая с детства под влияние жёсткой воспитательной машины — сад, школа, институт, работа… Современный человек живёт в постоянном страхе. Сначала перед воспитателями, потом перед учителями, профессорами начальниками, милицией даже перед дворником и продавцом в магазине. Не останавливаясь в вечной гонке за деньгами, которых ему всё равно не хватает. Сегодняшние условия жизни только усугубили моральное разложение, и закабаление. Нас заставляют самих впускать стресс в свою жизнь, всего лишь неправильным отношением к ней. Мы сами запрещаем себе, быть счастливыми.

Человек, живущий в Спасе, живёт в тех же бытовых условиях, что и все остальные, без ухода в монастыри, сектантства и отшельничества. Разница только в способе мыслить, и воспринимать окружающий мир. Для человека-спаса, стресс превращается в дистресс (полезный стресс). Всё воспринимается как игра. И то, что нас не убивает, делает нас только сильнее, и опытней. Мы снова умеем по- детски радоваться самым простым вещам. Смотря на мир широко открытыми глазами.

Обучение Спасу возвращает связь с природой. Развивая умение слушать самого себя, и весь окружающий мир. Обостряя для этого в первую очередь то, что всем нам дано от природы, базовые пять чувств (зрение, осязание, слух, обоняние, вкус). После этого само собой просыпается шестое чувство- интуиция. Человек снова становится дитём природы, и сыном божьим. Попадая под постоянную опеку высших сил, и работая с ними в тандеме.
С таким человеком случаются только хорошие вещи, даже то, что раньше воспринялось бы как ужасное происшествие, становится просто полезным жизненным уроком, без урона психики и впадения в долгую депрессию.

Всё это не фантастика и заложено в каждом из нас. Единственное что нам мешает овладеть собственными способностями это наша лень. И внушенное восточными Гуру, и западным кинематографом убеждение, что такие возможности можно приобрести, только пройдя по показанному ими пути, долгих само истязаний, и лишений, что это доступно только избранным… На самом деле это доступно каждому, мы все рождаемся детьми божьими, рабами обстоятельств мы становимся позже. Хотя из сыновей и дочерей бога должны были вырасти подобные ему, как из львёнка вырастает лев, а из тигрёнка тигр.

Система мировосприятия Спас будет полезным толчком для духовного, энергетического и физического развития любого человека, не зависимо от пола, возраста и религиозных убеждений.

]]>Пётр Крыгин​]]>
]]>

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовый, Яблочный и Хлебный (Ореховый).

Медовый Спас

Самый первый Спас августа неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста.

В основе первого Спаса — праздник с длинным названием — Присхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Традиция отмечать его пришла к нам из Константинополя — именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице «для освящения мест и отвращения болезней». Позже такие процессии распространились и на Руси, только наши предки носили самый обычный крест.

Прошло время – и к празднику Креста Господня присоединилось новое торжество. А началось всё с чуда…

В 1164 году совершенно независимо и на значительном расстоянии друг от друга византийский император Мануил и русский князь Андрей Боголюбский разгромили врагов. И было обоим победителям одно и то же знамение: от креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса, находившихся среди войска, исходило сияние. Мануил и Андрей отправили друг другу сообщения о своей славной победе и поразительном зрелище. Каково же было их изумление, когда выяснилось, что чудо ниспослано было сразу обоим! В честь этого великого события и была установлена дата первого Спаса. Вскоре два торжества — праздник Креста Господня и Спаса — слились воедино.

Первый Спас имеет он несколько названий: Спас на воде, Мокрый, или Медовый. В храме в этот день положено освящать воду, мёд и мак, верующие причащаются.

14 августа 988 года (1 августа по старому стилю) отмечают как день начала Крещения Руси. С тех пор по традиции в это время чистились старые колодцы или освящались новые, затем совершался крестный ход на реки, пруды, озёра для освящения воды. После этого уже купались сами и купали скотину, чтобы смыть грехи и быть здоровее.

Этот Спас ещё называется Медовым из-за того, что к этому дню в ульях соты уже наполнены свежим мёдом и пора приступать к сбору. Только с медового Спаса разрешено было есть освящённый церковью мёд.

Говорят, даже сам воздух в день Первого Спаса пропитывается медовым ароматом. Ведь Первый Спас — медовый, это праздник пчеловодов. Лишь после освящения первый мед готов к употреблению. Россияне издавна уважали мед, ведь он — один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца.

Часть меда обязательно оставлялась в церкви, часть шла на угощение нищим, а также разносилась по домам бедных соседей.

С этого дня пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь, чтобы освятить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса — Медовый.

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола. Так Спас получил свое второе название — Маковый, или Маковей. Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Маккавеев.

В этот день просили Господа и святых о хорошем урожае и неголодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов.

Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая – и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.

Яблочный Спас

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа, приурочен к большой церковной дате — Преображению Господню.

Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.

В этот праздник — день Преображения Господня — прославляется объединение божественного и человеческого начала в лице Иисуса Христа. По легенде, для поддержания веры в учениках Своих, когда они увидят Его страдания, Иисус Христос показал им Свой божественный лик.

Незадолго до распятия Иисус Христос взошел на высокую гору с тремя учениками: Иаковом, Петром и Иоанном, чтобы помолиться. Вдруг они увидели, что Иисус как будто преобразился: лицо Его воссияло как солнце, а одежды стали белоснежными. Тогда же явились им два пророка, Илия и Моисей, и вели беседу с Ним о том, что Его ждёт. Необычайной радостью при этом наполнились сердца учеников.

С тех пор 19 августа в христианские храмы идут на божественную литургию люди, одетые в белое — это цвет Преображения.

Яблочный Спас – это символ преображения природы перед наступлением осени. Считается, что с середины августа ночи становятся холодными. По народным приметам, яблоки заканчивают созревать только ко дню Спаса — до тех пор собирать можно только падалицу, а верующие люди совсем не едят яблок до этого дня.

Существует поверье, что, если родители до Второго Спаса не съедят яблочка, на том свете их детям будут раздавать гостинцы (в том числе и райские яблочки). А если родители ели яблоки — то нет. Потому большинство родителей, дети которых умерли, считают большим грехом есть яблоки до 19 августа. А с этого дня можно срывать разные фрукты нового урожая, в том числе яблоки.

Вообще, собирают плоды для того, чтобы освятить: в России это яблоки, а первые христиане традиционно к алтарю приносили виноград.

В деревнях принято варить яблочное варенье, печь пироги с яблоками и угощать ими всех соседей и знакомых. Считается, что яблоки, освящённые в Преображение, имеют особую силу: люди, откусывая и проглатывая первый кусочек, загадывали желания — считалось, что они обязательно сбудутся.

Про Яблочный Спас ещё говорят — «первые осенины», то есть знамение осени. Этот праздник — напоминание о духовном преображении каждого из нас.

Ранее принято было после церковной службы раздавать освященные яблоки всем присутствующим на ней. Передавали их домой для больных и немощных, угощали всех юродивых и бездомных, отдавали нищим и обездоленным.

По преданию, две птицы прилетают к яблоне из райского сада: Алконост и Сирин, птица радости и птица печали. Сирин-птица первой начинает летать к яблоне и клевать яблоки, взмахивая крыльями, покрытыми мёртвой росой. Поэтому тому, кто сорвёт яблоко раньше срока, может попасться именно такое, на которое попала та роса. Алконост-птица прилетает ко дню Спаса, стряхивает со своих крыльев живую росу. И все яблоки на деревьях с этого дня преображаются, становятся целительными, в них, по преданию, появляется живительная сила.

Как видим, религиозные традиции тесно переплелись в нем с языческими обрядами. Этим праздником условно проводится черта между летним сезоном и осенью, щедрой на дары и приносящей с собой преображение природы. Название праздника произошло от имени Спасителя, ценой своей жизни принесшего людям, уверовавшим в него, надежду на вечную жизнь и благодать прощения.

Часть освященных яблок в этот день несли на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освящали также хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.

Девушки, заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливыми. Вкушая плоды, они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».

Несмотря на то что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

Третий спас в августе

Третий Спас августа, который в народе называют Хлебным, или Ореховым.

Праздник отмечают 29 августа. Считалось, что к этому дню поспевала лещина (ее собирали в лесу и тоже святили в церквях), а также пекли первый хлеб из зерна нового урожая.

С 29 августа разрешено было есть орехи этого года. Считалось, что самый первый сбор лесных орехов необходимо освятить в церкви и раздать страждущим и неимущим, чтобы обрести благодать и здоровье в будущем.

Хлебным называется Спас потому, что накануне праздновалось Успение Пресвятой Богородицы, а с ним заканчивали жать хлеб. В этот день пироги пекли только из новой муки.

Существует также церковное название — Спас Нерукотворного образа Христа Спасителя. В православной традиции эта история связана с больным царем Эдессы Авгарием и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа. Тогда Христос умыл лицо, отер его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Этот нерукотворный образ впоследствии не раз творил чудеса, исцелял людей, пока не был утерян в ходе четвертого Крестового похода.

Как следует из названий, главные блюда в этот праздник – свежеиспеченный хлеб из муки нового урожая и орехи. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым хлеб должен был попробовать самый старший мужчина в семье.

На третий Спас люди шли в лес собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть, на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большом кругу гостей.

В этот праздник торговали холстами и полотнами. Заканчивался один из самых строгих постов, Успенский, во время которого даже постное масло можно было есть только по выходным и который соблюдали с 14 по 28 августа. Но и это не в тягость, ведь разрешалось есть ягоды, фрукты, грибы.

По материалам сайтов Dailyhoro и «Алые паруса»

Сообщники скинхедов из «14-го легиона», взорвавших Черкизовский рынок, продолжают «охоту на нерусских»
Члены группы «Спас», взорвавшие бомбу на Черкизовском рынке, сейчас читают 42 тома своего уголовного дела. В ближайшее время оно будет передано в Московский окружной военный суд, так как один из обвиняемых является военнослужащим. Дело по просьбе защиты рассмотрит суд присяжных. Сами террористы очень этого хотят. Поскольку они считают себя героями, спасителями отечества. И призывают своих сторонников к продолжению борьбы.
Похоже, что их призывы очень хорошо слышат. Об этом говорят непрекращающиеся акции устрашения против «нерусских» на улицах Москвы. Каждую неделю мы слышим о новых убийствах. Каждую неделю задерживаются скины и их сотоварищи, которые признаются в новых преступлениях. Счет уже идет не на единицы, а на десятки преступлений. То, что мы знаем сегодня, — только вершина айсберга. «Борцы за чистоту белой расы» кичатся своими «подвигами». Вывешивают видео в Интернете, обмениваются способами нападений…
В том, что представляет из себя группа «Спас» и что осталось за пределами уголовного дела, разбирался корреспондент «МК».
Уже несколько месяцев в Интернете появляются послания 55-го. Это позывной Николы Королева — главаря национал-террористов, взорвавших Черкизовский рынок. (У всех членов группы были вместо кличек цифровые коды.)
Как Королеву удается передавать свои послания из «Матросской тишины» — разговор особый. Мне даже предложили поговорить с ним по телефону и взять интервью. Но давать ему слово на страницах «МК» — не велика ли честь? Тем более что Королев уже достаточно сказал в своих письмах из камеры.
Взрыв на Черкизовском рынке произошел утром 21 августа прошлого года. В результате обрушилось 200 кв. м кровли комплекса «Евразия», под обломками которого погибли 13 человек, 47 получили ранения.
Сразу после взрыва уцелевшие торговцы и охрана рынка задержали двоих исполнителей теракта, их подельника оперативники задержали чуть позже.
Студенты столичных вузов — 20-летние Илья Тихомиров, Олег Костырев и 18-летний Валерий Жуковцов — сразу заявили, что принадлежат к одной из экстремистских группировок наци-скинхедов. Дома у задержанных нашли националистическую литературу и компоненты для изготовления еще нескольких бомб. Но через некоторое время парни изменили показания — стали утверждать, что устроили взрыв, чтобы заняться на рынке мародерством. А потом скинхеды пожаловались следователям, что стали пешками в чьей-то игре, просто исполнив то, что им сказали старшие «наставники».
Через две недели были арестованы и те, кто предположительно вдохновлял молодых нацистов на подвиги, — руководитель московского военно-патриотического клуба «Спас» Николай Королев и тренер этого клуба по рукопашному бою прапорщик ФСБ Сергей Климук. Вскоре задержали студентов Московского городского педагогического университета Николая Качалова и Дмитрия Федосеенкова. Следующим в цепочке задержанных стал курсант милицейского колледжа Никита Синьков, которому предъявили обвинение не только в соучастии в теракте на рынке, но и в убийстве 17-летнего студента Государственной академии управления Вигена Абрамянца в апреле прошлого года.
В деле по взрыву на рынке фигурируют еще 8 взрывов и одно убийство. Во многом следствию помог дневник Ильи Тихомирова, отрывки из которого публиковал «МК».
Все члены группы Королева — она называлась «14-й легион» — были фанатиками. Они искренне верили в то, что делали. Однако, кроме задержанных, в «Спасе» было огромное количество других ребят. Возможно, некоторые из них сегодня участвуют в «акциях» или готовят новые взрывы.
Действующие лица «Спаса»
Николай КОРОЛЕВ (Король, 55-й), 26 лет. Человек очень набожный (как и его мать — старообрядка-казачка). Мастер спорта по армейскому рукопашному бою, мастер ножевого боя стиля «Папоротник», руководитель музыкальной группы «Белая Империя». Преподавал в Академии физкультуры. Выпускал газету для бритоголовых «Белый рубеж». Идейный вдохновитель и крестный отец Ильи Тихомирова. Руководитель военно-спортивного клуба «Спас», работавшего при Центре творчества на улице 1905 года. «Спас» некоторое время являлся боевой группой при Российском общенациональном союзе. Организатор теракта на рынке. Женат. Двое детей.
Сам Королев утверждает, что «убивает врагов с 1996 года», затем создал «русскую бригаду» street-hooligans. Он был условно судим в 2001 году за хранение и изготовление оружия. Вскоре появился «Спас».
Сергей КЛИМУК (Шаман), 37 лет. Уроженец Казахстана. Прапорщик ФСБ, служил в одной из частей в Подмосковье. Агитатор и пропагандист. Считается, что он — идейный вдохновитель теракта на рынке. После взрыва даже планировал пустить по рынку группу мародеров, чтобы забрать дорогие шубы, куртки и прочий товар. На допросах все отрицает. «Спасовцы» тоже пытаются вывести его из-под удара. Именно из-за него дело будет слушаться в военном суде. Климук рассказывал о том, что воевал в Чечне и видел, какие зверства над русскими творили чеченцы. На самом деле в боевых действиях на Северном Кавказе он участия не принимал.
Илья ТИХОМИРОВ, 21 год. Отец — шофер, мама — уборщица, бывший сотрудник НИИ с высшим техническим образованием. Взрывные устройства Илья начал делать с 8-го класса. Пытался изготовить особое взрывное устройство по рецепту древних китайцев, для чего использовал древесный уголь, селитру и серу. Непосредственный исполнитель теракта на рынке.
Олег КОСТАРЕВ, 21 год. Студент 4-го курса Российской академии имени Менделеева. Отец — руководитель предприятия «Горводоканал» в удмуртском райцентре Глазове. Непосредственный исполнитель теракта на рынке.
Валерий ЖУКОВЦОВ, 19 лет. Первокурсник Московского института инженеров транспорта. Мама растила его и еще двух братьев одна. Он вез взрывчатку на рынок.
Никита СИНЮКОВ (87-й), 19 лет. Курсант 1-го колледжа ГУВД Москвы. Мастер спорта по боксу и рукопашному бою. Известен под псевдонимом Змей. Это его подозревают в убийстве 17-летнего Вигена Абрамянца на станции метро «Пушкинская» в день рождения Гитлера. Юноша был убит одним точным, профессиональным ударом в сердце.
Михаил БОЙЦОВ, 39 лет, — обвиняется в убийстве.
Александр БЕНЯКЕВИЧ (Коловрат), 30 лет, — обвиняется в разбое.
Дмитрий ФЕДОСЕЕНКО, 21 год, — обвиняется в терроризме.
Николай КАЧАЛОВ, 21 год, — обвиняется в терроризме.
Данила БОЛЬШАКОВ, 21 год, — осужден за хулиганство.
Сергей «Штангист», 22 года, — обвиняется в убийстве.
Никита «Гриндерс», 19 лет, — обвиняется в убийстве.
Василий МАКАРКИН, 22 года, — осужден за грабеж.
Алексей ХАРАШУЛИН, 22 года, — осужден за грабеж.
Идейные бомбисты
«МК» удалось встретиться с адвокатом Николая Королева Дмитрием Бахаревым, который рассказал нам о некоторых деталях дела, ранее неизвестных широкой публике.
Первое, что поражает, — все члены группы были верующими. Входили в старообрядческую общину и причащались в церкви у Рогожской Заставы. Как сочетаются вера и взрывы, адвокат толком объяснить не смог.
По неофициальным данным, батюшка из храма знает всех задержанных террористов.
«Нашему поколению суждено изменить Мир, я верю в это! Мы Господа Русичи, мы будущее вселенной, ее прошлое и будущее! Нас послал Бог!» Это строки из послания Королева на волю.
Вместе со своим крестником Ильей Тихомировым Никола написал книжку по взрывному делу. Она чем-то похожа на известную «Поваренную книгу анархиста», популярную лет 10—15 назад, только с новыми добавлениями и отсылами к старообрядчеству. Например, после того как собрано взрывное устройство, нужно сначала помолиться, двуперстно перекреститься, а потом уже взрывать «чурок». Эта книга есть у многих последователей Николы.
— В деле фигурируют 8 взрывов и одно убийство. Сам Никола в письмах на волю говорит о гораздо большем количестве преступлений. Почему их нет в деле? — спрашиваю адвоката.
— Там есть только то, что удалось доказать. Как мне рассказывал сам Королев, кроме дела о взрыве на Черкизовском рынке есть еще несколько, которые находятся в стадии расследования. А потом по многим делам, о которых говорит Никола, уже есть приговоры. Кому хочется пересматривать их заново?
— Вы уверены, что все перечисленное действительно сделали «спасовцы»?
— Возможно, все не совсем так. Тем более что Никола очень многое берет на себя, чтобы спасти ребят. Но, по его словам, все акции, которые устраивали «спасовцы», проходили после глубинной разведки. Причем зачастую Королев узнавал о них постфактум. Работали ячейки по 2—3 человека. Автономно…
Так было с общежитием возле храма на Рогожской Заставе, где жили армянские рабочие. Они уехали из этого района через два дня после взрыва. А в подвале этой общаги были зал игровых автоматов и подпольное казино. Это — из оперативных данных милиции.
Аналогичная ситуация произошла и с мечетью в Яхроме, которую «спасовцы» взорвали после собственной проверки и «оперативных данных», что там бывают выходцы из Киргизии, которые якобы распространяют экстремистскую литературу. Целью «спасовцев» было этот центр прикрыть.
Или можно вспомнить взрыв салона «Лилиана». По «оперативным данным» «спасовцев», его хозяйка принадлежала к армянской ОПГ и занималась сбытом драгоценных камней. На разведку ходил Илья Тихомиров.
То, как он с рюкзачком за плечами заходит в салон, осталось на видеозаписи. Кроме того, члены организации считали, что хозяйка салона — колдунья. Они ее попросили провести некие магические действия. Та согласилась. Это было накануне Пасхи, о чем женщине задали соответствующий вопрос. Но ее этот праздник не смутил. Тем самым хозяйка салона вынесла себе приговор. Здание фактически обвалилось после визита Тихомирова.
Первую же палатку бомбисты взрывали в качестве эксперимента в безлюдном месте. Чтобы случайно никто не пострадал. Но тоже с предварительной разведкой.
Король в тюрьме
По словам адвоката, всем членам группы вначале пришлось в тюрьме несладко. Их бросали в «пресс-хаты», где в основном сидели кавказцы, воспринимавшие появление русского националиста как подарок. Некоторые из задержанных не смогли за себя постоять и сразу начали давать показания. Первым сдался Тихомиров. Потом он два раза пытался повеситься. Но это было поначалу.
Тяжело пришлось и Королеву (он ниже среднего роста, 60 кг весом), но только на первых порах. Рукопашник дал отпор. Затем его перевели в специзолятор «Матросской тишины». Там тоже была драка. Потом карцер. А дальше произошло то, что администрация тюрьмы обязана была предусмотреть. За Короля вступились славянские криминальные авторитеты, решившие использовать его в борьбе с кавказской «пиковой мастью». В итоге теперь русские националисты неплохо чувствуют себя в тюрьмах и на зонах. Они даже «смотрят» за камерами и корпусами. И в перспективе мы можем получить совершенно новую формацию заключенных, которые довольно скоро выйдут на свободу. Да и те наци, что находятся на воле, будут чувствовать себя уверенней, зная, что в тюрьме их встретят как своих.
Кто от этого выиграл? Замалчивание настоящих «подвигов» сделало из «спасовцев» и им подобных новых идолов. Им пытаются подражать.
Сейчас Никола «отдыхает» на самом лучшем месте в «хате», все его однокамерники — славяне. Жалуется только, что охрана не дает ему тренироваться и поддерживать форму, запрещены даже отжимания.
Черный список «Спаса»
Напомню еще раз: в деле фигурирует только малая часть того, что берут на себя Королев и его группа. Более того, он утверждает, что всего одна ячейка «Спаса» нейтрализована оперативниками. На момент задержания костяк клуба составлял около 70 человек. Задержано восемь. За время существования «Спаса» под руководством Королева через него прошло около 2000 подростков. Можно только приблизительно представить, какая каша у них в голове и чем они сейчас занимаются.
В обращении к сторонникам националист берет на «14-й легион» ответственность за:
— поджог общежития Университета дружбы народов в 2003 году (доказательств у следствия на сегодняшний день нет);
— взрывы возле вьетнамских общежитий в 2004—2005 гг. (доказательств нет, но дело не закрыто);
— поджог гей-клуба «Тематик», взрыв цыганского дома в Удмуртии, расстрел кавказцев в районе Пролетарки.
«Спасовцы» подозреваются в «ножевых» убийствах:
— лето 2006 года — в электричке, следовавшей с Бирюлево-Товарной до Павелецкой, убит гражданин Турции;
— май 2006 года — станция метро «Медведково», убит китаец;
— лето 2005 года — станция метро «Отрадное», убит кавказец;
— зима 2006 года — там же, убит кавказец;
— зима 2006 года — метро «Ботанический сад», убит кавказец;
— зима 2006 года — метро «Кантемировская», убиты двое граждан Турции.
«Спас» хотел взорвать «МК»
Королев утверждает, что его группа также готовила акции в отношении газеты «МК», тележурналистки Марианны Максимовской и певца Авраама Руссо.
По нашим данным, теракт против «МК» планировался на октябрь прошлого года. Королев просто не успел осуществить задуманное, хотя его боевики уже начали разведку боем. Их не устраивало, что пишет наша газета, и они решили провести акцию устрашения. Однако задачу Королев по сей день не отменил.
Именно «спасовцы», по версии их лидера, готовили покушение на Авраама Руссо в 2006 году. За день до покушения ими проводилась разведка — они входили в его охрану на концерте в Лужниках. У следствия есть распечатка соединений мобильных телефонов.
3 сентября 2006 года на концерте группы «Белая империя» было решено уничтожить сотрудника сайта «Антифа» Тиграна Г. На следующий день Королев и гитарист «БИ» Данила Большако были арестованы. Но задание все равно было выполнено — в феврале 2007 года около квартиры Тиграна была обнаружена коробка с проводами, над которой красовались свастика и надпись: «Здесь живет черно…» При обезвреживании СВУ произошел взрыв, собака кинолога погибла, легкие ранения получили милиционеры.
Сожжение молебного дома «американской секты» (евангелистов) в Солнцеве, по утверждению Королева, тоже дело рук «спасовцев».
Уже после задержания подозреваемых был осуществлен одновременный поджог Черкизовского и Тимирязевского рынков, и опять здесь фигурирует любимое число «патриота» — «14» (февраля). Расшифруем: цифры соответствуют буквам латинского алфавита — Адольф Гитлер. Очень странные русские «верующие» патриоты…
И особый разговор — о нападениях на «нерусских» людей с ножами. Их количество продолжает расти. Уже после арестов Королева и его группы происходят убийства, за которые арестовывают «спасовцев» Сергея «Штангиста» (около 10 шнурков) и Никиту «Гриндерса» (около 3 шнурков). Здесь требуется еще одно объяснение — белые шнурки скинхед может носить только после участия в убийстве.
В 2007 году арестовывают Артура Рено, который на первых же допросах объявил о том, что он состоит в ячейке «Спаса». Он взял на себя более 20 убийств. На воле остались еще многие боевики «Спаса». Также некоторые группы откололись от него еще несколько лет назад и организовались в самостоятельные ячейки. Не исключено, что они или их организации и принимают участие во всех последних нападениях.
По нашим данным, нападение 20 октября, во время которого был убит шахматист Сергей Николаев, было тщательно спланировано. Все участники акции получили sms-сообщения и начали акции одновременно в нескольких районах Москвы. Полный ее масштаб пока неизвестен. А значит, в ближайшее время следует ждать новых поджогов и убийств?

http://blogs.mail.ru/inbox/spas_07/2F2AF9CF20F100DA.html?reply=1