Сталин церковь

Содержание

5 мифов о «православном Сталине»

Существуют распространенные заблуждения по поводу личной веры Сталина и отношения его к Церкви. Они не поддерживаются священноначалием Русской Православной Церкви и большинством священнослужителей, однако с ними можно столкнуться в околоцерковной среде. Мы предлагаем краткий обзор наиболее известных мифов, основываясь на работах кандидата исторических наук Игоря Александровича Курляндского (подробное интервью с ним на эту тему можно прочитать ).

Фото с личной страницы Facebook Игоря Александровича

Сталин втайне исповедовал православную веру, исповедовался и причащался

Этот миф основан на рассказах, не подтвержденных никакими архивными данными и никакими опубликованными мемуарами людей из сталинского окружения. Большинство таких рассказов известно из сборника С. и Т. Фоминых «Россия перед Вторым пришествием» и являются авторскими фантазиями. Утверждения, изложенные в этой или подобных ей книгам просто невозможно проверить научными методами.

Сталин был убежденным научным атеистом

Это мнение, противоположное предыдущему, тоже миф. Сталин не был непоколебимым атеистом, подобно Ленину, Троцкому, Бухарину и другим. Опубликованы его пометки на произведениях ряда русских и зарубежных классиков (в них присутствуют следы размышлений на тему Бога и бессмертия, невозможные для человека, радикально их отрицающего). Например, Сталин исчеркал диалог Анатоля Франса «О Боге», — и в одном месте написал свой вывод о причине непостижения людьми Бога: «Следов не знают, не видят. Его для них нет», оставляя таким образом «лазейку» для бытия Божиего.

Фото marissaorton/Flickr

По своему отношению к религии Сталин был агностиком, то есть человеком, не веровавшим ни в существование Бога, ни в Его отсутствие. Это обстоятельство облегчило ему маневрирование в отношении религии и Церкви в годы войны. Для него атеистический момент не был непреложным принципом.

Учеба Сталина в духовной семинарии заложила в нем основу для последующего обретения веры

Согласно многочисленным источникам, в старших классах семинарии Иосиф Джугашвили потерял интерес к духовной учебе, из «отличника» и «хорошиста» он превратился в «троечника», а духовные уроки шли мимо его ушей. В Тифлисской семинарии были прекрасные педагоги и сильная программа, но у него уже сменились интересы. Потеряв желание учиться и решив не делать никакой духовной карьеры, Джугашвили ушел из семинарии до окончания курса. Ушел в революционную деятельность, оставшись духовно непросвещенным человеком, несмотря на все прежнее духовное образование.

Вполне возможно, что своих духовных учителей он впоследствии ненавидел. Малоизвестный факт, — ректор первых лет учебы Сталина в семинарии митрополит Серафим (Мещеряков) был расстрелян в 1933 году по постановлению одной из «троек», созданных по решению того же Сталина («тройки» при местных органах ГПУ создавались с 1930 года в рамках кампании по коллективизации).

Сам факт учебы в дореволюционной духовной семинарии вовсе не говорит о глубокой религиозности учащегося. Мотивация поступления в семинарию нередко была чисто прагматической. И кстати, Сталин не один такой был среди советского руководства. В семинариях учились Микоян, Подвойский, Воронский и другие, но их отношение к религии было резко отрицательным.

Сталин благотворил Церкви, поддерживал ее и защищал от фанатичных атеистов

Этот миф основан на том, что в 1943 году с подачи Сталина было восстановлено патриаршество, были открыты тысячи православных храмов и несколько монастырей, уменьшился масштаб репрессий в отношении духовенства, а некоторые арестованные священнослужители были выпущены на свободу.

Однако мотивация Сталина была тут совершенно прагматической. Во-первых, он боялся религиозного возрождения на оккупированных территориях, где немцы не препятствовали возобновлению церковной жизни — поэтому хотел перехватить инициативу и использовать религиозные устремления народа в патриотических целях. Во-вторых, поддержка Церкви важна была ему в дипломатических целях, для выстраивания отношений с союзниками, которые затягивали с открытием второго фронта.

Церковная «оттепель» при Сталине продолжалась всего несколько лет, с 1948 года гонения возобновились, храмы вновь стали закрывать, священников вновь начали сажать.

Сталин встречался со святыми: блаженной Матронушкой, которая его благословила, митрополитом гор Ливанских Илией, а также по его приказу в 1941 году был произведен облет Москвы с иконой Казанской Божией Матери на борту

Еще при патриархе Алексии II было проведено церковное расследование этих утверждений. Было установлено, что отсутствуют достоверные данные о том, что Сталин когда-либо встречался с блаженной Матроной Московской. Более того, выяснилось, что легенда об их встрече, в ходе которой святая, якобы, благословила Сталина, впервые озвучена в изданной в 1993 году книге З. В. Ждановой. Однако Синодальная комиссия по канонизации, детально изучив имеющиеся источники и свидетельства, отклонила эту версию жизнеописания святой. По поручению комиссии был составлен канонический текст жития блаженной Матроны, откуда были убраны исторически недостоверные и богословски искаженные сведения, включая эпизод встречи с Иосифом Сталиным.

Что касается митрополита гор Ливанских Илии (Карама), тот действительно посетил Москву в 1947 году в качестве представителя Антиохийского патриархата, но встречался только с патриархом Алексием I и отдельными представителями советского руководства. Речь шла о проведении Всеправославного совещания в Москве (которое в итоге состоялось в июле 1948 года). Однако в личной встрече со Сталиным ему было отказано.

Что же касается облета Москвы с Казанской иконой на борту, это народное предание, не имеющее вообще никакой документальной основы.

Редакция выражает благодарность историку Сергею Болотову, чей материал «Сталин и Церковь: пять фактов» был частично использован в этом обзоре.

Фото на заставке Roger Williams/Flickr

«От лица Русской церкви приносим Вам великую благодарность»

Это были продуманные и рассчитанные на перспективу шаги советского руководства, чтобы, с одной стороны, перевести в правовое поле взаимоотношения с самой крупной религиозной организацией в стране, а с другой — продолжить формирование положительного внешнеполитического имиджа СССР как страны, где соблюдаются общепринятые нормы свободы совести.

Накануне перемен

В окружении Сталина разговоры о возможной встрече с иерархами и создании особого государственного органа по связям с Церковью активно велись с начала лета 1943 г. Наркомат Госбезопасности собрал обстоятельные материалы о состоянии Церкви, сведения о ее здравствующих иерархах, патриотической деятельности духовенства и т. д. С ними тщательно ознакомился Сталин, которого интересовали не только взгляды церковных лидеров, но и подробности их личных судеб и быта в годы войны1.

Днем 4 сентября 1943 г. на Ближней даче в Кунцево Сталин провел короткое совещание. Присутствовали Г.М. Маленков и Л.П. Берия. Тогда же ему представили полковника Г.Г. Карпова — начальника 4-го отдела III Секретно-политического управления НКГБ СССР как кандидата на пост руководителя органа «по делам церкви»2. Карпов предложил образовать при Верховном Совете СССР отдел по делам культов, т.е. вернуться к той схеме проведения религиозной политики, что существовала до 1938 г. Сталин отвел это предложение, ссылаясь на обстоятельства военного времени, и заявил о необходимости создания при СНК СССР Совета по делам Русской православной церкви. Из кабинета Сталина Карпов позвонил митрополиту Сергию и задал всего один вопрос: готов ли он вместе с митрополитами Алексием и Николаем к встрече с главой правительства для обсуждения вопросов о положении Русской православной церкви?

Ночной кремлевский разговор

Поздним вечером того же дня митрополиты прибыли в Кремль, где были приняты Сталиным в его рабочем кабинете. На встрече присутствовали В.М. Молотов и Карпов. В начале беседы Сталин дал положительную оценку проводимой Церковью патриотической деятельности, после чего предложил иерархам высказаться о насущных проблемах. Митрополиты поставили вопросы, которые следовало разрешить в самые короткие сроки: проведение Архиерейского собора для избрания патриарха; открытие новых церквей и духовных учебных заведений; издание ежемесячного журнала; организация свечных заводов и других производств; предоставление духовенству права быть избранными в исполнительные органы (церковные советы) религиозных обществ; облегчение налогообложения священнослужителей; предоставление приходским обществам права отчислять средства религиозным центрам. Ничто не вызвало возражений со стороны Сталина.

Встретила поддержку и просьба митрополита Сергия о выделении помещения для патриарха и Патриархии. Правда, он говорил об игуменском корпусе Новодевичьего монастыря, а Сталин, указывая на его неблагоустроенность, предложил особняк в Чистом переулке, 5, в котором до войны располагался германский посол Шуленбург. Упреждая вопросы, Сталин подчеркнул, что здание (со всем имуществом в нем) советское и не являлось когда-либо собственностью посольства.

В ходе беседы всплыли и «неудобные» вопросы: о судьбе иерархов, осужденных в разные годы и находившихся в ссылке, лагерях, тюрьмах; о снятии ограничений в прописке и выборе мест проживания для священнослужителей, отбывших наказание. И здесь Сталин не возражал, обещал разобраться в каждом отдельном случае и поручил Карпову лично заняться этим вопросом.

Встреча затянулась почти до двух часов ночи 5 сентября. Молотов предложил сделать общий снимок участников встречи, на что Сталин промолвил, что уже поздно и лучше в следующий раз. Столь необычная встреча осталась без документального снимка. Митрополитов отвезли на правительственной автомашине в дом, что находился в Бауманском переулке, близ Богоявленского (Елоховского) собора, где жил митрополит Сергий.

Спустя несколько часов в Богоявленском соборе прошло торжественное богослужение, после которого Сергий сообщил верующим о ночной встрече и о намеченном на 8 сентября Архиерейском соборе. В тот же день в «Правде» была помещена заметка о приеме Сталиным иерархов (см. док. N 1). Со своей стороны митрополиты сочли необходимым направить Сталину письмо-благодарность за встречу (см. док. N 2).

Патриарху быть!

8 сентября уже в новом здании Московской патриархии открылся Архиерейский собор, на который съехались 19 иерархов: 3 митрополита, 11 архиепископов и 5 епископов (см. док. N 3). Патриарший местоблюститель митрополит Сергий рассказал о патриотической деятельности Церкви в годы войны, напомнив о посланиях своих и епархиальных архиереев; о сборах пожертвований на оборону, содержание раненых красноармейцев, призрение детей; о церковных взносах на постройку танковой колонны имени Димитрия Донского.

Ключевыми словами доклада стали такие: «О том, какую позицию должна занять наша Церковь во время войны, нам не приходилось задумываться, потому что прежде чем мы успели определить как-нибудь свое положение, оно уже определилось — фашисты напали на нашу страну, ее опустошали, уводили в плен наших соотечественников, всячески их там мучили, грабили и т. д. Так что даже простое приличие не позволило бы нам занять какую-нибудь другую позицию, кроме той, какую мы заняли, то есть, безусловно, отрицательную ко всему, что носит на себе печать фашизма, печать враждебности к нашей стране»3.

По предложению митрополита Алексия на патриарший престол единогласно был избран митрополит Сергий. Новоизбранный Патриарх Московский и всея Руси в личном письме сообщил Сталину о состоявшихся выборах (см. док. N 4).

Одновременно Собор принял:

— декларацию об осуждении изменников веры и Отечества из числа духовенства и верующих, запятнавших себя предательством и сотрудничеством с оккупантами;

— обращение к советскому правительству, в котором были выражены благодарность за внимание к «нуждам Русской православной церкви» и благословение на труды правительства СССР;

— обращение ко всем христианам мира с призывом «дружно, братски, крепко и мощно объединиться во имя Христа для окончательной победы над общим врагом».

Интронизация Московского патриарха при огромном стечении верующих состоялась 12 сентября в Богоявленском соборе (см. док. N 5). В первом патриаршем послании Сергий призвал верующих «трудиться над очищением церковной ограды от всяких нестроений», устроять приходскую жизнь по церковным правилам, охранять православную веру, всемерно участвовать в общенародном подвиге противостояния захватчикам4.

Материалы Архиерейского собора были весьма оперативно опубликованы в первом номере «Журнала Московской патриархии» вышедшего, как указано на обложке, 12 сентября 1943 г. В обращении к читателям сообщалось: «Потребность в издании такого печатного органа давно назрела, и потому редакция надеется, что появление его будет встречено духовенством и всем церковным обществом с живейшим сочувствием»5.

Европа и мир внимают

Уже 8 сентября нарком В.Н. Меркулов докладной запиской информировал Сталина о положительных откликах иностранных дипломатов и политэмигрантов, проживавших в Москве, на избрание митрополита Сергия патриархом. В другом материале НКГБ представил информацию об откликах «рядовых советских граждан»6.

Сталин мог сделать заключение о верности своего нового курса в отношении Русской церкви и его воздействии на внешнеполитическую ситуацию в Европе по многочисленным откликам в зарубежных средствах массовой информации. К примеру, 13 сентября издание «Журнал де Женев» опубликовало статью «Сталин и Русская церковь». В ней признавалось: «Отныне все православные сербы, болгары, румыны, часть поляков, греков и народов стран Прибалтики обращают свои взоры к митрополиту Сергию. <…> Чувствуя, что военное счастье укрепляет его внутреннюю позицию, благоприятствует внешнеполитическим планам, советский режим может теперь позволить себе роскошь и допустить свободу вероисповедания»7.

Положительно восприняли избрание Московского патриарха большинство зарубежных автокефальных православных и иных христианских церквей. Поздравительные послания Патриарх Сергий получил от Константинопольского, Александрийского и Антиохийского патриархов.

В те же дни, с 19 по 28 сентября, в Москве находилась делегация Англиканской церкви во главе с архиепископом Йоркским д-ром С.Ф. Гарбеттом. Гости имели встречи с патриархом и иерархами Русской церкви, посетили московские церкви, приняли участие в богослужениях в Елоховском кафедральном соборе, выезжали в Ново-Иерусалимский монастырь в Истре и в Коломенское8.

По возвращении архиепископ писал в одной из статей: «Не может быть никакого сомнения в том, что церковная служба ничем не ограничена… В России есть огромное множество людей, которые сознательно отвергают всякую веру в Бога. Само государство, бесспорно, является нерелигиозным. Но со всеми этими оговорками имеются, несомненно, миллионы русских, обращающихся к Богу за помощью, наставлением и утешением в их горе и боли. Сталин является мудрым государственным деятелем, который признает, что церковь больше не поддерживает старый режим. Она лояльно принимает существующий строй. Она душой и телом стала помогать общенародному делу. Она возносит молитвы и трудится во имя победы. И сделала она это сразу, без малейшего колебания, в первый же день, как была объявлена война»9.

Эффект от визита делегации Англиканской церкви в СССР, несомненно, оказал воздействие на позицию союзников, готовившихся тогда к конференции «Большой тройки» в Тегеране.

Во исполнение сталинских обещаний

Государство делало практические шаги по реализации договоренностей «кремлевского конкордата». 9 сентября Меркулов представил Сталину и Молотову проект постановления СНК СССР об образовании Совета по делам Русской православной церкви (см. док. N 6). 14 сентября 1943 г. постановление об образовании нового органа, который был отнесен к непосредственному ведению Совнаркома, было утверждено (см. док. N 7), а его председатель Карпов с согласия Молотова сохранил за собой и должность начальника отдела в структуре НКГБ, что помогало ему разрешать множество проблем10. Аппарат совета был временно размещен неподалеку от Патриархии11.

И в те последующие после «весеннего сентября» восемь месяцев, что суждено было Патриарху Сергию возглавлять Русскую церковь12, началось действительное возрождение православия в Советском Союзе. На этом пути Православной церкви предстояло преодолеть множество трудностей и найти выход из, казалось бы, патовых ситуаций. Но главное — удалось в полной мере реализовать все то, о чем договорились Сталин и православные иерархи в ночном кремлевском разговоре.

Публикацию подготовили главный специалист РГАСПИ, доктор исторических наук Михаил Одинцов и заместитель начальника отдела РГАСПИ, кандидат исторических наук Анна Кочетова.

N 2. Письмо митрополитов И.В. Сталину

5 сентября 1943 г.

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Исторический день свидания нашего с великим для всей Русской земли Вождем нашего народа, ведущим Родину к славе и процветанию, навсегда останется в глубине сердца нас, служителей церкви. Мы почувствовали в каждом слове, в каждом обращении, в каждом предложении сердце, горящее отеческой любовью ко всем своим детям. Русской православной церкви особенно дорого то, что Вы своим сердцем почувствовали, что она действительно живет вместе со всем русским народом общей волей к победе и священной готовностью ко всякой жертве ради спасения Родины.

Русская церковь никогда не забудет того, что признанный всем миром Вождь, — не только Сталинской Конституцией, но и личным участием в судьбах Церкви поднял дух всех церковных людей к еще более успешной работе на благо дорогого отечества.

От лица Русской церкви приносим Вам великую благодарность.

Да сохранит Вас Бог на многие лета, дорогой Иосиф Виссарионович!

Патриарший местоблюститель Сергий,

митрополит Московский и Коломенский

Алексий, Ленинградский

Николай, митрополит Киевский и Галицкий

Помета: «Мой архив. И. Сталин».

РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 806. Л. 140.

Подлинник. Машинописный текст.

Подписи и помета — автографы.

N 3. Деяния Архиерейского собора Русской православной церкви

8 сентября 1943 г.

В 11 часов дня 8 сентября 1943 г. в зале заседаний при Московской патриархии собрались Преосвященные архипастыри Русской православной церкви:

1) Сергий, митрополит Московский и Коломенский,

2) Алексий, митрополит Ленинградский,

3) Николай, митрополит Киевский и Галицкий,

4) Лука, архиепископ Красноярский,

5) Иоанн, архиепископ Сарапульский,

6) Андрей, архиепископ Казанский,

7) Алексий, архиепископ Куйбышевский,

8) Стефан, архиепископ Уфимский,

9) Сергий, архиепископ Горьковский и Арзамасский,

10) Иоанн, архиепископ Ярославский и Ростовский,

11) Алексий, архиепископ Рязанский,

12) Василий, архиепископ Калининский и Смоленский,

13) Варфоломей, архиепископ Новосибирский и Барнаульский,

14) Григорий, архиепископ Саратовский и Сталинградский,

15) Александр, епископ Молотовский,

16) Питирим, епископ Курский,

17) Вениамин, епископ Кировский,

18) Димитрий, епископ Ульяновский,

19) Елевферий, епископ Ростовский.

Перед началом Собора был пропет тропарь Божией Матери: «Днесь светло красуется славнейший град Москва».

Собор открыл патриарший местоблюститель Сергий, митрополит Московский и Коломенский.

1. Был заслушан Собором доклад патриаршего местоблюстителя о патриотической работе Русской православной церкви.

Собор постановил. Принять доклад к сведению и руководству.

2. Собор заслушал доклад Преосвященного Алексия, митрополита Ленинградского, на тему «Долг христианина перед Церковью и Родиной в переживаемую эпоху Отечественной войны».

Собор постановил. Принять доклад митрополита Алексия к сведению и распространению по епархиям.

3. Преосвященный Алексий, митрополит Ленинградский, доложил Собору следующее: «Уже давно среди нас, епископов, зрел вопрос о том, что необходимо довершить строительство церковное настоящим возглавлением нашей Православной Русской церкви Святейшим патриархом.

Владыка митрополит Сергий в течение 17 лет фактически несет обязанности патриарха. В настоящее время мы здесь собрались Собором епископов, чтобы избрать Святейшего патриарха. Я думаю, что этот вопрос бесконечно облегчается для нас тем, что у нас имеется уже носитель патриарших полномочий, поэтому я полагаю, что избрание со всеми подробностями, которые обычно сопровождают его, для нас является как будто бы и не нужным. Я считаю, что никто из нас, епископов, не мыслит себе другого кандидата, кроме того, который положил столько трудов для церкви в звании патриаршего местоблюстителя. Думаю, что все Преосвященные будут со мной согласны. У нас уже имеется определенный, единственный кандидат на патриаршее место».

Обращение митрополита Ленинградского было встречено с восторгом и искренней радостью. Раздались возгласы: «Просим, просим!», «Аксиос, аксиос, аксиос!»

Митрополит Сергий обратился к Собору с вопросом: «Может быть, есть какое другое мнение?» На это последовали возгласы: «Полное единодушие всего епископата». Все встают и поют трижды «Аксиос».

В ответ на единогласное решение Собора епископов митрополит Сергий выразил благодарность в следующих словах: «Это избрание меня патриархом будет продолжением того служения, которое пало на меня много лет назад; но теперь оно делается только более ответственным, потому что сопровождается такой необычайной почетностью, которая требует и необычайного исполнения этого служения. Я благодарю за то, что вы остановились на мне и вручаете мне продолжение служения в новом звании. Прошу у всех молитв и всяческого содействия».

Митрополит Алексий объявляет формулу поминовения Святейшего патриарха: «Святейшего Отца нашего Сергия, патриарха Московского и всея Руси». Собор поет тропарь св. Троице: «Благословен еси, Христе Боже наш». Протодиакон произносит многолетие Блаженнейшему Сергию, митрополиту Московскому и Коломенскому, избранному патриарху Московскому и всея Руси.

4. Митрополит Сергий объявляет следующее: «При патриархе предполагается Священный синод. Мы определили шесть членов Синода, в том числе трое постоянных и трое временных. Составлен список архиереев по старшинству хиротоний и разделен на три группы: северо-восточная группа, центральная и южная. Из каждой группы будут вызываться Преосвященные в порядке старшинства. Постоянными членами Синода будут два митрополита и третий — Преосвященный архиепископ Горьковский. Синодальный год разделяется на два полугодия или сессии: летняя сессия и зимняя сессия. Временные члены Синода вызываются для присутствия на полгода. Оставаться вне епархии всем архиереям, конечно, очень неудобно для епархий. Поэтому Синод собирается, смотря по делам, ежемесячно на неделю или на две, после чего члены разъезжаются по епархиям, оставляя, может быть, кого-нибудь для текущих дел. По окончании полугодия уезжают одни временные члены и на место их вызываются другие, следующие по старшинству».

5. Митрополит Сергий читает обращение (декларацию) о том, как смотрит Православная церковь на изменников родины. Принимается единогласно.

6. Митрополитом Сергием читается обращение к советскому правительству. Принимается единогласно.

7. По поручению митрополита Сергия Преосвященный архиепископ Саратовский читает «Обращение» Собора епископов Русской православной церкви и ко всем христианам мира.

Всеми принимается единогласно. Соборное заседание заканчивается пением молитв «Достойно есть» и «Егда снисшед».

Журнал Московской Патриархии.

1943. N 1. С. 17-18.

N 4. Заявление патриарха Сергия И.В. Сталину

г. Москва 9 сентября 1943 г.

Председателю Совнаркома
Маршалу Советского Союза
Иосифу Виссарионовичу Сталину

Собор архиереев Русской православной церкви, собравшийся по моему вызову в Москве по вышеуказанному адресу, своим единогласным решением 8го сего сентября постановил:

1) присвоить мне, как главе Русской православной церкви, титул «Святейшего патриарха Московского и всея Руси» и

2) избрать членами состоящего при Московском патриархе Священного синода митрополитов Ленинградского Алексия Симанского и Киевского Николая Ярушевича и архиепископов Горьковского и Арзамасского Сергия Гришина, Красноярского Луку Войно-Ясенецкого, Куйбышевского Алексия Палицына и Ярославского Иоанна Соколова, о чем имею долг донести правительству СССР к сведению.

Сергий, митрополит Московский и Коломенский

АП РФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 4. Л. 18. Подлинник.

N 5. Речь новоизбранного патриарха Московского и всея Руси Сергия в день интронизации

12 сентября 1943 г.

Великое стечение верующего народа видим мы сегодня в храме на нашем церковном торжестве. Глава нашего правительства сочувственно отнесся к нашим церковным нуждам. Для упорядочения церковных дел я созвал Собор православных архиереев Русской церкви. Собор Преосвященных архипастырей своим единогласным решением от 8 сентября постановил усвоить мне титул патриарха Московского и всея Руси. Таким образом, наша Русская православная церковь этим актом получила всю полноту канонического возглавления, управления и молитвенного предстательства. Но не во внешней красоте и величии сила Христовой церкви. Церковь, как багряницею, украшается кровию мучеников, подвигами преподобных, великими трудами святителей и других угодников Божиих; поэтому я призываю всех верных чад церкви к подвигам христианской жизни, чтобы наша Православная церковь облеклась в красоту христианских добродетелей.

В моем положении по внешности как будто ничего не изменилось с получением патриаршего сана. Фактически я уже в течение 17 лет несу обязанности патриарха. Это так кажется только по внешности, а на самом деле это далеко не так. В звании патриаршего местоблюстителя я чувствовал себя временным и не так сильно опасался за возможные ошибки. Будет, думал я, избран патриарх, он и исправит все допущенные ошибки. Теперь же, когда я облечен высоким званием патриарха, уже нельзя говорить о том, что кто-то другой исправит ошибки и сделает недоделанное, а нужно самому поступать безошибочно, по Божьей правде, и вести людей к вечному спасению. Но где же взять силы? Я обращаюсь с просьбой ко всем собравшимся архипастырям и верующему народу усилить молитвы за меня для того, чтобы молитвенным предстательством всего народа утвердилось дело церковного управления, и чтобы я, опираясь на молитвы всей Русской церкви, твердо вел вверенную мне Богом паству к вечному спасению.

Журнал Московской патриархии. 1943. N 2. С. 8.

N 7. Постановление СНК СССР N 993 «Об организации Совета по делам Русской православной церкви»

14 сентября 1943 г.

Совет народных комиссаров ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Организовать при Совете народных комиссаров Союза ССР Совет по делам Русской православной церкви, возложив на него задачу осуществления связи между правительством СССР и патриархом Московским и все Руси по вопросам Русской православной церкви, требующим разрешения правительства СССР.

2. Председателем Совета по делам Русской православной церкви назначить тов. КАРПОВА Георгия Григорьевича.

3. Обязать тов. КАРПОВА в декадный срок представить на утверждение Совнаркома СССР проект «Положения о Совете по делам Русской православной церкви при Совнаркоме СССР» и штаты Совета.

Председатель Совета

народных комиссаров Союза ССРИ. Сталин

Управляющий делами Совета

народных комиссаров СССРЯ. Чадаев

ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 218. Л. 179.

Подлинник, машинописный текст.

Подписи-автографы.

1. См. подробнее о политике Сталина в отношении религии, церкви и верующих в годы войны: Одинцов М.И., Кочетова А.С. Конфессиональная политика в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 2014.
2. О событиях этого судьбоносного дня — лично для себя, и для всей системы государственно-церковных отношений — Карпов оставил подробную записку. В течение многих десятилетий она находилась в секретных архивах, и содержащаяся в ней информация стала доступной для исследователей лишь в конце 1980х гг., а полностью записка была опубликована в 1992 г. См.: Одинцов М.И. Другого раза не было (о встрече И. В. Сталина с руководством Русской православной церкви) // Наука и религия. 1989. N 2; Одинцов М.И. О встрече И.В. Сталина с руководителями Русской православной церкви 4 сентября 1943 г. // Атеистические чтения. М., 1990. N 19; Одинцов М.И. И. Сталин: «Церковь может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства» // Диспут. 1992. N 3.
3. Журнал Московской патриархии. 1943. N 1. С. 7-8.
4. Журнал Московской патриархии. 1943. N 2. С. 3-5.
5. Журнал Московской патриархии. 1943. N 1. С. 3.
6. См.: Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сб. документов / сост. О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова. М., 2009. С. 207-230.
7. Цит. по: Волокитина Т.В. Москва и православные автокефалии Болгарии, Румынии и Югославии (К проблеме восприятия советской модели государственно-церковных отношений в 40е годы XX в.) // Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939-1958. (Дискуссионные аспекты). М., 2003. С. 106.
8. Пребывание делегации Англиканской церкви в Москве // Журнал Московской патриархии. 1943. N 2; Лондон — Москва: межцерковный диалог. Обмен делегациями Англиканской и Русской православной церквей. 1943-1945 гг. / публ. М.И. Одинцова // Исторический архив. 1995. N 1.
9. Британский союзник. 1943. 31 октября. С. 8.
10. Совмещение двух должностей, мыслимое первоначально как кратковременное, затянулось до марта 1955 г., вплоть до увольнения Г.Г. Карпова из органов уже в звании генерала КГБ.
11. Первоначально аппарат Совета располагался в двухэтажном особняке по ул. Кропоткинской, 20 (ныне Пречистенка). Чуть позже, в 1944 г. — по адресу: пер. Н.А. Островского, 10 (ныне — Пречистенский пер.).
12. Патриарх Сергий скончался 15 мая 1944 г. Согласно его завещанию пост патриаршего местоблюстителя занял митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). См. о нем: Одинцов М.И. Патриарх Победы. Жизнь и церковное служение патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского). М., 2015.

Что в них правда, а что домыслы — об этом мы спросили Владимира Долматова — историка и публициста, издавшего в ИД «Комсомольская правда» книгу «Сталин. Главные документы». О личности Иосифа Джугашвили он говорит, опираясь лишь на архивы и свидетельства очевидцев.

Миф 1. Сталин был недоучкой.

— До 8 лет Иосиф русский язык почти не знал, но за два года выучил, — говорит Владимир Долматов, — Духовное училище в грузинском Гори окончил с похвальным листом. Был отличником на первых курсах Тифлисской семинарии. Но был исключен за революционную деятельность. В 1924-м начал собирать библиотеку. К концу его жизни она насчитывала более 20 тысяч книг. Прочитывал до 500 страниц в день.

— Почему называл семинарию местом иезуитскими?

— Сам отвечал так: «Из протеста против издевательского режима». Весь день семинаристы находились под присмотром. Но именно там Сталин сочинял стихотворения, одно из которых в 1907 году вошло в «Сборник лучших образцов грузинской словесности».

Миф 2. Сталин ненавидел церковь

— Отношение Сталина к религии менялось. 4 сентября 1943-го он трех митрополитов пригласил к себе. Начал с вопроса «какие проблемы у церкви»? Они ответили, что нужен патриарх. Что надо для этого? Собрать архиерейский собор. Сколько времени? Несколько месяцев. И много священников по тюрьмам.

Через четыре дня десятки духовных лиц прибыли в Москву — по приказу Сталина их везли самолетами, поездами, в том числе из лагерей.

— В Джугашвили проснулся христианин?

— Сталин видел вклад, который церковь вносила в победу — танковые колонны строились на церковные деньги. А первым обратился с посланием к пастве встать против врага будущий патриарх Сергий (Страгородский). Из этого послания Сталин кое-что взял и в свое обращение к народу «Братья и сестры».

— Коба верил в бога?

— Документальных ссылок нет. Но свидетели мне говорили, что Сталин спускался в кремлевские соборы и там молился. А вот «свидетельства», что он бывал у матушки Матроны Московской — это миф.

— Но Сталин же много лет боролся с церковью?

— Когда в 1922-м в Шуе коммунисты отнимали церковное имущество, в протестующих стреляли — Сталин был против жестоких мер. Но Ленин, Троцкий подключились — и зазвучало: расстрелять. Сталин присоединился. И до 1934-го вел жесткую антицерковную линию. Но в 1934-м происходит резкий перелом. Снимают с репертуара пьесу Демьяна Бедного по причине «глумления над крещением Руси», закрывают журнал «Безбожник»…

Миф 3. Сталин был антисемитом

— Ряд историков утверждают, что за конфликтом Сталин-Троцкий стоит «сталинский антисемитизм». Но напряженность между ними — разномыслие о судьбах России и война за власть. В 20-е и 30-е годы антипатии к иудеям Сталин не испытывал. В 1923 году в команде Сталина было 3 еврея, а в 1936-м 9 наркомов СССР были евреями.

— Отношение Сталина к евреям менялось?

— После войны появляется государство Израиль — во многом благодаря Сталину: повлиял наш голос в ООН. Но вот первый посол Израиля в СССР Голда Меир в Москве пришла в синагогу — и её встречали тысячи евреев. Советские фронтовики-евреи пишут заявления: пустите нас в Израиль, хотим защищать наше государство. Это Сталина шокировало: у евреев была советская родина — и вдруг возникла другая, «историческая». Он вспомнил про недавний коллаборационизм ряда народов СССР. И начал борьбу. Не с еврейским этносом — с его элитой.

— Личные причины присутствовали?

— 17-летняя дочь Сталина Светлана влюбилась в 40-летнего замужнего драматурга Алексея Каплера. Тот начинает крутить с десятиклассницей роман — об это доносят вождю. Итог — в 1943-м Каплера отправляют в Воркуту. Светлана позже напишет, что Каплер стал человеком, из-за которого отношения с отцом разладились навсегда. В 1944-м она выходит замуж за выпускника МГИМО Григория Мороза — Сталин не приветствует брак. Мороз входит в близкое окружение Соломона Михоэлса, главы Еврейского антифашистского комитета. Позже в документах следствия по делу ЕАК прозвучало, что якобы Михоэлс говорил, мол, к Сталину подобраться не удалось, брак Светланы и Мороза разорвался, нужно восстановить это. Свидетельства попадают Сталину на стол, и он скажет дочери: «сионисты подбросили и тебе твоего первого муженька». Имея ввиду браки ряда соратников.

Миф 4. Сталин изолировал Ленина

— Ленин относился к Сталину как к близкому другу. Болезнь вождя еще более сблизила их. Ленин из Горок послал записку в Политбюро: «обязать Сталина один день в неделю целиком проводить на даче». 30 мая 1922 года произошел инцидент, который вновь подчеркнул особые отношения этих людей. Ленин, страшившийся паралича, вызвал Сталина в Горки. И потребовал от него достать яд, чтобы в критический момент покончить с собой. Сталин рассказал об этом Бухарину и сестре Ильича. Вместе они ободрили больного. Слукавили, что врачи обещают выздоровление. 16 декабря 1922 года у Ленина произошел второй инсульт. Рекомендация врачей категорична – полный покой. Пленум ЦК РКП(б) возложил на Сталина «персональную ответственность за изоляцию Владимира Ильича».

— Коба ссорился с Крупской?

— Историки утверждают, что причиной конфликта Ленина со Сталиным стало письмо, которое вождь с разрешения Крупской надиктовал Троцкому. Но не эта малозначащая записка из трех строк вывести Сталина из равновесия. Взбесила его другая диктовка. Которую ему тайно передала секретарем Ленина Фотиевой: «доставить от Сталина … цианистого калия». Она заставила Сталина позвонить Крупской и под горячую руку отчитать ее за самовольное разрешение Ленину диктовок.

Иосиф Виссарионович Сталин. Фото: Государственный архив РФ.

Миф 5. Сталин воевал «по глобусу»

— Маршал Василевский писал, что с середины войны Сталин «являлся самой сильной и колоритной фигурой стратегического командования». Про глобус сказал с трибуны Хрущев в феврале 1956-го. Оригинал этого доклада с XX съезда не сохранился, есть другой, и там слов про глобус уже нет. Зато в сталинском фонде есть оперативные карты, расчерченные рукой вождя.

— Но Москву в октябре 41-го Сталин готов был сдать немцам?

— Маршал Жуков писал, что в середине октября ему звонил Сталин с вопросом «отстоим ли Москву?» Жуков отвечал, что отстоим, но просил подкреплений, а Сталин не дал. 15 октября выходит постановление ГКО «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы», полностью написанное Сталиным: правительство, наркоматы, Генштаб эвакуировать в Куйбышев, заводы, предприятия, метро взорвать. Это можно назвать документом о сдачи Москвы.

— И 16 октября началась паника?

— Казалось, столица обречена. Закрыты магазины, остановился транспорт, заминировано более тысячи предприятий… Для эвакуации вождя и его окружения на аэродроме стоят четыре «Дугласа». За Абельмановской заставой приготовлен поезд с личной охраной Сталина. Но в ночь на 16 октября Сталин на листке бумаги пишет новое постановление ГКО, перечеркивающее предыдущее: «не прекращать движение в метро, в цехах особо важных восстановить работу…». Между двумя этими постановлениями ГКО разрыв в несколько часов. Откуда у Сталина появилась уверенность, что Москва выстоит? Ответа нет.

Миф 6. Сталин боялся Гитлера

— Нет. Гитлер и Сталин друг о друге мало высказывались. Были негативные реплики. Говорят о покушениях, которые они друг против друга «санкционировали» — но я не видел ни одного документа, где бы Сталин давал санкцию на физическое уничтожение Гитлера. И наоборот. Да, под Москву забросили «майора» Петра Таврина из рижской разведшколы «Цеппеллин» — но там речь шла об уничтожении любого из советских вождей, получись проникнуть в Кремль. И не факт что Гитлер знал в деталях про операцию.

Да, генерал НКВД Судоплатов писал про историю с Игорем Миклашевским, бывшим боксером, которого внедрили в РОА как перебежчика, чтобы он добрался до фюрера в Берлине. Но это было бессмысленно. Гитлер с Власовым-то не хотел встречаться — с какой стати он бы стал встречаться с каким-то экс-чемпионом, пусть даже по рекомендации своей любимицы, актрисы Третьего рейха Ольги Чеховой, которая Миклашевскому симпатизировала, будучи дружна с его матерью.

Миф 7. Сталин не любил самолеты и корабли

— Опасался. Возможно, на него повлияла страшная катастрофа в мае 1935-го с самым большим в мире самолетом «Максим Горький», в который врезался истребитель летчика-испытателя Благина. Сталин запретил членам политбюро летать. Сам дважды в жизни преодолел на самолете по 500 километров. В ноябре 1943-го вылетел из Баку в Тегеран на встречу с Рузвельтом и Черчиллем. И в декабре улетел обратно. В Потсдам на конференцию в 1945-м не летал, хотя его фото у трапа есть, но в Германию добирался на поезде. На юг — всегда по железной дороге. В сентябре 1933-го в Сочи в машину со Сталиным врезался грузовик, водитель которого оказался пьян. Через несколько дней вождь отправился на морскую прогулку на речном катере. Пограничников не предупредили — те начали стрелять. Катер ушел в открытое море. Начался шторм. Семь часов речное судно добиралось до Гагр. Сталин едва не погиб.

Миф 8. Сталин с женщинами был груб.

— Первую жену Като Сванидзе обожал. Но во время ее болезни (по одним данным — тиф, по другим — туберкулез) Коба был в розыске и вернулся в Тифлис за день до ее смерти. Она у него на руках умерла. Горе было огромным. На похоронах он спрыгнул в ее могилу – друзья вытаскивали его силой. А сына Якова отдал на воспитание ее родне. Когда же Сталин вернулся из очередной ссылки в 1917-м году в Петроград, остановился у старых знакомых Аллилуевых, где 16-летняя Надя влюбилась в героя-революционера. Он ей читал наизусть чеховские рассказы, затем увез ее на фронт. Она была его секретарем и его любовью. Но распишутся они лишь в 1919-м году. Говорят, что Иосиф довел Надежду до самоубийства в 1932-м, что был с ней груб… Причина, скорее, в ином. У Надежды часто болела голова, нервные приступы доводили до изнеможения. Один из них и закончился роковым выстрелом. Мария Сванидзе, сестра его первой жены, в дневнике записала, что Сталин был в таком горе, что не давал закрывать крышку гроба, приподнял голову Надежды и стал целовать.

Портрет второй жены, Надежды, с разбитым стеклом Коба хранил в своем кабинете. Почему стекло разбито — никто не знает.

Миф 9. Сталин из всех детей любил лишь Свету

— Своего старшего сына, Якова, воспитывавшегося у родни в Тифлисе, Сталин не видел много лет. Тот приехал в Москву в 1921–м. После школы Яков тайно от отца женился на дочери священника. А когда развелся и пытался застрелиться, Сталин обозвал сына «шантажистом». Яков окончил Московский институт инженеров транспорта, а затем по совету отца поступил на вечернее отделение Артиллерийской академии РККА. Когда попал в плен, Сталин будто бы бросил его в беде. Но в воспоминаниях Жукова есть момент, что Сталин очень переживал драму с сыном. В спецслужбах мне рассказывали, что готовились спецгруппы для освобождения Якова. Но того постоянно переводили из одного лагеря в другой.

Старший из якобы «внебрачных сыновей» Сталина Константин Кузаков стал видным чиновником Министерства культуры.

И да, Сталин не стал менять пленного фельдмаршала Паулюса на сына. При том данных о прямом предложении об обмене я не видел. Когда в 1945-м взяли трофейные документы — там были протоколы допросов Якова и свидетельства его гибели.

К сыну Василию Сталин был строг, но справедлив. С июля 1942 года Василий сражается на фронтах Великой Отечественной. Был ранен. Во время войны несколько раз получал со стороны отца официальные взыскания по службе, понижался по должности за нарушения.

— О сыновьях, рожденных в ссылках, вспоминал?

— Писали, что в ссылке в Сольвычегодске у Сталина были отношения со вдовой Марией Кузаковой, у которой после отъезда Сталина родился сын Константин. Карьера Кузакова удалась — руководил в Минкульте управлением кинематографии, издательством «Искусство».

Интереснее история из красноярского села Курейки. Утверждают про сожительство с 14-летней Лидией Перепрыгиной, родившей Сталину сына Сашу. Но в основе всего, написанного об этом — три абзаца из записки главы КГБ Ивана Серова Никите Хрущеву в июне 1956-го. В первой части записки Серов сообщает про публикацию в журнале «Лайф» о том, что Сталин был агентом охранки — и глава КГБ доказывает, что это фальшивка. Потом сообщает о документах из красноярского архива о ссылке Сталина. И в конце пишет, что состоялся «разговор по Перепрыгиным». А несколько лет назад в архивах я наткнулся на письмо секретаря ЦК партии Аристова — Хрущеву, который пишет, что в 1946-м, когда он был первым секретарем Красноярского обкома, к нему обратился помощник Сталина Поскребышев. Просил разузнать — как там Перепрыгины. И Аристов послал в Курейку инструктора Сиротенко. Тот разузнал — про историю сожительства. А Сталину доложили, что живы-здоровы.

Младший сын, Александр Давыдов, — офицером.

Мне кажется, эту историю сочинили в 1956-м Аристов, который курировал КГБ, глава КГБ Серов и Хрущев.

Миф 10. Сталин опасался врачей

— Он часто выезжал в санатории в Сочи. Но когда умер — осталось лишь три дела, связанных с его болезнями. И всего три кардиограммы, причем две — 1953-го. И это при нескольких инсультах! Есть провалы в несколько лет, когда отсутствуют документы о наблюдении врачей и постановке диагнозов Сталину. Аппендицит, например, ему удалял еще в начале 20-х хирург Розанов — он продержался рядом со Сталиным до конца 30-х.

— Здоровье Сталина не богатырское?

— Сердце было изношенным. Нагрузки огромные. Поездки на курорты лечение не заменяли. Последняя поездка на юг — в 1952-м. После этого он сидел на партийном съезде — и было видно, несколько он уставший. Вид отрешенный. Доклад отдал Маленкову. Сам выступил лишь с заключительным словом – уложился в 7 минут. 16 октября подал заявление об отставке, это была четвертая такая просьба (в 20-е годы было три).

Миф 11. Сталина убили.

— Кому это было выгодно? Не Берии — Сталин собирался объединить МВД и МГБ и поставить Берию во главе. Хрущеву? По его воспоминаниям, 28 февраля Сталин будто бы собрал ближний круг в Кремле — посмотреть фильм. Потом поехали на дачу, где якобы ели и пили до утра. Но в журнале посещений Сталина в Кремле нет отметок о визите гостей 28 февраля, как и того, что сам вождь там был. Его заказ в меню на ужин: паровые картофельные котлетки, суп, сок и простокваша — гостей явно не ждал. 1 марта в кабинете Сталина весь день — никакого движения. Почему никто из охраны не потревожил «хозяина»? Она подчинялась главе МГБ Игнатьеву — в его же подчинении была и «лаборатория Х», изучавшая воздействия ядов на человека. Лишь вечером, когда фельдъегерь приехал с почтой, охранники вошли к Сталину и увидели его лежащим на полу. Положили на диван. И только утром 2 марта (!) приезжают врачи. Диагностировали паралич и инсульт. Смерть зафиксировали 5 марта в 21.50.

— В журнале истории болезни Сталина есть правки?

— В расшифровке ЭКГ сказано, что изменения миокарда произошли не в передней, как следовало, а в задней стенке желудочка. Светила медицины так не ошибаются. Вождь умер вечером, а вскрытие тела началось уже в 4 утра. И не в специальной лаборатории Мавзолея, как полагалось, а в неприспособленном помещении. Зачем спешили, акт вскрытия несколько раз перепечатывали? Из-за нестыковок и возникла версия с отравлением. Но официальная версия — инсульт.

Тот самый обстрелянный пограничниками катер, в котором Сталин (второй слева) едва не погиб.

Миф 12. Сталин хотел остановить репрессии

— Массовой реабилитации при нем не было. Но в 1938-м пошел вал жалоб от бывших военных, 38 тысяч дел были рассмотрены и тысячи вышли на свободу, им вернули звания. Но главная загадка Сталина — большой террор 1937 и 1938 годов. Объяснение, что он одним махом решил избавиться от врагов — не работает.

— Но он твердил о врагах?!

— Февральско-мартовский пленум 1937 года, нарком НКВД Ежов выступает с докладом о том, что враги пробрались в советский и партийный аппарат. О массовых репрессиях в марте-апреле речи нет. Документов таких — нет. В мае — «заговор Тухачевского» ( вообще-то заговор против Ворошилова был). 1 июля Сталин пишет постановление «Об антисоветских элементах». Две группы — одну к расстрелу, вторую — в лагеря. Рассылают постановление по обкомам партии — чтоб те представили свои списки. В обкомах пишут наобум: расстрелять и посадить столько-то. Через две-три недели они же пишут «пересмотреть лимиты». В сторону увеличения. Ни один не написал «уменьшить». Вот здесь и начинается большой террор. Потому будет третья, четвертая волны. По национальным вопросам — поляков, японцев, немцев. При том известно, что Сталин следил лишь за «расстрельными» списками в высшем партаппарате. Страха постоянных заговоров у него не было — он хотел расправиться с 42 тысячами «партзаговорщиков» из высшего и среднего звена. То, что происходило с кулацким элементом и другими — отдал местным властям. И волны репрессий прокатились в один год, и исполнитель один — НКВД.

Во власти Сталина было остановить молох еще в декабре 1937-го, но нет ответа — почему он не сделал этого.

Иосиф Сталин в умах многих — великий вождь или хитрый тиран. Фото: Государственный архив РФ.

ВОПРОС ДНЯ

Почему в наших умах так засел Сталин?

Максим СУРАЙКИН, глава партии «Коммунисты России»:

— Мы едим, пьем, одеваемся-обуваемся за счет того, что строилось при Сталине и сразу после него. Того соцобеспечения, что было при Сталине, не было нигде и никогда в мире. Он стал отцом народов потому, что о народе заботился искренне.

Ирина ПРОХОРОВА, главный редактор «Нового литературного обозрения»:

— Культ личности тогда насаждался всей мощью государственной пропаганды. Невероятно долгоиграющий эффект. Можно продолжать оправдывать уничтожение огромного количества невинных людей — но на этой платформе ничего нового построить невозможно.

Александр ВЕДРУСОВ, политолог:

— Для россиян Сталин олицетворяет запрос на справедливость. Для них Сталин — бессребреник. Человек легендарно нематериалистичный. При этом у него френч был заштопан. Не признавал стяжательства.

Михаил ШЛЯПНИКОВ, фермер, блогер:

— Сталин идеализирован. Эксплуатируется штамп «при Сталине все было хорошо». И ничего плохого про него не говорили. Сталин — это ностальгия по прошлому.

Андрей КАБАНОВ, глава фонда «Город без наркотиков»:

— Помню, на премьере фильма «Освобождение» был полный зал ветеранов, и когда на экране возникал Сталин — весь зал вставал. Этот человек будет в умах всегда, пока у народа есть память, — и всегда останется запрос на сильного правителя.

Александр БРОД, Московское бюро по правам человека:

— Лет 15 я с грустью наблюдаю рост популярности Сталина, его реабилитацию и усиление позиций этого образа. Сталин становится живее и сильнее, если растет потребность общества в справедливости и законности. Ленин ушел на второй план, а Сталин стал символом сильного государства и жесткой руки. Все эти мифы о честном и в то же время бескомпромиссном вожде стали присущи именно Сталину. Оправдываются многотысячные жертвы. Что с этим делать? В первую очередь просвещать. Сталин будет уходить на второй план, когда будут расти законность и качество жизни.

«Комсомолка» рекомендует

Уникальные альбомы серии «Главные документы» — «Великая Отечественная война» и «Сталин». Это более 1200 редчайших фотографий, распоряжений Ставки, личных приказов Сталина, оперативных карт, уникальных рисунков и постановлений того времени, еще недавно находившихся под грифом «совершенно секретно». Высокое качество полиграфического исполнения книг, а также эксклюзивные архивные материалы придутся по душе всем ценителям военно-исторической литературы.

Приобрести документальные альбомы можно на shop.kp.ru и в фирменном магазине «КП» по адресу: г. Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1.

16+ АО «ИД «Комсомольская правда», Москва ОГРН 1027739295781

Вопрос:

В настоящее время осуществляются попытки оправдать деяния И.В. Джугашвили по истреблению Церкви, русского народа и людей других национальностей. Не являются ли попытки оправдывать деяния правителей соучастием в грехе, духовным преступлением? Ведь Иоанн Креститель открыто выступал против греховных деяний царя Ирода.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Подавляющее большинство современных православных людей пришло в Церковь в сознательном возрасте. Обратившись к христианскому учению, они сохранили закваску той идеологии, при господстве которой они сформировались и жили. Многие упорной работой над собой вычистили сознание от всего чуждого вере. Сознание других осталось пестрым, эклектическим. Старые идеологические и политехнические ценности порой у них доминируют над христианскими.

Поклонники И. Сталина строят свою позицию на нескольких совершенно ложных утверждениях.

Например, они утверждают, что «И.В. Сталин не был гонителем Церкви, а покровительствовал ей». Для доказательства этого они приводят выдержки из некоторых документов, нарочито сокращая их. Так, из циркулярного письма ЦК РКП(б) № 30 от 16 августа 1923 г. «Об отношении к религиозным организациям» приводят указания:

«1) воспретить закрытие церквей, молитвенных помещений… по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации, а где таковое закрытие имело место – отменить немедля;

2) воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и проч. путем голосования на собраниях с участием неверующих или посторонних той группе верующих, которая заключила договор на помещение или здание;

3) воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и проч. за невзнос налогов, поскольку такая ликвидация допущена не в строгом соответствии с инструкцией НКЮ 1918 г., п. 2;

4) воспретить аресты “религиозного характера”, поскольку они не связаны с ярко контрреволюционными деяниями “служителей Церкви” и верующих».

В первом пункте стоят три точки, так как поклонники И. Сталина при цитировании нарочито опускают слово «синагог». Теперь обратимся к документу: «Строго секретно. ЦК предлагает всем организациям партии обратить самое серьезное внимание на ряд серьезных нарушений, допущенных некоторыми организациями в области антирелигиозной пропаганды и вообще в области отношений к верующим и к их культам». Почему надо избегать серьезных нарушений в области антирелигиозной пропаганды и в области отношений к верующим и к их культам? В тексте сказано ясно: «Эти и подобные им многочисленные примеры с достаточной яркостью свидетельствуют о том, как неосторожно, несерьезно, легкомысленно относятся некоторые местные организации партии и местные органы власти к такому важному вопросу, как вопрос о свободе религиозных убеждений. Эти организации и органы власти, видимо, не понимают, что своими грубыми, бестактными действиями против верующих, представляющих громадное большинство населения, они наносят неисчислимый вред советской власти, грозят сорвать достижения партии в области разложения Церкви и рискуют сыграть на руку контрреволюции». Как видим, письмо вызвано тактическими соображениями, а стратегическая цель – ликвидация религии.

Второй документ – от 12 сентября 1933 года.

«Совершенно секретно. № 1037/19. Тов. Менжинскому В.Р.

В период с 1920 до 1930 годов в Москве и на территории прилегающих районов полностью уничтожено 150 храмов. 300 из них (оставшихся) переоборудованы в заводские цеха, клубы, общежития, тюрьмы, изоляторы и колонии для подростков и беспризорников. Планы архитектурных застроек предусматривают снос более чем 500 оставшихся строений храмов и церквей.

На основании изложенного ЦК считает невозможным проектирование застроек за счет разрушения храмов и церквей, что следует считать памятниками архитектуры древнего русского зодчества». О чем говорит документ? Прежде всего, о вандализме: за десять лет было полностью уничтожено 150 храмов. Во-вторых, этот документ свидетельствует о поругании церковных святынь властями: 300 не уничтоженных храмов, где раньше возносилась молитва Богу, были закрыты. Они превращены в цеха, тюрьмы, изоляторы и колонии. В большинстве из них были устроены туалеты. Осквернены алтари. В-третьих, циркуляр ничего не говорит о том, что не следует закрывать храмы. Говорится лишь о том, что нельзя сносить храмы, которые «следует считать памятниками архитектуры древнего русского зодчества». Это не значит, что после не были снесены уникальные памятники зодчества. Выдающийся памятник московского барокко церковь Успения на Покровке (1696–1699) была разрушена в 1935–1936 годах. Такова была судьба и других памятников храмового зодчества.

Большинство народа было верующим. Уничтожение дорогих им храмов причиняло миллионам людей боль и страдания. Кинооператор В. Микоша вспоминал о гибели храма Христа Спасителя.

«В середине лета 1931 года меня вызвал директор кинохроники В. Иосилевич.

– Я решил тебе, Микоша, доверить очень серьезную работу. Только будет лучше, если об этом меньше болтать. Понял? Есть указание свыше, – и он поднял указательный палец выше головы. Посмотрев очень пристально мне в глаза, сказал:

– Приказано снести храм Христа. Будешь снимать!

Мне показалось, что он сам не верит в такой чудовищный приказ. Не знаю почему, я вдруг задал ему вопрос:

– А что, Исаакий в Ленинграде тоже будут сносить?

– Не думаю. А, впрочем, не знаю. Не знаю… Так вот, с завтрашнего дня ты будешь вести кинонаблюдение за его разборкой…

Когда дома я сказал, что будут сносить храм Христа Спасителя, мама не поверила.

– Этого не может быть! Он украшает нашу Москву, сияет над ней, как солнышко. Какие там мраморные скульптуры, золотые оклады, иконы, фрески на стенах! Сколько имен: Суриков, Крамской, Семирадский, Верещагин, Маковский, Клодт, Логановский… В галереях под храмом мраморная летопись побед Отечественной войны с именами погибших героев. Ведь в честь победы русского оружия и был воздвигнут храм Христа Спасителя. Весь народ русский жертвовал на него последние сбережения. От нищеты до господ. Упаси Бог!..

Первые минуты я даже не мог работать. Все было настолько чудовищным, что я в изумлении стоял перед камерой и не верил глазам своим. Наконец взял себя в руки и начал снимать.

Через широко распахнутые бронзовые двери не выносили – выволакивали с петлями на шее чудесные мраморные скульптуры. Их просто сбрасывали с высоких ступеней на землю, в грязь. Отламывались руки, головы, крылья ангелов. Раскалывались мраморные горельефы, дробились порфирные колонны. Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов золотые кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками привезенная из Бельгии и Италии бесценная мраморная облицовка стен. Погибали уникальные живописные росписи на стенах собора.

Изо дня в день, как муравьи, копошились, облепив несчастный собор, военизированные отряды. За строительную ограду пропускали только с особым пропуском. Я и мой ассистент Марк Хатаевич перед получением пропуска заполнили длинную анкету с перечислением всех родственников живых и давно умерших.

Красивейший парк перед храмом моментально превратился в хаотическую строительную площадку, с поваленными и вырванными с корнем тысячелетними липами, изрубленной гусеницами тракторов редчайшей породы персидской сиренью и втоптанными в грязь розами.

Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены, в пустые провалы огромных окон врывался холодный со снегом ветер. Работающие батальоны в буденовках начали вгрызаться в трехметровые стены. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника, которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом. Почти весь ноябрь ожесточенно работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались. Тогда пришел приказ. Мне сказал под большим секретом симпатичный инженер:

– Сталин был возмущен нашим бессилием и приказал взорвать собор. Даже не посчитался с тем, что он в центре жилого массива Москвы…

Только сила огромного взрыва, и не одного, 5 декабря 1931 превратила огромное, грандиозное творение русского искусства в груду щебня и обломков.

Мама долго плакала по ночам. Молчала о храме. Только раз сказала:

– Судьба не простит нам содеянного!

– Почему нам?

– А кому же? Всем нам… Человек должен строить. А разрушать – это дело антихриста».

Владимир Солоухин писал: «Взрыв храма Христа Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа».

Поклонники И. Сталина утверждают, что он покровительствовал Церкви, закрывая глаза на страшную историю гонений, которые по жестокости и масштабности намного превышают гонения в Римской империи. К 1917 году в России насчитывалось 54 692 приходских храмов. Было 1025 монастырей. В составе приходского духовенства насчитывалось 51 105 священников и 15 035 диаконов. Во второй половине 1930-х годов на территории страны все монастыри были уничтожены. «В 1928 году закрыто было 534 церкви, а в 1929 – уже 1119 храмов. В 1930 году упразднение православных общин продолжалось с нарастающим темпом. В Москве из 500 храмов к 1 января 1930 года оставалось 224, а через два года – только 87 церквей, находившихся в юрисдикции Патриархии. В Рязанской епархии в 1929 году было закрыто 192 прихода, в Орле в 1930 году не осталось ни одной православной церкви… К 1939 году во всей России осталось лишь около 100 соборных и приходских храмов (Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви. Глава «Русская Православная Церковь в 1929–1941 годах»).

Одновременно шло уничтожение священнослужителей. «Как производились аресты, допросы, с какой скоростью тройки выносили постановления о расстрелах, свидетельствуют данные правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий: в 1937 году было арестовано 136 900 православных священнослужителей, из них расстреляно 85 300; в 1938 году арестовано 28 300, расстреляно 21 500; в 1939 году арестовано 1500, расстреляно 900; в 1940 году арестовано 5100, расстреляно 1100; в 1941 году арестовано 4000, расстреляно 1900» (см.: Дамаскин (Орловский), игумен. История Русской Православной Церкви в документах Архива Президента Российской Федерации).

В течение нескольких лет мне приходилось участвовать в подготовке материалов к канонизации святых (в том числе и священномучеников и новомучеников). Знакомство со следственными делами убеждает, что действовала жестокая и хорошо спланированная система террора. Необходимо поставить вопрос: несет ли И. Сталин за это ответственность? Да. Несет ответственность не только как глава тоталитарного государства, но и как прямой инициатор. 15 мая 1932 года И. Сталин подписал Декрет о второй пятилетке. В Декрете наряду с экономическими показателями была поставлена цель: к 1 мая 1937 «имя Бога должно быть забыто на территории страны». Не произошло это, потому что Божественный Спаситель дал обетование: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18).

Поклонники И. Сталина чаще всего ссылаются на встречу И. Сталина ночью 4 сентября 1943 года. В результате произошло лишь ослабление гонений. Причины были внутренние и внешние. Два года войны показали, что выстоять и победить можно только при жертвенном участии всего народа. Во время переписи 1937 года 57,7% опрошенных назвали себя верующими. Это побудило отступить от объявленной 15 мая 1932 года политики полного уничтожения религии, потому что в народе это вызывало недовольство. Вторая причина была внешняя – пропагандистские шаги для западных союзников. Сказанное можно подтвердить тем, что гонения ослабли, но не прекратились. В заключении продолжал томиться святитель Афанасий (Сахаров). 5 ноября 1943 года ярославским НКГБ епископ Кинешемский Василий (Преображенский) был арестован и 7 ноября заключен в ярославскую внутреннюю тюрьму. 13 августа 1945 владыка скончался в ссылке. В сентябре 1944 года был арестован священномученик архимандрит Серафим (Шахмуть; 1901–1945). Он мужественно исповедовал православную веру во время пыток и издевательств и скончался в тюрьме НКВД.

С 1948 года начинаются новые аресты духовенства, которые продолжаются весь период с 1948 по 1953 год, и, самое главное, с этого времени начинается методичное закрытие храмов. Если к 1948 году у нас было 14,5 тысяч храмов, то за последние годы жизни Сталина было закрыто около тысячи храмов. В записке И. Сталину, поданной 25 июля 1948 года министром МГБ В. Абакумовым, сообщается, что за период с 1 января 1947 года по 1 июня 1948 года «за активную подрывную деятельность» было арестовано 1968 «церковников и сектантов»; православных – 679.

Поклонники И. Сталина утверждают, что он был верующим. Мнение это придумано и не имеет никаких фактических данных. Законно спросить: как верующий христианин мог создать один из самых бесчеловечных режимов? Миллионы расстреляны и замучены в лагерях. Почти полвека шла работа по реабилитации невинно осужденных. В архиве есть документ, от которого становится страшно. Это секретная книга, подготовленная Главным управлением исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД СССР «Работа с несовершеннолетними и безнадзорными» (ГАРФ. Ф. Р-9414. Оп. 1. Д. 28. Л. 14–17 ). В ней говорится: «В настоящее время в системе ГУЛАГа действуют 50 трудовых колоний закрытого и открытого типа. С момента решения ЦК ВКП(б) и СНК через трудовые колонии пропущено 155 506 подростков в возрасте от 12 до 18 лет, из которых 68 927 судившихся и 86 579 не судившихся». Через ГУЛАГ за пять лет пропущено 155 506 подростков!

Хочется спросить поклонников И. Сталина: чем отличается страшный Карагандинский ИТЛ (Карлаг) и другие концентрационные лагеря от Освенцима, Дахау, Бухенвальда? Отвечу: отличаются, главным образом, составом: в гитлеровских лагерях сидели в основном пленные, а в сталинские концлагеря сажали своих граждан.

И. Сталин принес горе миллионам людей. Нет необходимости в статистике. Достаточно прикоснуться к тем документам, в которых запечатлелись страдания. Анна Ахматова писала: «Я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то “опознал” меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): «А это вы можете описать?» И я сказала: «Могу». Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом» (Реквием. Вместо предисловия). До самой смерти сохранялось у нее мучительная память о пережитом:

«И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь».

(Реквием. Вступление).

Бытует миф о том, что И. Сталин приезжал к блаженной старице Матроне. Это совершенно невозможно предположить из того, что мы знаем о жизни этой дивной угодницы Божией. В 1997 году священноначалие поручило мне подготовить материалы к канонизации Матроны Никоновой. Приходилось по крупинкам собирать о ней сведения. Нет ничего, что могло бы подтвердить приезд к ней Сталина. Она была гонимой. В любой день была готова к аресту. Такое положение сохранилось до самой ее смерти 2 мая 1952 года.

Попытка представить жестокого гонителя Церкви верующим христианином и благодетелем Церкви опасна и может принести только духовный вред. Так размываются границы добра и зла. Привыкание ко злу – страшная болезнь нашего времени.