Страх или любовь?

Как называется боязнь любви, или как избавиться от филофобии?

Нескончаемая череда пассий, половых партнеров или же, наоборот, полная замкнутость и девственно чистая биография отношений. Казалось бы, два совершенно противоположных явления, характеристики кардинально разных людей, но есть у них кое-что общее. И это что-то — боязнь любви, страх перед отношениями. Или на языке экспертов — филофобия. Как и любой другой страх, это чувство возникает из-за негативного прогнозирования развития событий, порой совершенно не имеющего оснований.

Причины боязни любить

Ничем не подкрепленные опасения мнимого будущего предательства, потери свободы и личного пространства, зависимости от партнера вынуждают человека запрещать себе проявление нежности и искренних чувств к противоположному полу. Из двух зол одиночество кажется меньшей. Но так ли это? И является ли любовь злом? Чтобы прийти к ответам, стоит разобраться в причинах этого нелогичного, но, к сожалению, весьма распространенного явления.

Основные причины развития фобического расстройства:

  • Детство. Первый опыт отношений человек получает в своей семье. В качестве зрителя он знакомится с этим понятием, глядя на родителей. Гармония между мамой и папой закладывает первый постулат в юную голову: любить это приятно. Если же домашняя атмосфера искрит скандалами, унижением, физической расправой, супружеской неверностью, ребенок растет с искаженной картиной мира. Неполная семья тоже накладывает отпечаток: обиженные матери-одиночки своей позицией жертвы воспитывают в дочерях фобию любви и недоверие к мужчинам. Во взрослой жизни такие люди видят опасность в создании семьи.
  • Первая любовь. Шквал эмоций, настигших впервые, может быть запредельным. Неведанные до этого чувства запоминаются на всю жизнь. И если отношения заканчиваются, то есть риск провести немалую часть жизни, перебирая короткими интрижками в поисках «не меньшего градуса». Или же болезненное расставание вызывает боязнь влюбиться снова.
  • Гиперопекающие родители. Вырвавшись из цепких родительских объятий, человек тщательно оберегает свои границы и свободу. Когда в его жизни появляется любящая заботливая половинка, в подсознании всплывает мама со своим не терпящим возражений «я считаю». С такими неосознанными проекциями сталкивается в своей практике психолог-гипнолог Никита Валерьевич Батурин. Клиент никак не может объяснить свою боязнь любить. В процессе полного погружения всплывают детские воспоминания о тотальном контроле со стороны родителей.
  • Склонность к идеализации партнера. В юности мы склонны идеализировать родителей, кинозвезд или героев любимых книг. И фантазируем, что таким же безупречным, как кумир на постере, будет наш партнер. Однако возвращаясь со съемок или гастролей, эти кумиры тоже разбрасывают носки, громко отрыгивают и забывают поздравить тещу с днем рождения. Идеальных людей не бывает, не стоит тратить время на поиски или дрессировку пока еще не соответствующей заданным критериям жертвы.
  • Заниженная самооценка. Страх потерпеть фиаско при интимной близости, в материальном вопросе или не соответствовать своему партнеру заставляет разрывать отношения или вовсе не завязывать их. Частенько это тоже привет из детства, когда критика, пренебрежение и обесценивание были частью воспитания.
  • Прагматизм и сухость. Запланировать чувства невозможно так же, как и развитие отношений. Перфекционисты не задерживаются в паре из-за склонности оптимизировать и переделывать партнера. Нескончаемые придирки и завышенные требования сведут на нет даже самые крепкие чувства.
  • Сексуальное, физическое или эмоциональное насилие. Непроработанные печальные факты в биографии приводят к тому, что любое сближение вызывает опасение повторения истории. Потенциальный агрессор видится в любом человеке, проявляющем интерес. Страх еще раз пережить этот ужас пересиливает перспективу счастливой жизни.
  • Негативный опыт прошлых отношений. После причиненной боли, пережитых измен, предательства боязнь любить становится некой гарантией того, что больше это не повторится. Но стоит ли грести всех под одну гребенку?

Симптомы филофобии

Как выяснилось, природа такой фобии, как боязнь любви очень многогранна. И проявляться она может по-разному.

Стоит насторожиться, если уже на начальном этапе неосознанно разрушаются отношения и история повторяется. Причем пока контакт не обременен никакими обязательствами, филофоб чувствует себя очень комфортно. Если события разворачиваются в сторону крепких серьезных отношений, возникает желание «слиться». Такой побег может быть прикрыт намеренной ссорой или неприкрытой изменой. Этот самообман позволяет тешить себя тем, что «так получилось».

Нарушения сна, повышенная раздражительность и нервозность, страх потерять свободу, вспыльчивость и плохое настроение дают основания заподозрить боязнь любви. Таким людям свойственно вступать в невротические или созависимые отношения. Цель – подтвердить свои негативные убеждения и поддержать некомфортное состояние, находясь в отношениях. Люди упиваются своим состоянием жертвы, пребывая грустными, обиженными, беспомощными или униженными.

Чувство несправедливости, переплетающееся с самообвинениями, вызывает характерный для филофобов комплекс агрессии. Их выдают: одиночество, бездетность, личностная деградация, домашний садизм, сознательное ожирение и уродование своей внешности (начиная отказом от косметики до татуировок, умышленных ожогов).

Филофобам свойственно обзаводиться неприятной внешностью и проявлять агрессию по отношению к тем, кто им нравится. Получая знаки внимания и проявления любви от объектов своей симпатии, отталкивают их.

Лечение страха любви

Эта фобия вызывает конфликт между желанием и боязнью любви. Человек жаждет решить эту проблему, но даже не знает как она называется.

  • Первым шагом в преодолении проблемы будет выявление причин. Первоисточник страха укажет по какому пути двигаться. Здесь нелишней будет совместная работа с психологом.
  • Необходимо давать себе право на ошибку, не ставя завышенных ожиданий. Девушки лишают себя возможности на счастье, когда мысленно проживают все этапы отношений и заблаговременно придумывают себе их неудачный исход. Парень еще цветы в киоске покупает, а она уже нафантазировала, как у них ничего не выйдет, и не пришла на встречу. Учитесь быть в моменте.
  • Работа над самооценкой. Это и постоянное саморазвитие для осознания своей ценности и значимости, и параллельная проработка детских травм со специалистом, например с психологом-гипнологом Батуриным Никитой Валерьевичем. В свободное время практикуйте соответствующие медитации. Уделяйте внимание себе, изучайте свои желания.
  • Проработайте свои страхи: любить не так страшно, как остаться в одиночестве. Потратьте свой потенциал и энергию на любимого человека, а не на обслуживание страхов.
  • Поборите свой перфекционизм и прекратите поиски идеала. Прицельное выискивание недостатков с игнорированием достоинств партнера будет водить вас по кругу.

Внимательность к себе, открытость поспособствуют вашему сближению с окружающим миром. Со временем доверительные близкие отношения перестанут пугать своей неизвестностью. Будьте счастливы!

Толкования Священного Писания

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Вопрос: Если боящийся не совершен в любви, то почему несть лишения боящымся Его (Пс. 33:10)? Если нет лишения, то ясно, что совершенен. Каким же образом боящийся не совершенен?

Ответ: Прекрасное благочиние Божественных Писаний, определяя по спасительному законоположению Духа степени тех, кто от внешней множественности страстей направляется к Божественному Единству, называет «боящимися» вводимых и пребывающих еще преддверии божественного храма добродетелей; стяжавших же соответствующий навык в добродетельных помыслах и нравах обычно называет «преуспевающими»; а достигших уже умозрительным путем самой вершины проявляющейся в добродетелях Истины нарицает «совершенными». Итак, ни боящийся Господа, всецело отвратившийся от ветхого жития в тлении страстей и из страха предавший всё свое душевное расположение божественным повелениям, не лишен ни одного из благ, приличествующих вводимым , хотя он еще не приобрел навыка в добродетелях и не сделался причастником мудрости, проповедуемой между совершенными (1 Кор. 2:6); ни преуспевающий не лишен ни одного из благ, относящихся к его степени, хотя он и не стяжал еще самого ведения божественных , отличающего совершенных.

Опять же те, которые мужественно проходят деятельное любомудрие как не освободившие еще душу от страха и памятования о будущих божественных наказаниях, пусть будут признаваемы нами за «боящихся», которые, согласно блаженному Давиду, нисколько не лишены того, что необходимо для борьбы за истину с супротивной силой, хотя им и не хватает дарованных свыше и распространяющихся в уме таинственных созерцаний, совершенным. А удостоившиеся уже мистическим образом созерцательного богословия, очистившие ум от всякого материального представления и носящие безукоризненный образ и подобие божественной красоты пусть будут для нас «возлюбленными».

Итак, согласно блаженному Давиду, боящимся (как «боящимся») несть лишения, хотя «боящийся» и не обладает полнотой и совершенством непосредственного единения со Словом, наравне с «любящими» Господа. Ибо каждый в своем порядке (1 Кор. 15:23) и в определенной для него обители имеет совершенство, хотя один по сравнению с другим и бывает более возвышенным по качеству или количеству духовного возмужания.

Поскольку же страх бывает двояким, по написанному: бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10:28), и: страх Господень чист, пребываяй в век века (Пс. 18:10), и: велий и страшен есть над всеми окрестными Его (Пс. 88:8), то должно исследовать, как любовь изгоняет страх, если он пребываяй в век века, а также как Бог пребудет в беспредельные века страшным для всех, кто окрест Его?

Или лучше: поскольку страх, как я сказал, бывает двояким, один — чистым, другой — нечистым, то, значит, тот страх, который, будучи нечистым, возникает при проступках и в ожидании наказания, имеет причиной своего происхождения грех, а поэтому не пребудет всегда, уничтожаемый вместе с грехом через покаяние; чистый же страх, всегда возникающий независимо от памятования при проступках, не уничтожается никогда. Потому что он каким-то сущностным образом был внедрен Богом в тварь, делая явной для всех естественную досточтимость Его превосходства, превышающего всякое царство и силу. Поэтому тот, кто не боится Бога как Судью и не благоговеет пред Ним по причине преизбыточествующего превосходства беспредельной силы, справедливо не имеет лишения, будучи совершенным в любви, хотя и с благоговейным страхом и подобающим преклонением любит Бога. Такой человек стяжал страх, пребывающий в век века, и ему несть лишения ни в чем.

Таким образом, созвучны друг с другом пророк и Евангелист: один, говоря, что несть лишения боящимся Господа чистым страхом, а другой — что боящийся Его как Судью вследствие загрязненной совести не совершенен в любви. Согласно такому пониманию, Бог является страшным для всех, кто окрест Его, как бы примешивая страх к любви у тех, кто любит Его и окажется окрест Его. Ибо любви самой по себе, без страха, присуще становиться презрением, как то часто бывает, если близость, естественно рождаемая ею, не сдерживается уздой страха.

Если угодно, исследуем и что значит окрест Его (Пс. 88:8). Окружаемый имеет окружающих его. Поскольку же Господь имеет окружающих , то под «находящимися позади» будем подразумевать тех, которые путем заповедей и в соответствии с деятельной добродетелью безупречно пошли за Господом Богом; под «находящимися слева» — успешно осуществляющих естественное созерцание в духе с помощью благочестивого постижения судов , ибо Книга Притчей Соломоновых говорит о мудрости: В шуйце же ея богатство и слава (Притч. 3:16); под «находящиеся справа» — тех, кто воспринял чистое от чувственного мечтания и нематериальное ведение умопостигаемых , ибо лета жизни в деснице ея (там же); под «находящимися спереди» — тех, кто в силу преизбыточествующего и духовно-страстного влечения к божественной Красоте удостоился наслаждения лицем к лицу.

Если же в этом выражении содержится другой, более возвышенный глубокий смысл, то он доступен вам и подобным вам божественным мужам.

Вопросоответы к Фалассию.

Первый страх любовь совершенная изгоняет вон из души, ее стяжавшей, и не боящейся уже муки; а второй, как сказано, она всегда имеет сопряженным с собою. Первому приличествуют следующие слова Писания: страхом Господним уклоняется всяк от зла (Притч. 15:27); и: начало премудрости страх – Господень (Притч. 1:7); ко второму: страх Господень чист пребываяй в век века (Пс. 18:10); и: несть лишения боящимся Его (Пс. 33:10).

Тот еще не имеет бесстрастия, кто в случае искушения, не может оставить без внимания погрешность друга, в самом ли деле она есть за ним, или только кажется, что есть. Ибо скрывающиеся в душе такого страсти, возбуждаясь, ослепляют ум и не дают усмотреть лучи истины и различить доброе от худого. Не следует ли положить, что таковой не стяжал еще и совершенной любви, изгоняющей вон страх суда.

Главы о любви.

См. также Толкования на Пс. 2:11 и Пс. 18:10

Что значит страх Господень? Почему написано: бойся Бога?

Конечно, здесь речь не идет о Боге-чудище и тиране, вспышек гнева которого стоит опасаться людям. Ведь от такой личности стоит держаться подальше. Но Господь, наоборот призывает к Себе:

«Придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша…»(Ис. 55:3)

«Взыщите Господа и силы Его, ищите непрестанно лица Его…» (1 Пар. 16:11)

«Ищите добра, а не зла … и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами» (Ам. 5:14)

Писание возвещает, что Бог есть любовь!

«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь!» (1 Иоан. 4:8)

Более того, первая из всех заповедей — это любовь к Богу!

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Матф. 28:37,38)

Как же уживаются вместе понятия страха и любви? Ведь сама Библия учит, что любовь и страх не совместимы:

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение» (1 Иоан. 4:18)

Неужели Бог лжет людям, что Он есть любовь?! Неужели Господь настолько наивен и самоуверен, что надеется, что верующие будут любить Его искренне из страха перед Ним? Как можно с одной стороны Бога бояться, а с другой, Писание призывает, что к Нему нужно стремиться? Кто обманывает: пророки, апостолы, Бог или вся Библия ложь?

Конечно, нет! Просто Библию нужно воспринимать в совокупности, учитывая все ее тексты, а не вырывать из контекста отдельные ее стихи.

Писание возвещает:

«Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его» (Пс. 110:10)

«Начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго — разум» (Прит. 9:10)

Посмотрите на вторые части этих стихов. Они поясняют понятие «страх Господень». То есть мудрость у того, кто исполняет Божьи заповеди и ищет, познает Господа в своей жизни.

Но что тогда означают слова про страх!?

1. Речь идет о том, что нужно признать Бога своим Творцом и Создателем всего — неба, земли, Вселенной! Сегодня очень много атеистов, не верящих в Бога. А раньше было очень много идолопоклонников, не признававших Бога Израилева Господом, но чтущих своих идолов — придуманных ими же богов. В этом контексте, убояться Бога значит, поверить и принять, что Бог Израилев реален, Он живой, а других богов не существует.

«Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они» (Пс. 9:21)

«Я — и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор. 32:39)

Нужно всегда осознавать, что в руках Бога находится жизнь человека и его будущее. Говоря о страхе Господнем, верующий должен всегда помнить, что Бог, хоть и является любовью, но также является и справедливостью и защитником обиженных, поэтому за все свои проступки придет суд от Бога, как здесь на земле, так и на Великом Суде.

«Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны» (Пс. 18:10)

«Путь Господень — твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие» (Прит. 10:29)

«Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста…»(Прит. 8:13)

«Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откр. 14:7).

У некоторых людей возникают сомнения по поводу Божьей любви из-за насилия и смертей, существующих в мире. Об этом можно прочитать материал «Почему Бог допускает зло, ведь в Библии так много жестокости и смерти?»

Интересную аналогию можно найти между Богом и родителями. Ведь не зря Господь называет Себя Отцом людей и в частности верующих.

«Израиль есть сын Мой, первенец Мой» (Исх. 4:22)

«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах» (Матф. 6:9)

Согласно заповеди Божьей, люди должны бояться своих родителей.

«Бойтесь каждый матери своей и отца своего» Лев.19:3

Неужели здесь говорится о родителях — самодурах, беспричинных и грубых наказаний которых нужно бояться? Естественно, нет! Здесь речь об уважении и почтении к родителям. Поэтому в этой же главе далее в отношении Бога в оригинале используется то же слово «бояться».

«Не обижай ближнего твоего … Не злословь глухого и пред слепым … бойся Бога твоего. Я Господь» (Лев. 19:13,14)

Как видите, здесь четко видна связь страха c уважением к Богу и ответственностью перед Господом за дурные поступки, направленные против других людей.

Таким образом, страх Господень в контексте Священного Писания нужно понимать, как признание Бога Торцом и осознание ответственности перед Ним за свои неблаговидные дела. Если верующий это понимает, то это благо для него, ведь:

«Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся» (Пр. 10:27).

«Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Пр. 14:27).

Валерий Татаркин

Страх Божий

  • О страхе Божием Энциклопедия изречений
  • Слово о страхе Божием и о любви Божией свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • О страхе Божием прп. Авва Дорофей
  • О страхе Божием Сборник
  • О страхе Божием С.И. Фудель
  • Страх Божий. Что это значит? свящ. Георгий Чистяков
  • Страх Божий свящ. Игорь Прекуп
  • Страх Божий и любовь к человечеству К.Н. Леонтьев
  • О Страхе Божием архим. Софроний (Сахаров)
  • О страхе Божием свщм. Сергий Мечёв
  • Страх Господень cоставитель К.В. Гриценко
  • преп. Ефрем Сирин О Страхе Божием и о Последнем Суде

«Начало мудрости – страх Господень»
(Пс. 110:10)

Страх Бо́жий – благоговейное отношение к Богу, проявляемое в осознании и ощущении Божественного присутствия, боязни оскорбить Бога греховным помыслом или поступком, формируемое и поддерживаемое в человеке при содействии благодати Божией.

Слово «страх» (греч. φόβος) в древнегреческом языке не имело значения боязни (греч. τρόμος), но означало уважение.

Через страх человек достигает любви, а не иначе

«Познавший себя, – говорит преп. Иоанн Лествичник, – достиг разума страха Господня и, ходя в оном, достигает врат любви».

«Умножение страха Божия есть начало любви», – говорит он же.

Преп. Исаак Сирин учит:
«Человек, пока в нерадении, боится часа смертного; а когда приблизится к Богу, боится сретения суда; когда же всецело подвинется вперед, тогда любовию поглощается тот и другой страх… Кто достиг любви Божией, тот не желает уже снова пребывать здесь; потому что любовь сия уничтожает страх «.

Авва Херемон, отшельник египетский, сказал:
«Три побуждения заставляют людей уклоняться от пороков, т. е. страх будущего мучения в геенне… надежда и желание получить Царство Небесное, наконец, расположение и любовь к самой добродетели … Посему-то св. апостол все дело спасения заключил в исполнении трех оных добродетелей. Ныне пребывают, говорит он, вера, надежда, любовь, три сия (1Кор. 13:13). Вера страхом будущего суда и мучений отклоняет нас от скверны пороков; надежда ожиданием небесных воздаяний, отторгая ум наш от настоящего, заставляет презирать все плотские удовольствия; любовь, огнем своим воспламеняя в душе нашей любовь ко Христу и к преспеянию в духовных добродетелях, побуждает с совершенною ненавистью отвращаться от всего, что противно им. Хотя эти три добродетели ведут нас, по-видимому, к одному концу… но степенями своего превосходства много различаются между собою. Две первые свойственны тем людям, которые стараются преуспевать в добродетелях, но не имеют еще постоянного расположения к ним; третья же особенно принадлежит Богу и тем людям, которые восстановили в себе образ и подобие Божий…

Поэтому, кто стремится к совершенству, тот с первой степени страха, собственно называемого рабским… (Лк. 17:10), должен постепенно восходить на стезю надежды. Здесь человек уподобляется уже не рабу, а наемнику, ибо действует в ожидании будущего воздаяния. Уверенный в прощении грехов своих, он уже не страшится наказания за них, а сознавая в себе добрые дела, думает получить за них милостивую награду. Но, несмотря на то, он еще не имеет в себе такого расположения, какое прилично сыну, который в полном уповании на отеческое благоволение к себе не сомневается усвоять себе все, что принадлежит отцу…

Великое находится различие между тем, кто страхом геенны или надеждою будущего воздаяния погашает в себе пламень пороков и, между тем, кто ужасается порочности и нечистоты по чувству любви божественной… В таком состоянии человек, хотя бы не имел ни одного свидетеля дел своих, не решится воспользоваться случаем ко греху и не может увлечься самыми сокровенными, обольстительными помыслами, ибо питая искреннейшую любовь к добродетели, он не только не приемлет сердцем ничего противного ей, но и с величайшим ужасом отвращается сего».

Иногда это третье состояние называют совершенным страхом. «…Есть два страха, – читаем у аввы Дорофея, – один первоначальный, а другой совершенный… Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, тот еще новоначальный, ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его, собственно, для того, чтобы благоугодить Ему; этот знает, в чем состоит существенное добро, он познал, что значит быть с Богом… таковой боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений, но потому, что он, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх. Поэтому-то апостол и говорит: совершенная любовь изгоняет страх . Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом».

Польза страха Божьего

«…Когда страх Господень приходит в сердце, то показует ему все грехи его».

«Умудрись же в основание шествия своего, – говорит св. Исаак Сирин, – полагать страх Божий; и в несколько дней, не делая кружений на пути, будешь у врат Царствия».

Еще сказал: «Душа, имеющая в себе страх Божий, не боится чего-либо такого, что вредит ей телесно, потому что на Бога уповает отныне и во веки веков».

Св. Иоанн Златоуст так поучает об этом же: «Нет зла, которого не уничтожал бы страх Божий. Как огонь, приняв железо, хотя бы самое испорченное и покрытое большою ржавчиною, делает его ясным и светлым, очищая его и совершенно исправляя повреждение, так и страх Божий в короткое время совершает все и не допускает ничему человеческому вредить тем, которые проникнуты им».

«…Человек добродетельный, имеющий в себе страх Божий, мудрее всех; потому и некий мудрец говорит: начало премудрости страх Господень(Притч. 1:7). Если же бояться Бога значит иметь мудрость, а порочный не имеет этого, то, без сомнения, он лишен мудрости, а лишенный истинной мудрости бессмысленнее всех».

Как приобрести страх Божий?

Святитель Тихон Задонский приводит следующие причины, от которых рождается страх Господень:
От размышления о страшных наказаниях Божиих, постигавших грешников, как-то: Каина (Быт. 4:11-12), погибших от потопа (Быт. 7:21-23), содомлян (Быт. 19:24-25) и многих других.
От размышления о свойствах Божиих, особенно о Его вездесущии и всеведении.
От рассуждения, что приказывает страшный и великий Бог, а не простой человек, и притом приказывает не просто, а с прещением (Пс. 118,4; Мф. 10,28).
От мысли, что повелевает Господь, как Отец благоутробный и нас любящий.

Так как истинный страх Божий есть дар от Господа, как Сирах говорит (Сир. 1:13), то должно нам у Бога просить его усердною молитвой.

Страх сатанинский

Но когда страх, вместо того чтобы быть направленным на вечное воздаяние за гробом, на последний Суд, на неизвестность будущего конца, который ожидает человека, «бывает о теле, тогда он делается сатанинским, – говорит св. Исаак Сирин, – потому что человек поколебался в вере своей в Промысл Божий и позабыл, как печется и промышляет Бог о подвизающихся ради добродетели… (Пс. 24, 14; 33, 16; 90, 10)».

Человек начинает бояться за свою жизнь, за свое общественное положение; боится, что случится с ним какое-либо несчастье, обкрадут, сделается пожар (поэтому, внушает демон, нельзя зажженную лампадку пред святыми образами оставлять, когда из дому уходишь), что заболеет и прочее и прочее. Начинают бояться и темной комнаты (и это когда даже в бесов, говорят, не верят), и всякой мелочи, каждого стука: мышь, таракан или паук пробежит – все приводит в страх и смятение.

Так, император Петр I , не боявшийся совершать чудовищные грехи и жестокости, от которых кровь стынет в жилах, боялся, однако, очень малой твари – тараканов. Интересно описывает это современник:
«И не можно того думать, чтоб великой и неустрашимой герой боялся так малой гадины – тараканов: и наперед его едущего кули-еры бежали, и где надлежит быть станции, осматривали, нет ли в избе тараканов, и по крайней невозможности таких изб обыскать не можно, то по дорогам ставили избы нарочные для охранения от сей гадины».

Наконец, случается с человеком так называемый безотчетный страх, по-нашему, по-христиански сказать, от бесов, или страхования.

Так как этот страх бесовский задевает иногда и спасающихся – разумеется спасающихся неискренно и не как должно, – то я приведу из Иоанна Лествичника о нем несколько строк, изъясняющих его происхождение, сферу действия и надлежащие противоядия.

«Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры в ожидании нечаянных бед».

«Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самых теней».

«Не пустыня и мрачность места укрепляет бесов против нас, но бесплодие нашей души; иногда же это бывает промыслительно к вразумлению нашему».

Когда люди были сильны в подвигах, в вере, а больше всего в смирении, то святые отцы так их учили:

«Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состареется с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою…».

***

«Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека. Страх Божий – ощущение совершенно новое. Страх Божий – действие Святого Духа. Ощутив страх Божий, ощутив от действия страха Божия при молитве твоей присутствие Бога, безвидно, духовно увидишь Невидимого, познаешь, что молитва есть предстояние на Страшном Суде Божием».
епископ Игнатий (Брянчанинов)

Имеющий страх Божий явно и тайно, то есть перед людьми и без людей, бережется от всяких грехов, поскольку везде перед собою видит Бога, Которого опасается прогневать.

В доме ли я сижу – Господь Бог со мною; выйду ли из дому – Он не оставляет меня. По пути ли иду – Он со мною. В городе ли, в пустыне ли, с людьми или без людей, — не отступает от меня Господь. Не вижу Его, ибо хожу верою, а не видением, но делаю ли, или говорю, или мыслю – перед Ним все делаю, говорю или мыслю. На молитве ли стою – перед Ним стою, Он на меня смотрит и видит меня, видит, когда я сижу и встаю, и разумеет помышления мои. Перед Ним я преклоняю колени мои, и припадаю, и поклоняюсь, и вздыхаю, и молюсь Ему, и прошу, и ищу у Него милости, но Его Самого не вижу. К Нему простираю руки мои и очи мои, но Его Самого не вижу. Это размышление мое учит меня всегда и везде бояться Тебя, о Боже, и трепетать, со страхом и опасением жить и обращаться, делать, говорить, мыслить и что-либо начинать, как дети перед отцом своим, подданные перед царем своим.
святитель Тихон Задонский

«Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» (Притч. 2:3-5). Корень богоугодной жизни – страх Господень. Когда придет он, то, как творческая сила, все в тебе перестроит и воссоздаст в тебе прекрасный порядок – космос духовный. Как стяжать страх Божий? Он в тебе есть, только заглушен, воскреси его. Для этого дай голос разуму твоему и открой сердце твое для принятия внушений Истины. До сих пор разуму не давали слова, он был в рабстве и не смел говорить здравые речи; пусть теперь говорит. Он начнет речь о Божием вседержительстве, держащем тебя и могущем бросить в каждое мгновение; о Божием вездесущии и всеведении, все в тебе видящем и гневающемся на тебя за все худое в тебе; о Божием правосудии, готовом наказать тебя сейчас, но удерживаемом до времени милостью; о смерти, в каждое мгновение готовой схватить тебя и предать суду и воздаянию. Слушай и вводи сердце твое в чувство этих истин. Пробудишь чувство – придет вместе с тем и страх Божий. Это заря жизни.

Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни (Притч. 8:13). А если ненавидит, то прогонит их; если прогонит, то душа станет чиста от них и поэтому явится правой пред Господом. А это и есть все, чего теперь с такой заботою ищем. Стало быть, восстанови в себе страх Божий и поддерживай его – и будешь обладать самым могущественным средством к самоисцелению. Страх Господень не допустит тебя согрешить, и он же заставит тебя делать всякое добро, при всяком к тому случае. И будет у тебя исполняться заповедь: «уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33:15), которую дает пророк ищущим истинной жизни. Как дойти до страха Божия? Ищи и обрящешь. Здесь нельзя сказать: то и то сделай; страх Божий есть духовное чувство, сокровенно зачинающееся в сердце от его обращения к Богу. Размышление помогает, помогает и напряжение себя на это чувство, но делом оно дается от Господа. Взыщи его, как дара, и дан тебе будет. И когда дан будет, тогда только слушайся его беспрекословно – он выправит все твои неправды.

Страх Божий как приводит к началу святой и богоугодной жизни, так бывает самым верным блюстителем ее, когда кто, последовав его внушениям, положит это начало. Учит нас этому нынешний апостол, приводя на память грозные суды Божии и наказания, еще здесь явленные над не покоряющимися Его воле. «Ангелов согрешивших не пощадил» (2Пет. 2:4). Были чисты и в пресветлом обитали жилище. Но как только согрешили, низвержены во мрак преисподней. Нас ли с тобою пощадит, если пойдем против воли Его?! Разлилось нечестие при Ное. Бог навел потоп и всех погубил, исключая восемь душ семейства Ноя. Не посмотрел, что было много нечестивых. Над тобою ли одним станет Он раздумывать – погубить тебя или нет, когда не станешь слушать голоса Его?! Долго терпел Господь Содом и Гоморру. Они же вместо вразумления спешили на верх нечестия, за то, когда не чаяли, поражены огнем, во образ вечного огня, ожидающего нечестивых. Не миновать и тебе этого огня, если пойдешь теми же путями. Приводи все это на память, сидя сам с собой, особенно в ночной тишине и темноте, и, возгревая тем страх Божий, страшись греха, как если бы в нем подкрадывался к тебе пламень огня вечного.
епископ Феофан Затворник

Если в присутствии царя мы не позволим себе никакой небрежности, а тем более неприличия, но стараемся, чтобы всякое наше слово, всякое движение было ему угодно, тем более представляющий себя в присутствии Божием не позволит себе никакого греха, поревнует о святом деле угодном Богу.
святитель Филарет, митрополит Московский

«Страх Божий – это не значит бояться Бога, как мы боимся молнии или электрического разряда, страх Божий – это значит бояться потерять Его, потерять чувство полноты, чувство вечности, чувство божественного. Это самое высокое, поющее чувство в человеке, даже когда человек этого не сознает. Но он может его потерять, и потерять надолго, а может потерять это навсегда – вот чего следует бояться».
прот. Александр Мень

Только страх Господень освобождает от страха перед людьми. Бояться Его – это просто признать со всем смирением, кто Он и кто я. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин. 4:18).
священник Георгий

Бойся Бога из любви, а не из-за того, что Его считают жестоким.
прп. Исаак Сирин

Будем ходить в страхе Господнем, так как нам предписано – со страхом и трепетом соделовать свое спасение (Флп. 2:12). Страх Господень искореняет из души все лукавства и грехи. Кто же не боится Бога, тот впадает во многая злая.
преп. Антоний Великий

Должно всегда иметь Бога пред собою. Страх Божий приобретается еще исполнением заповедей Божиих, и чтобы все делать по совести.
преп. Амвросий Оптинский

Не ради согрешений только должен человек бояться Бога, но потому что Бог любит его, а он не любит Бога, и, будучи недостоин, получает благодеяния.
преп. Петр Дамаскин

Никогда не бойся наказания, но бойся греха, порождающего наказание.
святитель Иоанн Златоуст

Страх Божий рождается от рассуждения Божиих свойств, а именно:
1) Что Бог вездесущий, и всякое дело, слово и помышление ведущий.
2) Что Бог ненавидит всякое беззаконие и всякое зло.
3) Что Бог – праведный Судия, и всякому воздаст по делам.
4) Что Его даже и ангельские чины трепещут.
5) Что Бог весь свет в руке Своей содержит.
6) Что Бог, в мгновение ока может грешника праведным судом погубить при самом совершении греха…
святитель Тихон Задонский

По мере очищения покаянием, начинаем ощущать присутствие Божие: от ощущения присутствия Божия является святое ощущение страха Божия.
святитель Игнатий Брянчанинов

***

«Не бойся никого, кроме Бога одного» — русская пословица.

Вопрос: Как понимать слова: «Бойся Бога Твоего» (Левит 25:17)? В чем должен состоять страх пред Господом?

Сергей Л.

Ответ: Библия полна текстов, призывающих “бояться” Бога и предлагающих “страх” Господень. Для многих людей, только начинающих свой путь к Богу, это кажется довольно странным. Другие на этом строят свое понимание Бога как жестокого и карающего, которого надо страшиться.

Но что же на самом деле следует понимать под “страхом” в данном случае? Для меня наиболее показательным является текст Притчи 1:7: “Начало мудрости – страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление”. В другом переводе этот текст звучит следующим образом: “Доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение перед Богом – начало разумения”. Если принять во внимание параллелизм еврейской поэзии, то этот текст подразумевает, что “страх Господень” и “благоговение перед Богом” – это синонимы. То же самое мы видим и в других текстах: «Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!» (Иов 37:24); «Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его» (Екклесиаст 8:12); «Завет Мой с ним был жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим» (Малахии 2:5).

Благоговение – это почтение. При этом страх – это боязнь огорчить Бога. Страх Господень – это не страх перед Его наказанием или гневом, а страх обидеть любимого Бога своей непочтительностью или грехом. Если вы попробуете именно так прочесть все библейские тексты о страхе Божьем, то Библия и Сам Бог откроются перед вами в новом свете.

В. Юнак