Суд над иисусом христом

Суд Пилата

Суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

Евангельское повествование

Описание суда Пилата над Иисусом приводится у всех четырёх евангелистов:

Евангелие Описание суда
От Матфея
(Мф. 27:11-14)
…и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю… Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.
От Марка
(Мк. 15:1-5)
Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь. И первосвященники обвиняли Его во многом. Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.
От Луки
(Лк. 23:1-7)
И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь. Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке. Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места. Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.
От Иоанна
(Ин. 18:29-38)
Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, — да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.

Иисус Христос на суде Понтия Пилата

Иудейские первосвященники, осудив Иисуса Христа на смерть, не могли сами привести приговор в исполнение без его утверждения римским наместником. Как повествуют евангелисты, они после ночного суда над Христом привели его утром к Пилату в преторию, но сами не вошли в неё «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху».

«Христос перед Пилатом», ниже смерть Иуды(Россанский кодекс, ок. 550 года)Россанский кодекс,, Public Domain

По свидетельству всех евангелистов, основной вопрос, который Пилат задал Иисусу был:

Этот вопрос был обусловлен тем, что реальное притязание на власть в качестве Царя Иудейского согласно римским законам квалифицировалось как опасное преступление.

Ответом на этот вопрос стали слова Христа — «ты говоришь», что можно рассматривать как положительный ответ, так как в еврейской речи словосочетание «ты сказал» имеет положительно-констативный смысл. Дав такой ответ, Иисус подчеркнул, что он не только по родословию имеет царское происхождение, но и как Бог имеет власть над всеми царствами. Наиболее подробный диалог Иисуса Христа и Пилата приводится в Евангелии от Иоанна.

«Что есть истина?»( Христос и Пилат) Николай Ге, 1890 годНиколай Николаевич Ге (1831–1894), Public Domain

Евангелист Матфей сообщает о том, что во время суда над Иисусом жена Пилата послала к нему слугу сказать:

Согласно апокрифам, жену Пилата звали Клавдия Прокула и она позднее стала христианкой. В греческих и коптских церквях она причислена к лику святых, её память совершается 9 ноября (27 октября по старому стилю).

Иисус Христос на суде Ирода Антипы

О приведении Иисуса к Ироду Антипе сообщает только евангелист Лука. Пилат, узнав, что Иисус из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме (Лк. 23:7).

Ирод Антипа много слышал об Иисусе Христе и давно желал видеть его, надеясь стать свидетелем одного из его чудес. Ирод задал Иисусу много вопросов, но он не отвечал на них. После, как сообщает Лука,

Следует отметить, что в белую (светлую) одежду у римлян облекались кандидаты на какую-либо начальственную или почетную должность.

Таким образом, Ирод, одев так Иисуса, хотел выразить, что воспринимает его только, как забавного претендента на иудейский престол и не считает опасным преступником.

Вероятно именно так и понял Ирода Пилат, поскольку ссылался перед первосвященниками на то, что и Ирод не нашел в Иисусе ничего достойного смерти.

Поругание Иисуса Христа

После того как Пилат первый раз вывел Иисуса к народу, который потребовал Его казни, он, решив вызвать у народа сострадание ко Христу, повелел воинам бить Его.

Иисуса отвели во двор и сняв с Него одежду били. Затем одели Его в шутовской наряд царя: багряницу (плащ царственного цвета), возложили на голову венок, сплетённый из терния («корону»), дав в правую руку трость, ветку («царский скипетр»).

После этого воины стали насмехаться над ним — вставали на колени, кланялись и говорили: «радуйся, Царь иудейский!», а после плевали на Него и били тростью по голове и лицу (Мк. 15:19).

Колонна бичевания (церковь святого Георгия, Стамбул)Shakko, CC BY-SA 3.0

При исследовании Туринской плащаницы, отождествляемой с погребальной плащаницей Иисуса Христа был сделан вывод, что Иисусу было нанесено 98 ударов (при этом у иудеев допускалось наносить не более 40 ударов — Втор. 25:3): 59 ударов бича с тремя концами, 18 — с двумя концами и 21 — с одним концом.

Христос перед толпой

Пилат дважды выводил Иисуса к народу, заявляя что не находит в Нём никакой вины, достойной смерти (Лк. 23:22). Второй раз это было сделано после Его истязаний, имевших целью вызвать жалость народа, показав что Иисус уже наказан Пилатом.

В словах Пилата «се, Человек!» видно его желание вызвать у иудеев сострадание к узнику, который после истязаний своим внешним видом не похож на царя и не представляет угрозы римскому императору. Сам вид Христа после поругания над ним стал исполнением одного из пророчеств 21 мессианского псалма:

«Христос перед народом» Квентин Массейс, ок. 1515 годаКвентин Массейс (1456/1466–1530), Public Domain

Народ ни в первый, ни во второй раз не проявил снисхождения и требовал казни Иисуса в ответ на предложение Пилата отпустить Христа, следуя давнему обычаю:

При этом, согласно Евангелию, народ ещё сильнее стал кричать да будет распят. Видя это, Пилат вынес смертный приговор — приговорил Иисуса к распятию, а сам

На что народ воскликнул:

Умыв руки, Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор. 21:1-9).

Суд у Великого Белого Престола — это последний суд над неспасенными умершими. Это тот суд, в который большинство людей, по их словам, верит. Не имеет значения, кто вы — католик, протестант или иудей, — вы все равно знаете, что однажды время этого суда наступит.

«Все мы предстанем пред судилище Христово” (Рим. 14:10,KJV).

«Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое” (2Кор. 5:10).

Эти слова обращены к христианину. В Библии сказано: “И как человекам положено однажды умереть, а потом суд” (Евр. 9:27). Даже спасенный человек не избежит суда. Если вы не спасены, то умрете и предстанете пред Великим Белым Престолом; если вы спасены, то вы умрете и предстанете пред Судилищем Христовым. Если вы спасены — если вы дитя Божие, то вас ждет суд о котором говорится в 3 главе первого послания к Коринфянам.

Время от времени вам может казаться, что я иногда делаю то, что по вашему мнению делать не нужно или делать бессмысленно, но знайте, что в девяти случаях из десяти я в тот момент какой-то частью своего мозга осознаю, что мне предстоит однажды предстать пред Богом и дать Ему отчет о том, как я распорядился тем, что Он мне дал. Вот это руководит мной. У меня нет времени думать о том, что обо мне думаете вы или что думают другие люди. Я думаю о предстоящем суде. Я дам отчет о своих делах.

«Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня” (1Кор. 3:11-15).

Отметьте себе, что человек не горит в огне, горят в огне его дела. Также обратите внимание, что огонь испытывает дело каждого, каково оно есть. То, что интересует Господа — это качество, каково оно есть.

Прежде всего, давайте проясним кое-что. Прежде всего, если вы дитя Божие, вы приняли Иисуса Христа как вашего Спасителя. Вы спасены, если верите, что только пролитая Христом кровь доставит вас на небеса. Далее, слово “христианин” сегодня может означать все, что угодно. Джек Ван Импс однажды написал статью для “Американ Ревью”, в которой он обращается к Телу Христову. Его точка зрения (лично я считаю, что Ван Импс — славный парень и я очень уважаю его) состояла в том, что христиане не должны спорить и противостоять друг другу. Он говорил, что христиане должны избавиться от таких терминов, как “баптист”, “методист”, “пресвитерианин”, “фундаменталист” или “неортодокс”, а называть себя просто “христианами”. Все было бы очень хорошо, но вот термин “христианин” сегодня ничего не обозначает. Так вы можете называть, например, издателя порнографического журнала господина Флинта. Мать Джимми Картера была “христианкой”. Мартин Лютер Кинг (младший) был “христианином”. Самые неистовые коммунисты Америки — тоже “христиане”. Ганди тоже называли “христианином”, хотя он был практически атеистом. Вы не часто слышите, что я называю себя “христианином” — и это именно потому, что этот термин уже ничего не означает. Я не называю себя “баптистом”. Я называю себя библейским верующим—баптистом. Эта Книга присутствует везде и во всем, что связано с нами. У нас есть Библейский Баптистский книжный магазин. У нас Библейская Баптистская Церковь. У нас есть Бюллетень Библейского Верующего. Мы не забываем про эту Книгу. Когда вы говорите “христианин”, то это значит не слишком много.

Когда я в контексте нашего разговора буду употреблять слово “христианин”, то под этим словом я буду понимать грешника, который рассчитывает ни на что иное, как на кровь Иисуса Христа, чтобы попасть на небеса. Вот, что я буду иметь в виду. Обратите внимание, я не говорю о членстве в какой бы то ни было церкви. Я не говорю о каком бы то ни было крещении. Меня это не интересует. “Христианин” в Библии — это тот, кто верит в то, что Иисус сделал для него, умирая на кресте. Чтобы быть точным, я скажу, что христианин — это спасенный грешник, который покинул все, чтобы следовать за Христом, как верный ученик. Итак, когда я говорю “христианин”, я имею в виду вот что: если бы вы должны были умереть в сию же минуту, то что, по вашему мнению, оправдало бы вас, чтобы вы попали на небеса? Если вы скажете: “Моя праведная жизнь”, то тогда эта Книга не для вас. Эта Книга для тех, кто верит в то, что только кровь Христа открывает им путь на небеса.

Если вы спасены, если вы дитя Божие, то есть одна вещь, которая с вами никогда не случится. С вами может произойти все, что угодно, но есть что-то, что не случится с вами никогда. Вы ни в коем случае не будете гореть в аду. Вы можете время от времени испытывать тяжелые времена: вы можете потерять вашу жену, вы можете потерять ваших детей, вы можете лишиться жилья, как и любой неспасенный человек. Я знавал христиан, которые совершали все те же грехи, что и не спасенные люди. Инцест?! Наркотики?! Нарушение супружеской верности?! Прелюбодеяние?! Вы скажете: “Они не были спасены!” О да, они были спасенными. Я тщательно изучал это. Они были спасенными, как и любой из вас. Все может случиться с чадом Божиим, если он отступает от пути, но только в одном он может быть уверен, и только об одном он может не беспокоиться. Он ни в коем случае не попадет в ад. Если вы приняли Иисуса Христа, как своего Спасителя, вы получили безопасность, и Бог все равно отведет вас домой, даже если Он вас всю дорогу будет наказывать. Это называется вечной безопасностьюдела, но вы сами гореть не будете. верующего. Это значит, что хотя Бог может сжечь ваши

Вы знаете, в Библии есть история об одном человеке, который остался жив в то время, как все дела полностью сгорели в огне. Этим человеком был Лот. Лот потерял в огне все, что у него было. Все, что он имел, он потерял в огне, но его самого огонь не тронул. Он не почувствовал даже запаха дыма. Это символизирует ситуацию, когда мирской христианин становится пред Судилищем Христовым.

Вы задумывались когда-нибудь о том, как лицемерны служители многих церквей, поющие и рассказывающие о тех, кто идет на небеса, в то время, как они сами не знают: идут ли они на небеса или нет? Возьмите, к примеру, американцев: мне кажется, что мы одни из самых глупых народов на земле. В нашей стране более тридцати тысяч церквей, в которых каждое воскресенье собираются люди и кладут деньги в тарелку для пожертвований только для того, чтобы проповедник сказал им, как попасть на небеса, а этот мошенник и сам-то толком не знает, куда он идет! Наверняка, некоторые из вас именно так и поступают! Наверняка, некоторые из вас платят священнику, чтобы тот сказал вам, как вы можете попасть на небо. Если вы вздумаете пригласить этого пастора к себе домой, чтобы поговорить с ним, то он не сможет сказать вам с полной уверенностью, куда он попадет после смерти. Ну, неужели вы не идиот? Да, парень, у тебя, без сомнения, мозги на месте. В этой стране есть люди, которые зарабатывают шестьдесят тысяч долларов в год, и, при всем при этом, умственные способности у них развиты хуже, чем у комара.

Вы не должны бояться, что потеряете спасение. Вы можете опасаться, что потеряете жизнь. Вы имеете основание беспокоиться о том, что потеряете здоровье. Но вам нечего беспокоиться о том, что вы потеряете спасение, потому что оно принадлежит не вам, а Ему. У меня есть вечная безопасность во Христе. Может ли быть что-то более лицемерным, чем мормонский хор в Солт-Лейк-Ситти, поющий: “Мы будем петь на том прекрасном берегу мелодичные песни благословенных…”? О, они даже не знают куда они попадут, когда окончится их земное существование. А вы видели лицемерие кемпбеллитов (Церковь Христа), поющих: “Жизнь так прекрасна, и радость моя совершенна, потому что я думаю, что я спасен, я надеюсь, что я спасен, я полагаю, что я спасен…”? Они же поют дальше приблизительно такое: “Мы слышали радостную весть: вода спасает, вода спасает…”. Неужели они в действительности верят, что их спасает вода? Вы думаете, что я слишком резко отзываюсь о людях? Если так, то вы, попросту, ограниченный глупец. Они действительно так говорят и так верят. Вы не согласны? Тогда идите и поговорите с ними. Ваша беда в том, что вы не смотрите вокруг себя, ребята. Вы прячетесь в своем жилище, как медведь в берлоге, а когда что-то происходит вокруг вас, вы говорите: “А что, разве это действительно случилось? Это случилось тогда, когда вы спали, сидя перед своим телевизором. Я знаю во что верят кемпбеллиты. Они верят, что вода спасает.

Итак, христианин попадает на Судилище Христово. Этот суд состоится в том, что дела христианина испытываются огнем. В Откровении 1:14 сказано, что глаза Иисуса Христа “как пламень огненный”, а это значит, что однажды наши дела предстанут пред всевидящим взором Господа Иисуса Христа. Эти святые глаза будут видеть насквозь вашу душу и испытывать огнем все то, что мы совершили на земле. И все то, что было сделано не из любви, не выдержит этой проверки. Это и есть то, что “огонь испытывает дело каждого, каково оно есть”. Это мотив. Павел сказал, что если человек отдаст свое тело на сожжение, а любви иметь не будет, то в этом не будет никакой пользы (1Кор. 13:3). Когда люди читают этот стих, они всегда думают, что речь идет о любви человека к своему ближнему. Я, на вашем месте, не был бы так уверен. Первая заповедь гласит: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, и всею душею твоею, и всем разумением твоим” (Мф. 22:37).

Однажды я разговаривал в одном городе с одним парнем, и я привел его ко Христу. Ему было около 90 лет, он был самым старым из тех, кого я привел ко Христу. Я говорил с ним примерно 20 минут, но было все безрезультатно. Никакой реакции. Тогда я начал молиться о том, что мне говорить. Наконец я спросил его: “Сколько вам лет?” Он ответил мне. Тогда я сказал: “Что в вашей жизни вы сделали просто потому, что вы любите Иисуса?” Он сказал: “Ну, я хорошо воспитал своих детей, и они выросли достойными людьми”. Тогда я сказал: “Вы мне сказали, что считаете, что человек обязан хорошо воспитать своих детей. Вы сделали это руководствуясь чувством долга. Вы это сделали не из любви к Иисусу Христу”. Он сказал: “Я говорил вам, что стараюсь жить честной и порядочной жизнью”. Я сказал: “Да, это верно, но вы сказали, что жили порядочной жизнью, потому что считаете, что каждый человек именно так и обязан жить на этой земле”. После этого он замолчал. После четверти часа, он заплакал и сказал: “Знаете, я думаю, что я ничего не сделал для Иисуса Христа”. Через пять минут он уже был на коленях. В тот же вечер он обрел спасение, став рожденным свыше христианином.

Если бы вам предложили сесть и написать на листе бумаги то, что вы сделали исключительно для Иисуса Христа, то, скажите мне, много ли дел вы сможете перечислить в этом списке? Вы спросите: “А вы бы внесли в этот ваш список тот факт, что вы проповедуете?” Я получаю деньги за то, что проповедую, и мне нравится проповедовать. Я не верю в то, что за это я получу особую награду на небесах. Но позвольте мне спросить вас: “Есть ли у вас то, что было бы для вас выгодно, и от чего бы вы отказались не для того, чтобы вас заметили, не для того, чтобы вас похвалили, а для того, чтобы угодить Ему?” Позвольте спросить вас вот еще о чем: “Что вы сделали такого, чего не должны были бы делать, чего могли бы не делать вовсе, но что вы сделали только потому, что это бы понравилось Ему?” Вот в чем дело. Это то, о чем никогда не говорят в христианских школах. Они просто перечисляют для вас массу правил и говорят: “Вот так должен жить христианин”. Вы глупец! Вот, что я вам скажу: “Жизнь всего одна, и когда она закончится, то все исчезнет и останется только лишь то, что было сделано для Христа”. Так вот, если бы мне пришлось бы взять лист бумаги и составить этот список, то, Бог свидетель, я не смог бы написать и десяти дел, которые я сделал исключительно для Христа более, чем за тридцать лет своего служения. Ну, не печально ли это? Действительно, очень жаль, не так ли? Надо бы, чтобы было по десять дел в месяц, но, увы, за все тридцать лет я насчитал только десять — я сделал их потому, что Он этого хотел это от меня. Я должен был это сделать. Это то, за что я не получил ни денег, ни славы, ни восхваления. Я не получил от этого абсолютно никакой выгоды. Но Он хотел, чтобы я сделал это. Десять — это очень мало.

Теперь поговорим еще вот о чем, в отношении Судилища Христова. Люди не думают, когда говорят: “Я буду рад попасть на небеса, и, как только я попаду туда, я буду счастлив”. Нет, вы не будете счастливы. Если бы вы сегодня вечером вернулись домой и обнаружили, что ваш дом сгорел дотла, вся ваша одежда сгорела, вся ваша мебель сгорела, сгорел даже ваш любимый телевизор, а самое главное, что у вас нет страховки — вы бы не были счастливы. Миллионы христиан, представ пред Судилищем Христовым, увидят, как вся их жизнь сгорит в языках пламени — ничего не останется. Я думаю, что большинство христиан увидят именно это. Они увидят, как их жизнь превратилась в дым.

Есть еще один отрицательный момент в отношении Судилища Христова. Я не совсем уверен в том, что собираюсь сейчас сказать, но мне кажется, что в Библии косвенно об этом упоминается. Мне кажется, что в Библии сказано, что христианин пред Судилищем Христовым предстанет обнаженным. В Откровении 19:8 сказано: “Виссон же есть праведность святых”. В Откровении 16:15 сказано: “Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его”. Иоанн говорит: “Пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение, и не постыдиться пред Ним в пришествие Его” (1Ин. 2:28). Если я правильно понял эти стихи, то дитя Божие, получив спасение, начинает шить для себя одежду. В Библии не сказано, что виссон — это праведность Иисуса Христа, но сказано, что виссон — это праведность святых. Это та праведность, за которую отвечаете вы сами, это то, что вы делаете для Господа после того, как становитесь спасенным.

Итак, сделаем некоторые выводы. Нет таких дел, которые могут спасти вас. “Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости” (Тит. 3:5). Но после того, как вы обрели спасение, предполагается, что вы будете “созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил вам исполнять” (Еф. 2:10). Итак, когда вы становитесь спасенным, то вы получаете не только права, но и обязанности; обязанности, выполнение которых (как, мне кажется, указано в Библии) и будут вашей одеждой. Я не знаю точно, что все это значит, но некоторые христиане предстанут пред судилище Христово, как говорится, в чем мать родила.

Ребята, со мной в жизни случалось разное, но, слава Богу, мне ни разу не приходилось разгуливать нагишом по улицам Пенсаколы средь бела дня. Этого со мной не случалось никогда. А вам бы этого хотелось? Хоте ли бы вы идти нагишом по улице, днем, на глазах у всех? Кто-то скажет: “Стрикеры так и делают”. Какое мне до этого дело, и, вообще, разве вы не замечали, что они не ходят — они бегают.

Теперь о положительном. Павел говорит: “Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит…” (1Кор. 3:12-14). Что это?

Золото. Что такое золото? Золото в Библии символизирует Божественность. Все предметы в Скинии были покрыты золотом. Золото символизирует то наивысшее, что есть на небе, потому что оно является стандартом всего самого ценного здесь на земле. Улицы Нового Иерусалима будут золотыми. Это золотой город, подобно чистому золоту. Золото символизирует Божественность. Возьмите английское слово “GOLD” (золото) и уберите из него букву “L” и вы получите слово “GOD” (Бог). Всякий раз, когда вы поклоняетесь Христу, как Богу, всякий раз, когда вы восхваляете Его как Бога, вы откладываете золото на небесах. Послушайте меня: когда вы в беде — это то самое время, чтобы восхвалять Бога, потому что это жертва. Это называется “жертва хвалы” (Евр. 13:15). “Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Ин. 4:24). Послушайте, что я еще вам скажу: если вы приходите в церковь и надрываете себе голосовые связки, воспевая Иисуса Христа, но ваше сердце при этом будет оставаться холодным, то вы делаете то, что не устоит пред Судилищем Христовым.

Серебро. Что означает серебро? Серебро в Библии — это цена искупления. Христос был предан за тридцать серебряников. Когда евреи выступали на войну, они обязаны были давать именно столько серебра, как выкуп за их души. Каждый раз, когда вы рассказываете кому-либо, как стать спасенным, вы откладываете на небесах серебро. “Но собирайте себе сокровища на небе… где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф. 6:20-21). Вы знаете, что будет со многими христианами? Они вернутся домой на небеса и предстанут пред Судилищем Христовым совершенно нищими.

Драгоценные камни. Что означают драгоценные камни? В книге Малахии 3:17-18 сказано: “И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, в который Я соберу Мои драгоценности, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему» (KJV). Он назвал Своих людей — драгоценностями. Вы читали в Притчах 31:10, что: “Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов”. Вы читали в Притчах 11:22, что: “Что драгоценность в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная» (KJV). Вы читали в первом послании Петра, 2 главе, о живых камнях? Первое Петра 2:5 говорит: “…как живые камни, устрояйте из себя дом духовный…”. Спасенные люди приравниваются к драгоценным камням. В Матфея 7:6 сказано: “Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями”. Жемчуг — это ваши новообращенные. Не бросайте новообращенных перед псами и свиньями. Кто же эти псы и свиньи? Петр говорит, что это лжеучителя и лжепророки (2Петр. 2:1, 22).

Все это написано в Библии, на вашем родном языке. Вы можете все это получить. Беда в том, что люди просто не читают этого.

Драгоценные камни — это те люди, которых вы привели ко Христу. В Захарии 9:16 сказано, что спасенные люди, “подобно камням в венце, они воссияют на земле Его”. Когда блудный сын вернулся домой, его отец дал ему перстень — драгоценный камень, как символ рождения. Когда вы рождаетесь свыше, то этот день становится днем вашего рождения, а в глазах Бога вы подобны драгоценному камню. Что это значит? Это значит, что все люди, которых вы привели ко Христу, становятся драгоценными камнями. Вот почему в прежние времена христиане пели: “Будут ли в моем венце сиять звезды, когда наступит вечер и зайдет солнце?»

Но это еще не все. Есть несколько венцов. В газетах вы, наверняка, видели карикатуры, изображающие христианина, который сидит на небесах, играет на арфе, а на его голове — венец. Над этим насмехаются, считая это сущностью небесного пребывания христианина. Но это не главное, суть не в этом. Суть вот в чем: в Том, Кто дает вам этот венец. Понимаете? Один парень сказал мне однажды: “Я не хочу просто терять время на небесах, сидя на этом дурацком троне с какой-то там короной на голове”. Вы говорите так, потому что не знаете Иисуса Христа. Что бы вы сказали, если бы Иисус Христос подошел, взял венец, водрузил бы его на вашу голову и сказал: “Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего” (Мф. 25:21). Бывает ли что-нибудь лучше? Подумайте, подумайте. Вы знаете что-либо почетнее? Вы, честолюбивые, самолюбивые, тщеславные и самовлюбленные люди, что вы скажете на это? Вам бы понравилось, если бы безгрешный Создатель, Тот, Кто сотворил ваше тело и дал вам душу, возложил бы вам на голову венец перед всей Вселенной, не так ли? Как вам это? Я вот, что вам скажу, ребята. Я в своей жизни много повидал всего, но никогда не видел ничего такого, что могло бы хоть как-то сравниться с этим. Вы скажете: “Обо мне едва ли можно сказать, что я тщеславный, что я люблю похвалу…”. О да, вы любите похвалу. Не пытайтесь обмануть меня. Я знаю людей.

Я долгие годы наблюдаю за людьми. В мире всего три или четыре категории людей, которые не слишком падки на лесть, да и те не обладают стопроцентным иммунитетом против лести. Возьмите, к примеру, морских пехотинцев; они не слишком легко “клюют” на лесть — они начинают подозревать, что вы льстите, как только вы начинаете говорить с ними без всяких задних мыслей. Возьмите строителей или профессиональных рыбаков — они грубы. Не многих из этих категорий людей вы сможете обмануть лестью. Но подавляющее большинство людей любят, когда им льстят. Женщины скажут: “Лестью можно многого добиться”. Если вам шестьдесят или шестьдесят пять лет, а ваш муж обнимет вас и вдруг скажет: “Дорогая, ты по-прежнему самая красивая женщина в городе”, то вы не сможете не захихикать. Вы знаете, что он лжет, но это вам все равно нравится. Вот такие вот эти люди. Итак, когда ваш муж говорит вам комплименты, то он может и в самом деле так думать, а может и нет. Вы не можете быть уверены. Возможно, он просто хочет, чтобы вы завтра встали пораньше и приготовили ему завтрак перед тем, как он уйдет ловить рыбу. Вы не можете быть уверены в словах других людей. Когда ваша жена скажет вам: “Я очень рада, милый, что вышла за тебя замуж. Я вышла замуж за настоящего мужчину” — вам это конечно приятно слышать. Но вы не можете знать, почему она это сказала. Может она хочет новую шляпку, а может, хочет уйти вечером к подруге, и ей нужно, чтобы вы присмотрели за детишками. Люди очень забавны. Вот, к примеру, возьмите ежегодный университетский журнал и вы увидите там “самых красивых”, “самых талантливых”, “лучших спортсменов”, “лучших таких-то…”. Может быть это и так. А может быть, родители этих “самых лучших” просто заплатили школе больше денежек, чем другие, чтобы фотографии их детишек появились в этом журнале. Вы поняли о чем я говорю, ребята? Вы никогда не сможете до конца быть уверенны в людях. Когда какой-нибудь парень идет получать свою какую-нибудь награду, вроде Серебряной звезды или Пурпурного сердца, то вы, стоя в рядах зрителей, хотели бы быть на его месте. Вот такие люди. Наверняка, многие из вас, лежа дома в постели, воображали себя в той ситуации, когда вы были бы центром внимания, и все ваши достоинства были бы привселюдно признаны. Это, без сомнения, так. Когда человек получает Серебряную звезду, то он, конечно, мог и заслужить ее, а мог и не заслужить — этого вы можете не знать. Во времена второй мировой войны награждали Пурпурным сердцем некоторых людей, которые сами отрезали себе пальцы, чтобы не воевать. Иногда вы ничего не можете знать о человеке.

Но когда Спаситель наградит вас за вашу веру и вашу верность, перед всей вселенной вручит вам награду, тогда никто не сможет сказать, что Он был обманут. Никто не сможет сказать, что Он был необъективен. Никто не сможет сказать, что вы не заслужили этой награды. Если Христос возложит венец на вашу голову и скажет: “Хорошо, добрый и верный раб… войди в радость господина твоего”, то все на небесах скажут “Аминь!”. Если вы знаете, что может быть выше этой чести, то скажите и мне об этом. Скажите мне о более высокой чести, нежели та, когда ваш безгрешный Спаситель при всех херувимах и серафимах, при всех святых и пред Троицей наградит вас. Я многое в жизни повидал, но никогда не видел ничего подобного. Я никогда не видел чести выше, чем эта честь.

Суд над Христом

Из Евангелия известно, как люто ненавидели Иисуса религиозные лидеры Иудеи, сколько было попыток с Ним расправиться. В Нем видели опасного бунтовщика, разрушителя устоев, самозванца и богохульника. А с того дня, когда он прилюдно воскресил умершего Лазаря, решение уничтожить Иисуса оформилось окончательно. Для этого специально был собран Синедрион во главе с Первосвященником, религиозным главой Израиля. И «с этого дня положили убить Его» (Евангелие от Иоанна, глава 11, стих 53). Однако сделать это было не так просто.

Две тысячи лет назад судопроизводство в Иудее проходило вовсе не по «законам джунглей». Тем более, когда вопрос стоял о жизни и смерти. Против подозреваемого необходимо было возбудить уголовный процесс и довести его до конца. А иудейское право тем и отличалось от знаменитого римского, что, оставаясь на законной почве, приговорить к смерти невинного человека было очень трудно, практически невозможно.

Римляне вели очень осторожную политику в отношении завоеванных стран, позволяя им во многом сохранять свою самобытность и культурно-религиозные традиции. В Иудее завоеватели не стали насаждать римское право, а оставили евреям их традиционное судопроизводство. Согласно Талмуду, судебный орган, называвшийся «малым синедрионом», существовал в каждом израильском городе, где было более 120 граждан. Он состоял из 23 судей. Над всеми этими «малыми синедрионами» стоял «верховный суд» Израиля — Великий синедрион. По иудейскому преданию, он ведет свое начало еще от Моисея, когда Бог повелел тому взять себе в помощь для управления народом семьдесят старейшин (Числа, глава 11, стихи 16-17).

В том виде, в котором мы знаем его из иудейских источников, Великий Синедрион включал 72 человека. Фактически это было высшее законодательное, административное и судебное учреждение страны. Однако уже ко времени римского завоевания былое величие сильно потускнело. А римляне довершили моральный разгром Великого синедриона, отняв у него право исполнения смертных приговоров.

Однако Великий синедрион продолжал приговаривать к смертной казни. Более того, по израильским законам это являлось исключительно его правом. Но любой такой приговор должен был утверждаться римским наместником в Иудее. Причем это не было пустой формальностью. Наместник мог провести собственное расследование, пересмотреть или отменить приговор иудеев.

Но вернемся к израильскому судопроизводству. Подозреваемый, которому грозила казнь, не сразу попадал в верховное судилище. Прежде он проходил среднюю судебную инстанцию. Председатель малого синедриона допрашивал подозреваемого, и если решал, что тот действительно заслуживает казни — собиралось заседание Великого синедриона, который и решал судьбу подсудимого.

При этом уголовное производство иудеев разительно отличалось от римского. Никакое дело не могло быть начато самой властью. Процесс возбуждался исключительно по заявлению свидетелей. Причем их должно было быть не менее двух. Свидетелями могли быть только непосредственные очевидцы преступления. Свидетельства типа «я слышал от кого-то» — не принимались. Но даже если перед судом стояли непосредственные очевидцы, закон требовал, чтобы они были людьми, известными своей высокой нравственностью. Родственники — как судей, так и обвиняемых, — свидетелями быть не могли.

Показания свидетелей — особая тема. Требовалось, чтобы они совпадали не только в главных, но и во всех второстепенных деталях. Свидетелей допрашивали отдельно друг от друга, и малейшего расхождения даже в чем-то второстепенном было достаточно, чтобы разрушить все свидетельство. Если кто-то из свидетелей высказывался в пользу обвиняемого, то он уже не мог говорить против него, хотя наоборот — допускалось. Но даже если все предыдущие условия были соблюдены, а показания обоих свидетелей совпадали абсолютно во всех деталях, судьи все равно пытались спасти подсудимого. И здесь проявляется второе разительное отличие древнееврейского права от римского. Согласно последнему, незнание закона не освобождает от ответственности. Не так было у древних евреев. Судьи предлагали свидетелям ряд вопросов, например, «знал ли обвиняемый о грозящем ему наказании?» или «пытались ли вы отвратить его от преступления?» Если на эти вопросы звучали отрицательные ответы, наказание подозреваемому впоследствии смягчалось.

Дальше следовали продолжительные дебаты судей. В них могли принимать участие и кандидаты в члены Великого синедриона, однако только если их мнение было в пользу обвиняемого. После того, как все судьи высказались, следовало голосование. Причем начиналось оно с самых младших членов синедриона. Таким образом, мнение старших и более авторитетных судей никак не могло повлиять на младших. Приговор выносился большинством голосов. Но если для оправдательного приговора нужен был перевес всего в один голос, то для обвинительного — в два. Предположим, из 23 судей 12 вынесли оправдательный вердикт, а 11 — обвинительный. Подозреваемый немедленно освобождался и уходил домой. Противоположенная ситуация. 12 человек — против, а 11 — за. В этом случае в ряды голосующих допускались кандидаты. Так продолжалось до тех пор, пока подсудимый либо не оправдывался, либо не обвинялся.

Если римляне выносили кому-то смертный приговор — он приводился в исполнение немедленно. В Иудее же, после того, как Синедрион приговаривал кого-то к смерти, через сутки он собирался снова по тому же уголовному процессу. За это время члены суда могли еще раз взвесить и обдумать свое решение. Причем, заседание имело своей целью только одно — оправдание подсудимого, потому что те судьи, которые уже высказались в пользу обвиняемого, то есть оправдали его, более не могли поменять своего решения. А вот наоборот — разрешалось.

И только если Великий синедрион оставался при своем мнении, преступника вели на казнь. Но даже здесь еврейское уголовное судопроизводство сохраняло возможность оправдания подсудимого. Процессию сопровождал специальный человек, который шел ровно до того места, откуда можно было видеть двери суда. Дальше процессию сопровождал уже другой человек, который, в свою очередь, двигался до того места, откуда можно было видеть первого и так далее. У дверей суда тоже стоял человек, и если в последний момент кто-то приходил в Синедрион и заявлял о новых обстоятельствах, которые могут оправдать преступника, человек, стоявший у дверей, давал отмашку, процессия возвращалась и суд возобновлялся.

И последнее, что стоит сказать о древнееврейском судопроизводстве. Великий синедрион мог заседать только в светлое время суток. Ни в коем случае нельзя было проводить заседания суда ночью или в праздники. А так как между первым и вторым заседаниями должны пройти сутки, то процесс нельзя было начинать накануне праздников или субботы (суббота — день покоя, когда по иудейским законам практически ничего нельзя делать).

Таким было уголовное судопроизводство иудеев времен Христа. Они поступали по принципу: лучше отпустить десять виновных, чем наказать одного невиновного. Читая все эти законы (зафиксированные в Талмуде), ясно видишь, что выросли они из Библии и буквально пропитаны ее духом. Эти законы пронизаны идеями милосердия и презумпции невиновности подсудимого, они намного мягче и гуманнее знаменитого римского права, из которого выросло законодательство современной Европы.

Если ты солжешь…

В Талмуде есть речь председателя Великого синедриона, которую он произносил перед свидетелями, готовыми говорить за или против подсудимого. И вполне возможно, что Каиафа произнес такие слова перед лжесвидетелями, которых его слуги только что нашли на улицах ночного Иерусалима: «Не будьте несведущи, что иное дело денежная тяжба и иное — суд, на котором решается вопрос о жизни. В первой, если твое свидетельство будет ложно, все дело может быть исправлено деньгами. Но если ты солжешь в суде, решающем вопрос о жизни, кровь обвиняемого и кровь его семени до скончания века вменится тебе… Человек одною печатью своего перстня может сделать много оттисков, но только совершенно сходных между собою, а Он, Царь царей самых высоких, Он, Святый и Благословенный, со Своего образа — первого человека — взял образы всех людей, но так, что нет ни одного человека, совершенно подобного другому…»

Н.Н. Ге «Что есть истина?». Христос и Пилат (1890)

…и беззаконие

Сегодня, читая скупые евангельские строчки про суд над Христом, мы удивляемся и не понимаем многого, что там происходило. Но у евангелистов и в мыслях не было объяснять все это. Ведь они — иудеи — прекрасно знали свои законы, или, лучше сказать, понимали то беззаконие, которое произошло в Великом синедрионе в ночь с четверга на пятницу 14-го дня месяца нисана за несколько часов до смерти Христа. Давайте и мы перенесемся в ту ночь.

После ареста Спасителя провели по спящим улица Иерусалима в дом тестя Первосвященника Каиафы по имени Анна (Анан). Это был очень влиятельный человек, основатель рода, из которого выходили первосвященники, правившие в Иудее более пятидесяти лет.

Как уже говорилось, подозреваемый не мог сразу предстать перед Великим синедрионом, не пройдя малый. Возможно, Анан был председателем местного Иерусалимского синедриона. Против Иисуса решили возбудить уголовный процесс. Это могли сделать только свидетели Его «преступления». Однако никаких свидетелей в доме Анана нет. И он самостоятельно пытается возбудить процесс, спрашивая Христа о Его учениках и учении. Толкователи Евангелия в один голос говорят, что хитрый Анна хотел спровоцировать Иисуса на какие-нибудь слова, за которые можно бы было зацепиться и, соблюдя все формальности, возбудить уголовное дело.

Но сам факт отсутствия свидетелей говорит о нарушении процессуального закона — то есть процесс не мог быть даже начат. На отсутствие каких-либо очевидцев Его «преступных деяний» и указывает Господь в Своем ответе Анану: «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? Спроси слышавших, что Я говорил им» (Ин. 18:21).

В ответ произошло новое нарушение закона. Один из слуг Анана ударил Иисуса по щеке, хотя иудейский закон категорически запрещал бить подозреваемых, предоставляя им полную свободу слова. Ничего не добившись, Анан отправляет Спасителя к своему зятю — Первосвященнику Каиафе. В доме Каиафы, несмотря на глубокую ночь, собрался Великий синедрион (хотя по закону суд не мог собираться в такое время). Иисус вошел в зал, где полукругом сидели судьи. В центре полукруга — председатель Синедриона — Каиафа. Свои обычные места заняли два секретаря — один ближе к правой стороне полукружия, чтобы записывать показания в пользу подсудимого, а другой — ближе к левой, чтобы записывать показания обвиняющие. Все было как обычно. Обычной была и одежда судей: талит — белое шелковое покрывало, накинутое поверх черной мантии — тоги. Необычной была только личность Подсудимого и приговор, вынесенный уже заранее. Теперь во что бы то ни стало Великому синедриону надо было сделать это формально.

Перед глазами судей прошла вереница свидетелей — точнее, лжесвидетелей. Но даже немногословное Евангелие замечает, что их свидетельств было недостаточно. Мы помним, как трепетно иудейское судопроизводство относилась к свидетельским показаниям. Можно предположить, что не нашлось даже двух человек, говоривших одно и то же. По закону Иисуса должны были тут же отпустить, но это не входило в планы Синедриона. Поняв, что с помощью лжесвидетелей, спешно набранных на улицах спящего города, он ничего не добьется, Каиафа решил действовать сам. Он встает со своего места и подходит ко Христу со словами: «Что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?» Иисус молчал.

И Господь, и Каиафа прекрасно знали, что по иудейским законам обвиняемый не может говорить против себя. Даже если бы подсудимый вдруг начал себя оговаривать, его никто не стал бы слушать, и такое свидетельство не стоило бы ровным счетом ничего. Единственными, кто мог свидетельствовать против подозреваемого и кто мог доказать его вину, были непосредственные очевидцы его преступления. Если бы обвиняемый мог сам доказать свою вину — зачем тогда нужен закон о двух свидетелях?

Но Каиафа не остановился на этом. И он произносит слова: «Заклинаю тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Для любого иудея заклятие именем Божьим было священным. Но в уголовных процессах оно применялось только по отношению к запиравшимся свидетелям. К подсудимым же это право вовсе не применялось. Так закон заботился о самих же подозреваемых. Представьте себе человека, которому грозит смерть. Но он знает, что, дав ложную клятву именем Божьим, выйдет на свободу. Конечно, не все решатся на это, но все же… И вот чтобы не прибавлять к злодеяниям преступника еще и грех клятвопреступления, иудейское право не применяло заклятия для подсудимого.

В ответ на заклятие Иисус исповедует Себя Сыном Божьим, а Первосвященник рвет на себе тогу от подбородка до пояса в знак того, что слышит богохульство, которое по иудейским законам было серьезнейшим преступлением. Синедрион выносит приговор: повинен смерти. И опять же, вопреки закону, второе заседание Синедриона собирается не через сутки, а спустя всего лишь несколько часов. Но оно, конечно, ничего уже не изменяет в участи Подсудимого. Кстати, через сутки судьи собраться и не смогли бы, потому что наступал праздник Пасхи, который длится у иудеев целую неделю.

Так завершился этот уголовный процесс. Господа повели к Пилату, чтобы тот утвердил смертный приговор. И когда римский чиновник услышал от иудейской толпы, что Иисус должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божьим, он суеверно испугался и потребовал от Спасителя объяснений, говоря, что имеет власть и распять Его, и отпустить. На это Господь ответил: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе».

Эти слова означают, что и перед Великим синедрионом, и перед Понтием Пилатом Спаситель стоял только потому, что Сам этого захотел. Бог добровольно отдал Себя в руки людей, которые решали Его судьбу. Он знал, каким будет решение — Крест. Это решение остается на их совести. А для христиан — без Креста никогда бы не было пасхальной радости — сначала робких и недоверчивых слов учеников Спасителя: «Христос Воскресе!», а затем уже твердой уверенности в том, что Он действительно Воскрес, подарив людям жизнь, рядом и вместе с Богом.