Суть православия

Принципы и законы

Само христианство возникло в I веке. Оно зародилось в Палестине, откуда пошло несколько верований, и своим происхождением обязано более древнему иудаизму с его монотеистичным Богом и Ветхим Заветом.

Возникновение христианства связано с зарождением веры в то, что пришлый Иисус Христос — тот самый Сын Божий, которого так ждали верующие. Иудаизм не признает его таковым, что отличает обе религии.

Суть всего православного вероучения, его исток — в вере в Господа, который является носителем высшей мудрости. Главной целью любого верующего должно быть стремление заслужить вечную жизнь в раю после смерти. Для этого ему необходимо при жизни следовать заповедям Господа, исповедовать Его учение.

Основные пункты мировоззрения заключаются в следующем:

  1. Милосердие: оказание помощи нуждающемуся в ней, облегчение страданий несчастного. Милосердный человек совершает угодное Господу дело.
  2. Прощение: не менее важная сторона жизнь. Речь идет не о забвении обиды, а о предоставлении Богу права самому наказывать обидчиков. Без прощения всех, кто обижал христианина, тот не сможет попасть после смерти в рай.
  3. Стойкость: человек исполнен веры и надежды на помощь Бога, доводит до конца любое дело и не унывает. Это необходимо для распространения добра и веры.
  4. Бодрствование: речь идет об открытости для добрых дел и служения Господу. Душа и совесть человека не должны спать, когда кому-то требуется помощь. Является важным ресурсом для верующего.
  5. Церковь: является «проводником» учения от Бога к человеку. Она играет важную роль в жизни верующего: сюда приходят на исповедь и причащение, Церковь помогает запутавшимся и учит тех, кто хочет узнать, что значит быть православным человеком.
  6. Исповедь: чистосердечный рассказ о своих грехах, раскаяние в них и получение прощения. Является одним из таинств, обязательных к исполнению. Если человек не успеет исповедаться, он не сможет попасть в Рай.
  7. Воскресенье: день, когда верующий должен отринуть житейские заботы и подумать о душе и Господе. В это время принято посещать храм и молиться.

Кроме того, на жизнь верующего влияют 10 заповедей, образование которых приписывается Моисею. Они составляют основу всего христианства и не различаются в разных ветвях.

Догмы учения

Само учение основывается на Священном Писании (Библии) и Священном Предании, в которое входят постановления Вселенских Соборов. Главным догматическим документом, который используется в обиходе, является Никео-Цареградский Символ веры. Это формула вероисповедания, которая представляет собой наиболее полное раскрытие учения о Троице и ряда важнейших вопросов.

Православие основывается на нескольких догмах:

  1. Только истинно верующие будут спасены.
  2. Для прощения грехов необходимо креститься.
  3. Бог представлен в трех лицах — Отец, Сын, Святой Дух. Они равны между собой, поклоняться необходимо всем трем в равной степени.
  4. Бог принимает образ и подобие человека.
  5. Иисус единороден Богу. Он жил всегда, но пришел на Землю через рождение от Девы Марии.
  6. Святой Дух равен Богу. Он исходит от Бога и связывает его с Христом.
  7. Иисус является Главой верной православной Церкви.
  8. Воскресение Иисуса истинно. Люди должны быть благодарны ему за принесенную жертву и ожидать второго пришествия Христа.

На Четвертом соборе был принят запрет на внесение изменений в действующие догмы. Он исполняется до сих пор.

Появление названия

Само название «православие» буквально переводится с греческого как «правильное прославление» или «правильное мнение». В богословской литературе термин обозначает учение, одобренное кафолической церковью, его противоположностью является «гетеродоксия» или «инославие», то есть взгляды еретиков или те, что отвергала Церковь.

Само слово «православие» упоминается уже во II веке в текстах апологетов (преемников апостолов), например, у Климента Александрийского. В качестве термина оно закрепилось в III веке у историка и епископа Евсевия Кесарийского, впервые официально записано в середине V века в актах IV Вселенского Собора. Начиная с VI столетия православие начало обозначать религиозные взгляды, которые точно соответствуют учению Церкви и Евангелию.

На Руси термин встречается в нескольких ранних письменных источниках:

  1. В повести Временных лет в составе Лаврентьевской летописи (1377 год).
  2. В раннем списке (копии) «Слова о законе и благодати» (начало XI века) митрополита Илариона. Копия была сделана во второй половине XV столетия.

Интересный факт: в русском языке термины «православие» и «ортодоксальный» являются синонимами и не используются одновременно, как, например, в иудаизме.

История религии

До 1054 года все христианство было единым, разделения на православие и католицизм не существовало. Само учение восходит к апостольским временам или к I веку. Оно сфомировалось на основании Вселенских Соборов — собраний епископата, на котором решались важные вопросы.

Для православия значение имели следующие Соборы:

  1. 325 год — Первый (Никейский). Был составлен Никейский Символ веры (признаны единосущными все 3 ипостаси — Бог Отец, Сын и Святой Дух), осуждены верования, которые отрицали его.
  2. 381 — Второй. Утверждено равенство всех трех ипостасей, оформлена окончательная редакция Никейского Символа.
  3. 431 — Третий (Ефесский). Дева Мария начала именоваться Богородицей, осуждены ереси Пелагия и Нестория.
  4. 451 — Четвертый (Халкидонский). Принят догмат о том, что Христос — истинный Бог и человек, подобный людям, но без греха. Осуждены некоторые ереси.
  5. 553 — Пятый. Осуждены ряд учений и их учителей, а также некоторые ученые, в том числе последователи Александрийской богословской школы (Платон, Ориген и другие).
  6. 680 — Шестой. Осуждены ереси. Из-за усиления упадка дисциплины и благочестия одновременно был созван еще один собор, который принял 102 канона для Церкви на Востоке. Оба Собора заседали в одном месте (дворцовой зале со сводами — трулле), из-за чего их объединили в один Трулльский Собор.
  7. Середина VIII — не нумерован. Созван ради «Точного изложения Православной веры» — первой систематизации учения, которую составил Иоанн Дамаскин.
  8. 787 — Седьмой. Иконопочитание вновь возвращено. Принято, что поклоняющиеся иконе поклоняются личности, которая изображена на ней. Это поклонение переходит к написанному святому.
  9. Март 843 — Торжество православия. Церковные торжества, состоявшиеся после Константинопольского Собора, на котором было восстановлено почитание икон. На сборе еретики преданы анафеме.
  10. 879 — Восьмой (Поместный). На патриарший престол вновь возвращен патриарх Фотий I, осуждены любые изменения в Символе веры.

В 1054 году произошел окончательный раскол христианства на католичество и православие. Сегодня православные священники не признают никаких Соборов, созванных после раскола, даже если там присутствовали православные патриархи.

Сегодня самой крупной автокефальной православной церковью является РПЦ (Русская православная церковь) или Московский патриархат. Это российский центр, который является носителем философии и традиций религии.

Некоторые различия

Нередко верующий народ путает определения православия и христианства. В чем разница между ними, кратко подскажет фраза «Все православные являются христианами, но не все христиане являются православными». Дело в том, что все христианство делится на несколько ветвей, самые крупные из которых — католицизм, протестантство и православие.

Увидеть, чем отличаются 3 крупнейшие ветви христианства, в чем их особенности, специфика и структура, можно по таблице.

Положения Католицизм Протестантство Православие
Отношение к светской власти Глава Церкви (Папа Римский) обладает религиозной и политической властью Стремятся сотрудничать За все время отношения много раз менялись от сотрудничества до изгнания или подчинения
Отношение к людям Важна индивидуальность Вмешательство в дела ближних и помощь друг другу (если человек не попросил сам) не приветствуются Все люди — братья и сестры
Душа после смерти Душа проходит Чистилище и очищается Христос уже искупил грехи всех людей своей смертью, а потому земные дела не так важны Душа попадает в Ад или Рай в зависимости от совершенных при жизни дел
Крест Господень Имеет 4 конца — «стандартный» крест. Ноги прибиты одним гвоздем, сложены друг на друга. Обычно изображается с мученическим выражением лица Не признают ни Крест, ни иконы Имеет 8 концов — 4 конца «стандартного» креста и 2 горизонтальные перекладины (табличка над головой и опора для ног). Ноги прибиты 2 гвоздями. Иисус изображается с распростертыми руками, будто обнимающий мир
Крещение Крещение проводится над детьми не младше 7 лет. Обряд предполагает обливание святой водой или окропление Могут принимать только взрослые люди, сделавшие свой выбор Креститься могут как младенцы, так и взрослые. Для обряда необходимо трижды погрузиться в купель со святой водой, затем причаститься и совершить миропомазание
Службы Священники наделены от Бога особой силой Не нуждаются в специальных местах или священниках: последние ведут обычную жизнь Священник не обладает божественной силой, Господь сам появится в храме при службе
Брак Не поддерживает разводы, священники должны придерживаться безбрачия Развод возможен в 2 случаях — неверность супруга или оставление неверующего верующим Разводы в некоторых случаях допускаются, некоторым служителям разрешено жениться
Богородица Непорочна, без греха Считают Деву Марию обычным человеком Является человеком, совершившим первородный грех
Святой Дух Исходит от Отца и Сына В равной мере исходит от Отца и Сына Исходит от Отца и передается Сыну
Священное Писание и Священное Предание Имеют равное значение Не имеют авторитета Писание является частью Предания

Всего различий между основными течениями христианства больше, но даже по основным видно, что основа учения одинакова, а отличия в основном небольшие или относятся к службам, таинствам или терминам. Например, католики считают Папу Римского главой над всеми Христианами, что по понятным причинам отвергается православной веткой.

Важно отметить, что православие терпимо относится к прочим религиям, однако считает их еретическими, а их последователей — недостойными Царствия Божьего. Однако католики и протестанты возможно не будут лишены благословения Господа, так как тоже верят в него, хоть и немного другим образом.

Стоит отметить отличия от старообрядчества. В XVII веке в России произошел раскол Церкви после проведения патриархом Никоном реформ. Не принявшие нововведения люди стали именоваться старообрядцами. Они отказались проводить службы по новому обряду и не были признаны православной церковью. Позднее старообрядцы сильно отдалились от официальной веры в богослужебном пении, иконописи, поклонах, быте и культуре, а также разделились на несколько более мелких ветвей. Московский патриархат старообрядчество не признает.

Религия православие сегодня является третьей по величине ветвью христианства — одной из главных мировых религий. Оно распространено в странах Восточной Европы, в том числе в России, где проживает около 40% всех православных. Во многих странах, где религия не является основной или официальной, созданы крупные общины и епархии.

Суть христианства

В Еврейских писаниях повествуется: «Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта» (1Цар.15:2). И спустя, приблизительно 480 лет после этого поступка амаликитян (Деян.13:20.), Всевышний указал израильскому царю Саулу: «теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла» (1Цар.15:3)… Подобных примеров в Ветхозаветных писаниях вполне достаточно, и некоторые из этих историй, могут приводить нас, христиан, в недоумение.

Но вот пример беседы апостолов и Христа, говорит об обратном:

«и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лук.9:52-56).

В этой краткой и казалось бы, не очень значительной истории, изложена вся суть христианства. Возможно, некоторым было бы достаточно этого, чтобы понять, зачем приходил наш Господь — Первосвященник. Однако суть христианства, просто обязана отражаться в нашем внутреннем мире, а так же в наших поступках; и для этого, нам важно ясно осознать суть Евангелия Царства Небесного.

Что поможет понять суть христианства

До прихода Христа на землю, мудрейшим человеком на земле считался Соломон. Именно он наиболее ярко выразил проблему человечества в целом, написав:

«сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные. Потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все — суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах» (Еккл.3:18-20).

Человек был создан «по образу и подобию Бога», чтобы владычествовать над землёй, и Писание повествует об этом так:

«благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они» (Быт.9:1,2. Так же: Псал.8:4-9.).

Однако, следует обратить внимание на то, что человек создан в один и тот же день, шестой, вместе с животными. Такие инстинкты как: инстинкт самосохранения, размножения, доминирования над другими особями — нередко, бесконтрольно превращаем в жадность и предательство, прелюбодеяние, зависть и войны… почему?

В том ведь и разгадка того, что первые люди так легко поддались греху: «увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. (И был вечер, и было утро: день шестой)» (Быт.1:31). Они были совершенны по плоти, без недостатка, но при этом, Адам не был благословен духовно – но был благословлён именно седьмой день (Быт.2:3.). Апостол Павел писал:

«входим в покой мы уверовавшие… Ибо негде сказано о седьмом так: и почил Бог в день седьмый от всех дел При Своих… Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:3,4,9,10).

И если мы говорим о сути христианства, то нельзя не вспомнить о том, что как раз Христос и был Господином Субботы, в которую каждому из нас предстоит «войти». Этот Вождь говорил:

«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6).

«Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий… Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные» (1Кор.15:45,47,48).

Если внимательным образом исследовать Писание, то становится ясно, что до прихода Христа, все те, кто был угоден Всевышнему Богу Яхве, все они были движимы Духом Святым.

Так например, в израильском царстве Самария не было ни одного праведного царя – однако в иудейском царстве временами восстанавливалось истинное поклонение… почему так? Ответ мы найдём в словах пророка Ахии: «дабы оставался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицем Моим, в городе Иерусалиме, который Я избрал Себе для пребывания там имени Моего» (3Цар.11:36). В самарийском царстве, Всевышний так же, Духом соблюдал для Себя пророков, чтобы оставался духовный свет для людей (Рим.11:2-6.). Таким образом, внимательно изучив библейскую историю, мы можем понять, что без Духа Бога, человек не может быть угодным Ему; для этого, просто необходимо быть благословлённым (Рим.9:10-14.).

Нам всем, нужно честно признать то, что мы плоть, сотворённая в «шестой день» вместе с животными, то, что мы дети плотского Адама; если бы не согрешил он – то вместо него, там в раю, согрешили бы мы. И для нас, важно быть введёнными в тот «покой» вторым «Адамом», Отцом вечности, Христом (смотри: Исаия.9:6.).

Первые люди были созданы без греха – но именно они, в скором времени оставили его нам в наследие. Так мы подошли к тому, что в библейском смысле, число ШЕСТЬ — число плоти, богом чего является дьявол:

«Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:17-24).

Закон, оставленный через Моисея, являлся лишь «детоводителем» к Мессии (Галат.3:11,24.) — но воспринимали евреи его буквально, не понимая сути; тем самым, Закон был для них воспитателем ВНЕШНЕГО поведения. Не имея Духа от Бога, евреи небыли в состоянии понять Закон; в этом была их главная проблема и ошибка, того, как они мыслили сами — и как они судили других.

Книжники и фарисеи были слепыми поводырями, не понимающими, что Закон начинался не с внешнего воспитания – но с внутреннего мира (Матф.23:26.). История Израиля, через Моисеев Закон показывает нам всем: сколько бы Всевышний Бог не вразумлял и не наказывал – без Святого Духа в этом нет полного смысла. Писание гласит:

«Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает , народ Мой не разумеет… Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем» (Ис.1:3,5,6).

Именно по этому нам всем важно осознать, что сами, без того «субботнего» благословения, мы не можем по настоящему приблизится к Богу. «Как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим.3:10-12).

Далее Павел поясняет, что только через жертву Христа мы обретаем дар оправдания и освящение Святым Духом. Вот как об этом написано в пророчестве Иеремии:

«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет. Не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер.31:31-34).

Это подтверждает и пророк Иезекииль:

«И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:26,27).

Это произошло в Пятидесятницу, после того, как Христос отдал за нас Свою жизнь, тем проявив величайшую любовь. И только ЗАТЕМ, человечество имело возможность через дар Святого Духа понять суть христианства, суть Закона. Павел писал:

«Проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы… нам Бог открыл Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии …мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем судить духовно» (1Кор.2:7,8,10,12-14).

Суть христианства сегодня

Итак: через любовь Господа Христа и благодать от Бога Отца (и только затем, через понимание) христиане первого века обрели истинное отношение с Всевышним. Апостол Пётр вразумлял:

«вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет… И провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения… Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1Пет.2:9,12,21).

И суть христианства сегодня в том, чтобы стать последователем Христа как ходатая за человечество.

Возьмём к примеру историю с Иосифом, который обручился с Марией: когда мать Христа оказалась беременной в отсутствии Иосифа, прежде их свадьбы – что при этом он должен был подумать?..

Именно так поступал Христос по отношению к блудницам, мытарям и прочим, не разделяя на конфессии фарисеев, саддукеев, ессеев и т.д. Но вопрос состоял в том, на сколько чист внутренний «сосуд» человека для принятия мира от Всевышнего (Матф.23:25,26.).

А что мы, в христианском мире, имеем сегодня?

Не многие верующие в Христа по настоящему задумываются о том, почему сегодня между ними столько заблуждений и шарлатанства; почему в каком ни будь провинциальном городишке, каких-то пять или семь христианских церквей (как протестантских, так порой и традиционных) не могут найти общий язык?.. Зачастую, только делается вид единства, так же имения даров пророчеств, исцелений и говорения иными языками – но если честно, то по сути, это занятие самообманом, попытка доказать, что со времени первого века ничего не изменилось.

Апостол Павел говорил: «я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян.20:29,30).

Как во времена средневековья, так и во время начала 21-го века, мы видим, что не только все христианские конфессии находятся в состоянии разделения – но нередко разделения происходят и внутри церквей. По этому, можно сказать, что сегодняшнее христианство находится в состоянии Вавилона великого. Пророческим действием этого состояния, было событие, которое описано в книге Бытие:

«На всей земле был один язык и одно наречие… И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли… И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт.11:1,4,6-9).

Неспособность понимать в единомыслии истину от Всевышнего, указывает на отсутствие Святого Духа в христианстве сегодня (1Кор.1:10. Ефес.4:5,6.). Пусть эти слова будут вам всем не в обиду друзья, ведь честность, это основа смирения и понимания сути христианства. Как было бы неприятно писать об этом — но на беспорядок в христианских течениях, указывают очевидные факты. И прежде чем доказывать, что какая-то конфессия очищена Духом Святым и огнём испытаний (см. Дан.11:35; 12:10. Марк.9:49,50.), следует задаться вопросом: а действительно ли на этом христианском течении, в строгом соответствии, исполнились события предсказанные на время конца нечестивого мира?.. Апостол Пётр предупреждал:

«Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете… Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас , то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» (1Пет.4:12,13,17).

Кто же будут эти подлинные посланники Всевышнего, через которых человечество обретёт мир и Истину? (Дан.8:23; 11:31-33. Откр.11:2-8. Дан.12:3.)… Этого сразу подавляющее большинство из христианского мира не поймут. По этому, апостол Павел предупреждал: «Братолюбие да пребывает. Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле» (Евр.13:1-3. См: Матф.25:31-40.). Так же, как и их Господин Христос, они придут без солидных телеконференций, многотысячных зрительных залов, дорогих костюмов, фраков и наручных часов с бриллиантами. Это будут те, кто без высокопарных фраз о учениях триединства, бессмертии души и прочих теологических толкований откроют суть истинного, чистого христианства.

Кто-то правильно заметил, что историю человечества можно сравнить с колесом; и Писание утверждает: «все, что писано было прежде, написано нам в наставление…» (Рим.15:4). В первом веке, не имела значения конфессия — в которой евреи по каким либо причинам состояли. Имело значение то, насколько каждый в отдельности стремился к честности для принятия не только закона: «не убей, не прелюбодействуй, не укради» — но это должна быть чистота, не имеющая внутренней злобы и нечестия.

В конце нечестивого мира, последователи Ходатая–Христа, так же будут собирать всех искренних сердцем к чистой, единой Истине – Господу Христу; и это будет всё так же, независимо от принадлежности к какой либо конфессии. Пророк Софония писал по этому поводу: «Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля. Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно» (Соф.3:8,9). «Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф.4:14).

Как мы уже упоминали, на начало 21-го века, следует признать то, что христианство в целом, ещё не очищено от лжи и заблуждений. Если кто-либо считает, что он принадлежит к «правильной» конфессии — а остальные находятся под гневом Божиим — тот сильно ошибается, не разбираясь в сути христианства. Никто сегодня не может знать каковы настоящие мотивы каждого из нас. Апостол Павел предупреждал:

«посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор.4:5).

Во время признака конца нечестивого мира, начнётся то, настоящее разделение, о котором говорил Христос:

«Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Лук.21:16,17).

То, что (кроме первого века) это пророчество касается именно последних дней, подтверждает пророчество Михея:

«…сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка — против свекрови своей; враги человеку — домашние его. А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня. … Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня. Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его. И увидит это неприятельница моя и стыд покроет ее, говорившую мне: «где Господь Бог твой?» Насмотрятся на нее глаза мои, как она будет попираема подобно грязи на улицах» (Мих.7:6-10).

Причины гонения истинных христиан, сосвященников Христа, в конце нечестивого мира будут две.

Первая, это то, что «по причине умножения беззакония, во многих (христианах) охладеет любовь» (Матф.24:12). Под беззаконием, подразумевается преследование христиан нечестивым правителем от дьявола. Пророк Даниил писал: «Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве. И укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых» (Дан.8:23,24).

Чтобы понять вторую причину, следует снова вернуться к истории с Марией, матерью Иисуса, женой Иосифа. Если читать такие места Писания как: Откр.12:1-5,17. Дан.2:34,35. , то следует сделать вывод, что мать Господа, является прообразом Небесного Царства, горы Сион (Откр.14:1.). И главную суть, на которую хотелось бы обратить внимание, это положение, в котором оказалась Мария во время её так называемой «вины» за беременность. В таком же положении окажутся и сыны Небесного Царства; их будут судить и злословить, обвиняя в духовном блуде и отступлении от «настоящего», общепринятого всеми христианства. Но суд их будет неправеден, так как они не поймут скрытой сути происходящего – как и не понимали фарисеи первого века, осуждая Христа за нарушение закона о субботе, омовении рук, общение с блудницами и мытарями; так же, утверждая, что Он галилеянин-самозванец (Иоан.7:41,42,52.).

*** Имеющий уши слышать, пусть слышит: 1Кор.2:14-16. Матф.18:10,23-35.

Итак, Давид писал: «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения» (Пс.118:165).

Закон и суть христианства, состоит в чистоте, праведности и любви, которая исходит из внутреннего мира каждого из нас – всё остальное суета. Сколько бы не приносилось жертв (которых было убито многие миллионы до времени Искупителя) – всё суета… Храм, построенный во времена Соломона превратился в прах; всё видимое нами, когда-то исчезнет – но суть христианства: любовь к Богу, Его Сыну и нашим ближним, остаётся на веки (1Кор.13:8.). Спешить творить добро, познавая в чём его истина – только через это, мы можем стать настоящими христианами. И да дарует нам Отец Небесный в этом понимание. Аминь.

Места Писания для размышления: Тит.3:3-6. Галат.6:1,2. Иак.5:14-20. (Иоан.10:11; 15:12. Лук.11:23. 1Иоан.4:20,21.).
(С. Иаковлев).

Зачем страдал Христос? (Сущность Жертвы Христовой)

Жертва Христа Спасителя

Религиозное понятие «жертва» имеет два различных смысла. Один из них присущ юридическому, иудео-языческому сознанию, где жертва является зна́ком умилостивления Бога (богов) за грехи или средством благодарения Его и просьбы о помощи. Это понимание жертвы исходит из элементарного антропоморфического представления о Боге, Которого, как земного царя, можно и раздражить, и умилостивить, и Который поэтому требует Себе жертв от человека. Второе значение жертвы открывается в святоотеческом понимании Жертвы Христовой, как акта бесконечной любви Самого Бога к человеку.

Этот второй смысл Жертвы становится особенно очевидным при сопоставлении двух основных точек зрения на последствия грехопадения первых людей: католической и православной. Первая следует из иудео-языческого понимания греха и гласит, что грехом прародители нанесли «оскорбление Богу и Его Промыслу» и поэтому «все люди – соучастники греха, совершённого Адамом». Эта их виновность столь велика, что для восстановления справедливости потребовалась Жертва Сына Божия. В Католическом Катехизисе читаем: «Иисус возместил нашу вину и принес Отцу удовлетворение за наши грехи». «Своими святыми Страстями на древе крестном Он заслужил нам оправдание».

Таким образом, в католицизме и протестантизме подвиг Спасителя оценивается как юридический акт выкупа, оправдания, сущность которого заключается в снятии вины с рода человеческого и избавление его от наказания за преступление (грех) первых людей.

О таком глубоко искажающем отношение Бога к человеку понимании В. Н. Лосский писал: «Само понятие искупления носит чисто юридический характер: это выкуп раба… это значило бы создавать между Богом и человечеством недопустимые правовые отношения». Патриарх Сергий (Страгородский) в своей замечательной работе «Православное учение о спасении» (о которой Валаамский старец Иоанн (Алексеев) писал: «высокая книга — светоч науки духовной»), указывает на корень западного заблуждения: «Оправдание, таким образом, акт совершенно внешний, таковой акт, который действует не в человеке, а вне и около человека. Поэтому и следствием этого акта может быть перемена только отношений между Богом и человеком, сам же человек не изменяется» (выделено — А.О.).

Но это учение о виновности всех людей перед Богом и необходимости удовлетворения правосудию Божьему отвергается и Евангелием, и всем Священным Преданием Церкви, которые прямо говорят о том, что Бог есть любовь, а не правосудие.

Путь разума в поисках истины

Девятое издание

Предисловие к четвертому изданию (М. 2002).

Предисловие к 7-му изданию (М. 2008).

Глава I. Понятие об Апологетике § 1. Разделы апологетикиБогословская апологетикаИсторическо-философская апологетикаЕстественнонаучная апологетика § 2. Краткий очерк истории АпологетикиРаннее христианство и эпоха Вселенских Соборов Средневековье и эпоха ВозрожденияНовое время ХХ век § 3. Русская апологетика Глава II. Религия § 1. Человек, мир, религия § 2. Что такое религия § 3. О чем говорит слово «религия» § 4. Основные истины религии § 5. Сущность религии § 6. Взгляды отдельных философов на религию1. Взгляд Канта2. Взгляд Гегеля3. Взгляд Шлейермахера § 7. Происхождение религии1. Натуралистическая гипотеза2. Анимистическая гипотеза3. Гипотеза Фейербаха4. Социальная гипотеза5. Положительный взгляд на происхождение религии § 8. Первая религия § 9. Многообразие религий § 11. Псевдорелигиозные системы мысли: деизм, пантеизм, теизм Глава III. О бытии Бога § 1. Доказательство1. Понятие о доказательстве2. Доказательство и истинность3. Об относительности эмпирических доказательств4. Выводы § 2. Бога нет, потому что…1. Наука доказала, что Бога нет2. Его никто не видел3. Библия содержит в себе много противоречий4. В мире много страданий § 3. Бог есть1. Космологический аргумент2. Телеологический аргумент3. Онтологический аргумент4. Психологический аргумент7. Религиозно-опытный аргумент Глава IV. Религия и человеческая деятельность § 1. Наука1. Наука или религия?2. Понятие науки3. Постулаты науки4. Методы науки5. О достоверности научного знания6. О критериях в науке7. Наука и мировоззрение8. Наука и религия9. Религия и наука10. Вера и знание в религии и науке11. Некоторые выводы § 2. Путь разума в поисках истины1. Философия2. Наука3. Наука, мистика, магия.4. Христианство § 3. Основа социального служения Церкви § 4. Свобода, права и Церковь Глава V. Откровение § 1. Виды откровений § 2. Общее Откровение и его признаки § 3. Индивидуальное откровение и его признаки § 4. Экзорцизм § 5. Оценка естественного богопознания Глава VI. Язычество § 1. Натурализм § 2. Идолопоклонство § 3. Мистицизм § 4. Магизм § 5. Истоки и сущность язычества § 6. Оценка язычества Глава VII. Ветхозаветная религия § 1. Учение § 2. Ветхозаветная религия и христианство Глава VIII. Духовная жизнь § 1. Основы духовной жизни (по творениям святителя Игнатия Брянчанинова)1. Правильная мысль2. Что значит вера во Христа3. Познай самого себя4. Добрые дела5. Опасно преждевременное бесстрастие6. Правильная молитва7. Прелесть8. Католицизм9. Наставник10. Истина одна § 3. О святости в Православии1. Бог и человек2. Ступени жизни3. Писание и Церковь4. Святость5. Законы жизни6. Любовь и заблуждение8. Плоды Духа Глава IX. Происхождение мира § 1. Две нехристианские концепции § 2. Христианское понимание мира § 3. Гипотеза антимира § 4. Творение или (и) эволюция § 5. Христианская экология Глава X. Эсхатологическая проблема в русском православном богословии и религиозно-философской мысли ХХ века § 1. Понятие об эсхатологии § 2. Антихрист § 3. 666 и ИНН § 4. Антиномия геенны

«Полагаю же, что всякий имеющий ум, признает первым для нас благом ученость, и не только сию благороднейшую и нашу ученость, которая презирая все украшения и плодовитость речи, емлется за единое спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которою многие из христиан, по худому разумению, гнушаются, как злохудожною, опасною и удаляющую от Бога.…

Напротив, надобно признать глупыми и невеждами тех, которые держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве»

Св. Григорий Богослов. Слово 43.

Предисловие к четвертому изданию (М. 2002).

Естественно для христианина знать твердое основание того учения, в котором был наставлен (Лк. 1, 4). Но, как пишет апостол Петр, он должен быть готовым и всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1Пет. 3, 15). Ибо Сам Господь повелевает: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19–20).

Проповедь христианства – сложное и ответственное дело, поскольку от его успешности зависит спасение многих людей. Оно требует и знания вероучительных и нравственных истин христианства, и понимания духовной жизни, и определенного ознакомления с основными сторонами человеческой жизни и деятельности, прежде всего, с религиозной, философской, научной. Оно с необходимостью предполагает и знание ответа на главные и наиболее волнующие современников вопросы. Все это требует специальной подготовки, которой преимущественно и занимается Апологетика (Основное богословие).

Апологетика ориентирована на людей различных убеждений и уровней веры: и только что пришедших в ограду Церкви, у которых еще немало сомнений, и находящихся «около церковных стен», но ищущих Истины, смысла жизни и интересующихся христианством. И тем и другим, как не имеющим, большей частью, духовного опыта, не пережившим в себе Бога, необходимо рациональное обоснование истин веры. Предлагаемая работа, рассматривая многие вопросы, как общерелигиозного, так и специфически христианского характера, ориентирована на эту цель. И можно присоединиться к словам Ивана Ильина, сказанным им в предисловии к своему сборнику «Пути России»: «Эта книга написана для ищущих; для тех, кто еще не «имеет», но хочет «иметь»; хочет глубоко и искренно. Эта книга написана для сомневающихся – не ироническим, разъедающим и, в сущности говоря, уже отрицающим сомнением, но вопрошающим творческим сомнением, идущим из глубины сердца».

Предисловие к 7-му изданию (М. 2008).

Сущностью любой религии является духовная жизнь. Без опытного ее познания все прочие религиозные истины – догматические, нравственные и, тем более, вся внешняя сторона религии (ее культ) становятся пустыми и безжизненными формами, создающими видимость религиозной жизни, но оставляющими верующего без Бога. Такая религиозная вера, по меткому выражению А.С. Хомякова, превращается в мертвое веренье, которое является одним из самых тяжелых соблазнов, уловляющих множество христиан всех конфессий.

Что такое религия? Как придти к правильной вере? Какие препятствия стоят сегодня на ее пути, что нужно знать, чтобы избежать веренья? Каковы основы духовной жизни в православии, и каковы критерии ее истинности? Эти и другие вопросы рассматриваются в книге с привлечением разных источников: как святоотеческих, богословских, так и светских, научных, гуманитарных. Поэтому данная книга может служить не только учебным пособием для православных учебных заведений, но и послужить материалом для размышлений интересующимся православием.

Проф. А.И. Осипов