Св Кирилл

КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ — ар­хи­епи­скоп Алек­сан­д­рий­ский, бо­го­слов, хри­сти­ан­ский свя­той.

Племянник и воспитанник архиепископа Александрийского Феофила; в юном возрасте, возможно, принимал участие в качестве его секретаря в соборе 403 года, незаконно осудившем архиепископа Константинопольского святителя Ио­ан­на Зла­то­ус­та. Получил классическое и богословское образование, прекрасно знал Священное Писание и сочинения отцов Церкви. В юности около 5 лет провёл в монастырях Нитрийской пустыни под Александрией. После смерти архиепископа Феофила в октябре 412 года возведён на Александрийскую кафедру.

Обладая резким и решительным характером, Кирилл Александрийский вступал в конфликты с наместником Египта Орестом, принимал жёсткие меры против инакомыслящих (после антихристианского восстания иудеев выселил их из города; по распространённой, но недоказанной версии, подозревался в подстрекании толпы религиозных фанатиков, убивших известную представительницу философии позднего неоплатонизма Гипатию).

Установив в конце 410-х годов поминовение в Александрийской церкви святителя Иоанна Златоуста, Кирилл Александрийский тем самым окончательно восстановил прерванное с 406 года общение между восточной и западной церквами (Римская церковь не признавала низложения Иоанна Златоуста).

С 429 года Кирилл Александрийский вёл богословскую полемику против ереси архиепископа Константинопольского Не­сто­рия, который отвергал тесное природное единство божества и человечества во Христе, придавал особую самостоятельность Его человеческой природе, видел во Христе «двух сынов», или две ипостаси, отказывался тем самым почитать Деву Марию как Богородицу и признавал Её лишь «христородицей» или «человекородицей» (смотрите Несторианство). В 3-е послание Кирилла Александрийского к Несторию вошли так называемые 12 глав, в которых Кирилл Александрийский анафематствовал архиепископа Константинопольского.

На стороне Кирилла Александрийского выступил папа Римский Целестин I. Созванный императором Феодосием II в 431 году в Эфесе III Вселенский собор (смотрите Вселенские соборы) во главе с Кириллом Александрийским осудил и низложил Нестория. Однако многие «восточные» епископы, симпатизировавшие Несторию, увидели в некоторых формулировках Кирилла Александрийского скрытое аполлинарианство и отказались принять решения собора. В 433 году Кирилл Александрийский подписал с «восточными» так называемую формулу согласия, в которой была скорректирована его богословская терминология, способная вызвать подозрения в аполлинарианстве и монофизитстве.

Кирилл Александрийский — автор многочисленных сочинений: экзегетических (Комментарии на Евангелия от Иоанна, от Луки, на книги пророков Исайи, Осии, Ионы; «О поклонении и служении в духе и истине» и др.), догматико-полемических (» Сокровище о Святой и единосущной Троице», «Против хулений Нестория», «12 глав», «Диалог о Вочеловечении Единородного», «О правой вере к императору Феодосию» и др.), апологетического («Против Юлиана Отступника»), го­ми­ле­ти­че­ских (про­по­ве­ди) и эпи­сто­ляр­ных (Пас­халь­ные по­сла­ния и пись­ма).

С именем Кирилла Александрийского в истории Церкви связано начало эпохи христологических споров (смотрите Христология) V-VII века между православными, несторианами и монофизитами. Его богословие, центральным положением которого является учение о «единой воплощённой природе Бога Слова», легло в основу учения о Лице Христа в православной и монофизитской доктринах. Выражение «единая воплощённая природа Бога Слова», заимствованное, по убеждению Кирилла Александрийского, у святителя Афанасия Великого, в противоположность несторианскому учению о «двух сынах» утверждало теснейшее соединение двух природ во Христе — божества и человечества. Однако это и некоторые другие выражения Кирилла Александрийского нашли неверную трактовку у его «строгих» последователей, которые пришли к выводу о единственности природы Христа и откололись от Церкви после IV Вселенского собора (451 год) (Исповедующих единственную природу Христа впоследствии стали называть монофизитами.)

Участники IV Вселенского собора, провозгласив учение о двух природах Христа, соединённых в одном Лице и в одной Ипостаси, признали его «верой Кирилла». В VI-VII веках в богословии защитников учения IV Вселенского собора термин «воплощённая» стал пониматься как указание на человеческую природу Христа. Важнейшим аспектом христологии Кирилла Александрийского является акцент на единстве Лица Христа и тождественности субъекта «двух рождений» Сына Божия: предвечного рождения от Отца и домостроительного (ради спасения человеческого рода) — от Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Кирилл Александрийский оказал мощное влияние на всё последующее христианское богословие. В православной традиции в VII веке он получил именование «печати отцов», в католической в 1882 годe — учителя Церкви (doctor Ecclesiae). Дни памяти Кирилла Александрийского по календарю Русской православной церкви — 18(31) января и 9(22) июня, Римско-католической церкви — 9 февраля и 27 июня, Коптской церкви — 11 июня; почитается также в Эфиопской, Сиро-яковитской, Армянской церквах.

Сочинения:

Migne PG. T. 68–77

Sources chrétien­nes. Т. 97, 231, 237, 246, 322, 372, 392, 434

Тво­ре­ния. М., 1880–1912. Ч. 1–15

Тво­ре­ния. М., 2000–2002. Кн. 1–3.

Иллюстрация:

Свя­той Ки­рилл Алек­санд­рий­ский. Фраг­мент ико­ны «Свя­той Афа­на­сий Ве­ли­кий и свя­той Ки­рилл Алек­санд­рий­ский». Ви­зан­тия. Начало XIV в. Эр­ми­таж (Санкт-Пе­тер­бург). Архив БРЭ.

Святой Кирилл внёс огромный вклад в развитие православной культуры и утверждение христианства на Востоке. Он родился в семье благочестивого мещанина в греческом городе Салоники. Он был младшим из семи детей, при крещении его назвали Константином, имя Кирилл он получил уже во взрослом возрасте при пострижении в монахи. Он с детства отличался незаурядными умственными способностями, за что получил прозвище Константин-философ.

Святой Кирилл знал несколько языков, имел познания в различных областях науки того времени. Но главным делом всей его жизни стало создание славянской азбуки вместе со своим братом Мефодием. До этого церковное богослужение в христианских храмах велось исключительно на древнегреческом и латинском языке. Прежде чем в 863 году отправится в путь в Македонию, братья-миссионеры перевели на славянский язык молитву «Отче наш» из Евангелия от Матфея и начало Евангелия от Иоанна «В начале было слово…».

Святой Кирилл с детства отличался умственными способностями и учился он вместе с малолетним императором Михаилом у самых лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. По окончании обучения святой Кирилл принял сан иерея и был назначен заведующим патриаршей библиотекой при храме Святой Софии, но спустя несколько лет он тайно покинул столицу и ушел в монастырь.

Церковное пение и евангельское слово благодаря Святым Кириллу и Мефодию сразу зазвучало на понятном языке для каждого славянина

Духовный подвиг святого Кирилла, которого позже Православная церковь канонизировала как святого равноапостольного «учителя словенского», имел огромное значение для формирования славянской культуры и письменности. Они дали людям богослужебную литературу, Святое Писание, доскональный перевод которого практически равноценен оригиналу. Это был первый значительный шаг в передаче нам, славянам всей суммы религиозных знаний.

Изображение Святого равноапостольного Кирилла на иконах

На иконе святой Кирилл изображен в монашеском одеянии со свитком в руках, на котором изображены буквы славянского алфавита. Значение данного образа для всех славян очень велико.

Перед иконой святого Кирилла молятся о даровании разума и премудрости, к нему обращаются отроки, которые плохо обучаются. Так же за молитвенной помощью и предстательством к Святому равноапостольному Кириллу обращаются учителя, преподаватели, студенты во время сдачи сессий.

Как молиться перед иконой Святого Кирилла Ангела хранителя

В наше время нет людей, даже детей, которые бы не видели икон. Перед иконой человек молится, обращаясь к святому угоднику, он рассказывает о своих проблемах, скорбях, мыслях, желаниях. Слово «икона» от греческого происхождения, в переводе означает «образ». Через священные иконы прославляется сам Бог, и при них Он неотступно живет и творит от них Свои чудеса для спасения верующих в Него людей. Святой образ для православного человека то же самое, что и Священная книга: там можно прочесть святые слова, а на святой иконе можно созерцать образ святого, который ведёт нас к Богу, помогает нам достучаться до небес.

Особенно сильной бывает молитва в день почитания памяти святого и в дни религиозных праздников. В эти дни перед образом Святого равноапостольного Кирилла зажигают свечи, лампады. Есть множество случаев, когда во время молитвы перед иконой люди видели живой образ на ней.

Значение иконы заключается в том, что людям, которые обращаются к Святому Кириллу как к своему небесному покровителю (ангелу хранителю) этот святой оказывает незамедлительную помощь.

В случае особой нужды перед иконой служатся молебны священнослужителями по просьбе прихожан, читаются акафисты. Акафист Святым равноапостольным Кириллу и Мефодию можно читать и самостоятельно дома (келейно) с благословения духовного отца или священника.

Молитва святым равноапостольным Кириллу и Мефодию

О преславнии просветителие словенских язык, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, ваших письмен и учений светом просветившеся и в вере Христовой наставльшеся, яко чада ко отцем, усердно ныне прибегаем и сокрушением сердечным молимся: аще и завет ваших не соблюдохом, о угождении бо Богу небрегохом и от братняго единомыслия в вере отпадохом, обаче якоже древле в земном житии вашем, сице и ныне грешных и недостойных не отвратите тщи, но, яко имуще велие ко Господу дерзновение, прилежно Того молите, да обратит нас в путь спасения, да умирит раздоры единоверных, да приведет к единомыслию отпавших и всех нас духом любве да соединит Единей Святей, Соборней и Апостольстей Церкви! Вемы бо, яко много может молитва праведных по благосердию Владыки. Не оставите убо нас, унылых и недостойных, чад ваших, ихже ради грехов паства ваша, враждою разделяема и соблазнами инославных прельщаема, умалися, овцы же словесныя, разрываемы, восхищаются волки губительными. Подаждьте убо нам молитвами вашими ревность Православия, яко да отеческая преда­ния добре сохраним, каноны церковные верно соблюдем, всяких лжеучений странных отбежим и, тако в житии богоугодном преспевающе, жизни райския на Небеси сподобимся, идеже купно с вами прославим в Троице Единаго Бога во веки веков. Аминь.

Издревле на Руси детям давали имена в честь православных святых, и связь имени с покровителем таким образом не была нарушена. Но в настоящее время о своем духовном учителе знает лишь воцерковленный человек, в семье которого во главе угла стоят духовные ценности.

Роль святого Кирилла в христианстве

Святой Кирилл (в миру Константин) проживал со своим братом Мефодием в IX веке в Салониках — городе, в котором жили одновременно две культуры — славянская и византийская. Впоследствии братья стали одними из самых известных и значимых в истории России фигур, ведь именно они первыми составили славянскую азбуку и перевели Библию на славянский язык.

Икона святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Предназначением обоих братьев стало нести христианство в люди через перевод священных текстов на славянский язык. Им приходилось много странствовать и терпеть многие лишения, в результате которых Кирилл (тогда еще Константин) тяжело заболел и перед самой смертью принял схиму.

В каких храмах есть икона святого

Икона святого Кирилла хранится в храмах таких стран, как Чехия, Македония и Болгария. Все эти иконописные изображения датируются XIX веком, причем самый древний из них лик написан в 1893 году. Эта икона находится в Храме Василия Великого, что расположен в Талице.

Также образ святого Кирилла представлен на южном приделе церкви апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербурге. В некоторых храмах Москвы также имеются иконы этого святого.

Икону святого Кирилла писали несколько раз и на каждой из икон он представлен по-разному. На более ранних иконах святой Кирилл запечатлен в одежде монаха со свитком в руках, по одним данным, это Священное писание, по другим — алфавит. Более ранние иконы представляют образ святого Кирилла иначе — правой рукой он благословляет верующих, а в левой — держит свиток.

Как защищает икона

Часто приходится слышать, что люди ищут защиты у каких-либо «сильных» икон. Такая формулировка неверна, ведь помощь и сила исходит не от самой иконы, а от Господа Бога. Мы молимся перед образом, но не самому образу. Та икона, которую не освятили в церкви, является скорее предметом интерьера. Говоря о помощи иконы в каком-либо деле, нужно понимать, что помогает, прежде всего, искренняя вера в то, о чем молишься.

Икона святого равноапостольного Кирилла

Это означает, что если в сердце нет веры в помощь свыше, то никакое обращение к святому образу не поможет. Здесь уместно упомянуть известную мысль о том, что человеку кажется, что Бог следит за его внешними поступками, но Господь видит, прежде всего, сердце человека.

Читайте об иконах других православных святых:

  • Икона святого Стилиана Пафлагонского
  • Икона святого Даниила Московского
  • Икона святого Димитрия Солунского

Как молиться перед иконой святого Кирилла

Прежде чем затронуть вопрос молитвы перед иконой, следует сказать, что тем, кто имеет в своих квартирах какие-либо иконы, не должны относиться к ним, как к украшению, книге или сувениру. Для верующего человека икона — это, прежде всего напоминание о христианских добродетелях и помощь в бедах.

Считается, что кроме того, что икону для себя подбирают в соответствии с именем, так важно еще знать жизнь того святого, помощи у которого собираетесь просить.

Важно! Святые отцы уверяют — жизнь святого человека, великомученика, должна находить отклик сердце человека, молящийся должен ощущать близость своей жизни и жизни своего покровителя.

К святому Кириллу чаще всего обращаются с молитвами люди, так или иначе связанные с получением знаний и подачей информации — учителя, студенты, люди, занимающие высокие посты. Дело в том, что святой Кирилл также когда-то учительствовал и произносил речи перед язычниками, не испытывая страха.

Еще молитвы об учащихся:

  • Молитва Сергию Радонежскому об учебе
  • Молитва Николаю Чудотворцу перед экзаменом
  • Молитва перед началом учебного года

Молясь перед иконой этого святого, просят о мудрости, красноречии и удаче. Не стоит при этом беспокоиться о том, как именно и откуда придет помощь, как правило, молитва помогает тем, кто в нее верит. Кроме того, любая молитва должна идти и сердца и не приносить никому зла.

К святому Кириллу чаще всего обращаются с молитвами учителя и студенты Интересно! Считается, что самые сильные по действию молитвы бывают в день памяти святого. Среди прихожан из уст в уста передается история о том, как несколько раз во время молитвы людям являлся перед иконой образ святого Кирилла.

Молитва святому Кириллу

Навряд ли найдется в современном мире человек, никогда не видевший икон и не слышащий молитв. По словам верующих людей, через молитвенное обращение действует Бог, а искренняя молитва от сердца творит чудеса. Обращение к иконе своего Святого покровителя дает самую сильную духовную поддержку и помощь. Конечно, существует канонизированный текст молитвы, но если молящийся с ним не знаком, а молится «своими словами», но из самого сердца, то нет в этом никакой беды.

Кроме того, есть определенные молитвенные правила:

  • если молиться своему покровителю утром, то на весь день можно получить защиту от недоброго окружения, конфликтов и настроиться духом на добрые дела;
  • помолившись вечером, человек получает защиту во сне от негативных влияний и колдовства.

Для заучивания можно предложить небольшой тропарь ангелу-хранителю:

Ангел Божий, хранитель мой святой, жизнь мою сохрани в страхе перед Христом Богом, ум мой утверди в истинном пути, и к любви высокой направь душу мою, дабы получил я от Христа Бога великую милость. Аминь.

Существует также молитва Кириллу и брату его Мефодию перед экзаменом, но не стоит думать, что помолившись, можно забросить всю подготовку, полагаясь только на молитву.

Молитва дает большую поддержку во время подготовки, но не вместо нее. Конечно, текст молитвы немного сложен, но для тех, кто истинно верит не составит труда его заучить либо зачитать.

Молитва Кириллу и Мефодию

О святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле! Ныне к вам усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся: молите Господа, да наставит и обратит нас, на путь спасения. Не оставите нас, недостойных чад ваших (имена), дадите нам, молитвами вашими, о православии ревность, да ею возгреваеми, отеческая предания добре сохраним, уставы и обычаи церковныя верно соблюдати потщимся, всяких лжеучений странных отбежим, и тако в житии богоугоднем на земли преспевающе, жизни райския на небеси сподобимся, и тамо с вами вкупе Владыку всех, в Троице Единаго Бога, прославим во веки веков.

Внимание! При молитве очень важно понимать, что икона — это изображение святого лика, поэтому молиться нужно не самой иконе, а обращаться к тому, кто на ней изображен.

В чем помогает святой лик

Не только о хорошей учебе и карьере оратора молятся святому Кириллу. Родители, имеющие мальчика с этим именем, могут просить о здоровье ребенка, о защите от бед в каждом дне. Особенно действенными считаются молитвы родителей в день рождения ребенка.

Икона святого Кирилла

Обращение к образу, изображенному на иконе, помогает преодолеть многие ситуации:

  • побеждает страх;
  • оберегает от бед и врагов;
  • очищает душу;
  • открывает молящемуся его предназначение.

Часто люди просят своего святого о том, чтобы он отмолил его грехи перед Богом, ведь духовный покровитель своего рода посредник между Богом и человеком. Тем не менее, такая молитва не исключает необходимости личного покаяния.

Где разместить икону

Конечно, нет особой разницы, где поместить святой образ. С давних времен на Руси существовал обычай расположения икон в красном углу, который также назывался домашним иконостасом. Так, согласно традиции, иконы в доме или квартире следует разместить в восточном углу либо в том месте, который наиболее близко к восточной стороне дома, предположительно это связано с тем, что с этой стороны восходит солнце, поэтому лик иконы должен быть расположен именно туда.

Но очевидно, что сегодня во многих квартирах нет такой возможности, поэтому иконку можно просто разместить в шкафу либо на полочке, где кроме иконы могут быть расставлены другие предметы, к примеру, свечи, духовные книги, цветы, либо другие иконы.

Вообще, люди верующие советуют иметь иконы в каждой комнате квартиры, особенно на кухне, где готовится пища, которая у воцерковленного человека всегда освящается молитвой.

Молитва святым равноапостольным Мефодию и Кириллу

Правила Феофила, архиепископа Александрийского

Феофил — патриарх Александрийский. Четырнадцать правил, составленных Феофилом Александрийским, вошли в Каноны Православной Церкви. Политик и богослов. «Прославился» главным образом борьбой с Иоанном Златоустом, кончившийся Собором под Дубом, где Феофил был председателем. На Третьем Вселенском соборе читали его сочинения, на Пятом его авторитет был подтвержден — хотя много позднее свт. Марк Эфесский отказывался признавать авторитет Феофилда из-за гонения на Златоуста. За крайнее властолюбие, интриги, подкупы и пр. получил прозвище «фараона».

Предание.ру — самый крупный православный мультимедийный архив в Рунете: лекции, выступления, фильмы, аудиокниги и книги для чтения на электронных устройствах; в свободном доступе, для всех.

Провозглашение, при наступлении святых Богоявлений в неделю

1. И обычай и долг требуют от нас чтити всякий воскресный день, и праздновати оный: понеже в сей день Господь наш Иисус Христос проявил нам воскресение из мертвых. Почему и первым нарицается день сей в Священном Писании, что составляющий для нас начало жизни, и осмым, яко пришедший по субботе иудейской. Но когда случилось в сей день быти посту пред святым Богоявлением: то благоучредили оный, разсудительно применяясь к обоим случаям. Употребив несколько фиников, мы не поступим по обычаю ересей, не почитающих дня воскресения Господа нашего Иисуса Христа, и купно воздадим должное постному дню, ожидая вечерняго собрания, которое в сей день, по изволению Божию, совершается. Итак в сей день да собираемся в час девятый. Его же наставление, данное Аммуну.

2. С бывшими в общении ариан, и доныне удерживающим за собою церкви, да будет поступаемо по обычаю, то есть таким образом, чтобы поставляемы были другие, свидетельствуемые в православии, а они оставались в общении, и чтобы распоряжения о них были согласны с тем, как и в других городах поступили сущие в Фиваиде православные епископы. Поставленные от епископа Аполлона и бывшие в общении с арианами, имеющим церкви, да подвергнутся епитимии, аще учинили сие по своему произволению: аще же из послушания своему епископу, тогда пребывают в общении, как неразумевшие, яко неразумно поступили. Впрочем аще весь народ отвергнет их с прочими: то да рукоположатся другие. Аще же приемлет их купно с теми, с коими они вступили в общение: то и к ним да будет применен обычай, которому следовали все сущие в Фиваиде православные епископы.

3. О Висте, поставленном в пресвитера в Ереве, изследованию быти подобает. Аще он некоей отлучившейся от живаго мужа учинил насилие: то да не будет попущено ему быти пресвитером, когда как не должен он, и яко мирянин входити в церквоь, которая обыкновенно таковых отлучает. Впрочем сие да не поставляется в предосуждение епископу Аполлону, аще поставил его по неведению: ибо святый собор повелел извергати недостойных, которых преступление обличилось после рукоположения.

4. О Суре, поелику епископ Аполлон утверждает, яко отослал его и отчуждил от церкви, то да будет тако, как определил епископ: но да будет ему предоставлено принести свое исповедание, аще хощет, и не доволен определением епископа.

5. О Пануфе, поставленном во диакона в Луконе, подобает быти изследованию, и аще дознано будет, яко он, будучи оглашенным, взял свою племянницу в общение брака: то по крещении, быв введен в клир, да пребудет в клире, аще токмо она скончалась, и он после крещения не сообщался с нею. Аще же он, будучи верным, взял свою племянницу в общение брака: то да будет чужд клира. Но нет предосуждения епископу Аполлону, аще поставил его по неведению.

6. О Иакове надлежит быти изследованию. Аще он, будучи чтецом, явился виновным в преступлении любодеяния и от пресвитеров извержен, а потом приял рукоположение: то да извержется от своей степени, впрочем по тщательном изследовании, а не по единому подозрению происшедшему от наушничества и злословия. Аще же не обрящется повинным: да пребудет в клире. Ибо не должно внимати суетным нареканиям.

7. О имеющих рукоположитися сей да будет устав. Весь собор священнослужителей да согласится и да изберет, и тогда епископ да испытает избраннаго, и с согласием священства да совершит рукоположение среди церкви, в присутствии народа, и при возглашении епископа, аще может и народ свидетельствовать о нем. Тайно же да не бывает рукоположения. Ибо когда церковь пребывает в мире, тогда рукоположениям прилично совершатися в церквах в присутствии святых. В местах же, где есть единомысленные с бывшими в общении еретиков, рукоположения да совершаются не иначе, как по испытании от истинно православных священнослужителей, такожде в присутствии епископа, и при провозглашении его к присутствующему народу, токмо так, чтобы не последовало некоего уклонения от праваго пути.

8. Приношения для безкровной жертвы, по употреблении нужнаго для таинства, да разделяют между собою принадлежащие к клиру: и да не яст и да не пиет от оных оглашенный, но токмо принадлежащие к клиру, и сущие с ними верные братия.

9. Понеже Иеракс глаголет: яко некто не должен быть в клире, как обвиняемый в любодеянии; но епископ Аполлон утверждал тогда, что ни единаго обвинителя не явилось против него: то да произведется изследование и о сем. И аще явится некий достоверный обвинитель, и преступление доказано будет представлением достоверных свидетелй, то да извержется от церкви: аще же достоин клира, и имеет свидетельство о своем целомудрии, то да пребудет в клире.

10. С согласия всего священства да назначится другий иконом, на определение коего соглашается и епископ Аполлон, дабы церковное достояние употребляемо было на что должно.

11. Вдовицы и убогие, и странствующие пришельцы, да получают всякое успокоение, и никто да не присвояет церковнаго достояния.

Его же к Афингию епископу о так именуемых чистых.

12. Известило меня твое благочестие, яко некоторые из именующих себя чистыми, желают присоединитися к Церкви. А понеже великий собор блаженных отцев наших, бывший в Никее (Прав.8,19), определил рукополагати приходящих от ересей, то по сему уставу, благоволи и ты рукополагати восхотевших присоединится к Церкви, аще токмо житие их добородетельно, и нет никакого тому препятствия. Его же Агафону епископу.

13. Максим утверждал, яко вступил в незаконное супружество, по неведению законов Церкви: и поелику его смущает отлучение его от собраний церковных, то уверял, яко, учинив беззаконие по неведению, по согласию воздержится от незаконнаго сожития, на что и жена его согласна. И так, аще усмотришь, яко они делают сие по согласию и не обманывают: то, поелику десять лет уже прошло от их сочетания, аще заблагоразсудишь поставить их с оглашенными, устрой тако. Аще же примечаешь, яко хотят обманути, и потребна против них еще строгость: сотвори, что Бог тебе внушит, руководствуясь во всем осмотрительностию. Ибо находясь на месте, лучше можешь знати расположение их.

Его же Мине епископу.

14. Законное дело соделали пресвитеры в веси Гемине, аще истину глаголет принесшая писание Евставфия: она сказует, яко Кирадию, причинявшую обиды и нехотевшую прекратити неправду, они отлучили от собрания церковнаго. Но поелику я удостоверился, яко она, врачуя порок свой, желает принята быти в общение с Церковью: то потщися расположити ее, да первее престанет от неправды, и привести ее в покаяние, и таким образом, аще уразумеешь, яко к Закону Божию обращается, желая быти в церковных собраниях, то разреши ей быти в оных купно с народом верных.

Киев. Киевский Кирилловский монастырь. Церковь Кирилла Александрийского.

Церковь в честь святых Кирилла и Афанасия Александрийских строилась после восхождения на Киевский престол в 1139 году черниговского князя Всеволода Ольговича – в крещении Кирилла. Храм возвели в северо-западной окрестности города, в сельце Дорогожичи, рядом с которым находилось пересечение многочисленных дорог (отсюда и название местности). В то время Дорогожичи были стратегическим военным плацдармом на подступах к столице и неоднократно становились местом кровавых сражений.

Кирилловская церковь строилась как семейная усыпальница рода князей Ольговичей. Первой здесь была похоронена вдова Всеволода Мария – дочь святого князя Мстислава Великого и внучка Владимира Мономаха. Именно она воплотила в жизнь замысел рано умершего мужа о возведении Кирилловского храма и монастыря. Из Ипатьевской летописи известно, что в 1171 г. обитель уже существовала. Сама княгиня приняла в монастыре схиму. Здесь же был пострижен перед смертью и затем похоронен ее сын, князь Святослав Всеволодович – один из главных героев «Слова о полку Игореве». В 1240 г., когда Киев захватили монголо-татары, монастырь уцелел, но был разграблен. Серьезные повреждения получили притвор и купол Кирилловского храма, была сорвана свинцовая крыша. На долгие годы церковь осталась без кровли. Уникальные фрески и сами стены храма подверглись разрушительному воздействию осадков и ветров. Более чем триста лет Кирилловский монастырь не упоминался в летописях. Первое упоминание о нём в послемонгольское время датируется 1530 годом.

В начале XVII века благодаря ревностному защитнику Православия князю Константину Острожскому началось возрождение обители. В 1605 г. он вызвал из монастыря Святого Креста в его имении игумена Василия Красовского и поручил ему восстановить Кирилловскую обитель. Отец Василий приложил все силы для того, чтобы вернуть монастырю былую славу. При нём были восстановлены разрушенные части церкви, сооружена новая кровля, частично обновлены потускневшие фрески. В этот период выросло число монашеской братии и для нее выстроили деревянные кельи. Чтобы увеличить доходы обители, неподалеку от нее, под горой, построили дома, которые сдавали внаем вольным людям. Король Сигизмунд III вручил игумену грамоты на владение всеми землями, когда-либо принадлежавшими монастырю. После отца Василия важную роль в деле возвышения Кирилловского монастыря сыграли игумены Софроний Жеребило-Лобужский, Иннокентий Гизель, Лазарь Баранович. В 1651 г., во время освободительной войны против Речи Посполитой, обитель разорили войска литовского гетмана Януша Радзивилла. В 1658-1677 г.г. монастырем управлял Мелетий Дзык – бывший ректор Киево-Могилянской коллегии. Игумен Мелетий пригласил в обитель 17-летного воспитанника коллегии Даниила Туптало, который впоследствии стал известен как святитель Димитрий Ростовский. Несмотря на молодость Даниила, игумен постриг его в монашество с именем Димитрий. Ещё через год молодой монах был посвящён в иеродиаконы. После смерти Мелетия братия хотела избрать на его место 29-летнего Димитрия – тогда уже иеромонаха, – но тот отказался. С 1681 по 1697 годы во главе обители стоял игумен Иннокентий Монастырский. В этот период были полностью ликвидированы последствия нападения Радзивилла, значительно увеличились земельные владения монастыря. В его подчинении оказался Ржищевский Преображенский монастырь со всеми его землями. Это было время наивысшего расцвета Кирилловской обители, которая уступала только Киево-Печерской Лавре. После смерти игумена Иннокентия братия все же убедила будущего святителя Димитрия принять управление монастырем, но он возглавлял обитель недолго — всего пять месяцев. Родители же святого Димитрия и его родственники всю свою жизнь были благотворителями монастыря. Отец его, Савва Григорьевич, был ктитором. Сестры святителя основали неподалеку Иорданскую обитель, которая была тесно связана с Кирилловским монастырем. Родителей святого Димитрия и его старшую сестру инокиню Александру похоронили в Кирилловском храме.

В 1734 году в монастыре произошел большой пожар. Огонь уничтожил все деревянные постройки и сильно повредил церковь. Восстановление началось в 1748 г. и продолжалось более десятилетия. Руководил работами известный зодчий Иван Григорович-Барский. Кирилловскую церковь подвергли небольшой перестройке, вследствие которой она приобрела свой нынешний вид. В 1748 г. был построен храм-трапезная во имя святителя Василия Великого. Он сохранился до наших дней. Построили также каменные кельи и корпус архимандрита. Вокруг всего монастыря соорудили каменную ограду с четырьмя угловыми башнями в стиле барокко. В систему укреплений вошла и каменная колокольня с небольшой надвратной церковью, освященной в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1770 г. в Киеве вспыхнула эпидемия азиатской чумы, и в монастыре разместили госпиталь. Настоятель обители архимандрит Кирилл всячески противился такому решению, но Священный Синод постановил, что удачное загородное расположение делает Кирилловский монастырь наиболее подходящим местом для чумного госпиталя. Дальнейшую судьбу монастыря определила секуляризационная реформа императрицы Екатерины ІІ, которая предусматривала изъятие церковных владений и закрытие ряда монастырей. В 1784 г. Екатерина лично посетила Кирилловскую церковь. Ей очень не понравились казацкие портреты на стенах со стихами во славу Войска Запорожского. Она приказала забелить живопись. А в 1786 г. царскими указами Кирилловский монастырь был упразднен. Все постройки на его территории передавались в собственность Киевского Общественного Призрения для размещения в них благотворительных заведений. В том же году здесь был открыт Инвалидный дом, в котором находились люди преклонного возраста и инвалиды – как правило, бывшие военные. Кирилловская церковь продолжала действовать как приходская и больничная.

В 1803-1805 г.г. на территории монастыря были сооружены каменные постройки для размещения богаделен. Туда, в частности, переселили с Подола дом для умалишенных. В советское время он был переименован в психоневрологическую больницу им. И. Павлова. Больница до сих пор находится по соседству с монастырем. После окончания войны 1812 года при Кирилловских богоугодных заведениях открылся Воспитательный дом для детей-сирот, который функционировал до 1917 г. В 1842-1907 г.г. на территории монастыря действовала фельдшерская школа. В годы Первой мировой войны здесь размещался военный госпиталь. В 1860 г. в Кирилловской церкви под слоем штукатурки были обнаружены драгоценные фрески XII века. Их решили расчистить, но при этом многие изображения сильно повредили. Через 20 лет реставрационные работы возобновились под руководством профессора Адриана Прахова. Настенная живопись церкви была очищена от следов штукатурки. Оказалось, что фрески покрывают стены не полностью. Чистые места решили заполнить новыми изображениями. Работы выполняли преподаватели и учащиеся Рисовальной школы Николая Мурашко: Иван Ижакевич, Иван Селезнев, Харитон Платонов, Николай Пимоненко. Целый ряд новых картин создал для церкви знаменитый мастер Михаил Врубель. Среди наиболее впечатляющих произведений художника – фрески «Сошествие Святого Духа», «Архангел Гавриил», «Космос», «Моисей», «Надгробный плач». Для мраморного иконостаса, сооруженного по эскизам Прахова, Врубель написал иконы Иисуса Христа, Богоматери, Кирилла и Афанасия Александрийских, которые до сих пор являются украшением Кирилловской церкви.

В 1929 г. Совет народных комиссаров УССР объявил территорию Кирилловского монастыря государственным заповедником. С тех пор богослужения в церкви прекратились.

Все сооружения на территории монастыря планировали сделать музеями, но эти намерения остались неосуществленными. В 1937 г. монастырская ограда была разобрана на камни для строительных нужд, остался лишь небольшой участок стены с одной башней. В 1941-1942 г.г. богослужения в Кирилловском храме возобновились, как и во многих других церквях. После войны в храме разместили склад оптического стекла. В 1950-х г.г. при проведении земляных работ под храмом обнаружили подземный ход, ведущий к многочисленным пещерным захоронениям. Но спустя 10 лет, когда одна из стен церкви дала сквозную трещину, вход в пещеры завалили камнями и залили бетоном. В 1962 г. указом Совета Министров УССР Кирилловская церковь, а также башня и часть сохранившейся монастырской стены XVIII века были объявлены памятниками архитектуры государственного значения. Их включили в число объектов архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей» (ныне музей «Кирилловская церковь» – часть Национального заповедника «София Киевская»). Богослужения в Кирилловской церкви были возобновлены в 1993 г. – после нескольких лет обивания порогов высоких кабинетов, вплоть до правительственных. Православной общине разрешили использовать храм совместно с музеем.

22 июня 1998 г. Кирилловский храм был освящен архиерейским чином. В 1999 г. построили, а в следующем – освятили новую колокольню. У Дорогожицкого леса была устроена «пустынька» с двухэтажным корпусом, огородами, садом и пасекой.