Свечку держать значение

Откуда пошло выражение «держать свечку»

Очень часто, когда люди не знают ответа на вопрос — говорят: «Не знаю! Я свечку не держал». Это словосочетание по поводу «держания свечи» в нашем обиходе встречается не редко. Выражение «держать свечку» имеет довольно простое объяснение, и означает быть очевидцем тех или иных вещей, чаще имеющих отношение к личной жизни человека о котором идет речь. Но почему именно свеча? Отчего не другой предмет, отчего мы не говорим просто: «Откуда я знаю?! Я же не был свидетелем этих событий?» Попробуем разобраться что означает фраза «свечу держал» и откуда пошло это словосочетание?

Откуда пошло выражение держать свечку

Имеется несколько вариантов происхождения выражения. И все варианты не плохи.

Русское толкование выражения о держании свечи

Некоторые люди считают, что выражение «держать свечку» впервые стало использоваться на Руси . Объясняют они это так. В те времена первоочередная задача семьи была связана с рождением детей, продолжением своего рода. Вот почему жизнь молодых супругов обязана быть по максимуму правдивой, не каких секретов от родственников у молодых не должно было быть. К тому же родственники считали своим делом убедиться в том что, молодожены занимаются этим делом. Вот почему кто-нибудь из родни караулил возле двери в спальню и наблюдал в замочную щель, держа у себя свечку чтобы лучше было видно происходящее. Убедившись в том, что муж и жена не халтурят и у них все замечательно, подсматривающий сразу спешил оповестить других родственников о том, чтобы те не беспокоились, и скоро будут рождены наследники.

Французское происхождение фразы

Другой вариант происхождения выражения «свечку держал», имеет французские корни. У французов есть интересное словосочетание, имеющее такой же перевод «Там я свечу не держал!». Использовали его как ответ на вопросы о чьей-нибудь личной жизни. Обычно так отвечали тем, кто очень сильно этим интересовался и имел привычку собирать разные сплетни.

По французски словосочетание звучит так: Que voulez-vous! Je n’y ai pas tenu la chandelle.

Можно предположить, что выражение набрало популярность из-за гравюры художника из Италии — Агостино Караччи. На гравюре изображены любовники занимающиеся сексом, а возле них – девушка, которая держит свечку над ними, для того чтобы осветить помещение и парню с девушкой хватало света, чтобы видеть друг дружку. Произведение стало таким популярным во Франции, что французы подарили гравюре новое народное название.

А звучало оно так:

Tenir la chandelle, что значит «держать свечку» или же «держащая свечку» (о женщине на гравюре).

Анекдотическое происхождение выражения «держать свечку»

Существует еще один вариант происхождения фразы о держании свечи. Имеет связь с мзвестным в анекдотом средних веков. Звучит он так.

Был лорд и была у него очень ненасытная супруга. И никак лорд не мог удовлетворить ее. В постельных делах все было неудачно, как бы лорд не старался и чтобы не предпринимал. Даже поставил рядом слугу, чтобы более возбудить жену. Но все было тщетно. И вот, однажды, отчаявшийся и уставший он отдал приказ своему служащему лечь в кровать вместо него, а свечку стал держать сам. У слуги, на удивление, все получилось, жена была довольна, а хозяин, дабы не упасть совсем в глазах у жены, нашел такой выход из ситуации. Он произнес: «Смотри-ка, сейчас ты видишь, как надо свечку держать?» Существует другое, интересное, простое объяснение с совершенно обратным значением. Объясняется оно тем что, человек, стоящий в кромешной темноте и держащий в руке горящую свечку, сам не сможет ничего увидеть кроме нее. В результате он не мог стать свидетелем всего что могло быть вокруг.

Выбирайте любую версию для себя. Все они, в принципе, имеют место быть. Теперь и вы можете употреблять выражение «свечу держал» и не бояться того, что у вас попросят объяснить что означает этот фразеологизм и откуда пошло данное выражение.

Свеча в храме: смысл и значение

ЗАЧЕМ ПОКУПАТЬ И СТАВИТЬ СВЕЧИ В ХРАМЕ

Обычай ставить свечу перед иконой является очень древним. Все знают, что непременно следует это сделать, но о причинах, по которым совершается этот обряд, знает не каждый. Одним из первых божественных повелений Моисею от Господа было устроить светильник с семью лампадами. И после этого нередко службы проводились при свете свечей. Но значение этого гораздо более глубокое, чем просто освещение места, где проводились богослужения, хотя в период гонения на христиан, когда им приходилось проводить свои встречи тайно, свет свечи действительно становился путеводным.

Ставить свечи в храме нужно. Ведь мерцающий огонечек именно ТВОЕЙ свечи, горящей перед ликом Спасителя, – это твое личное богообщение – твоя таинственная жизнь души, обнаженной перед Господом Богом…

Свеча имеет несколько духовных значений: это добровольная жертва Богу и храму Его, свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету и пламень любви его к тому, у чьего лика верующий ставит свечу.

Когда вы покупаете в храме свечку, она становится вашим добровольным подношением, символом вашей веры и любви. Благодаря приобретению свечи мы кладем деньги не в карман батюшке, а отдаем на нужды храма – ремонт, оплату отопления, электричества и прочее. Покупая свечи, мы помогаем существованию храма Божьего на земле. А это уже дело святое.

Церковные светильники

Церковные свечи принято ставить в подсвечники на высокой ножке, которые расставлены по храму у святых икон.

Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру.

Паникадила (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающиеся в центральную часть храма, множеством своих огней означают собственно Небесную Церковь как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям.

Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак — таков смысл висящих паникадил.

Что означает церковная свеча?

Церковнаям свеча является символом молитвенного горения перед Господом, Его Пречистой Матерью, перед святыми угодниками Божиими,знак добровольной жертвы Богу и Его храму и символ причастности человека к божественному свету.

Литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, так объясняет символическое значение свечи: «чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Мягкость и податливость воска показывают нашу готовность к послушанию Богу, а горение свечи — символизирует обожение человека, его превращение в новую тварь и очищение огнем Божественной любви.»

Горящая свеча – это видимый знак, который выражает горячую любовь, благоволение к тому, кому ставится свеча. Это фактически жертва, духовный акт, ваше личное молитвенное соединение с Богом. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва напрасна. Поэтому ставить свечу формально, с холодным сердцем, нельзя. Внешнее действие должно сопровождаться молитвой – хотя бы самой простой, своими словами. Вам же не хочется, чтобы близкий человек что-то ткнул вам в лицо и побежал второпях дальше. Так и перед Богом. Есть у вас десять минут, купите свечу, зажгите ее, поставьте перед иконой и проведите оставшиеся пять минут с Богом, с Пресвятой Богородицей или со святым, которому вы молитесь. Поговорите с Господом, пожалуйтесь, поплачьтесь Ему. Он примет любую молитву, главное, чтоб она была искренней, от чистого сердца.

Что символизирует поставленная перед иконой свеча?

Свет в православном храме — это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Огонь свечи символизирует вечность, молитвенное обращение к Богу, к Божией Матери, к святым. Огонь всегда устремляется вверх, как бы ни наклоняли свечу, так и человек при любых жизненных обстоятельствах все свои мысли и чувства должен обращать к Богу.

По каким случаям ставяться свечи в храме?

Свечи ставят за здравие и за упокой. «За упокой» обычно ставятся в церкви на специальный поминальный стол — канун – перед которым или на котором ставится Распятие. Это единственное место в храме, где ставятся свечечки за упокой.

Желательно, если вы ставите свечку за усопших, говорить про себя молитву»Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное».

Можно поставить одну свечу за всех, кого поминаете, а можно за каждого отдельно.

Усопшие, за которых вы молитесь, должны быть крещены, отпеты по канонам Церкви и, соответственно, не самоубийцы или другие люди, за которых в храме нельзя молиться (сатанисты, активные еретики, богоборцы и т. д.). Если же человек был православным, хоть и маловерующим, за такого можно и нужно молиться. Это правило, помимо, естественно, самоубийц, распространяется и на живых.

Свечки «за здравие» возжигаются в любом месте храма, кроме канунника и ставятся по различным поводам: в благодарность за что-либо, в помощь при трудном решении, перед серьезной поездкой, рискованным делом и так далее.

Молясь о себе или о здравии и благополучии своих близких, после возжигания свечи мы обязательно должны призвать имя того святого или святой, перед иконами которых мы поставим свечи.
Например: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» или «Преподобне отче Сергие, моли Бога о мне и о рабах Божиих (имярек)»

Нельзя ставить свечу об отпущении грехов. Свеча – это символ, сама по себе она не освобождает от грехов. Грехи отпускаются только на Исповеди после искреннего, подробного исповедания всех их в присутствии священника и прочтения им разрешительной молитвы.

Как правильно ставить свечи в храме?

В идеале желательно приходить в храм заранее – перед богослужением, чтобы успеть купить свечи, поставить их, подать записочки в алтарь, а потом уже спокойно стоять на службе, молитвенно углубившись в нее, не отвлекая ни себя, ни других. Нехорошо нарушать благочиние в храме, передавая свечи во время богослужения или протискиваться к подсвечнику, отвлекая молящихся. Опоздавшие на богослужение должны ставить свечи после его окончания.

Подойдя к подсвечнику, следует два раза перекреститься и поклониться святыне (обычно поясным поклоном). Свечи зажигают одну от другой, горящей, и ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять прямо, не падая. Не следует пользоваться в храме спичками и зажигалками, если в подсвечниках уже стоят горящие свечи. Не следует зажигать свечу от лампады, чтобы не накапать воск в масло или случайно не загасить лампаду.

Если свечу уже некуда ставить, можно положить её на подсвечник.Неправильно делают те, кто ставит свечи по две в одну ячейку или снимает чужую свечу, чтобы поставить свою.

Чтобы отрешиться от земного, посмотрите некоторое время на трепетный огонёк свечи, успокойтесь, забудьте о мирском и прочтите молитву мысленно или шёпотом. Главное — молитва. Прочитанная от души, она дойдёт ко Господу и будет принята Им должным образом.

Прежде чем не спеша отойти, осените себя крестным знамением с поклоном.

Может случиться так: только что зажжённую вами свечу по какой-то необходимости погасил церковный служитель. Не возмущайтесь не только словом, но и духом. Ваша жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.

В храме надо соблюдать установленный порядок, а не поступать, как захочется.

Кому и сколько свечей надо ставить?

Нередко возникает вопрос: каким иконам и каким святым ставить свечи? Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка – добровольная жертва Богу. В первую очередь хорошо поставить свечу к «празднику» (центральному аналою) или чтимой храмовой иконе, затем – к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом – о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун – квадратный или прямоугольный столик с Распятием). Часто ставят свечи своим святым покровителям.

О здравии свечи обычно ставят Спасителю, Божией Матери, святым, которым Господь даровал благодать исцелять болезни. Также о здравии больных часто молятся и ставят свечи перед иконой великомученика и целителя Пантелеимона.

Если нужной иконы в храме нет, то можно поставить свечу перед любым образом Господа, Пресвятой Богородицы или перед иконой Всех святых и совершить молитву. Можно молиться своими словами, лишь бы они были искренними.

Кто хочет что-либо получить от Господа или от святых, тот должен не только молиться им, но и строить свою жизнь по заповедям. Через Евангелие Бог обращается ко всем с просьбой, чтобы были добрыми, любвеобильными, смиренными и т.д., но люди зачастую и слушать не хотят об этом, а сами просят Его, чтобы Он помогал им в делах.

Чтобы молитвы были успешными, молиться надо идущими от сердца словами, с верой и надеждой на помощь Божию. И следует помнить, что не все, что человек просит у Господа, полезно для него. Господь не машина, выполняющая все желания, стоит лишь нажать нужную кнопку, что все, посылаемое Им, направлено к пользе и спасению души, хотя порой людям и кажется это несправедливым.

Помните: свеча, зажженная вами в храме, – это ваше личное богослужение.

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Свечку держал?

Когда кто-то демонстрирует поразительную осведомлённость о чужой личной жизни, то у него, как правило, интересуются: «Ты что, свечку держал?». А откуда взялось такое выражение?

По одной из версий, эта поговорка происходит от старинной русской традиции подглядывать ночью за молодожёнами, держа в руках свечу, чтобы убедиться, что первая брачная ночь прошла успешно. Найти доказательства существования такого странного обычая мне не удалось, зато нашлось подтверждение иной версии — о заимствовании этого выражения из французского языка. Во французском словаре действительно есть словосочетание tenir la chandelle — «держать свечу», в переносном смысле означающее «раскрывать чью-либо любовную интригу, связь». В этом значении эта идиома встречается в произведениях французских писателей XIX века.

Всё же остаётся загадкой, кто и зачем держит свечу? Ответ можно видеть на гравюре XVI века итальянского художника Агостино Караччи «Мессалина в каморке Лициски». Там изображена сцена в древнеримском борделе, где на ложе развлекаются двое любовников и рядом присутствует третий персонаж — женщина, нависшая над ними со свечой в руке. Кто это? В действии она участия не принимает, это хозяйка публичного дома. Разумеется, можно долго обсуждать причины её присутствия и необходимость в держании свечи, однако вряд ли кто-то поспорит с тем, что она самый осведомлённый о чужих интимных связях человек.

Должен отметить, иногда tenir la chandelle используется в другом смысле, означая неловкость ситуации, когда кто-то оказывается третьим лишним. В английском языке, кстати, есть похожее выражение can’t hold a candle to somebody, но оно, как ни странно, употребляется ни в том, ни в другом смысле. Впрочем, это уже тема для нашего «английского дня».

Ежи Лисовский

Свечи. Магическое значения цветов свеч

Цвет имеет большое значение, как в магических обрядах, так и в целительстве; символика цвета часто используется при подборе свечей, а также камней, цветов, пищевых продуктов и подкрашивании воды как для фокусировки, так и для активации качеств, присущих разным цветам.

  • Белый.

В магии белый цвет символизирует свет, жизненную силу и ясность и таким образом оказывается полезным в тех случаях, когда необходим новый источник или внезапный всплеск энергии и энтузиазма. Белый — хороший цвет для ритуалов перехода: рождения, брака или принятия новых членов в семью, после свадьбы или усыновления.
Используйте белый цвет для защитной магии, для победы над тьмой, при медитации, для ритуалов, фокусом которых является богиня, для увеличения духовного опыта и общения с наставниками, ангелами и внутренним я.
Белый цвет вбирает и лунную, и солнечную энергии, поэтому подходит для алтарных свечей. Его можно использовать вместо любого другого. Белые свечи можно зажигать в любой день недели, хотя они ассоциируются с понедельником (если обряд фокусируется на богине) и воскресеньем и солнцем в магии, направленной на увеличение жизненных сил.

  • Свеча белая.

Очищение, здоровье, духовность, честность, божественная сила, мир и покой. Свеча может быть использована при медитации или молитве. Иногда для работы с 7-й чакрой.

  • Красный.

Красный, цвет марса, планеты и бога войны, символизирует действие, силу, определённость, энергию и здоровье, мужество и решительность, сексуальность и потенцию, долголетие и перемены, занятия, которые связаны с риском для жизни, или службу в вооружённых силах. Он используется как фокус в ритуалах, привлекающих силу богов и вызывающих их праведный гнев против несправедливости и застоя.
Так как это очень мощный цвет, красные свечи следует зажигать ради достижения очень важных целей и только в том случае, если у вас добрые намерения. Красные свечи особенно эффективны, если их зажигать по вторникам.
У свечей довольно широкий спектр действия. Применяется для привлечения любви и страсти. В то же время используется для восстановления здоровья и физической силы. Этот цвет соответствует элементу огонь и может быть использован для придания силы для движения к цели, например, для карьерного роста. Соответствует 1-й чакре.

  • Оранжевый.

Оранжевый — цвет солнца, плодородия, способствует продолжению рода и творческой активности. Рост, высокая самооценка, уверенность и изобилие связаны с оранжевым цветом, равно как независимость и утверждение вашего я, если оно оказалось под угрозой в результате постоянного давления или критики со стороны окружающих. Оранжевый помогает в работе с людьми и занятиях искусствами. Кроме того, это цвет радости, а также успешной интеграции всех аспектов личности в гармоничное целое. Оранжевые свечи лучше всего по воскресеньям зажигать.
Это контроль над ситуацией или её изменение. Сила, привлекательность, власть. Также свечу можно использовать для всего, что связано с сексом и получением удовольствия. Соответствует 2-й чакре.

  • Жёлтый.

Цвет бога — отца, так же жёлтый цвет связан с Меркурием (Гермесом), крылатым посланцем богов. Искусный и изобретательный, он стал не только покровителем торговли и путешественников, но и мошенников и воров.
Жёлтые свечи, следовательно, благоприятствуют общению и активной деятельности любого рода, укрепляют память, улучшают умственные способности, способствуют преодолению духовного и творческого кризисов, усвоению знаний. Зажигайте их, если хотите завоевать доверие и расположение другого человека или преуспеть в деловой или интеллектуальной сферах, если желаете действовать с помощью «Железной Логики», успешно сдать экзамены или пройти тесты, а также можно использовать их для обретения удачи, зажигать перед короткими путешествиями или началом переезда с одной квартиры на дрна другую в одном и том же районе. Жёлтый способствует исцелению, особенно в тех случаях, когда необходима операция или речь идёт о повреждении рассудка. Жёлтый цвет хорош для успешной работы в сферах бизнеса, медицины, техники, массовой информации, он также помогает в поисках более высокооплачиваемой работы. Жёлтые свечи лучше всего по средам зажигать.
Творческий потенциал и воображение. Жизненная энергия и деятельность. Радость и привлекательность. Придаёт силу уму, ускоряет обучение и улучшает память. Свеча помогает в ясновидении при гадании. Помогает сосредоточиться и усиливает воображение при составлении ритуала. Соответствует 3-й чакре.

  • Зелёный.

Зелёный — это цвет Венеры, богини любви, он помогает во всевозможных любовных делах и взаимоотношениях, партнёрских или романтичных, он также пригоден для обрядов, связанных с миром природы, травами, садоводством и древесной магией, для исцеления нашей планеты, особенно лесов и почв. Зелёный цвет-для мира и гармонии, особенно если речь идёт о внутреннем мире. Когда в ритуалах зелёные свечи используются для повышения благосостояния, они способствуют постепенному увеличению доходов или капитала. Как цвет фей, зелёный цвет также очень полезен при заклинаниях, призывающих удачу или увеличивающих магические способности. Зелёные свечи лучше всего по пятницам зажигать.

  • Бирюзовый.

Бирюзовый — цвет египетской богини мудрости, музыки и танца хатор, чьё волшебное зеркало отражало истинную сущность всех, кто смотрелся в него (ужасная вещь, если вы просто подошли поправить причёску. Ритуалы с бирюзовым цветом способствуют установлению гармонии между сердцем и разумом, чувствами и мыслями, мудростью и опытом. Бирюзовый цвет поможет уделять внимание самым различным сферам жизни или делать сразу две карьеры. Этот цвет вызывает сострадание и альтруизм, увеличение целительских способностей, способствует сохранению объективности при необходимости сделать трудный выбор или принять решение, даёт возможность проникать в другие измерения. Это цвет художников, скульпторов, танцоров, писателей и поэтов, он приносит вдохновение и своеобразие, увеличивающее творческие способности. Бирюзовые свечи следует зажигать в четверг и пятницу.

  • Синий.

Ритуалы на получение мудрости и защиты. Для медитации. На исцеление и хорошее здоровье. Духовный потенциал и вдохновение. Мир и гармония в доме, терпимость и спокойствие. Помогает сбросить вес.
Соответствует 6-й чакре.

Тёмно-синие свечи можно использовать при обращении за защитой и помощью к светлым силам. Свечи этого цвета помогают при переломах, улучшая сращивание костей.

  • Голубой.

Голубой — цвет богини-матери, непредвзятых судей и мудрых правителей, поэтому он может использоваться и как защитный цвет. В магии голубой цвет может расширять границы возможностей и приносит успех, уверенность и силу, наряду с альтруизмом, благородством и идеализмом. Голубой цвет также используется в ритуалах, направленных на повышение благосостояния, в этом случае он способствует возникновению новых возможностей, развитию и расширению бизнеса.
Голубой-цвет дальних путешествий и перемены мест жительства, юриспруденции и бюрократии. Он помогает в карьере, связанной с правосудием и руководством. Кроме того, голубой цвет приносит спокойствие и даёт возможность справляться с самой кризисной ситуацией. Голубые свечи лучше всего в четверг зажигать.
Духовность, медитация, молитва. Мир, защита и спокойствие в доме. Помогает в защите зданий.
Соответствует 5-й чакре.

  • Фиолетовый.

Фиолетовый цвет — цвет Юпитера, выступающего в мудрого учителя и хранителя тайных знаний, и Осириса, древ. Египетского бога-отца и властителя подземного царства умирающего каждый год и воскрешаемого своей женой исидой. Он символизирует бессознательную мудрость и все имеющее психическую и духовную природу. Фиолетовый цвет означает связь с другими измерениями и может принести счастье всем, кто трудится не только ради хлеба насущного.
Фиолетовые свечи можно использовать для медитации, работы с прошлыми жизнями, гадания с помощью магического кристалла, свечей и зеркал и для астральных путешествий. Они хороши для психической защиты и спасают от ночных кошмаров. Фиолетовый цвет может также использоваться во всех ритуалах, касающихся расследований, секретов, тайн, исцеления духа и изгнания всего дурного, что связано с прошлым, особенно неудач и воспоминаний об отвергнутой любви.

Ниже я дам описание различных оттенков фиолетового, но на практике они взаимозаменяемы.
Индиго.
Индиго — цвет духовного исцеления, просвещения и знания о прошлых жизнях и иных мирах, это цвет предсказателей.

  • Бледно-лиловый.

Бледно-лиловый — цвет снов и общения на телепатическом уровне, контактов с дэвами и другими духами природы, для лечения травами.

  • Лиловый.

Лиловый — цвет ясновидения, спиритизма и погружения в ваш внутренний мир, общения с ангелами-хранителями, мистицизма и пограничных ситуаций. Фиолетовые свечи лучше всего по четвергам зажигать.

  • Розовый.

Розовый — также цвет Венеры, но сейчас богиня предстаёт более мягкой и женственной. Это цвет семейных взаимоотношений, любви, дружбы, детей и влюблённости и доверия, особенно после предательства или неудачных отношений. Ритуалы со свечами розового цвета хороши для восстановления самооценки и исцеления душевных ран, для избавления от прежних неприятностей, связанных с семьёй или детством, для спокойного сна и примирений после ссор. Розовые свечи лучше всего по пятницам зажигать.

  • Малиновый.

Малиновый цвет символизирует самопожертвование и бескорыстие, особенно для пожилых женщин и мужчин, выступающих в роли мудрых советников. Малиновый может помочь в выборе профессии и превратить опыт, как положительный, так и отрицательный, в мудрость, которая способна помочь другим. Малиновые свечи также лучше всего по пятницам зажигать.

  • Коричневый.

Коричневый цвет-это цвет Сатурна, римского варианта кроноса, бога времени. Низложенный Юпитером, он был сослан в Италию, где науч ил земледельцев сеять и выращивать хлеб и установил золотой век мира и изобилия.
Коричневый цвет хорош для защиты, магии, связанной с животными, особенно домашними любимцами, способствует поискам потерянных вещей, обучению новым ремёслам, это цвет домашнего очага, приумножения собственности, практических дел, безопасности и изыскания средств на какое-нибудь важное дело. Это также цвет всех тех, кто работает своими руками. Коричневый цвет-это также и цвет матери-земли и духов земли, поэтому он помогает в вопросах, связанных с экологией и охраной окружающей среды, особенно, если дело касается практических действий. Коричневый цвет хорош и для ритуалов, связанных с землёй. Коричневые свечи лучше всего по субботам зажигать.

Эти свечи используются в следующих аспектах. Первый-помощь в судебных делах. Второй-для лечения домашних животных. Третий-помощь в поиске пропавших вещей.

  • Серый.

Серый цвет ассоциируется с Сатурном и Меркурием, в те периоды, когда он остаётся невидимым в небе. Серый цвет в первую очередь используется для нейтрализации и избавления от отрицательных энергий или чувств. Это полутона компромисса и приспособляемости, осторожного поведения в моменты опасности; серый предлагает защиту от физических и психических нападений. Этот цвет помогает хранить секреты и сгладить возможный конфликт и последовать чьему-нибудь совету, когда поступать по-другому было бы неразумно. Серые свечи лучше всего зажигать по средам, если Меркурий не виден, или по субботам.

  • Чёрный.

Чёрный цвет — ещё один цвет Сатурна, а также королей преисподней-римского Плутона, хранителя сокровищ, лежащих в земле, и греческого Аида, похитившего персефону (прозерпину) и вызвавшего этим наступление зимы. Чёрный символизирует не только смерть, но и регенерацию. Вера в это возникла ещё в древнем Египте, когда во время половодья Нила на землю откладывался плодородный ил, каждый год приносящий земле новую жизнь.
В магии чёрный цвет-цвет окончаний, несущих в себе семена новых начал. Он может использоваться для изгнания всего негативного, забвения былых горестей и разрыва изживших себя отношений; помогает переживать несчастья, подходит для ритуалов расставания, снятия порчи и психической защиты. Некоторым не нравятся чёрные свечи, так они ассоциируются с чёрной магией. Внимание! Только в том случае, если вы чувствуете, что эти ассоциации для вас значат слишком много, замените чёрный в ритуалах на темно-голубой, темно-пурпурный или коричневый. В позитивном смысле чёрный, как и коричневый, цвет принятия и прощения своих слабостей, т. е. это цвет прощения. Чёрные свечи лучше всего по субботам зажигать.
Свечи часто используются для поглощения и разрушения отрицательных энергий. Свеча связывает тёмные силы и даёт защиту. Снимает сглаз и порчу. Часто чёрные свечи используют в качестве алтарных, в т.ч. совместно с белыми, для балансировки энергии

  • Серебряный.

Цвет серебра — это цвет луны и всех лунных богинь, например римской Дианы, греческой Артемиды, которая ассоциировалась с луной во всех её фазах и считалась богиней плодовитости и любви. Серебристая свеча на алтаре символизирует богиню, а золотая свеча-рогатого бога. Серебро очень полезно для любых предсказаний, особенно для гаданий со свечой, ясновидения, развития телепатических и психометрических способностей, путешествий в астрал; подходит для ритуалов, призывающих аниму (женскую силу), усиливающих интуицию и мистические способности. Серебряный цвет способствует воплощению в реальность снов, видений и желаний. В периоды стрессов и огорчений серебряные свечи помогут избавиться от отрицательной энергии, обрести душевный покой и раскрыть ваш скрытый потенциал. Серебряные свечи «прекрасно подходят для гадания с помощью магического кристалла, особенно при полнолунии, и для всех видов магии, связанных с женским началом и деторождением. Серебряные свечи лучше всего по понедельникам зажигать.

  • Золотой.

Цвет золота — цвет солнца, который ассоциируется со всеми солнечными богами, например древнеегипетским богом Ра. В древней Греции считалось, что бог солнца появляется на Востоке каждое утро и гонит по небу колесницу, которую несут крылатые кони, пока не скрывается вечером в океане на Западе. Золотой цвет помогает в мировых свершениях, способствует увеличению благосостояния и обретению признания, долголетия, исполнению честолюбивых планов. Его используют в ритуалах, цель которых-приобрести постоянный и значительный доход. Это цвет мужской силы и плодовитости, он символизирует анимус (мужскую силу), энергию, перемены и подходит для всех ритуалов с благородной и альтруистической целью. Золотые свечи лучше в воскресенье зажигать.

Памятка

Помните, что свечная магия — это в первую очередь творчество. Вы можете использовать в ритуалах комбинации из двух и более цветов.
Используйте для каждого ритуала новые свечи. В некоторых ритуалах свечу допускается тушить и возобновлять ритуал через некоторое время. Важно! Не используйте одну и ту же свечу в нескольких не связанных между собой ритуалах. Многократно используются только алтарные свечи, которые зажигают при подготовке ритуала и гасят после его окончания или через некоторое время после его начала. Обычно ставят две алтарные свечи, белую и чёрную. Эта комбинация служит для гармонизации потоков энергии.
На что бы ни проводился ритуал, после его окончания аккуратно соберите остатки свечей, стараясь не касаться их голыми руками и выбросите движением от себя.

Цветные свечи и их магическое применение

Свечная терапия — система несложная, как, впрочем, всё гениальное, прошедшее испытания веками: горящая свеча, благоухающие эфирные масла и дымящийся фимиам. Плюс безграничные силы самого человека-его разума, воли, волновых излучений тела и духа. Важно уметь применять их правильно.

Цвет свечей и их назначение:

  • Белая-Чистота, очищение, защита. Любые цели
  • Чёрная-Месть, проклятья, порчи, приворот во чтобы то ни стало, избавление от негативных эмоций.
  • Красная-Любовь, счастье, улучшение здоровья, изгнание зла, улучшение судьбы. Страсть и творчество.
  • Розовая-Любовь, дружба, счастье
  • Оранжевая-Привлечение симпатии, успех. Работа, карьера.
  • Жёлтая-Предсказания, гадания, устранение препятствий и всего, то приносит несчастья. Интеллект.
  • Зелёная-Процветание, материальное благополучие, возрождение, удача, деньги, целительство.
  • Голубая-Развитие и усиление парапсихических возможностей.
  • Синяя-Борьба со страхом, защита от потусторонних сил. Спокойствие, мудрость.
  • Фиолетовая-Укрепление силы духа, лечение тяжёлых заболеваний, магия. Духовность.
  • Пурпурная-Контакт с потусторонними силами, достижение могущества, преодоление чего-либо.
  • Коричневая-Лечение домашних животных, все жилищные проблемы.
  • Белую свечу можно использовать в тех же случаях, что и церковные свечи.

  1. Очищение чакр. Около каждой чакры с четырёх сторон (кроме 1 и 7-здесь по 1 разу) производятся крестообразные движения и читается обращение к Высшим Силам.
  2. Выжигание отрицательной энергии из больного органа. Около конкретного органа производятся действия, описанные выше.
  3. Очищение от негативных мыслей. Необходимо смотреть на пламя свечи и просить прощение у себя, у тех кого обидели и у тех, кто обидел вас.

Красная свеча

Красный цвет — цвет крови, а, соответственно, жизни и существования, смелости, здоровья, спортивных достижений и успеха вообще. Красный возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания, стимулирует работу мускулов. Олицетворяет желания и стремления-победить, завоевать, добиться удачи в жизни.

  1. Используется при экзорцизме (лучше красные церковные).
  2. Очищение от сил зла. Производится отжиг отрицательных сущностей из энергетического поля.
  3. Очищение помещений. В центре каждой комнаты ставится красная свеча. Дать догореть до конца. В это время лучше окна держать открытыми.
  4. Для восстановления сил при усталости, утомлении. Необходимо смотреть на пламя красной свечи, стараясь ни о чём не думать.
  5. В любовной магии используется во время ритуалов и обрядах.
  6. В лечении при гипотонии, при импотенции и фригидности, при депрессии и меланхолии, при вялости органов пищеварения, для усиления деятельности печени и стимуляции образования гемоглобина.

Розовая свеча

Розовый-смесь красного и белого, превращает материальный красный в цвет дружбы, любви, ожидания перемен в личной жизни.

  • Ритуал привлечения дружбы.

На свече от фитиля к основанию по спирали на любом магическом алфавите вы пишите имя + имя-нечётное количество раз и зажигаете свечу. Глядя на огонь, видите нужное событие уже свершившимся.
Работаете нечётное количество дней до сгорания свечи.

  • Ритуал сексуальной магии.

Из свадхистаны, манипуры, анахаты, вишудхи и аджны необходимо выпустить розовые каналы на верх огонька свечи (усиление стихией огня и розовым цветом) к объекту на те же чакры с нужными установками на каждый канал. Работать 3-5-7 дней (но прежде, чем это делать, подумайте, готовы ли вы взять на себя ответственность за этот процесс).

  • Ритуал счастья.

Написать на бумаге желаемое с указанием имён и положить бумагу под свечу. Смотреть на свечу и мысленно видеть желаемое.
После догорания свечи бумагу сжечь и отправить «по ветру».

Оранжевая свеча

Сам по себе оранжевый цвет-радостный и оптимистичный.

  1. Ритуал увеличения звонков для людей, работающих на домашнем телефоне.

Под телефон кладётся рунный бумажный талисман для привлечения денежных клиентов.
На свече по спирали написать руны АНСУЦ и ФЕХУ нечётное количество раз. Зажигать свечу не менее 15 минут в день, медитируя на звонки денежных клиентов.

  1. Налаживание дружеских и деловых отношений на работе.

На одной свече написать своё имя, на другой-имя нужного человека (начинать писать со стороны фитиля).
Свечи поставить на расстоянии 10–12 см друг от друга.
В течение 7 дней медитировать на нужную ситуацию, глядя на пламя свечи. Каждый следующий день свечи придвигать друг к другу. В последний день написать желаемое на бумаге и положить под стоящие вплотную друг к другу свечи. Когда свечи догорят-сжечь бумагу и пустить » по ветру».

Жёлтая свеча

Это также цвет интеллектуального развития, гадания, предсказания.

  1. Зажигать при гадании.
  2. При депрессии, плохом настроении.

Зажигать свечу и, глядя на огонь, мысленно выпускать из себя все негативные мысли и чувства и стараться увидеть, как они сгорают-работать до положительного результата.

Зелёная свеча

Для привлечения материального благополучия и целительства традиционно используется зелёная свеча.

  1. Целительство. При лечении использовать свечу зелёного цвета.
  2. Ритуал для привлечения денег.

Зажечь зелёную свечу. На бумаге написать список желаемого с указанием цены (лучше не больше 3 желаний) и общую сумму. Три раза прочесть список вслух, глядя на пламя свечи. Сжечь этот список, сказав при догорании бумаги: Да будет так! Так оно и будет! Во благо мне и без вреда для других!
Пепел пустить на ветер или в пакетике носить в кошельке.

Голубая свеча

Голубой мы можем видеть, глядя на небо в ясный день. Этот цвет, являющийся смесью белого и синего, обладает характеристиками и того, и другого. Это цвет спокойного, равномерного, без суеты, стремления к познанию неизведанного.
Хорошо смотреть на пламя голубой свечи для успокоения.

Синяя свеча

Синий цвет олицетворяет покой, ровные отношения, чувствительность, восприимчивость, стремление достичь цельности. Это символ спокойных вод и вечернего неба, хранитель спокойствия и таинственности.

  1. Постоянное горение синей свечи помогает выздоровлению от тяжёлых заболеваний.
  2. Зажигать свечи в доме умерших. 2 часа горения «отгоняет» гостей» на 10 часов, а 1 месяц-покинут окончательно.

Фиолетовая свеча

Является смесью красного и синего, соответственно, содержит характеристики и того, и другого цвета, неся, тем не менее, своё значение. Напор красного и спокойствие, и уступчивость синего рождает в этом свете что-то несочетаемое, мистическое, волшебное.
Цвет интуиции и понимания сути вещей.
Цвет полного стирания граней между мирами, магического действа, в котором творишь волшебство.

  1. Лечение тяжёлых заболеваний.
  2. Гадание на свечах.

Пурпурная свеча

Контакт с потусторонними силами.
Достижение могущества с помощью иных сил.

Коричневая свеча

Эмоционально очень спокойный и практически ничего не несущий в себе цвет. Свечи из неочищенного воска-коричневые.

  1. Свечи из неочищенного воска-зажигают для домовых. Рядом ставят плошку с молоком и кладут на чистой салфетке ломоть свежеиспечённого хлеба или свежую лепёшку. Нужно громко трижды позвать того, к кому ты обращаешься и, предложив угощение, высказать свою просьбу о помощи.
  2. При болезни животных.

Чёрная свеча

Чёрный цвет-самый тёмный из цветов, который можно также воспринимать как отрицание цвета.
Является противопоставлением белому. Для наказания зла. Успокой свои чувства и мысли, вглядись в пламя, представь лицо, фигуру того, кто будет наказан. Затем повтори про себя, в чём виновен он и потребуй справедливости.

Серая свеча

Серый-цвет незавершённости и недосказанности, средний между белым и чёрным. Не обладая ярко выраженными характеристиками ни того, ни другого, чаще всего воспринимается негативно. Создаёт ощущение неоригинальности и скуки.

Очистка тонких тел с помощью семи свечей.

Для очистки тонких тел и связанных с ним проблемами берётся семь свечей (каждая свеча соответствует цвету чакры). К каждой свече энергетически привязывается проекция каждой чакры, затем свеча поджигается.

По мере горения свечи происходит выгорание негатива с тонкого тела, плюс ко всему если в энергетическом теле присутствуют более глубокие проблемы (блоки, страхи), это отражается на горящей свече, что даёт дальнейший план для проработки тонких тел (выравнивания и полного очищения).

Ритуалы со свечами очень сильны, а также способны изменить вашу жизнь в лучшую сторону. Удачи и успехов всём!

Свечи в церкви

Как ставить свечи в церкви? Что это означает, для чего это нужно? Данная статья — это наставление православному христианину о церковной свече.

Как возник обычай возжигать свечи и лампады

Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай.
Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами — одно из первых, данных Моисею Господом (Исх. 25,31-37).
В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (Исх. 30, 8). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы — возжигал светильники на всю ночь.
Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. «Ты, Господи, светильник мой», — восклицает царь Давид (II Цар. XXII, 29). «Слово Твое — светильник ноге моей»,- говорит он в другом месте (Пс. CXVIII, 105).
Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение», тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники.

Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников » (Деян. XX, 8).

В первые века христианства при Богослужении всегда возжигали свечи.

С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, — и главной причине, освещение имело духовное значение. «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, — говорил учитель Церкви Тертуллиан, — но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, — литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа — свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме «.
В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду — и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом. Когда на Церковь Христову прекратились гонения. и настал мир, обычай возжигать светильники и свечи остался.
Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не совершается, без светильников.
В ветхозаветные времена пред книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада, знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в новозаветные времена Закон Божий содержится в Евангелии, то в Иерусалимской Церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигать все свечи, знаменуя, что свет Евангельский просвещает всякого человека.
Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами святых, в ознаменование своего благоволения к святыне. Иероним в послании против Вигилянция свидетельствует: «во всех Церквах Востока, Когда чтется Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный… Иные же сие творят в честь мучеников «.

» Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники «, — говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженный Симеон Солунский (XV век) пишет, что «возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире…»

Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме

Свет в православном храме — это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его » (Ин. 1, 5). Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божий. Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.

Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием. Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из* окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. Сумрак в храме становится очень густым. Но полного мрака не бывает никогда: «Свет во тьме светит». Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние — паникадило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события. Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. В о с к и е л е й в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв. Литургист XV века. блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.

Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей — это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый без осадка елей (Исх. 27, 20). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу.
Большое богослужебное и таинственное значение имеют Лампады и свечи. Они горят в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.

В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам у) свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе — за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди. Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами «Свет Христов просвещает всех «. Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, — паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила — более двенадцати.

Церковные светильники бывают разные. П о д с в е ч н и к и всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. П а н и к а д и л о (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающееся сверху в центральную часть храма, и п о л и к а н д и л а, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную Церковь как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак — таков смысл висящих паникадил и поликандил.

На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. «Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества — престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями… » (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

«Свечи пред иконами Спасителя означают, что Он Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир (Иоан. 1, 9), и вместе Огнь поядающий или оживотворяющий души, телеса наши; свечи пред иконами Божией Матери означают, что Она Матерь неприступного Света, и вместе пламенную любовь к роду человеческому; что Она в чреве носила огнь Божества и неопалима и вечно носит в Себе вселившийся в Нее огнь Божества; свечи пред иконами святых означают пламенную любовь святых к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни… означают, что они светильники, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь о нас молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним и жертву сердечную… «

Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в нощи вывел Израиль.

Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь Божию.

Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.

«Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного — Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. — Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Как правильно ставить свечи в церкви?

Возжигание свечей в храме — это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб.
В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах, и освещение бывает самое малое: кое-где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные, — как например в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, — церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются п о л и к а н д и л а , или как у нас говорят п а н и к а д и л а, что, с греческого языка, значит многосвещники. В величайший из христианских праздников — в светлое Христово Воскресение не только освещается вся церковь, но и все православные стоят с зажженными свечами.
Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в Храме Богослужение, тем больше бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать свечей более, и при менее торжественных, или же печальных, постных — менее. Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит меньше светильников, чем на вечерне, утрене, литургии.
Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались со вниманием и страхом, и, как писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться.
Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души.
В середине шестопсалмия священник, как бы принимая на себя звание Ходатая и Искупителя всего рода человеческого, выходит на алтарь и пред царскими дверьми, как пред затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, читая тайно молитвы светильничные. Одно из объяснений светильничных молитв указывает, что они называются так потому, что содержат благодарение Богу за ночной свет, даруемый нам в свечах, и моление, чтобы Господь, под видом вещественного света, наставил нас и научил нас ходить в истине. О таком благодарении и молении пишет Василий Великий: «Отцам нашим заблагорассудилось не с молчанием принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он явится «. В пророческом стихе «Бог Господь и явися нам» прославляются два пришествия Христова: первое как бы утреннее, бывшее во плоти и в нищете, и второе во славе, которое произойдет как бы ночью, в конце мира.
Во время провозглашения мирной етении зажигаются все свечи в храме, знаменуя, что их осияла слава Господня. На литургии, как на самом торжественном Богослужении, во все дни года (то есть будничные и праздничные), зажигается более свечей, чем на других службах. Первую свечу возжигают на том месте, где начинается Богослужение — на жертвеннике. Затем возжигают свечи на престоле. «Горящие свечи на престоле изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном (1 Тим. 6), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. После этого горящие свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых.
При начале же чтения св. Евангелия, свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю.

Возжигание свечей в храме — это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Если хотите поставить свечку — приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.
Если кто опоздал на службу — пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.
Свечи и лампады возжигают не только в Храме, но и в домах благочестивых христиан. Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: «Я имею… много особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, той поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне не достало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады) «. А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Так вот… почему святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах и в домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек. Богу благоугодивших».

Как мы видим, церковная свеча — священное достояние православия. Она символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.
Свеча напоминает нам о нашем крещении. Три свечи ставятся на самой ) купели, в знамении Св. Троицы, во имя которой бывает крещение. Наши восприемники, произнеся за нас обеты отречения от сатаны и сочетания со Христом, со свечами в руках стояли у этой купели. Свечи, которые они держали в руках, показывали веру в то, что это таинство дает душе крещаемого просвещение, что крещаемый идет от тьмы к свету и становится сыном света, почему и само крещение называется просвещением.
Свеча напоминает нам о нашем бракосочетании. Свечи даются обручающимся и венчающимся. Взожженные свечи в руках сочетающихся браком свидетельствуют о чистоте их жизни. Посредством свечей, зажигаемых новобрачными, как бы сияет чистота брака. Со свечами происходит и таинство соборования. Около лампады или другого сосуда с вином и елеем зажигают семь свечей во образ семи даров Святаго Духа, а все предстоящие держат в руках зажженные свечи в знак своей пламенной молитвы.
Со свечами происходит обряд погребения, и свеча напоминает нам, что и мы будем лежать в гробу, окруженные четырьмя подсвечниками с горящими свечами, символизирующими крест, а наши родные и близкие будут во время панихиды держать в руках горящие свечи, изображая Божественный свет, И), которым был просвещен христианин в крещении.
Один вид церковной свечи может вы звать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о ‘скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.

Духовное значение церковной свечи — нашей жертвы Богу

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.
Горящая свеча — это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.
К несчастью, это происходит нередко, слишком нередко. Многие, кто ставят свечи «о здравии «, «об упокоении «, об успехе какого-либо дела, не только не любят тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят эти свечи.
Принято ставить свечи своему Ангелу, то есть святому, имя которого носят А многие ли знают житие своего святого? А не зная, можно ли его любить?
Некоторые из нас вспоминают о Боге, о Богоматери, о святых лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут, и думают, что достаточно поставить перед иконой свечу, и молитва наша исполнится — как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи!
Часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными — точно свеча может умолить и умилостивить за нас Бога!
Бывает и хуже. Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить, ограбить другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают, что если в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям.
Как страшно заблуждаются эти люди! Без любви к Богу, без любви к ближнему, как самому себе, без исполнения Заповедей Господних — не нужны наши свечи. Никто не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. Его святым угодникам — угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу , чтобы мы подобно им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам креста Христова, им же кончина погибель, им же Бог чрево, и слава в студе их, еже земная мудрствуют . Если мы живем так, если в душе нашей свет Божий, в сердце — огонь любви к Нему и к угодившим
Ему и ревность подражать им, — в таком случае будем ставить свечи и зажигать лампады перед образами их: то и другое, как видимое выражение нашего внутреннего света и огня, будет угодно им.
А если в нашей душе тьма беспроглядная; если наша жизнь — грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы только — ничего. Нет, они оскорбляют Господа Бога и святых Его и возбуждают не любовь и милость, а гнев и наказание. Ведь представь себе: кто обманом и беззаконием награбил миллионы рублей и думает потом, что десятком свечей он не только закроет все свои беззаконные дела, но еще и милость заслужит от Бога, — что он хочет и надеется сделать? Обмануть Господа Бога, подкупить Его святое правосудие? Да, страшно подумать и сказать, но это так. Иначе, зачем в руках его свечки? Свидетельство ли они того, что он любит Бога? Если бы он любил Бога, так и жил бы по-Божьему; а не живет по Божьим заповедям, значит не любит и не знает Его. Что ж тут свечи? Ложь и обман,- как ложь и обман все его слова; как ложь и обман все его клятвы; как ложь и обман все его действия. Но слова, клятвы и действия относятся к людям; а свечи предлагаются Богу и Его угодникам… И вот чем думают угодить Господу Богу, Который видит каждое наше дело, каждое слово и каждую мысль! И странно, до чего может человек ослепить себя. Какой честный человек примет что-нибудь от вора и грабителя? Не только не примет, но еще сочтет оскорблением, если такой осмелится явиться к нему с чем-либо. А тут из добытого обманом и всяческими неправдами, что тоже воровство и. тот же грабеж, ставят свечи. За кого же они считают Бога? Иль они в самом деле думают, что Богу угодно и приятно то, что оскорбило бы всякого честного человека? Погибельное заблуждение! Тем больше погибельное, что они совершенно успокаиваются на своих свечах и убеждены, что поставив свечи, могут и далее бесстрашно и безнаказанно продолжать делать беззаконие.

Нет, не так. Послушайте, что Господь говорил еще евреям, которые, точно также, провождая нечестивую и беззаконную жизнь, думали, что если приносят какие-нибудь жертвы Богу, то уж за них и чисты перед ним и угодны Ему.
» К чему мне множество жертв ваших? Вы приходите являться пред лице Мое; но кто требует этого от рук ваших, чтобы вы топтали двор мой. Впредь не ноете мне пустых даров. Курение ваше отвратительно для Меня. Новомесячия ваши, посты и праздничные собрания ненавидит душа Моя. Они мне бремя, и не стерплю больше беззаконий ваших. Когда прострете ко Мне руки ваши, — Я отвращу от вас очи Мои. И сколько бы ни молились, — не послушаю вас «. Вот приговор Самого Господа Бога над всеми жертвами, которые приносятся Ему, — значит над свечами, — когда приносящие их не заботятся о важнейшем — об угождении Ему своею жизнью! Если бы и теперь явился пророк Божий среди нас, то как многим-многим он сказал бы от имени Господа Бога: свечи ваши — мерзость Ми есть; постов и праздников ваших ненавидит душа моя. И кто требовал этого от вас? Измыйтеся прежде от нечестий ваших; отьимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших, научитеся добре творити, взыщите суда (будьте справедливы и честны) и уже потом являйтесь сюда со своими свечами. Иначе, егда прострете руки ваша ко Мне, — отвращу очи Мои от вас; аще умножите моление, — не услышу вас.

Сердце чистое — вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,- они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады, сами по себе, без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и не стараетесь об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой . Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но: можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, — ложь есть; ибо любяй, брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего.
По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, — то напрасна и жертва твоя Богу «. И последнее. Свечи надо приобретать только в том Храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами Храма, и ставить эти свечи перед иконами — нельзя.

Свеча, приобретенная в Храме, для верующего — предмет почтения, она предназначена служить жертвою Богу, в воню благоухания духовного. Свеча, купленная вами за стенами Храма и затем принесенная в Храм — это не жертва.

Примечания

1. Каждый новорожденный при крещении получает имя какого-нибудь святого, молитвам и покровительству которого крещаемый поручается на всю жизнь. Таким образом, святой, как молитвенник, покровитель и ходатай пред Богом, делаются для человека другим Ангелом хранителем (каждому при рождении дается от Бога собственно так называемый Ангел хранитель), почему и называется вообще Ангелом. Отсюда день Ангела — день памяти вашего святого.
2. См. 1 Кор. II, 1.
3. Филипп. 3,19.
4. Мф. V, 23, 24.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Наставление православному христианину о церковной свече.-М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; «Новая книга», 1996 — 32 с.

Словарь «Правмира» — Свеча