Светские и религиозные государства

Базовые виды государства

В государственной и правовой теории четко установлено, что зависимо от отношений, которые сложились между государством и церковью различают три основных вида государств:

  1. государство теократического вида;
  2. государство клерикального вида;
  3. государство светского вида.

Теократическое государство

Первый вид, теократическое государство (от греч. «Бог» и «власть»), представляет собой форму государственной власти, при которой сама власть абсолютно полностью или частично является принадлежащей церкви.

Пример 1

К примеру, Монголия до 1921 г. или сегодняшнее государство Ватикан, которое является теократической монархией, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе Римскому.

Клерикальное государство

Определение 1

Государство клерикального вида (от лат. «церковный») являет собой форму государственной власти, при которой церковь, основываясь на закон, влияет на государственную политику и важные жизненные сферы общества.

Пример 2

Примером служит Исламская республика Иран. Здесь, кроме светских органов, к которым относятся парламент и правительство, существует и духовный государственный лидер. Именно его верующие люди тотально боготворят, всецело поклоняются ему.

Точно так же, деятельность государства может быть напрямую связана с церковной сферой в еще одной дополнительной форме. Это государственная церковь. Суть такой церкви заключается в том, что одна из конфессий полностью признается частицей официальной государственной организации, т.е. воспринимается как главная в стране. И тогда, как правило, все должности страны занимают определенные представители государственной единой религии. Подобный институт имеется в Исландии, Швеции, Дании, Греции, Великобритании, Иордании, Иране. Также был и в России до 1917 года.

Что касается светского государства, то его базовыми принципами представляются принципы абсолютного отделения церковной политики от государства и принципов свободы совести. При этом целый ряд авторов в своих работах по данной проблеме относят принцип отделения церкви от государства к одной из важнейших гарантий свободы совести.

Четко формулируя полноценное содержание понятия светского государства, стоит брать во внимание тот факт, что автономность и абсолютная суверенность интересов страны и религиозных сообществ имеют достаточно принципиальное различие компетенции. В таком случае, понятие суверенности подразумевает верховенство и независимость, а также, полнейшее обладание компетенцией исключительного вида.

Сама страна вовсе не вмешивается в вопросы религиозного характера, в четкие определения гражданами принадлежности к религии, в моменты внутренней самоорганизации религиозного объединения. Объединения религиозного вида абсолютно не вмешиваются в следующие моменты:

  • в государственное управление;
  • в отношения публично-властного вида;
  • в деятельность органов государственной власти;
  • в деятельность правовых и политических институтов.

Светскость, которая выражается через отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на полное распространение идеологии, а именно разделение государства и подобных объединений, подразумевает, что в религиозных моментах верующие представляют собой хозяев у себя и для себя, а сама страна вовсе не позиционирует как религиозный арбитр.

Основные признаки светского государства

Стоит выделить напрямую следующие базовые признаки светского государства:

  • отделение от страны религиозных образований, деятельность которых существенно направлена на полное идеологическое распространение;
  • абсолютная недопустимость установления всеобщей обязательной идеологии либо религии.

Этапы отделения религиозных сообществ от государства

Главный признак полноценного отделения от государства всех религиозных объединений и тех объединений, у которых деятельность целиком направлена на распространение, вмещает в себя следующие пункты:

  • абсолютная независимость страны и религиозных объединений, точно, как и объединений, прямая деятельность которых строго направлена на распространение идеологии, в сферах, которые соответствуют их компетенции, которая предполагает такие моменты:
    • полная независимость формирования, базового устройства и постоянной деятельности государства, системы права и правовых взаимоотношений от санкционирования религиозного либо идеологического вида, или давления, от религиозных организаций и объединений, у которых деятельность направлена на абсолютное распространение подобной идеологии;
    • абсолютная независимость вышеуказанного порядка формирования и полноценной деятельности государственных органов, других органов и учреждений, также управления на уровне государства, санкционирования либо тотального контроля религиозными сообществами и сообществами, у которых деятельность целиком направлена на распространение подобной идеологии. Исключение составляет осуществление общественного контроля над полноценным выполнением страной своих персональных функций согласно законодательству;
    • полнейшая недопустимость вмешательства самого государства, его определенных органов и должностных лиц во внутренние дела законодательной системы уже действующих объединений религиозного характера. К последним относятся и вопросы внутреннего устройства объединений религиозного вида, и моменты полного определения гражданами своего персонального отношения к религии.
  • Абсолютно категорическая недопустимость полного смешения и подмены государственной компетенции, а также религиозных сообществ, которые направлены на распространение идеологии, деятельность которой предполагает следующие моменты:
    • абсолютная недопустимость передачи страной религиозным сообществам и объединениям, которые направлены на распространение идеологии, их управленческим органам, должностным лицам или религиозного служителям государственно-властных полномочий органов государственной власти, иных государственных органов или учреждений;
    • полная недопустимость создания и процесса деятельности в государственных органах и подразделениях сообществ религиозного вида, а также сообществ, которые направляют свою деятельность на распространение определенной идеологии;
    • недопустимость создания в государственной системе суда особых судов религиозного или идеологического характера, а также распространения своей юрисдикции на абсолютно всех граждан судов религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии; участия государства в реализации решений таких судов;
    • полнейшая недопустимость поступления средств государством религиозной деятельности сообществ религиозного вида, а также идеологической деятельности сообществ, деятельность которых направлена на распространение идеологии, что не исключает возможности содействия государства благотворительной и культурно-просветительской и иной социально значимой деятельности указанных объединений в соответствии с законодательством;
    • недопустимость процесса одновременного замещения должностей политического вида руководителями, которые имеют отношение к религиозных объединений или сообществам, которые действуют с направлением на всеобщее распространение самой идеологии.
  • Недопустимость внедрения религиозных или идеологических норм в качестве правовых источников в государстве предполагает следующие моменты:
    • нормы, которые установлены на религиозном уровне (подразумеваются внутриконфессиональные сообщества) не являют собой источники права в государстве (за исключением случаев, которые специально оговорены законом);
    • решение руководящих органов религиозных сообществ и сообществ, которые действуют с направлением на распространение базовой идеологии. Подобные нормы не имеют никакой правовой силы или актов, а сама страна никак не участвует в их непосредственной реализации для членов религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение подобной идеологии;
    • правовой статус состояния личности определяется, в свою очередь, нормами законодательства государственного характера.

Слишком сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Важнейшим признаком недопустимости установления обязательной религии либо идеологии влечет за собой запрет на закрепление на законодательном уровне какой-либо религии или идеологии в качестве базовой. Право на свободное мировоззрение представляет собой существенный признак недопустимости появления общеобязательной религии либо идеологии и включает в себя следующие права и виды свобод:

  • полнейшая свобода мыслей, убеждений и религии, включая право на принятие или изменение религии или убеждений по своему выбору и свободу следовать своей религии или убеждениям как в единоличном порядке, так и сообща с другими, публичным или частным порядками;
  • право на свободное выражение своего религиозного мнения, включая право придерживаться своего личного мнения, право на поиск, получение и распространение всякого рода информации и идей, независимо от государственных границ, в устной и письменной форме, через печать или художественные формы выражения или другими способами по своему усмотрению;
  • протекционное право от прямой дискриминации по признаку отношения к религии, различным национальностям либо расам или мировоззренческим взглядам, а также, на протекцию от пропаганды, дискриминации или прямого геноцида;
  • право на национальную или культурную, либо религиозную принадлежность, включая право на сохранение автономной национальной культуры, на развитие культурного характера, на доступ ко всем культурным ценностям и на участие в культурной жизни, право народов на личностное определение и свободное установление и осуществление своего развития.

Абсолютное равенство прав, а также свобод человека и гражданина, вне зависимости от убеждений и религиозного характера и полное равноправие религиозных объединений относительно законодательства. Вышеуказанное представляет собой определенный конституционный принцип, означающий равенство юридических прав, а также обязанностей религиозных объединений, которые действуют согласно законодательства.

Один из базовых принципов полного равенства религиозных сообществ перед законом допускает полную возможность наделения тех или иных религиозных объединений дополнительными преференциями. Такие принципы представляют собой элементы политики страны в сфере взаимоотношений с религиозными сообществами, и никак не препятствует выделению самой страной сообществ религий традиционного характера, наделению их специальным конституционно-правовым базовым статусом и более широкому сотрудничеству с ними, не ущемляя при этом права и свободы других организаций религиозного вида.

При детальном рассмотрении содержание светского государства, стоит говорить и о таком важнейшем признаке подобного государства, как светскость самой легитимности страны.

Определение 2

В правовой конституции легитимность фигурирует как понятие признания законности прав и всех полномочий государственного органа власти либо высших должностных лиц, их строжайшая идентичность конституции и воле народа, которая выражена законным образом.

Замечание 1

Стоит учесть важный момент, что вышеуказанный признак вовсе не представляет собой существенный признак государства светского вида, вместе с тем находя свое отражение в приведенных выше существенных признаках данного государства.

Достаточно высокая степень значимости светскости РФ, как государства, глубоко выражена в определенной протекции базового принципа светскости подобного государства и признании базового значения конституционного вида этого принципа в качестве одной из основ конституционного строя России.

На основе проведенного анализа можно предложить следующие определения:

  • светскость государства как характеристика конституционного характера страны, которая отражает автономность и полную суверенность страны и религиозных объединений в соответствующих моментах, относящихся к их компетенции;
  • светское государство рассматривается как государство, которое обеспечивает полную автономность и суверенность институтов и религиозных сообществ страны в соответствующих ячейках их компетенции, гарантированные полной недопустимостью появления в государстве общей религии либо идеологии и отделением от страны религиозных сообществ, которые направляют свою деятельность на целевое распространение самой идеологии.

Все еще сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Королевство свевов — первое славянское государство в Западной Европе

Хочу возразить.В российской исторической науке первым славянским государством считается не Первое Болгарское царство (681-1018 гг.), а Государство (или Держава ) Само (623-658гг.).
«Согласно «Хронике мира» Фредегара в 623-624 годах славяне восстали против авар (обров), кочевников, занявших около середины VI века Паннонию – одну из римских провинций – и постоянно нападавших на франков, византийцев и славян. К восставшим славянам присоединились прибывшие к ним в то время для торговли франкские купцы, в том числе и Само, уроженец Сенонской области Фракии. По каким-то причинам Само прекратил торговлю с аварами и в битвах против них на стороне венедов показал себя искусным и храбрым воином, хорошим стратегом, умеющим вести за собой людей. После победы над аварами Само был избран вождем славян. Царствование Само продолжалось тридцать пять лет. За это время он создал обширное государство, которое включало земли лужицких сербов, дулебов, чехов, моравов, словаков, черных хорватов, распространялось за Дунай, на территорию Паннонии и южных славян. Главным городом державы Само стал Вышеград на реке Мораве.

Держава Само представляла собой племенной союз, как оборонявшийся против врагов, так и совершавший грабительские набеги на соседей. Судя по хронике Фредегара, держава Само вела постоянные войны с гуннами, аварами, франками, алеманнами и лангобардами. В частности, Фредегар рассказывает о трех битвах славян с воинами короля восточной части франкской державы Дагоберта, которые стали результатом убийства славянами франкских купцов и дерзкого отказа князя Само выдать королю виновных. В сражениях с армиями алеманов (на территории современной Австрии) и лангобардов (в Хорутании) славяне потерпели поражение, однако в последней битве под крепостью Вогастибург (согласно хронике Фредегара битва продолжалась три дня) армия Дагоберта была разбита, и славяне разграбили несколько областей франкской державы.
По свидетельству Фредегара, Само правил с 623 по 658 годы, однако после его смерти государство распалось, несмотря на то что после себя Само оставил двадцать два сына и пятнадцать дочерей от двенадцати жён-славянок.
Карантания (Хорутания)
После распада государства Само в бассейне реки Мура и верховьях реки Дарва образовалось раннефеодальное государство словенцев – Карантания (Хорутания – VII – XI века). Сведения об этом государстве содержатся в трактате «Обращение баварцев и хорутан» (вторая половина IX века), причем термин «карантани» в этом памятнике последовательно употребляется как этноним, обозначающий особый славянский этнос, заселявший пространство между Баварией и Нижней Паннонией. Как отдельный славянский народ карантанцы фигурируют и в русских летописях:
Образование Карантанского княжества вызвало некоторую стабилизацию в жизни славян Альпийского региона и привело к их объединению. Об этом свидетельствует сложившаяся здесь в начале VIII века единая археологическая культура. Очевидно, с формированием и развитием карантанской культуры начался процесс становления особой славянской народности.
Однако около 745 года Карантания попадает в зависимость от империи Каролингов. С этого времени начинается активный процесс христианизации карантан миссионерами из Баварии и Италии. В 20-х годах IX века Карантания окончательно оказалась в составе империи Карла Великого, и альпийские славяне утратили свою государственность. Альпийский славянский этнос так и не успел сформироваться. В XI — начале XII века Карантания расчленяется на мелкие административно-территориальные образования: Каринтию, Штирию, Крайну. Одновременно начинается интенсивный процесс колонизации этих земель немецкими крестьянами и вместе с тем германизации славянского населения. Если в XV веке здесь еще сохранялись славяне, считавшие себя особым этносом, то позднее сведения о них исчезают.
Потомками альпийских славян сейчас являются только словенцы. Полагают, что становление их языка восходит к периоду существования Карантании. Ряд фонетических явлений словенского языка сложился уже к концу IX века. «

Что такое светское государство?

Глава комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов уверен, что понятию «светское государство» нужно толкование.Проблема вот в чем. Депутат Гаврилов, член компартии, — активный сторонник РПЦ. Гаврилов — координатор Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей в Государственной Думе. Вот что он сам писал по поводу этой группы:

«Сформированная нами по благословлению Святейшего Патриарха Кирилла Межфракционная группа по защите христианских ценностей является надпартийным объединением в парламенте РФ и ведет активную работу в области защиты нравственных интересов общества, сохранения православных идеалов и ценностей нашего народа, уделяя особое внимание такому понятию, как морально-нравственный характер принимаемых законов, занимается вопросами защиты имущественных прав Церкви в области совершенствования действующего законодательства».

Это лоббисты РПЦ. Россия — многонациональное государство, а эти чиновники, в группе члены разных партий, отстаивают интересы православной церкви, что как раз противоречит понятию «светское государство». Но поскольку в России своя специфика, депутату нужно новое толкование, мол, якобы никакого толкования нет.

Его аргумент:

«Должно быть толкование понятию «светского государства», потому что у нас нет в этом смысле толкования от Конституционного суда, и отсутствие такового часто дает повод для антицерковных, антипатриотичных выступлений, на наш взгляд, серьезным образом дискриминирующих систему духовно-нравственных, традиционных ценностей».

Это пишет не православный публицист со средним образованием, а человек с высшим образованием (окончил МГУ), член компартии и ведущий политическую деятельность с 1990 года (через год после окончания вуза). Человек заранее определился, что станет депутатом. Причем если вначале он был близок к «Конгрессу русских общин», то есть именно к православной и националистической партии, то затем пошел в КПРФ, так как шансов победить больше. А КПРФ для этой цели подходит идеально. Несмотря на название, это право-консервативная партия, а не коммунистическая или даже просто левая.

Квалификация этого деятеля должна быть довольно высокой для того, чтобы ознакомиться с определением светского государства, а если ему этого мало, то он может изучить вопрос подробнее, ведь он окончил вуз в годы, когда нельзя было легко купить диплом, то есть умеет искать информацию, работать с источниками.

Несколько вопросов: действительно ли нет толкования или депутат выдумает? Нужно ли толкование тому, что и так есть? Ну а основание у депутата, конечно, есть. Так как демагогии по поводу светского государства в последние дни немало.

Например, Путин предложил «уйти от вульгарного примитивного понимания светскости». Условно говоря, вообще отказаться от светского государства, а принять некую «российскую модель», которую называют по ошибке светским государством. Это предложение Путина на самом деле повисло в воздухе, но вот некоторым депутатам не дает покоя, что РПЦ только по факту привилегированная религиозная организация. Нужно это дело закрепить в законе, а «светское государство», если ему найдут новое толкование, может оставаться таковым на бумаге.

Со стороны РПЦ по отношению к светскому государству либо «скепсис», то есть утверждения, что нужно отказаться от светского государства (редко), либо заявления типа «светское — не значит атеистическое», оправдывающие все антиконституционные выходки чиновников и попов.

Например, можно вспомнить об «оскорблении чувств верующих». Один из отцов-основателей США Томас Джефферсон рассуждал на эту тему еще в XVIII веке:

«Законные права государства распространяются лишь на те действия, которые наносят ущерб другим людям. Но мне не наносится никакого ущерба, если мой сосед уверяет, что существует двадцать богов или не существует ни одного. Этим он не залезает в мой карман и не ломает мне ногу».

А теперь все-таки к определению светского государства. Так как речь идет именно о законе, то процитируем вначале 14 статью конституции:

<ol>

  • Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
  • Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
  • </ol>

    Кажется, что мало. Действительно, почему в конституции так мало написано об этом? Не правда ли, было бы здорово, если бы в конституции на каждую статью был отдельный многотомник? И неважно, что это нормативный правовой акт, где именно таким образом указаны законы, а понятия все-таки подробнее описаны в других местах, о чем должен хотя бы догадываться депутат Госдумы.

    Для примера хотя бы возьмем энциклопедию юриста:
    «Светское государство — государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В С.г. религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в С.г.. не вправе оказывать влияния на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц. на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и отделением школы от церкви. Такая форма взаимоотношений государства и церкви установлена в целом ряде стран (США, Франция, Польша и др.). Противоположностью С.г. является теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии (Ватикан).

    В мире имеется также ряд клерикальных государств, в которых церковь через институты, установленные законодательством, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов (Иран)».

    Возьмем определение из научной статьи по этой теме:

    «Отделение церкви от государства означает: церковь не вмешивается в дела государства, а занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан; государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учет граждан по этому признаку; государство не вмешивается во внутри-церковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы), не оказывает церкви материальной или какой-либо иной поддержки, но охраняет законную деятельность религиозных организаций. При этом режим отделения церкви от государства не исключает контроля со стороны государства за деятельностью религиозных организаций. Светское государство не уклоняется от правового регулирования статуса и деятельности религиозных организаций».
    Кажется, что все понятно, но чиновнику нужно «правильное понимание», чтоб писали типа: «светское государство — значит сотрудничество с господствующей религиозной организацией, в которую входит большинство населения, поддержка этой организации со стороны государства». Тогда уж точно никаких вопросов не будет.

    Рассмотрим еще некоторые законы:

    «Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

    А это, наверное, закон, который нарушают чаще всего (если речь идет именно о религии и светском государстве):

    «Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии».

    По закону «об образовании» государство:

    «Обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».

    А теперь самое удивительное: есть конституция с комментариями! Возможно, депутат не знает о существовании подобного? Там не только разжевано все, но еще приводятся примеры. Дополним приведенное выше определение из энциклопедии юриста:

    «Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Содержание этого положения раскрывает ст. 4 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях, где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

    Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии».

    Следовательно, толкование понятия есть. Причем именно толкование применительно к России, а не ко всем государствам сразу. Речь идет не об абстрактном понятии. Странно, что депутат Госдумы об этом просто не знает.

    Светское государство

    Понятие светского государства

    Определение 1

    Светское государство является государством общественные отношения в котором регулируются на базе гражданских, а не религиозных норм; причем решения всех органов такого государства не могут обладать религиозным обоснованием.

    В настоящий момент в науке доминирует представление светского государства как государства, в котором не имеется какой-то официальной государственной религии, и никакое вероучение не признано предпочтительным и обязательным. Соответственным образом, светский характер государства предположил, что церковь и государство разделены друг от друга, не вмешиваются в дела друг друга».

    Сущность светского государства

    Закон светского государства может полностью или частично соответствовать религиозным нормам; «светскость» определена не присутствием противоречий с религиозными установками, а свободой от них. К примеру, запрет абортов представляется светским решением, если это обосновано общими гуманистическими соображениями, а точнее будет сказать медико-биологической целесообразностью, а не предпосылками религиозного характера.

    Готовые работы на аналогичную тему

    • Курсовая работа Светское государство 450 руб.
    • Реферат Светское государство 230 руб.
    • Контрольная работа Светское государство 210 руб.

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    В светском государстве любой человек обладает правом рассчитывать на то, что он может жить, не приходя к религиозным институтам. К примеру, заключение браков и реализация правосудия япредставляется в нём государственной прерогативой. Последователи всех религий в светском государстве являются равными перед законом.

    Государства, не обладающие статусом светских

    Большая часть мусульманских государств не отвечают критериям «светскости». Так, Саудовская Аравия и Иран официальным образом объявлены теократическими государствами, в конституциях большей части арабских государств отмечено, что их законодательство основывается на шариате и Коране, религиозная форма брака представляется единственной возможной.

    В Малайзии в последний временной период произошёл отход от светского государства, речь идет о появлении религиозной полиции, разбирающей дела мусульман.

    Из государств с преобладающей долей мусульманского населения светскими являются, к примеру, Азербайджан и Турция.

    Кроме этого, известны случаи, когда государство обладает государственной религией, совместно с этим провозглашает себя светским, речь идет об:

    • Англии;
    • Дании;
    • Египте;
    • Тунисе;
    • Бангладеш и некоторых других странах.

    Не полностью религия отделена от государства в Израиле.

    Замечание 1

    Принцип светскости подразумевает отделение государства от догм религиозного характера, но не значит полное удаление религии из жизни общества. Также он помогает разграничивать сферы влияния государства и религиозных организаций в сохранении государственной роли, как главной формы организации общественной политической власти.

    Типология светских государств

    В социологической науке существует типология светских и несветских государств по разнообразным параметрам. Критериями классификации светских государств являются:

    • присутствие отношений партнёрства государства с религиозными организациями;
    • уровень воздействия религии на государственную систему права.

    Названные критерии дает возможность выделения четырех типов государств светского типа:

    1. Эквипотенциальный тип, то есть здесь государство устремлено к максимально возможной изоляции религиозных организаций от жизни государства;
    2. Преференциальный тип;
    3. Идентификационный тип, то есть выражаемый в сотрудничестве государства и религиозных организаций;
    4. Контаминационный тип.

    Различные типологии светских государств, которые существуют в мире современности, представляются закономерным результатом общественного развития. Образование конкретного типа светского государства обуславливается определенными политическими, историческими, культурными и иными особенностями общественной динамики.

    Замечание 2

    Светским государством признано такое государство, в котором религия и государство, а точнее религиозные объединения и государство отделены друг от друга, и ни коим образом не вмешиваются в дела друг друга.

    Конституция РФ 1 частью 14 статьи не только провозгласила Россию в качестве светского государства, но и раскрыла сущность данной характеристики. Согласно ей никакая религия не может быть установлена в форме обязательной или государственной. А далее во 2-ой части этой же 14 статьи сказано, что религиозные объединения отделяются от государства и обладают равными правами перед законом. . Данные конституционные положения находят собственное развитие в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях». Заводя речь о взаимоотношениях религиозных объединений и государства, данный закон установил, что государство:

    • Не может вмешиваться в определение гражданином собственного отношения к религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями согласно своим убеждениям, при учете прав ребенка на свободу вероисповедания и свободу совести;
    • Не может возлагать на религиозные объединения исполнение функций власти государства и органов МСУ;
    • Не может вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не находит противоречий законодательству;
    • Обязано обеспечивать светский характер образования в муниципальных и государственных образовательных учреждениях.

    В свою очередь, и религиозные объединения согласно конституционным принципам формируют и реализуют собственную деятельность вне зависимости от государства. Согласно своей собственной институциональной и иерархической структуре, они избирают, назначают и заменяют свой персонал. Здесь надо отметить, что действуя в соответствии со своими собственными уставами, они обязаны обеспечивать своим работникам условия труда и его оплату, согласно нормам установленным законодательством РФ и оговоренным в трудовом контракте (договоре).