Святая урсула

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Парашутов ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ (ЧАCТЬ 65 — ЛЕГЕНДА О СВЯТОЙ УРСУЛЕ)
Take a bow
(часть 2)
Мартиролог первохристианских мучеников и мучениц, казненных посредством расстрела, невелик.
99% всех произведений изобразительного искусства, затрагивающих тему расстрела посредством лука или сходного с ним оружия, изображают одно единственное событие – наказание в период правления императора Диоклетиана нарушившего присягу и переметнувшегося к христианам римского военнослужащего Себастьяна.
Интересно, что данное событие в большинстве произведений имеет не религиозную, а явную сексуальную (точнее – гомосексуальную) окраску. Японский писатель Юкио Мисима, не скрывавший своих гомосексуальных пристрастий, сознавался, что самую сильную эрекцию он испытал, глядя на полотно Гвидо Рени «Святой Себастьян».
Гомосексуальные мотивы поступка Себастьяна прослеживаются и в фильме Дерека Джармена «Sebastiane» снятом в 1976 году на латинском (!) языке.
Картина работы Гвидо Рени (1575 –1642)
Постер фильма.

Иконография Св.Себастьяна огромна и насчитывает (по неполным данным) более 10000 (десяти тысяч) произведений изобразительного искусства.
Справедливости ради, следует заметить, что по официально признанной версии (см.: «Золотая Легенда» Якова Воррагинского), смерть Себастьяна последовала не от стрел – гуманные соратники не повредили ни один из жизненно важных органов прекрасного юноши, а несколько позднее, когда исцелившийся от ран, но не усвоивший преподанного ему урока, Себастьян явился в расположение своей воинской части, желая продолжить христианскую агитацию.
Как преступника-рецидивиста его забили до смерти дубинками, а тело утопили в канале для стока нечистот (см. Д.Холл. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М. 2004).
Этот факт позволяет нам с легким сердцем проигнорировать личность Себастьяна, поскольку мы рассматриваем эпизоды, закончившиеся летальным исходом непосредственно от попадания стрел.
И здесь следует упомянуть некую Ирину Константинопольскую, чья смерть изображена на картине миланского художника Карло Франческо Нуволоне (1609-1662) (Париж, Лувр), казненную во время тех же антихристианских мероприятий Диоклетиана.

На экспрессивном рисунке итальянца Алессандро Герардини (1655-1723) из собрания Лувра, изображающем то же событие, привязанную за руки к столбу женщину трое лучников расстреливают практически в упор, однако можно заметить, что несколько стрел валяется на земле. Это согласуется с легендой, сообщающей, что стрелки не смогли с первого выстрела попасть в приговоренную, но – «усердие все превозмогает», и казнь христианки продолжалась вплоть до благополучного завершения.

Однако пора перейти к рассказу о главной героине нашего повествования
Ее постоянными атрибутами, как и богини Дианы, являются стрелы, но не как ее оружие, а как причина мучительной смерти.
Речь идет об одной из самых загадочных из христианских мучениц – девственной Урсуле, дочери британского короля, принявшей смерть вместе с 11000 (одиннадцатью тысячами) (sic!) девственниц, сопровождавших ее в путешествии по Германии.
«Золотая легенда» Якова Ворагинского (1275) относит эти события к середине V века н.э.
Я изложу краткую версию происшедшего, которая, смею надеяться, достаточно правдоподобна.
К дочери принявшего христианство короля Британии (имя этого глупца в вариантах истории различно) посватался некий сын Великого Языческого Короля, (по некоторым источникам его имя было… Конан).
Как и ряд других молодых девушек первых времен христианства, чей печальный конец зафиксировала «Золотая Легенда», британская Урсула была несколько «сдвинута» на сохранении своей девственности, предназначенной, по ее мнению, в дар только бродячему проповеднику и авантюристу из маленького иудейского городка Назарета, с позором казненному вечером «четырнадцатого дня весеннего месяца нисана» за антиобщественное поведение и антиримскую пропаганду, за четыреста с лишним лет до описываемых событий…
Решив, что живой принц-язычник (пусть даже – КОНАН) не идет ни в какое сравнение с распятым назаретским бродягой, предприимчивая Урсула уговорила своего папашу, у которого принятие христианской веры отняло последние остатки разума (или – наоборот, отсутствие разума толкнуло его к христианству), дать ей отсрочку и предоставить корабль и спутниц (исключительно хорошеньких девственниц) якобы для совершения предсвадебного круиза.
Щедрость слабоумного новообращенца превзошла все дочкины ожидания. Папаша предоставил Урсуле отсрочку от бракосочетания на три года, и дал ей в качестве сопровождения собранных по всей Британии самых красивых девственниц, возрастом не старше самой Урсулы, общим счетом в одиннадцать тысяч, для чего пришлось «мобилизовать» даже несовершеннолетних девочек.

Мне кажется, что для придания этой истории большего правдоподобия, указанное количество девственниц следовало бы деноминировать в десять раз (как минимум), но, если все же принять число отправленных в путешествие красивых девственниц в 11000, то можно представить ущерб, нанесенных этим мероприятием британскому генофонду, и догадаться, почему понятия «английская леди» и «красивая женщина» – «две вещи несовместные».
Как бы то ни было, девственницы, руководимые Урсулой, погрузились на 11 кораблей (т.е. по 1000 – на каждый, что делает честь британским кораблестроителям того времени) и отправились с Корнуолла через Ла-Манш, а потом вверх по Рейну. Во время путешествия они регулярно приставали к берегу и посещали центры распространения христианского учения, которые подобно гнойным язвам, возникали на германской земле.

Если судить по запечатленным на картинах работы «Мастера св. Урсулы» (Кельн, Музей Вальраф-Рихарц) сценам пребывания девиц в обществе «наставников», то не возникает сомнений в том, что довольно скоро драгоценный дар девственности, через посредство «святых отцов», был доставлен по назначению. Сообщается, что некоторые из пастырей, решив не расставаться с экс-девственницами, присоединились к их путешествию, продолжая по пути обучать тому «как загнать Дьявола в Ад».


Осчастливив своим пребыванием Германию, вошедшие во вкус Урсула и ее спутницы решили добраться до Рима, чтобы продолжить там свою богоугодную деятельность.
На свою беду, они оказались на территории, контролируемой высоконравственными гуннами, и, узнав о приближении плавучего борделя, их вождь (некоторые источники утверждают, что это был сам великий Атилла), отдал приказ, аналогичный тому, который спустя почти полторы тысячи лет, в августе 1919 года, в далекой России, отдал другой тиран: «Расстрелять… проституток, спаивающих солдат. Ни минуты промедления».
Корабли с девицами и присоединившимися к ним «святыми отцами» были захвачены, и началась массовая ликвидация. Этот момент и брали в качестве сюжета для своих картин художники в разных странах.
На миниатюре из собрания Национальной Библиотеки Франции мы видим Урсулу, пронзенную стрелой, в то время как ее спутниц и спутников солдаты подвергают аккуратному обезглавливанию.
Аналогично происходит экзекуция и на картине из ранее упомянутого кельнского цикла, правда, художник предположил, что часть девиц была застрелена еще на кораблях.
Поскольку экзекуция происходила в районе города Кельна, то в Музее Вальраф-Рихарц (Кельн) собрано значительное количество картин, посвященных этому событию.
Неизвестный немецкий мастер 1450-х годов
Бартоломеус Брюн Старший ок. 1512 г
Одной из вершин в иконографии Урсулы является цикл картин нидерландского художника Ханса Мемлинга (1430 – 1494), выполненный для ее реликвария (мощехранительницы) (Брюгге. Музей Мемлинга)
На картине, изображающей расстрел Урсулы, особенно достойны восхищения фигуры двух солдат у правого края, с неподдельным интересом взирающих на происходящее.
Согласно большинству легенд, гунны сначала предали казни всех спутниц и спутников Урсулы, заставив ее любоваться этим поучительным зрелищем, и лишь затем расстреляли ее из луков.
Такая последовательность событий подразумевается, когда смотришь на чрезвычайно выразительный рисунок (Амстердам. Государственный Музей) одного из лучших нидерландских художников-романистов Яна ван Скореля (1495 –1562) на котором девиц пронзают мечами и копьями. Кроме весьма выразительного предводителя гуннов следует обратить внимание на солдата, с воодушевлением бьющего ногой поверженную женщину в низ живота.
Столь же экспрессивно изображена экзекуция и на картине Лоренцо Пасинелли (1629 – 1700) из собрания Болонской Пинакотеки. (Сюжет так восхитил художника, что он обращался к нему неоднократно).
Если на рисунке ван Скореля и болонской картине расправа с девственницами представлена как массовое неупорядоченное убийство, то на миниатюре XV века из собрания Королевской Библиотеки Нидерландов, она изображена как строгая официальная казнь, на которой приговоренным перед смертью завязывают глаза.
Но вернемся от спутниц Урсулы к ней самой.
Сильное впечатление производит картина болонского живописца и гравера Камилло Прокаччини (1550 – 1629) на которой мрачный палач внимательно наблюдает за агонией привязанной за руки к дереву Урсулы, которой стрела пробила левую подмышку. (Берлин. Государственный Музей)
В начале XVII века великий живописец Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 – 1610) создал наполненную мрачным трагизмом картину (США. Частное собрание), изображающую нашу героиню в момент, когда выпущенная с близкого расстояния стрела вонзилась ей в грудь. Урсула судорожно вцепилась пальцами в место удара стрелы, в то время как стоящий сзади воин в доспехах придерживает ее за «пониже спины», не давая сразу упасть.
Младший современник Караваджо, находившийся под его влиянием, Бернардо Строцци (1581–1644) также обратился к этому сюжету, во многом позаимствовав у Караваджо композицию картины (Милан. Частное собрание). Однако у Строцци, эта сцена, хотя и выглядит более динамичной, приобрела некоторый налет слащавости и назидательности (сие не удивительно, поскольку Строцци имел духовный сан и даже был епископом Венеции).
Великий фламандец Питер-Пауль Рубенс (1577 – 1640) несколько раз обращался в своем творчестве к истории Урсулы и ее спутниц, но всякий раз останавливался на уровне эскиза, пусть даже детально проработанного (Брюссель. Королевский музей изящных искусств; США. Kimbell Art Museum).
Страсть и экспрессия этих полотен ставит их на одно из первых мест в иконографии Урсулы, и заставляет сожалеть о том, что этот сюжет так и не был воплощен художником в большой картине. Следует заметить, что Рубенс существенно отходит от канона, изображая казнь самой Урсулы с применением колюще-режущего оружия.
Во второй половине XVII – XVIII веках художникам, бравшимся за рассматриваемый сюжет, не удается достигнуть уровня предшественников, и хотя картина Иоганна Хулсмана 1652 года (Берлин. Государственный Музей) или алтарный образ в Альдесбахе, выполненный Косма-Дамианом Асамом в 1720 году, представляют собой весьма приятное для глаз зрелище, им явно не достает мощи и выразительности.
В XIX веке, в связи с критическим отношением к Урсуле в среде руководства католической церковью (во многом определявшимся тем, что Рим с большим неодобрением воспринимал культы местных мучеников), ее история практически исчезает из изобразительного искусства.
А вместе с ней исчезают лук и стрелы, как орудие казни представительниц прекрасного пола.
Последней, но исключительной по своим достоинствам картиной, изображающей смерть обнаженных женщин от стрел, стало созданное в 1865 году полотно «Несчастья города Орлеана» (Париж. Лувр) молодого художника Эдгара Дега (1834 – 1917), будущего великого импрессиониста.
Эта картина, запечатлевшая «эпизод средневековой войны» (так порой называют это произведение) завораживает сочетанием тонкого психологизма и эротичности (обратите внимание, как тонко и по разному передано предсмертное томление жертв в левом углу картины) с холодноватым отстранением в изображении всадников, деловито выбирающих цель для нового выстрела.
Пройдет лишь чуть больше двух недель со дня смерти Эдгара Дега, и ранним утром 15 октября 1917 года на стрельбище крепости Венсан в Париже красивая женщина с экзотическим именем встанет перед шеренгой французских солдат, чтобы принять мученическую смерть.
В руках солдат будут не античные луки и стрелы, а винтовки Бертье, заряженные свинцовыми пулями.
На другой день парижские газеты напишут: «Это знак настоящего равноправия мужчин и женщин: женщины заслуживают того, чтобы выполнять равную с мужчинами работу и получать такое же равное наказание»…
(С) В.В.Владимиров. 2006

Легенда о святой Урсуле (сокращенный вариант)

Мучения одиннадцати тысяч дев свершились следующим образом. Жил в Британии король. Он был благочестивым христианином. Была у него дочь, которую звали Урсула. Она была так прекрасна и мудра, что слава о ней дошла до дальних стран. В то время в Англии жил другой король. Он был могуществен и повелевал многими народами. Когда до него дошла слава о красоте и мудрости Урсулы, он сказал: Было бы великим счастьем, если бы эта дева стала супругой моего сына . Юноша также мечтал о будущей невесте. Поэтому они послали высоких послов к отцу Урсулы, чтобы просить руки его дочери. Они взяли с собой великолепные дары, с намерением задобрить короля невесты. Но если же послам будет отказано, то было им велено, угрожать королю невесты со всей строгостью и серьёзностью гневом короля жениха. Король Британии после слов послов впал в большую думу, ибо его дочь была христианской веры, и он не хотел её отдавать в жёны сыну короля, который молился языческим богам. Также и угрозы этого могущественного дикаря были ему в тягость.
Небо послало Урсуле благую мысль, чтобы она сказала своему отцу о следующих условиях брачного союза: оба короля должны послать Урсуле в качестве утешения десять благочестивых дев, каждую из которых должны сопровождать тысяча девиц; им должны быть даны корабли и три года, которые они могли бы посвятить своему девичеству; между тем жених должен принять христианскую веру и изучить христианские обычаи. Такими сложными условиями хотела Урсула отвратить юношу от намерения жениться на ней, посвятив себя и своих спутниц Богу. Юноша же принял условия свадьбы и принялся с усердием их выполнять. Он окрестился в христианскую веру и молился, чтобы все условия, выдвинутые невестой, были выполнены как можно скорее.
Отец Урсулы предложил, чтобы мужчины также сопровождали Урсулу и её благородных спутниц на той случай, если понадобиться защита. Когда собрались со всех сторон благочестивые девы, то много народу пришло посмотреть на них. С девами также прибыли епископы из различных городов, которые сопровождали их.
По совету Урсулы были собранны благородные девы из различных королевств. Они выбрали Урсулу своей предводительницей. Когда все корабли были готовы, Урсула провозгласила о создании новой рыцарской общины, которая должна тренироваться различным приёмам, умению нападать и обороняться, а также всему тому, что они посчитают нужным. Они начали заниматься и иногда возвращались в полдень, а иногда к вечеру. Дворяне и князья очень удивлялись такому поведению, но впрочем, были рады. Впоследствии, когда Святая Урсула обратила всех своих подруг к вере, повела она все корабли в сторону Галлии в порт под названием Киэлла. Оттуда они отправились в Кёльн. Там явился Урсуле ангел от Владыки, и дал указание Урсуле вести всю общину в Рим, а затем вернуться, и принять в Кёльне венец мученической смерти.
Все корабли доплыли до города Базеля. Там девы оставили их и отправились пешком в Рим. В Риме их встретил Папа Кириак. Он был рад этой встрече, так как сам был уроженец Британии и имел много родственников среди прибывших. Все они были приняты со многими почестями и большим вниманием. В ту же ночь было Папе Кириаку веление господне, что он должен принять мученичество вместе с прибывшими девами. Он повиновался и велел крестить всех тех дев, которые ещё небыли крещены. Папа Кириак был на престоле один год и одиннадцать недель. После Святого Петра был он девятнадцатым. Когда время подошло к возвращению дев на родину, Папа Кириак собрал весь народ и провозгласил свой отказ от папского престола и всех с ним связанных почестей. Все возражали этому решению, особенно кардиналы, которые думали, что Папа Кириак сошёл с ума, оставляя папский престол в пользу полоумных дев. Папа Кириак настоял же на своём решении и назначил на оставленный им престол святого человека по имени Амет. Имя Кириака было удаленно из списка Пап, так как он покинул свой пост без согласия католического собрания. В тот же час и девам было отказано во всех почестях, которые они имели при Кириаке.
В то время жили два злых князя, служившие в римской армии. Звали этих легионеров Максим и Африкан. Когда они увидели огромное количество благородных дев, к которым присоединялось много мужчин и женщин, их охватил страх, что христианская вера распространится до громадных размеров. Поэтому эти два князя разведали путь, по которому собирались возвращаться путники, и послали к Юлию, князю гуннов, который был им родственник, послов со словами, что он должен со своей армией занять Кёльн, когда туда прибудут девы, и убить их всех, так как они были христиане.
Тем временем благородный Кириак вывел всю общину из Рима. К ним присоединились старейшина кардиналов и епископы.
Только жених Урсулы, Этерий, оставался в Британии. Тогда ему явился ангел, и передал ему послание о том, что он должен посоветовать своей матушке, стать христианкой, так как отец Этерия, первый её муж, который умер, когда Этерию был один год от роду, также был христианином. Было также сказано, что Этерий должен отправляться навстречу своей невесте, возвращающейся из Рима вместе со всей общиной, и принять мученическую смерть в Кёльне наравне со всеми. Этерий повиновался божественному совету: уговорил свою мать креститься, а затем вместе с ней, своей сестрой Флорентиной, которая уже была к тому времени христианкой, и с епископом Клеменсом отправился навстречу Урсуле, чтобы вместе с ней испытать все мучения. К ним присоединился также греческий епископ Маркулус вместе со своей племянницей Констанцией, дочерью константинопольской королевы Доротеи. Констанция была обручена с одним королём, но он умер незадолго до свадьбы, поэтому она дала обет не выходить не за кого другого замуж.
Когда вся община благородных дев в сопровождении вышеперечисленных сопровождающих прибыла в Кёльн, он был уже занят гуннами. Гунны набросились на общину с диким рёвом и принялись убивать их, как волки убивают покорных овечек. Когда они добрались до Урсулы, князь гуннов приказал остановить убийства, так как был поражён красотой этой благородной девы. Он принялся просить прошение за совершённые убийства, и предложил Урсуле стать его женой. Она отказала ему. Тогда он, оскорблённый этим отказом, направил на неё лук и прострелил её. Так разделила Урсула смерть вместе со своими общинниками.

Читайте:

  • О Кроке и его дочерях
  • Краткая история чешского языка
  • История Прага Чехия
  • Владислав II и Фридрих Барбаросса
  • История Чехии с древнейших времен

Кёльн

Несмотря на то, что церковь Святой Урсулы

Понравилось! 4 4 числится в Венке Кёльнского собора под последним, двенадцатым, номером, сама святая Урсула значит для Кёльна очень много.

Если взглянуть на герб города,

Понравилось! 4 4 то на нём видно, что щит герба разделён на две части. В верхней части изображены три короны библейский королей-волхвов, чьи мощи хранятся в Кёльнском соборе. В нижней части расположенные в три ряды 11 слезинок в память о святой Урсуле и её 10 девственницах- спутницах.Понравилось! 3 3 Не случайно, что вплоть до 1164 года, когда архиепископ Райнальд фон Дассель привёз в Кёльн мощи Трёх царей, реликвии Святой Урсулы считались главной святыней города.

Святая Урсула с 11 светильниками присутствует на другом гербе — Британских Виргинских островов.

Понравилось! 0 0

Герб Британских Виргинских островов

Это не случайно. Дело в том, что название Виргинским островам дал Христофор Колумб при их открытии в 1493 году именно в честь Святой Урсулы и её спутниц Santa Úrsula y las Once Mil Vírgines (краткое название Las Vírgines).

Вспомним легенду про Святую Урсулу. Дело в том, что помимо легенды документальных подтверждений её жития не найдено. В качестве иллюстраций используем цикл из 9 картин итальянского художника Витторе Карпаччо (ок. 1465 — 1525/1526) «История Святой Урсулы» (1490—1495), написанным им для братства Святой Урсулы (Scuola di Sant Orsola). Эти картины предназначались для украшения часовни, находящейся при церкви Санти Джованни е Паоло в Венеции. При этом на картинах была изображена не Бретань, а более привычная для художника Венеция. В качестве исходного материала выступила книга «Золотая легенда», изданная в Венеции в 1485 году. В книге приводилось жизнеописание Святой Урсулы.

Понравилось! 0 0

Святая Урсула (из Интернета)

Мимоходом хочу заметить, что в церкви Святой Урсулы в Кёльне имеются картины других авторов.

Понравилось! 1 1

Жила в середине IV века прекрасная дева Урсула. Отцом её был славный и богатый британский король Теонест. Не ищите это имя среди легендарных королей Британии, нет его в списке ни среди бриттов, ни среди шотландцев. Есть вариант легенды, где говорится, что отец Урсулы был королем Арморики, находящейся в Бретани. С точки зрения истории — вполне возможно, ведь с 440 по 600 годы на полуостров с Британских островов последовало несколько волн переселений бриттов. А судя по карте 500 года, через сто с небольшим лет после описываемых в легенде событий, Арморику по названию было легко спутать с Британией.

Понравилось! 0 0

Карта 500 года с Британией и Бретанью (Из Интернета)

Была Урсула умной и красивой, весть о ней разнеслась по окрестным королевствам. Единственный сын английского короля Агриппа, наследный принц Конон влюбился в Урсулу и хотел взять её в жены. Для этого были присланы в Бретань английские послы.

Понравилось! 0 0

Витторе Карпаччо «Легенда о святой Урсулы: Прибытие английских послов»

Но Урсула была христианской и вступать в брак с язычником ей не хотелось. Она пошла на хитрость, думая, что перехитрит всех. Дала согласие на брак, если будут выполнены следующие три условия:

1).Жених должен принять христианскую веру.
2).Необходима отсрочка в три года для паломничества по святым местам
3).Сопровождать её должны 10 знатных девушек-девственниц.

Послы отправились обратно в Англию

Понравилось! 1 1

Витторе Карпаччо «Легенда о святой Урсулы: Отправление Послов обратно»

и сообщили весть своему королю. Понравилось! 0 0

Витторе Карпаччо » Легенда о святой Урсулы: Возвращение послов «

Король и его сын приняли условия Урсулы. Понравилось! 0 0

Витторе Карпаччо «Легенда о святой Урсулы: Проводы для паломничества» .

Тут возникает одно, но большое противоречие. В ранних версия странствующих девственниц было 11, включая Урсулу. Более поздние версии легенды считают, что Урсула настояла на том, чтобы каждую из девушек, в том числе и саму Урсулу, должны сопровождать по одной тысяче девушек, всего выходит — 11 000 девственниц. Не хочется спорить с легендой, но многовато что-то девственниц отправилось в путешествие с Урсулой. Ведь только съестных припасов сколько нужно было заготовить и взять с собой в дорогу.

Примерный пункт паломничества был следующим — до порта Киэлла в Галлии, затем по Рейну вверх до города Базеля, а оттуда пешком до Рима. Одним из ключевых пунктов путешествия стал Кёльн, в котором была сделана остановка. Здесь во сне Урсуле явился ангел и поведал, что после Рима не стоит возвращаться в здешние места, ибо ждёт здесь Урсулу мученическая смерть.

Понравилось! 1 1

Витторе Карпаччо » Легенда о святой Урсулы: Сон Святой Урсулы»

Путь был продолжен и после пешего перехода от Базеля до Рима, где по пути местные жители удивлялись и радовались красоте Урсулы и дарили цветы, принцесса со свитой явилась на приём к мифическому Папе Римскому Кириаку. Понравилось! 0 0

Витторе Карпаччо » Легенда о святой Урсулы: Встреча с Папой»

Папа торжественно сложил с сея сан и присоединился к паломницам, отправляющемуся в обратный путь. Здесь же объявился жених Урсулы, успевший принять христианство по именем Этерий.

Пока Урсула со спутницами совершали паломничество в Европе появились полчища гуннов под предводительством Аттилы. Когда на обратном пути Урсула проплывала мимо Кёльна, тот был осаждён ордами гуннов. Все спутники Урсулы были убиты, а её возжелал сам Атилла, предложив ей стать своей женой. Но гордая девственница отказалась от такой участи и была убита.

Понравилось! 0 0

Витторе Карпаччо » Легенда о святой Урсулы : Мученичество и Похороны Святой Урсулы» . Легенда о святой Урсулы: Апофеоз Святой Урсулы .

Ночью Аттиле приснилось грозное видение, как десятки тысяч воинов стекаются со всех сторон к Кёльну и уничтожают его войско. Гунны сняли осаду с Кёльна и отправились восвояси. С той поры Святая Урсула является одной из покровителей Кёльна. Понравилось! 1 1

Витторе Карпаччо » Легенда о святой Урсулы : Апофеоз Святой Урсулы «.

Изображения Святой Урсулы можно встретить в различных уголках Кёльна, в частности на здании Ратуши

Понравилось! 0 0

Скульптура Святой Урсулы на Ратуше (из Интернета)

и на фонтане Женский фонтан. Понравилось! 6 6

В Кельне ежегодно практиковалось торжественное шествие, когда мощи Святой Урсулы проносились по улицам города с остановками во всех церквях Кёльна. Порой этот процесс занимал более трёх дней. Сейчас это событие менее торжественное и происходит во второй половине дня в первое воскресенье после дня памяти Святой Урсулы, отмечающийся 21 октября.

Начиная с XII века в Европе начали появляться многочисленные религиозные братства, которые называли себя «ковчегами Урсулы» («navicula S. Ursulae»), члены которых отдавали себя под защиту и покровительство святой Урсулы.

Только в Кёльне имелось пять «ковчегов Урсулы», к которым принадлежали различные слои городского общества. «Патриции Святой Урсулы» объединяли знатных горожан, «Достпочтенное и достохвальное общество Святой Урсулы принимало в свои ряды только вдов и не состоящих в браке женщин. О своём составе явно говорят названия «Священники Святой Урсулы» и «Кровельщики Святой Урсулы». До наших дней дожило лишь объединенное братство Святой Урсулы, возникшее в 1445-1456 годах. и в которое входят не только жители Кёльна.

В мире создавалось немало монашеских женских конгрегаций, посвященных Святой Урсуле. Самая известная из них — это «Римский союз Ордена Святой Урсулы» («Ordo Sanctae Ursulae»), основанный в 1535 году. Когда говорят «урсулинки», то обычно подразумевают его, хотя термин объединяет все организации, посвященные Святой Урсуле.

Понравилось! 0 0

Урсулинки (Из Интернета)

Другие известные организации урсулинок — «Сестры-урсулинки из Тильдонка», основаны в 1820 году в городе Тильдонке (Бельгия), и «Сёстры-урсулинки Сердца Иисуса в агонии» («Congregatio Sororum Ursulinarum a Sacro Corde Iesu Agonizantis»), основаны в 1920 году Урсулой Ледуховской (Urszula Ledóchowska, 1865-1939), их еще называют «серые урсулинки» за цвет их одеяний.

В Санкт-Петербурге с 1909 по 1917 год существовал монастырь урсулинок, затем закрытый, нов 2007 году монастырь возобновил свою работу.

Атрибутами образа Святой Урсулы являются: стрела, крестообразное знамя, корабль, книга или сонм юных дев.

Считается, что Святая Урсула с соратницами погибла в 383 году. На месте гибели появилось кладбище и небольшая часовня, затем церковь, которая несколько раз перестраивалась. После 886 года здесь возник женский монастырь. После включения этого места в городскую черту в 1106 году кладбище было разрыто, что привело к всплеску популярности Святой Урсулы и её спутниц. Кости с кладбища стали разбредаться как реликвии по всей Европе. Есть частица мощей святой Урсулы даже в Покрово-Тервеническом монастыре в Санкт-Петербурге. На фоне популярности было решено построить новую большую церковь, к 1135 году церковь была освящена.

Понравилось! 1 1

В 1230 году к церкви была пристроена западная башня, а в 1680 году на куполе башни появилась так называемая «британская корона», ведь согласно легенды Урсула была британской принцессой.

Понравилось! 1 1

В 1801 году монастырь урсулинок был разогнан французами. Во время Второй Мировой войны после бомбардировки 1942 года сначала была разрушена крыша, затем последующие авианалёты превратили церковь в развалины. Первая волна реконструкции была проведена с 1949 по 1972 год, более масштабная — в 1999-2004 годах.

Понравилось! 8 8

В церкви Святой Урсулы мне довелось побывать внутри. Уже на дверях расположены различные исторические сюжеты.

Понравилось! 0 0

В вестибюле нас встречает каменное изваяние девы Марии с телом Христа (1420).

Понравилось! 1 1

Здание просторное, наполненное воздухом.

Понравилось! 3 3 В середине центрального нефа расположены под стеклом два золотых ларца с мощами Святой Урсулы и погибшего в Кёльне её жениха Этерия. Понравилось! 2 2 Там же старинная мемориальная доска IV-V веков, сообщающая, что некий римский сенатор Clematius обнаружил захоронение девственниц и восстановил на этом месте христианскую базилику.

Наверху в средних аркадах балкона размещены деревянные скульптуры, созданные в 1500 году. Примечательно, что лица выглядят естественно и отсутствует обычная для религиозных скульптур стилизация.

Понравилось! 1 1

Саркофагов в церкви хватает.

Понравилось! 0 0

Саркофаг Святой Урсулы пустой внутри. Сам саркофаг датируется первой половиной XV века, крышка со скульптурой Святой Урсулы была добавлена в 1659 году.

Понравилось! 2 2

Есть саркофаг, на котором установлена модель корабля в память о путешествии Святой Урсулы по Рейну.

Понравилось! 4 4

Поучительная надпись на саркофаге начала XII века, рассказывающая, что Viventia -третья дочь некоего Pippins d.Ä., умершая в 639 году, дважды была похоронена, но оба раза чудесным образом саркофаг оказывался на поверхности земли. Хотя в церкви Святой Урсулы можно хоронить только дев-мучениц из её окружения, для этого саркофага было сделано исключение.

Понравилось! 0 0

Перед входом в часовню Марии, расположенную в северной стороне церкви расположены другие фигуры Девы Марии

Понравилось! 2 2 и Христа Спасителя. Понравилось! 0 0 Эти скульптуры созданы в середине-конце XV века. Интересно, что скульптура Девы Марии находится справа от скульптуры Христа, а слева от него располагается скульптура Святой Урсулы, созданная ориентировочно в семидесятых годах XV века в мастерской кёльнского скульптора Тильмана ван дер Бурха (Tilman van der Burch). Понравилось! 1 1

В правой руке она держит стрелу, как атрибут ее мученичества, стрелку, в левой — молитвенник. На голове принцессы Урсулы одета корона. В складках плаща спрятались небольшие по размеру девственницы, отправившиеся с ней в далёкий путь, по три с каждой стороны.

Общий вид часовни Марии (Marienschiff) выглядит вот так.

Понравилось! 2 2 А на стенах её шесть красивых мозаичных ново-романских панно. Понравилось! 1 1 Понравилось! 1 1

Много различных интересных реликвий в церкви. Барельеф «Kreuztragung Christi» изображает Христа, несущего крест на Голгофу. Создан в начале XVI века.

Понравилось! 1 1 Имеется цикл икон, отображающих Крестный путь Христа, Понравилось! 0 0 а также другие иконы. Понравилось! 0 0

Сохранились несколько старинных фресок, изрядно поеденные временем.

Понравилось! 1 1

Витражи в церкви нескольких видов. Сеть красочные в центральном нефе и в некоторых других местах,

Понравилось! 2 2 есть без рисунков, Понравилось! 1 1 а есть несколько необычные для романских церквей Кёльна. Понравилось! 2 2 Непривычные, другие сочетания красок, Понравилось! 1 1 рванные линии. Понравилось! 1 1 Судя по всему создавались витражи в разное время.

Уже приехав домой, пожалел, что бывал в церкви Святой Урсулы без гида. Как оказалось — пропустил самое интересное — золотую камеру.

Понравилось! 3 3

Золотая палата (из Интернета)

Что ж и на старуху, то бишь старика, бывает проруха.

С годами отношение римской курии к Святой Урсуле поменялось, в 1969 праздник святой Урсулы был исключен из римского поминального календаря. Однако в Кельне этот день, 21 октября празднуется по-прежнему. С герба покровительницу города тоже никто не спешит убирать. Как и изменять народные приметы, связанные с 21 октября: «Святая Урсула уж с нами, знать, и зима не за горами», «Святая Урсула нам хочет сказать, что снегом завалит все поле опять», «Капусту на Урсулу в дом убери, чтоб ее Симон да Иуда снегом не замели» (Память апостола Симона совершается в католической церкви — 28 октября, святого Иуды также 28 октября).

Остаётся Святая Урсула покровительницей не только Кёльна, еще Сорбонны и Венского университета, а также молодёжи, преподавателей, воспитательниц и торговцев сукном.