Святое слово

Святость

См. раздел СВЯТЫЕ и СВЯТОСТЬ

  • Святость Краткий словарь агиографических терминов
  • Святой. Святость Богословско-литургический словарь
  • О святости и духовности митр. Сурожский Антоний
  • Святость Бога * Святость Церкви иерей Олег Давыденков
  • Святость как итог аскетики свящ. Сергий Дергалев
  • Что такое святость и зачем православному христианину читать «Жития святых» преп. Иустин (Попович)
  • Святость человека в православной аскетической традиции проф. А.И. Осипов
  • Агиология

Свя́тость – 1) одно из существенных Божеских свойств; 2) высокая степень духовной причастности (близости) Богу.

Можно выделить три уровня святости:
— Святость принадлежит Богу, только Бог свят по Своей природе. Мы можем быть святы только через причастие святости Божией.
— Далее, мы говорим, что к святости призваны все христиане. Апостол Павел адресует свои послания всем святым в Риме, в Колоссах и т. д., он обращается к христианским общинам. Также и апостол Петр пишет о христианах как о «святом народе». В этом смысле святы все христиане.
— Наконец, мы говорим о тех святых, которые прославлены Церковью.

«Называя Бога святым, мы исповедуем, что Он совершенно чист от всякого греха, даже не может согрешать, и во всех своих действиях совершенно верен нравственному закону, а потому ненавидит зло и любит одно только добро и во всех своих творениях». (митрополит Макарий. Православно-догматическое Богословие)

«Бог непричастен никакому злу» (Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере, чл. 3).

Святым называется человек по причине его причастности Всесвятому Богу, в силу соединения с Ним, соучастия в Его всесовершенной Жизни.

Святость есть единство человека с Духом Господним (1Кор.6:17), пребывание благодати Святого Духа в человеке. Святость – дар Божий, обретаемый человеком по действию Божественной благодати. Но для получения этого дара человек должен приложить усилия. Эти усилия состоят в борьбе со своими греховными страстями. В ходе этой борьбы христианский подвижник получает благодать Святого Духа, преображающую его поврежденную грехом природу. Святость есть преображение, обожение падшего человеческого естества действием Божественной благодати Святого Духа.

Святость христиан – не в безгрешности, а в стойком и последовательном отвращении к греху.

***

митрополит Сурожский Антоний:
Святой — это человек, который открылся Богу и через которого Бог как бы действует и сияет. И я думаю, что многие святые никаких чудес не творили, но сами были чудом.

СВЯТОЙ

Смотреть что такое «СВЯТОЙ» в других словарях:

  • СВЯТОЙ — СВЯТОЙ, духовно и нравствено непорочный, чистый, совершенный; все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения нашего, духовный, божественый, небесный. Святой Дух, третья ипостась, выражающая деятельность… … Толковый словарь Даля

  • СВЯТОЙ — (святый церк., устар.), святая, святое; свят, свята, свято. 1. В религиозных представлениях обладающий абсолютным совершенством и чистотой, божественный (рел.). Святой дух. Святая церковь. 2. В тех же представлениях праведный, непорочный,… … Толковый словарь Ушакова

  • святой — См. священный… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. святой безукоризненный, безупречный, праведный; божественный, священный; великомученик, важнейший, чудотворец, безгрешный … Словарь синонимов

  • Святой — Святой ♦ Saint Это слово употребляется в двух значениях, религиозном и нравственном. Богословие называет святым человека, который благодаря вере, надежде или милосердию достигает единения с Богом (единственным, кто абсолютно свят). Святой… … Философский словарь Спонвиля

  • Святой — Святой, святые. В памятниках первоначальной христианской древности,до половины IV в. и даже до V в., как у восточных, так и у западныххристиан слово святой (agioV;), sanctus по мнению Мартиньи( Dictionnaire des antiquites ) отнюдь не было усвоено … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • СВЯТОЙ — «СВЯТОЙ» (The Saint), США, Paramount Pictures, 1997, 113 мин. Боевик, экшн. Действие фильма происходит в России недалекого будущего. Магнат капиталист и злодей коммунист Третьяк держит в холоде и голоде всю Россию и пытается (вопреки действующим… … Энциклопедия кино

  • Святой — Елены о в в южной части Атлантического ок., в 1900 км. на Зот зап. берега Южной Африки, под 15 … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • святой — святой, кратк. ф. свят, свята, свято, святы (неправильно святы); сравн. ст. святее … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Святой — Для улучшения этой статьи желательно?: Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Святой (от праслав … Википедия

  • святой — прил., употр. очень часто Морфология: свят, свята, свято, святы; святее; нар. свято 1. Святая Троица это Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух. 2. Святой Дух одна из трёх ипостасей Бога. По церковному преданию, в это время на апостолов сошёл Святой Дух … Толковый словарь Дмитриева

Как можно понять слова: «…в том, что я остался один сидеть за партой почудилась мне некая отверженность, некая грань, отделившая меня от всех.»? Почему у мальчика возникли такие чувства?

Якую мянушку меу спачатку сабака? Гумореска П. Глазового, у якій стверджується думка, що не кожна людина гідна цього звання.А «Еволюція» Б «На йважча роль»В «Заморські гості» Г «Похвала».​ Ответьте на вопросы по сериалу Мистер и маргорита 1-2 серия О чем разговаривают поэт Иван Бездомный и председатель литературной организации МАССОЛИТ Михаил Александрович Берлиоз, когда к ним подходит незнакомец, представившийся Воландом? • Какую историю рассказывает Воланд литераторам? За что Иешуа Га-Ноцри приговаривается к казни? • Какое предсказание делает Воланд Берлиозу? • Что предпринимает Иван Бездомный после того, как сбывается сделанное Воландом предсказание? Помогите разгадать анаграммы: Ре-п-буз, сі-ма-рі-м, ор-ез-о-ве-тре-м, я-ід-нал-деб, т-ш-о-к-р-ц-е Пожалуйста! Очень надо Соотнесите элементы композиции с данными фрагментами из рассказа В. Набокова «Рождество». Например: 1 – Д. 1. Завязка А. «С лепцов поднял голову, проглотил что-то – горячее, огромное. О ком это сын пишет?» 2. Развитие действия Б. «Завтра Рождество.… А я умру. Конечно. Это так просто. Сегодня же…Смерть, — тихо сказал Слепцов». 3. Развитие действия В. «И тогда простёртые крылья, загнутые на концах, тёмно-бархатные, с четырьмя слюдяными оконцами, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья». 4. Развитие действия Г. «Слепцов сел в угол, на низкий плюшевый стул, на котором он не сиживал никогда. Так бывает после больших несчастий». 5. Развитие действия Д. «Приехав, он просидел около часу у могильной ограды…» 6. Кульминация Е. «Слепцов… тихо зашагал по прямой, единственной расчищенной тропе в эту ослепительную глубь». 7. Развязка Ё. «Войдя в комнату, где летом жил его сын, он поставил лампу на подоконник…» Какие яркие диалоги вы встречали в художественном литературе только по русский а не по украинский Храбрый Персей». Прочитай, как Персей победил чудовище. Что ему помогло? Как он был награжден за свою храбрость? Вспоминают ли сегодня люди славного г ероя? Нина дашевская Я не тормоз написать характеристику главного героя (внешний вид, увлечения друзья

Что значит быть святым?

Что значит быть святым? Что такое святость? Проповедь о святости и ответы на вопросы об этом от профессора Осипова Вы найдёте в данной статье!

Апостол Павел называл святыми всех христиан без исключения. Эти слова можно понимать как императив: «Каждый христианин обязан стремиться к святости». Но встречая нравственного или просто порядочного человека, мы тоже говорим: «Вот посмотрите, просто святой человек!» Об этой ли святости проповедовал апостол? Что значит — быть святым? На наши вопросы ответил профессор МДА, известный апологет и богослов Алексей ОСИПОВ.

Что такое святость?

Святость Православие рассматривает как самую высшую ступень духовного развития человека. Но эта категория включает в себя и две предшествующие ступени: начальную, которую условно можно назвать спасенностью, и вторую — праведность. Поэтому прежде чем говорить о святости, необходимо сказать о двух предыдущих ступенях.

Первая, низшая, ярко изображена в Евангелии, когда Христос разбойнику, справа от Него распятому, говорит: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Как понять эти слова Христа? Ведь, разбойник не только ничего праведного не сделал, но, напротив, у него, образно говоря, руки по локоть были в крови?!

Однако если мы посмотрим на евангельский контекст, то встречаемся не раз с тем же поразительным явлением. Так, фарисеям Христос ставит в пример мытаря, сборщика налогов, который налево и направо обманывает своих собратьев. А кто такие фарисеи? Их можно по принятым обетам сравнить, чтобы это было понятно для современного человека, с монашеством, — и те, и другие целью своей жизни ставят тщательное исполнение всего закона Божьего.

Христос оправдывает блудницу, взятую в явном грехе, а фарисеям говорит: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31). Фарисеев за их гордость и превозношение над прочими людьми, за их лицемерие Спаситель называет ехиднами, змеями, гробами окрашенными, которые снаружи кажутся святыми, а внутри исполнены мерзости и хищения. Что Христос называет мерзостью и хищением? Видение себя праведным.

Эта самовлюбленность, закрывающая от человека его грехи, прежде всего внутренние, такие, например, как тщеславие, зависть, лукавство, гордость и т.д., делает человека неспособным к принятию Божественной чистоты и святости. Для спасения же человеку, оказывается, нужно совсем другое — осознание своей духовной и нравственной нечистоты. Лишь способный увидеть и осознать свои мерзости и внутренне отвергнуть их, раскаяться, приобретает состояние спасенности и получает спасение, как видим это из случая с разбойником. В этом и заключается первая и важнейшая ступень духовного развития человека, ведущая его к полноценной святости.

Что из себя представляет вторая ступень, праведность? Мы видим людей, старающихся жить по совести, стремящихся никого не обижать, не угнетать. Все эти люди, которые искренно стремится жить по совести и исполнять золотое правило человеческой жизни: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12) и есть праведные.

Однако такая жизнь до тех пор, пока в человеке еще живут страсти, не может иметь совершенной духовной чистоты. Страсти непременно искажают поведение и заставляют одних любить больше, других меньше, гневаться и раздражаться, осуждать, проявлять скупость и т.д. Поэтому, праведность еще далека от того, что именуется в Церкви святостью.

Святым является только тот человек, который не только не нарушает нравственных норм жизни (то есть живет праведно), но и приобрел то, что именуется чистотой сердца, которая является плодом правильной духовной жизни. Такая жизнь с необходимостью предполагает праведность, но далеко не исчерпывается ею. Духовная жизнь заключается в борьбе со своими страстями, в постоянном внимании к своим мыслям, чувствам, желаниям, настроению с целью очищения ума и сердца от всего злого, скверного, противного заповедям Христовым. Эта жизнь требует тщательного изучения Священного Писания и творений святых Отцов, преимущественно аскетических, и сопряжена с постоянной молитвой (большей частью Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня»), с постом и воздержанием всех своих чувств телесных и душевных. Духовная жизнь требует и особых внешних условий, которые всегда создавали себе ищущие духовного совершенства: отказа от семейной жизни, имущества (кроме самого необходимого), от связей с мирской деятельностью и мирскими людьми — вообще от всего, что рассеивает ум, мешает молитве, внутренней сосредоточенности. Такая жизнь издревле называется монашеской. Именно монахи-подвижники и достигали такого бесстрастия, совершенного смирения и богоподобной любви, которые делали их причастниками Духа Божьего.

Церковь канонизирует и некоторых не достигших подобного совершенного состояния. Но она это делает, чтобы показать верующим пример или подвига страданий и смерти за Христа (мученики), или доброй христианской жизни тех, кто среди мира сумел сохраниться от соблазна и греха (праведники). В последнем случае, конечно, всегда присутствует большая осторожность, чтобы не ошибиться, не поддаться мирским оценкам жизни человека, придав несвойственное значение его внешней церковной или социальной деятельности, забыв о духовных критериях. Ибо в таком случае святцы могут превратиться в пантеон, в котором «святыми» становятся славные мира сего: цари, князья, высшие иерархи, политики, полководцы, писатели, художники, музыканты… Но это уже другая тема.

Зачем молятся святым?

В состоянии святости многие получают дары чудотворения, прозорливости, исцелений. И часто, исходя из этих признаков, человека начинают считать святым. Но необходимо заметить, что это глубоко неверно — сами по себе никакие дары еще не являются показателем святости. Христос предупредил: «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24-25).

Особенно это нужно иметь в виду в наше время. Почему? Сейчас, к великому сожалению, очень многие верующие ищут именно чудес, прозорливости, предсказаний, а не спасения и святости. Потому обращаются к колдунам, экстрасенсам, лжестарцам, получая в результате вред и душе, и телу. Христианину нужно искать не чудес, а исцеления от страстей.

В настоящее время выпускается множество книг, которые буквально рекламируют отдельных святых в качестве помощников и целителей от конкретных болезней: кто помогает от печенки, кто от селезенки, кто в приобретении квартир — и так далее. Все это очень напоминает язычество, предлагающее помощь того или иного бога-специалиста в зависимости от возникшей проблемы.

В Православии молитвы святым носят совершенно иной характер. Каждый святой, к кому мы искренне обращаемся, является нашим сомолитвенником Богу. И каждый из них может быть нашим помощником. Нельзя специализировать святых, как врачей и адвокатов — это признак явного суеверия.

Почему и зачем мы молимся святым? Если я обращаюсь к другу: «Помолись, завтра мне предстоит трудное дело…», то почему же не могу обратиться с такой же просьбой к святителю Николаю? У Бога нет мертвых, у Него все живы. И к святым мы обращаемся, ибо их молитвы более действенны, чем у нас, грешных. Но при этом важно помнить, что святые — это наши сомолитвенники Богу, а не «спасители» сами по себе. Если мы забудем об этом, то превратимся в тех же язычников.

Каждый пятый — святой!

Итак, есть три ступени духовного развития человека. Но на пути к святости есть важное обстоятельство, без учета которого человек, даже праведно живущий, может оказаться в гибельном состоянии.

Очень часто у нас есть устойчивое чувство, что мы хорошие, праведные. Я же верующий, православный, хожу в церковь, исповедуюсь, причащаюсь. Я никого не убил, не ограбил, не обворовал, что еще нужно?! Право слово, святой, да и только!

Вот такое непонимание сейчас очень глубоко заразило христианское общество во всем мире. Недавно в США был опрос, который дал поразительные результаты: двадцать один процент американцев назвали себя святыми — то есть каждый пятый! А ведь попробуйте задеть самолюбие или кошелек этого «святого»? Подавляющее число христиан замечают лишь самые грубые свои нравственные падения, то есть большие грехи. Они не видят ни глубины повреждения самой природы человека, ни силы своих страстей, ни своего бессилия искоренить их.

Но присмотревшись к своим словам, желаниям, чувствам и сопоставив их с голосом совести, с учением Евангелия, мы начинаем видеть и нечто другое. Оказывается, я не могу не осуждать, не завидовать, не объедаться… Даже когда делаю, как кажется, доброе дело — и то оскверняю его тщеславием, расчетом. Остается одно — воскликнуть вместе с преподобным Макарием Великим: «Боже, очисти мя грешного, яко николиже (никогда) сотворих благое пред Тобою». Это является и началом, и критерием правильной духовной жизни. Преп. Петр Дамаскин потому и сказал: «первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных как песок морской».

Значение слова &laquoсвятой»

  • СВЯТО́Й, -а́я, -о́е; свят, свята́, свя́то.

    1. Рел. Обладающий высшим совершенством и силой; божественный. Святой дух. Святая троица. □ Рука — свободно и непринужденно держала крест и возносила чашу с святыми дарами. Эртель, Гарденины. Священник окропил долину со всех сторон святою водой. Куприн, Молох. || Употребляется как постоянный эпитет к словам, обозначающим предметы или места религиозного поклонения. Святая церковь. Святое евангелие. Святая икона. □ Вологодский я, дальний. По святым местам хожу и за добрых людей молюсь. Чехов, Недоброе дело.

    2. только полн. ф. Рел. Проведший жизнь в служении богу и церкви или пострадавший за христианскую веру и поэтому признанный церковью небесным покровителем верующих. изобразил он святого Петра в день страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа. Гоголь, Ночь перед рождеством. Монастырь наш ничем особенно не был до тех пор знаменит: в нем не было ни мощей святых угодников, ни явленных чудотворных икон. Достоевский, Братья Карамазовы. | в знач. сущ. свято́й, -о́го, м.; свята́я, -о́й, ж. Жития святых. □ освещали темные и суровые лики святых. И. Гончаров, Обыкновенная история. || в знач. сущ. святы́е, -ы́х, мн. Прост. устар. Иконы. И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый. Пушкин, Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. — Пожалуйте в горницу, — сказала хозяйка. Под святыми лежал больной хозяин. Н. Успенский, Уездные нравы.

    3. Праведный, угодный богу (с точки зрения церкви). — Нечистого изгоняешь, а может, сам ему же и служишь, — и кто про себя сказать может: «свят есть»? Не ты ли, отче? Достоевский, Братья Карамазовы. — с этим кривым в — раскол пробирались на святую жизнь, да черт попутал. А. Н. Толстой, Петр Первый. || Безгрешный, непорочный. Он думал о своей невесте, о своей милой, доброй, святой Татьяне, и как чиста, благородна, как правдива казалась она ему! Тургенев, Дым. , вероятно, считала себя всегда совершенно правой передо мной, а уж я в своих глазах был всегда свят перед нею. Л. Толстой, Крейцерова соната.

    4. Высок. Глубоко чтимый, такой, в котором заключено самое дорогое и заветное. О родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя? Жуковский, Певец во стане русских воинов. Не было для него ничего святого в жизни. Телешов, Тень счастья. Народ и труд, Родина и партия для поэта святые понятия. Все его творчество пронизано верой в победу коммунизма. Михалков, Лев Квитко.

    5. Благородный, освященный высокой целью. Мы, советские деятели культуры, горды тем, что святое чувство гуманизма объединяет нас со всеми прогрессивными людьми доброй воли. Первенцев, В Исландии. Писательское слово ежедневно и ежечасно звало народ на святой и правый бой за Родину. В. Озеров, Тревоги мира и сердце писателя.

    6. Такой, который должен быть выполнен в силу своего высокого значения; обязательный, непреложный. Святая обязанность. □ — Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним. Чехов, Дом с мезонином. Будник считал святым долгом навещать своих больных, 60 успокаивал их, как мог, утешал. Первенцев, Черная буря.

    7. Незыблемый, нерушимый. Что я обещал, то исполню! для меня слово — закон, что сказано, то свято. А. Островский, Бесприданница.

    8. Безусловный, полный. И кто-то подал мне тогда совет лукавый Жениться… чтоб иметь святое право Уж ровно никого на свете не любить. Лермонтов, Маскарад. Вы нас любите? — Правда ли? О, правда! — святая, чистейшая правда! Сухово-Кобылин, Дело.

    Святая неделя — неделя праздника пасхи. Святой отец — почтительное обращение к служителю культа. Святая простота см. простота. Святая Русь ( народно-поэт. и трад.-поэт.) — поэтическое название Руси, России. Святая святых, обычно чего ( высок.) — 1) о чем-л. самом важном, недоступном для непосвященных. — Приходи в перевязочную, я попробую тебя учить. Возьмешь халат у Клавы. И вот Васька вошла в святая святых вагона-аптеки. Панова, Спутники; 2) о самом дорогом, заветном. — Как хотите, а первые детские впечатления — это святая святых человеческой души. Мамин-Сибиряк, Именинник. Святым духом (узнать) см. дух. Хоть святых (вон) выноси (или неси) ( устар.) — о чем-л. ужасном, невыносимом для зрения или слуха. — Как начнет на кого кричать, как поднимет визг, так хоть святых выноси. Чехов, Женское счастье.