Святой колумб

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Огненный_волк Святой Колумба Ирландский

Св. Колумба на витраже в Обане
Тихо, как тихо… Повтори хоть сто раз «тихо» — тише не станет. Подумай о тишине, сожми ее плечи, задержи дыхание во имя тишины.
Вот летит Голубь Христов – святой Колумба. Кольм Килле приходит за хлебными крошками, что обронили люди впопыхах.
Свете тихий, светло просвети душу мою.
Христов воин – Колумба Айонский летит над Ирландией и дальше, через море, к острову Айона.
А там уже туман и древние ставни, молочные ставни, за которыми – сияние, и голубь Колумба говорит на языке любви с травами и людьми.
9 июня — день памяти Колумба Килле, святого Колумбы Ирландского (Saint Columba, 7 декабря 521 — 9 июня 597). Его также называют Кольмом Килле (Colum Cille) — Голубем церкви.
Колумба (собственно Кримтан (Crimthann), прозванный современниками Колумба, Колум Килле, Кольм Килле, что означает «Голубь Церкви», 521, Гартан, Донегол, Ирландия — 9 июня 597) — ирландский святой монах, проповедник христианства в Шотландии. Святой Колумба считается одним из «двенадцати апостолов Ирландии». В 563 году святой Колумба основал первый монастырь на территории нынешней Шотландии и был там настоятелем.
Его дядя и племянник также почитаются как святые.

Витраж с изображением св.Колумбы в монастыре на о.Айова. Фото Мартина Бернса
Ирландия
Как известно, святым покровителем Ирландии считается святой Патрик, принесший на остров это новое вероучение и основавший первый в Ирландии монастырь (Армаг). Непосредственно рядом с ним принято ставить фигуру Бригиты, святой девственницы, также основательницы монастыря (Килдар). Ориентация на монастырь и монастырскую культуру отличала ирландское христианство с самых первых десятилетий его существования.
Однако ни святой Патрик, бритт по происхождению, ни Бригита не могут быть названы в полной мере воплощениями ирландской Церкви или символами ирландской святости во всей сложности этого понятия. Самым “ирландским” из ирландских святых по праву считается третий “столп” ирландской ранней церкви — Колумба (или Колум Килле), сыгравший очень большую роль не только в распространении христианства в стране, но и в ее культурной и политической жизни в целом.
Святой Колумба и святой Патрик
Святой Колумба был праправнуком Ниалла (Нейла) Девяти Заложников, предводителя ирландских разбойников, похитивших в начале V века бритского юношу, которому предстояло стать святым Патриком. Так удивительным образом связались судьбы двух величайших британских проповедников (Мак-Кензи А. Кельтская Шотландия. — М.: Вече, 2008).
Рождение
Святой Колумба происходил из королевского рода Уи Нейллов, а значит, был потомком великого короля Ирландии Ниалла-девять-заложников, он был сыном Федлимида. Его мать Этне была из королевской семьи Лейнстера. родился в 521 (523?) году в Донеголе, поселении Гартан. По праву высокородного рождения мог претендовать на высшую власть в Ирландии, но благородство крови, думаю, утратило для него духовную ценность, когда он крестился от Духа Святого. Святой Колумба избрал для себя иной путь и еще в ранней молодости добровольно отказался от политической карьеры, однако знатность его происхождения во многом обусловила тот авторитет, которым он обладал на протяжении всей жизни, и то влияние, которое он мог оказывать на местных правителей.
В детстве он воспитывался у пресвитера по имени Круйтнехан, потом обучался у старца Геммана. Затем он поступил в монастырь святого Финтана, где жили и учились многие святые Ирландии. Был рукоположен во священники святым Экианом.
Кольм Килле – что значит «Голубь Церкви», — так называли его за его преданность христианской вере товарищи по латинской школе святого Финниана.

Прпп. Галл, Комгалл, Колумбан. Икона. Западная Европа. 1990 — 2005 годы
По преданию, святой Колумба дополнил образование в монастыре Клонард, особенно прилежно изучая Священное Писание. При этом он не оставлял и поэтического искусства, которым овладел в совершенстве. Именно в этом монастыре Колумба подружился с другими святыми своего времени – Комгаллом († 601) (память 11 мая в Западной Церкви) и Каннехом († 600) (память 11 октября в Западной Церкви).
Однако приверженность христианскому вероучению сочеталась в нем с интересом к национальной древней духовной культуре: он прошел курс обучения в школе поэтического мастерства у филида (филиды — древнеирландские поэты, занимавшие в обществе особо почетное место. Творчеству филидов приписывалась особая магическая сила; считалось, что их песни могут приносить как добро, так и зло). Геммана и на протяжении всей жизни сохранил не только любовь к поэзии (он сам писал латинские и ирландские духовные гимны и ему приписывается также множество стихов светского содержания), но и особое уважение к филидам как сословию. Совершенно не склонный видеть в их поэзии лишь реликты языческой доктрины, он считал их в первую очередь носителями культуры, причем — не только культуры прошлого.
Его миссионерская деятельность началась очень рано, причем, как и у его предшественников, осуществлялась она в первую очередь в основании монастырей. Свой первый монастырь святой Колумба основал в 546 г. на севере Ирландии возле живописной дубовой рощи, по которой монастырь и получил свое имя — Дерри (ирл. Doire), букв. “дубовый”. Кроме этого, им было основано еще несколько монастырей, среди которых в первую очередь следует назвать монастыри Дурроу и Келлс, прославившиеся потом своими скрипториями (так наз. “Книга из Келлса” — богато орнаментированное Евангелие — считается одним из шедевров средневековой книжной миниатюры). Но, пожалуй, именно Дерри осталось для Колумбы самым любимым местом во всей Ирландии, именно о нем тосковал он более всего, находясь в изгнании и именно эта тема, тема “разлуки с милым Дерри”, где все “дышит покоем, уединением и свежей прохладой”, постоянно звучит в приписываемых ему стихах.
Битва при Куль Древне и добровольное изгнание
В 561 году произошла кровопролитная битва между Верховным королём Ирландии Диармайдом, сыном Кербела и двоюродным братом Колумбы, Айнмире, который правил на севере Ольстера. Айнмире и его союзники победили по молитвам святого Колумбы, потеряв лишь одного человека, в то время, как со стороны Диармайда погибло три тысячи. Существуют различные версии участия Колумбы в этом конфликте. Согласно одной из версий, когда король приказал сжечь церковь, в которой укрывался его враг, то Колумба, возмущенный этим, поднял свой клан против короля. И было сражение у Куил Дремне, в котором погибло три тысячи человек, и вину за их смерть возложили на Колумбу. Наиболее правдоподобной представляется та, согласно которой Диармайд приказал казнить сына короля Коннахта, находившегося под покровитель Колумбы, что вызвало негодование и ближайших родичей Колумбы, и короля Коннахта. Ирландские клирики собрали Поместный Собор (в Тальтиу), на котором действия Колумбы были подвергнуты осуждению. Во время Собора в Тальтиу святой Колумба едва не был отлучен от Церкви из-за разногласий с королем Диармадом. Святого оправдали благодаря вмешательству святого Брендана Биррского (память 29 ноября в Западной Церкви), который засвидетельствовал, что святому Колумбе споспешествовала милость Божия. Однако по пророческому совету святого Брендана он все же решил покинуть родину и отправиться в путь с проповедью о Христе, как и многие другие ирландские святые того времени. Святой Филлан (St. Fillan) , святой Киеран (St. Kieran), святой Брендан (St. Brendan) , святой Кессог (St. Kessog) переплыли Ирландское море, чтобы установить поклонные кресты и поставить храмы среди холмов и горных долин северной Британии задолго до того, как Колумба распрощался с родной землей.

Отдельно рассмотрим версию о «битве из-за книги». Согласно этой версии, святой Колумба побудил своих знатных родичей вступиться за него после “неправого приговора” верховного короля: тот повелел отнять у святого тайно переписанную им копию Вульгаты, принадлежавшую святому Финниану, и расценил сам факт тайного переписывания рукописи как кражу. В результате между сторонниками святого Колумбы и сторонниками короля вспыхнула битва при Кул Древне, в ходе которой погибло много людей. Потрясенный этим кровавым побоищем, Колумба решил покинуть пределы Ирландии и искупить свой грех, обратив в лоно Церкви столько человек, сколько погибло по его вине. Исследователи считают, что история с битвой из-за тайно переписанной книгой — не более, чем красивая легенда. Неправый приговор короля “Каждой корове должен принадлежать ее теленок” вошел в список “исторических фраз” Ирландии, историки считают, что легенда о “битве из-за книги” скорее всего не имеет под собой никаких оснований и вряд ли могла возникнуть раньше XII в. Королем, который имелся в виду, был Диармайд мак Кербалл из так называемых “южных” Уи Нейллов, которые постоянно враждовали с “северной” ветвью за призрачную “верховную” власть, сводившуюся по сути лишь к контролю за северными и, отчасти, северо-западными районами страны. Битва при Кул Древне, в которой Диармайд был разбит объединенными войсками северных Уи Нейллов и Коннахта, действительно имела место, но произошла она в 561 г. и была одним из многочисленных междоусобных столкновений. Однако битва при Кул Древне упоминается в первом Житии святого, написанном около 685 г. девятым аббатом Ионы святым Адамнаном (Vita Columbae), который пишет, что Колумба отправился на Иону “через два года после того сражения”.
Интересно, что отъезд за море всегда осмыслялся в ирландской, еще дохристианской культуре как посещение иного мира или как смерть. И очень часто это именно так и было. Интересно, что в раннесредневековой Ирландии существовало особое наказание, которое официально смертной казнью не считалось, но по сути, конечно, ею и было: осужденного завозили на маленькой лодочке далеко в море и оставляли там одного без весел и паруса и почти без запасов съестного. Параллельно с этим в повествовательной традиции бытовали чудесные рассказы о плаваниях в далекие земли, о прекрасных островах, лежащих за морем. Этот жанр был единственным, который переняла и христианская традиция (ср. плавание святого Брендана).
В свое знаменитое добровольное изгнание на остров Иону у западного побережья Шотландии святой Колумба отправился в возрасте сорока двух лет, то есть — в 563 г.
Стоит заметить, что с язычниками у шотландцев дела были совсем плохи. За три года до изгнания святого Колумбы на остров Иону, в 560 году, языческий король Бруд Brude повернул со своими войсками на юг, чтобы атаковать шотландские поселения в Далриаде (Dalriada). Он уничтожил их короля Габрана (Gabran) и погнал шотландцев назад к морю, заключив их на полуостровах Аргилла. Скверное положение шотландцев становилось почти безнадежным. Это было слишком очевидно для Колумбы. Опираясь на авторитет своего священства и свое высокое происхождение, он шел в надежде покорить язычников с помощью проповеди Евангелия. В конечном счете, его успех вел к объединению пяти королевств, на которые Британия в то время была разделена, в Королевство Шотландии, которое в средние века имело весьма значительное влияние на дела западной Европы.
Стоит заметить, что Иона с древних времен была культовым друидическим островом.

Аббатство на острове Айона на месте старого аббатства, основанного святым Колумбой. Фото Дж.Ричардсона
Монастырь на острове Иона
Установив парус на хрупком кожаном суденышке, Колумба с 12 собратьями пересек море. Затем команда монахов последовала на север и 12 мая 563, накануне Троицы, они причалили к бухте Рыбачьей Лодки на остров, который стал известен как остров Церкви Колумбы или Айона. Зная любовь кельтов к лингвистическим загадкам, неудивительно, что «Айона» на одном из кельтских наречий означает «голубь». Таким образом, остров был назван по имени своего первого аббата и первооткрывателя. (По различным данным, остров был подарен ему королём Дал Риады Коналлом или же пиктским королём Бруде. Древнеирландское название острова — Í, впоследствии он стал известен, как Í Choluim Chille или Ikolmkill (остров Колумбы).)
В 563 году святой Колумба вместе с 12 монахами (среди них был и Эоход Галлоуэйский), его соотечественниками, достиг острова Иона, расположенного у западного берега Шотландии. Открытый суровым ветрам и бушующим волнам, маленький остров представлял собой ровное плато, каменистое и покрытое песком, с невозделанной почвой. Он находился между землями пиктов и скоттов, и именно ему было предначертано стать одним из наиболее прославленных мест ирландского христианства благодаря деятельности святого Колумбы.
Поскольку остров был бесплодной пустыней, и монахи должны были перевозить с соседнего острова Мулл материалы для своего жилья. Жилище возводилось из прутьев и тины и выглядело наподобие улья. Колумба наградил крестьянина, на земле которого они собирали прутья, дефицитные даже на Мулле, несколькими сосудами ячменя, урожай которого был у монахов удивительно богат и вызрел в удивительно короткий срок. Дубовые бревна для строительства первой церкви пришлось везти с большой земли. Монахи построили трапезную, амбар, конюшню и мельницу.
Через Колумба и его последователей в Шотландию пришла письменность. Как и в большинстве монастырей того времени, важным занятием монахов Айоны было переписывание Священного Писания. Эти тексты были очень нужны тем, кто проповедовал среди кельтов в новых колониях. Святой Колумба сам сделал 300 копий Писания, включая сборник, в котором содержались песнопения для каждого дня недели. Среди личных творений Колумба книга Altus Prosatus – поэтическая история творения, падения человека и искупления.
Аббатство на острове Айона
Наставник монахов

Устав, составленный Колумбом и определявший распорядок жизни на острове, не был точно таким, как в других монастырях востока или запада. Литургия по воскресеньям и праздничным дням и дням поминовения святых по указанию аббата. Святой Колумб постановил, что Святой Брендан (St. Brendan) и святой Коламбанус (St. Columbanus) всегда прославляются на литургии в день их упокоения. Устав указывал монахам, что они должны «демонстрировать усердие в пении во время заупокойной службы как если бы умерший человек был их закадычным другом».

Есть записи о том, что монахи должны были часто совершать крестное знамени: перед дойкой коров над ведром для молока, над инструментами перед их использованием, над лампадами…

Истинный сторонник кельтской традиции, Колумб был строгим аскетом. Его кровать и подушка были из камня. Часто он проводил ночь в молитве в уединенном уголке острова.

Монахи строго постились, сохраняя древнюю традицию воздерживаться от пищи до трех часов дня в постные дни. Послабления в посте были возможны с благословения аббата, если приезжал паломник, поскольку гостеприимство рассматривалось как миссионерский инструмент. Гостей на Айоне всегда принимали тепло. До сего дня на Айоне сохранился каменное корыто, в котором древние паломники мыли ноги.

Св. Колумба среди пиктов

Монастырь и его миссия
Одной из неотложных забот Колумба было обеспечение расположения короля Бруда. Взяв с собой двух переводчиков, он выехал на северо-восток в королевский замок Инвернс. Король Бруд, находящийся под влиянием своего родственника и советника друида Брохана, принял Колумбу вежливо, но холодно. Но после личного общения, король был поражен мужественностью Колумба. Колумб был высокого роста с голосом достаточно громким, чтобы быть услышанным на расстоянии полумили. Однажды святой, прибыв с монахами к крепости, обнаружил ее ворота запертыми. Святой Колумб совершил крестное знамение и ворота распахнулись сами собой. Однажды друид, видя соперника в Колумбе, наколдовал ветер, чтобы помешать морскому путешествию Колумба. Но святой, призывая на помощь Христа, поймал противоположный ветер, который поднялся неожиданно, помогая лодке следовать по курсу.

Хотя Колумб не обратил в христианство короля Бруда, он получил его разрешение продолжать миссионерскую работу среди язычников. В последующие годы святой основал более ста церквей на Альбе, как тогда называлась Шотландия. Колумб был наиболее успешен на западных островах, где и сегодня сохранились развалины церквей в его имя. Продвигаться во владения язычников на северо-восток от Айоны было сложнее. Но позднее последователям Колумба все же удалось пожать плоды его проповеди и там.

Колумб снискал славу у своих шотландских соотечественников за умение подавлять враждебность язычников. Когда король Далриада умер, Колумб использовал свой авторитет, чтобы привести к власти Айдана Aidan (не святой Айдан), которого он справедливо считал более способным к управлению, чем прямой наследник престола. Пригласив Айдана на Айону он посвятил его в короли. Так произошла первая христианская коронация в Британской истории.

В биографии святого Колуба говорится о жизни древних монахов – тяготах, трудах по обработке земель, их гостеприимстве и миссионерских походах. Но больше всего говорится о святости Колумба. Он обладал даром целительства, пророчества. Он превращал воду в вино. Вода, освященная им, имела целебную силу. Несколько раз поток несотворенного света был виден над ним, когда он совершал Евхаристию. Но самым большим чудом было его милосердие к каждому.

Святой Колумба, неутомимый и в подвижнических, и в миссионерских трудах, основал множество монастырей как в Шотландии, так и в Ирландии. Настоятелями он поставил своих учеников, но дары прозорливости и пророчества позволяли ему самому управлять всеми этими обителями.

Когда святой не был в пути, он пребывал в монастыре, куда множество посетителей, простых и знатных, приходили, чтобы почтить его добродетели и получить совет. Святой Колумба, стоя на коленях, омывал им ноги и с любовью целовал. Он сочувствовал страданиям всех, кто к нему приходил, так сильно, будто являлся каждому отцом. Святой исцелял больных, боролся с эпидемиями, раздавая благословленный хлеб, изгонял бесов, вымаливал для моряков благоприятный ветер, приходил на помощь земледельцам, примирял распавшиеся семьи. Он призывал грешников к покаянию и оплакивал тех, кто сам не сожалел о своих грехах, потому что из всех добродетелей слезы были его самой красноречивой проповедью.

Жизнеописатель святого Колумбы Адамнан заключает свой труд следующими словами: «Пусть всякий внимательный читатель увидит, насколько достойным перед очами Божиими был наш святой настоятель, сколь часто посещали его сияющие ангелы, сколь велика была в нем благодать пророчества и сила чудес, сколь ясен был божественный свет, сиявший над его главою, пока он еще был жив во плоти».

Прекрасно овладев искусством духовного рассуждения, он был непримирим к нераскаявшимся грешникам, но снисходителен к тем, кто покаялся. Однажды святой приказал, чтобы грабителя, занимавшегося браконьерством в монастырских владениях, снабдили всем необходимым для жизни и отпустили.

Святой Колумба проповедовал не только среди пиктов, он не оставлял без внимания и своих соотечественников скоттов, поселившихся на западе Шотландии. Он короновал их правителя Аэдана на острове Иона, положив начало Шотландскому королевству, и выступил посредником между скоттами и верховным королем Ирландии, чтобы добиться их независимости. Пребывая в келье, он споспешествовал им в битвах, которые подробно описывал своим монахам. Говорили, что князья того времени ничего не делали без совета человека Божия.

34 года святой Колумба нес апостольские труды в Шотландии. Ему было семьдесят семь, когда он отошел в мир иной. Однажды в июне, во время богослужения он увидел ангела, который сказал ему о надвигающейся кончине (597). В следующую субботу он вместе со своим келейником Диармидом шел в амбар благословить просеянное зерно. Тогда он сказал Диармиду, что эта суббота будет субботой его вечного покоя. В ночь, когда приходит день Господа, он будет с Господом. Действительно, утомленный отец-аббат остановился на пути отдохнуть. Колумба пошел освящать монастырские кладовые, а на обратном пути старый белый конь, плача, положил голову ему на грудь. Святой завещал ученикам хранить между собой искреннюю любовь и мир и начал переписывать Псалтирь. Дойдя до стиха «Взыскающие Господа не лишатся всякого блага» (Пс. 33: 11), он прервался и указал на того, кто должен будет закончить этот труд. Около полуночи преподобный поспешно направился в церковь и там упал перед престолом. Пока ученики его поднимали, он сделал едва заметный благословляющий жест и отошел ко Господу.

Почитание святого Колумбы быстро распространилось. Он считается покровителем Ирландии наравне со святыми Патрикием и Бригитой (С течением времени святой Айдан из обители Иона (память 31 августа) основал монастырь Линдисфарн. Оттуда под покровительством святого короля Освальда (память 5 августа), который некогда находился в ссылке на Ионе, он начал просвещение Нортумбрии. В 664 г. Собор в Уитби утвердил победу римского обряда над ирландским в государстве англосаксов. Тогда остров Иона стал центром сопротивления сторонников древнего ирландского предания вплоть до 716 г. Несмотря на нападения викингов в IX в., монастырь Иона продолжал существовать до Реформации (XVI в.), а до XI в. служил усыпальницей шотландских королей).

Учеником святого Колумба был святой Кормак Уа Лиатан, которого Колумба поставил настоятелем в Дарроу.

Википедия

Т.Михайлова. Святой Колумба Ирландский
День святого Колумба Ирландского
Адомнан. Житие святого Колумбы (латинский текст)
Житие святого Колумбы в издании У. Ривза (1874 год) — латинский текст, английский перевод, примечания, дополнительные материалы
Святой Колумба: путь на Восток
Голубь Христов, святой Колумба, поговори со мной немного

Голубь — Columba

Не следует путать с Колумбанус , ирландским миссионером монахом , который основал монастыри во Франции и Италии. Для использования в других целях, см Колумб (значения) и Сент — Колумб (значения) .

Saint Columba

Saint Columba, апостол к пиктам

Апостол пиктов

Родившийся

7 декабря 521
Gartan , Donegal , Ирландия

умер

9 июня 597 ( в возрасте 75 лет)
Ионы , Шотландия

почитается

Римско — Католическая Церковь
Православная Церковь
англиканская
пресвитерианской церкви

Основная святыня

Ионы , Шотландия

праздник

9 июня

Атрибуты

одежды монаха, кельтской постриг и посох.

протекция

Дерри , наводнение , переплетчики , поэты , Ирландия и Шотландия.

Columba ( ирландский : Колм Cille , «церковь голубь», шотландцы : Columbkille ; 7 декабря 521 — 9 июня 597) был ирландский аббат и миссионер Евангелист приписывают распространение христианства в том , что сегодня в Шотландии в начале Hiberno-шотландской миссии . Он основал важные аббатства на Ионе , который стал доминирующим религиозным и политическим институтом в регионе в течение многих столетий. Он является покровителем Дерри . Он был высоко оценен как в Гаелс из Дал Риада и пиктов , и помнят сегодня как католический святой и один из двенадцати апостолов Ирландии . В Ирландии, он широко известен как Colmcille.

Columba учился у некоторых из самых выдающихся деятелей церкви Ирландии и основал несколько монастырей в стране. Около 563 он и его двенадцать товарищей перешли к Dunaverty возле Саутенд, Аргайл , в Kintyre прежде чем поселиться в Айона в Шотландии, то часть Ольстера царства Дал Риада, где они основали новое аббатство в качестве основы для распространения кельтского христианства среди северной пиктские королевства , которые были язычниками. Он оставался активным в ирландской политике, хотя он провел большую часть оставшейся жизни в Шотландии. Три сохранившихся раннесредневековых латинских гимнов могут быть отнесены к нему.

СВЯТОЙ КОЛУМБАН — ПРОСВЕТИТЕЛЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

ИСТОРИЯ

Иерей, Андрей Быков

Святой Колумбан — просветитель Западной Европы

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Ирландское монашество и миссионерство

Ирландское монашество многообразно и оригинально. Ближайшие соседи ирландцев — британцы были знакомы с традицией восточного монашества — в частности, блаженный Феодорит Кирский упоминает о посещении последними святого Симеона Столпника1. Протоиерей Александр Шабанов отмечает сходство между сирийскими и ирландскими храмами V-VI вв.2. О близости обеих монашеских традиций — кельтской и сирийской пишет А.Л. Дворкин, добавляя интересные детали: «Во многом кельтская аскетическая традиция являет родство с сирийским монашеством, правда, с поправкой на местные климатические условия. Для смирения плоти практиковались многочасовые воздевания рук, тысячи поклонов, длительные погружения в холодную воду»3.

Особенность кельтского мировосприятия не ограничивалась рассмотрением их родной суровой природы как средства для усмирения плоти. Любовь к природе — составная часть любви к родине. Именно любовь к родине (и в том числе к природе, к морю, к растениям и животным) настолько велика у ирландцев, что они не мыслят себя в отрыве от них. Протоиерей Александр Шабанов пишет: «Средневековый христианин не относился к природе как к чему-то существующему помимо его самого. Природа обладала во многом теми же свойствами, что и он сам»4.

В «Житии св. Колумбана», написанном монахом Ионой, имеется классификация трех видов странничества: первый — чисто телесный, не связанный с духовным совершенствованием и посему не имеющий награды у Всевышнего; второй — расставание с родной землей духовное, «сердечное», в то время как сам паломник не имеет возможности

— 1. Блаженный Феодорит Кирский. История боголюбцев. М.: Паломник, 1996. С.268.

— 2. Протоиерей Александр Шабанов. Святой Брендан Мореплаватель. СПб., 2001. С. 42.

— 3. Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. М., 2007. С.1- 2.

— 4. Протоиерей Александр Шабанов. Указ.соч. С. 23.

покинуть Ирландию. Третий — полное расставание с родиной, телом и духом, как апостолы, ради Творца и Его дела. Характерно, что именно странничество является одной из характерных черт сирийского монашества, как указывает иеромонах Анатолий (Грисюк)5.

Своеобразно понимали кельтские монахи время и ход истории. Протоиерей Александр Шабанов пишет: «Для ранних преподобных святых Кельтской Церкви настоящее содержало в себе и прошедшее, и зачатки событий грядущих, еще ожидающих своего рождения. Не проводя четких разделений между временами, кельты понимали историю иначе, чем мы. Вот почему они воспринимали своими современниками тех, кто никогда не мог таковыми быть. В некоторых агиографиях святая Бригитта и святая Ита изображались повивальными бабками Девы Марии, Матери Иисуса Христа. Они не просто присутствуют при Рождестве Спасителя, но пеленают Его и ухаживают за Богородицей. В других повествованиях святой Патрик становится другом и наставником святой Бригитты, чего быть не могло6.

Кельтское миссионерство, по словам протоиерея Александра Шабанова, осмысленное странничество, начинающееся в Ирландии и завершающееся в Небесном Иерусалиме7. Миссия ирландских миссионеров-проповедников, «перегринов», «ликующих христиан», как они сами называли себя, была в ту пору жизненно необходима Европе, начавшей возвращаться к язычеству. Британия после крушения Рима возвращалась к язычеству. В Галлии Меровингов, как сообщает монах Иона, совсем немного людей понимали сущность христианства, и справедливость этого мнения подтверждают письма святого Григория Турского. Ирландцы были замечательными проповедниками. Преодолев клановую зависимость, оставив имущество, семейные и гражданские обязательства, они шли куда угодно. Им были не нужны каменные стены монастырей, замков и покровительство богатых людей, в одежде и пище оставались весьма неприхотливы.

Основой ревности к миссионерству служит любовь к путешествиям. Вместе с этой хорошей чертой у британских миссионеров были и дурные черты: мелкий эгоизм и отсутствие общности интересов: в своих соотечественниках они видели соперников, поднимали на них оружие и даже употребляли друг против друга церковное проклятие. Тем не менее, в целом миссия шла успешно; по данным Ж. Ле Гоффа, за двести лет сто пятнадцать ирландских монахов и святителей отправились в Германию, сорок пять — во Францию, сорок четыре — в Британию, тридцать шесть

— на территорию современной Бельгии, двадцать пять — в Шотландию, тринадцать — в Италию8. Среди первых ирландских миссионеров был

— 5. Иеромонах Анатолий (Грисюк). Исторический очерк сирийского монашества до половины VI в. Киев, 1991. С. 11.

— 6. Воляк П. Святой Патрик и феномен Ирландской Церкви. М., 1997. С. 4.

— 7. Протоиерей Александр Шабанов. Указ. соч. С. 41.

— 8. Там же. С. 46

также преподобный Колумбан и двенадцать его собратий (ирландские монахи часто отправлялись в миссионерские путешествия именно в таком количестве), уподобляясь Господу и Его двенадцати апостолам.

Чудесное рождение

По утверждению монаха Ионы, святой Колумбан родился в Ирландии, в провинции Ленстер, примерно в 550 г. Перед рождением ребёнка мать увидела во сне огромное солнце, которое высоко поднялось над ней и излучало необычайное тепло. Будущие родители, Гэлэхаад и Морна, дали обет Богу, что если родится мальчик, то они посвятят сына Господу. Его можно было назвать посланником Божьим, одним из тех немногих людей, которых Бог выбирает, чтобы распространить Своё царство в сердцах людей. Во время совершения Таинства Крещения священник сказал пророческие слова счастливым родителям, что их сын будет иметь всю доброту своей матери Морны и твердость своего отца Гэлэхаада, а духом будет подобен св. Патрику, который будет вдохновлять его делать величайшие дела для Бога.

От детства до отрочества

Период от детства до отрочества для Колумбана прошел очень быстро, так что с каждым годом он рос не только телесно, но и духовно. Он был очень любознательным мальчиком, тратил своё свободное время на рассматривание и изучение природы, разнообразие цветов, птиц, животных, созданных Творцом.

Каждое утро Колумбан посещал храм и помогал священнику во время богослужения. В десятилетнем возрасте он уже читал в храме. «Юный отрок первый раз сподобился Святого Причастия в двенадцать лет. Однажды, во время посещения епископом местной церкви, Колумбан с сотнями других мальчиков и девочек его возраста был испытан в чтении и пении. Он показал лучшие результаты, относительно других»9.

С годами отрок становился более вдумчивым и благочестивым, хотя ему не чужды были и детские забавы его сверстников. Со своим старшим братом Картоном он любил состязаться в беге и других ребячьих забавах. Ему нравилось путешествовать, узнавать новые места и встречать новых людей. Каждый холм и долина в пределах миль Навана были известны ему. Охота была одним из его любимых занятий. Бесстрашие и отзывчивость были основными его качествами. Он помогал каждому, кто в этом нуждался.

Школа Шинелла Мудрого в Куайнераде

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По истечении шестнадцати лет было решено отдать Колумбана в Куайнерадскую школу, на воспитание отцу Шинеллу, двоюродному брату матери юноши. Эта школа находилась на берегу озера Лох-Эрн, известность которой распространялась по всему Ленстеру.

Став воспитанником этого учебного заведения, Колумбан должен был соблюдать правила и распорядок дня Куайнерада. «Комнаты воспитанников были вполне монашеские. Одежда для всех была одинакова: просторная серая туника и сандалии. Всех учеников в школе будил звук колокола. После этого совершалась ранняя Литургия в часовне, затем завтрак в домике, потом небольшая прогулка перед занятиями. Уроки продолжались с восьми до двенадцати часов. В два часа занятия возобновлялись и продолжались до пяти часов. Остаток дня был полностью свободен, хотя каждый юноша выбирал себе полезные занятия. Одни ловили рыбу, другие работали в саду»10.

Нужно заметить одну важную особенность Колумбана, это то, что он питал сильный интерес к истории народов, в особенности к тем, которые жили на востоке от Ирландии, ведь там ранее жили предки древней семьи Коннолов. Он готов был преодолеть огромные расстояния и перенести невыносимые страдания ради того, чтобы возвестить Христову истину людям, жившим по языческим обычаям. Во время споров среди сверстников о миссионерстве он твердо заявлял, что в каждой христианской семье обязательно должен присутствовать человек, который отважится идти и проповедовать Евангельскую истину словом и личным примером11.

Божественный призыв

По окончании школы в Куайнераде Колумбан вернулся домой в родной Ленстер. Будучи дома, юноша брал уроки у местного приходского священника отца Руэдхена. Он изучал греческий язык, латинскую классику и Священное Писание.

Через некоторое время в жизни Колумбана происходят перемены. Отец его Гэлэхаад умирает. Как замечает монах Иона, исследователь жизни святого, юность Колумбана после смерти его отца стала протекать весьма драматично. Колумбан возмужал, стал красив, статен, поэтому на него стали обращать внимание многие местные девушки. Монах Иона называет их «похотливыми девами». Некоторым из них Колумбан отвечал взаимностью. Мать поддерживала новое увлечение сына, потому что не хотела, чтобы ее сын стал монахом. Юноша часто устраивал у себя дома пиршества, приглашая огромное количество друзей, он наслаждался жизнью, забывая о религиозном чувстве. Он стал редко посещать занятия священника и богослужения.

— 10. Walter T.L. Columbanus, the Celt // A tale of the sixth century. Philadelphia, 1913. P. 45.

— 11. Walter T.L. Columbanus, the Celt // A tale of the sixth century. Philadelphia, 1913. P. 65.

Колумбану исполнился двадцать один год12. Как повествуют исследователь XIX в. Т.Л. Уолтер и современник Колумбана монах Иона, событие, происшедшее с юношей в лесу, стало переломным в жизни будущего миссионера. Однажды, прогуливаясь по лесу, он услышал голос, повелевавший ему: «Уйди из своего дома, и Я сделаю тебя великим среди людей». Колумбан понял, чей это был призыв, но так и не последовал ему. В другой раз, как повествует Уолтер, Колумбан увидел сон, в котором он очутился в какой-то стране, где толпы людей, с протянутыми руками, приветствовали его и приглашали в свои дома.

Наконец, последним событием, которое определило дальнейший выбор жизненного пути, была встреча Колумбана с одной подвижницей, жившей в горной пещере. Он сообщил ей, что находится в смятении относительно того, какой жизненный путь ему выбрать. «Оставь путь, который ведет к вратам ада», сказала она ему13. Колумбан покинул подвижницу в твёрдой решимости покинуть родной дом и стать монахом. Далее монах Иона сообщает, что юноша, придя домой, сообщил матери, сестре и брату о своём решении отправиться в Бангор, к отцу Комгаллу, чтобы подготовиться к миссионерской проповеди. Родные не могли смириться с решением Колумбана, в особенности мать. Она, видя твёрдую решимость сына, легла в дверном проёме, чтобы преградить ему путь, но последний прыгнул по её обессиленному телу и оказался снаружи.

Можно ли осудить молодого человека за этот поступок? На этот вопрос, по словам исследовательницы К. Тристрам, прекрасно отвечает блж. Иероним, говоря: «Если ты хочешь последовать за Христом, то даже если маленький племянник прыгнет тебе на шею, пытаясь остановить тебя, не обращай внимания на него, если твоя мать, посыпающая пеплом свою голову, преграждает тебе путь или твой отец обессиленный, хватается за край твоей одежды, не обращай внимания. В таких случаях жестокость становится оправданной»14.

Бангорский монастырь

Находясь в Бангоре, Колумбан хорошо изучил латынь. Впоследствии он вместе с учащимся этой школы Гилдасом составил учебное пособие по латинскому языку. Как замечает исследовательница Тристрам Колумбан — первый ирландец, который начал писать поэтические гимны на латыни. Одно из таких произведений дошло до наших дней, а именно гимн

— 12. Tristram K. Columbanus. The earliest voice of Cristian Ireland. Dublin: published by the Columba press, 2010. P. 17.

— 14. Tristram K. Columbanus. The earliest voice of Cristian Ireland. Dublin: published by the Columba press, 2010. P. 18.

— молитва, который является дополнением к одному из писем святого. Он называется по первым вводным словам «Precamur Patrem» («Мы молимся Отцу») и находится в небольшом сборнике, известном как «Книга антифонов Бангора». Ещё одной важной особенностью Бангорской школы было то, что среди учащихся практиковался общежительный монашеский устав. По истечении времени устав Бангорского монастыря ляжет в основу уставов обителей святого Колумбана. Он написал два монашеских правила, которые отражали традицию ирландского монашества, существенно отличавшуюся от традиций латинских монастырей15.

Окончив Бангорскую школу в 578 году, согласно датировке исследователя Т. Л. Уолтера, он был пострижен игуменом Комгаллом в монашество.

Избрание двенадцати для великой миссии

В 574 г. Колумбан был рукоположен в пресвитера. Все мысли и действия молодого иеромонаха были направлены на то, чтобы подготовиться к «Божественному паломничеству» (так называли в Бангоре иностранную миссию). Важно указать на то, что в миссии, согласно правилам Бангорского монастыря, помимо предводителя, еще должно быть двенадцать человек. Число двенадцать традиционно сохранялось в память о двенадцати учениках Христовых. Колумбан очень быстро завоевал уважение и любовь его двенадцати сподвижников. Они были в восторге от него, так как он зажигал их сердца пылающим огнем веры и любви по отношению к людям. Желание как можно быстрее отправиться к язычникам, чтобы нести им Евангельскую истину, переполняло их сердца.

В Уэльсе и Британии

21 марта 587 г. миссионеры покинули Бангорский монастырь. Маршрут христианских миссионеров пролегал в южном направлении вдоль старой римской крепости. Достигнув Уэльса, путники остановились в монастыре св. Дэвида, где, получив исчерпывающую информацию о местном населении и их языческих верованиях, горячо противостояли в спорах со жрецами-друидами. Далее, согласно повествованию монаха Ионы, проповедники отправились сухопутным путем, преодолевая Девон, Сомерсет, на юго-восток Великобритании. Затем прибыли в деревушку Оксфорд, остановившись в мужском монастыре. Эта информация проливает свет на историю Оксфордского монастыря, который, согласно общепринятому мнению, впервые упоминался в «Англосаксонских хрониках» только в 913 г., как монастырь, а, исходя из писаний монаха Ионы, Оксфордский монастырь существовал уже в VII в.16 Здесь ирландские монахи открыли миссионерскую школу. Последняя

— 15. Tristram K. Columbanus. The earliest voice of Cristian Ireland. Dublin: published by the Columba press, 2010. P. 32.

— 16. См. . http://ru.wikipedia.org/wiki/Оксфорд

имела такой грандиозный успех среди местного населения, что о ней услышали далеко за пределами Оксфорда. Сюда стали стекаться южные, западные, восточные саксы для обучения вере. Многие из учеников впоследствии стали монахами Оксфорда.

Божественное паломничество в Галльскую землю

От берегов, что с малых годов Сердцу навеки милы,

В синие дали друзья отплывали На кораблях белокрылых,

Как рыцари смелые в бой уходили,

Крест, подняв над собою.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Любимые книги мечом служили,

Горящее сердце — бронею.

Колумбан прибыл в Галлию в 591 г. при короле Гонтране (брате Сигиберта I), который к тому времени объединил королевства Австразии и Бургундии. Исследователь Т.Л. Уолтер дополняет эти сведения и говорит, что Колумбан с группой монахов прибыли в Люцетию (ныне Париж). Важно заметить, что миссионеры, находясь в городе, где были представители разных культур: готов, вестготов, гуннов, вандалов, гало-римлян, франков и кельтов выбирали объектом для миссии гало-римлян, франков и кельтов. Другие же народы отличались жестокостью и легко расправлялись с теми, кто навязывал им какое-либо учение. «Божественные» паломники переходили от города к городу, от деревни к деревне, чтобы донести Слово Божие до каждого жителя. Исследователь Дж.А. Вайли дополняет: «Они ревностно и проницательно входили в доверие жителей, и часто случалось, что они подолгу оставались у людей, сея семена спасения, а потом переходили в другие дома, находя тех людей, сердца которых еще находятся во тьме.

Одной важной особенностью духовной жизни отца Колумбана было то, что он любил очень часто уединяться для молитвы. Агиограф монах Иона повествует о выборе места для молитвы: «…случай произошел, когда старец по дороге из кельи обнаружил огромную скалу с крутыми краями, трудную для прохождения. Она оказалась полая. В глубине пещеры находилась берлога медведицы и сама медведица. Он приказал зверю уйти и не возвращаться в это место. Зверь повиновался»17

Монастырь Люксейл

Спустя несколько лет увеличивающееся число учеников Колумбана вынудило его искать место жительства, и с помощью одного из преданных служителей короля Гонтрана — Агноальда, он получил участок другого замка, названного Люксориум. Монах Иона об этом подробно повествует: «Колумбан нашел место, ранее сильно укрепленное, которое было расположено примерно в восьми милях от их первого пристанища, и которое ранее называлось Люксориум. Здесь были купальни, построенные с необычайным умением. Здесь было огромное количество каменных идолов, которым поклонялись в языческие времена, проводя ужасные обряды. И именно здесь св. Колумбан начал возводить монастырь. Большое количество людей стекались сюда со всех направлений для служения Богу, так что места едва хватало. Дети из аристократических семей приходили сюда искать спасения, отвергая богатства мира»18. Число учеников Колумбана вскоре достигло 600 насельников. Благородные франки и бургундцы приносили своих сыновей, чтобы посвятить их Богу. Также множество бедняков приходили, чтобы стать монахами. Богатые и бедные одинаково занимались сельскохозяйственными работами, которые давал им сам отец Колумбан. Он одинаково задействовал всех насельников во всех работах, не делая скидок на какую-либо слабость и несмотря на то, какого происхождения был труженик.

Пенитенциалий св. Колумана

В последнее время в зарубежной и отечественной историографии все чаще обращаются к изучению пенитенциалиев как оригинальных свидетельств эпохи средневековья, раскрывающих ее неведомые стороны. Пенитенциалии представляли собой руководства, имеющие некоторые общие черты с юридическим кодексом, для настоятелей монастырей и приходских священников, связанные с наложением церковного покаяния на согрешивших. Они содержат информацию о церковном и светском быте, мировоззрении клира и мирян, церковных распорядках, об осознании идеи греховности и средствах исправления последней, о воспитании человека путем излечения души через моральные и физические наказания и о многом другом.

Дж. С.М. Уолкер знакомит нас с английским переводом пенитенциалия Колумбана — руководства по наложению церковных наказаний19. Текст содержит нормы церковных наказаний как для черного, так и для белого духовенства и мирян. Он представляет определенный этап в развитии раннесредневековой исповеди, покаяния, епитимьи и пастырского руководства верующими.

— 19. Sancti Columbani Opera, edited by G. S. M. Walker, published by the Dublin Institute for Advanced Studies, 1970. P.168-181.

Покаяние и надежда на прощение грехов всегда присутствовали в жизни Церкви. Еще в Ветхом Завете, в религии еврейского народа существовали моральные нормы, нарушение которых влекло за собой те или иные наказания. Существовала развитая система принесения в жертву животных для искупления различного рода грехов. В христианстве жертвенная система евреев была заменена одной Жертвой Иисуса Христа за грехи мира. В Крещении новый христианин с Христом воскрешается для новой жизни и союза с Богом. Все грехи прежней жизни прощены. Но как быть с теми грехами, которые человек совершает после Крещения? На этот вопрос отвечает святой Колумбан в своем пенитенциалии, который по мнению исследователя Уолкера написан в монастыре Люксейл. Зачем, блаженный старец преподает своим духовным чадам такие строгие правила наказания за содеянные грехи не только тяжкие, но и даже за самые маленькие?

В эпоху Колумбана, люди вели аморальный образ жизни и откладывали Крещение до смертного часа, чтобы предстать пред Богом чистым и непорочным. И тем самым сильно ошибались, потому что забывали, что Крещение само по себе не спасает, что это только начало жизни в Церкви, жизни союза с Христом. Чтобы спастись, христианину необходимо достойно пройти тернистый путь духовной жизни. Поэтому св. Колумбан предлагает своим подопечным попытаться вырваться из замкнутого круга греховной жизни с помощью епитимьи и духовных упражнений. Во-первых, он советует выбрать себе духовного наставника, который будет помогать христианину преодолевать различные духовные препятствия. Духовник не только отпускает грехи, но вылечивает душу от страстей. Так и называет Колумбан свой труд «медицина епитимьи». По большей части, эта работа написана для духовных наставников, чтобы знать, как лечить душу христианина. Она состоит из инструкций или пенитенций (покаяний).

Покаяния — это списки грехов с епитимиями. Многие из них очень требовательны и некоторые довольно причудливы. Общая атмосфера пенитенций, как на приеме у доктора, а не как в суде. Кающийся, т. е. больной человек получает от врача рецепт на лекарство. Принцип лечения, который предлагает Колумбан: обратное вылечивается обратным, т. е. нужно вести борьбу со страстью аналогичным оружием. «Болтуна следует наказывать молчанием, неуемного — кротостью, прожорливого -постом, сонливого — бодрствованием, гордого — темницей, покидающего

— отвержением; пусть каждый претерпевает точно по своим заслугам, чтобы продолжало жить благочестие»20.

«Кающийся никогда не должен отчаиваться, — утверждает Колумбан. Не существует грехов, которые невозможно искупить покаянием». Такой

— 20. Sancti Columbani Opera, edited by G. S. M. Walker, published by the Dublin Institute for Advanced Studies, 1970. P.173.

оптимистичный настрой приносил облегчение христианину и показывал Бога как прощающего и милостивого, а не гневающегося и наказывающего.

Текст пенитенций Колумбана был, вероятно, работой многих лет и богатого опыта старца. Вероятно, что он использовал материалы, которые собрал еще в Бангоре, поскольку старец, назначая епитимью, цитирует постановления некоторых британских соборов. По отношению к клерикалам (представителям церкви, имеющим духовный сан) он был очень требователен, особенно когда речь шла о серьезных грехах. Например, если клерикал (этот термин использован для белого духовенства) совершил убийство, он должен был быть изгнан на десять лет из общины, заплатить штраф и жить на хлебе и воде21. Клерикал, который украл однажды, должен был вернуть то, что он украл и совершать епитимью на хлебе и воде в течение одного года. Если он часто крал, епитимья длилась три года. Мирянин, который украл однажды, должен возвратить хозяину то, что взял и совершать епитимью на хлебе и воде в течение 120 дней. Если он часто крал, то епитимья — один год и 120 дней, при этом необходимо поститься, давать милостыни для бедных. Клерикал совершал епитимью в течение семи лет, если после его рукоположения у него были близкие отношения с его женой. Это отражает постепенно растущее мнение, что священник должен быть целибатом (неженатым). Мирянин, который нарушает супружескую верность с женой соседа, совершает епитимью только в течение трех лет22.

Эти примеры дают представление о мерах наказания за те или иные тяжкие грехи. Ясно, что нравственная планка для священнослужителя была намного выше, чем для мирянина. Колумбан был серьезно обеспокоен тем, чтобы не только священники, но и миряне стремились к высотам христианской жизни. Он относился серьезно, например, к чревоугодию и чрезмерному употреблению спиртными напитками: епитимья была в виде строгого поста в течение недели. Выполнить эти даже самые маленькие епитимьи было весьма непросто. Доказательством того, что Колумбан применял пенитенции в реальной жизни, было освобождение Колумбаном узников, приговоренных к смерти, от оков, и назначение им епитимьи.

Во второй книге монаха Ионы, касающейся жизни учеников Колумбана после его смерти, есть несколько примеров использования епитимьи, особенно среди монахинь. Впоследствии жизнь, согласно епитимьи, начинают воспринимать как добровольное мученичество.

Миссионерские труды св. Колумбана и его спутников в Италии

Последним пристанищем святого Колумбана становится королевство Ломбардия, которое находится за Альпами, в северной Италии. Одна часть лонгобардов исповедовали язычество, а другая часть- арианство. Их

— 21. Biller L. The Irish Penitentials. Dublin, 1963. P. 98.

— 22. Walter T.L. Columbanus, the Celt // A tale of the sixth century. Philadelphia, 1913. P. 235.

главным городом был Милан. Поэтому Колумбан со своими спутниками отправился туда, чтобы встретиться с королем Агилульфом. Король лонгобардов любезно принял миссионеров и позволил им остаться и проповедовать Христа в Ломбардии.

Монастырь Боббио

Колумбан хотел остаться в Милане, намереваясь открыть новый монастырь. Монах Иона сообщает о некоем человеке, Джокандусе, который был в свите короля. Он предложил Колумбану место в Апеннинах под названием Боббио, где находилась ветхая церковь, посвященная апостолу Петру. Земля была весьма плодородна и неподалеку протекали две реки. Таким образом, Колумбан поселился в Боббио, полюбил его и основал там свой последний монастырь.

Монах Иона очень мало сообщает о жизни святого в Боббио. Впоследствии Колумбан восстановил там разрушенную церковь святого Петра.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме этой краткой информации, монах Иона упоминает только о смерти Колумбана, спустя приблизительно год после того, как он приехал в Боббио. Однако есть другой источник, «Miracula Sacti Columbani», о котором нам сообщает К. Тристрам23. Там повествуется о том, что Колумбан выбрал себе место, немного отдаленное от монастыря, чтобы построить там церковь во имя Девы Марии. Снаружи он установил огромный крест. Автор говорит, что святой потратил весь великий пост, чтобы подготовить церковь для богослужений. Монах Иона очень кратко описал события, происходившие со святым Колумбаном в Боббио. Конечно, он лично не присутствовал при всех описанных события, но много слышал от его спутников по миссии, всё еще живых. Все, что дает нам Иона, так это дату смерти святого- 23 ноября 615 г.

В статье представлен краткий анализ жизнеописания великого святого Ирландской церкви, просветителя Западной Европы, святого Колумбана, жившего в VI-VII вв. Неоценимый вклад внёс этот святой своей миссионерской деятельностью в распространении христианства в Англии, Франции, Швейцарии и Италии.

Яркая личность святого Колумбана и особые черты монашеского уклада, которые он принес с собой из Ирландии, оказали огромное влияние на жизнь всей остальной Европы- как при жизни Колумбана, так и на протяжении всего Средневековья. Этот человек обладал незаурядным умом, способностями настоящего лидера. Он смог сплотить и вдохновить на монашеский подвиг более 600 человек. Братья монастырей, созданных святым Колумбаном, видели в последнем не только талантливого руководителя, но и мудрого, любящего отца.

Святой Колумбан принес на европейский континент абсолютно иное,

— 23. Tristram K. Columbanus. The earliest voice of Cristian Ireland. Dublin: published by the Columba press, 2010. P. 90.

ирландское христианство, отличное от западно-римского. Он яркий представитель Ирландской церкви, не берущей свое начало от Рима, автономно развивающейся, имеющей свою христианскую культуру и традиции.

Колумбан показал всему христианскому обществу пример идеального монаха, аскетичного, образованного и самое главное — жаждущего нести Слово Божие людям. К тому же он воспитал целую плеяду учеников, которые распространили традиции монастырей Колумбана далеко за пределы Западной Европы.