Святой мина

О чем молятся великомученику Мине

Великомученик Мина, по происхождению египтянин, был воином и служил в г. Котуане во времена царствования римских императоров Диоклетиана и Максимиана (совместно правили в 284–305 гг.). Когда они начали жесточайшее гонение на христиан, Мина не пожелал участвовать в этом, оставил военную службу и удалился в горную местность. Там он подвизался в посте и молитве, служа день и ночь Истинному Богу. Однажды во время языческого праздника Мина пришел в Котуан и при большом стечении народа стал дерзновенно проповедовать веру во Христа, обличая язычников в их заблуждениях. На суде у правителя Пирра святой исповедал Единого Истинного Бога и отказался принести жертву языческим идолам. По приказу правителя Мину подвергли жесточайшим мучениям, а затем обезглавили (по основной версии – в 304 г.).
Святой Мина прославился многими посмертными чудесами, преимущественно исцелениями болящих (особенно страдающих глазными болезнями, хромых и немых), и даже воскрешением умерших. Известны также случаи, когда он защищал верующих от насилия и других грозящих им опасностей, помогал в отыскании пропавших вещей и даже людей. Кроме того, великомученику молятся о помощи и утешении в скорбях, даровании памяти о грехах, об избавлении от бед и мирских тревог.

Молитва великомученику Мине

О страстотерпче святый, мучениче Мино! Взирающе на икону твою и поминающе цельбы, тобою подаваемыя всем, с верою и благоговением к тебе притекающим, припадаем ти, преклоньше колена сердец наших, от всея души нашея молим тя, буди нам ходатай пред Господом и Спасом нашим Иисусом Христом о немощех наших, укрепляй и утешай нас в скорбех наших, даруя нам память о гресех наших, помогай в напастех и треволнениих мира сего и во всех бедах, в сей юдоли плачевней нас постигающих. Аминь.

© Михаил Тихомиров
Цитируется в сокращении по кн.: МОЛИТВЫ СВЯТЫМ БОЖИИМ С КРАТКИМИ СВЕДЕНИЯМИ О ЖИТИЯХ И ПОМОЩИ В РАЗНЫХ НУЖДАХ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2017 (книга готовится к печати).

▪ Православная книга почтой


Служба «Елицы.Записки»: Заказать молебны и молитвы на всякую бытовую и духовную потребу к достопочитаемым Православным Святыням России и мира:
zapiski.elitsy.ru/special/ozdravii?partner=elitsyweb

Великомученик Мина Египетский

День памяти: 11/24 ноября

Святой мученик Мина был родом египтянин; он исповедывал христианскую веру, и служил в войске, находящемся в Котуанской области, под начальством тысяченачальника Фирмилиана. В то время в Риме царствовали вместе два нечестивых царя Диоклитиан и Максимиан. Эти цари издали по всем странам указ, повелевающий предавать мучениям и умерщвлять всех христиан, не поклоняющихся идолам. Согласно этому указу, верующие во Христа повсюду были принуждаемы к идольским жертвоприношениям. Тогда блаженный Мина, не желая видеть такого бедствия и почитания бездушных идолов, оставил свое воинское звание и ушел на горы, в пустынные места, желая лучше жить со зверями, нежели с людьми, не знающими Бога. Святой Мина долгое время скитался в горах и в пустынях, поучаясь в Законе Божием, постом и молитвою очищая свою душу и служа день и ночь Единому Истинному Богу. Так прошло довольно много времени.

Однажды в главном городе Котуанской области был устроен нечестивый праздник, на который собралось множество язычников. Они совершали в честь своих нечестивых богов различные игры, зрелища, конские ристалища и состязание в борьбе, на каковые зрелища с особо устроенных высоких мест смотрели жители всего города. Блаженный Мина, провидя Святым Духом об этом празднике, разжегся ревностью о Боге и оставив горы и пустыни пришел в город. Вошедши на средину того места, где происходили зрелища, мученик встал на возвышении так, чтобы его можно было видеть всем, и громким голосом воскликнул: «Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне» (Рим.10:20).

Когда святой Мина так воскликнул, все присутствующие на зрелище устремили свои взоры на него и замолчали, удивляясь его смелости. Присутствовавший тут же на зрелище князь того города, по имени Пирр, повелел взять святого и спросил его:

— Кто ты?

Святой Мина вслух всего народа громко воскликнул:

— Я раб Иисуса Христа, Владыки неба и земли.

Князь снова спросил святого:

— Ты чужестранец, или здешний житель; откуда у тебя такая смелость, что ты осмелился среди зрелища так закричать?

Когда князь говорил это, а святой еще не успел ответить на его слова, некоторые из находившихся около князя воинов признали Мину и вскричали:

— Это Мина воин, который состоял под начальством Фирмилиана тысячника.

Тогда князь сказал святому Мине:

— Точно ли ты был воином, как они говорят о тебе?

Святой отвечал:

— Да, правда, я был воином и находился в сем городе, но видя нечестие людей, прельщенных бесами, и поклоняющихся идолам, а не Истинному Богу, я оставил свое воинское звание и ушел из города, чтобы не быть участником в беззаконии и погибели сих людей. До нынешнего дня я скитался в пустынях, избегая соприкосновения с нечестивыми людьми, врагами Бога моего; ныне же, услыхав, что вы устроили нечестивый праздник, я проникся ревностью о Боге моем и пришел сюда, чтобы обличить вашу слепоту и проповедать вам Единого Истинного Бога, создавшего Своим словом небо и землю и промышляющего о всей вселенной.

Услышав такие слова, князь повелел отвести святого в темницу и стеречь его до утра, а сам весь тот день участвовал в празднике и зрелищах.

На другой день утром князь сел на судилище и, приказав привести святого Мину из темницы, всякими способами старался склонить его к идолопоклонству: и обещая дары, и угрожая муками. Когда же он не мог склонить святого к нечестию своими словами, стал принуждать его к тому делом, приказав четырем воинам обнажить и растянуть святого и без пощады бить его воловьими жилами, так что из ран мученика текла кровь ручьём. Присутствовавший при этом один человек, по имени Пигасий, сказал святому Мине:

— Пожалей себя, человек, и исполни княжеское повеление, прежде чем тело твое не будет совершенно уничтожено. Советую тебе: поклонись богам только на время, чтобы избавиться от сих мучений, а потом опять служи твоему Богу, который не прогневается на тебя за сие отступление, если ты один раз только принесешь жертву идолам и на короткое время обратишься к ним, ради нужды, чтобы избавиться от сих тяжких мучений.

Но святой с гневом отвечал на это:

— Отойди от меня, делатель беззакония, я уже принес жертву хвалы и снова принесу только Богу моему, Который оказывает мне Свою помощь и так укрепляет меня в терпении, что сии мучения для меня кажутся весьма лёгкими и отрадными, а не тяжкими.

Мучитель, изумлённый таковым терпением мученика, повелел подвергнуть святого Мину еще большим мукам. Святой был повешен на дереве и тело его строгали железными когтями, а мучитель, насмехаясь над святым, говорил ему:

— Чувствуешь ли ты какую-нибудь боль, Мина, или сии мучения для тебя очень приятны, и ты хочешь, чтобы мы еще увеличили их?

Но святой мученик, хотя и сильно страдал, однако с твёрдостью ответил князю:

— Не победишь меня, мучитель, кратковременными сими мучениями, ибо мне помогают, невидимые для тебя, воины Царя Небесного.

Князь повелел слугам еще сильнее мучить святого и говорить ему:

— Не исповедуй здесь другого царя, кроме Римских императоров.

Мученик же отвечал на это:

— Если бы вы знали истинного Царя, вы бы не хулили Проповедуемого мною, ибо Он истинный Царь небу и земли, и кроме Его нет другого. А вы хулите Его, не зная, и сравниваете с Ним своих тленных царей, созданных из праха, которым Он дал царское достоинство и царскую власть, так как Он есть Господь всего сотворенного.

Тогда князь сказал святому:

— Кто это такой, дающий власть царям и владычествующий над всеми?

Мученик отвечал князю:

— Иисус Христос, Сын Божий, вечно живущий, Коему повинуется всё и на небе и на земле; Сей возводит царей на престолы и царствует, дает власть и владычествует.

Мучитель же сказал святому Мине:

— Разве ты не знаешь, что Римские императоры сильно гневаются на всех исповедующих имя Христово и повелевают убивать таковых?

Мученик отвечал:

«Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля» (Пс. 98:1). Если ваши цари гневаются на Христа и на христиан, исповедующих Его имя, то что мне до сего? Я не обращаю внимание на их гнев, ибо я раб моего Христа, и имею только одно желание быть исповедником Его всесвятого имени до самой смерти и да наслаждусь Его сладкой любви, от коей меня никто не может отторгнуть: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим. 8:35).

После сего мучитель повелел сильно растирать раны святого платком, сделанным из волос. И когда сие делали, то святой мученик говорил:

— Ныне я совлекаю кожаную одежду и облекаюсь в ризу спасения.

Кроме сего мучитель повелел опалять святого зажженными свечами, но, и когда жгли все тело святого, он молчал.

Тогда князь спросил его:

— Чувствуешь ли ты, Мина, сей огонь?

Святой отвечал: «Бог наш есть огнь поядающий» (Евр. 12:29). Тот, за Кого я стражду, помогает мне, и посему я не чувствую огня, коим меня опаляете, и не страшусь ваших многоразличных мучений, ибо помню евангельские слова моего Господа: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28).

Тогда князь сказал мученику:

— Откуда у тебя такое красноречие? ты всё время был воином, каким же образом ты умеешь говорить, как человек, прочитавший много книг?

Святой отвечал на это князю:

— Господь наш Иисус Христос сказал нам: «И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать» (Мф. 10:18–19).

Князь спросил святого:

— А ваш Христос знал, что вы будете за Него терпеть такие мучения?

Мученик отвечал:

— Поелику Он Истинный, то имеет и ведение будущего. Ведал и ведает всё, что есть; и всё имеющее быть Ему известно, и Он знает наперед все наши мысли.

Князь, не зная, что отвечать на сие святому, сказал ему:

— Оставь. Мина, свое празднословие и избери себе одно из двух: или будь нашим, и мы перестанем тебя мучить, или будь Христовым, и мы тебя умертвим.

На это святой громким голосом отвечал:

— Я Христов был, и есмь, и буду Христов.

Князь сказал:

— Если ты пожелаешь, я отпущу тебя на два или на три дня, чтобы ты хорошенько поразмыслил, и сказал нам последнее слово.

Но святой отвечал:

— Не два и не три дня, но много лет я исповедую веру Христову, но у меня никогда и в мыслях даже не было отречься от Бога моего, посему и теперь мне не подобает размышлять о сем. Не надейся, князь, слышать от меня что-нибудь другое, но вот мое последнее слово: от Бога моего я не отрекусь, вашим бесам не принесу жертвы и не преклоню колен моих перед бездушными идолами.

Такой твёрдый ответ мученика сильно разгневал князя, и он повелел разбросать по земле крючки, трезубцы и различные железные гвозди, и влачить по ним связанного святого мученика. Но сей, как будто влачимый по мягким цветам, еще сильнее порицал многобожие язычников и смеялся над безумием людей, прельщенных бесами. А князь повелел влачимого святого еще бить оловянными прутьями. И так святого Мину мучили долгое время.

В это время один из бывших при сем воинов, по имени Илиодор, сказал мучителю:

— Князь, разве твоя светлость не знает, что христиане безумны и не боятся мучений, перенося их так, как будто они подобны бездушным камням или деревьям, а смерть считают сладким питьем. Не утруждай более себя, но повели скорее умертвить сего ожесточенного христианина.

И князь тотчас изрек такой приговор над святым: «Злого Мину воина, впадшего в христианское нечестие, и не пожелавшего послушать царского повеления и принести жертву богам, мы повелеваем усекнуть мечем, а тело его пусть будет предано сожжению перед всем народом».

Воины взяли святого мученика Мину и отвели его за город, где и отсекли ему главу, и разжегши большой костер, бросили в него многострадальное тело святого мученика. Некоторые же из верующих, когда погас огонь, пришли на сие место и собрали оставшиеся от сожжения части мощей святого, и обернувши их чистою пеленою, помазали ароматами. Спустя же немного времени они принесли сии святые останки в свой отечественный город Александрию, где и погребли их в честном месте. Впоследствии на сем месте была построена церковь во имя святого мученика и по молитвам ко святому в ней совершалось множество чудес.

По смерти нечестивых и богоненавистных Римских императоров Диоклитиана и Максимиана, на царский престол вступил благочестивый Константин Великий, в царствование коего сильно умножилась вера в Господа нашего Иисуса Христа. В это время некие христолюбивые люди города Александрии, найдя место, где были положены честные останки святого славного Христова мученика Мины, построили на сем месте во имя его церковь.

Случилось, что в Александрию прибыл один благочестивый купец из земли Исаврийской, чтобы закупить товары. Услыхав про множество чудес и исцелений, совершающихся в церкви святого Мины, он сказал сам себе:

— Пойду и я поклонюсь честным мощам святого мученика и дам дары в церковь его, дабы помиловал меня Бог по молитве Своего страдальца.

Подумав так, он пошел в церковь, взяв с собою мешок, наполненный золотом. Придя к поморскому озеру и найдя перевоз, он приплыл на место, называвшееся Лозонета. Вышедши здесь на берег, купец искал, где бы переночевать, ибо уже настал вечер. Посему войдя в один дом, он сказал хозяину:

— Друг, сделай милость, пусти меня в твой дом переночевать, ибо солнце зашло и я боюсь один идти дальше, так как не имею никого, кто бы меня мог сопровождать.

— Войди брат, — отвечал ему хозяин дома, — и переночуй здесь, пока не настанет день.

Гость принял приглашение и, войдя в дом, лёг спать. Хозяин же, увидав у путника мешок с золотом, соблазнился и, по наущению злого духа, замыслил убить своего гостя, чтобы взять себе его золото. Встав в полночь, он задушил купца, разрезал его тело на части, положил их в корзину и спрятал во внутренней комнате. После убийства он пришел в большое волнение и озираясь по сторонам, искал скрытого места, чтобы зарыть убитого.

Когда он размышлял об этом, ему явился святой мученик Мина верхом на коне, как бы какой воин едущий от царя. Въехав в ворота дома убийцы, мученик спросил его об убитом госте. Убийца, отговариваясь незнанием, сказал святому:

— Не знаю, что ты говоришь, господин, у меня не было никого.

Но святой, сойдя с коня, направился во внутреннюю комнату и взяв корзину вынес ее наружу и сказал убийце:

— Что это?

Убийца сильно испугался и без чувств упал к ногам святого. Святой же, составив рассеченные члены, и помолившись воскресил мёртвого и сказал ему:

— Воздай хвалу Богу.

Тот встал, как бы пробудившись от сна, и уразумев, что пострадал от домохозяина, прославил Бога и с благодарностью поклонился явившемуся воину. А святой, взяв от убийцы золото, отдал его воскрешенному человеку, говоря:

— Ступай своим путем с миром.

Обратившись затем к убийце, святой взял его и сильно бил. Убийца раскаялся и просил прощения. Тогда мученик даровал ему прощение в убийстве и, помолившись о нем, сел на коня и стал невидим.

В Александрии жил один человек, по имени Евтропий. Сей Евтропий дал обещание пожертвовать в церковь святого Мины серебряное блюдо. Посему, призвав златаря, он велел ему сделать два блюда, и на одном написать: блюдо святого великомученика Мины, а на другом написать: блюдо Евтропия, Александрийского гражданина. Златарь стал делать, как велел ему Евтропий, и когда были окончены оба блюда, то блюдо для святого Мины вышло гораздо красивее и блестящее, чем другое. Написав на блюдах имена святого Мины и Евтропия, златарь отдал их Евтропию.

Однажды Евтропий, плывя по морю на корабле, употреблял за обедом оба новые блюда, и увидев, что блюдо предназначенное в дар святому Мине, гораздо красивее его блюда, не пожелал его отдать в дар святому, но приказал слуге подавать себе на нем кушанья, а блюдо со своим именем задумал отослать в дар в церковь святого Мины. По окончании трапезы, слуга взял блюдо с именем мученика, и придя на край корабля, стал мыть его в море. Вдруг напал на него ужас и он увидел, что из моря вышел человек, который взял из его рук блюдо и стал невидим. Раб, сильно пораженный страхом, бросился вслед за блюдом в море. Увидев это, господин его также испугался и горько заплакав, стал говорить:

— Горе мне окаянному, что я пожелал взять себе блюдо святого Мины: так я погубил и блюдо и раба своего. Но ты, Господи Боже мой, не прогневайся на меня до конца и яви Твою милость слуге моему. Вот, я даю обещание: если я найду тело своего слуги, то велю сделать такое же блюдо, и принесу его в дар святому Твоему угоднику Мине, или же отдам в церковь святого деньги, каких стоит блюдо.

Когда корабль пристал к берегу, Евтропий сошел с корабля и стал смотреть по краю моря, думая найти выкинутое морем тело своего слуги и предать его погребению. В то время как он пристально смотрел, увидал своего раба выходящим из моря с блюдом в руках. Испуганный и обрадованный, он громким голосом вскричал:

— Слава Богу! воистину велик ты, святой мученик Мина!

Услыхав его крик, все бывшие на корабле, сошли на берег, и видя раба, державшего блюдо, исполнились удивления и прославили Бога. Когда стали спрашивать раба, каким образом он, упав в море, остался жив и как вышел из воды невредимым, то он сказал в ответ:

— Как только я бросился в море, благолепный муж с другими двумя взяли меня и ходили вместе со мною вчера и сегодня и привели сюда.

Евтропий, взяв раба и блюдо, пошел в церковь святого Мины и поклонившись и оставив в дар блюдо, обещанное святому, удалился благодаря Бога и прославляя Его святого угодника Мину.

Одна женщина, по имени София, шла на поклонение в храм святого Мины. На дороге с ней встретился воин и увидев, что она идет одна, решился обесчестить ее. Она сильно сопротивлялась, призывая на помощь святого мученика Мину. И святой не лишил ее своей помощи, но наказал желающего над ней наругаться, а ее сохранил невредимою. Когда воин, привязав к своей правой ноге коня, хотел сделать над женщиной насилие, конь пришел в ярость и не только воспрепятствовал намерению своего господина, но и потащил его по земле, и не остановился и не успокоился до тех пор, пока не притащил его к церкви святого Мины. Часто ржа и свирепея, он привлек много людей на сие зрелище, ибо был праздник и в церкви находилось очень много народа. Воин, увидав такое собрание народа и видя, что конь всё еще находится в ярости и что ему не от кого ждать помощи, испугался, как бы не претерпеть еще чего-нибудь более ужасного от своего коня. Посему он, оставив стыд, исповедал пред всем народом свое нечестивое намерение, и конь тотчас успокоился и сделался кротким, а воин, войдя в церковь и припав к мощам святого, молился, прося прощение за свой грех.

Около церкви святого мученика вместе со многими другими находились хромой и немая, ожидая получить исцеление. В полночь, когда все спали, святой Мина явился хромому и сказал ему:

— Подойди молча к немой женщине и возьми ее за ногу.

Хромой ответил на это мученику:

— Божий угодник, разве я блудник, что ты повелеваешь мне сделать сие?

Но святой три раза повторил ему свои слова и прибавил:

— Если не сделаешь сего, не получишь исцеления.

Хромой, исполняя повеление святого, приполз и схватил за ногу немую. Она, пробудившись, начала кричать, негодуя на хромого. Сей, испугавшись, встал на обе ноги и быстро побежал. Таким образом, оба они почувствовали свое исцеление — немая заговорила, а хромой быстро побежал, как олень; и оба исцеленные воздали благодарение Богу и святому мученику Мине.

Один еврей имел друга христианина. Однажды, уезжая в отдаленную страну, он отдал своему другу на сохранение ящичек с тысячью золотых. Когда он замедлил в той стране, то христианин задумал не отдавать золота еврею по его возвращении, но взять его себе, что и исполнил. Еврей, вернувшись, пришел к христианину и просил возвратить его золото, которое он отдал ему на сохранение. Но тот отказался, говоря:

— Не знаю, что ты спрашиваешь у меня? Ты мне ничего не давал и я ничего не брал от тебя.

Услыхав такой ответ своего друга, еврей опечалился и, считая свое золото пропавшим, стал говорить христианину:

— Брат, никто не знает сего, кроме одного Бога, и если ты отказываешься возвратить мне данное тебе на хранение золото, утверждая, что не брал его у меня, то подтверди это клятвою. Пойдем в церковь святого Мины и там ты поклянись мне, что не брал у меня ящика с тысячью золотых.

Христианин согласился, и они оба вместе пошли в церковь святого, где христианин поклялся еврею пред Богом, что не брал у него золота на сохранение. По совершении клятвы, они вышли вместе из церкви, и лишь только сели на своих коней, как конь христианина стал приходить в бешенство, так что его почти невозможно было сдержать; он, разорвав свою узду, поднялся на задние ноги и сбросил своего господина на землю. Во время падения христианина с коня, с руки его спал перстень, а из кармана выпал ключ. Христианин, поднявшись, взял коня, усмирил его и севши на него, поехал вместе с евреем. Проехав немного времени, христианин сказал еврею:

— Друг, вот удобное место, слезем с коней, чтобы поесть хлеба.

Сойдя с коней, они пустили их пастись, а сами стали есть. Спустя немного времени христианин, взглянув, увидел своего раба стоящего пред ними и держащего в одной руке ящик еврея, а в другой, упавший с его руки, перстень. Увидев сие, христианин пришел в ужас и спросил раба:

— Что это значит?

Раб ответил ему:

— Некий грозный воин на коне приехал к моей госпоже, и дав ей ключ с перстнем, сказал: пошли как можно скорее ящик еврея, дабы с твоим мужем не случилось большой беды. И мне было отдано сие отнести к тебе, как ты и приказал.

Видя это, еврей удивился сему чуду и обрадовавшись вернулся вместе с своим другом к храму святого мученика Мины. Поклонившись в храме до земли, еврей просил святого крещения, уверовав ради сего чуда, свидетелем коего он был, а христианин молился святому Мине дать ему прощение, поелику он нарушил божественную заповедь. Оба они получили по своему прошению — один святое крещение, другой прощение своего греха, и пошли каждый к себе, радуясь и прославляя Бога и величая Его святого угодника Мину.

Тропарь великомученика Мины

глас 4

Яко Безплотным собеседника/ и страстотерпцем единовсельника,/ сошедшеся верою, Мино, восхваляем тя,/ мира мирови испроси// и душам нашим велия милости.

Великомученик Ми́на Котуанский (Фригийский)

Кондак 1

Возбранный чудотворче и в скорбех скорый помощниче, святый великомучениче Мино: хвалебныя песни от сердца приносим ти недостойнии; ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких бед сохрани зовущия Ти:

Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.

Икос 1

Ангел во плоти на земли явился еси, Мино преславне, слово бо Христово душею чистою прием в пустыню, идольскаго нечестия бегая, удалился еси, идеже яко бесплотен Богови послужил еси: мы же чудное житие твое поминающе, с радостию поем Ти:

Радуйся, Церкви Христовы звездо пресветлая;

Радуйся, солнца Правды луче благодатный.

Радуйся, светильниче святый, житием твоим верныя просвещающий;

Радуйся, заповедей Божиих исполнению научающий.

Радуйся, правоверным, благочестия христианскаго образ являющий;

Радуйся, к свету Христову заблудшия наставляющий.

Радуйся, неправомыслящих вразумление;

Радуйся, сребролюбивых сердец исправление.

Радуйся, миром духовным, души наша услаждающий;

Радуйся, в печалех присно нас утешающий.

Радуйся, скорое от бед избавление;

Радуйся, злых помыслов наших отгнание.

Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.

Кондак 2

Видяще господство многобожия языческаго, во граде твоем, Мино всеславне, душею праведною томился еси; посреде же тьмы греховныя, яко светило, житием добродетельным сияюще, пел еси непрестанно Господеви: Аллилуиа.

Икос 2

Разум просвещен, заповедей Божиих исполнением имея, страстотерпче Христов, непорочно житие твое, посреде людей беззаконных проводил еси, день и нощь Господеви служаще любовию, мы же укрепльшаго тя Бога славяще от сердца зовем ти сицевая:

Радуйся, упованию христианскому верныя научающий;

Радуйся, козни вражия предстательством твоим разрушающий.

Радуйся, сладостию молитв твоих скорбн наша растворяющий;

Радуйся, в дивнем житии твоем унылыя мужества питием напаяющий.

Радуйся, заповедей Господних блюстителю верный;

Радуйся, благочестия и веры православныя ревнителю твердый.

Радуйся, чтущия тя любовию, покрывающий;

Радуйся, во искушениях, присно нам помогающий.

Радуйся, мира духовнаго мироварнице славная;

Радуйся, сосуде честный, благодатию преисполненный.

Радуйся, токами чудес твоих правоверныя напаяющий;

Радуйся, язвы душ наших, елеем молитв твоих умащающий.

Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.

Кондак 3

Силою Божиею наставляем, славу мирскую и честь воинскую, Христа ради оставил еси и в пустынях, и горах Господеви служити изволил еси, яко Ангел непрестанно Богови зовя: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще сердце ревностию о славе Божественней распаляемо, со дерзновением пред нечестивым князем предстал еси, многострадальниче Христов, безумие идольское обличающе; он же яростию распаляем и не терпяще слов благодати, из уст твоих исходящих на муки многия предаде тя, мы же поминающе подвиг исповедания твоего с любовию зовем ти таковая:

Радуйся, тернием от рук беззаконных израненный;

Радуйся, исповедания ради огнем опаляемый.

Радуйся, рассечение удов твоих претерпевый;

Радуйся, тело твое иглами острыми исколотое имевый.

Радуйся, млатом во главу люте ударяемый;

Радуйся, многия раны Христа ради приемый.

Радуйся, от трапезы подвиг твоих, мужеством верныя насыщающий;

Радуйся, во искушениях терпению нас научающий.

Радуйся, страданьми твоими многия ко Христу обративый;

Радуйся, мучителей твердостию веры твоея победивый.

Радуйся, в подвизе твоем образ крепости духовныя явивый;

Радуйся, суету идольскаго нечестия посрамивый.

Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.

Кондак 4

Бури гонения на Церковь Христову прошедше во дни Константина Великаго, воздвигоша христиане во Александрии церковь в честь славнаго имени твоего, Мино всечестне, идеже и положиша честныя мощи твоя, имже и мы ныне поклоняющеся поем дивному во святых Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша о подвизе исповедания твоего, мучениче славне, любовию теплою воспеваем тя и прославляюще дивное терпение твое, со умилением песни приносим ти сицевыя:

Радуйся, нищету нашу верою обогащающий;

Радуйся, милостивое предстательство твое верным являющий.

Радуйся, сокровище мира духовнаго нам открывающий;

Радуйся, грады и веси в них же имя твое почитается, покрывающий.

Радуйся, домов христианских от огненнаго запаления охранителю;

Радуйся, неправедно страждущих утешителю.

Радуйся, путешествующих добрый путеводителю;

Радуйся, в море плавающих безбедное провождение.

Радуйся, от внезапныя смерти верныя избавляющий;

Радуйся, скорбящих предстателю благодатный.

Радуйся, присно в печалех нам помагающий;

Радуйся, молитвами твоими скорби наша на радость прелагающий.

Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.

Кондак 5

Боготечною звездою прошел еси житие твое, Мино всехвальне, день и нощь Господеви любовию пламенною работающе; темже и на конец подвигом мученическим веру твою запечатлел еси и венец нетленныя славы от Бога прием, на небесех с лики святых поеши Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще скорби и болезни наша, Мино блаженне, о нас, пред Престолом Господним предстоя ходатайствуешь и молитвами присными от многих бед и напастей чтущих имя твое сохраняеши. Темже и ныне к предстательству твоему притекающих сохрани, да выну зовем ти сицевая:

Радуйся, предстательство верных непостыдное;

Радуйся, страждущих изрядный помощниче.

Радуйся, милостивый о нас пред Богом ходатаю;

Радуйся, Закона Божия твердый ревнителю.

Радуйся, молитвы к Богу кадило благовонное;

Радуйся, сосуде избранный Святыя Троицы.

Радуйся, во вражде сущия, молитвами твоими, премиряющий;

Радуйся, правоверныя миром и любовию ограждающий.

Радуйся, праведным житием твоим благочестному жительству научающий;

Радуйся, добрых дел присный споспешниче.

Радуйся, покаяния добрый учителю;

Радуйся, неусыпный о нас молитвенниче.

Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.

Кондак 6

Проповедник правды Божия, еврей некий, тобою облагодетельствованный явися, Мино преславне; той бо видев чудо, имже христианина, сокровища его утаити беззаконно восхотевшаго, обличил еси, отвержеся нечестия своего и веру Христову прием, воспе Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия в сердце евреянина онаго свет веры христианския, егда чудно возвратил еси, Мино добропобедне, сокровища его, беззаконно христианином, другом его утаенное: предстательством бо твоим зло во благо обратися; еврей убо крещение христианин же греха прощение получиша. Мы же дивное сие премененне поминающе, от сердца глаголем ти:

Радуйся, зло во благо, молитвами твоими, претворяющий;

Радуйся, и злотворящих к покаянию обращающий.

Радуйся, страстьми ослепленных просветителю;

Радуйся, правды Божия твердый ревнителю.

Радуйся, пути неблаги предстательством твоим исправляющий;

Радуйся, стопы наша к пристанищу закона Господня наставляющий.

Радуйся, Церкви Христовы изрядное украшение;

Радуйся, рабов Божиих присное поможение.

Радуйся, неусыпный о нас молитвенниче;

Радуйся, Богоданный в скорбех защитителю.

Радуйся, чудес источниче неоскудеваемый;

Радуйся, чтущих память твою утешителю благодатный.

Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.

Кондак 7

Хотяще явити миру источники милости своея неоскудевающия, Христе Боже наш, даровал еси нам предстателей и молитвенников к тебе дерзновенных святых твоих мучеников, иже твердость веры своея, даже до крове пострадавши засвидетельствоваша; В нихже Тя, Единаго Благаго Бога славяще, умильно зовем Тебе: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго Завета благодатию Евангельскою сердце твое насыщая, Мино великомучениче, огнем любве Божественныя Господеви всесожжеглся еси и ликом святых мучеников сочетался еси, с ними же Престолу Вседержителя престоя, молися о чтущих верою память твою, ублажающих песньми тя таковыми:

Радуйся, мучениче Господень преславный;

радуйся, воине Христов добропобедный.

Радуйся, милостивый христианам заступниче;

Радуйся, присный о нас молитвенниче.

Радуйся, недугов наших целителю милосердый;

Радуйся, от напастей многообразных избавителю святый.

Радуйся, в борьбе со страстьми и прилоги вражьими помощниче сильный;

Радуйся, молитвами твоими от падений греховных нас сохраняющий.

Радуйся, сокровищнице Даров Божиих Всебогатая;

Радуйся, чаше, утешение духовнаго преисполненная.

Радуйся, скорби наша молением твоим растворяющий;

Радуйся, любовию к Богу сердца наша запаляющий.

Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.

Кондак 8

Странник на земли явился еси, Мино преславне, сердцем чистым Господа выну взыскующе; темже венец мученический прием, житие твое славно скончал еси; ныне же в Царствии Небеснем водворяяся со Ангелы песнь вопиеши Богови: Аллилуиа.

Икос 8

Весь Богови покорився, Мино добропобедне, безвредно море искушения земнаго прошел еси и в пристанище Божественнаго покоя достиг во Обителех Отца Небеснаго водворяешися. Темже и нас, чтущих память твою, у Престола Божия поминай хвалящих песньми тя сицевымн:

Радуйся, образ непорочного служения Богу явивый;

Радуйся, многих к подвигу исповедания укрепивый.

Радуйся, и ныне терпению, житием твоим нас научающий;

Радуйся, коегождо к безропотному несению креста его наставляющий.

Радуйся, нищеты духовныя учителю совершенный;

Радуйся, светом смирения сердца наша просвещающий;

Радуйся, православных христиан изрядный поборниче;

Радуйся, верным людем от напастей и зол ограждение.

Радуйся, присное страждущим поможение;

Радуйся, болящим милостивое исцеление.

Радуйся, страдальче Христов пречестный;

Радуйся, заступниче, от Господа нам дарованный.

Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.

Кондак 9

Всякую сладость мирскую от души твоея отринул еси, Мучениче Пребогате, темже и честь воинскую оставив, воин Царя Небеснаго явился еси твердостию веры и мужеством праведным просияв. Ныне же на Небесех, Подвигоположник Христу предстоя, вопиеши со Ангелы: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя не возмогут познати силу Христову, еюже яко оружием облеклся еси, Мино преславне, и мучителей беззаконных в терпении твоем победил еси. Мы же сердцем смиренным и душею сокрушенною, подвиг твой восхваляюще, со умилением песни ти зовем таковыя:

Радуйся, неправедно страждущих утешение;

Радуйся, обидящих вседейственное вразумление.

Радуйся, земле благая, плод добродетелей возрастившая;

Радуйся, честными твоими страданьми землю Сирийскую осветивший.

Радуйся, многая преславная чудеса по смерти твоей явивший;

Радуйся, крине святый, посреде идольскаго нечестия процветший.

Радуйся, яко злато в горниле скорбей искусивыйся;

Радуйся, светом правды Евангельския просиявший.

Радуйся, теплыми лучами молитв твоих, притекающия к тебе, согревающий;

Радуйся, от нечаемых зол, чтущия тя покрывающий.

Радуйся, Святыя Горы Афонския похваление;

Радуйся, православным людем присное защищение.

Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.

Кондак 10

Спасение дивно даровал еси купцу на поклонение к местным твоим мощем идущему; той бо от сребролюбца беззаконнаго смерть претерпе, тобою же воскрешенный, Богу воспе: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и заступник теплый явился еси купцу оному, Мино Святе; того бо за злато убиеннаго воскресив, убийцу неправеднаго обличил еси; мы же чудо сие поминающе умильно поем ти:

Радуйся, чудотворче преславный;

Радуйся, предстателю благодатный.

Радуйся, злотворящих грозное обличение;

Радуйся, чтущих тя, присное защищение.

Радуйся, купца убиеннаго воскресивший;

Радуйся, сребролюбца и убийцу к покаянию обративший.

Радуйся, жертводателей благий споспешниче;

Радуйся, от сердца дающих теплый предстателю.

Радуйся, пред иконою твоею смиренно молящихся скорый послушателю;

Радуйся, от козней лукаваго и людей злых, верным хранителю.

Радуйся, напасти житейския, молением твоим разрушающий;

Радуйся, скорби наша, миром духовным растворяющий.

Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.

Кондак 11

Пение похвальное приносим ти, мучениче доброхвальне, устне сердца смиреннаго любовию отверзающе: прославляем дивное житие твое и славим мученическую кончину твою, Богу укрепляющему тя зовя: Аллилуиа.

Икос 11

Светом явления чудесе славнаго, сердце Евтропия, сребролюбием омраченное просветил еси, Святе, той бо блюдо сребряное со именем твоим в дар тебе уготованное помыслив себе оставити, раба возлюбленнаго и блюдо оное, в пучине морстей потопляема узре; но обаче предстательством твоим спасена раба паки восприим, благодарная ти воспе пения; мы же чудо сие восхваляюще, умильно зовем тебе таковая:

Радуйся, сердце Евтропия к покаянию применивший;

Радуйся, того раба в пучине морстей сохранивший.

Радуйся, явлением чудесе твоего печаль в радость претворивший;

Радуйся, слугу вернаго от потопления спасший.

Радуйся, правых сердцем присный споспешниче;

Радуйся, о чтущих имя твое к Богу ходатаю.

Радуйся, от злых напастей нас сохраняющий;

Радуйся, помощь твою, православным людем являющий.

Радуйся, правдивому и честному житию научающий;

Радуйся, благих начинаний исполнению помогающий.

Радуйся, от соблазнов греховных нас ограждающий;

Радуйся, прошения наша во благо, ко спасению исполняющий.

Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.

Кондак 12

Благодать милостиваго твоего заступления, Мино преславне, жена некая, именем София, позна, та бо шедши в церковь твою на поклонение, тобою от бесчестия воина беззаконнаго спасшеся, благодарно Богови возопи: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще многая чудеса твоя, всехвальне великомучениче, поминаем хромого и немую, иже в церкви твоей усердно молишася; тем бо явився, дивным образом исцелил еси; мы же чудо сие поминающе усердно молим тя: и наша, беззаконьми многими расслабленныя, нози укрепи и устне сердечныя отверзи достойно пети песньми тя сицевыми:

Радуйся, нози расслабленнаго укрепивый;

радуйся, узы немаго языка разрешивый.

Радуйся, благосердый врачебник многими явивыйся;

Радуйся, неверных множество чудесами преславными к вере приведый;

Радуйся, боголюбцев веселие и похвале;

Радуйся, странных пристанище и утешение.

Радуйся, нищих питателю благодатный;

Радуйся, вдов и сирот заступлениче непостыдный.

Радуйся, правоверным от напастей и зол избавление;

радуйся, чтущим тя твердое ограждение.

Радуйся, в бедах сущих утешителю благий;

Радуйся, в скорбех житейских помощниче святый.

Радуйся, Мино, мучениче многострадальный.

Кондак 13

О, святый и преславный великомучениче Христов Мино, приими ныне малое сие, от усердия приносимое ти пение, и покрый молитвами твоими притекающих ко святей иконе твоей и любовию почитающих честную память твою, да предстательством твоим выну от злых покрываеми в мире и благочестии прочее время живота нашего поживем, хваляще дивнаго во святых своих Бога, песнь поюще Ангельскую: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва великомученику Мине Котуанскому

О, страстоте́рпче святы́й му́чениче Ми́но! Взира́юще на ико́ну твою́ и помина́юще цельбы́, тобо́ю подава́емые всем, с ве́рою и благогове́инством к тебе́ притека́ющих, припа́даем ти и, прекло́нше коле́на серде́ц на́ших, от всея́ души́ на́шея мо́лим тя, бу́ди нам хода́тай пред Го́сподом и Спа́сом на́шим Иису́сом Христо́м о не́мощех на́ших, сопу́тствуй и утеша́й нас во вре́мя скорбе́й на́ших, да́руя нам па́мять о гресе́х на́ших, помога́й в напа́стех и треволне́ниях ми́ра сего́, и во всех бедах, в сей юдо́ли плаче́вней нас постига́ющих. Ами́нь.

МИНА КОТУАНСКИЙ

Великомученик Мина

Мина Котуанский (греч. Μηνάς; + 304), великомученик

Память 11 ноября

Родом из Египта, был воином и служил всадником в тагме Руталиков в городе Котуане (Κοτυάειον, совр. Кютахья, Турция) под началом центуриона Фирмилиана во время царствования императоров Диоклетиана и Максимиана. Когда соправители начали жесточайшее в истории гонение на христиан, святой не пожелал служить гонителям и, оставив службу, удалился в горы, где подвизался в посте и молитве. Однажды во время языческого праздника святой пришел в город, в котором раньше служил. В разгар праздничных игрищ, смотреть которые сошлись все жители, раздался обличающий голос угодника Божия, проповедовавшего веру во Христа, Спасителя мира.

Перед судом правителя Пирра святой мужественно исповедал свою веру и сказал, что пришёл сюда, чтобы обличить всех в злочестии. Мина отверг предложение принести жертву языческим богам, принял жесточайшие муки, после которых был обезглавлен в 304 году. Воины, взяв тело, бросили его в большой костёр, но когда огонь погас, христиане собрали оставшиеся после сожжения части мощей мученика и принесли в Александрию, где и с честью погребли близ Мареотидского озера (совр. оз. Sidi Krir).

Иисус Христос и вмч. Мина Котуанский. Икона из Бавита, Египет (VI в.). Париж, Лувр

На этом месте по приказу императора Константина Великого в период, когда патриархом Александрийским был святитель Афанасий Великий, было построено два храма, монастырь и другие сооружения.

Великомученик Мина и по смерти своей прославился чудесами. Однажды около посвящённой ему церкви вместе со многими другими находились хромой и немая, ожидающие получить исцеление. В полночь, когда все спали, святой явился хромому и повелел подойти к немой женщине и дёрнуть её за ногу. «Если не сделаешь сие, не получишь исцеления», — сказал Мина хромому. Тот, исполняя повеление святого, подполз к немой и схватил её за ногу. Женщина, пробудившись, начала кричать, негодуя на хромого. А он, испугавшись, встал на обе ноги и быстро побежал. Таким образом, оба получили исцеление и воздали благодарение Богу и святому Мине.

Сохранившаяся древнейшая икона мученика Мины VI века ныне экспонируется в Лувре.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Я́ко Безпло́тным собесе́дника/ и страстоте́рпцем единовсе́льника,/ соше́дшеся ве́рою, Ми́но, восхваля́ем тя,/ ми́ра ми́рови испроси́// и душа́м на́шим ве́лия ми́лости.

Кондак, глас 4 (Подобен: Явился еси:)

Во́инства исхити́ привре́меннаго/ и нетле́ннаго показа́ тя Небе́снаго о́бщника,/ страстоте́рпче Ми́но,/ Христо́с, Бог наш,// И́же му́чеников нетле́нный Вене́ц.

Использованные материалы

  • «Великомученик Мина Котуанский», страница календаря на портале Православие.RU:
  • «Великомученик Мина Котуанский», страница сайта Мир русской иконы:
  • » Άγιος Μηνάς «ὁ ἐν τῷ Κοτυαείῳ» ο Μεγαλομάρτυρας», страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов):
  • Минея. Ноябрь, ч. 1, изд. Московской Патриархии, с. 296 и 306:
    • (тропарь)
    • (кондак)