Святой покровитель Александра

именные иконы

Святые покровители носящих имя Александр

Святой благоверный князь Александр Невский
Празднества, установленные в честь святого благоверного князя Александра Невского: 23 мая/5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых; 30 августа/12 сентября – Перенесение святых мощей из Владимира в Санкт-Петербург; 23 ноября/6 декабря – День погребения.
Святой благоверный князь Александр Невский – покровитель воинов и защитник всей Руси. Сотрудники ФСБ и ДОСААФ считают святого Александра Невского своим небесным покровителем. Чтобы служба была благополучной и успешной, икону Святого Александра Невского можно поместить в офисе. Тем же мужчинам, которые носят имя Александр, лучше держать святой образ дома, он поможет им сохранить крепкое здоровье, построить хорошую карьеру.

Заказать икону Варианты иконы
Икона Святого благоверного князя Александра Невского
Иконописец: Юрий Кузнецов
Святой преподобный Александр Константинопольский
Дни памяти установлены Православной Церковью 3/16 июля и 23 февраля/8 марта.
Преподобный Александр Константинопольский Акамит придавался молитвенному служению Богу. Получив откровение от Бога, он основал первую обитель «неусыпающих» – акамитов, основной особенностью служения которых было круглосуточное чтение Псалтири. Примерно с XII века об акамитах в летописях уже не упоминалось, но древняя традиция нашла свое отражение в чине чтения Неусыпаемой Псалтири, который можно заказать во многих монастырях Русской Православной Церкви.

Заказать икону Варианты иконы
Икона Святого преподобного Александра Константинопольского
Иконописец: Марина Филиппова
Мерная икона

Александр Адрианопольский, епископ, священномученик

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 22 октября/4 ноября.

В III веке в Андрианаполе христианская вера только начала распространяться. Язычники стремились воспрепятствовать этому процессу. Они преследовали и уничтожали христиан. Не смотря на это, епископ Александр без страха проповедовал и вел людей к истинной вере. Он успел крестить многих язычников, прежде чем его схватили. Враги стали принуждать его отречься от Христа. Получив отказ, они подвергли его мучениям. Во время пыток воин Ираклий, пораженный терпением епископа, не захотел больше поклоняться идолам, за что немедленно был казнен. После этого палачи снова взялись за Александра, но были поражены, увидев его полностью затянувшиеся раны. Четыре женщины сразу поверили во Христа. Разгневанные язычники казнили их вместе с епископом. Так святой Александр Андрианапольский принял мученическую смерть.
Священномученик Александр Адрианопольский
Фрагмент миниатюры.
Константинополь. 985 год.

Александр Африканский, мученик

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 10/23 апреля.
Святой Александр служил в дружине Терентия. Войско находилось при правителе Африки Фортунатиане. События происходили во времена правления римского императора Декия, который ненавидел христиан. От него в Африку пришел указ, заставить всех жителей принести жертву языческим богам, а тех, кто этого не сделает, предать страшным пыткам. Когда пришла очередь воинам поклониться идолам, Святой Александр и вся его дружина ответили отказом. Их предводителя и еще нескольких человек заперли в темницу, остальных же стали пытать, добиваясь от них отречения от веры.

Святой мученик Александр мужественно перенес все мучения, но продолжал проповедовать Христа. Когда его привели к языческому храму, он вместе с другими воинами обратился с молитвой к Богу, и попросил доказать истину, разрушив нечистое место. В тот же миг земля затряслась, идолы и окружающие их стены рассыпались на куски. Правитель Фортунатиан поспешил отдать приказ и святой Александр Африканский, а вместе с ним и другие мученики были казнены.
Александр, мученик, воин

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 10/23 июня.

Икона Святого мученика
Александра Воина
Русь. XVII век.

Святой Александр жил в IVвеке в городе Кродамна (Малая Азия) и состоял на военной службе у правителя Фикса. Однажды во сне ему было видение Ангела, передавшего Божье повеление – спасти христианку Антонину, которую по приказу Фикса за отказ отречься от веры отвели в публичный дом на поругание воинам. Александр хитростью проник в комнату мученицы и предложил ей бежать, укрывшись его плащом. Когда через некоторое время туда пришли воины и обнаружили только Александра, они в ярости схватили его и повели на суд к Фирсу. Разгневанный его поступком, правитель повелел подвергнуть его жестоким истязаниям, чтобы добиться признания, куда скрылась Антонина. В это время святая мученица добровольно явилась во дворец, решив принять мученическую смерть за Христа. Вместе с Александром ее отдали палачам, и после пыток, не добившись раскаяния, их бросили в яму с огнем. Правитель Фирс жестоко поплатился за содеянное зло. Сразу после казни мучеников Александра и Антонины, его поразила неизвестная болезнь и, промучившись семь дней, он скончался. А мощи святых были перенесены в Константинополь и сохранены в Максимовом монастыре.
Александр Египетский, мученик, воин

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 9/22 июля.

Икона Святого мученика Александра Египетского
Россия. XXI век. Иконописная мастерская «Мерная Икона»

О нем известно лишь то, что он пострадал за Христа во время гонения при императоре Юлиане Отступнике (361-363).
Александр Египетский Кесарийский (Палестинский), мученик

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 15/28 марта.
Принял смерть за христианскую веру примерно в 303 году. Согласно словарям, имя Александр Египетский Кесарийский (Палестинский) — это имя каждого второго христианина, пострадавшего в Кесарии Палестинской во времена гонения на христиан в период правления императора Диоклетиана.
Александр Иерусалимский, епископ, свяшенномученик

Заказать икону

Дни памяти установлены Православной Церковью 12/25 декабря и 16/29 мая.

Икона Священномученика Александра Иерусалимского
Афон. XVIII век.

Священномученик Александр жил в III веке. Был принят в ученики к Клименту Александрийскому и стал другом Оригена. Позднее святой Александр стал епископом во Флавии, в Каппадокии. В гонение правителя Септимия за непреклонность в исповедании христианской веры святитель Александр был брошен в темницу, в которой он провел несколько лет. По освобождению святой отправился по святым местам в Иерусалим. Там по откровению свыше народ избрал его соправителем патриарха Иерусалимского Наркисса. Святой Александр прослужил в сане епископа 38 лет и много потрудился для духовного просвещения. Он основал при церкви значительную библиотеку христианской литературы, открыл в Иерусалиме богословскую катехизаторскую школу. В гонение правителя Декия святой Александр был брошен в темницу, где претерпел немало мучений и скончался, не изменив своей вере.
Александр Каталитский (Калитский), кузнец, мученик

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 28 сентября/11 октября.
Об этом святом сохранились скудные сведения. Известно, что он пострадал в период правления императора Диоклитиана, жестокого гонителя христиан. Александр был кузнецом в деревне Калита, его призвали для проведения пытки христианина Марка. Вместе со своими братьями Александр подчинился приказу, но при начале пытки они услышали голос Свыше и уверовали в Христа, после чего и сами были преданы мучениям.
Александр Команский, епископ, священномученик

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 12/25 августа.

Икона Священномученика Александра Команского

Александр жил в III веке. Он получил хорошее образование, был прекрасным философом, в совершенстве знал Священное Писание. Он добровольно принял на себя подвиг юродства, стал простым угольщиком. Люди часто видели его на площади в Комане, облаченного в нищенскую одежду и с лицом черным от угольной пыли.
Случилось так, что местный епископ умер, и нужно было назначить на его место нового. В то время претендента на эту должность выбирал один или два священника из соседних селений и миряне. В Коман прибыл святитель Григорий Неокесарийский. Горожане говорили, что будущего епископа следует выбирать из знатных и богатых людей. Святитель сказал, что не это главное. В толпе прошел смех, когда кто-то выкрикнул, что раз знатный человек не нужен, на должность епископа вполне подойдет Александр угольщик. Григорий Неокесарийский попросил привести к нему этого человека. Когда его воля была исполнена, он задал, представшему перед ним, мужчине несколько вопросов. Епископ был поражен, какие грамотные и осмысленные ответы он давал. В разговоре угольщик признался, что когда-то был ученым, но выбрал для себя нищету. Григорий Неокесарийский пригласил его в свой дом, там его вымыли и дали хорошую одежду. И вот миряне получили возможность взглянуть на него по-другому, им открылось, его доброе сердце, мудрость, прекрасное знание Писания. Они выбрали Александра Команского своим епископом. Он прекрасно служил, но через несколько лет власть сменилась. Языческий император приказал казнить святого, который погиб, отказавшись поклоняться языческим Богам.
Александр Константинопольский, патриарх

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 30 августа/12 сентября.

Икона Святителя Александра Константинопольского
Греция. XX век.

День памяти установлен Православной Церковью 30 августа/12 сентября.
Свя­титель Алек­сандр до начала своего патриаршего служения был викарием при пер­вом пат­ри­ар­хе Кон­стан­ти­но­поль­ском, свя­ти­те­ле Мит­ро­фане, который потом назначил его своим преемником. Святой Александр всю жизнь боролся против язычества и арианства – ереси, искажающей суть Христова учения, возникшей в IV веке. Его споры с философами-язычниками оканчивались тем, что те принимали веру Христову, ибо во время них святитель, свидетельствуя об Истине, проповедовал и словом Господним, и чудом от Него, данным святителю в помощь по молитвам святого. Молитвенными трудами святителя Александра перед Господом волею Его был наказан Арий, основатель арианства. Чудотворец и провидец Святой патриарх Константинопольский Александр провел свою долгую жизнь в трудах во славу Божию и отошел к Господу в 340 году в возрасте 98 лет.
Александр Куштский, игумен

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 9/22 июня.

Икона Преподобного Александра Куштского
Вологда. XIX век.

До пострига Преподобного звали Алексей. В Спасо-Каменном монастыре, пройдя все виды послушания, он уже с именем Александр стал иеромонахом. Проводя свои дни в трудах и молитвах, заметил он, что братья смотрят на него, как на Ангела. Почитание тяготило его, поэтому Александр решил удалиться от людей и пожить в одиночестве. Он построил себе хижину в густом лесу, но и сюда стали приходить люди. Тогда повстречавшийся ему святой Евфимий уступил ему свою хижину в тихой пустыне на берегу реки Кушты. Там Александр поставил крест. Он молился и работал — сам копал землю и сеял рожь. Сначала к нему пришел старец и прожил рядом 5 лет, потом с ними остался еще один человек. Обитель стала расти. Александр решил воздвигнуть храм, и все тому способствовало. Татары не смогли его разорить, княгиня Мария пожертвовала обители село, каждый год был хороший урожай зерна.
9 июля 1439 года Александр умер в возрасте 68 лет. Его похоронили там, где он завещал, вне церкви у южной стороны алтаря. На этом месте выросла рябина. Ягоды ее были целебными, люди срывали их, что бы излечиться.
Александр Ошевенский, игумен

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 20 апреля/3 мая.

Икона Преподобного Александра Ошевенского
Русь. XVII век.

Святой Александр Ошевенский жил в XV веке в Белозерском крае. Он вырос в богатой семье, и родители видели в нем будущего хозяина их владений. Однако юноша избрал путь христианского подвижничества. В 18 лет он ушел из дома и стал иноком Кирилло-Белозерского монастыря.
Через несколько лет Александр отправился навестить родителей. Принявший его с радостью отец не хотел отпускать сына обратно и предложил ему помощь в устроении святой обители в месте поселения семьи, в Ошевенской слободе на реке Чурьюге. Александру эта идея понравилась. Он получил на это благое дело благословение настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря и архиепископа Новгородского, который поставил его игуменом новой обители. В построенном монастыре под началом преподобного Александра собралась братия. Он учил ее терпению в нелегких трудах монастырской жизни, смирению и любви к друг другу, твердости веры. Однако строгость общежительного устава, которую требовал игумен Александр, многие иноки не выдерживали и уходили из обители. От огорчения он заболел так, что не мог ни двигаться, ни говорить. Его исцелил явившийся ему в видении преподобный Кирилл Белозерский, который обещал помощь в выбранном пути.
В свой обители святой Александр Ошевенский неустанно трудился 27 лет, до самой кончины. Мощи преподобного в настоящее время находятся в Успенском храме основанного им монастыря.
Особенно почитается этот святой среди крестьян в Прионежском крае, поскольку сам он имел крестьянское происхождение и еще при жизни прославился духовно-просветительской деятельностью среди населения Каргополья.
Александр Пергийский (Памфилийский), земледелец, мученик

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 1/14 августа.

Икона Святого мученика Александра Пергийского
Россия. XXI век.
Иконописная мастерская
Свято-Троицкого братства

В городе Пергии жил земледелец Александр, крещенный еще в младенчестве. Во времена правления императора Диоклетиана (284-305) христиане подвергались гонениям. Александр совершил мученический подвиг вместе с Леонитем, Киндеем, Минсифеем, Минеоном, Катуном и Евклеем. Мужчины своими руками уничтожили капище — языческий храм Артемиды. Люди императора схватили их. Избитых мужчин бросили на арену цирка, где хищники должны были их растерзать. Мученики могли только молиться. Чудесным образом звери даже не прикоснулись к ним. Зрители были поражены. Отовсюду стали раздаваться голоса: «Велик Бог христианский». Загремел гром, с неба посыпались молнии. Господь призвал мучеников в Царство Небесное. Тогда Александр и другие святые склонил свою голову под меч. Так он принял мученическую смерть.
Александр Пересвет, воин, схимник

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 7/20 сентября.

Икона Преподобного Александра (Пересвета) Радонежского
Сергиева Лавра. 1949 год.

Александр Пересвет и брат его Андрей Ослябя – герои знаменитой Куликовской битвы. Они происходили из рода бояр Брянского княжества. С детских лет воспитывались как воины, призванные защищать Родину и веру христианскую. Повзрослев, прославились как храбрые богатыри. Однако, устав от беспокойной жизни, братья решили избрать путь монашества и оказались в Троицкой обители под началом Преподобного Сергия Радонежского.
XIV век был особенно тяжелым для Руси. Татарское иго не только разоряло страну, но и калечило душу народа. Страх лишал русских людей воли, делал их угодливыми рабами. Еще одним бедствием была вражда русских князей, от междуусобиц которых лилось крови не меньше, чем от нашествия татар. Спасение было в одном – в объединении и противостоянии врагу.
В 1380 году хан Мамай собрал огромное татарское войско и пошел на Русскую Землю. Великий князь Дмитрий Донской решил собрать рать и дать отпор врагам на Куликовом поле. Решающей битве предшествовала встреча князя с Сергием Радонежским и полученное благословение на ратный подвиг. Преподобный сказал: «Иди против безбожных, и ты победиши…». Князь Дмитрий попросил Сергия Радонежского дать ему на битву двух воинов-монахов – Пересвета и Ослябя, которые могли бы служить примером для его ратников. Преподобный исполнил просьбу князя, хотя это было против церковных правил. Он призвал иноков Пересвета и Ослябю и, отправляя на подвиг, повелел им вместо железных доспехов одеть на себя монашеские схимы с изображением Креста Христова.
8 сентября 1380 года на Куликовом поле сошлись перед смертельной схваткой две силы: орда кочевников, не знавшая жалости, привыкшая побеждать, и ведомая князем Димитрием Ивановичем русская рать, вдохновляемая верой Христовой и предсказанием Сергия о победе. Битве предшествовал поединок Александра Пересвета с Челубеем, который был лучшим воином у хана Мамая. Богатыри столкнулись со страшной силой и, поразив друг друга копьями, оба упали замертво. Поединок, казалось бы, закончился вничью, но жертва Пересвета была не напрасна. Татары были напуганы, а русские воины, наоборот, воодушевились на битву. И выиграли ее! Андрей Ослябя также сражался как герой и пал на Куликовом поле.

Победа в Куликовской битве стала началом возрождения Руси, оказала сильное влияние на ход всей последующей ее истории, и самое главное – повлияла на характер русского народа. После долгого страха и унижения татарского ига, русские люди поверили в свою силу, в возможность победы над любым врагом.
Святые братья Пересвет и Ослябя погребены в Симоновом монастыре в Москве. Они считаются покровителями Российской армии и навсегда останутся в памяти русского народа как пример мужества, любви к Родине и несломимой веры.
Александр Пиднский, пресвитер, священномученик

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 13/26 марта.

Икона Святого мученика Александра Пиднского
Грузия. XIV век.

Святой Александр жил в IV веке, служил пресвитером в городе Пидне. Благодаря его горячим проповедям многие язычники приняли христианство. Во времена гонений на христиан императором Максимианом святой Александр был схвачен и подвергнут страшным пыткам с требованием отказа от своей веры. Однако истязания не сломили духа святого мученика, и по приказу императора он был казнен.
Александр Римлянин, мученик, сын мученицы Филицаты Римской

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 25 января/7 февраля.
Об этом святом сохранились скудные сведения. Известно, что он принял мученическую смерть за христианскую веру вместе со своими братьями и матерью Филицатой в Риме около 164 г.
Александр Римский, мученик

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 13/26 мая.

Святой мученик Александр
Римский
Фрагмент миниатюры.
Афон. XVI век.

Всего лишь 18 лет было Святому Александру, когда он принял мученическую смерть за веру христову. Это случилось в IV веке в Риме. Юноша был воином в полку трибуна Тивериана. В это время император издал указ гражданам приносить жертву в храме Зевса, и все воины должны были идти туда. Но христианин Александр не мог этого сделать. В ночь перед арестом ему явился Ангел и сказал, что Святому предстоит совершить мученический подвиг. Наутро он встретил пришедших за ним воинов и вскоре предстал перед римским императором. Подтвердив свое нежелание поклоняться языческим идолам, он стойко переносил истязания, которым его подвергли. Император велел Тивериану отвести молодого человека во Фракию, куда отправляли на пытки всех христиан.
Тяжелая дорога ждала Святого Александра и тех, кто его сопровождал. Во Фракию последовала его мать, три раза во время пути ее допустили к сыну. Мученик, видя ее слезы, в утешение, говорил, что Господь поможет ему довершить подвиг. И действительно, рядом с ним всегда был Ангел. В день казни его увидел палач, занесший меч над юношей, и не решился нанести удар. Тогда Святой Александр попросил ангела стать невидимым, и в тот же миг мучения закончились. Тело убитого юноши нашла и похоронила его мать. Вскоре во сне она увидела своего сына, который просил ее не печалиться, обещая, что скоро она перейдет к нему в Царствие Небесное.
Александр Римский, мученик, сын мученика Клавдия Римского

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 11/24 августа.
К сожалению, сведений об Александре Римском осталось крайне мало. Его имя упоминается в связи с именем его отца Клавдия, сановника при императоре Диоклетиане. Клавдий после спасительного общения с семьей мученицы Сосанны уверовал в Христа и принял Крещение вместе со всей семьей – женой святой мученицей Препедигной, сыновьями Александром и Куфием и братом мучеником Максимом. Диоклетиан, разгневанный на своего вельможу, отправил всех в изгнание, но затем непреклонных христиан предали казни через сожжение в Остии – месте неподалеку от Рима, а пепел мучеников бросили в море.
Александр I Римский, папа, священномученик

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 16/29 марта.

Священномученик Александр I, папа Римский
Гравюра
Sacchi P. Vitis pontificum. 1626

Жил в конце I — начале II века, был римским епископом. Согласно преданию, именно он ввел обычай освящать святой водой дом.
Александр Свирский, игумен

Заказать икону

Дни памяти установлены Православной Церковью 30 августа/12 сентября и 17/30 апреля.

Икона Преподобного
Александра Свирского
Русь. XVI век.

Преподобный Александр Свирский – сын престарелых благочестивых родителей, которые долго молили Господа о даровании ребенка. Родившегося сына назвали Аммос. Он был отдан в обучение опытному наставнику, Аммос горячо молился о даровании разумения и вскоре превзошел в знаниях своих сверстников. Юноше были чужды житейские радости, всегда смиренно послушный воле родителей он воспротивился родительскому желанию сочетать его законным браком, и в 26 лет тайно покинул родительский дом, направившись в Валаамскую обитель, о которой давно мечтал.
Первую ночь юноша провел на берегу прекрасного озера, во сне он услышал голос, который благословил его на дальнейший путь и построение обители на месте сегодняшнего ночлега. Аммос не знал дороги в обитель, и чудесным образом ему встретился попутчик, который привел его к самым вратам монастыря. Предание говорит, что это был посланный Господом ангел.
Здесь он принял постриг с именем Александр. Тринадцать лет провел преподобный в посте и молитвах, прежде, чем до его родителей дошел слух о его монашестве. Безутешные родители приехали к сыну в монастырь. После духовной беседы с Александром его отец тоже принял монашеский постриг, мать преподобного тоже завершила свою жизнь в монастыре.
В одной из ночных молитв преподобный Александр услышал голос, который сказал ему, что пришло время возведения обители на ранее указанном месте. Испросив благословение у настоятеля, Александр отправился на озеро Рощинское. Там он поселился в пустыне, недалеко от реки Свири. Преподобный построил себе хижину в густом бору и жил в уединении и молитвах.
Слух об уединенной жизни подвижника все же дошел до ближайших селений, и брат преподобного — Иоанн, с радостью присоединился к нему. Иоанну не далось послушание, много расстройства и печали он принес Александру. Но преподобный Александр помнил наставление данное ему свыше – принимать всех жаждущих спасения и руководить ими. Ночами Александр слезно молился и смог наконец-то превозмочь в себе раздражение и досаду на брата, снискав душевный покой и принятие.
Вокруг подвижника стали собираться люди, жаждущие духовного наставничества. Так провел преподобный Александр двадцать пять лет до момента, когда ему было явлено видение необычайной силы. Преподобный сподобился такого же видения как Авраам: светлые ангелы с посохами в руках изображали собой Святую Троицу, и голос небесный сказал ему: «…Дух Святый благоволил избрать тебя жилищем ради сердечной твоей чистоты… ты же сооруди здесь храм Святой Троицы и собери братию, да спасешь души их…» . Ангел указал преподобному место для строительства храма.
Братия все возрастала, преклоняясь перед духовной мудростью и прозорливостью своего наставника, они стали уговаривать его принять сан священника. Преподобный Александр долго уклонялся, но подчинился велению Новгородского архиепископа Серапиона. На месте указанном ангелом была воздвигнута церковь во имя Святой Троицы и преподобный Александр начал в ней священнослужение. Но он никогда не прекращал черной работы, обслуживая послушников, давая им пример смирения и трудолюбия. Никому не сказал грозного слова, сбившихся с пути всегда поучал притчами, в духе прозорливости. До последней минуты своей жизни преподобный Александр оставался для своих учеников целителем душ и телесных недугов. Сила его молитвы творила чудеса. Со всех концов к преподобному шли за советом и утешением. Незадолго до своей кончины преподобный Александр назначил четырех иеромонахов, чтобы святитель Макарий выбрал из них игумена, вверяя братию предстательству Богородицы, заповедовал им хранить смиренномудрие.
Александр Севастийский, мученик

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 9/22 марта.

Святой мученик Александр Севастийский
Мозаика собора Софии Киевской.
XI век.

Святой Александр — один из сорока Севастийских мучеников, чья память в Православной Церкви чтится особо, в день их памяти даже облегчается Великий пост — самый строгий из всех существующих. Сорок воинов-христиан римского войска пострадали за Господа около 320 года в городе Севастии. Несмотря на подписанный Константином Великим закон о свободе вероисповедания, его наместники в провинциях продолжали гонения на христиан. Так и военачальник этого войска, узнав, что в рядах есть христиане, начал принуждать их принести жертву языческим идолам. Когда стало понятно, что вера их крепка, военачальник приказал отвести христиан к озеру, раздеть и поставить на всю ночь в воду. Стояла зима, мучение было невыносимым, а на берегу для большего соблазна была затоплена баня для тех, кто отречется от Христа. Всю ночь воины самоотверженно простояли в ледяной воде, подбадривая друг друга, согреваясь лишь молитвой.
К утру один из воинов не выдержал и бросился к теплой бане, но упал мертвым на ее пороге, а от оставшихся в воде начало исходить чудесное сияние. Сторож, стоявший на берегу, увидев такое чудо, уверовал в Господа Иисуса Христа и заменил собой отступившего воина. Их опять стало сорок. Пришедший чуть позже военачальник, увидев, что все его старания напрасны, никто перед лицом пытки не отрекся от своей веры, все мученики живы и даже бодры, приказал их сжечь, а останки выбросить в реку.
Через три дня сорок мучеников Севастийских явились Петру, епископу Севастийскому и поведали о своем подвиге. Петр собрал их останки и с честью похоронил.
Александр Сидский (Памфилийский), иерей, священномученик

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 15/28 марта.

Икона Священномученика Александра Сидского
Россия. XXI век. Иконописная мастерская «Русские Традиции»

Пострадал за христианскую веру в период правления императора Аврелиана в конце III века. Поддерживаемый Господом с великим терпением вынес все мучения и был казнен. Необъяснимым образом его судья — правитель Антонин, скончался сразу же после смерти святого Александра.
Александр Солунский (Фессалоникийский), мученик

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 9/22 ноября.

Икона Святого мученика Александра Солунского
Тверь. XV век.

Святой мученик Александр Солунский пострадал за Христа в начале IV века в период правления императора Максимиана. Когда все вокруг приносили жертвы языческим богам, мученик Александр открыто исповедовал христианство. И перед лицом самого императора не побоялся открыто заявить о своей вере. Святого Александра хотели принудить принести жертву богам, но он перевернул жертвенник. Максимиан в страшном гневе приказал отсечь святому Александру голову. После совершения казни все увидели, что душу святого мученика на небеса сопровождает ангел. После такого чуда император разрешил христианам благочестиво похоронить тело святого Александра.
Александр Эгейский, мученик

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 20 мая/2 июня.
Этот святой был палачем в городе Эгеи, ему приходилось, выполняя указания правителя, мучать осужденных христиан. Согласно преданию, по Божескому промыслу во время пыток мученика Фалалея, которому было назначено особо жестокое испытание, не смог выполнить приказа. Увидев силу Господа тут же исповедовал себя христианином и был казнен.

Под покровительством князя Владимира

Алексей Мальцев родился 26 марта 1854 года в Ярославской губернии в семье протоиерея Петра Мальцева и с детства готовился к церковному служению. Окончив церковно-приходскую школу, он поступил в четырехгодичное духовное училище, потом в Ярославскую духовную семинарию, которую окончил в 1874 году, и как лучший из 45 воспитанников тогда же был зачислен в состав нового курса Санкт-Петербургской Духовной Академии. Здесь Алексей Мальцев изучал предметы богословского отделения, а также латинский и греческий языки. За сочинение «Происхождение нравственного чувства и нравственных понятий по учению Джона Стюарта Милля, Бэна и Герберта Спенсера (изложение и разбор)» он был признан достойным звания кандидата богословия. В своем отзыве на эту работу экстраординарный профессор А. Е. Светилин писал, что она «обнаруживает в авторе столь основательное и многостороннее изучение предмета, что не оставляет желать лучшего…» Это сочинение — свидетельство того, что уже тогда Алексей Мальцев стремился быть в курсе современных ему мировых философских тенденций. Забегая вперед, скажем, что, хотя назначение на служение в Германию было для него неожиданным, он оказался к нему хорошо подготовлен.

По окончании курса в 1878 году Мальцев был утвержден в степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и в том же году начал преподавать философию, психологию и педагогику в Санкт-Петербургской духовной семинарии. Также он преподавал педагогику в 3-м классе епархиального женского духовного училища при Александро-Невском доме призрения бедных духовного звания. В дальнейшем его пастырское и благотворительное служение потребовало от него в числе прочего и серьезных педагогических навыков. А тогда, в начале своего пути, обобщая уже имеющийся у него опыт, Алексей Петрович выпускает труд «Основание педагогики», впоследствии выдержавший пять изданий. В этой работе уделяется много внимания душевной жизни человека, его мыслительному процессу, излагается метод воспитания ребенка с первых дней его жизни. Тогда же Мальцев и П. И. Каптерев издают книгу «Вопросы матерям о детях» — опыт систематического наблюдения за развитием детей.

В те же годы Алексей Петрович начинает заниматься и благотворительностью. Он становится действительным членом «Общества вспомоществования недостаточным студентам», а в библиотеку женского училища, где он преподает, жертвует книги. В 1882 году Алексей Мальцев был рукоположен во пресвитера и назначен настоятелем храма при Санкт-Петербургском училище и дирекции императорских театров с исполнением обязанностей законоучителя училища. После этого отец Алексий еще некоторое время занимается преподавательской и переводческой работой в Санкт-Петербурге. А в 1886 году его жизнь меняется кардинально: по рекомендации митрополита Санкт-Петербургского Исидора (Никольского) он назначается настоятелем небольшого храма в честь святого равноапостольного великого князя Владимира при русском посольстве в Берлине. Архиепископ Палладий (Раев) напутствовал отца Алексия Мальцева шутливым пожеланием «обратить Бисмарка в Православие».

Осенью 1886 года протоиерей Алексий Мальцев с семьей прибывает в Берлин. Владимирский храм при посольстве был рассчитан на 150 человек, и до приезда отца Алексия приходскую жизнь в нем можно было назвать вялотекущей. На лето храм вообще закрывался. Некоторые прихожане перешли в протестантизм. Отец Алексий взялся за дело основательно: богослужения стали совершаться в течение всего года, а вскоре в посольском храме начали служить и на немецком языке. Это было началом фундаментального труда, которому отец Алексий посвятит последующие 15 лет: перевода на немецкий православных богослужебных книг. В 1890 году вышел первый том — «Божественные литургии». Отец Алексий говорит о том, что хотел дать членам вверенной ему общины книгу для постоянного церковного и домашнего использования, что для них этот перевод — возможность стать осмысленными участниками богослужения. Также перевод был нужен для обучения основам Православия детей разных национальностей. Многие перешли в Православие под влиянием именно отца Алексия и его миссионерских трудов.

Огромную помощь в этих трудах отцу Алексию оказал Василий Гекен, этнический немец. О нем следует сказать особо. Прусский подданный, он был сыном военного врача Антона Фердинандовича Гекена и его супруги Марии Карловны. Василий родился в Берлине в 1845 году, в 1864 году по окончании гимназии поступил в гвардейский стрелковый полк, принимал участие в военных действиях, позже вышел в отставку в офицерском звании. В 1890 году согласно своему давнему желанию Василий Гекен переходит из римско-католической веры в Православие, и митрополит Исидор назначает его псаломщиком при храме Александра Невского в Потсдаме с правом облачаться в стихарь, произносить проповеди на немецком языке и быть законоучителем церковно-приходской школы. Когда в 1895 году Василий Антонович был рукоположен во священника, обязанности псаломщика стала исполнять его супруга. Отец Алексий Мальцев познакомился с Гекеном вскоре после своего прибытия в Берлин в 1896 году и нашел в нем верного сподвижника в своей переводческой деятельности.

С 1890 по 1904 год вышли остальные тома переводов протоиерея Алексия Мальцева — тексты Божественных литургий Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова, богослужений суточного круга, треб и другие. Эти издания отличаются еще и научным подходом: отец Алексий сопроводил свои переводы статьями о возникновении разных богослужебных чинов, а также сравнительным анализом богослужебных текстов Восточной и Западной церквей, в котором с помощью исторических свидетельств доказывается преимущество Православия. Миссионерский посыл содержится и в самих переводах: некоторые имена и термины отец Алексий переводит с греческого, ориентируясь не на то, как они традиционно произносились по-немецки, а на богословский смысл. Кроме того, по его собственным словам, он старался «сохранить силу, возвышенность и красоту выражений, которыми удивительно богат первичный текст».

В сопроводительных текстах протоиерея Алексия Мальцева находилось место не только сравнительному анализу православных и инославных богослужебных чинов, но и прямой апологии Православия. Им двигало стремление показать западным богословам и простым верующим необходимость их возвращения в лоно Единой Апостольской Церкви.

Кроме переводов богослужебных текстов отец Алексий Мальцев во все время своего служения в Германии публиковал множество статей, как правило, апологетического содержания. В те времена в Европе выходили сочинения авторов, придерживавшихся самых разных воззрений, но недоброжелательно относившихся к Русской Православной Церкви. Отец Алексий написал несколько ответов на эти сочинения, в которых указывал, что выводы их авторов построены либо на ошибочных утверждениях, либо без учета того, что некоторые указанные ими действительные недостатки гораздо больше свойственны католичеству и протестантизму, чем Православию. Здесь можно отметить «Церковь по изображению римско-католического писателя» — сделанный отцом Алексием разбор сочинения доктора Кни, опубликованный во второй части журнала «Христианское чтение» за 1894 год. Кни всячески старается опорочить «схизматиков», даже цитирует приписываемое императору Петру I изречение, якобы сказанное им по случаю утверждения Святейшего Правительствующего Синода, о том, что он признает законным Патриархом только Папу Римского. Отец Алексий указывает на исторические артефакты, опровергающие реальность этого утверждения русского монарха, а также напоминает, что Синод был учрежден с согласия других восточных Патриархов. Надо отметить, что этот ответ отца Алексия — только защита от нападок недобросовестного критика, вовсе не отменяющая наши собственные вопросы и недоумения по поводу самочинного упразднения царем канонической формы управления в Российской Церкви.

Защищая Российскую Церковь, отец Алексий, правда, не избегает некоторой идеализации простых русских верующих, говоря, что в Европе нет еще народа, который бы так любил свою Церковь. Зная историю России ХХ века, мы можем весьма скептически отнестись к этому заявлению. Однако надо помнить, что оно было реакцией на оскорбительное и голословное утверждение доктора Кни, что большинство членов Российской Православной Церкви — индифференты, сектанты или атеисты. Кстати, в статье отца Алексия есть замечание, что русские богословы хорошо знают особенности западных исповеданий, при том что западные богословы, как правило, имеют о Православии лишь приблизительное представление.

Протоиерей Алексий Мальцев серьезно рассматривал пути восстановления единства христиан. Единство это он понимал как возвращение отпавших от полноты христианского вероучения в Православие. Отец Алексий видел возможности для соединения с теми христианскими конфессиями, в которых сохранилось апостольское преемство, но при условии, что между ними и Православной Церковью будут устранены все догматические расхождения. Прежде всего здесь он имел в виду Римско-католическую церковь, основные различия Православия с которой он видел в Filioque (учении католиков об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына) и догмате о вероучительной непогрешимости Папы Римского. Представители Римской Церкви уважали взгляды отца Алексия и регулярно приглашали его на Велеградские конгрессы.

По-другому он относился к протестантизму — здесь он был весьма категоричен. Англиканство также подвергалось им основательной критике: он не признавал каноничности англиканской церковной иерархии, упрекал эту церковь в том, что во главе ее стоит «мирской папа» — британский король, указывал на то, что в англиканстве, как и в протестантизме, искажено учение о Евхаристии.

Занимался отец Алексий и издательской деятельностью. В начале 1913 года он стал выпускать в Германии православный богословский журнал «Церковная правда». Журнал знакомил инославный Запад с православным Востоком, давал читателю возможность посмотреть на многие проблемы той эпохи глазами православных христиан.

* * *

История Свято-Князь-Владимирского братства началась, когда по своем прибытии в Германию отец Алексий обнаружил, что в этой стране находится немало людей, нуждающихся в помощи со стороны Российской Православной Церкви: например, русские, желающие вернуться на родину после неудачных попыток найти работу в других странах, а также жители русской колонии Александровка и православные немцы. Уже через год после начала своего служения в Берлине отец Алексий представляет докладную записку об учреждении в Берлине братства во имя святого равноапостольного великого князя Владимира митрополиту Санкт-Петербургскому Исидору (Никольскому). В 1888 году митрополит Исидор утвердил устав братства, а в 1890 году оно начало полноценную деятельность. «Нужда уравнивает все исповедания. Помогайте, сколько можете, всем!» — так написал в своей резолюции митрополит Исидор. Основными задачами братства стали оказание помощи всем нуждавшимся российским подданным вне зависимости от их вероисповедания и национальности, а также строительство православных храмов и развитие духовного просвещения. Все это и многое другое было предусмотрено основным положением о братствах, утвержденным в 1864 году.

Итак, уже в 1890 году Свято-Князь-Владимирское братство начало оказывать помощь оставшимся на чужбине без средств переселенцам-крестьянам, пожелавшим вернуться в Россию из Бразилии, а также тем из них, кто даже не добрался до Америки и решил повернуть назад, еще находясь в Германии. Несколько позже братчиками были приобретены два участка земли в северной окрестности Берлина, неподалеку от селения Тегель, и к 1894 году там был построен храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены, при котором было устроено кладбище. В 1896 году там же открылся и братский дом в память императора Александра III (Keiser-Alexander-Heim), который стал домом трудолюбия, где нуждающиеся не только находили приют, но и получали возможность добыть средства для пропитания и возвращения на родину. Это было особенно актуально, так как в те годы в Германии из-за рабочего кризиса иностранцам найти работу было почти невозможно. В Keiser-Alexander-Heim были устроены мастерские: столярная, слесарная, переплетная, свечная, а также жилые помещения и приемные комнаты для посетителей. Для тех, кто зарабатывал в мастерских деньги на возвращение в Россию, были построены часовня, два жилых домика, оранжерея, отапливаемые теплицы и 20 парников. Каждый рабочий, проживавший в братстве 7-8 недель, получал за труды по хозяйству 2 марки в день, причем одна марка выдавалась ему на руки, а вторая откладывалась на его дорогу до родины. Тем беднякам, которые по каким-либо причинам не могли работать, братство безвозмездно выдавало на проезд и содержание 9-10 марок или больше, смотря по нужде. Для своих подопечных братство по мере надобности приглашало врачей, доставляло больным все необходимое для жизни, в том числе и книги.

Отец Алексий Мальцев переписывался с руководителями германских фабрик и заводов, на которых работали русские люди, а также ходатайствовал за своих подопечных перед представителями власти и дипломатами. Например, если рабочий терял паспорт, отец Алексий выправлял ему новый у губернатора той области, где этот рабочий проживал.

В братском доме были открыты библиотека и так называемый Русский музей. В библиотеку отец Алексий отдал свое личное собрание книг. А благодаря пожертвованиям разных людей и постоянной покупке отцом Алексием новинок через восемь лет после основания братства в ней насчитывалось более 3000 томов печатных изданий и около 50 рукописей. Отец Алексий находил нужные книги во время своих поездок по городам Германии, Австрии и других стран. И хотя в библиотеке были книги, посвященные многим отраслям знания, вполне естественно, что особое внимание уделялось богословской литературе. Ученые-богословы, с которыми отец Алексий поддерживал отношения, жертвовали в библиотеку братства издания своих работ. Специально была приобретена библиотека канониста Н. П. Аксакова. Библиотека содержалась в строгом порядке, были составлены алфавитный и предметный каталоги.

Русский музей был особенным детищем отца Алексия Мальцева. В нем были собраны экспонаты, рассказывающие о жизни русских людей в Германии. Идея такого музея появилась у отца Алексия благодаря его встрече с единоверческой общиной. В Германии уже давно жили старообрядцы — беспоповцы Филипповского толка, сохранившие свои обычаи и диалект. Часть их пришла к единоверию при содействии архимандрита Павла Прусского (1821-1895). С ними-то и поддерживал отношения отец Алексий. Эти оторванные от родины люди принимали его очень радушно. Он совершал у них богослужения. И в один из его визитов старообрядцы вручили ему несколько листов следованной Псалтири (она была напечатана в существовавшей у них когда-то типографии), святцы, медные образки, монашеские вериги и другие предметы. Все это навело отца Алексия на мысль начать собирать вещи, оставшиеся в Германии от русских людей, когда-либо бывавших на немецкой земле. Кто были эти люди? Не только жившие здесь гражданские лица, но и воины, участвовавшие в походах русской армии. Занявшись устройством музея, отец Алексий свел знакомства с антикварами во многих городах Германии, а также объездил места, где бывали русские, и обращался за содействием к представителям России в Германии. Так в музее Свято-Князь-Владимирского братства появились русские иконы, кресты, медали, старинные монеты и бумажные деньги, картины, гравюры и скульптурные произведения. Посещение библиотеки и музея порой заканчивалось чаепитием в семейном кругу отца Алексия. При братском доме также существовала и гостиница для русских людей, приезжавших в Берлин для научной работы.

Свято-Князь-Владимирское братство пользовалось поддержкой у самых разных представителей российской общественности. Оно находилось под личным покровительством брата императора Александра III великого князя Владимира Александровича, а его почетными членами были, например, святители Феофан Затворник и Николай Японский, праведный Иоанн Кронштадтский, великая княгиня Елизавета Федоровна. Почетным председателем общих собраний братства считался посол Российской империи в Германии. И влияние братства распространялось далеко за пределы Берлина, так как оно активно занималось строительством православных храмов. Один за другим храмы появились в Бад-Гомбурге (1899), Бад-Киссингене (1901), Герберсдорфе (1901), Гамбурге (1901-1902), Бад-Наугейме (1908), Бад-Брюккенау (1908), Бад-Вильдунгене (1912) и Данциге (1913).

Все время своего служения на Западе протоиерей Алексий Мальцев поддерживал тесные связи с Россией. В частности, он состоял в личной переписке с отцом Иоанном Сергиевым, впоследствии прославленным святым праведным Иоанном Кронштадтским. В 1906 году отец Алексий приехал в Санкт-Петербург и участвовал в Предсоборном Присутствии при Святейшем Синоде, где обсуждались вопросы для рассмотрения на готовящемся Поместном Соборе Российской Православной Церкви. Как авторитетный просветитель и апологет, он состоял членом 5-го и 7-го отделов Присутствия, занимавшихся вопросами соответственно «О преобразовании духовно-учебных заведений» и «О мерах к ограждению православной веры и христианского благочестия от неправых учений и толкований ввиду укрепления начал веротерпимости в империи». И в этой работе отец Алексий уделил внимание не только богословским проблемам, но и теме социального служения. На заседаниях Предсоборного Присутствия он прочитал реферат «О постановке богословского образования в Германии и отчасти в Англии и Америке» и доклад «Внутренняя миссия», посвященный европейским благотворительным организациям и служению женщин делу спасения ближних.

Но, увы, служению протоиерея Алексия Мальцева в Германии положила конец начавшаяся в 1914 году Первая мировая война. Надо сказать, что отец Алексий поначалу хотел остаться в Берлине, несмотря на войну. Но по приказу германского правительства ему, как и другим официальным представителям России, все-таки пришлось спешно вернуться на родину. К тому времени здоровье отца Алексия было основательно подорвано, у него развился диабет. Поначалу он вместе с сыном и дочерью поселился в Москве. Хотя ему пришлось бросить большую часть своих дел в Германии, он по-прежнему беспокоился о продолжении издания «Церковной правды». В январе 1915 года по совету врачей отец Алексий переезжает в Кисловодск. Здесь он пытается хлопотать о строительстве нового храма, и вообще поначалу самочувствие его улучшается. Но болезнь и пережитые потрясения все-таки подорвали его силы, и 29 апреля 1915 года протоиерей Алексий Петрович Мальцев скончался. Тело его было перевезено в Петроград. Похоронен отец Алексий на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.

В силу известных событий имя отца Алексия Мальцева было забыто многими на долгие годы. Но Свято-Князь-Владимирское братство в Германии сохранилось, хотя большевистский переворот в России, приход национал-социалистов к власти в Германии, Вторая мировая война и многое другое не позволили этой организации существовать в прежнем виде — братство лишилось большей части своего имущества, да и официальный статус впоследствии пришлось восстанавливать. Однако память об основателе братства сохранялась в нем все эти десятилетия. Долгие годы братство относилось к РПЦЗ, однако в 1984 году его председателем стал Глеб Александрович Рар, известный журналист, историк и церковный деятель, и при нем у братства стали налаживаться отношения с Московской Патриархией, а само братство начало возвращаться к своим изначальным задачам — благотворительной и просветительской деятельности. В 2003 году рядом с братским храмом в Бад-Наугейме появился переулок Алексия Мальцева. В 2004 году пост председателя занял сын Глеба Александровича Дмитрий Рар, который руководит братством по сей день. В 2008 году Посольство Российской Федерации в Берлине поручило братству заботу о старых русских памятниках и захоронениях на территории Германии. В настоящее время в Свято-Князь-Владимирском братстве состоит около 50 членов, принадлежащих к РПЦ, РПЦЗ и Польской Православной Церкви. Вступить в него может любой православный христианин, проживающий не только в Германии, но и в любой другой стране. А в основе современных изданий православных богослужебных текстов на немецком языке до сих пор лежат переводы отца Алексия.

Постепенно стараниями членов Свято-Князь-Владимирского братства и их российских друзей память о протоиерее Алексии Мальцеве возрождается и на его родине. Для нас особенно важен его универсализм: ученый богослов, знаток литургики, талантливый педагог, человек, живо интересующийся историей, отец Алексий не разделял свои ученые труды и активную помощь нуждающимся ближним — для него все это было его служением, его церковным деланием. Конечно, в падшем мире таких людей не может быть много, но личность и труды протоиерея Алексия Мальцева указывают нам, современным православным христианам, на ту целостность и многогранность, которые и должны быть свойственны любой человеческой жизни по замыслу Творца.

Журнал «Православие и современность» № 34 (50)

Игорь Лунёв

Небесные покровители

С момента появления первого регулярного войска в нашей стране возникла и добрая традиция иметь православным воинам своих небесных покровителей. В дореволюционной России все, кто носил военную форму, конечно, считали своим покровителем архангела Михаила. Но воздушный флот, к примеру, еще особо чтил Илью Пророка. Покровителями конницы считались святые Флор и Лавр. А святой Георгий Победоносец покровительствовал казачеству. Во всех воинских частях строили храмы во имя любимых святых. В сегодняшней Российской армии об этой светлой традиции тоже не забыли. Почти у каждого рода или вида войск есть свой небесный защитник. Вот некоторые из них.

Главный покровитель Вооруженных сил Российской Федерации и Сухопутных войск — святой великомученик Георгий Победоносец
Он родился в середине 270-х годов в Каппадокии (область в Малой Азии), в очень богатой и знатной семье, исповедующей христианство. Его отца убили, когда Георгий был еще младенцем. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину, где и воспитала его. Когда мальчик подрос, он поступил на службу в римское войско. Юноша превосходил всех умом, мужеством, физической силой и быстро стал самым заметным воином в своей когорте (подразделение легиона, около 1000 человек). Уже в 24 года его назначили командиром элитной когорты инвикторов (в переводе с латыни — непобедимые). В войне с Персией 296–297 годов Георгий не раз проявлял отвагу и был включен в число комитов — приближенных императора. По нынешним временам это член военного совета рода войск, представитель верховной ставки.
В 303 году император Дилектиан начал гонения на христиан, и первый его удар был направлен на армию, где их было большое количество. Он думал, что будет легко сломить остальных, если одолеет сопротивление военных. Его план сработал не в полную силу. Многие воины решили уйти со службы и стать простыми гражданами, лишь бы не отрекаться от веры в Христа. Но были и такие, кто открыто возразил. Георгий раздал имущество бедным и во всеуслышание перед императором объявил себя христианином. Его арестовали и стали пытать.
В течение восьми дней Георгия подвергали самым изощренным пыткам. Но все было тщетно. Каждое утро от ран не оставалось и следа. В недоумении и ужасе охранники всматривались в него и убеждались в том, что действительно происходило чудо.
Георгий перенес все мучения и не отрекся от Христа. В ночь перед смертной казнью к нему во сне явился Спаситель и сказал, что его ожидает рай. Наутро спокойно и мужественно бывший воин преклонил свою голову под меч. Это было 23 апреля 303 года.
Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет.
У многих может возникнуть вопрос, почему в иконографии святой Георгий изображен на коне, убивающим змея? Это одно из самых известных посмертных чудес, совершенных святым. Как гласит предание, в озере, на берегу которого стоял город, появилось чудовище — не то змий, не то дракон. Попытки победить его с оружием в руках ни к чему не привели. Тогда жители, будучи язычниками, решили принести в жертву зверю царскую дочь. В момент, когда девушка должна была быть съедена, с небес на землю явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.
Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна —церковь, змей — язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием».
Покровитель Воздушно-десантных войск — пророк Илия

2 августа отмечается день рождения российских Воздушно-десантных войск. Этот же день является днем пророка Илии, в его честь проводятся литургии и устраивается крестный ход.
Святой пророк Илия — один из величайших пророков Ветхого Завета — родился в Фесвии Галаадской в 900 году до нашей эры. Данное младенцу имя Илия (крепость Господня) определило всю его жизнь.
С малых лет он посвятил себя Богу. Жил в пустыне, соблюдая строгий пост и молитвы. В то время израильский народ поклонялся языческим идолам, что привело к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахаву в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к вере в одного Бога. Царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил ему, что в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве. И действительно, наступила засуха и голод по всей земле.
По прошествии трех лет пророк Илия велел собрать на гору Кармил всех жителей Израиля. Когда народ собрался, он предложил соорудить два жертвенника: один — от жрецов, другой — от пророка Илии для служения истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, — сказал пророк Илия, — и все должны будут поклониться Ему.
По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду, а затем небо отверзлось, и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю. Увидев произошедшее, миллионы людей сделали для себя выводы.
Позже за свою пламенную ревность о славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице, так его изображает и иконописная традиция. По преданию, пророк Илия будет предтечею страшного второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.
Святитель Николай Чудотворец — покровитель Военно-морского флота
Святой Николай Угодник родился в городе Патаре Ликийской области (ныне Турция). Совсем молодым он был возведен в сан священника. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно трудясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, священник Николай проявлял великое милосердие, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим.
Чудотворный дар Николая открылся, когда он плыл на корабле паломником в Святую землю. Он предупредил команду о надвигающейся буре и оживил матроса, упавшего с мачты.
Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, по дороге Николай предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого дьявола, вошедшего на корабль.
Много других чудес совершил он. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.
Достигнув глубокой старости, святитель Николай в 345 году мирно умер.
Он особо почитается в России как скорый помощник в самых, казалось бы, безнадежных и неразрешимых проблемах — и духовных, и житейских. Трудно представить корабль под российским флагом, на котором не было бы иконы святого Николая Чудотворца.
Покровительница Ракетных войск стратегического назначения — святая великомученица Варвара

Память великомученицы Варвары — святой, которая приняла смерть за Христа в IV веке, — празднуется 17 декабря. В этот день в 1995 году Президент России подписал указ об установлении Дня ракетных войск стратегического назначения. В том же году, побывав в Главном штабе РВСН во Власихе, Святейший Патриарх передал ракетчикам икону св. великомученицы Варвары. Ее изображение теперь есть на каждом командном пункте всех ракетных дивизий России.
Святая великомученица Варвара жила с отцом в городе Илиополе Финикийском, в царствование императора Максимилиана. Она рано лишилась матери. Овдовев, отец сосредоточил все свое внимание на воспитании единственной дочери. Всячески оберегая ее от общения с неугодными людьми, он поселил ее в башне. К ней имели доступ только учителя и служанки.
Однажды, когда отца не было дома, Варвара покинула башню и познакомилась с девушками-христианками, которые рассказали ей об Иисусе Христе и его учении. В сердце девушки загорелось желание быть христианкой. Она приняла крещение.
Вернувшись и узнав о поступке дочери, отец жестоко избил ее, а после предал в руки властей, гонителей христиан. Над ней долго издевались, заставляя отречься от веры, но она не поддалась. По преданию, ночью в темнице осиял несказанный свет, и сам господь явился к страждущей великомученице, исцелил ее раны и утешил надеждою блаженства в Небесном царстве.
На следующий день казнь над Варварой совершил ее отец. Это произошло около 306 года. В предсмертной молитве святая великомученица Варвара просила Господа, чтобы он избавлял всех, прибегающих к ее помощи; от нечаянных бед, от внезапной смерти без покаяния и изливал бы на них свою благодать. В ответ она услышала голос с неба, обещавший исполнить просимое. Сразу после погребения у ее мощей начались чудесные исцеления.
Покровитель внутренних войск МВД России — равноапостольный князь Владимир
Князь Владимир родился в 963 году. В 972 году он стал править Новгородом. В 980 году, победив в войне брата Ярополка, завоевал Киев. Позже покорил Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. У него было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти заставили Владимира сомневаться в истинности языческой веры.
По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою. Но самое сильное впечатление произвел на него православный византийский проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину страшного суда.
Владимир крестился сам, а позже предложил это сделать своим двенадцати сыновьям. Они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними последовали многие бояре, чуть позже и все жители.
После Киева и его окрестностей православная вера была насаждена в Новгороде, Суздале, Ростове и далее везде. Под ее влиянием славянские племена стали объединяться в единое государство.
Эпоха святого Владимира была ключевым периодом для государственного становления православной Руси. Объединение славянских земель и оформление государственных границ державы Рюриковичей происходили в напряженной духовной и политической борьбе с соседними племенами и государствами. Крещение Руси от православной Византии было важнейшим шагом ее государственного самоопределения.
Князь Владимир твердой рукой сдерживал на рубежах врагов, строил города, крепости. Им построена первая в русской истории «засечная черта» — линия оборонительных пунктов против кочевников.
Умер князь Владимир, которого народ назвал Красным Солнышком,15 июля 1015 года. Он правил Русским государством тридцать семь лет.
Покровитель пограничной службы ФСБ России — преподобный Илия Муромец
Достоверных сведений о житии преподобного Илии Муромца Печерского сохранилось до нашего времени крайне мало.
Предполагают, что родился он около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины.
С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев — нищих странников, которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана». Взяв родительское благословение, Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха. Был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.
Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. А обиды тогда было от кого терпеть: в степях рыскало «идолище поганое» (так называли печенегов), леса облюбовали соловьи-разбойники, с хазарской стороны грозил «жидовин проклятый».
Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца, величавом спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. …Мое богатство — сила богатырская, мое дело — Руси служить, от врагов ее оборонять».
Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным.
Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни.

АЛЕКСАНДРА

ИСТОРИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА. — Имя Александра (прост. Лександра) — женская форма от имени греческого происхождения Александр, означает — защитница людей, мужественная, защита мужественная, помощь надежная, мужественная защитница. Хорошее и гладкое имя. Сильное и властное звучание этого имени создает образ повелительницы, солидной и независимой. Она исполнена достоинства и значительности, административного авторитета и идеологической принципиальности, опирающейся на несокрушимость своего потенциала.
«Александра стремится к истине, и стремится в духе мужском гораздо более, чем. носительницы многих других имен». (П.А.Флоренский)
ИМЕНИНЫ И СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ АЛЕКСАНДРЫ.
Александра Амисийская (Понтийская), мученица, 2 апреля (20 марта). Мученица-дева Александра с подругами пострадала за Христа при Максимилиане в 310 г.
Александра Анкирская (Коринфская), дева, мученица, 31 (18) мая, 19 (6) ноября.
Александра Римская, Иикомидийская, императрица, мученица, 6 мая (23 апреля). Царица
Александра, жена царя-мучителя христиан, при виде страданий святого великомученика Георгия уверовала во Христа и мученически скончалась после заточения в темнице в 314 г.
ЗОДИАКАЛЬНОСТЬ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА — Овен.
ПЛАНЕТА-ПОКРОВИТЕЛЬ АЛЕКСАНДРЫ — Марс.
ЦВЕТ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРЫ — Серебристо-серый, голубой, красный в сочетании с темно-коричневым.
ИЗЛУЧЕНИЕ АЛЕКСАНДРЫ — 98%.
ВИБРАЦИЯ АЛЕКСАНДРЫ — 73 000 к/с.
КАМЕНЬ-ТАЛИСМАН АЛЕКСАНДРЫ — Авантюрин.
РАСТЕНИЕ АЛЕКСАНДРЫ — Боярышник, кипарис, гортензия.
ЖИВОТНОЕ АЛЕКСАНДРЫ — Дог, гиппопотам.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА АЛЕКСАНДРЫ — Александра соткана из противоречий.
ТИПАЖ АЛЕКСАНДРЫ — Трудно определимый. Бойкая, беспокойная, неутомимая, всегда рядом. Она, как и ее тотем боярышник, одновременно и очаровывает, и колет. Действует наобум, очертя голову. Попадает в безнадежные ситуации, из которых трудно выпутаться.
ХАРАКТЕР ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА — Обычно характер схож с мужским. Ее натура двуединая и противоречивая. Александра всю жизнь делает вид, что ей все на свете безразлично. Словно сторонясь своего «мужественного имени», она стремится быть особенно женственной, элегантной, загадочной — и это ей вполне удается. Мало сыщется имен столь обаятельных, как это! В Александре нет бойцовских качеств: она сговорчива, старается улыбкой сгладить любой конфликт. У нее множество друзей, вернее, приятелей. Но душу свою она бережет в неприкосновенности даже от самых близких. Если Саша — единственный ребенок в семье, то она становится упрямой и капризной. Неохотно играет с другими детьми.
ПСИХИКА АЛЕКСАНДРЫ — Испытывает острую потребность в обширных контактах с миром. Хорошо развитое, но немного сумасбродное воображение. Любит превращать всех, начиная с родителей, в своих рабов. Производит впечатление замкнутого человека, но в душе она чиста и ждет такой же искренности и правдивости от других. Не прощает малейшего обмана — можно навсегда лишиться ее доверия. Секс в ее сознании исключен из категории высших эмоциональных ощущений.

Значение имени — Александр

Это имя соответствует в основе своей сангвинистическому темпераменту с уклоном к холерическому. Благородство, открытость настроения, легкость обращения с людьми характерны для этого имени; легкость, но не поверхностность. К признакам имени относятся также сердечность и доброта.

В отношении к женщинам — предупредительность, любезность, переходящая без задержек и внутреннего упора в ухаживание, но обыкновенно в силу предупредительности, как нечто такое, что принято, подразумевается и ждется: как готовность поскорее воздать должное, и оно имеет внутреннюю меру остаться в пределах легкого флирта, который заканчивается с такой же готовностью, как и завязывается. Эти отношения, как и вообще отношения с людьми, не взрывают плугом внутренней жизни; если о них нельзя сказать как о скользящих по поверхности, то, пожалуй, самое верное слово будет «катятся»: так два соприкасающихся вала добросовестно вращают один другого, не испытывая страдания от этого временного соприкосновения, но — и тоски, когда соприкосновению наступает конец.

Характер имени Александр

При зубчатом сцеплении каждому из колес необходимо вращаться в ритм с другим или отодвинуться, чтобы не быть поломанным, а при скольжении валов этого соответствия скоростей может и не быть; и каждому из валов почти безразлично, как вращается с ним соприкасающийся. Это о жизненных отношениях Александров, но то же и о соприкосновениях умственных. Тут те же удобоподвижность и готовность, как и то же равнодушие или, скорее, то же недопущение мысли под кожу. Ум Александров четкий и трезвый, слегка иронический, быстр и многосторонен. Но это ум самоудовлетворенный своей гармоничностью, и он боится вопросов, разрывающих недра и могущих, естественно, нарушить установившееся равновесие. Поэтому это ум довольно широкий, но самооберегающийся от пафоса всеобъемлемости, — крепкий и быстрый, но без духовного натиска; справедливо взвешивающий многое, но не врывающийся в глубину, — не столько потому, что не может, сколько чтобы уберечь себя от потрясения.

Благородство этого духовного склада, рыцарство — не вспышка и порыв, а склонность, оформленная вроде правила, и потому легко получает несколько искусственный характер. Тогда это благородство программно и отвлеченно, однако не как маска лукавства, а скорее, как

искренне ценимая роль, за которую надо держаться отчасти из-за самолюбия. Готовность вступаться за всякую правду слишком формальна, и правда вообще может быть у Александров неправдой в частности, в конкретной жизни. Некоторая холодность ума, ради поддержки гармонии, восполняется аффектацией. Это «вообще» в характере делает имя Александр типическим для великих людей, оно наиболее им свойственно, ибо «вообще», сказанное в полный голос, — а так именно оно говорится у великих — становится общечеловеческим и истинно человечным.

Имя Александр хочет быть микрокосмом и, когда получает достаточный питательный материал для оформления, то становится таковым: гением. Но эта гармония и самоудовлетворенность имени Александр может быть не по плечу всякому: не имея сил стать даже большим, он, помимо желания, тянется к великости. Баобаб в цветочном горшке — все баобаб, хотя и заморенный и хилый, но если бы кто-то сказал, что ему лучше в данных условиях быть только редиской, тот, вероятно, не ошибся бы. Однако совет его был бы впустую. Так и Александр есть Александр; Но «великость» в малых размерах, «великость» обыкновенных Александров дает карликовые деревца японских садов.

В Александрах обычно некоторая тонкая отрешенность от жизни. У них подрезаны какие-то тончайшие, почти незримые волосные корни, но эти корни существенны для питания: они уходят в недра жизни, в миры иные. Отсюда некоторый уклон к отвлеченным началам, построения жизни по схемам, рационализирование, хотя и в очень тонком виде: Александр отвлеченен не по воле к рационализму, не жаром самоутверждающегося разума, а за недостатком питающих его начал жизни; его рационализм не положительный, а отрицательный. Поэтому этот тонкий рационализм лишен наступательной энергии, фанатизма, страстности, обнаруживает готовность к гибкости и уступчивости, мягок или, точнее сказать, эластичен и житейски удобен. Сама программность Александров, о которой говорилось выше, имеет источником отсутствие достаточно плотного соприкосновения с космосом; Александр не видит своей нарочитости, ибо не имеет притока извне, бытийная вязкость которого противостояла бы его поведению по схемам: он берет в основу отвлеченные схемы опять-таки не по особой любви к ним, а за неимением первоначальных жизненных впечатлений из глубин. И его нарочитость оценивается им не как неискренность, а как жизненный remplis sage ( высшая мудрость фр.) лучшего сорта, — да из remplis sage’ ей это действительно исход наилучший; в самом деле, если у меня нет вдохновения к действию, а действовать необходимо, то нарочитое благородство предпочтительно таковым же неблагородству.

Великий Александр, будучи микрокосмом, в себе самом нашел бы источники желанных решений; малый же Александр, тоже самозамкнутый, — должен искать в себе же источники, и решение естественно идет от рассудка — схематичное и отвлеченное, но все же гармоничное настолько, насколько может быть гармоничным рассудочное решение. В связи с тем свойством, которому не находится более подходящего названия, нежели отвлеченность, хотя это название и не вполне удачно, имя Александр придает личности законодательность. Не по воле к власти, а по своей наджизненной и отчасти внежизненной структуре Александр легко делается центром неких норм для окружающих и садится, усаживаемый или притязающий воссесть, на некоторую трибуну. В этом проявляется отмеченная выше самозамкнутость, самодовлеемость Александра: он — монада, не имеющая окон.

В больших размерах это свойство довлеемости есть условие гениальности. В малых же — какой-то неприспособленности к жизни, хотя в смысле более тонком, чем внешняя успешливость; дело-то и жизнь Александра сопровождаются успехом, даже гораздо выше среднего, но он не отменяет более тонкого впечатления какой-то не то незадачливости, не то недовершенности. Впрочем, гениальность ли или жизненная неприлаженность, но и то, и другое, как свойство монады, ведет к внутреннему одиночеству. Приятели и любимые товарищи, ценные собеседники и желанные гости в отношении всех и вообще, Александры не могут и , не хотят делаться таковыми в частности и в отношении единственных лиц, такая единственность вторгалась бы требовательно в их гармонический мирок и распахивала бы окна, которые должны быть в нем закрыты.

Лучшие, какие только могут существовать, приятели, Александры не суть лучшие други, именно потому не суть, что они, как круглые, катятся ко всем, ни в кого не втыкаясь острым ребром, но и ни за кого не зацепляясь. Может быть, дружбе, как цемент, нужны страдания, и там, где все гладко, нет почвы и для разрывающего монадные оболочки объединения. Приятность Александров вообще не дает им быть до конца близкими и до конца открытыми в частности: такая близость всегда сопровождается звучанием трагическим, а трагизм и дионисство неотделимы друг от друга. Александры же не хотят дионисства, как прямо противоположного их уже данной цельности. Близость до конца кажется Александрам и стеснительной, и несправедливой, а кроме того — аффектированной. Достойно внимания, что Александры признают настоящую аффектацию в стиле французских трагедий, когда она сознательна, и боятся, как аффектированных, избытков жизни, когда они стихийны, — боятся греческой трагедии.

В силу своей самодовлеемости, в силу монархичности своей природы, Александры могут быть очень щедры и великодушны; они могут без оглядок жертвовать своим. Но они мало склонны жертвовать собой, и это создает при близости к ним преграду для совсем близкого общения, и наоборот — отсюда чувство отрешенности их. Живые и веселые на поверхности, внутри они питают струйки пессимизма. Несмотря на успехи, несмотря на всеобщее признание, они не удовлетворены: все чего-то главного не хватает. Но этот пессимизм их не есть ни теоретическое убеждение, которое, напротив, скорее оптимистично, ни органическая боль, а нечто вторичное и производное, хотя и необходимое: неразлучная с ними тень их самодовлеемости. В итоге: Александр есть имя не самое глубокое, но самое гармоничное, самое внутри себя пропорциональное.