Святые о милостыне

Всегда ли следует подавать милостыню просящим?

Во всех, даже самых, казалось бы, простых и очевидных вещах, Церковь всегда призывала нас к рассудительности. Одним из таких очевидных, но не всегда простых вопросов является следующий: всегда ли нужно без разбора подавать милостыню? Попробуем узнать, что отвечают на это Библия, святые отцы и современные священники.

Зачем нужно благотворить ближним?

Наиболее лаконичный ответ на вопрос о значении милостыни можно найти в Заповедях блаженства: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7). Что означает здесь «помилованы»? Очевидно, что за это им простятся многие грехи. Другими словами, Господь отнесется к людям после их смерти так же, как и они относились к своим ближним при жизни: милующего — помилует, жестокого — накажет.

Читать также:

В Ветхом Завете мы встречаем другую формулировку: Благотворящий бедному дает взаймы Господу и Он воздаст ему за благодеяние его (Притч. 19, 17). Чем именно воздаст Господь, здесь не уточняется. Но есть в «Притчах Соломоновых» и другое высказывание: Дающий нищему не обеднеет (Притч. 28, 27). Какое именно богатство — здесь не уточняется, но можно предположить, что и материальное тоже.

Вот в погоне за этими земными благами обычно и совершается большинство сегодняшних дел милосердия. Почему часто и звучит популярный «слоган» неизвестного происхождения Рука дающего не оскудеет. Но очевидно, что для истинных христиан это не может быть единственным стимулом для благих дел, так как мы ищем не земного, а небесного. Сравните это со словами святителя Иоанна Златоуста:

Велика сила милостыни… Бедные — врачи наших душ, благодетели, предстатели, потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь… Ты даешь хлеб, а получаешь жизнь вечную, даешь одежду, а получаешь одеяние бессмертия, даешь пристанище под своим кровом, а получаешь Царство Небесное, даешь блага погибающие, а получаешь блага постоянно пребывающие.

Следовательно, через милостыню Сам Господь дает нам возможность угодить Ему, через простое благодеяние, дела милосердия, как бы «компенсировать» тот недостаток добродетелей, который нам всегда присущ. Вот почему еще святитель называл милостыню царицей добродетелей, весьма скоро возводящей людей в Небесные своды.

Но существуют два важных момента, два предостережения, которые могут просто аннулировать наши добрые дела или намерения, если их не учесть:

  • подавать милостыню можно только из праведного богатства, заработанного честным трудом;
  • своими благодеяниями не стоит гордиться и говорить о них вслух (пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6, 4); Нет пользы от благотворительности, о которой трубят трубою… (свт. Василий Великий)).

Примеры из жизни святых

Наиболее яркое, пожалуй, представление о важности благотворительности дает история из жития святого апостола Фомы. Раздавая богатство индийского царя, предназначенное для строительства земного замка, нищим, он построил ему вместо этого нерукотворный дворец на небе, что увидел впоследствии и подтвердил внезапно умерший брат царя.

В житии преподобного Пафнутия Боровского встречается другая история, также подчеркивающая значимость дел милосердия. Ему было откровение по поводу одного умершего человека, который при жизни любил благотворить нищим. Этот человек стоял перед огненной рекой, которая преграждала ему путь в райские селения. И тогда неизвестные нищие стали один за одним ложиться перед ним, образуя своеобразный мост, по которому он и прошел через реку.

Пафнутий Боровский говорил, что Господь мог бы послать к этому человеку и ангелов, чтобы они его перенесли, но так сделал именно ради его большого «нищелюбия».

«Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих»

В то же время уже в раннехристианских источниках встречается мысль о том, что подавать милостыню не следует безрассудно, нужно знать, кому давать. Так, в «Дидахе», датируемом концом II века, читаем:

Всякому просящему у тебя давай. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен! Горе тому, кто берет! Ибо если берет, имея в том нужду, то он неповинен, а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что взял… Впрочем, об этом сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь.

Еще более резко и категорично высказывался об этом святитель Василий Великий:

Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающихся от просящих по любостяжательности. Кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу, а кто дает всякому мимоходящему, тот бросает псу, который докучает своей неотвязностью, но не возбуждает жалость своей нищетой.

Как видим, и в делах милосердия нужна большая рассудительность, к чему склоняется и большинство современных священников. И даже святитель Иоанн Златоуст, который воспевал благотворительность как одну из высших добродетелей и, в основном, призывал относиться в ней не избирательно к ближним, в то же время писал: …Милостыня предназначена только для тех, которые не имеют силы трудами рук своих удовлетворять своих нужд, или для наставников, всецело посвятивших себя делу учения.

Вспомним также, что более близкий к нам по времени святой, праведный Иоанн Кронштадтский, вначале своего подвижнического пути благотворил всем и каждому без разбора, почему часто приходил домой босым и без верхней одежды. За что даже его супруга Елизавета Константиновна настояла на том, чтобы священническую зарплату отдавали ей, а не мужу, так как не на что было жить.

Но, впрочем, вскоре и он разглядел другую, пагубную сторону такой бессмысленной благотворительности, после чего устроил Дом трудолюбия, в котором давал возможность нищим не только жить и питаться, но и трудиться. И это дело в скором времени вполне оправдало себя.

Кому лучше давать подаяние?

В Священном Писании ничего прямо не сказано о том, кому именно нужно подавать милостыню. В Евангелии от Луки говорится о «всяком просящем». В духе христианских заповедей, кроме того, сказано, что оказывать милость нужно в первую очередь своим врагам. В таком случае нам удастся сокрушить сразу нескольких «змиевых глав»: ненависть, корыстолюбие и лицеприятие (избирательное отношение к ближним).

Евангельская история о женщине-хананеянке наводит на еще одну мысль. Мы помним, что Господь Иисус Христос вначале как будто отказывает ей в помощи исцелить ее больную дочь, объясняя это тем, что она — иноплеменница, а Он «послан только к погибшим овцам дома Израилева». Это указывает на мысль о том, что оказывать милосердие нужно прежде всего также тем, кто для нас является непосредственно нашим ближним, по родству или, так сказать, «территориально», то есть тем, кто в данный момент находится рядом с нами и нуждается в нашей помощи.

Это очень важный момент, нужно заметить. Потому что очень часто в нашей жизни бывает так, что мы ищем каких-то возвышенных и громких подвигов, пытаемся творить дела милосердия каким-то «дальним» людям, а к своим родным и близким относимся презрительно, жестокосердно. Такое лицемерие, конечно, недопустимо для любого христианина, и такая показная благотворительность, можно быть уверенным, пользы не принесет.

Кроме того, есть категории людей, которым пастыри не рекомендуют жертвовать деньги, так как это будет только поощрять их плохие наклонности, и мы станем в этом случае соучастниками их преступления. К таким категориям можно отнести:

  • явных алкоголиков и наркоманов;
  • профессиональных попрошаек (если вы в этом уверены);
  • очевидных тунеядцев (если у них нет физических недостатков, не позволяющих им работать);
  • нагло просящих, требующих милостыни.

Но если вы все же сомневаетесь, нужно ли конкретному человеку подавать милостыню, не уверены на его счет, то лучше все-таки склониться в сторону милосердия, а Господь Сам рассудит. Иначе нам все будут казаться недостойными.

Что и в каких количествах давать просящему?

Закономерно далее возникает вопрос: сколько и чего нужно жертвовать? Священники зачастую говорят, что в сомнительных случаях лучше самим покупать продукты или приносить одежду, то есть оказывать конкретную помощь, а не сорить деньгами. Как правило, в такой ситуации отсеивается более половины просящих. Поэтому лучше не полениться и сходить купить нищему сосиску, булку хлеба или принести что-нибудь съестное из дома.

Причем если вы действительно хотите совершить настоящее дело милосердия, то не тащите нуждающимся то, что предназначено исключительно для мусорника или непригодно к употреблению. Жертва бывает жертвой только тогда, когда вы отдаете лучшее, а не худшее из своих запасов.

Следующий вопрос: сколько давать? Очевидно, что столько, чтобы мы сами после этого не испытывали нужду. Плох будет тот дающий, от щедрости которого впоследствии голодает его семья. Иначе говоря, давать нужно только от излишка. Никто не принуждает нас приносить в жертву две последние «вдовицины лепты». Для нас такой поступок не будет спасительным, мы если и выживем после него физически, то пропадем духовно, так как обязательно возгордимся.

Важно в этом деле также учитывать личные слабости, греховные наклонности. Если, допустим, вы подозреваете себя в жадности, то лучше подавать милостыню чуть больше, чем обычно. Если же человек, напротив, склонен к расточительности, не умеет разумно распоряжаться деньгами, то ему, пожалуй, лучше и вовсе не давать. Впрочем, потраченные не на себя эти деньги, может, и принесут больше пользы, если жертвователь только не будет после этого превозноситься.

Пропьет или не пропьет?

И вот наступает «ключевой момент»… Практика показывает, что он наступает почти всегда и у всех, рано или поздно. Мы пожертвовали деньги человеку и спустя время встречаем его, что называется, не в лучшем своем виде: пьяного, нагло просящего еще, с сигаретой в зубах. Что делать? Ничего.

Очевидно, что подавать милостыню деньгами и даже продуктами больше не надо. Но и осуждать не торопитесь. Вы свое благое дело совершили, как он этим распорядился — уже не ваша вина. Господь жертву принял, можете не сомневаться. Ответственность за бездумную растрату лежит всецело на том человеке (Горе тому, кто берет! — вспомните «Дидахе»). Дальше все предайте в руки Божьи. Возможно, через эту картину, которую вы увидели, Он уберег вас от большего греха, чем нерассудительность — гордыни за свой поступок.

Подробнее о милостыне расскажет протоиерей Владимир Головин:

О милостыне

священник Сергий Николаев

Сострадание, способность переживать чужую беду или боль, тревожиться за чью-то судьбу в большей или меньшей степени свойственно каждому человеку. Это чувство как бы врожденное, и отсутствие его говорит о неком изъяне психики человека, болезненности. А вот проявление своего сострадания в поступках — милосердие — это дело свободной воли личности и ее особенное достоинство. Милостивого человека Господь удостаивает особенной благодати — блаженства, так высоко стоит милостыня в очах Господа. “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” (Мф. 5:7), — говорит Спаситель. То есть за милостыню нам обещана конкретная награда — милость Божия, отпущение наших грехов.

Что же такое милостыня? Когда мы отдаем что-либо, принадлежащее нам, отдаем не по закону или долгу, не с целью получить от человека что-то большее, то по доброте сердца мы творим милостыню. Она может быть выражена в жертве от своего достатка, в жертве своего свободного времени, труда, душевного участия, в слове утешения, в прощении обиды, в молитве за кого-то. Святитель Иоанн Златоуст говорит о милостыне: “Великое дело милостыня. Возлюби ее, которой нет ничего равного, она может и загладить грехи, и избавить от суда. Ты молчишь, — а она стоит и защищает… Столько-то благ от милостыни, а мы не радим и не заботимся? Дай, по возможности, хлеба. Нет у тебя хлеба? Дай, овол (мелкая монета). Нет овола? Дай чашу холодной воды. Нет и этого? Поплачь с несчастным, и получишь награду; ибо награда дается не за вынужденное, но за свободное дело”.

Для верующего человека милостыня является естественным делом веры. “Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе” (Иак. 2:14-17). Апостол Иаков говорит о бездейственном сострадании как о мертвом деле, о вере бездеятельной как о вере мертвой.

Милостыня, пожалуй, самое простое и доступное любому богоугодное дело, способное животворить нашу веру. Нет ничего легче и спасительнее, чем милостыня. А насколько она важна для христиан, мы можем судить по тому, как заботилась о милостыне первая Апостольская Церковь. В Деяниях святых апостолов читаем, что многие христиане приносили деньги для раздачи неимущим (Деян. 4:32-37). Что принято было “ежедневное раздаяние потребностей” (Деян. 6:1-6) и для этого были выбраны и поставлены “семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости” (Деян. 6:3). Апостол Павел советует: “Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог” (2Кор. 9:7).

Любит Бог… И на нашу щедрость отвечает щедростью. В нашем Рождественском храме один престол посвящен святителю Тихону Амафунтскому. Святитель Тихон родился в семье хлебного торговца. Был он жалостлив к нищим и еще отроком часто подавал милостыню. Не имея ничего своего, Тихон раздал отцовский хлеб. Отец был очень огорчен и выговаривал сыну за самовольство. Но мальчик отвечал ему: “Я слышал, что дающий нищим дает взаймы Господу. Пойди открой кладовые и увидишь, что Господь уже вернул Свой долг”. Отец открыл кладовые и увидел, что они наполнены прекрасным хлебом. Картину, изображающую милостыню отрока Тихона, можно увидеть на своде Тихоновского придела в Христорождест-венском храме.

Иногда люди проявляют разумную, как им кажется, бережливость и не спешат с делами милосердия, говоря себе: “Подожду, когда разбогатею, а сейчас и для себя-то не хватает”. Для них можно вспомнить давнюю историю. В одной обители было принято в Великий Четверг раздавать монастырский хлеб нищим. Но однажды случился в этой местности неурожай, и братия монастыря, боясь остаться без пищи, упросила настоятеля не раздавать обычную милостыню. Когда же через некоторое время открыли житницу, то увидели, что пшеница проросла и не может быть употреблена в пищу. Так Господь наказал маловеров за неразумную экономию.

Но есть в истории Церкви и другой пример. Богатая женщина, похоронив мужа и не нуждаясь в большом имении, стала раздавать обильную милостыню. Она повсюду искала нуждающихся людей и благотворила им. Родные роптали на нее: “Ты совсем лишишься достатка, ты сама станешь нищей”. Но милосердная вдова продолжала щедро раздавать. И вот она раздала все. Через день на город напали варвары, он был разграблен и сгорел. Лишь часть жителей спаслась бегством и среди них вдовица. Она единственная не потеряла ничего, ей нечего было оплакивать.

Милостыня станет нашей заступницей в день Страшного суда. …Жил очень скупой человек. Он никогда не подавал милостыни. Однажды он заболел. В горячке приснился ему сон. Видит он, что, умерший уже, стоит он на последнем Суде. Перед ним Ангел держит весы. На одной чаше сложены его грехи. Их целая гора. И на другую чашу Ангел положил небольшую краюшку хлеба. И эта краюшка начинает перетягивать гору грехов. “Что это?” — спросил человек у Ангела. — “Это твоя милостыня, она почти перетянула чашу греха”. — “Но я никогда не подавал милостыни”, — удивился скупой.

— “Да, ты не подавал, но однажды в досаде ты швырнул в голодного нищего краюхой хлеба, чтобы прогнать его. Вот она, эта нечаянная милостыня”, — отвечал Ангел. Человек проснулся. Он все понял. После выздоровления он воспользовался возможностью помилования — давал щедрую милостыню. “Блажен разумеваяй (понимающий) на нища и убога, в день лют избавит его Господь” (Пс. 40:1).

В прежние времена воскресные и праздничные дни было принято посвящать делам милосердия. Православные после церковной службы посещали больных, заключенных, одиноких. Приносили кто что мог. Так и говорили: “навестить больницу, темницу и вдовицу”. В один московский храм ходит очень пожилой человек. Ходит он на раннюю литургию. После службы он некоторое время отдыхает в храме на лавочке. Как-то мы разговорились. “Хожу после службы в дом престарелых. Рядом здесь. Принесу с собой батон, а иногда немного карамели. Им особо ничего не надо, кормят пока. А вот поговорить не с кем. Есть лежачие, им еще труднее. Вот и хожу Христа ради. Поговорю, чаю попью с ними, им радость”.

Спаситель принимает и самый малый дар: “И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды… истинно говорю вам, не потеряет награды своей” (Мф. 10:42).

Можно заметить, что люди милосердные, добрые, щедрые на милостыню более спокойны и оптимистичны. А те, кто разбирает нуждающихся на тунеядцев, бездельников и недостойных, отвечающие на жалобу или просьбу: “Сам виноват”, “много вас”, — эти люди больше боятся жизни, они более беспокойны. Конечно, ведь душа наша знает и чувствует все, и то, что, не оказавши милости, и мы не вправе рассчитывать на милость Господа.

Но есть один род милостыни особый. Во всякий день каждый верующий церковный человек, читая вечерние молитвы, произносит и такие слова: “Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную”. Те, кто ходит в церковь, за каждой службой слышат слова священника или диакона “Еще молимся … о создателях святого храма сего… о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся…” Это сугубая ектения, или просьба к верующим помолиться особо о приносящих плоды своих трудов и трудящихся в храме людей. Кто же эти люди? И почему молятся о них особо, прося Господа исполнить их прошения (если они, конечно, ко спасению), прося даровать им вечную жизнь?

Основав земную Церковь, Спаситель заботы о ее материальном существовании возложил на милосердие ее членов. Так Сам Иисус, покинув родной дом, три с половиной года жил как странник и пришелец милосердием и участием некоторых людей: Марии и Марфы из Магдалы, их брата Лазаря, Своей родственницы Саломии, некоего Симона и других. И после крестной смерти Спасителя Ему послужили богатые люди — Иосиф из Аримафеи, отдавший свою гробницу для погребения Христа, и Никодим, купивший все необходимое для этого обряда.

Традиционно и для чад Православной Церкви заботиться о священнослужителях и о Доме Божием — храме.

Рождественский храм в селе Заозерье построен на средства и попечением Гавриила Васильевича Рюмина. Сын его, Николай Гаврилович, и купец Платон Михайлов позаботились пристроить приделы Никольский и Тихоновский. Семья местных фабрикантов Барановых щедро благотворила этому храму. Заботы о нем были уделом В.С.Чайкова. Он был старостой Рождественского храма в конце прошлого века. Эти люди жертвовали свои собственные средства, умение и время на строительство и украшение нашего храма. Естественно, что мы молимся о милостивцах. В архивах многих церквей сохранились имена благотворителей, на чьи средства были произведены те или иные работы, куплены иконы или утварь.

Конечно, не все имена сохранились в записях, но Господь принял их жертву и знает их. А мы молимся о “плодоносящих и доброделающих”. Многие заботы, связанные с жизнью храма, берут на себя безвозмездно, то есть Христа ради, милосердные прихожане и даже нездешние верующие люди. Кто-то моет полы, кто-то поет, кто-то чинит и шьет облачение. И о них мы молимся.

Участие в строительстве и украшении церквей всегда очень ценилось нашими соотечественниками. Глядя на величественные здания и благолепие убранства православных храмов, не лишне будет вспомнить, что свою лепту в это великолепие внесла каждая семья из окрестных селений. Из каких средств ни явилась бы сумма на строительство нового храма или на ремонт ветшающего, но часть ее всегда составляли милосердные приношения прихожан и даже нездешних, незнакомых людей. Сборщики с кружками, собирающие “на храм”, ходили повсюду. У Николая Алексеевича Некрасова есть стихотворение “Влас”, где поэт подробно и удивительно ярко рисует жизнь сборщика милостыни на строительство церкви. Как он

Ходит в зимушку студеную,
Ходит в летние жары,
Вызывая Русь крещеную
На посильные дары.

И дают, дают прохожие:
Так из лепты трудовой
Вырастают храмы Божии
По лицу земли родной.

На храм Христа Спасителя в прошлом веке собирали средства по всей Руси пятьдесят лет. И хотя требуемая сумма никак не могла быть составлена из народных пожертвований (основные средства дала казна), но участвовать в строительстве храма мог каждый, ведь этот храм был задуман как благодарственная жертва, как свеча от всего русского народа.

Но храм нужно не только построить или отремонтировать. Для того, чтобы он мог жить, чтобы в нем могла беспрепятственно совершаться служба, кто-то должен заботиться о тепле, о свете, о чистоте, об утвари.

Вы приходите в храм, видите сияющие подсвечники, промытые окна, чистые пелены у икон. Кто потрудился над этим? В каждом храме есть свои трудолюбивые и милосердные прихожанки, которые поддерживают чистоту в храме, помогают чинно совершаться богослужению, наблюдают за порядком. Осень ли, весна, прошел ли дождь, много дорожной грязи остается на полу после службы. Все это нужно вымыть. Да еще вычистить подсвечники, вымыть стеклышки у икон, лампадки. Постирать и погладить облачение. Сменить пелены у икон к празднику. И много, много чего еще, что только они, труженицы, знают. Случится ли, придет на службу не знающий церковного порядка человек, они подскажут ему, при случае и поправят: “Уж не обессудь, в чужой монастырь со своим уставом не ходят”. И все это они делают не за плату, а безвозмездно, Христа ради. Это их милостыня. Жертва. Кто был в Рождественском храме и рассматривал центральный иконостас, тот, может быть, заметил на верхнем ярусе фигуры женщин с кувшинчиками в руках, поднимающихся как бы по горным уступам к каменному отверстому Гробу Спасителя. Это жены-мироносицы, несущие ароматное масло, чтобы помазать тело распятого Иисуса. Масло и в древнем, и в современном религиозном искусстве — символ милости. Милостыня, оказанная Христу, то есть ради Христа, как бы поднимает этих женщин к Самому Воскресшему Богу. “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” (Мф. 5:7). И стоит мне, придя в храм, лишь только взглянуть на изображения спешащих к Гробу Господню мироносиц, как в памяти сами возникают имена наших рождественских “мироносиц”, так иногда называют милосердных тружениц, подвизающихся в церкви. “Еще молимся о здравии Анны, Марии, Антонины, Раисы, Лидии, Татианы…”

Казалось, милосердие никак не может быть подвергнуто осуждению. Но враг человеческий, ненавистник нашего спасения и здесь пытается помешать доброму делу. “Зачем такая трата средств на содержание и украшение храма? Можно ведь эти деньги отдать неимущим и тем послужить Христу”, — повторяют вслед за приезжими проповедниками некоторые горе-христиане. В ответ на эти упреки можно вспомнить одну евангельскую историю. Однажды в доме, где трапезовал Спаситель, к нему подошла женщина с алавастровым сосудом драгоценного мира и возлила ароматы на Иисуса. “Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим” (Иоан. 12:5), — вознегодовал один из учеников. Был это Иуда, позже предавший Христа. “Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор” (Иоан. 12:6).

Так вот чьи слова повторяют некоторые “милосердные к неимущим” христиане! Что же ответил Иуде Христос? “Оставьте ее … ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня — не всегда” (Иоан. 12:7-8). Благотворение Христу выше нежели благотворение человеку. Храм мы называем Домом Божиим, невидимо в нем пребывает Господь. Украшение и содержание храма — желанная и драгоценная для Господа жертва.

Преподобный Еразм, возлюбив Божии храмы, отдал на Печерскую церковь все свое значительное состояние. Но лукавый враг стал через некоторое время смущать его: “Лучше бы ты отдал свои деньги нищим. Они бы молились о тебе”. Видно, лукавый не гонится за новшеством, и пользуется привычными методами. Еразм впал в уныние, думая, что ошибся в доброделании. А потом и вовсе обратился к беспутной жизни. Но Господь не оставил его. Когда Еразм тяжело заболел и печерская братия была готова к тому, что он так и умрет без покаяния, и очень печалилась о нем, явилась болящему Божия Матерь и сказала: “Еразм! За то, что ты украсил церковь Мою, и Я украшу тебя и возвеличу славою в царстве Сына Моего. Встань, покайся и прими ангельский образ (монашество), а в третий день я возьму тебя чистым к Себе, так как ты возлюбил благолепие дома Моего”. Блаженный Еразм выполнил указанное и, очистившись покаянием, в третий день почил в мире. Это замечательный пример особого Божиего благоволения к устроителям и украшателям храмов.

К этой давней истории мне хотелось бы добавить и две современные. Одна из них случилась с прихожанкой нашего храма. Умер пожилой хороший, сердечный человек, прихожанин Христорождественского храма. Через некоторое время вдова его обратилась ко мне с вопросом. Дело в том, что племянница почившего увидела его во сне, и он сказал ей: “Со мной все хорошо, мешает только то, что мы забыли отослать деньги, которые обещали”. Что это за обещание и что за деньги, племянница не знала и пересказала сон вдове. Та сразу вспомнила, что незадолго до смерти мужа смотрели они телевизор, передачу о храме святого апостола Андрея Первозванного. Назвали в передаче и расчетный счет. Супруги почему-то решили послать туда некоторую сумму. Да за делами — забыли. Теперь женщина пришла с вопросом, что же ей делать? Как поступить? Видно, не простое это дело — милосердие к Дому Божию.

Помню еще одну историю, рассказанную одной знакомой. Она, пожилая женщина, каждое лето ездила работать каменщицей на реставрацию или строительство церквей. Помогала бесплатно — Христа ради. Однажды она взяла с собой пятилетнего внука. Через некоторое время, уже по возвращении, мальчик рассказал ей: “Мне сегодня ночью Ангел Божий сказал, что меня записали в живую книгу за то, что я подносил кирпичики на стройке”. Что это за “книга живая”? Пятилетний малыш был церковный мальчик, он знал про Ангелов, но о “живой книге”, или Книге Жизни, слышал впервые. Что ж, может, из этих кирпичиков и сложится для него лестница в Царство Небесное.

Милосердная жертва доступна каждому. Придя в храм, вы покупаете свечу, ставите ее перед иконой. Что это? Нужна ли свеча Спасителю, или Божией Матери, или Святому? Нет. Свеча — это символ вашей горячей молитвы. А заплатив за нее деньги, вы даете жертву на храм. Но если вы покупаете свечу с огорчением сердца, то лучше не покупайте ее вовсе. Господь примет вашу молитву и без нее. “Уделяй по расположению сердца”, — говорит Апостол (2Кор. 9:7). Людей, редко бывающих в церкви, смущают ящички или кружки, имеющие надписи “на ремонт”, “на общую свечу”, “на масло”. Некоторым кажется, что с них беспрерывно требуют деньги. Но это не так. На поднос или в кружку вы кладете деньги лишь тогда, когда сами этого желаете и столько, сколько желаете. Но скажите, приятна ли Господу ваша жертва, если она дается не от чистого сердца, с огорчением, с пересудами или по принуждению? “Награда дается не за вынужденное, но за свободное дело”. Но не будем заниматься математическими подсчетами: кто кому? Бог ли нам, мы ли Богу. Проще, не сомневаясь, исполнить заповедь “просящему — дай!” Каждый сколько может.

Во время строительства Константинопольского храма одна богатая вдова, римлянка по имени Марция подарила храму восемь парфировых колонн необычайной ценности. На свои средства она доставила их морем из Рима в Константинополь. А Спаситель указал на бедную вдову, положившую в сокровищницу храма всего две лепты, как на самую щедрую благотворительницу. Кто сколько может.

Прежде каждый храм имел своих попечителей, богатых благодетелей, на средства которых, в основном, и содержался. После политического переворота 1917 года казалось, что о благотворительности для церкви не могло быть и речи. Но никакая политическая система не может отменить Бога. Господь все Тот же, заповеди все те же. Известно множество случаев, когда люди, занимавшие значительные должности, не имеющие возможности открыто прийти в храм, благотворили ему. Кто-то помогал достать дефицитный, особенно после войны, стройматериал. Кто-то ставил свою подпись на разрешении подключить храм к энергосети. А какой-то, пусть даже начальник, оберегал от притеснений.

Сейчас директора, владельцы предприятий, а также люди с большими возможностями беспрепятственно могут благотворить нашей Церкви. Появилось новое слово — спонсоры. Слава Богу, некоторые люди входят в наши проблемы, помогают. Мы даже завели отдельную книжечку — синодик поминать благотворителей. Без них в современных экономических условиях ни один храм не выжил бы, как, впрочем, и в дореволюционные годы. Отопление, свет, крыша, газ — это наши заботы. Но это и люди. За решением каждой проблемы стоит человек или несколько, которые не по долгу службы, не из какой-то корысти, престижа или моды, а по расположению сердца уделяют храму то, чем могут помочь. Будь то деньги, материалы, трудовые руки, квалифицированный совет. Мы радуемся за них, ибо по словам Апостола: “Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет” (2Кор. 9:6).

И все же бывает грустно. Одна пожилая прихожанка сказала, что даже во время войны наш храм выглядел лучше, потому что люди больше заботились о нем. Их сердца лежали к храму, он был своим. Теперь всем все равно. Очень жаль, но похоже на правду. Не всем, но очень многим все равно. Все труднее найти помощников.

Да, иногда кажется, что уйдут от болезней или по старости наши “мироносицы” и некому будет заботиться о Доме Божием, некому петь на клиросе, печь просфоры. Грустно.

Но тогда я вспоминаю раннее утро, “утро глубоко”, как поется в пасхальном песнопении, и группу женщин с кувшинчиками масла, спешащих к каменному Гробу. Вспоминаю наш Рождественский иконостас с фигурами мироносиц, поднимающихся в гору, и печаль проходит.

И верится, что опять кто-то придет, чтобы отдать свое любящее сердце и трудовые руки, свои таланты и умение ради Господа, ради Христа, как щедрую милостыню родному храму. Да и не может быть иначе. Без дел милосердия нам не спастись, не подняться к воскресшему Спасителю. А потому, братья и сестры, не будем забывать о чудесной милостыне. И пусть она стоит за нами, когда мы с надеждой взываем к Господу даже в самой короткой молитве: “Господи, помилуй”. Аминь.

Святые отцы о милостыне

«Свойство милостыни есть сердце, сгорающее любовию о всякой твари и желающее ей блага. Милостыня состоит не в одном подаянии, но в сострадании, когда видим сродного нам созданного человека в каком-либо злострадании и, если можем помочь ему чем-либо, помогаем. Оная (милостыня) изображена в шести заповедях Евангелия от Матфея, глава 25. А подаяние есть токмо часть милостыни; надобно и оное творить по силе, без смущения и разбирательства, — хоть немного подать, но с благим произволением и надеждою…»

Преподобный Макарий Оптинский

«Есть два рода благотворения: первое благотворение собственной своей душе делами благочестия со смирением и неосуждением других, чтобы не подвергнуться тому, чему подвергся фарисей; второе благотворение внешнее, внешними средствами, которые также приносят пользу нашей душе, если не судим и не доверяем своему помыслу, что будто бы средства эти не так употребляются. Полезнее всего благотворить и веровать несомненно, что получим за это от Господа воздаяние, по сказанному у пророка Даниила: избавление мужа души свое ему богатство (Притч. 13: 8). И в другом месте: милостынею и верою очищаются грехи (Ср.: Притч. 16: 6)».

Преподобный Амвросий Оптинский

«Оказывать страннолюбие и исполнять заповедь о нищих вы должны по силе своей, соразмеряя сие с делом терпения. Если будете иметь в руках и излишек, то и тогда раздавайте соразмерно, чтобы сие не обратилось в постоянный обычай приходящим. Иначе, когда и случится у вас самих оскудение, нуждающийся опять станет искать того же, что получил прежде. Потому тщательно узнавайте, по какой причине просит приходящий. Если это будет и вор, то, как сказали отцы, дайте ему в благословение хлеб и отпустите. А как есть и такие, которые приходят сюда лишь отягощать вас, то не давайте им повода к дерзости, ибо они приходят отягощать вас из скупости, не имея действительной нужды. Одежды же не давайте никому без рассмотрения, исключая того, когда нуждающийся будет человек весьма богобоязненный и стыдится просить. Разузнав истину, если окажется, что он совершенно нестяжателен и просит Бога ради, а не по невоздержанию, окажите ему сострадание».

Преподобный Варсонофий Великий

«Не проходи же, человек, мимо бедняка с протянутой рукою, хотя во имя того, что эту руку протягивает в его лице Сам Господь».

Святитель Иоанн Златоуст

«Если имеешь что лишнее сверх дневной потребности, раздай это нищим и иди с дерзновением приносить молитвы свои, т.е. беседуй с Богом, как сын с отцом. Ничто не может так приблизить сердце к Богу, как милостыня, и ничто не производит в уме такой тишины, как произвольная нищета. Лучше, чтобы многие называли тебя невеждою за простоту, нежели — мудрым и совершенным по уму за славу (в сирийском тексте: «за твою бережливость»). Если кто, сидя на коне, протянет к тебе руку, чтобы принять милостыню, не откажи ему, потому что в это время он, без сомнения, скуден, как один из нищих. Когда же подаешь, подавай с великодушием, с ласковостью на лице, и снабди его в большей мере, нежели сколько просил он. Ибо сказано: посли кусок твой на лице бедного, и не по многом времени найдешь воздаяние (Ср.: Еккл. 11: 1)».

Преподобный Исаак Сирин

«Благоутробный и милостивый Бог повелел и нам быть благоутробными и милостивыми, и печалиться как о себе самих, так и друг о друге».

Преподобный Симеон Новый Богослов

«Перенося милостынею тленное имущество свое на небо, христианин неприметным образом перенесет на небо сердце свое, как Сам Господь засвидетельствовал: Идеже бо сокровище ваше, ту и сердце ваше будет (Лк. 12: 34)».

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Подготовил Илья Алексеев