Святые о России

Пророчества святых о России и о предстоящей войне

Русский народ — Богоносец!
04.05.15
+ + +
Старец Оптиной Пустыни Схиархимандрит Варсонофий говорит:
» Во все времена шли и идут против России, то есть, против Церкви Христовой, ибо русский народ — Богоносец, в нем хранится истинная вера Христова…».
——————————————————-
В этом(!) смысле русский народ — Божий народ. Богохранимый русский народ!
Еврейский народ бесспорно — Богом избран (об этом говорит весь Ветхий Завет). Но по какой причине?
Избран этот народ для рождения из него Спасителя миру был именно по причине того, что народ еврейский более всего был развращен и более погибал духовно, чем все остальные народы, населявшие планету! А Бог есть — любовь.
Мы же — русский народ — Новый Иерусалим ( опираемся на Новый Завет)! Наша цель — Иерусалим НебесныЙ. Что и подтверждают все старцы и все православные святые.
————————————
Старец Порфирий известный прозорливец, пастырь наш, живший в Глинской Пустыни, говорил:
«Со временем, падет вера в России. Блеск земной славы ослепит разум, слова истины будут в поношении, но за веру восстанут из народа неизвестные миру и восстановят попранное».
————————————
Старец Алексий Зосимовский, находясь в Чудовом монастыре при выборах патриарха, громко воскликнул:
«Кто это тут говорит, что. пропала Россия? Что погибла? Нет, нет, она не пропала и не погибнет, — не пропадет — но надо значит через великие испытания очиститься от греха Русскому народу. Надо молиться, каяться горячо. Но Россия не пропадет и не погибла Она».
————————————
Старец Анатолий Оптинский, в первые же дни революции, в феврале 1917 года, описал пророчески будущее России:
«Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. Явлено будет великое чудо Божие, да… И все щепки и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся и соединятся и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем Богом предназначенным. Так это и будет явное всем чудо».
————————————
Преподобный Батюшка Серафим Саровский Чудотворец:
«Пройдет более чем полвека, тогда злодеи поднимут высоко свою голову.
Будет это непременно, — сказал старец, — Господь, видя нераскаянную злобу сердец их, попустит их начинаниям на малое время, но болезнь, их обратится на главу их…
Земля Русская обагрится реками кровей, и много людей побиено будет за Великого Государя и целость Самодержавия Его; но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле Русской, потому что в ней одной… сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского».
—————————————
Из книги архиепископа Серафима Соболева:
«Мы имеем пророчество величайшего угодника Божьего прп. Серафима Саровского о том, что Россию, ради чистоты православия, ею исповедуемого, Господь помилует от всех бед и она будет существовать до скончания века, как сильная и славная держава… Господь восстановит Россию, и Она вновь сделается великой и будет самым могущественным оплотом в мире для грядущей борьбы с самим антихристом и всеми его полчищами». (Из книги «Русская идеология» архиепископ Серафим Соболев)
——————————————
Схиеромонах Аристоклий, афонский старец, перед смертью сказал:
«Сейчас, мы переживаем предантихристово время. А Россия будет спасена.»
Он же:
«Много страдания, много мучения претерпит Россия. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейший грех, а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией».
За десять дней до своей кончины, 6 августа 1918 года старец сказал:
«1. Бог отнимет всех вождей, чтобы только на Него взирали русские люди.
2. Все бросят Россию, откажутся от неё другие державы, предоставив ее себе самой, — это чтобы на помощь Господню уповали русские люди.
3. Услышите, что в других странах начнутся беспорядки и подобное тому, что и в России, и о войне услышите и будут войны, — вот уже время близко».
А дальше старец сказал, что «Крест Христов засияет над всеми мирами, потому что возвеличится наша Родина и будет, как маяк во тьме для всех. Какой-то необычный взрыв будет и явится чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не на очень долго».
——————————————
Прп. Иоанн Кронштадский:
«Да, через посредство державных лиц Господь блюдет благо царств земных и особенно благо Церкви Своей… — и величайший злодей мира, который явится в последнее время, — антихрист, не может появиться среди нас, по причине самодержавной власти…»
«Россию куют беды и напасти. Крепись, Россия! Кайся и молись…
Господь, как искусный врач, подвергает нас разным искушениям, скорбям болезням и бедам, чтобы очистить нас, как золото, в горниле. Вот цель бед и скорбей, посылаемых нам Богом в этой жизни». «Но я предвижу и восстановление мощной России, еще более сильной и могучей.
На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; (и) крепкая своей верою в Христа Бога и во Святую Троицу; и будет по завету св. князя Владимира — как единая Церковь. Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».
—————————————
Старец Серафим Вырицкий.
Был последним духовником Александро-Невской Лавры. Сей благодатный пастырь тысячу дней и тысячу ночей молился о спасении России, повторив подвиг преп. Серафима Саровского. Вот одно из его пророчеств, записанное в Вырице:
«Пройдет гроза над Русскою Землею. Народу русскому Господь грехи простит, и Крест Святой Божественной красою на Божьих храмах снова заблестит. Открыты будут, вновь обители повсюду, и вера в Бога всех соединит, и колокольный звон всю вашу Русь Святую от сна греховного к спасенью пробудит. Утихнут грозные невзгоды своих врагов Россия победит, и имя Русского, Великого Народа, как гром по всей вселенной прогремит!»
——————————————
Преп. Серафим Саровский:
«Все то, что носит название «реформаторов» и принадлежит к «бытоулучшительной партии» — есть истинное антихристианство, которое, развиваясь, приведет к разрушению Христианства на земле и отчасти Православия и закончится воцарением антихриста над всеми странами мира, кроме России, которая сольется в одно целое с прочими славянскими и составит громадный народный океан, перед которым будут в страхе прочая племена земные. И это так верно, как дважды два — четыре.»
«У нас вера Православная, церковь, не имеющая никакого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие, — сих врата адова одолеют».
——————————————-
О войне.
Схимонахиня Нила (Новикова):
— Что будет! Что будет с Россией и с нами всеми! Так повторила несколько раз, затем, как будто успокоившись, сказала:
— Нет, рассказывать ничего не буду, не благословляет Господь.
Потом, обратясь к находящимся в келье, добавила:
— Надо искать дом рядом с храмом, только так спасётесь. Дома трудно — бегите в храм!
Духовным оком матушка видела, что нынешнее и следующее за ним поколения ожидают, быть может, еще более тяжкие скорби и испытания. Чаще всего она рассказывала о своем лагерном опыте выживания в условиях голода, когда нет практически никаких запасов еды:
— Как страшно голодать, не дай Бог вам такое пережить. В лагере хлеба почти не видели. Когда вышла на свободу, думала, что никогда не наемся хлеба. А ведь грядёт голод. В детские годы на Украине бывало посмотришь вокруг — до горизонта хлеба стоят, колосья налитые, один в один. Ветер подует, — как волны по морю идут до самого горизонта. Никаких сорняков в них не было. А ныне посмотришь — до самого горизонта один бурьян виднеется. Забросили землю, а она — кормилица. Нужно всем трудиться на земле. Людям придётся отвечать за то, что земля не возделана. Оттого и голод наступит, что земля брошена. Если есть участок, каждый клочок земли надобно обработать, засеять, и земля поможет выдержать голодное время. Сажайте картошку, овощи на всех участках, где дадут, заводите кур. Трудно станет — картошку с огурцами будете есть.
— Запасы не спасут, потому что голод начнется не сразу. С каждым годом будет становиться все труднее, урожаи будут падать, всё меньше земли станут обрабатывать. Всем нужно постараться быть поближе к земле. В больших городах жизнь будет очень трудная. Голод такой настанет, что люди будет лезть в дома, чтобы найти съестное. Будут бить стекла окон, разбивать двери, убивать людей за еду. Оружие будет у многих в руках, и жизнь человеческая ничего не будет стоить.
— В пришествие антихриста наступит голод такой, что злаков не будет. Надо будет заготавливать липовый лист, крапиву и другие травы, сушить, а потом заваривать — этого отвара будет достаточно для питания.
Матушка говорила, что к концу времен на месте Санкт-Петербурга будет море. Москва же — только частично провалится, там множество пустот под землей. А когда будет кровь литься по улицам, то встанут на защиту Столицы и славян все ее многочисленные святые. В Кремле все встанут и по окраинам.
Когда же её спросили о доме и поселке, где она жила, матушка сказала:
— Ничего не останется от поселка. Моя хатка останется и ещё одна. Будет война, разрушения, но моя хатка останется. Я не увижу этого, а вы увидите. Вон дорога на Егорьевск останется и моя хатка, и ничего возле неё нет. Когда будет война, то посёлок разрушат.
— Наступит время, когда китайцы на нас нападут, и очень трудно будет всем. Эти слова матушка повторила дважды.
— Деточки, сон я видела. Война будет.
С четырнадцати лет под ружьё поставят, на фронт поведут малолеток. Останутся в домах дети и старики. Солдаты будут ходить по домам и всех в ружье ставить и гнать на войну. Грабежи и безчинства тех, у кого в руках оружие,— и трупами будет усеяна земля. Деточки мои, как мне вас жалко! — много-много раз повторяла матушка.
(Прямо все, как на Украине сейчас!)
Более всех святых любила матушка святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Она говорила, что святой апостол любит Россию и придёт к нам во времена антихриста.
Одному из своих духовных детей матушка дала такую молитву:»Господи, да будет воля Твоя во мне грешном на всех путях жизни, помози остаться верным Тебе до конца. Пресвятая Богородица, спаси мя грешнаго. Святый апостоле Иоанне Богослове, буди наставником моим, буди предстателем и молитвенником моим пред Господом и Пречистой Его Матерью. Аминь».
—————————————
Пророчества и наставления старца прп. Серафима Вырицкого.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
+
Отец Серафим обладал несомненным пророческим даром. Об этом красноречиво говорят многие живые свидетельства, опубликованные на страницах этой книги. Некоторые из пророчеств великого старца уже исполнились.
Предсказание старцем в 1927 году патриаршего служения архиепископу Хутынскому Алексию (Симанскому) и приближающихся жестоких гонений; пророчества подвижника о грядущей Великой Отечественной войне и победе в ней нашего оружия; предвидение отцом Серафимом кончины протоиерея Алексия Кибардина через пятнадцать лет после собственной, а также точное прозрение судеб многих людей ныне стали неоспоримыми фактами.
Глубоко пророческими являются строки написанного старцем в 1939 году стихотворения «Пройдет гроза над Русскою землею…» В годы кровавых гонений, когда казалось, что Церковь обречена на скорое и полное уничтожение, отец Серафим говорит о ее грядущем возрождении — о возобновлении запрещенного тогда колокольного звона, об открытии разоренных храмов Божиих и святых обителей. Батюшка неустанно напоминал своим многочисленным посетителям об обетовании Божием о неодолимости Церкви вратами адовыми. Рассказывал отец Серафим о возрождении конкретных обителей — Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Дивеева и других. Примечательно, что, предсказывая восстановление Александро-Невской Лавры, старец говорил о том, что вначале государство вернет Церкви как приходской храм Свято-Троицкий собор, а уже затем, через много лет, всю Лавру передадут монашествующим. Предсказывал также батюшка, что со временем будет основан монастырь и в Вырице, а Ленинград будет вновь переименован в Санкт-Петербург.
Говорил отец Серафим, что придет время, когда в Москве, Петербурге и ряде других городов России будут действовать православные радиостанции, в передачах которых можно будет услышать душеполезные назидания, молитвы и церковные песнопения…
На вопрос своего духовного сына о будущем России, старец предложил ему посмотреть в окно, выходящее на Финский залив. Тот увидел множество плывущих под разными флагами кораблей. — Как это понять? — спросил он у батюшки. Старец ответил: «Наступит такое время, когда будет в России духовный расцвет. Откроются многие храмы и монастыри, даже иноверцы будут к нам приезжать креститься на таких кораблях. Но это не недолго — лет на 15 -…, потом придет антихрист.»
Говорил, что когда Восток наберет силу, все станет устойчивым. Число — на их стороне, но не только это: у них работают трезвые и трудолюбивые люди, а у нас такое пьянство…
Еще рассказывали, как старец говорил: «Восток будет креститься в России. Весь мир небесный молится о просвещении Востока.
Наступит время когда Россию станут раздирать на части. Сначала ее поделят, а потом начнут грабить богатства. Запад будет всячески способствовать разрушению России и отдаст до времени ее восточную часть Китаю. Дальний Восток будут прибирать к рукам японцы, а Сибирь — китайцы, которые будут переселяться в Россию, жениться на русских и в конце концов хитростью и коварством возьмут территорию Сибири до Урала. Когда же Китай пожелает пойти дальше, Запад воспротивится и не позволит.»
Многие страны ополчатся на Россию, но она выстоит, утратив большую часть своих земель. Это война, о которой повествует Священное Писание и говорят пророки, станет причиной объединения человечества. Люди поймут, что невозможно жить так дальше, иначе все живое погибнет — это будет преддверие воцарения антихриста.
Потом наступит гонение на христиан, когда будут уходить эшелоны в Россию из городов, надо спешить попасть в число первых, так как многие из тех, кто останутся, погибнут.
Родные и близкие духовные чада отца Серафима отмечают, что далеко не все виделось старцу в радужных тонах…
«Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества, — говорил батюшка, — с одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен. Мы, слава Богу, не доживем, но тогда же из Казанского собора пойдет крестный ход в Александро-Невскую Лавру.»
В ряде предсказаний вырицкого старца звучат весьма тревожные нотки. «Если русский народ не придет к покаянию, — говорил батюшка, — может случится так, что вновь восстанет брат на брата.»
Несколько важных предсказаний отца Серафима Вырицкого было записано Марией Георгиевной Преображенской, племянницей святителя Феофана Полтавского.
…Это было сразу после войны. Я пела на клиросе Петропавловской церкви поселка Вырица. Часто мы с певчими из нашего храма приходили к отцу Серафиму под благословение. Однажды одна из певчих сказала: «Дорогой батюшка! Как хорошо теперь стало — война кончилась, зазвонили снова колокола в церквах…» А старец на это ответил: «Нет, это еще не все. Еще будет страху больше, чем было. Вы еще встретите это. Будет очень трудно молодежи переобмундировываться. Кто только выживет? Кто только жив останется? (Эти слова отец Серафим повторил трижды). Но кто жив останется — какая будет у того хорошая жизнь…» После небольшой паузы батюшка вновь задумчиво произнес: «Если бы люди всего-всего мира, все до единого человека (вновь, как бы нараспев, повторил старец эти слова несколько раз), в одно и то же время встали бы на колени и помолились Богу хотя бы только пять минут о продлении жизни дабы даровал всем Господь время на покаяние…»
«В самые тяжелые времена удобно будет спасаться тот, кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой, восходя от частого призывания имени Сына Божия к молитве непрестанной.»
——————————
Преподобный Кирилл, Новоезерский чудотворец (+1532)
1532 год был последним годом жизни преподобного Кирилла. Когда он скончался, братия с великой скорбию смотрели на своего угасающего наставника. После двух часов он (…) снова обратился к братии: “Братия моя и отцы! Сие время уже мятеж в людях , (за это) будет беда великая на земле нашей и гнев великий на людех, и падуг от острия меча, и пленены будут (…), как явил мне Господь”. Старец Дионисий просил Преподобного открыть, что будет после этого. “Сейчас видел я Царя, — сказал Кирилл, — на престоле сидящего и пред ним стоящих двух храбрых отроков, имеющих на главах Царские Венцы. И дал им Господь в руки оружие на супротивных, и побеждены будут враги их, и поклонятся все народы и будет Царство наше умирено Богом и устроено. Вы же, братие и отцы, молитесь со слезами Богу и Пречистой Его Богоматери о Державе Царства Российской Земли” (Жития Святых. Кн. дополнительная вторая. М. Сии. Тип. 1916. С. 213-214).

Будущее патриарха Кирилла и будущее простых прихожан. Три сценария для РПЦ

Фото: Александр Авилов/Агентство городских новостей «Москва»

Священники и прихожане готовы признать, что фаза «в РПЦ что-то пошло не так» уже пройдена. От последних новостей из Московской патриархии становится совсем не хорошо. Полное ощущение, что нынешнюю фазу можно назвать «поезд летит под откос». Конфликт с греками из-за признания Украинской автокефальной церкви углубляется, авторитет патриарха Кирилла падает, финансовые требования патриархии к приходам постоянно растут, а содержательной, собственно церковной повестки дня у РПЦ нет. Патриарх увлечен политикой, но его преследуют одни неудачи.

Действительно, что будет дальше? На мой взгляд, существуют три основных сценария развития событий.

Сценарий первый. Условно назовем его «секулярный». Он довольно прост и отчасти уже реализуется. Люди, которые недовольны тем, что происходит в Русской православной церкви, просто из нее уходят. Секулярное общество уже давно не требует от своих членов четкой религиозной идентификации. И те, кто уходит из РПЦ, как правило, уходят без публичных деклараций. Чаще всего для них это внутреннее, нередко выстраданное решение. Кто-то продолжает считать себя православным, но без четкой институциональной привязки, а кто-то заявляет о себе как об агностике. Палитра мировоззренческих самоопределений здесь очень широкая.

Важнее разобраться в причинах выхода из церкви или, как это метко назвал несколько лет назад игумен Петр (Мещеринов), расцерковления. Причем это касается не только мирян, но и духовенства. Количество тех, кто снял сан (или был его лишен) и с облегчением пошел на светскую работу, постоянно растет.

Вот лишь несколько вариантов. Конфликт с духовником из-за понимания, что его советы, которые долгое время человек принимал как истинное духовное руководство, на самом деле разрушили жизнь, причем нередко — лучшие годы жизни. Или же неудовлетворенность «театральностью» молитвы в храме, где внешнее слишком часто входит в конфликт с внутренним содержанием, а сам священник этого просто не чувствует, он служит «как все». Так его научили. И никто не упрекнет, что научили-то очень плохо. Это же будет упрек всей системе.

Словом, количество прихожан будет сокращаться за счет тех, кто привык думать и не отключать мозги, когда речь идет о церковной жизни. В результате это приведет к маргинализации РПЦ. Уже давно выбор для молодого человека не стоит так, как еще лет 20-25 назад. Тогда вопрос «куда поступать?» был таким: «В духовную семинарию или на филфак университета?» Сегодня вопрос «куда поступать?» стоит иначе: «В духовную семинарию или ветеринарный техникум?» Но даже в этом случае всё чаще выбирают ветеринарный техникум. Уже не первый год набор в некоторые семинарии не превышает 5-6 человек при полном отсутствии конкурса.

Священников, способных серьезно работать с людьми, в РПЦ всегда было не очень много, но теперь с каждым годом их становится все меньше и меньше.

Сокращение численности постоянных прихожан — это растущая тенденция на протяжении уже нескольких лет. Она не столь ощутима статистически, так как на их место довольно часто приходят новые прихожане. Однако все очевиднее, что РПЦ перестала быть Церковью большинства.

РПЦ, упустившую возможность сохранить прихожан, ждет угасание, и только административная и медийная поддержка государства может сделать этот процесс менее катастрофичным.

Сценарий второй. Назовем его «позитивный». Понимание, что без серьезных реформ общее движение под откос не остановить, понемногу растет. Наиболее активно необходимость реформы обсуждает приходское духовенство и активные миряне. Основных позиций здесь не так много, и все они касаются внутренней жизни церкви. Это прежде всего реальная автономия приходской общины — вмешательство епископа в ее жизнь должно быть минимальным, только в строго оговоренных случаях. Полноценная община должна иметь возможность самостоятельно выбирать стиль, язык богослужения (в том числе и русский), направления приходской деятельности и самостоятельно формировать свой бюджет. Объем административных полномочий епископа должен быть резко сокращен. Его главная задача — не управление как таковое, а координация деятельности и духовное руководство. С финансовой точки зрения и епархии, и патриархия должны быть подотчетны тем приходам, которые финансируют их деятельность. Очевидно, что есть много приходов, которые еле-еле сводят концы с концами и участвовать в финансировании епархии не могут. Естественно, статус приходов, где священники живут за чертой бедности, должен быть пересмотрен. Такие приходы или должны быть закрыты, или священник должен находиться на достойной зарплате от епархии.

Фото: Александр Авилов/Агентство городских новостей «Москва»

Однако полноценной программы реформ до сих пор нет. Вполне возможно, что в ближайшее время она и не будет сформирована. У «движения церковных реформ» сегодня нет ни признанного лидера, ни координационного центра. Более того, нет никаких признаков, что хотя бы отдельные епископы готовы поддержать разговор о новых принципах организации церковной жизни. Внутри «епископской корпорации» это будет воспринято как нелояльный жест по отношению к патриарху, а его епископы пока еще очень боятся.

Впрочем, здесь видна динамика. И ни запугиваниями, ни административными мерами этот процесс не остановить.

Еще одна проблема заключается в том, что десять лет назад патриарх Кирилл пришел к власти на той же самой волне ожидания реформ. Однако его действия не оправдали ожиданий — он провел довольно радикальную административную реформу, значительно усилив роль церковной бюрократии, выстроил жесткую иерархическую вертикаль, лишил приходы остатков самостоятельности и резко повысил церковные налоги.

Для нормализации церковной жизни нужны контрреформы, и патриарх Кирилл прекрасно понимает, что это приведет к полному демонтажу той системы, которую он выстраивал все годы своего патриаршества.

Сценарий третий. «Распад». До последнего времени это был самый невероятный сценарий, который можно было бы рассматривать исключительно как фантастический. Однако я снова и снова убеждаюсь, что жизнь богаче наших фантазий. И в последние месяцы третий сценарий начинает обретать свои контуры.

Речь идет о том, что в России может появиться еще одна Православная церковь. Конечно, микроскопических «альтернативных церквей» уже сегодня десятки. Как правило, это несколько «епископов», которые утверждают, что ведут свое апостольское преемство от Катакомбной церкви, и они имеют 5, или 10, или даже 20 небольших общин. К ним трудно относиться серьезно, это безнадежные маргиналы.

Но ситуация может измениться, если патриарх Кирилл загонит РПЦ в угол и разорвет общение с большей частью греческих церквей. Помимо Константинопольского патриархата это Александрийская, Иерусалимская, Элладская и Кипрская церкви. Все к тому идет. Не исключено, что и Румынская церковь встанет на сторону греков.

В этом случае греки могут задуматься об открытии «параллельных» приходов в России. Если это будет сопровождаться разумными объяснениями и более мягкими условиями, чем в РПЦ, то ощутимая часть общин в больших городах будет готова перейти под омофор новой церкви. Позволит ли власть этим приходам получить государственную регистрацию? Вопрос открытый, но однозначно ответить «нет» сегодня вряд ли получится. В итоге ситуация может сложиться, как на Украине: на одной территории есть две церкви; обе признаны в православном мире, но между собой они находятся в состоянии глубокого конфликта и общения между ними нет.

Скорее всего, в чистом виде ни один из этих сценариев не может быть реализован. Следует ожидать, что итоговый сценарий будет гибридным. Как минимум, это сочетание первого и второго, а в случае дальнейших церковно-дипломатических поражений патриарха Кирилла к ним добавятся и элементы третьего.

Старцы о будущем России…

Размышения о нашем будущем
…может лично общались со старцами … скажите русские выживут? Дорогой Роман!
Почему-то в народном сознании прочно укоренилось полуязыческое представление о старцах, как о пророках, предсказателях, современных оракулах. На самом деле все они – люди высочайшей евангельской жизни, несущих в себе зримый Свет Христов, которые не мудрованием, а Святой Любовью преображают души приходящих к ним людей! Иногда даже не осознаешь, что перед тобой великий старец – так велико обаяние простоты и чистоты, что с таким человеком просто хочется сидеть рядом и молча смотреть, любуясь контуром Небесного Идеала.
Как-то спускаясь в апреле с заснеженной вершины Святого Афона, я неожиданно вышел в маленький скит Агиа Анна, прилепившийся, как гнездо береговой ласточки под сиреневым обрывом, опоясывающим ультрамариновое море. Гостеприимные греки, оживившись, сперва вынесли для поклонения святыни, затем по обычаю ракию и лукум. На открытую террасу, прихрамывая, пришел радостный старичок-игумен, чем-то похожий на Святого Серафима, и, седши рядом, на каком-то экзотическом греко-англо-русско-болгарском диалекте стал расспрашивать о жизни в России. Сидеть рядом с ним было легко и приятно. Взглянув на мою нестриженную бороду, старец невнятно спросил: «How many years as monk? (Сколько лет ты в монашестве?) Я же, разобрав только первую половину, честно ответил: «Сорок пять..». Старец смеясь от души, хлопнул меня по плечу: «Братья, посмотрите, он преуспел больше нас всех!» Все развеселились – Ангел Господень был тогда посреди нас… И только много позже в Русском монастыре, я узнал, что игумен тот – почитаемый старец, до которого редко доходят богомольцы. А пророчеств никаких старец не изрекал, чудес не творил…
Надо хорошо понимать, что пророчества – это не расписание поездов, по которому можно было бы сверять будущее. Мы можем лишь распознать их исполнение по наблюдаемым знамениям, а не предсказывать грядущее. Поэтому предчувствие судеб России складывается не столько от мистических озарений отдельных старцев, сколько из соборного рассуждения преуспевших в духовной жизни подвижников, духовидцев и праведников. Богомудрые иноки, говоря о будущем России, более имеют в виду возрождение духовного идеала Святой Руси, которое совсем не тождественно русской имперской государственности и этнической идентификации.
Как-то от насельника скита Ксилургу (древнейшего русского храма на земле) услышал, что старец Филофей не ошибся с девизом «Москва – Третий Рим». Только мы его искаженно поняли и приняли от Византийской сверхдержавы не Святой Крест с мессианским сотериологическим значением православия, а имперского двуглавого орла и с ним горделивую идею вселенского могущества. Крест, конечно, мы тоже взяли, но… как бы в нагрузку. Может быть поэтому Константин Леонтьев еще в XIXв. заявил: «Христианство на Руси еще не проповедано». И исторически русская государственность всегда (кроме, пожалуй, монгольского периода) подминала духовную жизнь Церкви. А сейчас «монголы» возвращаются, только в новом обличье — и для народа, забывшего заветы предков, вновь наступает пора покаяния, когда » в немощи сила Божия совершается». Именно от нас сейчас в полной мере зависит исполнения замысла Божьего в отношении нашей Родины — этого роскошного виноградника, отданного нам Господом в управление. Для нас, отбившихся от стада овец, а теперь слепо ищущих идеалы в чуждой земле, культуре и вере, нужен бич Божий! И нашествие иноплеменников попущено Им для нас, недостойных виноградарей – иначе Он «отдаст виноградник другим виноградарям, которые своевременно будут отдавать ему плоды». (Лк. 20, 9-6)
Виноградник наш богат и обширен, и не раз его огромные ресурсы спасали нас, но сегодня это одно из самых страшных проклятий для нашей страны. Сырьевые и территориальные богатства, которыми мы располагаем, растлевают нас — промышленность и сельское хозяйство не развиваются, мы перестали со-творять, т.е утрачиваем творческий богоподобный образ — и только потребляем, потребляем, потребляем… Если посмотреть, какие вещи и продукты нас окружают, то окажется, что произведенных в нашей стране не более 2%! И еще, соответственно, выделяем в огромных количествах нечистоты. Люди стали, как черви – только рот и ….
Сжатие пространства уже началось, пока – слава Богу, не территориальное, но социальное и политическое. Люди не хотят восстанавливать, обустраивать то место, в котором они родились. Они не воспринимают это место. как свою малую родину. Враг рода человеческого заразил наши души социальной апатией, пессимизмом, безверием, массовым желанием уехать из страны, оставив виноградник иноплеменникам.
В корне этого лежит страшнейшее явление – фанатичное обожествление нами ростовщического «свободного» рынка и неолиберальной волчьей морали, как инструмента построения очередного «светлого будущего». Это – путь Иуды, это — прямая измена Христу: «Никакой слуга не может служить двум господам… Не можете служить Богу и мамоне» (Лк. 16: 13). Либо мы следуем Божьим заповедям и создаем православную цивилизацию, или мы уклоняемся на путь служению богатству и дьяволу и создаем нечто противоположное. Именно по второму пути мы сегодня, отвергнув предостережения подвижников-аскетов, исступленно торопимся догнать пресыщенный запад, и, как водится, усердствуем впереди всех… «Даже великий народ, впадающий в атеизм и безверие тотчас же перестает быть великим народом и тотчас же обращается в этнографический материал, а не в великий народ», — пророчески писал Достоевский. И не стоит умиляться обилию золотых куполов возрожденных храмов, численностью монашествующих, толпами поклонников у святых реликвий – этими внешними, а не внутренними свидетельствами веры. Все это — маскировка духовной природы современной цивилизации, по своей звериной сути отрицающей и преодолевающей христианство. «Церковь – это не стены и крыша, а вера и благодать!» – говорит святитель Иоанн Златоуст.
При заражении гангреной врач ампутирует части тела, чтобы сохранить главное. Так и наша территория будет уменьшаться, пока мы не отойдем от зла, пока не обратим взоры наши к Небу и не падем в благоговейном ужасе на колени. А иначе — «да будут жены их бездетными и вдовами, и мужья их да будут поражены смертью, и юноши их умерщвлены мечом на войне» (Иер.18:21)
Вспомним же, что говорил Бог пророку: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его. (Иер.18:7-10)
Пока оснований для оптимизма маловато. Сохранить нас может только какое-то труднопрогнозируемое и редкое событие, которое будет иметь значительные последствия – чудо Божье. Как правильно сказал современный поэт-пророк:
И злоба, и лай отовсюду,
И натиски адовой Тьмы…
Россию спасет только чудо,
Но вымолим чудо ли мы?
(иеромонах РОМАН)​
Такое чудо может возникнуть, как реакция на безвыходное положение, в котором может оказаться страна. Не стоит ожидать, что чудо на нас свалится само по себе. Нужно очень много работать и непрестанно молиться, нужно преобразить себя во Христе! Есть исторические примеры такого чуда – например, призвание Михаила Романова на царство, или фактический распад страны в 1917 и её восстановление на крови новомучеников.
Чудо произойдет, если новая Россия станет империей не в административно-пространственном, но в духовном смысле! Тогда наш народ станет «пастырем» для народов мира, как предрекал старец Иоанн Крестьянкин. Речь идет о создании среды всеобщей Любви, основой которой должно стать надклассовое общество с приматом духовного авторитета и общинной собственности по образцу первохристианских общин с минимальной социально-экономической поляризацией.
Примем же безропотно горькое, но жизненно необходимое лекарство. Россия останется, но какая? Россия Ксеркса или Христа? Все зависит от нас. Будем молиться. Русские выживут – если станут православными…