Тарковский ностальгия

Фильм Ностальгия

Не самая известная картина самого известного русского киноклассика Андрея Тарковского «Ностальгия» пополнила золотое наследие искусства ХХ века и завоевала три приза на Каннском фестивале. Очередной и предпоследний фильм-загадка Тарковского полон исповедальных мотивов: уехав на съемки в Европу, режиссер уже не вернулся обратно. Роль бесприютного творца, тоскующего по родной земле и детской вере, исполнил легенда советского кино Олег Янковский. Метафоричное киноповествование сопровождается музыкой Бетховена, Верди, русскими народными напевами, а также отрывками из стихотворений Тарковского-старшего. По следам русского крепостного композитора Павла Сосновского по Италии путешествует его соотечественник Андрей Горчаков, собирающий материал для своей новой книги. Писателя сопровождает темпераментная переводчица-итальянка, которая напрасно добивается его внимания. Тоскующая душа Горчакова тянется не к доступной красавице, а к бездомному безумцу Доменико. Уверовав, что мир пора спасать от зла, Доменико находит способ – нужно пронести горящую свечу через бассейн. Эту миссию по спасению человечества он передает русскому писателю-беглецу – единственному, кто увидел смысл в его помешательстве. Всем ценителям киноискусства в целом и творчества Тарковского в частности, его поэтики, многослойности и рефлексии, непременно стоит посмотреть онлайн фильм «Ностальгия».

Выдержка взята отсюда: http://www.rg.ru/2012/04/04/seans.html
Изданное на многих языках «Запечатленное время» великого режиссера наконец увидит свет и на русском. Марианна Чугунова
«Запечатлённое время» — главный труд Андрея Тарковского по теории кино, над которым он работал с середины 60-х до самой кончины в 1986-м. Эта книга стала итогом его размышлений о кинематографе, о собственном творчестве, о профессии и о жизни. Мысли, выраженные на страницах «Запечатлённого времени», Тарковский в течение многих лет формулировал в статьях и интервью, записывал в дневниках, поверял студентам и зрителям на творческих встречах и лекциях.
Изданное и переизданное на многих языках, даже таких редких, как тайский, «Запечатлённое время», наконец, увидит свет и на родном русском. Ниже, с любезного согласия издателя — Международного института имени Андрея Тарковского во Флоренции — впервые публикуется фрагмент главы, посвященной фильму «Жертвоприношение». Эта глава не только и не столько о теоретических основах профессии режиссера, она — о «духовной ответственности» каждого из нас перед обществом и перед самим собой.
_____________________________________________
«Идея постановки «Жертвоприношения» возникла задолго до замысла «Ностальгии». Первые мысли, заметки, наброски, безумные строчки относятся ко времени, когда я жил ещё в Советском Союзе. Сюжетом должна была стать судьба Александра, смертельно больного человека, который исцелился от своего недуга благодаря ночи, проведённой в постели с ведьмой. С тех давних пор и во время возни со сценарием меня постоянно занимала мысль о равновесии, о жертве, о жертвоприношении: об ян и инь любви и личности. Всё это становилось частью моего существования, а замысел усиливался и напрягался с приобретением на Западе нового житейского опыта. Хотя, должен сказать, мои убеждения здесь ни в коей мере не изменились — они углубились, стали более устойчивыми. Расстояния, пропорции изменились. Создавался план фильма, он то и дело менял форму, но идея, смысл его, я надеюсь, оставались неизменной.
Чем затронула меня тема гармонии, невозможной без жертвы, — двойной зависимости в любви? Взаимной любви? Почему никто не хочет понять, что любовь может быть только обоюдной. Иной существовать не может, и в иной форме это не любовь. Любовь без полной отдачи — не любовь. Это инвалид. Это пока ничего. Меня в первую очередь и прежде всего интересует тот, кто готов пожертвовать и своим положением, и своим именем независимо от того, во имя ли духовных принципов, во имя ли помощи близкому или собственного спасения, или того и другого вместе, приносится эта жертва. Такой шаг предполагает полное противоречие корысти, присущей «нормальной» логике; такой поступок противоречит материалистическому мировоззрению и его законам. Он часто нелеп и непрактичен. И всё же — или именно поэтому — деяние такого человека приносит существенные изменения в судьбы людей и истории. Пространство, в котором он живёт, представляет собой своеобразную, исключительную картину, противоречащую эмпирическим результатам нашего опыта, и в то же время они не менее истинны. Я бы сказал — более. Это постепенно, шаг за шагом вело меня к осуществлению моего желания — снять большой фильм о человеке, зависимом от других и поэтому независимом, свободном и поэтому не свободном от самого главного: любви. И чем отчётливее становилась для меня печать материализма на лице нашей планеты (безотносительно Запад-Восток): чем больше сталкивался я с человеческими страданиями, чем чаще встречал людей, подверженных психозам, свидетельствам их неспособности и неготовности понять, почему жизнь потеряла для них всякую прелесть и ценность, почему им так тесно в этой жизни, — тем непреодолимее становилось моё желание — назвать этот фильм для себя главным. Современный человек стоит на перепутье, перед ним — дилемма: продолжать ли существование слепого потребителя, зависимого от неумолимой поступи новых технологий и дальнейшего накопления материальных ценностей, или искать и найти дорогу к духовной ответственности, которая, в конечном счёте, могла бы стать спасительной реальностью не только для него лично, но и для общества. То есть вернуться к Богу. Сам человек должен разрешить эту проблему, лишь он может найти путь к нормальной духовной жизни. Именно это решение может стать шагом к ответственности перед обществом. Этот шаг и есть жертва, то есть христианское представление о самопожертвовании. Хотя часто кажется, что человек взваливает независимое от себя решение на какие-то «объективные законы», которые всё решают за него. Выскажу предположение, что современный человек в основной своей массе не готов отречься от себя и собственных ценностей ради других людей или во имя Великого, Главного; скорее он готов превратиться в робота. Безусловно, я сознаю, что идея жертвы, евангельской любви к ближнему не пользуется сегодня популярностью и менее чем популярна — никто не требует от нас самопожертвования. Это или «идеалистично», или непрактично. Но в результате прошлого опыта мы видим воочию: потеря индивидуальности в пользу явно выраженного эгоцентризма, превращение человеческих связей в ничего не значащие отношения не только между личностями, но и группами людей, и что страшнее всего, потеря последних спасительных возможностей вернуться к достойной человека духовной жизни. Вместо духовной мы возвеличиваем сегодня материальную жизнь и ее, так называемые, ценности. Для подтверждения мысли о том, насколько мир разложился материализмом, приведу небольшой пример.
От голода несложно избавиться посредством денег. Аналогичный и пошлый марксистский механизм «денег» и «товара» используем мы сегодня, пытаясь спастись от душевных недомоганий. Почувствовав признаки непонятного беспокойства, подавленности или отчаяния, мы немедленно спешим воспользоваться услугами психиатра, а ещё милее сексолога вместо духовника, которые — как нам кажется — облегчают нашу душу, приводят её в нормальное состояние. Успокоенные, мы платим им по таксе. А испытывая потребность в любви, отправляемся в бордель и опять рассчитываемся наличными, хотя для этого и бордель необязателен. Хотя мы все прекрасно знаем, что ни любви, ни душевного спокойствия нельзя приобрести ни за какие деньги.
«Жертвоприношение»
— фильм-притча, где происходят события, смысл которых можно толковать по-разному. Первый вариант сценария носил название «Ведьма» и предполагался, как я уже сказал, как повествование об удивительном исцелении больного раком, узнавшего от своего домашнего врача страшную истину: конец его неизбежен, дни его сочтены. В один из этих дней раздаётся звонок. Александр открывает дверь и видит на пороге предсказателя — это прообраз Отто в фильме, который передаёт Александру странное, если не абсурдное послание: отправиться к женщине, носящей репутацию ведьмы и обладающей магическими способностями, и переспать (провести ночь) с ней. Больной считает, что у него нет выхода, подчиняется и познаёт Божью милость исцеления, которое, к своему удивлению, подтверждает и домашний врач. И дальше сюжет должен был развиваться необычно: в одну из ненастных ночей сама ведьма появляется в доме Александра, и он считает за счастье покинуть свой великолепный дом, респектабельное положение, и в старом пальто уходит вместе с ней…
Все вместе взятые события должны были представлять не только притчу о жертвенности, но и историю физического спасения человека, то есть — и я надеюсь на это, — Александр будет спасён, он, как и герой законченного в 1985 году в Швеции фильма, исцелится в более значительном смысле этого слова; это не только избавление от смертельной болезни, но это духовное возрождение, выраженное в образе женщины (моё выделение- НХ).
Примечательно, что во время создания характеров, а точнее во время написания первого варианта сценария, все персонажи обрисовывались чётко, действия становились конкретнее, структурнее, независимо от обстоятельств, в которых я находился. Этот процесс стал самостоятельным, он вошёл в мою жизнь, стал влиять на неё. Более того, ещё во время съёмок первого зарубежного фильма («Ностальгия») меня не покидало чувство, что «Ностальгия» оказывает влияние на мою жизнь. Если исходить из сценария, то Горчаков приехал в Италию лишь на время. Но он в фильме умирает. Другими словами, он не возвращается в Россию не потому, что не желает этого, а потому, что решение выносит Судьба. Я тоже не предполагал, что после завершения съёмок останусь в Италии; я, как и Горчаков, подчинён Высшей Воле. Ещё один очень печальный факт, углубивший мои мысли: скончался Анатолий Солоницын, исполнитель главных ролей во всех моих предыдущих картинах, который по моим предположениям должен был играть Горчакова в «Ностальгии» и Александра в «Жертвоприношении». Он умер от болезни, от которой избавился Александр и которая спустя несколько лет настигла меня самого.
Что всё это значит? Я не знаю. Но знаю, что это очень страшно. Но я не сомневаюсь в том, что поэтическая картина станет конкретнее, достижимая истина материализуется, даст себя понять и — хочу я того или нет — сама окажет влияние на мою жизнь.»
________________________________
P.S. (мой — НХ)
Вот не удержусь! Любовь как жертвоприношение: какое еще доказательство моей правоты нужно, когда Тарковский, как гений (зрящий в суть) и как мужчина, говорит о любви как о жертве… Совершенный в своих высотах мужской текст (и неважно, воплотилась ли хоть малая толика сказанного Тарковским в его жизни, само сказанное — самоценно) о мужском варианте самоотдачи в любви — жертвенном .
Женская интуиция любви, самоотдачи в любви — иная: не жертва, но служение; не крест, но — непрерывный отклик на нужды любимых; не выбор между-между, но — спонтанное, естественное пребывание в одной единственно возможной для неё действительности поля любви. У Тарковского это выражено в образе женщины-ведьмы, дарующей жизнь, спасающей такою своей любовью…

Ностальгия по родине и душевные муки иммигранта

Harmony inAustria

📺 Смотреть видео Длительность — 00:10:18 (Ссылка откроется в новом окне)

Душевное состояние иммигранта в чужой стране. Перевешивают ли плюсы жизни в Австрии, её безопасность, те переживания от расставания с родителями, друзьями и привычным миром своей родины?

Следующая трудность, с которой я столкнулась, когда я переехала в Австрию, — это ностальгия по Родине. Я не могу сказать, что я какой-то патриот родины, вот я скучаю по России, по своему любимому городу – по Москве. Да, я скучаю по Москве, я скучаю по России, но, мне кажется, что это всё-таки больше я скучаю по своей маме, по своим друзьям, по какому-то быту, который у меня там был. По вот этому времяпрепровождению, которое у меня там было с моими друзьями, знакомыми, с коллегами. Ребята, вы не представляете, как я сейчас ценю эти моменты, когда я могла пойти абсолютно в любое время и посмотреть фильм какой-то интересный в кинотеатре на своём родном русском языке. Здесь, конечно же, я смотрю фильмы только на немецком языке в кинотеатрах. Иногда я смотрю фильмы по Интернету на русском языке.

Ребята, это такое удовольствие вообще – читать на родном языке. Я смотрю здесь телевизор, у меня есть два русских канала. Конечно, я очень скучаю по русским людям, по общению на русском языке. И когда здесь кто-то приезжает в Голлинг, либо я встречаюсь с девочками, кто живёт здесь в округе, я получаю колоссальное удовольствие от общения с ними. Даже если у нас нет никаких дружеских контактов потом, отношений, всё равно. И вот сейчас, когда я записываю видео на русском языке, я также получаю огромное удовольствие. Извините, у меня даже ком в горле.

Скучаю по Родине, и мне кажется, что это есть у всех, особенно первый год-два, такой переходный период. Я очень много плакала. Хотя я, конечно же, могу общаться со своими друзьями по телефону, и я общалась и по телефону, и по Интернету, по Скайпу, мы и переписывались, и делимся фотографиями, видео. Но, всё равно, это уже совсем не то общение, и знаете, такое чувство, как будто кусок сердца вырвали. И это очень тяжело, если вы переезжает сюда один. Если же вы переезжаете сюда с семьёй, с женой, с детьми или, особенно, с родителями, я считаю, что это очень прекрасно. Потому что вокруг вас всегда родне и близкие люди, и вы можете с ними не только поговорить на русском языке, но и вообще рассказать, что у вас на сердце лежит.

Конечно, тут я ни с кем не могу поделиться своими какими-то интимными проблемами или какими-то душевными. За те года, которые я здесь прожила, в принципе, я так и не нашла здесь таких близких друзей, с которыми я бы общалась каждый день, как я общалась со своими подружками в Москве. И это очень-очень тяготит.

Каталог профессий в Канаде: сколько можно зарабатывать и как иммигрировать.

Также тяготит то, что я здесь, а моя мама осталась в России. Это тоже очень трудно. Ты постоянно об этом думаешь – вот я здесь, а она там, а что, а как, а вот если ей что-то понадобится, а я далеко. Такого плана проблемы.

Также, когда вы здесь не работаете, а зависите только от своего мужа, то вы тоже будете думать: «А как, а если вот с ним что-то случится, а я здесь останусь одна?». У меня здесь нет работы, у меня здесь нет ни близких, ни друзей. Язык я, конечно, сейчас уже знаю, но всё равно.

И напоследок я, наверное, расскажу, почему я всё-таки приехала в эту страну, и перешагнула через все эти трудности, которые у меня были. И продолжаю здесь жить, несмотря на трудности, которые здесь есть. И душевное моё состояние порой очень тяжёлое, и материальное тоже не одно из лучших, по крайней мере, оно хуже, чем оно было в России. Почему же здесь всё-таки остаюсь?

Во-первых, я приехала сюда по любви, из-за того, что я полюбила, и я хотела жить со своим любимым человеком. Второе, я конечно же, думала о будущем, о том, что у нас будут дети, и мне бы хотелось, чтобы мои дети росли в европейской стране. Во-первых, это более безопасно, сами видите, что сейчас творится на Украине. Также в Австрии лучше жить с экологической точки зрения – здесь чистый воздух, здесь много чистых лесов, озёр, рек, здесь чистая питьевая вода. Люди здесь дольше живут, потому что, я думаю, пьют именно эту чистую горную воду.

Также я живу надеждой, что в один прекрасный день я всё-таки найду хорошую работу, которая мне будет и нравится, и будет приносить хороший доход в семью. О том, что мои дети будут ходить в местную школу, и я не буду волноваться, как они туда дошли, как они вернулись. Здесь абсолютно безопасно. Даже когда здесь дети переходят дорогу, родители по очереди дежурят у дороги, у пешеходных переходов, и когда дети так вереницей переходят дорогу, взрослые перегораживают дорогу автомобилям, чтобы дети прошли. Здесь очень бережное отношение абсолютно ко всему, и мне это очень нравится.

Продолжение на следующей странице!

  • 1
  • 2

Хотите переехать в Австралию, но не знаете как это сделать? Бесплатно оцените свои шансы и получите рекомендации от лицензированного австралийского иммиграционного агента.

Подпишитесь на наши соц. сети, чтобы узнать больше: Telegram, Instagram, YouTube-канал, Яндекс Дзен, ВКонтакте, Facebook.

1. Великолепная семерка / The Magnificent Seven, режиссер Джон Стёрджес / John Sturges, США, 1960 г.
«В «Великолепной семерке» все построено по канонам, которые разрушить невозможно. Все уже известно заранее. Зритель заранее знает, что должно случиться, но смотрит потому, что все это блистательно решено в жанровых, стилевых законах вестерна. Это не искусство. Это коммерческое предприятие. Какие бы замечательные идеи не вкладывались, все липа, фальшь, нелепость».

2. Лолита / Lolita, режиссер Стэнли Кубрик / Stanley Kubrick, США, 1962 г.
«В Венеции я видел англо-американский фильм «Лолита». Он рассказывает о любви между сорокалетним человеком и 12-летней девочкой.

Картина пуста от начала до конца, на ее просмотре не испытывал никаких чувств, кроме подавленности и отвращения. Кино будущего непременно должно уйти от пустоты».

3. Жить своей жизнью / My Life to Live / Vivre sa vie: Film en douze tableaux, режиссер Жан-Люк Годар / Jean-Luc Godard, Франция, 1962 г.
«Талантливый французский режиссер Жан-Люк Годар, поставивший раньше блистательный фильм «На последнем дыхании», на этот раз показал в Италии бессмысленный «полумодерн» — «Жить своей жизнью». В картине Годара только видимость социальной проблемы (жизнь проститутки), сама же проблема не только не решается, но и не ставится: Годар отказался в этом фильме даже от своих формальных достижений. Разумеется, я оставляю в стороне игру актеров».

4. Жизнь, любовь, смерть / La vie, l’amour, la mort / Life Love Death, режиссер Клод Лелуш / Claude Lelouch, Франция, Италия, 1969 г.
«Лелуша у нас обожают. Даже публика из Дома кино. Это неслучайно. Пошлость у нас любят. «Жизнь, любовь, смерть» — чудовищная по своей пошлости картинка. Речь в ней идет ни больше ни меньше как о протесте против смертной казни. (Почти Достоевский!). Но для того, чтобы заинтересовать этой проблемой зрителя (да и самого себя, наверное! Sic!), какими только средствами он не пользуется! И секс, и извращение, и сентиментальности. Бездарный французик. В Доме кино публика просто писала кипятком от восторга».

5. Ватерлоо / Waterloo, режиссер Сергей Бондарчук, СССР, 1970 г.
«Сегодня смотрел «Ватерлоо» Бондарчука. Бедный Сережа! Стыдно за него».

6. Тристана / Tristana, режиссер Луис Бунюэль / Luis Buñuel, Франция, Италия, Испания, 1970 г.
«Видел фильм Бунюэля — забыл название (Да! «Тристана») — очень плохо: о женщине, которой ампутируют ногу и которой иногда снится колокол с головой ее мужа-отчима вместо языка, — нечто несусветно пошлое. Бунюэль иногда позволяет себе подобные падения».
7. Бег / The Flight, режиссеры Александр Алов, Владимир Наумов, СССР, 1970 г.
«Видел фильм Алова и Наумова «Бег». Это ужасно! Издевательство над всем русским — характером, человеком, офицером. Черт-те что!».
8. Космическая Одиссея 2001 года / 2001: A Space Odyssey, режиссер Стэнли Кубрик / Stanley Kubrick, США, 1968 г.

«Почему-то во всех научно-фантастических фильмах, которые мне доводилось видеть, авторы заставляют зрителя рассматривать детали материальной структуры будущего. Более того, иногда они (как С.Кубрик) называют свои фильмы «предвидениями». Невероятно!». «Космическая Одиссея»… мне кажется совершенно неестественной: вымороченная атмосфера, будто в музее, где демонстрируются технические достижения. Но кому интересно произведение, где технические достижения сами по себе стоят в центре внимания художника? Ведь искусство не может существовать вне человека, вне его нравственных проблем».
9. Бойня номер пять / Slaughterhouse-Five, режиссер Джордж Рой Хилл / George Roy Hill, США, 1972 г.
«Бойня №5» получила главную премию жюри. Что это такое? Это плохо экранизированный грандиозный роман. И тем не менее — премия жюри! Просто сейчас дикая конъюнктура на так называемый «политический кинематограф».
10. Был месяц май / Byl mesyats may, режиссер Марлен Хуциев, СССР, 1970 г.
«Не знаю почему, но меня последнее время стал чрезвычайно раздражать Хуциев. Он очень изменился в связи с теплым местечком на телевидении. Стал осторожен. С возрастом не стал менее инфантильным и, конечно, как режиссер совершенно непрофессионален. И мысли-то у него какие-то короткие пионерские. Все его картины раздражают меня ужасно; пожалуй, кроме последней («Был месяц май») — о конце войны. Да и то с натяжками, ибо главный герой — ужасен. И линия поляка из концлагеря — тоже какая-то взятая словно напрокат. И виньетка эта с туристами и развалинами очень неудачна. Странно, но какой-то он жалкий».
11. Любить человека / Lyubit cheloveka, режиссер Сергей Герасимов, СССР, 1972 г.
«Сергей Герасимов рвется к Ленинской премии; выступает в прессе с клятвами и объяснениями в любви в адрес Человека. Но, понимая, что его «Любить человека» вполне ничтожно, он выдумал «тетралогию» и хочет Ленинской хотя бы за четыре свои дерьмовых фильма. Что же? Может быть, и получит. Ну и ничтожество!».
12. Крестный отец / The Godfather, режиссер Френсис Форд Коппола / Francis Ford Coppola, США, 1972 г.
«За последнее время наибольшее количество зрителей собрал «Крестный отец», но, с моей точки зрения, это плохая картина. Положим, актеры играют хорошо — с этим я согласен. Но в целом картина мне кажется скучной, неоригинальной, чрезвычайно традиционной с точки зрения средств выражения. А по сути так просто реакционная – оправдание рождения и существования мафии! Отказ же Копполы от «Оскара» — это еще одна дополнительная реклама, определенный расчет. И все это так далеко от проблем современного искусства».
13. Последняя волна / The Last Wave, режиссер Питер Уир / Peter Weir, Австралия, 1977 г.
«Вечером смотрел «Последнюю волну», фантастический фильм. Так себе, конечно, просто «история».
14. Зомби / Zombi 2, режиссер Лючио Фульчи / Lucio Fulci, Италия, 1979 г.
«Вечером был с Франко в кино. Смотрели «Зомби-2″- фантастический фильм ужасов. Кошмар — противно и бездарно».
15. Луна / La luna, режиссер Бернардо Бертолуччи / Bernardo Bertolucci, США, Италия, 1979 г.

«Смотрел «Луну» Бертолуччи. Чудовищная дешевка и пошлятина».
16. Гамлет / Hamlet, режиссер Григорий Козинцев, СССР, 1964 г.
«По телевизору показывали «Гамлета» Козинцева. До чего же это ничтожно! Бедный Григорий Михайлович! Неужели он действительно верил, что сделал нечто стоящее».
17. Манхэттен / Manhattan, режиссер Вуди Аллен / Woody Allen, США 1979 г.
«Пытались с Лорой смотреть в кино фильм В.Аллена «Манхэттен». Ушел после первой половины. Нудно до безобразия, и страшно необаятельный актер (В(уди)А(ллен), который хочет казаться неотразимым».
18. Апокалипсис сегодня / Apocalypse Now, режиссер Френсис Форд Коппола / Francis Ford Coppola, США, 1979 г.
«Смотрел «Апокалипсис» Копполы. Очень слабый актер в главной роли, ошибочная драматургия. Картина не стоит на ногах. Оживленный комикс».
19. Прыжок в пустоту / Salto nel vuoto, режиссер Марко Беллоккьо / Marco Bellocchio, Франция, Италия, Германия (ФРГ), 1980 г.
«Смотрел «Прыжок в пустоту» Белоккио. Холодно и сухо. Головно. Оператор неплох».
20. Город женщин / La città delle donne / City of Women, режиссер Федерико Феллини / Federico Fellini, Франция, Италия, 1980 г.
«На фестивале в Канне было в газетах, что последний фильм Феллини полная катастрофа, а сам он равен нулю. Ужасно. Но это правда, ибо его фильм действительно ничтожен».
21. Убийство китайского букмекера / The Killing of a Chinese Bookie, режиссер Джон Кассаветис / John Cassavetes, США, 1976 г.
«Смотрел фильм Кассаветиса «Убийство китайского букмекера». Чувствуется рука, конечно, но жалко его до слез. Мне жалко их, лучших: и Антониони, и Феллини, и Рози — они, конечно, совсем не те, что кажутся издали».
22. Пиросмани / Pirosmani, режиссер Георгий Шенгелая, СССР, 1969 г.
«Георгий Шенгелая сделал плохую картину о Пиросмани! Пиросмани жил, как хотел, и был счастливым человеком. Он был органичен. Он не был страдальцем в социологическом смысле слова».
23. Почтальон всегда звонит дважды / The Postman Always Rings Twice, режиссер Боб Рафелсон / Bob Rafelson, США, 1981 г.
«Вчера посмотрел фильм с Джеком Николсоном. Драма с роковой любовью и убийством. Не нравится мне этот Николсон».
24. Соседка / La femme d’à côté / The Woman Next Door, режиссер Франсуа Трюффо / François Truffaut, Франция, 1981 г.
«Днем смотрели с Норманом фильм Трюффо с замечательной актрисой Fanny Ardant — фильм посредственный, но с хорошими актерами. А Ardant — так очень и очень хороша».
25. Одержимая / Possession, режиссер Анджей Жулавски / Andrzej Zulawski, Франция, Германия (ФРГ), 1981 г.
«Смотрел чудовищно омерзительный фильм Possesions. Американская смесь фильма ужасов, дьявольщины, насилия, детектива и всего, чего угодно. Отвратительно. Деньги, деньги, деньги, деньги… Ничего настоящего, истинного. Ни красоты, ни правды, ни искренности, ничего. Лишь бы заработать… На это невозможно смотреть… Можно все, позволительно все, если за это «все» платят деньги».
26. Идентификация женщины / Identificazione di una donna / Identification of a Woman, режиссер Микеланджело Антониони / Michelangelo Antonioni, Франция, Италия, 1982 г.
«Смотрел фильм Антониони ради Andrea Crisanti (художника). Трудно даже сказать, как этого плохо. Даже если это история бездуховности и пустоты, образовавшейся в человеке в том мире, где выращивают любовь, — то нельзя быть автору бездуховным и лишенным любви. Я уже не говорю о бездарно снятых De Palna изображениям. Актеры, музыка, диалоги — все очень плохо».
27. Александр Великий / O Megalexandros / Alexander the Great, режиссер Тео Ангелопулос / Theo Angelopoulos, Италия, Германия (ФРГ), Греция, 1980 г.
«Смотрел ужасный фильм Ангелопулоса «Александр Великий», который в Венеции в прошлом году получил «Золотого Льва». Скучно, длинно, пусто, многозначительно и бессмысленно. Головно, без понятия об образе, ритме, поэзии. Поразительно тупо. Тонино как-то (в который раз) говорил: «Невозможно работать на Западе! Смотри — Ангелопулос получил «Золотого Льва», была потрясающая критика (?!), а зритель фильм не смотрит (еще бы — 3 ч. 20 мин. резины!), и никто этому талантливому (?!) режиссеру не дает денег!». Боже мой! Тонино! Да видел ли ты этот фильм?».
28. Изгоняющий дьявола / The Exorcist, режиссер Уильям Фридкин / William Friedkin, США, 1973 г.
«Видел этот фильм — «Изгнание дьявола», о котором очень много говорили как об очень хорошем. Дрянь страшная. Фон Сюдов в одной из ролей. Очень хорош».
29. Травиата / La traviata, режиссер Франко Дзеффирелли / Franco Zeffirelli, Италия, 1982 г.
«Вчера вечером был на премьере чудовищного фильма Zeffirelli «La Traviata» в надежде быть представленным Pertini. Но он не пришел».
30. Амадей / Amadeus, режиссер Милош Форман / Milos Forman, США, 1984 г.
«Амадеус» Формана. Восемь «Оскаров» — и так бездарно. Причем всё. Может быть, только Сальери неплох, но ужасна его концепция. Не то чтобы ужасна, но как-то не очень человечна».
Источник: Ни красоты, ни правды, ни искренности, ничего…