Тело и душа

Дух, душа и тело — составляющие человека, и часто христиане путают душевность и духовность.

Христианин, занимающийся благотворительностью и улыбающийся всем подряд, может быть душевным, но при этом он пойдет в ад, если его сущность не наполнена Божьим дыханием. Душа и дух имеют различную природу и отличия, в то же время они едины.

Что в православии означает душа

Душа — это дыхание, дуновение Бога. Творец сотворил Адама и вдохнул в него душу. (Бытие 2:7) Создатель создал бестелесную сущность, Он ее и забирает, значит, она обладает бессмертностью.

Душевная составляющая наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии

А вот где эта сущность очутится после отделения от тела, зависит от человека. Пророк Иезекииль писал, что умирают согрешающие души.(Иез. 18:2)

Без души человек не имеет ни разума, ни чувств. Душевная составляющая лишена формы, она наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии.

Происхождение души

Душа создается Творцом, она не перевоплощается и не переселяется из тела в тело. Она появляется сразу после оплодотворения и после смерти телесной оболочки ждет Страшного суда.

Долгое время считалось, что бестелесное духовное создание невесомо, однако, в 1906 году профессором Дунканом Макдугаллом путем взвешивания человека в момент смерти было доказано, что вес души равняется 21 грамму.

Душа после смерти телесной оболочки ожидает Суда Божьего

Основные составляющие души

От состояния души зависит ум, воля и чувствования человека. Очень важно понять, какие душевные силы относятся к разумным и неразумным.

Высшими силами контролируются разумные составляющие, к ним относятся:

  • ум;
  • чувство;
  • воля.

Неразумные силы наполняют тело жизненными потоками, благодаря которым бьется сердце, преобразуется тело и рождается возможность производить потомство. Наш разум не контролирует неразумную субстанцию, все происходит само собой. Сердце бьется, кровеносная система работает, человек растет, взрослеет, стареет. Все это не зависит от человеческого разума.

Душевный подарок Создателя состоит в том, что Он наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора, управление совестью и наполняет дарами веры.

Важно! Сознание и совесть — основные составляющие души христианина, которые отличают его от животного.

Душевная составляющая человеческого тела в отличие от животных обладает разумной силой, которая характеризуется способностью говорить, мыслить и познавать. Разумная сила господствует над всеми остальными составляющими, ей дана возможность отличать добро от зла; выбирать, показывать силу желаний, кого любить или ненавидеть и управлять раздражительной силой.

Бог наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора

Эмоции людей производит и контролирует раздражительная сила. Святой Василий Великий назвал эту душевную составляющую нервом, поставляющим энергию, которая порой выливается в страсти:

  • гнев;
  • ярость;
  • ревность к добру и злу.

Важно! Святые отцы подчеркивают, что настоящее предназначение раздражительной силы — гневаться на сатану.

Желательная или деятельная сила рождает волю, способную выбирать между добром и злом.

Три силы присущи одной жизни, одному телу и ими, по словам Каллиста и Игнатия Ксанфопулы, можно управлять. Любовь обуздывает раздражительную силу, бесстрастия погасит эмоции, а разумную силу окрыляет молитва.

Только в подчинении духовному познанию и созерцании Всевышнего все три душевные составляющие находятся в единстве. Душа невидима, она живет независимо от состояния тела. Душевное состояние людей уравнивает всех перед Богом, который смотрит не на тело, а на Свое подобие, которое не зависит от пола, возраста, цвета кожи и места жительства.

По словам святого Феофана Затворника, именно душевная сущность является источником всех человеческих проявлений, она является личностью, обладающей разумом и свободой выбора, ее нельзя познать органами тела.

Как влияет на человека дух

Душа является храмом Бога Живого, в котором живет Дух Святой. Ни одному Ангелу Создатель не предоставил такой чести называться Божьим храмом.

При крещении в человеке поселяется дух Божий, который в течение жизни может быть вытеснен другими силами. Это возможно только при условии, что человек сам откроет двери нечисти, загрязнив свой храм.

Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей

Несмотря на то, что Господь наполняет человека душевной составляющей, она самостоятельно выбирает духовное наполнение. В этом свобода выбора. Творец не создает роботов, Он ваяет Себе подобных.

Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей, ей дана сила увлекать человека от видимых вещей к невидимому познанию благодати Божьей, отделять вечное от временного.

Дух является той составляющей человека, которая отделается нас от животных. Созданные Богом твари не имеют духовного наполнения.

Духовное неотделимо от душевного, оно является высшей стороной, сущностью. В человеке нет таких чувств, которыми можно познать духовное наполнение. Святые отцы подчеркивают, что дух и есть ум человеческий, от него происходит разумное начало.

Важно! Дух человека нельзя увидеть или постичь, но духовного человека, наполненного Божественной сущностью, видно сразу по его эмоциям, делам и любви к окружающему миру.

Человеческий дух наполняется совершенством только при соединении с Божьим Святым Духом.

В письме святителя Феофана Затворника мы находим, что духовная наполняющая — сила, которую Творец вдохнул в человеческую душевную составляющую, как завершающий этап создания образа Своего.

В соединении с душой дух поднял ее на божественную высоту над нечеловеческим созданьем. Благодаря духовному наполнению душевный человек становится одухотворенным.

Так как духовная сила пришла от Бога, она знает Творца и ищет Его присутствия в жизни.

Проявляющиеся составляющие духа

Кому человек поклоняется, служит, тот и является его богом. Христиане, независимо от степени развития, знают, что всем в жизни руководит Создатель.

Духовное наполнение ведет христиан к жажде Бога

Он Судья и Спаситель, наказывающий и милующий, символом христианской веры есть Троица, Бог Отец, Сын и Дух Святой. Страх Божий является основной составляющей духовного наполнения.

Любите власть, деньги, веселые гулянки, делаете все в гневе, по собственной воле и желанию, значит, Бога не боитесь, душа при этом управляется сатанинскими силами.

Направляющей духовной силой является совесть, которая заставляет человека бояться Господа, во всем Ему угождать и выполнять Его наставления. Совесть руководит душевными качествами христиан, направляя их к познанию святости, благодати и правды. Только благодаря совести верующие могут определить, что угодно или противно Господу.

Божий закон исполнить могут только те, в ком жива совесть. Духовное наполнение ведет христиан к жажде Бога, когда никакое творение рук человеческих не может дать той благодати, какую человек приобретает при общении со Всевышним в постах, молитвах и исполнении Закона.

О духовной жизни:

  • Грех гнева
  • Заповедь о любви к врагам
  • Промысел Божий в жизни человека

Основные отличия души и духа

В человеке, живущем в падшем обществе и любящем Создателя, постоянно будет идти борьба между душевным и духовным, ибо их единство нарушено человеческой греховностью.

Душевная составляющая Божьего творения делает его выше животных, а духовная — выше ангелов. Ибо кому из ангелов когда-либо Господь сказал, что они Его дети? Апостол Павел пишет, что человеческие тела — храмы Бога Живого, Святого Духа, и за это мы должны славить Творца, нашей заслуги при этом нет никакой. (1 Кор. 6:19-20).

Голубь – символ Души

Душевные и духовные силы следует рассматривать в единстве разнообразий, о чем писал святой Григорий Богослов. Святитель подчеркивал, что в христианине есть человеческое и небесное, видимое и невидимое, плоть и духовность. Человек, по словам Григория Богослова, является маленькой вселенной внутри большого космоса.

Прекрасны высказывания святого Григория Паламы о том, что тело, победившее желания плоти, не становится якорем для души, тянущим ее в ад. Оно парит в душевном и духовном единстве вверх, превращаясь в Божью духовную силу.

Любое сотворенное Богом живое существо имеет душу, духовное наполнение только у человека. Окружающий мир может воздействовать на душевные составляющие, духовными силами руководит Господь.

Душа появляется при зачатии, духовная сила человеку дается при покаянии и принятии Иисуса своим Спасителем, Целителем, Творцом и Создателем. Душевная субстанция расстается с телом при смерти, при исчезновении Божьего духовного начала человек впадает во все тяжкие грехи.

Важно! Только духовный христианин может назвать Иисуса Христа своим Господином, познавать при чтении Божье слово, душевный — только чувствует его.

Духовный человек — образ Бога

В телесной оболочке никогда нельзя увидеть Господа. Творцу абсолютно все равно беден ты или богат, худой или толстый, с руками или без ног, красив с человеческой точки зрения или безобразен.

Образ Бога живет в невидимой душевной оболочке, управляет которой духовная сила. Божья душа обладает бессмертием, разумом, свободной волей и чистой, бескорыстной любовью.

Душевное состояние, переходящее в бессмертие, управляется не христианами, а только Господом.

Как свободен Творец, настолько Он дал свободу Своему творению. Премудрый Создатель наделил человека разумом, способным вникать в невидимые глубины, познавая природу Господа. Бесконечна благость Создателя к Его творению, которое Он никогда не оставляет. Духовный человек стремится к единению с Творцом.

В Новом Завете неоднократно встречается фраза о духовно живых людях, то есть тех, кто принял в свою жизнь Иисуса, как Спасителя.

Атеисты или верующие в других богов названы духовно мертвыми созданиями.

Важно! Всевышний, создавая человека, предусмотрел иерархию. Тело корится душе, а та подвластна духу.

Первоначально так и было. Адам слышал Божий голос духовным сознанием, и спешил исполнить все пожелания Творца при помощи тела. Духовный человек подобен Адаму до грехопадения, он научился с помощью Господа творить Богоугодные дела, различать добро и зло, созидая в себе образ Творца.

«Диалог о Православии» о душе и духе

Душой и телом

Смотреть что такое «Душой и телом» в других словарях:

  • душой и телом — с головы до пят, полностью, на все сто, с макушки до пят, с головы до пяток, с макушки до пяток, до мозга костей, до кончиков ногтей, целиком и полностью, на все сто процентов, с головы до ног, от кончика носа до кончика хвоста, с ног до головы… … Словарь синонимов

  • Душой и телом — Душой и тѣломъ (иноск.) всѣмъ существомъ, совсѣмъ (предаться чему). Ср. А что до революціи, то я и душой, и тѣломъ за революцію (сказалъ одинъ изъ поляковъ). Лѣсковъ. Въ Москвѣ. 4. Ср. У Aline удивительный пріютъ Магдалинъ… Aline corps et âme… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • душой и телом — (иноск.) всем существом, совсем (предаться чему) Ср. А что до революции, то я и душой, и телом за революцию (сказал один из поляков). Лесков. В Москве. 4. Ср. У Aline удивительный приют Магдалин… Aline corps et âme занята этим. Гр. Л.Н. Толстой … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Душой Божьи, телом государевы. — Душой Божьи, телом государевы. См. ЦАРЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • ни душой, ни телом(ни словом, ни делом) не виноват — (иноск.) ни помышлением, ни делом ничем Ср. Я тебя любила так, что себя не помнила, весь свет забыла, привязалась к тебе, как собака, ни душой, ни телом перед тобой не была я виновата… Островский. На бойком месте. 3, 7. Ср. Ах, Боже мой! Я, ей… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Ни душой, ни телом не виноват — Ни душой, ни тѣломъ (ни словомъ, ни дѣломъ) не виноватъ (иноск.) ни помышленіемъ, ни дѣломъ ничѣмъ. Ср. Я тебя любила такъ, что себя не помнила, весь свѣтъ забыла, привязалась къ тебѣ, какъ собака, ни душой, ни тѣломъ передъ тобой не была я… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • преданный душой и телом — прил., кол во синонимов: 3 • верный (68) • однолюб (5) • преданный всей душой (3) … Словарь синонимов

  • предан душой и телом — Ср. Я говорю: люблю Россию… Ей предан я душой и телом, Вполне от головы до ног. Но, чтобы фраза стала делом Избави Бог! избави Бог! В. Стародубский. Избави Бог. См. от головы до пяток. См. на словах, как на гуслях … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • не виноват ни душой, ни телом, невиновный — См … Словарь синонимов

  • Ни душой ни телом — Разг. Экспрес. Нисколько, ничуть, совсем (не причастен к чему либо, не виноват). Вообще вся интрига была задумана и приведена в исполнение с дьявольской ловкостью. Сам генерал во всяком случае не был виноват ни душой ни телом в той роли, какую… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Самая гуманная казнь

Эксперименты, которые провели Антон Конен (Anton Coenen) и Тайник ван Рижн (Tineke van Rijn) из Университета Неймегена (Radboud University Nijmegen in the Netherlands) заставили в который раз задуматься о душе. И с новой силой всколыхнули споры о том, в самом ли деле существует эта загадочная субстанция.

Голландские ученые по заданию университетского комитета по этике искали ответы на два практических на вопроса. Насколько сильно мучаются лабораторные крысы, которых приходится приносить в жертву науке? И каков наиболее гуманный способ их умерщвления?

Ответы, в итоге, были получены. Выяснилось, что для лабораторных животных нет ничего лучше декапитации. То есть, обезглавливания, неприятные ощущения от которого, как выяснилось, длятся (у крыс) не более 4 секунд.

Однако странные явления, с которыми столкнулись Антон и Тайник, проведя усекновения 25 зверьков, увели исследования совсем в другую сторону — в мистическую.

В голове, отделенной от тела, признаки жизни могут сохраняться несколько секунд

К своему, мягко говоря, удивлению, экспериментаторы обнаружили в отрубленных головах всплески мозговой активности. Увидели их случайно, из чистого любопытства сняв энцефалограммы через несколько минут после «казни».

Забегая чуть вперед, скажу: результаты, полученные голландцами, сильно подпортили впечатление от нашумевших экспериментов, которые провели их американские коллеги с медицинского факультета Университета Джорджа Вашингтона (George Washington University Medical Faculty). Два года назад они зафиксировали бурные электрические явления в мозгу умерших людей. И предположили, на радость СМИ всего мира, что нашли физиологическую основу мистических видений, связанных с околосмертным опытом. А это стало настоящей сенсаций. Поскольку тут же родилась гипотеза: энцефалограммы запечатлели не что иное, как процесс отделения души от тела.

И вот теперь крысы. Демонстрируют аналогичную мистику. Тут одно из двух: либо у крыс тоже есть душа, либо оптимизм по поводу существования этой нематериальной части человеческой сущности преждевременен.

Признаки жизни после смерти

В 2009 год американцы снимали энцефалограммы — картины электрической активности мозга — у семерых пациентов, которые умирали от рака или последствий сердечного приступа. Спасти этих людей было уже не реально. Они в итоге скончались. Но после смерти у всех несчастных мозг словно бы взрывался. В нем возникали невероятно мощные всплески электрических импульсов — при жизни таких не было.

«Волна смерти» — всплеск электрической активности мозга — на энцефалограмме крысы

«Волна смерти» на эёнцефалограмме умершего человека

— Сначала мы не поверили своим глазам, — говорит руководитель экспериментов доктор Лакхмир Чавла (Lakhmir Chawla). — Подумали, что всплески на энцефалограммах порождены мобильными телефонами или другой работающей электронной аппаратурой. Позаботились о том, чтобы исключить подобное влияние. И снова увидели аномалии.

Медики рискнули предположить: столь странная активность как раз и связана с теми яркими видениями, о которых иной раз рассказывают люди, вернувшиеся с того света.

Верующие, естественно, увидели в аномальных всплесках электрической активности долгожданное доказательство существования души. Пусть даже смутное и спорное. Ведь иных, подтвержденных приборами, материальных свидетельств не было и нет. Но есть вполне научная гипотеза, что процесс отделения души от тела напоминает разрядку электрического конденсатора. И в первые моменты смерти «отлетают» почти 90 процентов, остальные — в период с 9-го по 40-й день.

Не более, чем электричество

В отрубленной голове крысы «всплеск» возникает спустя примерно минуту после декапитации. И продолжает около 10 секунд.

У человека мозг «вспыхивает» через две-три минуты после остановки сердца и прекращения тока крови к мозгу (это равносильно отделению головы от тела). Активность продолжается примерно три минуты.

Ученые назвали обнаруженные аномалии «волнами смерти». И теперь гадают, что бы они значили.

Гипотеза о душе, которой нужно время, чтобы покинуть тело, выглядит, конечно, красиво. Тут даже крыс можно «стерпеть», допустив, все-таки, что в загробном мире есть место и для них. В этом смысле весьма логично выглядит то, что большая — человеческая — душа отлетает за три минуты, а маленькая — крысиная — гораздо быстрее.

С материалистической же точки зрения, эффект, наблюдаемый одновременно у людей, и у животных, свидетельствует лишь о том, что существует некое явление, связанное с физиологическими процессами, происходящими в умирающем мозге.

По одной из гипотез, на ЭЭГ умершего отображается момент выхода души из тела

— Всплески мозговой активности в отрубленных головах или в тех, которые были лишены кровоснабжения, можно объяснить и без мистики, — говорит доктор Чавла. — Все нейроны соединены в электрическую цепь. От недостатка кислорода они теряют способность удерживать электрический потенциал. И разряжаются — испускают импульсы лавинообразно.

— Похоже, в умирающем мозге действительно наблюдается коллапс нейронных электропотенциалов, — соглашается Конен. — Ведь «живые» нейроны находятся под небольшим отрицательным напряжением — порядка 70 милливольт. Они удерживают его, выкачивая наружу положительные ионы. Погибшие нейроны очень быстро меняют полярность — «минус» переходит в «плюс». Возможно, в результате этого процесса и возникает «волна смерти».

Словом, ничего возвышенного — электричество и только.

Граница между миром живых и мертвых

— «Волна смерти» показывает, что мозг действительно умер и уже нельзя восстановить работу нейронов, — говорит Конен. — Увидев ее, можно понять, что бороться за жизнь пациента дальше не стоит. «Волна смерти» это своеобразная граница между миром живых и мертвых.

— А вдруг всплеск активности свидетельствует об отчаянной попытке мозга восстановить работу сердца? — не совсем соглашается с коллегой Ланс Беккер (Lance Becker), реаниматолог из Пенсильванского Университета (University of Pennsylvania in Philadelphia).

По мнению Беккера: «волна смерти», возможно, сигнализирует о том, что нейроны лишь прекратили работу, а не «сломались» окончательно и бесповоротно. Стало быть, воскрешение возможно и за этим «порогом».

— Меня когда-то учили, что в мозге, лишенном кислорода, происходят необратимые изменения, — говорит ученый. — Но теперь известно, что это далеко не так. В экспериментах медики возвращают к жизни свиней, через 15 минут после остановки сердца. И без всякого вреда для мозгов. И каков тут предельный срок, никто точно не знает.

Эксперименты голландских и американских ученых спровоцировали новые споры о том, существует душа или нет

Но где же свет в конце тоннеля?

По поводу видений, о которых рассказывают пациенты, вернувшиеся с того света, единого мнения тоже нет.

Доктор Чавла не исключает, что всплески электрической активности — те самые «волны смерти» — способны создать в мозгу самые причудливые картины — от яркого света до тоннелей и прочих галлюцинаций.

Мощные импульсы, пожалуй, могут на какое-то время всколыхнуть и долговременную память — как бы высветить ее. И тогда перед глазами человека пронесется вся его жизнь. «Явятся» давно умершие родственники. Обо всем об этом и рассказывают, пережившие клиническую смерть.

Однако, пациенты доктора Чавла с того света не вернулись. И послушать их рассказы не довелось. Равно как никто еще не снимал энцефалограммы у тех, кому впоследствии удалось воскреснуть. Стало быть, теоретические построения ученого пока не проверены.

Кевин Нельсон (Kevin Nelson) из Университета Кентуки (University of Kentucky in Lexington), который давно изучает видения, сопровождающие переход в иной мир, сомневается, что они связаны с «волнами смерти». Сопутствующая деполяризация нейронов, по его словам, часто случается во время эпилептических припадков. Но очнувшиеся после них ничего особенного не вспоминают.

В общем, по мнению Нельсона, загадки «волн смерти», равно как и околосмертных видений, нельзя считать разгаданными.

ПОЛНАЯ МИСТИКА

Отрубленные головы помогают выиграть в лотерею

Похоже, что с «волнами смерти», еще не зная о том, что это реальное биофизическое явление, экспериментировали 15 лет назад российские исследователи. Они тоже рубили головы крысам, как и их голландские коллеги. Но цель имели другую — совсем уж мистическую. И если верить составленному потом отчету, то она — эта цель — была достигнута.

Эксперименты провели заведующий лабораторией терминальных состояний Владимир Нестеров и его коллега Юрий Бут в Омской медицинской академии на кафедре топографической анатомии и оперативной хирургии. Их финансировала некая загадочная американская фирма YGH, возглавляемая голландцами.

В основу экспериментов было положено «открытие», приписываемое Нобелевскому лауреату по физике Денешу Габору. Мол, еще в 1971 году он обнаружил, что любой биологический объект в момент гибели и независимо от вида смерти генерирует фотонное излучение повышенной мощности.

Денеш Габор — известный ученый, как раз в 1971 году получил Нобелевскую премию за изобретение голографии. То есть, за работы со светом. Но обнаруживал ли он «фотонное излучение» от умерших, не известно. Ни одного упоминания об этом в работах ученого нет.

Нестеров и Бут никаких «излучений смерти» от убитых ими зверьков приборами не регистрировали. Но якобы наблюдали реакцию на него со стороны добровольцев.

Суть экспериментов была следующей: крысу, которой рубят голову, помещают между виском испытуемого и генератором электромагнитных волн. Последний усиливает «излучение смерти» и направляет его в мозг добровольца. Дале смотрят, какое влияние оно оказывает.

«Заявленный способ был успешно апробирован авторами при угадывании выигрышных номеров денежно-вещевых лотерей, — записали в отчете исследователи. — Число выигрышей в группе испытуемых, подвергшихся воздействию магнитного поля при наличии биологического инициатора (трупный материал), было. В 3,72 раза выше, чем у лиц контрольной группы.»

— Уровень интуитивного восприятия повышается на несколько порядков, — поясняли Нестеров и Бут. — Каждый человек может стать в этих условиях ясновидящим, как Ванга.

Кто знает, может быть мозг действительно излучает нечто нам пока неведомое?

Какова дальнейшая судьба скандальных экспериментов, не известно. Не исключено, что они канули в лету, как и другие, им подобные, которые были проведены в 90-годы прошлого века во время буйного расцвета псевдонаучных теорий и кипучей деятельности кашпировских, чумаков, изобретателей антигравитации, торсионных полей и вечных двигателей, качающих энергию из вакуума. Тогда все это казалось многообещающим и перспективным. Но, в итоге, не выдержало поверок серьезной науки. Или сознательно не пошло проверяться.

А вдруг в Омске еще в 1996 году нашли неожиданный эффект от того всплеска электромагнитной активности, которую наблюдали недавно американцы и голландцы? И такое не исключено. Тогда в аномалии может скрываться нечто большее, чем просто физика…

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
УЧИТЕЛЯ истории и обществознания
ОРЛОВОЙ СВЕТЛАНЫ МИХАЙЛОВНЫ
МБОУ СОШ №39
/с использованием технологии проблемного обучения, проектной технологии и ИКТ/
Тема урока: Враги души и тела.
Урок комбинированный.
Цель урока: дать учащимся представление о гармоничном развитии человека и обосновать губительное влияние на душевное и физическое здоровье человека психотропных веществ.
Задачи:

  • Образовательные: — формирует представления о ЗОЖ; получает знания о сущности психотропных веществ, их пагубном влиянии; раскрывает на конкретных примерах результаты влияния психотропных веществ.
  • Развивающие: — формирование умений сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия, развитие речи учащихся, и, закалять волю; обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний, развитие интеллектуальных способностей, мыслительных умений.
  • Воспитательные: — умение работе в группе, культуре ведения диалога.

Оформление доски: тема урока, понятия: психотропные вещества, наркотик, табак, алкоголь; высказывание древнегреческого философа Сократа, плакаты по ЗОЖ, плакат свиток, плакат мишень, чистый ватман, разграфленный на две колонки.
Дидактическое обеспечение: учебник, тетрадь, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентации, чистые листы А4, маркеры, оценочные листы, анкеты.
Ведущие понятия темы: психотропные вещества, табак, алкоголь, наркотик.
План урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся

III. Изучение новой темы.

IV. Закрепление изученного.

V. Подведение итогов урока.

VI. Выдача домашнего задания.

Ход урока

I. ЭТАП. Организационный момент. (2 мин.)

Сегодня у нас, ребята, немного необычный урок. К нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их. /учащиеся приветствуют/. Пауза.

Начну я урок с передачи своего позитивного и дружеского импульса в виде рукопожатия, а вы его продолжите. И я подожду до тех пор, пока он не вернётся обратно. (во время рукопожатия звучит музыка)
II. ЭТАП. Актуализация опорных знаний учащихся

  1. Вводная беседа. (

Человечество, зная, что каждому из нас дана только одна возможность прожить свою жизнь на планете Земля, издавна решает проблему: как наилучшим образом прожить эту жизнь. Одни делают открытия, другие поют лучшие песни, третьи просиживают за телевизором. И каждый по-своему счастлив, пока здоров.

Сегодня на уроке все вместе создадим условия для получения представления о гармоничном развитии человека и обоснуем губительное влияние на душевное и физическое здоровье человека психотропных веществ и тема нашего урока: враги души и тела.

Здоровье. Здоровый образ жизни. Сейчас, посовещавшись в группах, в течении двух минут, назовите, что вы относите к понятию здорового образа жизни. Представители групп представят результаты.

Итак, подведём итог.

Что дает человеку спорт? Ответ на этот вопрос в своем проекте представила Елена Воробьева. Проект — презентация.
III ЭТАП. Изучение новой темы.

Как сохранить своё здоровье?

Как не допустить в свою жизнь вредные привычки?

Различные вещества, которые после употребления способны изменить психическое состояние человека (восприятие, настроение, познавательную способность и поведение) общее их название — Психоактивные вещества Они могут быть как естественного (растительного), так и искусственного (синтетического) происхождения. Какие вещества относятся к их числу, вы сейчас сами попробуете мне назвать: алкоголь, табак, некоторые медицинские препараты, наркотики и другие отравляющие вещества.

Таба́к (лат. Nicotiána) — род многолетних и однолетних растений семейства Паслёновые (Solanaceae). Культивируется как наркотическое средство, вызывающее кратковременную эйфорию.

Алкоголь (этиловый спирт) — это депрессант, то есть вещество, замедляющее все процессы в организме.

Нарко́тик (от греч. ναρκωτικός — приводящий в оцепенение) — согласно определению ВОЗ — химический агент, вызывающий ступор, кому или нечувствительность к боли.

Что же самое главным является для продавцов психотропных веществ? Конечно прибыль. А кто является объектом их внимания? Человек, не занятый творчеством, трудом, не знающий, куда себя деть, хорошая мишень для продавцов «смерти»

А кто хочет стать мишенью?! Пауза.

И для того чтобы никто из вас не стал мишенью, задумайтесь о своем жизненном пути уже сейчас.

Напомню, что домашним заданием для вас было приготовление кричалок, слоганов по профилактике злоупотребления психоактивными веществами, начнем с переклички (идёт перекличка 1 группа, 2 группа и т.д.).

А сейчас, посовещавшись в течении 5 минут назовите кратковременные последствия и результаты длительного воздействия алкоголя, табака и наркотиков. Позже, представители групп защитят ваши результаты.

На доске плакат в виде таблицы и представители вывешивают свои результаты.

Учитель подводит итог: А что по этому поводу говорят специалисты, внимательно посмотрим на экран.

Кратковременные:

— замедленная реакция

— потеря сознания

— ухудшение памяти

— нарушение координации движений

— снижение остроты мышления

— повышенный риск несчастных случаев

— кома

— смерть от передозировки

Учитель: обратим внимание на мнение специалистов.

Результаты длительного воздействия:

— заболевание алкоголизмом или наркоманией

— нарушение функций головного мозга

— провалы в памяти

— заболевания нервной системы

— сердечно — сосудистые заболевания

— заболевания печени

— сокращение продолжительности жизни

— смерть от несчастных случаев

Ребята, мы с вами познакомились с последствиями употребления алкоголя и наркотиков, а каковы же меры наказания за хранение, приобретение и сбыт психотропных веществ, кто из вас назовет?

Уголовный кодекс предусматривает уголовную ответственность за изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и сбыт наркотических или психотропных веществ, а также хищение или вымогательство наркотических средств или психотропных веществ. Также за противоправные действия по разным статьям предусматривается наказание, вплоть до лишения свободы на срок до 7 лет.
IV. ЭТАП Закрепление изученного. (12 мин.)
Игра «Ассоциация»

Участникам показывают изображения. А они должны назвать ту ассоциацию, которая возникает у него, когда он видит это изображение. По этому принципу строится ассоциативная цепочка.

Ведение нездорового образа ярко отражается на внешнем виде человека достаточно быстро.
Ученик: За последние 10 лет число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей в — 42 раза. Один наркоман делает наркоманами до 10 человек!
Ученик: Статистические данные по России.

500 тыс. наркоманов состоят сегодня на учете. По оценкам экспертов на самом деле их уже более 2 миллионов! Через пару лет их численность возрастет вдвое.

Потерянная жизнь
Дым от сигарет выходит кольцами,

И в хмельном угаре голова…

Уж давно не радуется солнцу

Девушка душой своей мертва.

Пьяные компании, пирушки,

Матери несчастные глаза,

Сигареты, «травка» под подушкой

Да сестры соленая слеза.

День за днем живет она без цели,

Потеряла всех своих друзей…

Даже в марте звонкие капели

Не приносят облегченья ей…

Требуется доза, хоть умри!

Маминых серег, колец последних

Ей хватило дня на три…

Помогите, люди! Дайте руки!

Ей самой не вырваться из пут.

Удержите, взявши на поруки,

И поверьте, что глаза не лгут.

Молят милосердия, защиты,

Сильного надежного плеча…

Совести исчерпаны кредиты,

Так не оттолкните сгоряча!

Чтобы не погибли миллионы

Россиян красивых, молодых,

Разгромите грязные притоны,

Раз и навсегда закройте их!

Пристально вглядитесь в лица юных,

Нет ли в них тревожной пустоты?

И себя спросите, как с трибуны:

«что для их спасенья сделал ты?»
Ученик: Россия никогда не стояла на коленях! Её топтали сапоги захватчиков, ее жгли, терзали, она умирала и возрождалась вновь. Психоактивные вещества, охватившие Россию, не уничтожат молодежь и детей – наше будущее! А сейчас я попрошу вас, сидящих здесь, написать письмо – напутствие потомкам, высказав свое отношение по злоупотреблению психотропных веществ.

(На доске плакат и каждый участник обводит свою ладонь, ведущий показывает пример)

Послание будет обязательно передано в наш школьный музей.
V. ЭТАП. Подведение итогов урока.
Жизнь с ее явлениями можно уподобить сновидению, фантому, пузырю, тени, блеску росы или вспышке молнии и представлять ее следует именно такой. Будда «Алмазная Сутра»

О жизни, о ее ценности представят свой проект девочки Зимина Татьяна и Морозова Юлия. Проект презентация.

Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?» Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают ещё человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!»
Раскрывает ли эта фраза тему нашего урока?

Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

Накапливайте и берегите своё здоровье, учитесь этому у окружающих людей; занимайтесь любимым делом, проводите каждую минуту жизни с толком, с пользой для себя и других!

У вас на столах лежат оценочные листы. Оцените вклад каждого в сегодняшний урок за одну минуту, представители групп зачитают результаты.

VI. ЭТАП. Выдача домашнего задания.

Сегодня мы беседовали о том, чего мы не хотим впустить в свою жизнь, а тема следующего урока о выборе жизненного пути, будем говорить о том, чем мы хотим заняться в жизни. Я раздам анкеты, вы их заполните. Результаты

Сегодня на уроке, вы все поработали продуктивно, на этом наш урок окончен, спасибо за сотрудничество.