Теория сотворения мира

Профессия — род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки.

Должность — это трудовой пост, который человек занимает в организации, учреждении и т. д.

Профессиограмма — описание профессии, информация о ее особенностях и особенностях профессиональной деятельности.

Социально-гуманитарные знания — это знания о человеке и общественных отношениях, о том, что окружает человека, оказывает прямое или опосредованное влияние на развитие как человека, так и общества.

Эмпатия — умение поставить себя на место другого и почувствовать, что ощущает собеседник или целая группа людей.

Политический маркетинг — разработка и проведение в жизнь различных политических акций, которые в определенной степени способствуют продвижению политических идей, делают их привлекательными для избирателей.

Социолог — специалист, который собирает и обрабатывает многообразную информацию о различных сторонах общественной жизни.

Педагог (от греч. воспитатель) — лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и имеющее специальную подготовку в этой области.

Уроки 17-19. Происхождение человека и становление общества (§ 7)

Ключевые понятия

Гоминиды — семейство отряда приматов, включая как ископаемого человека, так и человека современного типа.

Естественный отбор — процесс выживания и воспроизведения организмов, наиболее приспособленных к условиям среды, и гибели в ходе эволюции неприспособленных.

Антропогенез — процесс выделения человека из мира животных.

Социогенез — процесс становления общества.

Антропосоциогенез — двуединый процесс развития человека и общества.

Табу — запреты на совершение определенных действий.

Человечество — общность народов, населяющих Землю, объединяющая всех представителей человека разумного.

Исторический тип — определенная изолированная культура с уникальными особенностями.

Память социальная — память, наследующая не биологические признаки, а совокупность знаний, ценностей и идеалов, форм деятельности общественного человека.

Культура — свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда.

Тестовый контроль

1. Наука, изучающая историю человека, человеческого рода, — это…

а) философия;

б) геология;

в) антропология;’

г) биология;

д) археология.

2. Общество…

а) обособлено от природы, но тесно с ней связано;

б) включает в себя природу в качестве подсистемы;

в) и природа не связаны друг с другом;

г) и природа существуют по одним и тем же законам;

д) является результатом развития природы.

3. Человека от животных отличает способность:

а) к обмену информацией с себе подобными;

б) оказанию поддержки попавшим в трудную ситуацию;

в) усвоению форм поведения других людей;

г) совместному изготовлению орудий;

д) коллективному существованию.

4. Верно ли суждение?

А. Человек есть продукт биологической эволюции. Б. Человек есть продукт социальной революции.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно А и Б;

г) оба неверны.

5. Наиболее научно обоснованная версия:

а) божественного сотворения человека;

б) инопланетного происхождения человека;

в) творческого импульса, особых условий земли;

г) происхождения человека в результате эволюции.

6. Какое толкование термина ≪общество≫ неверно?

а) система;

б) географическая среда;

в) взаимодействие различных социальных сфер, совокупность социальных отношений;

г) часть мира, неразрывно связанная и взаимодействующая с природой.

7. Взаимосвязь общества и природы характеризуется:

а) подчинением природы обществу

б) взаимной независимостью природы и общества;

в) взаимным влиянием природы и общества;

г) полным подчинением общества природе.

8. ≪Второй природой≫ называют:

а) культуру;

б) науку;

в) технику;

г) производство.

9. Сходство человека и животных, проявляется в том, что они обладают:

а) разнообразными ощущениями;

б) членораздельной речью;

в) рациональным мышлением;

г) возможностями саморазвития.

10. В отличие от поведения животных деятельность человека носит характер:

а) преобразующий;

б) приспособительный;

в) коллективный;

г) орудийный.

11. Все виды способов деятельности людей и формы их совместной жизни охватываются понятием:

а) культура;

б) общество;

в) природа;

г) цивилизация.

12. Какая из перечисленных ниже способностей свойственна человеку и отсутствует у животных?

а) способность ощущать воздействие среды;

б) способность воспринимать окружающую действительность;

в) способность делать выбор и нести за него ответственность;

г) способность удовлетворять свои потребности.

13. В отличие от животных, человек способен проявлять:

а) зависимость от среды обитания;

б) инстинктивные реакции на воздействия среды;

в) генетическую обусловленность поведения;

г) критическое отношение к самому себе.

14. Проявлением взаимозависимости общества и природы служит:

а) экологический кризис;

б) возрастание солнечной активности;

в) кризис перепроизводства;

г) усложнение общественной жизни.

15. К общим признакам человека и животного относится способность:

а) предвидеть результаты своей деятельности;

б) сознательно относиться к воспитанию потомства;

в) осуществлять выбор средств достижения цели;

г) воспроизводить генетически обусловленные модели поведения.

16. Кто является автором теории происхождения человека в результате его выделения из животного мира, эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку:

а) Ж. Кювье:

б) Ч. Дарвин;

в) И. Мечников;

г) И. Павлов.

Уроки 20-21. Сущность человека как проблема философии (§ 8)

Ключевые понятия

Мышление — взаимодействие субъекта с окружающим миром, в ходе которого осуществляется аналитико-синтетическая деятельность. Это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей.

Речь — универсальное средство формирования и выражения мысли. Мышление совершается на основе языка, который активно участвует в самом процессе мышления.

Субъект — активно действующий человек с его знаниями, опытом и способностью изменять предметную обстановку своего бытия и самого себя.

Субьектностъ — связь человека с социальным бытием.

Человеческая субьектностъ — присущий человеку мир мысли, воли, чувств.

Человек — субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.

Коммуникация — общение.

Антропология — учение о человеке.

Философия жизни — философское течение конца XIX — начала XX в., в частности ее идеи о том, что человек в реальной жизни руководствуется не разумными побуждениями, а инстинктами.

Экзистенциализм — философия существования.

Деятельность — человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование

Система — нечто целое, составленное из частей.

Экономическая сфера — отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ.

Социальная сфера — отношения между различными социальными общностями и группами.

Политическая сфера — отношения гражданского общества, политических партий и государства.

Духовная сфера — отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей.

Тестовый контроль

1. Основой человеческого существования является:

а) потребительство;

б) деятельность;

в) любовь;

г) дружба.

2. Верны ли суждения?

А. Человек — такой же объект научных исследований, как и все в мире, и в ближайшем будущем проблема человека, казавшаяся ранее неразрешенной, будет успешно решена.

Б. Человек — вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны и А, и Б;

г) оба суждения неверны.

3. Утверждение «Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни», скорее всего, основывается на способности человека:

а) вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;

б) к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т. д.);

в) давать отпор любым враждебным, агрессивным выпадам против него;

г) приспосабливаться к условиям (порой весьма неблагоприятным) окружающей среды.

4. Высший нравственный смысл человеческой деятельности придает:

а) самоотдача;

б) материальная выгода;

в) гордость за совершенное;

г) наслаждение мастерством.

5. Какие существуют две основные оценочные точки зрения на человека?

а) оптимистическая;

б) синтетическая:

в) экономическая;

г) политическая;

д) пессимистическая;

е) художественная.

6. Отметьте, какие понятия входят как составные части в продуктивную человеческую деятельность:

а) неизменность;

б) бессознательные движения;

в) активность;

г) взаимодействие;

д) бесцельность;

е) следование инстинкту;

ж) сознательное изменение;

з) целенаправленность;

и) реализация себя.

7. Человек отличается от любого животного тем, что:

а) производит свою собственную окружающую среду;

б) изменяет окружающий мир;

в) производит себе подобных;

г) способен действовать универсально;

д) действует по своим потребностям;

е) может действовать не только по потребностям, но и по своей воле и фантазии.

8. Приматы — это:

а) примитивные растения;

б) простейшие живые существа;

в) человекообразные обезьяны;

г) простейшие грибки и споры.

9. Социальная сущность человека:

а) всегда была присуща человеку как виду;

б) неизменна и составляет его отличительное качество;

в) имеет конкретно-исторический характер;

г) является абстрактом, присущим отдельному индивиду;

д) является выражением совокупности всех общественных отношений.

10. Различают три, в общем-то, близких понятия: человек, индивид, личность. Человек представляет собой:

а) свободно-творческое и морально-ответственное существо;

б) лицо, обладающее общими для всех людей качествами и чертами;

в) субъект деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств;

г) неповторимое сочетание особенностей характера и психического склада, отличающее одного индивидуума от другого.

11. Из перечисленных способностей отметьте ту, которая отличает человека от животных:

а) способность к общению;

б) способность к игре;

в) способность к подражанию;

г) способность к сотрудничеству (совместному изготовлению и использованию орудий труда).

Уроки 22-24. Общество и общественные отношения (§ 9)

Ключевые понятия

Общество — в широком смысле это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.

Социум — социальность как таковая, неприродная реальность, отличающаяся от живой и неживой природы.

Природа — совокупность всего сущего, за исключением духовной жизни человека. Естественная среда существования человека.

Социальное — деятельность людей, направляемая их сознанием и волей.

Природное — естественная потребность. Божественное — предопределенное выше.

Культура — совокупность всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на него самого.

Материальная культура — предметы быта, средства связи, приборы и оборудование и т. д.

Духовная культура — знания, язык, ценности, символы, правила, нормы и др.

Культурные универсалии — общие черты и формы культуры различных народов.

Общественные отношения — относительно устойчивые, во многом безличные (формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей.

Тестовый контроль

1. Общество — это:

а) территория, на которой живут люди;

б) все население Земли;

в) определенный этап исторического развития;

г) группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности и поддержки друг друга.

2. Какое толкование термина «общество» неверно?

а) система;

б) географическая среда;

в) взаимодействие различных социальных сфер, совокупность социальных отношений;

г) часть мира, неразрывно связанная и взаимодействующая с природой.

3. Обществом в широком смысле слова называется:

а) весь окружающий мир;

б) человечество в его прошлом, настоящем и будущем;

в) группы людей, объединенных историческим прошлым;

г) взаимодействия людей в повседневной жизни.

4. Среди перечисленного названием одной из основных сфер жизни общества является:

а) производительные силы общества;

б) духовная культура общества;

в) общественные отношения;

г) денежные отношения.

5. В росте образовательного уровня населения страны отражается развитие:

а) экономической сферы общества;

б) социальной сферы;

в) политико-правовой сферы;

г) духовно-нравственной сферы.

6. Взаимосвязь природы и общества характеризуется:

а) подчинением природы обществу;

б) взаимной независимостью природы и общества;

в) взаимным влиянием природы и общества;

г) полным подчинением общества природе.

7. К элементам общества как системы не относятся:

а) университет;

б) нация;

в) плодородная земля;

г) церковь.

8. Отношения между обществом и природой характеризуются:

а) исключительно благотворным влиянием человека на природу;

б) господством человека над природой;

в) полной зависимостью общества от природы;

г) загрязнением среды обитания человека в результате его деятельности.

9. Общество:

а) обособлено от природы, но тесно с ней связано;

б) включает в себя природу в качестве подсистемы;

в) и природа не связаны друг с другом;

г) и природа существуют по одним и тем же законам;

д) является результатом развития природы.

10. Отметьте неправильные суждения:

а) жить в обществе и быть свободным от общества нельзя;

б) человек находится в состоянии постоянного изменения своей социальной сущности;

в) жизнь общества слабо подвержена изменениям;

г) человек живет своей жизнью, а общество — своей; жизненные линии человека и общества не пересекаются;

д) каждое новое поколение включается в систему уже сложившихся общественных отношений.

11. Примером общественных отношений можно считать связи между:

а) географической средой и образом жизни людей;

б) природой и обществом;

в) членами семьи;

г) людьми внутри класса, социальной группы;

д) человеком и орудиями труда.

12. Природа — это:

а) весь окружающий нас мир во всей бесконечности его форм и проявлений;

б) все пространство вокруг человека;

в) то, что появилось благодаря труду.

13. Какое высказывание больше соответствует современным взаимоотношениям человека и природы:

а) природу легче всего подчинить, повинуясь ей;

б) мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее -наша задача.

14. Общность лиц, объединенных потребностями и интересами, которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только совместными усилиями, совместной деятельностью, называется:

а) конгломератом;

б) обществом;

в) системой;

г) очередью.

15. Верны ли следующие суждения?

А. Естественная окружающая человека среда отступает перед искусственной средой, но в конечном счете нужна человеку больше последней.

Б. Современному человеку искусственная окружающая среда может заменить среду естественную.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны и А, и Б;

г) оба суждения неверны,

16. Верны ли следующие суждения?

А. Исторически общество первично, а государство — вторично. Б. Государство порождает общество.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны и А, и Б;

г) оба суждения неверны.

17. Социальная сфера жизни общества самым непосредственным образом зависит от уровня:

а) экономического развития страны;

б) развития органов власти;

в) развития национальных отношений;

г) развития международных отношений.

18. Взаимодействие социальных групп, слоев, классов, стран, наций, религиозных сообществ осуществляется:

а) в экономической сфере;

б) в политической сфере;

в) в духовной сфере;

г) в социальной сфере.

19. Вопросы власти, государства рассматриваются:

а) в экономической сфере;

б) в политической сфере;

в) в духовной сфере;

г) в социальной сфере.

Уроки 27-29. Типология обществ (§ 11-12)

Ключевые понятия

Внеэкономическое принуждение — принуждение, основанное на личной власти, опирающейся на прямое насилие.

Традиция — свод неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения, воплощающий опыт предков.

Реформация — реформа традиционного христианства.

Индустриальное общество — тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека.

Секуляризация общественного сознания — замена религиозного мировоззрения и воспитания светским.

Социальная мобильность — возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую.

Генно-культурная эволюция — совместное гармоничное развитие природы и культуры.

Архаизация — частичная реставрация отживших социальных структур, признание прошлого более ценным, чем настоящее.

Тестовый контроль

1. В приведенном ниже перечне отметьте признаки доиндуст-риального общества:

а) основа производства — земля, сельскохозяйственный труд;

б) развитие крупной машинной промышленности;

в) преобладание ручного труда;

г) средняя продолжительность жизни — 40-50 лет;

д) основа производства — знания, информация;

е) широкое применение машинной техники;

ж) неграмотность большинства населения;

з) основной вид экспорта — средства производства;

и) основной вид экспорта — сырье;

к) основной вид экспорта — интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т. д.); л) средняя продолжительность жизни — до 70 лет; м) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование; н) средняя продолжительность жизни — свыше 70 лет; п) непрерывное образование граждан; р) решается задача преодоления неграмотности населения.

2. В приведенном ниже перечне отметьте признаки индустриального общества:

а) основа производства — земля, сельскохозяйственный труд;

б) развитие крупной машинной промышленности;

в) преобладание ручного труда;

г) средняя продолжительность жизни — 40-50 лет;

д) основа производства — знания, информация;

е) широкое применение машинной техники;

ж) неграмотность большинства населения;

з) основной вид экспорта — средства производства;

и) основной вид экспорта — сырье;

к) основной вид экспорта — интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т. д.); л) средняя продолжительность жизни — до 70 лет; м) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование; н) средняя продолжительность жизни — свыше 70 лет; п) непрерывное образование граждан; р) решается задача преодоления неграмотности населения.

3. В приведенном ниже перечне отметьте признаки постиндустриального общества:

а) основа производства — земля, сельскохозяйственный груд;

б) развитие крупной машинной промышленности;

в) преобладание ручного труда;

г) средняя продолжительность жизни — 40-50 лет;

д) основа производства — знания, информация;

е) широкое применение машинной техники;

ж) неграмотность большинства населения;

з) основной вид экспорта — средства производства;

и) основной вид экспорта — сырье;

к) основной вид экспорта — интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т. д.); л) средняя продолжительность жизни — до 70 лет; м) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование; н) средняя продолжительность жизни — свыше 70 лет; п) непрерывное образование граждан; р) решается задача преодоления неграмотности населения.

4. К духовной сфере жизни общества относятся:

а) кузнечное дело;

б) сев и жатва колосовых;

в) научное открытие;

г) создание нового метода обучения;

д) театральный спектакль;

е) банковские операции;

ж) нравственная оценка поступка;

з) создание политической теории;

и) создание экономической теории.

5. Что является определяющим в индустриальном обществе?

а) сельское хозяйство;

б) теоретические знания;

в) промышленность.

6. Что означает понятие «традиционное общество»?

а) докапиталистическое, доиндустриальное общество с замедленными темпами эволюции;

б) восточное общество, вступившее в эпоху феодализма;

в) общество, в котором сильны христианские традиции.

7. Что является определяющим в доиндустриальном обществе?

а) сельское хозяйство;

б) мануфактурное производство;

в) научные знания.

8. Касты как социальные группы характеризует:

а) возникновение в связи с переходом к индустриальному обществу;

б) свободное перемещение из одной в другую;

в) опора на различие в формах собственности;

г) непроницаемость границ.

9. К индустриальной цивилизации относятся:

а) Япония после реформ Мейдзи;

б) Англия в XIX в.;

в) Россия при Петре I;

г) Наполеоновская Франция;

д) США во второй половине XIX в.

10. Особенностью социальной дифференциации современного западного общества является:

а) замкнутость общественных групп;

б) сокращение численности среднего класса;

в) численное преобладание рабочего класса;

г) уменьшение социальной поляризации.

Уроки 30—32. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории. (п.13)
Тестовый контроль
1. Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, З. Бжезинский, Г. Кан, О. Тоффлер — что объединяет эти имена?
а) это ученые — сторонники теории постиндустриального общества;
б) это известные политические деятели Западной Европы

в) это философы -марксисты.
2. Что составляет с точки зрения М. Вебера основу «духа капитализма», определившего рождение цивилизованного капитализма’?
а) аскетическая этика протестантских сект;
б) особенности католического вероисповедания;
в) крайний индивидуализм в выборе веры, присущий западному человеку.
3. Сторонки постиндустриального общества выделяют ряд факторов, которые свидетельствуют о переходе в новую стадию. Назовите один из них:
а) превосходство сферы услуг над сферой производства;
б) не классовое, а профессиональное деление общества;
в) теоретическое знание как основа политики;
г) создание новой интеллектуальной технологии;
д) все выше указанное?
4. Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, в марксистской теории называется:
а) базисом;
б) надстройкой;
в) цивилизацией;
г) общественно — экономической формацией;
д) классовым обществом.
5. К производительным силам общества относятся:
а) предмет труда;

б) человек с предметом и средствами труда;
в) средства труда;
г) предмет и средства труда;
д) человек и его производственные отношения.
6. Собственность — это:
а) владение материальными благами
б) право распоряжаться какими-либо вещами;
в) «собственность есть кража» (П. Прудон, 1809—1865 французский философ и социолог);
г) отношения между людьми по поводу вещи;
д) право на получение доли природных ресурсов.
7. Что из перечисленного является определяющим ресурсом экономики?
а) природные богатства;
б) культурные ценности;
в) люди;
г) средства производства;
д) орудия труда.
8. Существуют два подхода к объяснению истории развития общества
а) информационный;
б) технологический;
в) стадиально- эволюционный;
г) цивилизационный
д) социокультурный
е) формационный
9. К экономически активному населению относятся:

а) собственники средств производства;
б) подростки;

в) студенты;
г) пенсионеры;
д) безработные;
с) работающие по найму.
10. Какие достоинства и недостатки формационного подхода к истории человечества отмечают ученые. (достоинства —…; недостатки — )
а) позволяет представить историю человечества как единый закономерный процесс;
б) исторический процесс рассматривает как сверхсложную систему;
в) история общества определяется в конечном счете экономическими (материальными) факторами;
г) общественное развитие — универсальный и прогрессивный процесс;
д) исторический процесс представляет собой линейное одностороннее движение от одной формации к другой;
е) характер общественных явлений объясняется преимущественно взаимодействием базиса и надстройки.
12. В марксистском учении об обществе ступени исторического развития получили название:
а) цивилизация;
б) общественно-экономическая формация;
в) экономический строй общества;
г) стадия культурного развития;
д) стадия эры общества высокого потребления.
13. Какое (какие) из следующих противопоставлений формации и цивилизации является верным?
а) формация — это по сути социально-экономическое образование, в то время как цивилизация — образование прежде всего социокультурное;
б) цивилизация есть явление не только исторически стадиальное, как, например, формация, но и «неисчерпаемо» длительное;
в) формация фиксирует дискретность (прерывность) истории, цивилизация — ее преемственность;
г) формационный подход нацелен на выявление основы человеческого общежития, цивилизационный — на его целостность и многообразие;
д) формационный подход отражает определенный уровень исторического развития, цивилизация — исторически определенный уровень развития (в смысле высоты, зрелости).

Ежемесячный научно-информационный журнал «В мире науки»

Наше издание адресовано как научной и технической интеллигенции, так и широкому кругу образованных читателей, стремящихся быть в курсе последних достижений мировой общественной и научной мысли

Издаётся с 1845 года

  • Журнал выходит в 16 странах мира на 18 языках (США, Россия, Германия, Франция, Италия, Китай, Бразилия, Израиль, Испания, Польша, Чехия, Тайвань, Индия, Бельгия, Нидерланды, Япония)
  • Более 120 лауреатов Нобелевской премии стали авторами статей
  • Более 100.000 изобретений были запатентованы благодаря публикациям в этом журнале

    Название изображения

    Название изображения

Основные темы журнала

  • Информационные технологии
  • Медицина
  • Психология
  • Биотехнологии
  • Нейробиология
  • Окружающая среда
  • Палеонтология
  • Археология
  • Демография
  • Астрономия
  • Эволюция
  • Астрофизика

Электронный архив журнала с 1983 по 2010гг.

Электронный архив журнала 1983 — 2010 гг.

Альманах «Космос»

Альманах «Космос»

Сборник научно-популярных статей по астрофизике, астрономии и космологии.

Темы выпуска:

  • Вселенная;
  • Галактики;
  • Звезды;
  • Планеты.

Приобрести pdf версию диска «Космос» можно на нашем сайте в разделе сборники статей
Стоимость pdf версии диска «Космос»- 99 руб.

Электронная PDF-версия

Альманах «Мозг и сознание»

Альманах «Мозг и сознание»

Альманах «Мозг и сознание» — это сборник научно-популярных статей ведущих мировых и российских ученых по нейробиологии, биотехнологиям и психологии за 2003-2007 гг.

Тематика альманаха — это научные проблемы, связанные с мозгом и сознанием, а также с развитием человечества, и заинтересует как специалистов, так и широкий круг образованных и думающих читателей.

Приобрести pdf версию диска «Мозг и сознание» можно на нашем сайте в разделе сборники статей
Стоимость pdf версии диска «Мозг и сознание» — 99 руб.

Электронная PDF-версия

Адронная эра.

Длилась примерно от t=10-6 до t=10-4. Плотность порядка 1017 кг/м3 при T=1012…1013.

При очень высоких температурах и плотности в самом начале существования Вселенной материя состояла из элементарных частиц. Вещество на самом раннем этапе состояло прежде всего из адронов, и поэтому ранняя эра эволюции Вселенной называется адронной, несмотря на то, что в то время существовали и лептоны.

Через миллионную долю секунды с момента рождения Вселенной, температура Tупала на 10 биллионов Кельвинов (10K. Средняя кинетическая энергия частиц kTи фотонов hсоставляла около миллиарда эв (10Мэвчто соответствует энергии покоя барионов.

В первую миллионную долю секунды эволюции Вселенной происходила материализация всех барионов неограниченно, так же, как и аннигиляция. Но по прошествии этого времени материализация барионов прекратилась, так как при температуре ниже 10Kфотоны не обладали уже достаточной энергией для ее осуществления. Процесс аннигиляции барионов и антибарионов продолжался до тех пор, пока давление излучения не отделило вещество от антивещества. Нестабильные гипероны (самые тяжелые из барионов) в процессе самопроизвольного распада превратились в самые легкие из барионов (протоны и нейтроны). Так во вселенной исчезла самая большая группа барионов — гипероны. Нейтроны могли дальше распадаться в протоны, которые далее не распадались, иначе бы нарушился закон сохранения барионного заряда. Распад гиперонов происходил на этапе с 10до10секунды.

К моменту, когда возраст Вселенной достиг одной десятитысячной секунды (10 с), температура ее понизилась до 10K, а энергия частиц и фотонов представляла лишь 100Мэв. Ее не хватало уже для возникновения самых легких адронов — пионов. Пионы, существовавшие ранее, распадались, а новые не могли возникнуть. Это означает, что к тому моменту, когда возраст Вселенной достиг 10 с., в ней исчезли все мезоны.

На этом и кончается адронная эра, потому что пионы являются не только самыми легкими мезонами, но и легчайшими адронами. Никогда после этого сильное взаимодействие (ядерная сила) не проявлялась во Вселенной в такой мере, как в адронную эру, длившуюся всего лишь одну десятитысячную долю секунды.

Лептонная эра.

Длилась примерно от t=10-4 до t=101. К концу эры плотность порядка 107 кг/м3 при T=109.

Когда энергия частиц и фотонов понизилась в пределах от 100 Мэв до 1 Мэв в веществе было много лептонов. Температура была достаточно высокой, чтобы обеспечить интенсивное возникновение электронов, позитронов и нейтрино. Барионы (протоны и нейтроны), пережившие адронную эру, стали по сравнению с лептонами и фотонами встречаться гораздо реже.

Лептонная эра начинается с распада последних адронов — пионов — в мюоны и мюонное нейтрино, а кончается через несколько секунд при температуре 10K,когда энергия фотонов уменьшилась до 1 Мэв и материализация электронов и позитронов прекратилась. Во время этого этапа начинается независимое существование электронного и мюонного нейтрино, которые мы называем “реликтовыми».

Всё пространство Вселенной наполнилось огромным количеством реликтовых электронных и мюонных нейтрино. Возникает нейтринное море.

Фотонная эра или эра излучения.

Длилась примерно от t=10-6 до t=10-4. Плотность порядка 1017 кг/м3 при T=1012…1013.

На смену лептонной эры пришла эра излучения, как только температура Вселенной понизилась до10K, а энергия гамма фотонов достигла 1Мэв, произошла только аннигиляция электронов и позитронов. Новые электронно-позитронные пары не могли возникать вследствие материализации, потому, что фотоны не обладали достаточной энергией. Но аннигиляция электронов и позитронов продолжалась дальше, пока давление излучения полностью не отделило вещество от антивещества.

Со времени адронной и лептонной эры Вселенная была заполнена фотонами. К концу лептонной эры фотонов было в два миллиарда раз больше, чем протонов и электронов. Важнейшей составной Вселенной после лептонной эры становятся фотоны, причем не только по количеству, но и по энергии.

Для того чтобы можно было сравнивать роль частиц и фотонов во Вселенной, была введена величина плотности энергии. Это количество энергии в 1куб. см, точнее, среднее количество (исходя из предпосылки, что вещество во Вселенной распределено равномерно). Если сложить вместе энергию hвсех фотонов, присутствующих в 1куб. см, то мы получим плотность энергии излучения Er. Сумма энергии покоя всех частиц в 1 куб. см является средней энергией вещества Em во Вселенной.

Вследствие расширения Вселенной понижалась плотность энергии фотонов и частиц. С увеличением расстояния во Вселенной в два раза, объём увеличился в восемь раз. Иными словами, плотность частиц и фотонов понизилась в восемь раз. Но фотоны в процессе расширения ведут себя иначе, чем частицы. В то время как энергия покоя во время расширения Вселенной не меняется, энергия фотонов при расширении уменьшается. Фотоны понижают свою частоту колебания, словно “устают» со временем. Вследствие этого плотность энергии фотонов (Er) падает быстрее, чем плотность энергии частиц (Em).

Преобладание во вселенной фотонной составной над составной частиц (имеется в виду плотность энергии) на протяжении эры излучения уменьшалось до тех пор, пока не исчезло полностью. К этому моменту обе составные пришли в равновесие (то есть Er =Em). Кончается эра излучения и вместе с этим период “Большого Взрыва”.Так выглядела Вселенная в возрасте примерно 300 000 лет. Расстояния в тот период были в тысячу раз короче, чем в настоящее время.

“Большой взрыв»продолжался сравнительно недолго, всего лишь одну тридцатитысячную нынешнего возраста Вселенной. Несмотря на краткость срока, это всё же была самая славная эра Вселенной. Никогда после этого эволюция Вселенной не была столь стремительна, как в самом её начале, во время “большого взрыва”. Все события во Вселенной в тот период касались свободных элементарных частиц, их превращений, рождения, распада, аннигиляции.

Не следует забывать, что в столь короткое время (всего лишь несколько секунд) из богатого разнообразия видов элементарных частиц исчезли почти все: одни путем аннигиляции (превращение в гамма-фотоны), иные путем распада на самые легкие барионы (протоны) и на самые легкие заряженные лептоны (электроны).

Звездная эра.

После “Большого Взрыва” наступила продолжительная эра вещества, эпоха преобладания частиц. Мы называем её звездной эрой.Она продолжается со времени завершения “Большого Взрыва” (приблизительно 300 000лет) до наших дней. По сравнению с периодом “Большого Взрыва” её развитие представляется как будто слишком замедленным. Это происходит по причине низкой плотности и температуры.

«Реликтовое излучение»

Реликтовое излучение, космическое электромагнитное излучение, приходящее на Землю со всех сторон неба примерно с одинаковой интенсивностью и имеющее спектр, характерный для излучения абсолютно черного тела при температуре около 3 К (3 градуса по абсолютной шкале Кельвина, что соответствует –270° С). При такой температуре основная доля излучения приходится на радиоволны сантиметрового и миллиметрового диапазонов. Плотность энергии реликтового излучения 0,25 эВ/см3.

Радиоастрономы-экспериментаторы предпочитают называть это излучение «космическим микроволновым фоновым излучением» cosmic microwave background, CMB). Астрофизики-теоретики часто называют его «реликтовым излучением» (термин предложен русским астрофизиком И.С.Шкловским), поскольку в рамках общепринятой сегодня теории горячей Вселенной это излучение возникло на раннем этапе расширения нашего мира, когда его вещество было практически однородным и очень горячим. Иногда в научной и популярной литературе можно также встретить термин «трехградусное космическое излучение». Далее мы будем называть это излучение «реликтовым».

Открытие в 1965 реликтового излучения имело огромное значение для космологии; оно стало одним из важнейших достижений естествознания 20 в. и, безусловно, самым важным для космологии после открытия красного смещения в спектрах галактик. Слабое реликтовое излучение несет нам сведения о первых мгновениях существования нашей Вселенной, о той далекой эпохе, когда вся Вселенная была горячей и в ней еще не существовало ни планет, ни звезд, ни галактик. Проведенные в последние годы детальные измерения этого излучения с помощью наземных, стратосферных и космических обсерваторий приоткрывают завесу над тайной самого рождения Вселенной.

Божественная (религиозная, теологическая) теория происхождения человека

(теория творения, креационизм).

Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди — Адам и Ева — были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов (Древняя Греция, Древний Рим).

Разновидностью данной теории можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами.

Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых — сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека.

Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории.

Некоторые течения современной теологии сближают креационизм с эволюционной теорией, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной программой.

Теория внешнего вмешательства (теория палеовизита)

Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте данная теория считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Более сложные варианты данной концепции предполагают:

а) скрещивание иномирян с предками людей;

б) порождение человека разумного методами генной инженерии;

в) создание первых людей гомункулярным (искуственным) способом;

г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;

д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

Существуют и иные в разной мере фантастические гипотезы антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства.»

Антропогенез – теория происхождения человека, рассматривающая процесс его возникновения и развития.

Социогенез — процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества.

Человек – индивид – личность

Рассмотрение данной темы можно начать с предложенных ниже вопросов:

· Как ты думаешь, что делает тебя особенным, непохожим на остальных людей?

· Все ли люди индивиды?

· Может ли человек быть индивидом и личностью одновременно?

· Личностью становятся или с этим можно родиться?

Нарисовать на доске три ряда человечков:в ходе урока первый ряд оставляем без изменений – это индивиды, у них нет отличительных черт.

Второй ряд – мы кому-то рисуем бороду, кому-то чашку чая в руки, кому-то пиратский крюк, кому-то ирокез – это индивидуальности.

Третий ряд – стрелочками показываем отношения между человечками. Они могут общаться с помощью пузырей из комиксов, например.

5 известных теорий возникновения Вселенной, ставших частью поп-культуры

Новость о том, что Вселенная, согласно свежей математической теории, может представлять собой голограмму, несколько дней назад взорвала сайт Nature — ведущего научного журнала мира. Как обычно, на расчёты, их методику и место в современной физической космологии обратили внимание немногие — но заголовок, будто материализовавшийся из книги Филипа Дика, разошёлся по всем соцсетям. Подобную судьбу в последние годы наследуют почти все термины такого рода, связанные с научными гипотезами о возникновении сущего, — от «сингулярности» до «тёмной материи». Будьте уверены, поп-культура переварит их и превратит значения слов в нечто максимально таинственное и непонятное — тем более что интерес массового зрителя и читателя к космологии в последние годы неуклонно растёт. В этом материале мы решили собрать другие известные теории возникновения Вселенной, превратившиеся в поп-культурные мемы.

1Мифологическая космология

Ничто не мило читателю или зрителю в постмодернистском мире так сильно, как синкретическое сочетание различных мифологий: на этом строится буквально любой супергеройский эпос (лучший пример из недавнего — «Мстители»: германские боги, лавкрафтианские инопланетяне, мессианская фигура жертвующего собой Тони Старка, индустриальный оборотень Халк и т. д., и т. п.). Какое это имеет отношение к научным теориям устройства мира, спросите вы? Самое прямое: истории о ясене Иггдрасиле и черепе Урана предшествовали научному пониманию мира и формировали его. Эту хитрую наследственность в жанровом кинематографе любят демонстрировать в лоб — как в «Звёздных войнах», где обеспечивающая существование далёкой галактики Силы имеет двойную природу — мистическую и биологическую (все помнят слово «мидихлорианы»?), или в «Хижине в лесу», где высокотехнологичный центр поддерживает бесперебойное обеспечение древних богов человечиной.

Истории о ясене Иггдрасиле
и черепе Урана предшествовали научному пониманию мира
и формировали его.

2Мультиверс

Представлению о множественности миров гораздо больше лет, чем вы, скорее всего, думаете — и мы сейчас не имеем в виду индуистскую концепцию перерождения. Еще в XII веке мусульманский философ Фахруддин ар-Рази предположил, что за пределами нашего мира существует пустота, заполненная другими вселенными — а в начале XXI века такая точка зрения является крайне популярной частью персонализированной метафизики. Кстати говоря, личностные квазирелигиозные воззрения, сочетающие в себе христианскую мораль, представления о карме и параллельных мирах раньше любил описывать Дуглас Коупленд — в «Поколении X» для этого даже вводится специальный термин, «селф-изм». Что касается мультиверса, то он стал общим местом в научной фантастике и комиксах как таковых: именно так компания DC, скажем, объясняет одновременное существование полудюжины версий Бэтмена. С другой стороны, в данном случае интерпретация понятия довольно далеко ушла от его современной дефиниции: там, где в нынешней квантовой механике продолжается активная дискуссия о правомерности «многомировой» гипотезы, делающей реальными абсолютно все исходы и события (в том случае если они принципиально возможны), в научной фантастике (от «Эффекта бабочки» Брэдбери до трилогии «Назад в будущее») части мультиверса почти всегда так или иначе влияют друг на друга.

3Теория Большого Взрыва

Наиболее часто встречающееся в современной поп-культуре космологическое понятие — соответствующее словосочетание можно найти в текстах песен (между прочим, групп с таким названием существует как минимум три: норвежская металлическая, британская синтипоповая и корейский бойз-бэнд), в бесчисленных сценариях комиксов и, разумеется, в названии популярного ситкома о гиперболизированной жизни молодых учёных. Как ни странно, суть события при пересказе почти не перевирают: действительно, Большой Взрыв — это своеобразный «акт творения» Вселенной; событие, в результате которого появились и время, и материя. Именно поэтому, например, бессмысленно задаваться вопросом «что было до Большого Взрыва?» — поскольку само время появилось ровно с началом этого события! (Этот момент хорошо проясняется в «Краткой истории времени», классическом нон-фикшне Стивена Хокинга.) Не зря к этой теории тепло относился Иоанн Павел II: действительно, она довольно неплохо стыкуется с космологией авраамических религий.

Большой Взрыв — это своеобразный «акт творения» Вселенной; событие, в результате которого появились и время, и материя.

4Эволюционная космология

Строго говоря, эволюция — что в исходном понимании гениального Чарльза Дарвина, что в современной версии, рассматривающей эволюцию в применении к популяциям, — не является космологической теорией и описывает лишь развитие жизни. Но в расширительном смысле идея и философия бесконечного изменения находит очень большой отклик у людей творческих профессий — в том числе её переносят на такие метафизические материи как этика и эстетика. Ярчайшим примером работы на эту тему является «Древо жизни» Терренса Малика: даже если не рассматривать те моменты, где режиссёр обращается к космологии напрямую (речь о вызвавших противоречивые отзывы зрителей моментах с древней Землёй, населённой динозаврами), идея эволюционного изменения — это смысловой стержень фильма.

5Теория струн

Попыток модификации Теории Большого Взрыва за те почти уже 100 лет, что она существует, было предпринято довольно много. Теорию струн часто называют очередной «теорией всего» или наследницей теории расширяющейся Вселенной, возникнувшей в результате Большого Взрыва, — но, строго говоря, это не совсем так. Хороших объяснений теории струн «на пальцах» почти нет и по сей день (притом что её история насчитывает несколько десятилетий). Главное, что вам нужно знать о ней, — это то, что в её рамках мир представляется не четырёхмерным, как в эйнштейновском варианте общей теории относительности (три пространственных измерения + время), а вовсе даже 11-мерным: такая интерпретация позволяет получить определённые математические преимущества и снять ряд противоречий между экспериментом и теорией. Несмотря на строгую математичность, за теорией сохраняется эзотерический флёр: именно в таком ключе её использовали режиссер Ридли Скотт и автор сценария Кормак Маккарти в недавнем философском экшене «Советник». Вибрация многомерных струн здесь воспринимается как в метафорическом, так и в совершенно буквальном смысле: струны нарушают структуру мироздания — и разрушают жизни.