Тихвинская икона божией матери

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери, пожалуй, одна из самых «странствующих» икон в истории христианства.

Явление иконы на Руси

В 1383 году Тихвинский образ появился в новгородских землях -«ангелами невидимо носимый» над водами Ладожского озера. Остановилась икона на берегах реки Тихвинки, в окрестностях города Тихвина, отсюда и получила свое название. На месте явления иконы возвели деревянную церковь в честь Успения Богородицы.

Храм этот несколько раз сгорал дотла, но чудесную икону пламя словно обходило стороной… Великий князь Владимирский и Московский Василий III приказал построить каменный храм на месте деревянного, а в 1560 году Иван Грозный — основать мужской монастырь, где чудотворный образ хранился до революции 1917 года.

История образа Тихвинской Богоматери

Согласно преданию, Тихвинская икона Божией Матери была написана апостолом Лукой. В V веке императрица Евдокия привезла ее в Константинополь, где специально для этого легендарного образа построили Влахернский храм. В эпоху иконоборчества его прятали в обители Пантократора, а позже, по миновании опасности, вернули во Влахернскую церковь. В 1383 году икона непонятным образом из храма исчезла и явилась, как мы знаем, в новгородских землях.

Спустя недолгое время в Константинополе побывали новгородские «торговые люди». Предание указывает, что их принял Патриарх Константинопольский и, беседуя с ними, спросил, не слышно ли что-нибудь на Руси о чудотворной иконе Божией Матери, покинувшей Влахернскую церковь. Купцы поведали ему о необычайном явлении некоей иконы Пресвятой Богородицы сначала над Ладожским озером, а затем у берегов Тихвины, и рассказали о том, как она выглядит, после чего Патриарх подтвердил, что это именно та икона, которая находилась прежде в Константинополе. Он же показал русским купцам и место в церкви, где она стояла, — у первого столпа, справа от входа. Впоследствии в Успенском соборе Тихвинского монастыря образ Божией Матери поставили точно так же.

Сугубое его почитание в России укрепилось вслед за присоединением земель Новгорода к Москве. В начале XVI века для чудотворной иконы возвели каменную церковь, в 1560 году ставшую главным храмом основанного здесь монастыря.

Еще более возросло почитание Тихвинской иконы после событий начала XVII века, когда она помогла отразить атаки шведского войска на обитель. Известно, что Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых, как особый дар преподнес костромскому Ипатьевскому монастырю (где, собственно, и получил благословение на царство) копию Тихвинского образа.

В 1714 году икона Божией Матери украсилась серебряной ризой с жемчугами. В 1836 году эта риза сменилась еще более богатой. Новая риза была сделана из чистого золота и весила около девяти килограммов. Тысячи драгоценных камней — бриллиантов, жемчужин, изумрудов, рубинов — размещалось на ней. Целое состояние стоили те каменья, которые вложила в Успенский монастырь для украшения чудотворного образа императорская фамилия.

Риза с чудотворной иконы снималась лишь единожды в году, в четверг Страстной седмицы, когда происходил древний обряд омовения образа, пришедший в Россию из Византии. При совершении этого обряда икону три раза омывали святой водой. Затем эта вода (считалось, что она обладает особой целебной силой) раздавалась верующим.

С небывалой торжественностью праздновали в Тихвине пятисотлетие явления иконы Божией Матери, отмечавшееся в 1883 году. Еще за несколько дней до праздника (26 июня по старому стилю) в город стали приходить и приезжать богомольцы из ближних и дальних селений и городов. В самый день торжества, после литургии в Успенском соборе монастыря, состоялся многотысячный крестный ход с чудотворной иконой.

На протяжении тех веков, что икона находилась в родной обители, ее несколько раз поновляли. К началу XX века образу потребовалась серьезная реставрация. В отчете Комитета попечительства о русской иконописи за 1901 год говорится, что икона «покрыта толстым слоем копоти от восковых свечей, скипевшей олифы и пыли». В 1910 году иконописец и реставратор Г. Чириков предпринял расчистку иконы от позднейших записей. Мастеру пришлось снять три красочных слоя, пока, наконец его взору не открылась поразительная по красоте древняя живопись.

По странному недосмотру большевистских властей Тихвинская икона находилась в Успенском соборе вплоть до 1941 года (хотя золотую ризу с нее сняли гораздо раньше). В 1924 году обсуждался вопрос о передаче образа музею, но общественность тому воспротивилась, и, как утверждает молва, поэтому его не тронули. Тоже, между прочим, странно: когда это протесты общественности мешали советской власти изымать из церквей святыни?! Как бы там ни было, вынесли образ из Успенского собора фашисты. Причем сделали они это еще во время боев за Тихвин, будучи хорошо осведомлены о художественной и исторической ценности Тихвинской иконы. В начале 1942 года ее, вместе с другими сокровищами, награбленными немцами в Новгороде и пригородах Ленинграда, отправили в Псков.

По воскресеньям и большим церковным праздникам икону к началу литургии привозили в Троицкий кафедральный собор, а вечером возвращали «под замок». Немецкие эксперты видели, что перемещения в храм и обратно пагубно отражаются на состоянии иконы (перепады температуры и влажности способствовали разрушению красочного слоя), однако от заведенного обычая не отказывались, считая, что он необходим «с точки зрения пропаганды среди местного населения».

Весной 1944 года началась эвакуация ценностей из Пскова. Так Тихвинская икона оказалась в Риге, где ее торжественно встретил епископ Рижский Иоанн (Гарклавс). В сентябре, в связи с наступлением советских войск, владыка выехал из Латвии вместе со своей матерью и приемным сыном Сергеем. С ними покинула Латвию и чудотворная икона. Есть сведения, что в 1945 году епископ обращался к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой посодействовать возвращению образа Божией Матери в СССР, но ответа на свое послание не получил.

С конца 1940-х годов, пройдя вместе с Гарклавсами все тернистые беженские пути, Тихвинская икона оказалась в США. С 1950-х годов она пребывала в Свято-Троицком соборе Чикаго, где служил владыка Иоанн (с 1955 года — в сане архиепископа). В 1982 году он скончался, и хранителем иконы стал его приемный сын, протоиерей Сергий Гарклавс. В 2003 году он побывал в Тихвинском монастыре. Тогда и была определена дата возвращения Тихвинской иконы Божией Матери в Россию — июль 2004 года. Торжества, связанные с этим, ознаменовали дни великой радости для тихвинцев и всего русского православного народа.

Как изображают Богородицу на иконе

На иконе Пресвятая Богородица держит Младенца на левой руке, ноги Младенца согнуты в коленях и Его правую ступню накрывает левая. В одной руке Он держит свиток, а другой благословляет.

От чего помогает Тихвинская икона Божией Матери

Чудотворный лик помогает людям излечиться от душевных недугов и заболеваний суставов, к ней прикладываются перед принятием важного решения, образ считается покровителем для малышей, за что в народе его прозвали «детским». Многие считают, что Святое изображение способно наладить отношения между детьми и родителями, укрепить их взаимоотношения. Женщинам же защитница помогает при бесплодии, в период беременности и в облегчении родов.

День памяти Тихвинской иконы Божией Матери — 9 июля.

Иконы России.

Тихвинское чудо

Благоговейное почитание Матери Господа нашего Иисуса Христа Пречистой Девы Марии, претерпевшей страдания ради дела воплощения, явившей образец безграничной веры и смирения, твердости в испытаниях, величайшей любви и милосердия, установилось в христианском обществе с глубокой древности. Предания первых христиан сообщают нам, что переселившись в Царствие Небесное, Пресвятая Богородица не забыла род человеческий. Владычица мира стала неизменной ходатаицей за людей перед Богом. Чувствуя эту материнскую любовь и заботу, люди обращаются к Ней в молитвах в поисках Ее заступничества в бедах, несчастьях, болезнях и сомнениях.

Почитание Божией Матери и Ее покровительство над Русской Землею — часть нашей истории. Невидимое Ее присутствие и видимая помощь не раз чудесным образом спасала Россию от страшного разорения, а народ — от погибели.

Любовь русского человека к Божией Матери — это, прежде всего, почитание Ее икон. Икона Божией Матери встречала православного человека при рождении и крещении, ей благословлялись жених и невеста на брак, она же провожала человека в последний путь. На Русской земле было явлено и прославлено более шестисот чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Одна из самых почитаемых — чудотворная Тихвинская икона.

Этот святой чудотворный образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем на левой руке ведет свою историю с апостольских времен. Согласно церковному преданию, он был одной из икон, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой при земной жизни Божией Матери, а впоследствии им же посланный вместе с Евангелием и книгою Деяний апостольских в столицу Сирии Антиохию, в дар правящему там Феофилу, принявшему веру Христову. После кончины Феофила икона была вновь перенесена в Иерусалим, где и оставалась до V века. В V веке она совершила новое путешествие — во Влахернский храм Константинополя (специально для нее построенный), где пребывала 539 лет, изливая благодать чудес и исцелений. За неоднократное спасение Византийской империи, прозрение слепых, отгнание бесов, врачевание страстей и освобождение от недугов эта икона получила название «Одигитрия», что означает Путеводительница, крепкая Помощница. Оно еще больше утвердилось по следующему случаю: явившись однажды двум слепым, Божия Матерь привела их в упомянутый храм и, поставив перед Своим чудотворным образом, даровала им прозрение.

Во Влахернском храме Константинополя хранились также риза (мафорий), туника и часть пояса Богоматери. В этом храме в X веке произошло великое событие, вошедшее в историю Церкви под названием Покрова Пресвятой Богородицы. Это чудесное видение Божией Матери, явившейся блаженному Андрею юродивому и его ученику Епифанию. Предание гласит, что святой Андрей и его ученик Епифаний, находясь во Влахернском храме во время всенощного бдения, увидели на воздухе Божию Матерь с сонмом святых. Богоматерь предстала входящею из главных церковных врат к алтарю и молящеюся здесь за людей. По окончании молитвы Божия Матерь сняла с себя мафорий и, держа его обеими руками, распростерла над стоящим народом, защищая всех от врагов видимых и невидимых.

В 1383 году, за 70 лет до падения Константинополя «сия икона Одигитрия взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь». Образ Богоматери чудесно, по воздуху скрылся из Царьграда и в лучах света явился рыбакам над Ладожским озером, рядом с древнейшей столицей Руси — Старой Ладогой. Константинопольский патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описания образа, подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно «за гордость, братоненавидение и неправды народа». Патриарх отвел купцов в храм, показал место и киот, где стоял образ: на правой западной стороне у первого столпа. Возвратившись домой, купцы рассказали обо всем услышанном, тогда было определено место для размещения святыни в тихвинском храме — то же, что и в константинопольском.

В Тихвинскую землю икона переместилась вскоре после победы объединенных русских войск под началом благоверного князя Димитрия над Мамаем. «Предтечей» явления иконы Тихвинской Божией Матери в наших северо-западных землях принято считать преподобного Антония Дымского, жившего в XIII веке в Великом Новгороде. Отвергнув законы земной жизни, он отрекся от мира и принял постриг от преподобного Варлаама Хутынского, одного из основателей новгородского монашества. По благословению последнего инок Антоний отправился в путешествие, продолжавшееся 5 лет. Его путь лежал в Константинополь. Известно, что преподобный совершил паломничество и в Святую Землю, к святому Гробу Господню, и в палестинские монастыри. Вернувшись в Новгород, он стал искать место для отшельнической жизни в безмолвии и молитве. Иноческая жизнь преподобного Антония продолжилась среди дремучих лесов Обонежской пятины Великого Новгорода на Дымском озере, где он совершал подвиг столпничества на водах. Не случаен факт, что через 110 лет после преставления преподобного (24 июня 1273 года) в 15 верстах от места его служения произошло явление чудотворной иконы Божией Матери, нареченной Тихвинской, которая стала небесным покровом северо-западных, то есть новгородских земель. Своими подвигами и молитвами преподобный Антоний призвал на эти земли благословение и благоволение Божией Матери.

Предание, зафиксированное во многих письменных источниках, сообщает: » В 1383 году, во дни великого князя Димитрия Иоанновича Донского, при митрополите Пимене, в пределах Новгорода, на Русской земле явилась икона Богородицы с Предвечным Младенцем на левой руке».

Первыми, как уже было сказано, икону увидели рыбаки, ловившие рыбу на Ладожском озере. Сияя необыкновенным светом, икона шла по воздуху над водою. Рыбаки бросили свое занятие и в благоговении смотрели, куда пойдет чудная икона и где она остановится. Но икона скрылась. Известно, что икона останавливалась несколько раз: в той же области, в деревне Вымоченицы, на реке Ояти, на горе Смолковой, за сто верст от Тихвина. Потом в другом месте, называемом Кожела, на Куковой горе близ реки Паши, за двадцать верст от Тихвина. Во всех местах ее явления были построены деревянные часовни, позже перестроенные в церкви.

В четвертый раз Божественной силой икона Божией Матери явилась на горе близ реки Тихвинки. Как и прежде, стоя на воздухе, она, подобно легкому облаку, переносилась с места на место. Сошлось множество народа, привлеченного чудом; из окрестных сел пришли священники с честными крестами, святыми иконами, и долго совершали там молебные пения. Во время усердного соборного моления икона сошла на руки молящихся. К возведению храма приступили не медля: в тот же день срубили лес, успели сделать три венца, возводя их вокруг чудотворной иконы, приставили к месту строительства стражу и, славя Бога, разошлись до утра по домам. Но приставленные стражи от усталости заснули, а проснувшись, обнаружили, что ни иконы, ни начатого сруба, ни даже щепок от сваленного и тесаного леса нет.

Собрался народ. Потерю стали горько оплакивать, а затем отправились на поиски, во время которых был замечен свет на другой стороне реки Тихвинки. Подойдя ближе к месту, указанному светом, в болотистой низине люди увидели икону, начатый сруб, бревна для строительства и даже щепки. Это было пятое и последнее чудесное явление иконы Божией Матери, совершившееся, как и предыдущие, на глазах множества верующих.

Весть о явлении чудотворной иконы отправили в Великий Новгород к архиепископу Алексию, который сообщил об этом в Москву великому князю Димитрию Донскому. А на месте, указанном Пресвятой Богородицей для пребывания иконы, всем миром и щедростью жертвователей стал возводиться храм во имя Ее Успения.

Строительство было завершено незадолго до праздника Успения Божией Матери, оставалось лишь поставить крест. Приготовив все к освящению, распорядители послали пономаря Георгия, по народному прозванию Юрыша, оповестить окрестных жителей о дне освящения храма, приглашая православных прийти на духовное торжество. Исполнив поручение и возвращаясь к новопостроенной церкви, на расстоянии около трех верст от нее Георгия остановило чудесное благоухание. Вдруг он увидел перед собою Пресвятую Богородицу в сиянии неизреченного света, сидящую на сосновой колоде. Перед Нею благоговейно стоял муж в святительских ризах, во всем подобный святителю и чудотворцу Николаю. Пресвятая Дева повелела Георгию передать священникам и народу, чтобы на церкви поставили не железный крест, а деревянный.

Вернувшись к церкви, пономарь рассказал о своем видении, но ему не поверили и велели поставить уже приготовленный железный крест. Когда же один из мастеров влез на кровлю, чтобы его установить, вдруг налетела сильная буря, подняла работника с крестом и поставила невредимым на землю. Это вразумило священников. Кресты же по сию пору на соборе деревянные.

В память дивного события на месте явления и беседы Божией Матери с Георгием Юрышом тогда же была построена часовня во имя святителя Николая, где был поставлен крест, сделанный из той колоды, на которой восседала Пресвятая Богородица. Впоследствии, в 1510 году, великий князь Василий III приказал построить храм и устроить монастырь, который был назван Николо-Беседным. В его главном храме хранилась древняя икона, изображавшая видение пономарю Георгию.

Деревянная церковь Успения Божией Матери простояла недолго. Через 7 лет она сгорела «от свещи ночию», но огонь не повредил явленной иконы, которая была чудесным образом вынесена из огня и найдена неподалеку в кустах можжевельника. Сгорела и часовня, построенная на месте явления Богоматери со святителем Николаем пономарю Георгию, но крест, сделанный из колоды, на которой сидела Пресвятая Дева, так же, как и икона, был невидимой силой вынесен из огня. Ревнители веры вновь соорудили церковь и часовню, но не прошло и пяти лет, как пожар повторился: в 1395 году, ночью опять в один и тот же час, не стало церкви и часовни. Но при этом пожаре совершилось более поразительное чудо: образ Божией Матери и крест Господень среди пламени остались невредимы. Церковь и часовня были отстроены в третий раз. Через 105 лет в результате очередного пожара церковь сгорела, а часовню удалось отстоять. Спасен был и чудный крест, и чудотворная икона, которую священники вынесли из огня.

Хотя уничтоженная огнем церковь была вновь восстановлена, в новом своем виде она просуществовала всего 10 лет. Слава о чудесах от иконы Божией Матери дошла до великого князя Василия Иоанновича, и по его велению, на его собственные княжеские средства на месте явления чудотворной иконы началось строительство каменной церкви, прообразом которой послужил Успенский собор Московского Кремля, что в духовной традиции значило очень многое. Строительство грандиозного по тому времени собора в отдаленном порубежном месте имело государственное значение и являлось свидетельством того, как велико было значение святыни, связывающей Русь со всемирной христианской историей. Строителями нового собора были выбраны новгородский строитель Сырков и мастер Фрязин, итальянского происхождения.

Во время строительства храма произошло следующее событие, зафиксированное в письменных источниках. Когда отделывали церковь, внезапно обрушилась паперть, завалив 20 человек рабочих. Три дня разбирали завалы кирпича, и на спасение людей, оказавшихся под огромной тяжестью, без воды, пищи и почти без воздуха, не было никакой надежды. Каково же было изумление, когда все они оказались живы и здоровы!

Когда церковное здание было приведено в надлежащий вид, преосвященный Серапион, архиепископ Великого Новгорода, освятил главный алтарь церкви в честь Успения Божией Матери. Это произошло 12 августа 1515 года.

В 1526 году великий князь Василий Иоаннович посетил Успенский собор для поклонения перед чудотворной иконой Божией Матери, слава и чудеса которой сделали ее святыней всей Земли Русской. Сын и преемник князя Василия, Иоанн IV , названный впоследствии Грозным, приезжал на поклонение в 1547 году незадолго до венчания на царство — церемонии, закрепившей наследование статуса православной империи от Византии к России. А в 1560 году по приказу царя здесь был основан мужской общежительный монастырь. Его строителем был назначен архиепископ новгородский Пимен, а первым игуменом обители стал старец Кирилл.

Вскоре после основания и особенно во время Ливонских походов царя Иоанна IV Успенский монастырь, находившийся в то время на северо-западной границе Руси, стал нести не только духовно-просветительскую, но и важную государственную службу.

Прежде чем продолжить рассказ о Тихвинском чуде, напомню читателям о главных событиях русской истории конца XVI- начала XVII в.

В конце XVI века, со смертью царя Феодора Иоанновича (в 1597 году) и предшествующим ей злодейским убийством царевича Димитрия в Угличе (в 1591 году), на русском престоле пресеклась династия Рюриковичей, завершив тем самым семивековой период истории, в ходе которого Русь просветилась Евангельским светом и, пройдя через множество испытаний, превратилась из объединения языческих племен в Православное Царство. Впереди ее ждали новые искушения, соблазны и страдания — неизбежные вехи на пути восхождения, в начале же XVII века — годы пагубной смуты и разрушительного нашествия иноверцев, период междувластия, появление самозванцев, претендующих на русский престол, множества злодеев и изменников. Летописец того времени видел причину этих бедствий в » самонадеянии и нечистотах греховных», ему вторят современные нам православные историки. Смутное время высветило и лучшее, что было в русском народе, а главное — непоколебимость его православной веры, безграничную любовь к Отечеству и способность на искреннюю братскую любовь друг к другу. Оно явило таких героев как святой патриарх Гермоген, воевода Скопин-Шуйский, Иван Сусанин, как вожди ополчения, освободившего Москву в 1612 году — благочестный Козьма Минин и доблестный князь Дмитрий Пожарский.

В трудный час, как повелось с древнейших времен, и монастыри часто превращались в крепость, а братия — в воинов. Самый яркий тому пример — героизм защитников Троице-Сергиевой лавры при ее длительной (с сентября 1608 по январь 1610 года) осаде. Беды и «лютерские напасти» не обошли стороной и северо-запад России. В 1611 шведы заняли Новгород, захватили Тихвинскую обитель и разместили в ней свой гарнизон в 120 человек.

После освобождения Москвы от поляков, в начале 1613 года стал созываться Великий Московский Собор, чтобы всем миром решить дальнейшую судьбу Отечества. Рабочим заседаниям Собора предшествовали три дня всеобщего строгого поста по всей России. 21 февраля тайным голосованием соборян (представителей всех сословий из всех уголков Земли Русской) единодушно был избран на царство Михаил Феодорович Романов, ставший основателем новой династии Русских Православных Государей. Такое единодушие и современники, и потомки рассматривали как чудо.

Вскоре после избрания на царство Михаила Романова на помощь Новгороду и осажденной Тихвинской обители были посланы отряды во главе с воеводами князем Семеном Прозоровским (проведшим затем остаток своих дней в этой обители и принявшим перед кончиной схиму с именем Сергий) и Леонтием Воронцовым-Вельяминовым. Часть войска Прозоровского атаковала шведов и освободила обитель. Затем русские военачальники укрепили монастырь, ожидая новых нападений врагов. Их опасения были оправданы: шведы несколько раз предпринимали попытки вновь его захватить. Одна из таких попыток была не только отражена, но и при помощи Небесной Заступницы закончилась поражением нападавших. Это произошло 15 сентября 1614 года. С тех пор этот день стал особым праздником под названием «Всемирная радость», ежегодно отмечавшимся в обители торжественным молебном, крестным ходом и колокольным звоном.

Через год опытный шведский полководец Якоб Делагарди отдал приказ: во что бы то ни стало захватить монастырь, разорить его до основания, а чудотворную икону рассечь. Это было вызовом самой Владычице. Возложив твердое упование на Ее всесильную помощь, защитники монастыря готовились к обороне. Но шведы так и не появились — Царица Небесная не допустила врагов: за рекой Сясь, с полдня ходьбы от обители, шведы увидели двигающееся навстречу огромное войско, противостоять которому им было не по силам. Это было видение: на защиту обители шло небесное воинство. Когда окрестные жители принесли весть о непонятном паническом бегстве шведов, в монастыре никто не мог этому поверить, но на месте происшествия осталось множество доказательств: помятый кустарник, поломанный молодой лес, брошенное оружие и завязшие в болоте неприятельские тела. Так закончилась последняя попытка шведов овладеть монастырем.

Вскоре московское правительство и Швеция начали переговоры о мире. Местом для их проведения была выбрана деревня Столбово, находившаяся неподалеку от Тихвина. Прежде чем отправиться к месту переговоров, московские послы прибыли в Тихвинский монастырь, испросили благословение у Небесной Заступницы, отслужили молебен перед чудотворной Ее иконой и взяли с собой список с нее. 17 февраля 1617 года был заключен Столбовский мир, по которому Новгород и большая часть новгородских земель с крепостями Копорье и Орешек возвращались Московскому государству. Список с чудотворной иконы, служивший порукой при заключении мира, был передан в Московский Успенский собор, где и хранился.

После заключения Столбовского договора в Тихвинском монастыре наступило мирное и спокойное время. Пока не появились враги невидимые, сеющие духовные недуги среди немощных из братии. И тогда Богу изволилось, по словам летописца, ту обитель, которую сохранил Он от вражеского пленения, посетить огнем для очищения от скверн и в наказание.

Это было предсказано находившимся в монастыре нищим Никитой, юродивым Христа ради, которому явился преподобный Макарий Желтоводский-Унженский с предупреждением о надвигающемся на обитель огненном наказании. Игумен и братья не вняли словам Никиты и не поверили ему. Через три дня инок Макарий, молодой годами, но совершенный жизнью, сказал то же, что и Никита, одному из мирян, но и ему не поверили. В тот же день- 29 июня 1623 года — неизвестно от чего загорелась одна келья, затем с невероятной быстротой пламень распространился вокруг и охватил всю обитель.

За несколько часов все деревянные строения обратились в пепел, каменные стены частью растрескались, а частью повалились от жара. Когда с молитвенным пением вынесли икону Богоматери, пламень расступился, отдаляясь от нее на обе стороны. Огромное здание колокольни имело внизу палаты с большим запасом пороха, который вспыхнул и взорвался. С большой главы собора сорвало крест и воткнуло его невредимым в землю. Эта глава уцелела, а прочие сгорели, как и все деревянное в соборе, кроме бруса, к которому прикреплялась икона на святых вратах. Бедствие было ужасное, но и в нем явилось немало чудес.

Поздно уразумели иноки истинность явления преподобного Макария Желтоводского юродивому Никите и долго изливали они молитвы с покаянными слезами. Милостью Божией при заступничестве Пресвятой Богородицы монастырь в несколько лет был восстановлен и приведен в несравненно большее благолепие, за этим последовало множество других благодеяний, получаемых верными, приходящими в Тихвинскую обитель со всей России.

В 20-х годах прошлого века Тихвинский монастырь был закрыт и разорен богоборческой властью, как и многие другие храмы и обители России. В конце 20-х в нем размещался воинский гарнизон, позже некоторые помещения монастыря использовались для жилья и производственных нужд. В 60-х годах предпринимались попытки частичной реставрации зданий монастыря, а в 70-х возвращен первоначальный вид звоннице, построенной в 1600 г. при Борисе Годунове. Тогда же там открылся исторический музей, где хранилось немало важных материалов о прошлом города и монастыря.

В годы Великой Отечественной войны Тихвин стал местом ожесточенных боев с фашистскими захватчиками, стремившимися замкнуть вокруг Ленинграда второе блокадное кольцо. Знаменательно, что дорога через Ладогу, спасшая тысячи горожан в годы блокады, и получившая название Дорога Жизни, во многом совпадала с направлением прихода Тихвинской иконы Божией Матери на эти земли в XIV веке.

Спасение города на Неве, Тихвина, всей России во Второй мировой войне, несомненно, совершилось по милости Божией заступничеством Пресвятой Богородицы. А что касается Тихвина, то его освобождение явилось первой победой советских войск в ходе Великой Отечественной войны. Он был захвачен фашистами 8 ноября 1941 года, а через месяц — 9 декабря 1941 года освобожден частями 4-ой армии под командованием Кирилла Афанасьевича Мерецкова.

Однако одного месяца гитлеровской оккупации было достаточно для полного разрушения и разграбления города. Большой Тихвинский монастырь был превращен в место расправы с непокорным населением. За помощь партизанам в этих святых стенах были расстреляны многие священники. Фашистами были похищены и бесценные иконы, в том числе и чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Святыня была отправлена во Псков.

В 1944 году, когда ко Пскову приблизилась Советская Армия, фашисты покинули город вместе с эшелоном похищенных ценностей. Так чудотворная Тихвинская икона Божией Матери оказалась в Риге, откуда гитлеровцы уже не смогли и не успели ее увезти. Хранителем святыни стал тогдашний рижский епископ и будущий Архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн (Гарклавс). Из Риги через Лиепая, Гданьск, Кобленц и Прагу, через лагеря беженцев и тяготы изгнанничества, с риском для жизни владыка Иоанн вывез чудотворную икону в США, завещав вернуть ее в Россию, когда та освободится от власти гонителей православия. Его приемный сын, протоиерей Сергий Гарклавс, бывший во время войны еще юношей, на своих плечах нес чудотворный образ буквально через огонь и воду. Он же стал хранителем иконы после смерти владыки Иоанна в 1982 году.

Храм, в котором образ пребывал в послевоенные годы — Свято-Троицкий собор г. Чикаго — также имеет замечательную историю. Построенный в начале XX века по благословению и при участии св. Тихона, будущего Патриарха, собор был средоточием духовной и общественной жизни множества выходцев из России, Украины, Сербии, Словакии и Австро-Венгрии. Строил его Иоанн Кочуров, позднее вернувшийся на Родину и ставший первым священником, убитым в России новой властью: революционные матросы застрелили его прямо во время молебна. Отец Иоанн прославлен Церковью в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Весной 1995 года Тихвинский Богородичный Успенский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. В том же году в монастырь въехали первые насельники, начавшие вместе с паломниками восстановительные работы. Был совершен первый монашеский постриг в уже действующей обители, а годом позже возобновилась праздничная служба в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

И вот, в июле 2004 года великая святыня отправилась в обратный путь из-за океана. Первая ее остановка по просьбе отца Сергия Гарклавса была в Риге, затем чудотворную икону встречали Москва и Санкт-Петербург. Восьмого июля она прибыла в город Тихвин, где ее ожидало огромное количество верующих со всей России, архиереев, иереев, монахов и мирян. Крестным ходом Тихвинская икона Божией Матери была доставлена в Успенский собор монастыря, где состоялось всенощное бдение архиерейским чином и молебное пение до утра, а утром 9 июля, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, перед собором на открытом воздухе Патриархом Московским и всея Руси Алексием II была отслужена торжественная литургия.

Милостью Божией мне довелось побывать в Тихвинской обители в июле 2004 года. Очередь на поклонение тянулась через весь монастырский двор и, думаю, мы еще услышим о новых чудесах, дарованных верующим заступничеством Божией Матери через Ее чудотворный Тихвинский образ. Для чего Господь являет нам Свои чудеса через чудотворные иконы? Отвечая на этот вопрос, обращусь к произведениям Святителя Филарета, митрополита Московского:

«Можно сказать кратко на основании истории чудотворных икон, что чудотворность является в них или ради молитв и совершенной веры избранных Божиих, чтобы утешить и наградить их благотворными чудотворениями, или по начинающейся вере некоторых людей, чтобы ее подкрепить, или, наконец, по вере только предполагаемой (возможной), чтобы ее возбудить, и расположенных на добро — к добру подвинуть; а грешных — привести к покаянию, исправлению и спасению. Молитва веры есть духовная сила, привлекающая благодатную и чудодейственную силу».

Вера, привлекая чудо, и сама питается и возвышается чудом. Сказания о чудотворных иконах Божией Матери укрепляют веру в необоримую Заступницу, умножают любовь к Ней, поддерживают упование на Ее заступничество перед Богом.

Одной из самых почитаемых чудотворных икон в православной церкви считается Тихвинская икона Божьей Матери, которая по преданию, она явилась людям в 1383 году недалеко от города Тихвин. В 1560 году на берегу реки Тихвинки был заложен первый камень Тихвинского монастыря.

История иконы

Считается, что Тихвинскую икону Божьей Матери писал известный евангелист Лука. Икону он преподнес в дар Феофилу Антиохскому, дополнив подарок текстом Евангелия. Через некоторое время чудотворная икона оказалась в Византии. В Константинополе для нее возвели Влахернскую церковь, которая поражает своим великолепием. Эта церковь является одной из самых значимых в истории восточных христиан.

В 1383 году Тихвинская икона Пресвятой Богородицы явила себя людям в Святой Руси. По преданию, святой образ несли ангелы на руках. Так икона по воздуху перенеслась из Византии. Первыми чудо увидели рыбаки, когда икона плыла над Ладогой. Как говорит легенда о появлении Тихвинской иконы Божьей матери, верующие со священником вышли на берег реки для того, чтобы с молитвой обратиться к святому образу. За грехи икона покинула византийский народ, но появилась на территории Святой Руси в православной церкви.

На месте, которое выбрала сама Богородица, вскоре возвели деревянную церковь Успения. Через некоторое время ее заменили каменной, а сейчас там действует Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, как не трудно понять в городе Тихвине находится икона, где верующие могут поклоняться этому образу. Во время Второй мировой войны, икона оказалась в рижском храме. Оккупанты Тихвинского монастыря сначала отправили ее в Псков, а затем доставили в Ригу. На российскую землю, в город Тихвин, она была возвращена в 2004 году. В связи с этим церковь установила празднование возвращения иконы Тихвинской Божьей матери в православном календаре.

В чем помогает Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божьей Матери считается покровительницей младенцев. К ней обращаются матери, чьи дети болеют, капризничают и плохо спят.

Именно поэтому Тихвинская икона Божией матери также называется Чадоподательница, то есть оберегающая детей, а также дающая здоровых детишек.

Считается, что она оберегает детей школьного возраста от дурного влияния, Тихвинская икона помогает им найти свой путь в жизни, помогает сделать правильный выбор. Икона укрепляет духовную связь между родителями и детьми. У нее просят помощи люди, которые хотят найти ответ на мучающий их вопрос. Икона Божьей Матери защищает человека от обмана и наговоров. Поэтому, если возникают трудности с другими людьми, многие духовники советуют взять образ Тихвинской Божьей матери и помолиться перед ним для того, чтобы прояснить ситуацию и понять, как действительно обстоят дела.

Тихвинская икона Божьей Матери обладает чудотворной силой. Она всегда появлялась в малообжитых землях, где не было распространено христианство.

Она защищала и оберегала людей от бедствий, войн и пожаров.

Именно поэтому так велико значение святого образа Тихвинской иконы в Православии.

Чудесные списки иконы

Наиболее интересным является список Тихвинской иконы Божией матери в Москве, который был привезен в Успенский собор в далеком 17 веке. В самом начале этого века на Новгород пришли шведы, которые хотели завоевать город и люди предполагали бежать из монастыря, где была икона. Как только они хотели передвинуть образ, он будто приковался к земле и сдвинуть, казалось бы, не сверхтяжелую икону оказалось недоступным для обитателей монастыря. Люди поняли намек на маловерие и остались в городе, в частности в монастыре.

Шведы продолжали атаковать стены монастыря, а Тихвинская икона помогала защитникам и наводила на шведов различные образы. Они видели, как приближается войско со стороны Москвы и также видели Небесное воинство, которое становилось над монастырем. Ничего не удалось захватчикам, а со временем из Москвы прибыли послы, которые сделали список святого образа, который и отправили в столицу, а также благодаря этому образу заключили перемирие со шведами. Помимо этого, во многих городах есть церковь Тихвинской иконы: Брянске, Суздале и многих других городах.

Днем почитания иконы является 9 июля.

Молитва перед Тихвинской иконой

Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем российским, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, якоже и ныне удивила еси неизреченную Твою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием Пречистыя Твоея иконы, ею же всю просветила еси Российскую страну. Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй люди Твоя, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани царствующия грады, и вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и поклоняющимся Пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Где находится икона Тихвинской Божией Матери

Икона Тихвинской Божией Матери относится к типу Одигитрия, что значит Путеводительница. Впервые об этом образе упоминается древнейшей рукописи «Сказание о Тихвинской иконе Богоматери». Появление ее датируется в рукописи 1383 годом. Она явилась рыбакам в неземном сиянии на Ладожском озере. Шесть раз пытались ее взять в руки, но чудотворная икона перемещалась с одного места на другое до тех пор, пока не остановилась над рекой Тихвинской. Немногочисленные в те времена православные богомольцы собрались на берегу и стали молится. Лишь после этого икона далась в руки.

Для Тихвинского образа Божией матери построили церковь Успения Пресвятой Богородицы. Деревянная церквушка несколько раз подвергалась пожарам, но святой образ ни разу не пострадал. Узнав об этом, отец Ивана Грозного повелел построить каменный храм в самом Тихвине, для перенесения туда иконы.

Помолиться перед чудотворной иконой приезжали многие правители земли русской: начиная от Ивана Грозного до Екатерины II. Весь многочисленный царственный дом Романовых также почитал Тихвинскую икону Божией Матери.

После революции 1917 года, ученые изучали образ, затем он был перенесен в краеведческий музей Новгорода. Когда же началась Великая Отечественная война, ее отправили в Псков. Затем она попала в Ригу и оказалась на территории, освобождаемой американскими войсками. После окончания войны она обреталась в Чикаго, в Свято-Троицком соборе. Только после ухода коммунистической партии в России с правящего места, было решено вернуть Тихвинскую икону на родину. В Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь она прибыла в 2004 году.

Где сейчас находится Тихвинская икона Божией Матери

За все время пребывания иконы в России с нее было сделано множество списков, почти все из них признаны чудотворными.

  • В Суздале находится список иконы, которым Ксения Ивановна Романова благословила на царство своего сына – Михаила Федоровича. Этот образ пребывает в церкви Святого великомученика Димитрия.
  • В Новгороде, в храме Воскресения Христова находится удивительный список, который еще в 1643 году, после видения Пресвятой Богородицы выкупили два балтийских моряка у латинского пастора, и отправили в Новгородчину.
  • В Санкт-Петербурге икона Тихвинской Божией Матери, прославившаяся многочисленными чудотворениями, пребывает в Исаакиевском соборе.
  • Многие списки разошлись по всей стране: в окрестностях Казани – городе Цивильске, в Старой Руссе, в Борисовской женской обители возле Курска и еще в очень многих местах.

В столице тоже много мест, где вы можете помолиться у святого образа Царицы Небесной. Это, в первую очередь

  • Успенский собор Московского Кремля

  • Смоленский собор Новодевичьего монастыря

  • Афонская часовня у Владимирских ворот

  • Церковь Святителя Николая на Щепах

и многих других местах православных.

О чем молятся перед Тихвинской иконой Божией Матери

Не смотря на то, что образ Тихвинской Богородицы много раз спасал русские города от иноземных захватчиков, она считается «детской» иконой.

  • К ней часто приходят семейные пары, просящие о зачатии и рождении здорового малыша.
  • Матери просят о хороших, доверительных отношениях со своими детьми-подростками и об охранении их от плохого влияния.
  • Просят люди от избавления от душевных недугов, особенно уныния, чувства угнетенности, потерянности в жизни. Богородица всегда укажет правильный путь в жизни.

Но всегда помните – образ Тихвинской Божией Матери, как и любой Ее лик — помогает только тем, кто приходит с крепкой верой и чистыми мыслями. Замечено, что особенно быстро помогает Она больным детям. И не забывайте благодарить Пресвятую Деву после решения ваших проблем.

Молитвы

Тропарь, глас 4:

Дне́сь, я́ко со́лнце пpесве́тлое,/ возсия́ нам на возду́се всечестна́я ико́на Твоя́, Влады́чице,/ луча́ми ми́лости миp пpосвеща́ющи,/ ю́же вели́кая Росси́я,/ я́ко не́кий даp Боже́ственный свы́ше благогове́йне воспpие́мши,/ пpославля́ет Тя, Богома́ти, всех Влады́чицу,/ и от Тебе́ pо́ждшагося Хpиста́ Бо́га на́шего велича́ет pа́достно./ Ему́же моли́ся, о Госпоже́ Цаpи́це Богоpо́дице,/ да сохpани́т вся гpа́ды и стpаны́ хpистиа́нския/ невpеди́мы от всех наве́т вpа́жиих/ и спасе́т ве́pою поклоня́ющихся Его́ Боже́ственному/ и Твоему́ пpечи́стому о́бpазу,// Де́во Неискусобpа́чная.

Кондак, глас 8:

Притеце́м, лю́дие, к Де́вей Богоро́дице Цари́це,/ благодаря́ще Христа́ Бо́га,/ и, к Тоя́ чудотво́рней ико́не уми́льно взира́ющи, припаде́м и возопие́м Ей:/ о Влады́чице Мари́е,/ присети́вше страну́ сию́ Твоего́ честна́го о́браза явле́нием чуде́сно,/ спаса́й в ми́ре и благовре́менстве оте́чество на́ше и вся христиа́ны,/ насле́дники показу́ющи Небе́сныя жи́зни,/ Тебе́ бо ве́рно зове́м:// ра́дуйся, Де́во, ми́ра спасе́ние.

Молитва первая

Благодари́м Тя, о Преблага́я и Пречи́стая, Преблагослове́нная Де́во, Влады́чице, Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, о всех благодея́ниих Твои́х, я́же показа́ла еси́ ро́ду челове́ческому, наипа́че же нам, христоимени́тым лю́дем росси́йским, о ни́хже ниже́ са́мый а́нгельский язы́к к похвале́нию дово́лен бу́дет. Благодари́м Тя, я́коже и ны́не удиви́ла еси́ неизрече́нную Твою́ ми́лость на нас, недосто́йных рабе́х Твои́х, преесте́ственным самоприше́ствием Пречи́стыя Твоея́ ико́ны, е́юже всю просвети́ла еси́ Росси́йскую страну́. Те́мже и мы, гре́шнии, со стра́хом и ра́достию покланя́ющеся, вопие́м Ти: о Пресвята́я Де́во, Цари́це и Богоро́дице, спаси́ и поми́луй лю́ди Твоя́, и пода́ждь им побе́ды на вся враги́ их, и сохрани́ ца́рствующия гра́ды, и вся гра́ды и страны́ христиа́нския, и сей святы́й храм от вся́каго наве́та вра́жия изба́ви, и всем вся на по́льзу да́руй, ны́не прише́дшим с ве́рою и моля́щимся рабо́м Твои́м, и поклоня́ющимся Пресвято́му о́бразу Твоему́, я́ко благослове́нна еси́ с ро́ждшимся от Тебе́ Сы́ном и Бо́гом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних сил, Небесе́ и земли́ Цари́це, гра́да и страны́ на́шея Всемо́щная Засту́пнице. Приими́ хвале́бно благода́рственное пе́ние сие́ от нас недосто́йных раб Твои́х и вознеси́ моли́твы на́ша ко престо́лу Бо́га Сы́на Твоего́, да ми́лостив бу́дет непра́вдам на́шим и проба́вит бла́гость Свою́ чту́щим всечестно́е и́мя Твое́ и с ве́рою и любо́вию поклоня́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́. Не́смы бо досто́йни от Него́ поми́ловани бы́ти, а́ще не Ты уми́лостививши Его́ о нас, Влады́чице, я́ко вся Тебе́ от Него́ возмо́жна суть. Сего́ ра́ди к Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей; услы́ши нас моля́щихся Тебе́, осени́ нас вседержа́вным покро́вом Твои́м и испроси́ у Бо́га Сы́на Твоего́ па́стырем на́шим ре́вность и бде́ние о душа́х, градоправи́телем му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, наста́вником ра́зум и смиреному́дрие, супру́гам любо́вь и согла́сие, ча́дам послуша́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий, скорбя́щим благоду́шие, ра́дующимся воздержа́ние: всем же нам дух ра́зума и благоче́стия, дух милосе́рдия и кро́тости, дух чистоты́ и пра́вды. Ей, Госпоже́ Пресвята́я, умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́: разсе́янныя собери́, заблу́ждшыя на путь пра́вый наста́ви, ста́рость поддержи́, ю́ныя уцелому́дри, младе́нцы воспита́й, и при́зри на всех нас призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и просвети́ серде́чныя о́чи на́ша к зре́нию спасе́ния, ми́лостива нам бу́ди зде и та́мо, в стране́ земна́го прише́льствия и на Стра́шнем Суде́ Сы́на Твоего́: преста́вльшыяся же в ве́ре и покая́нии от жития́ сего́ отцы́ и бра́тию на́шу в ве́чней жи́зни со А́нгелы и со все́ми святы́ми жи́ти сотвори́. Ты бо еси́, Госпоже́, сла́ва Небе́сных и упова́ние земны́х. Ты по Бо́зе на́ша Наде́ждо и Засту́пница всех притека́ющих к Тебе́ с ве́рою. К Тебе́ у́бо мо́лимся, и Тебе́, я́ко Всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш предае́м, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Судьба Тихвинской иконы Богоматери тесно переплетается с историей не только Северо-Запада России, но и всей нашей страны. Она почитается как покровительница правящих династий и как защитница, «крепкая помощница» в ратных делах. Недаром же ее часто называют «палладиумом России». Со времен посещения берегов Тихвины Василия III Тихвин называли «царским богомольем». Высочайшие особы посещали Тихвин вплоть до начала ХХ века. «Воинская слава» Тихвинской иконы началась в XVII веке. Многие поколения русских солдат отправлялись на защиту Родины с ее образами.

Тихвинская икона Божьей Матери является одним из наиболее чтимых списков Влахернской иконы Богоматери, или Влахернитиссы, упоминания о которой начинаются примерно с 439 года от Р.Х., когда она была перенесена из Иерусалима в Константинополь. Здесь для нее была выстроена Влахернская церковь. По своему типу она относится к Одигитрии-Путеводительнице, которая по преданию была написана евангелистом Лукой.

Влахернская икона Божией Матери

Во время иконоборческой ереси этот образ, как говорит предание, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества Православия тем же путем вернулся туда. В 1383 году, за 70 лет до того как османы захватили Константинополь, икона чудесным образом исчезла из храма, но возникла перед изумленными рыбаками над Ладожским озером. Икона появлялась по воздуху в семи местах как свидетельство ее чудотворной силы (что было важно во времена, когда процесс христианизации Руси еще продолжался и Русский Север не был охвачен им в достаточной мере) и окончательно остановилась над рекой Тихвинкой.

В предыдущие шесть раз икона не давалась в руки никому, перелетая с места на место, будто указывая путь следования за ней. Но тут, на берегу Тихвинки, все собравшиеся стали молиться перед ней, и она сошла им на руки. Тут же при священниках с молитвой положили деревянный венец – основу будущего строения, приготовили тес для дальнейшей стройки и, оставив его на ночь под стражей, ушли. Наутро, к великому ужасу и печали, пришедшие строители и заснувшие ночью сторожа не увидели ни иконы, ни венца. Горевали недолго – и икона, и венец, и тес оказались на другом берегу реки. Богоматерь Сама указала окончательное место для пребывания Ее Тихвинского образа.

В те годы это воспринималось как перенесение ее из страны, утратившей благочестие, в новый удел Богородицы — в Святую Русь, оставляя при этом первый и второй Рим — Константинополь, и переместившись в третий Рим — Московское царство. Икону стали воспринимать как подтверждение особого статуса России перед лицом Бога и, соответственно, как яркий символ Русского централизованного государства. С этим связывали особый иконографический тип иконы Одигитрии, как «Путеводительницы».

Пропись Тихвинской иконы Божией Матери

Широкое почитание Тихвинской иконы в Московском княжестве начинается с Василия III. Приезд Василия на Тихвину был связан с обстоятельствами его частной жизни. В 1525 г. произошел его развод с Соломонией Сабуровой и ее пострижение. В январе 1526 года Василий Иванович женится на Елене Глинской. Новые надежды на рождение наследника, связанные с новой супругой, усердно подкреплялись паломничеством к знаменитым святыням, вкладами в монастыри и соборы, молениями о чадородии. Его усердием вместо деревянного храма, построенном на месте явления иконы, был возведен каменный в честь Успения Богородицы.

Иван Грозный поднимает почитание иконе Тихвинской Богоматери на новую ступень. Он в течение всей жизни с особым благоговением относится к этой иконе, считая ее своей покровительницей. Например, в 1552 г. в походе на Казань во время ночлега русского войска на реке Пьяне. Царю во сне явилась икона Тихвинской Богоматери и укрепила его «на враги одоление». Позже Иван Васильевич основал на этом месте монастырь и подарил ему созданный в Тихвине список с чудотворной. Он приезжает на поклонение Тихвинской иконе за 15 дней до венчания на царство (и перед венчанием с Анастасией) – получить благословение на титул «царя» («цезаря») от святыни, почитаемой за римскую и константинопольскую. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме Успения Богородицы был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной.

Тихвинская икона Божией Матери была тесно связана с родом новых русских царей. В Костромском Ипатьевском монастыре, мать боярина Михаила Федоровича Романова, старица Марфа, благословила его на царство списком с Тихвинской иконы.

В 1613 — 1614 годах шведские войска, возглавляемые генералом Делагарди, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство.

Когда шведы потерпели в 1617 году окончательное поражение, по просьбе послов царя был сделан список с Тихвинской иконы Божьей Матери. Заключение мирного договора в деревне Столбово под Тихвином между царем Михаилом Федоровичем и королем Густавом II Адольфом 10 февраля 1617 года происходило перед этим ликом Богородицы. По условиям договора шведский король признавал династию Романовых. До этого новая династия была признана только Англией, Столбовский договор положил начала международного признания законности династии Романовых. Образ затем был перенесен как чтимая святыня в Успенский собор Московского Кремля, а позже, по ходатайству новгородцев, его перенесли в новгородский Софийский собор. Так с начала XVII века началось всероссийское почитание Тихвинской иконы Божьей Матери.

Тихвинская икона и ее списки были знамениты чудесными спасениями и ратными делами.

Фельдмаршал Б.П.Шереметев был спасен от пули образком Тихвинской иконы во время Полтавского боя. Он основал в своем имении Борисовский Тихвинский женский монастырь, а его потомки поколение за поколением дарили иконе в Тихвине богатые подарки.

В начале XIX столетия фрегат «Тихвинская Богородица» плавал в эскадре контр-адмирала Сарычева между Кронштадтом и Любеком. Иеромонахи Тихвинского Богородицкого монастыря окормляли Российский военный флот. В частности, получил известность подвиг иеромонаха Кирилла, который 28 и 29 июля 1855 года во время бомбардирования неприятельским флотом крепости Свеабы, на корабле «Иезеркиль» служил молебны на палубе корабля даже во время самой сильной перестрелки, воодушевляя своим примером матросов.

По московскому преданию чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из церкви Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском храма была на самолете обнесена вокруг Москвы и вслед за этим начался разгром фашистов под Первопрестольной. Вскоре был освобожден и г. Тихвин.

В 1910 году по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г.О. Чириковым. Церковь, принимая во внимание существовавший столетиями со времен царя Михаила Федоровича, страх перед прикосновением к письму иконы, (поскольку, «Утаивая пречистое подобие», сама Богородица останавливала любого, кто прикасался к ее образу), провозгласила это новым чудом Богоматери.

В 1924 году Тихвинская обитель была закрыта. Чудотворная икона до 1941 года находилась в Тихвинском краеведческом музее, а после проделала длительный путь: во время оккупации немецко-фашистскими войсками она была передана в Псков, в Духовную миссию. Два года она находилась там, ее особо выдавали для воскресной службы в Троицком кафедральном соборе. Потом икону перевезли в Ригу, и еще спустя время она оказалась в американской оккупационной зоне в Германии, откуда попала в Чикаго. Здесь Тихвинская икона Богоматери хранилась в Свято-Троицком соборе, где настоятелем был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), который и вывез сюда икону в 1949 году, а затем его приемный сын протоиерей Сергий, всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.

В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён.

В 2004 году 9 июля после 60 лет странствий за рубежом икона была торжественно возвращена на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

Тихвинская икона Богородицы имеет особое значение в истории нашего Государства и в наши дни. Восстановлена и традиция получения благословения Тихвинской иконой Богоматери первого человека в государстве. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил в день инаугурации Владимира Владимировича Путина именно Тихвинским образом Пресвятой Богородицы, который и сегодня не престает быть палладиумом Российского государства.

Тихвинская икона Божией Матери в ризе

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 4-й
Днесь, яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар Божественный свыше благоговейне восприемши, прославляет Тя Богомати всех Владычицу, и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице, да сохранит вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет верою покланяющихся Его Божественному и Твоему Пречистому образу, Дево неискусобрачная.

Кондак, глас 8-й
Притецем, людие, к Деве Богородице Царице, благодаряще Христа Бога, и к Тоя чудотворней иконе умильно взирающе припадем и возопием Ей: о, Владычице Марие! Присетивши страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно, спасай в мире и благовременстве вся христианы, наследники показующи небесныя жизни. Тебе бо верно зовем: радуйся, Дево, мира спасение.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Тихвинской
Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем российским, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, якоже и ныне удивила еси неизреченную Твою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием Пречистыя Твоея иконы, ею же всю просветила еси Российскую страну. Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй люди Твоя, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани царствующия грады, и вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и поклоняющимся Пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.