Тимофей довмонт

Как литовский князь Довмонт стал православным святым?

Поэтому и поддался он впоследствии на уговоры жмудского князя Треняты участвовать в заговоре против Миндовга, в результате которого разгорелась война, и князь Нальшинайский лишился родового поместья, войска и княжеского венца. Спасая жизнь, он с тремя сотнями своих людей явился в Псков.

Город переживал тревожное время. После смерти Александра Невского великим князем стал его младший брат Ярослав Ярославич, не обладавший талантами скончавшегося, а в Псков он посадил править своего сына, княжича Святослава, целиком зависимого от отца.
Оборона пограничного города его не слишком интересовала, и обеспокоенная этим знать позвала литовского князя-изгоя, о чем в летописи сказано:

«Заратилась Литва между собою… Тогда же князь Довмонт с дружиною своею прибежал в Псков. И крещен был в церкви Троицы, и наречен Тимофеем, и посадили его на княжение в граде Пскове», после чего «дохнула на него благодать Божия».

Тридцать три года правил Довмонт в Пскове, сохраняя согласие с местным вечем, умело защищая город, ставший ему второй родиной. Повторно женившись на внучке Александра Невского, Марии (в схиме — Марфе), породнился с великокняжеским родом и не раз выручал своего тестя, князя Димитрия, из беды, предоставляя, в частности, военную поддержку.

Псковский князь был талантливым полководцем и прославился тем, что совершал самые бескровные военные походы. Так, например, отправившись воевать с полоцким князем Герденей с небольшой ратью, взял город без единой потери среди «три девяносто ратных мужей», захватил в плен семью князя и с богатой добычей отправился восвояси. Когда Герденя собрал войско свое и союзников, Довмонт, успевший далеко оторваться от погони, отправил в город обозы с трофеями, а сам с дружиной дождался противника, неожиданным броском напал и разбил наголову. В том бою погиб один-единственный псковитянин, имя которого попало в летопись: «Антоний, сын Лочков, брат Смолигов».

Новгородцы откликнулись на эту победу глубоким уважением к Пскову, и когда великий князь Ярослав позвал их на битву за возвращение своего сына на княжение, отказали ему в этом. Следующий поход на Литву (1267) был тоже бескровным: «много повоевали и вернулись все здоровы». Рейды Довмонта были направлены на то, чтобы оградить Псков, а вместе с ним и северо-западную границу Руси, от набегов воинственных соседей.

Знаменитая Раковорская битва (1268) была вызвана тем, что датские рыцари в приморских городах чинили препятствия новгородской торговле. Решено было дать им отпор. Вместе с новгородцами в этом сражении согласились участвовать переяславци, владимирцы, тверичи, ладожане, и конечно, псковичи.

Узнав о том, сколь огромное войско собирается на Руси, немцы прислали парламентариев, которые предложили заключить мир, обещав не участвовать в выяснении отношений с датчанами. Однако, когда объединенная русская дружина подходила к городу Раковору, там неожиданно появилась немецкая рать. Битва была тяжелейшая. Князь Довмонт вместе со своей, а также переяславской и владимирской конницами находился на правом фланге, удар с которого привел к отступлению рыцарских отрядов.

В 1271 году, узнав о набеге германского войска на пограничные псковские земли, молниеносно поднял своих всадников в седла, нагнал врага и наголову разбил. С ним было шестьдесят человек, у противника — 800. Через год ливонский магистр решил захватить Псков, но тоже потерпел поражение, несмотря на значительный численный перевес войска.

Много побед одержал этот искусный полководец, а самую последнюю — спасая город в последний год своей жизни (1299). Ранней весной немецкое войско тайно проникло ночью на территорию посада и начало вырезать жителей. Вопреки правилам обороны Довмонт открыл ворота детинца, выскочив из них с дружиной, пропустил посадских людей через ее ряды, встав на пути врага. А наутро бросил на лагерь противника такой яростный удар пехоты, конницы и флота, что рыцари разбежались врассыпную.

Не прошло и трех месяцев, как князь скончался во время мора. Тело его положили в храме Троицы, а оружие — над гробом его «на похвалу и утверждение граду Пскову». Вскоре он был признан Православной церковью святым. В XIV веке князю Довмонту уже была посвящена церковь. Предания гласят о том, что и после кончины он помогал городу.

Например, в 1480 году при осаде Пскова стотысячным немецким войском, явился во сне одному горожанину и велел обнести три раза вокруг городских стен покров со своего гроба с крестами. После того, как эти действия были совершены, немцы отступили. В 1581 году, когда Псков осаждало войско Стефана Батория, после явления Довмонта-Тимофея вместе с другими угодниками была написана служба.

Память истории сохранила образ князя не только как доблестного воеводы, но и как справедливого, щедрого правителя, усердного христианина. Памятью о нем служат и те храмы, что он построил, и каменная стена, что зовется Довмонтовой, а за нею находится территория, что до сих пор называется Довмонтовым городом. Но вот зачем соревнования по фитнесу и бодибилдингу назвали Кубком Довмонта, я не понимаю.

Теги: герои, военное дело, Русь, история, Псков

Преподобный Никандр Псковский (в крещении Никон) родился 24 июля 1507 года в семье крестьян Филиппа и Анастасии в селе Виделебье на Псковщине.

С детства он мечтал продолжить подвиги своего односельчанина – преподобного Евфросина Спасоелеазаровского, начальника Псковских пустынножителей (память 15 мая). Первым в семье Никона принял монашество его старший брат Арсений. После смерти отца семнадцатилетний Никон сумел убедить и мать раздать имение и удалиться в монастырь, где она жила до самой кончины. Обойдя обители Псковской земли, поклонившись мощам преподобного Евфросина и его ученика преподобного Саввы Крыпецкого (память 28 августа), он окончательно утвердился в стремлении к отшельнической жизни.

Чтобы иметь возможность читать Слово Божие, Никон нанялся в работники к псковскому жителю Филиппу, который за усердие отдал его на обучение к опытному учителю. Видя ревность юноши, Господь Сам указал ему место подвига. Горячо молясь в одной из псковских церквей, он услышал глас из алтаря, повелевавший ему идти в пустынь, которую Господь укажет через Своего раба Феодора. Крестьянин Феодор отвел его на речку Демьянку, между Псковом и Порховом. (Впоследствии Филипп и Феодор, которые помогли преподобному достичь своей заветной цели, по его молитвам, также вступили на путь иночества и стали пострижениками Крыпецкого монастыря с именами Филарет и Феодосий.)

Проведя несколько лет в безмолвии и суровых подвигах, иссушивших его плоть, Никон пришел в монастырь, основанный преподобным Саввой Крыпецким. Игумен, видя его телесную немощь, не сразу согласился принять его, опасаясь, что трудности монашеской жизни будут ему не по силам. Тогда Никон, припав к раке преподобного Саввы, стал, как живого, умолять его взять в свою обитель. Игумен смягчился и постриг Никона с именем Никандр.

Много искушений и бед пережил на тесном пути подвижничества преподобный Никандр. О “страстех пустынных” ему предсказал еще в Пскове блаженный Николай (память 28 февраля). Молитвами всех псковских угодников и преподобного Александра Свирского (память 30 августа и 17 апреля), который дважды являлся преподобному, наставляя и укрепляя его, он, с помощью благодати Божией, преодолел все многообразные козни лукавого. Силой молитв преподобный победил слабости плоти, человеческое недоброжелательство и диавольские страхования. Однажды его чуть не убили разбойники, отняв его единственное и самое ценное для отшельника имущество – книги и иконы. По молитвам святого, двое из них, устрашившись внезапной смертью своего товарища, раскаялись в своих злодеяниях и получили прощение старца.

В Крыпецком монастыре преподобный Никандр жил недолго и с благословения вернулся в свою пустынь. Впоследствии он еще раз приходил на жительство в Крыпецкую обитель, где исполнял послушания уставщика и келаря, и снова ушел в пустынь и жил там в посте и молитве, постигая Слово Божие. Ежегодно Великим постом преподобный Никандр ходил в Дамиановский монастырь, где исповедовался и причащался Святых Христовых Таин. За восемь лет до кончины он принял там великую схиму. К преподобному стало приходить много народа “пользы ради”, ибо, по слову преподобного Иоанна Лествичника, “монашеское житие – свет для всех человеков”. Верующие обращались к преподобному Никандру за молитвенной помощью, ибо Господь наделил его многими благодатными дарованиями. Пустынник с любовью и вниманием относился ко всем нуждам своих посетителей и даже устроил им для ночлега убогую “гостиницу у дуба”, которую сам протапливал. Преподобный не позволял себе выставлять напоказ свои дарования. Приходя тайно к его келлии, люди всегда слышали, что он молится с горьким рыданием. Он же, заметив близость людей, тотчас умолкал, пряча от них полученный дар слез.

Преподобный Никандр до конца жизни оставался пустынником (его так и величают – преподобный Никандр пустынножитель), но завещал не оставлять место его трудов после своей кончины, обещая свое покровительство насельникам будущего монастыря. Диакону Порховского женского монастыря Петру преподобный заповедал на его могиле поставить церковь и перенести туда икону Благовещения Пресвятой Богородицы из погоста Тишанки. Он предвидел свою смерть, предсказав, что умрет, когда на отечество нападут враги, предрекая им при этом скорое поражение. 24 сентября 1581 года, во время нашествия войск польского короля Стефана Батория, один крестьянин нашел его скончавшимся: он лежал на рогожке с крестообразно сложенными на груди руками. Из Пскова пришли духовенство и народ, почитатели преподобного, среди которых был и диакон Петр, и совершили обряд христианского погребения.

В 1584 году на благодатном месте подвига преподобного Никандра, освященном его почти полувековой молитвой, была создана обитель, которую стали называть Никандровой пустынью. Строителем монастыря был инок Исаия, исцелившийся по молитве святому. В 1686 году при Патриархе Иоакиме состоялось прославление преподобного Никандра и было установлено празднование его памяти 24 сентября, в день кончины, и в храмовой праздник обители – Благовещение Пресвятой Богородицы. При перестройке собора монастыря были обретены мощи преподобного Никандра, скрытые в стене, и 29 июня празднуется как день обретения его честных мощей. И сейчас крепка молитвенная связь верующих с преподобным Никандром, которого глубоко чтят на псковской земле.

Довмонт (Тимофей) Псковский

Довмонт (Тимофей) Псковский

Тимофей-Довмонт
лит. Daumantas

Изображение Довмонта в Троицком соборе

6-й Великий князь Литовский

1282 — 1285

Предшественник:

Тройден

Преемник:

Бутигейд

Князь Псковский

1266 — 1299

(под именем Тимофей)

Предшественник:

Святослав Ярославич Тверской

Преемник:

Давыд Довмонтович

Смерть:

1299
Псков

Династия:

Довмонтовичи

Супруга:

Мария, дочь Дмитрия Переяславского

Дети:

Давыд, князь Псковский

Довмо́нт (лит. Daumantas), в крещении Тимофе́й (умер в 1299) — псковский князь литовского происхождения, правивший c 1266 по 1299 год. Неоднократно разбивал литовцев и немцев, в том числе в Раковорской битве. При Довмонте Псков обрёл фактическую независимость от Новгорода.

Довмонт происходил из литовских князей и владел в Литве Нальщанским уделом. Некоторые летописцы ошибочно считают его младшим сыном вел. князя литовского Миндовга. Он был женат на сестре жены Миндовга, отнятой потом у него последним. В убийстве Миндовга принимал непосредственное участие, вероятно, даже, лично убил его. После убийства Миндовга, заговор, он перехал в 1266 г. в Псков, где принял крещение и скоро псковитяне избрали его своим князем. В том же году Довмонт разбил литовцев на берегу Двины и опустошил область кн. Герденя, забрав в плен его жену и сыновей. Вел. кн. Ярослав Ярославич, недовольный избранием Довмонта, готовился изгнать его из Пскова, но вследствие отказа новгородцев помочь ему должен был распустить свои войска. Новгородцы в следующем году даже ходили вместе с псковитянами в Литву, под предводительством Довмонта, со славой окончившего и этот поход. В 1268 г. Довмонт был призван новгородцами на помощь против ливонских рыцарей и, вместе с кн. Димитрием Александровичеми дружинами Вел. кн. Ярослава Ярославича, сражался при Везенберге. В 1269 г. великий магистр ордена, набрав значительные силы, осадил Псков, но Довмонт храбро отстоял город — на помощь подоспели новгородцы, и вел. магистр, раненый самим Довмонтом, должен был заключить мир. В 1270 г. Вел. кн. Ярослав Ярославич, не любивший Довмонта, посадил на его место в Пскове какого-то Айгуста, но псковитяне снова возвели в князья Довмонта В 1282 г. Довмонт, женившийся между тем на Марии, дочери вел. кн. Димитрия Александровича, помогал своему тестю, прогнанному с великокняжеского престола младшим братом Андреем; с горстью воинов вторгся Довмонт в Ладогу, вывез оттуда казну Димитрия и вернулся к нему в Копорье, но, осажденный новгородцами, должен был оставить крепость. После этого летописи целых 17 лет не упоминают о Довмонте В 1299 г. ливонские рыцари неожиданно вторглись в Псковскую область и, опустошив ее, осадили город, но были разбиты Довмонтом. Вскоре после этого он заболел и умер. Церковь причислила его к лику святых. Тело его погребено в Троицком соборе в Пскове, в котором еще в начале XX века хранились его меч и одежда. Для защиты от нечаянных нападений Довмонт укрепил Псков новой каменной стеной, которая до XVI века называлась Довмонтовой.

От Довмонта по традиции вёл свою родословную русский и польский дворянский род Домонтовичей.

Икона Мирожской Божьей Матери с предстоящими св. князем Довмонтом и его супругой Марией Дмитриевной. Древний список в Псковском музее

Влияние

Биография Довмонта легла в основу сюжета компьютерной игры XIII Век: Русич.

Предшественник:
Тройден
Великий князь Литовский
1282-1285
Преемник:
Бутигейд