Толерантнее

Консультация для родителей «Что такое толерантность»

Любовь Вдовиченко
Консультация для родителей «Что такое толерантность»

В мире миллионы людей. Они разные. У них разный пол, разный возраст, разный социальный статус, разная внешность, разные права, разные расы, разные национальности. Мы разные, но мы все живем на одной планете — Земля. Мы каждый день сталкиваемся с большим количеством людей, которые не такие как мы, они не похожи на нас, они другие.

Нормой жизни каждого человека –взрослого и ребенка – должна стать ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Что же такое эта загадочная толерантность?

Толерантность – уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Толерантность – терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности.

Толерантность –особое нравственное качество, отражающее активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной национальной, религиозной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения прав и основных свобод человека.

Толерантность – стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.

Толерантность — воспитанность, требующая самоограничений и позволяющая относиться к другому с позиций равного.

Воспитание толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является семья и образование.

Воспитывать толерантность в семье — значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Отсюда –ряд правил воспитания:

1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

В этом случае у ребёнка будут развиваться черты толерантной личности:

— терпение,

— умение владеть собой,

— доверие,

— чуткость,

— способность к сопереживанию,

— снисходительность,

— расположение к другим,

— чувство юмора,

— терпимость к различиям,

— доброжелательность,

— гуманизм,

— любознательность,

— умение слушать,

— несклонность осуждать других,

— альтруизм.

Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже маленький шаг в этом направлении.

Хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.

Любите, друг друга и учитесь прощать!

Приветствую Вас, друзья!

Слово «толерантность» в современном мире всё чаще упоминается с негативным оттенком. Причина в том, что многие просто не понимают, что такое толерантность на самом деле. Давайте разберемся с этим раз и навсегда, а также рассмотрим плюсы и минусы толерантности.

Что такое толерантность?

Толерантность – это спокойное и терпимое восприятие чужих традиций, правил и норм поведения. Толерантное отношение не подразумевает, что нужно разделять чужое миропонимание и жить по чужим правилам. Никто не должен жертвовать своими принципами. Толерантность лишь подразумевает, что все люди равны и могут жить так, как они хотят (разумеется, пока это не нарушает чьих-либо прав).

Термин происходит от латинского слова «tolerantia». На русский язык оно переводится как «терпимость», что для многих звучит весьма неоднозначно. Действительно, в самом слове «терпимость» заложена негативная коннотация. Его смысл фактически сводится к тому, что «есть нечто, что нас не устраивает, но мы это терпим». Поскольку это явно не то, что должен подразумевать под собой данный термин, в русском языке слово «толерантность» следует использовать именно в оригинальном виде, а не переводить его.

Сегодня о толерантном отношении чаще всего говорят в контексте недопустимости дискриминации по таким признакам как пол, национальность и сексуальная ориентация. В России ситуация в этом плане неоднозначная. С дискриминацией по полу и национальности проблем практически нет, а вот люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией регулярно сталкиваются с недоброжелательностью.

Толерантность в психологии

В психологии термином толерантность называют отсутствие эмоциональной или поведенческой реакции на определенный неблагоприятный фактор. Важно не путать её с адаптацией, которая проявляется в нахождении способа взаимодействия, позволяющего минимизировать негативное воздействие. Толерантность проявляется не в подстройке ответной реакции, а в значительном снижении порога реагирования.

К примеру, разные люди по-разному реагируют на повышение голоса в общении. Кто-то не готов терпеть, чтобы на него кричали. А кто-то совершенно равнодушен к крику и никак на него не реагирует. В таком случае говорят о толерантности к данному раздражителю. Она может формироваться как неосознанно, так и сознательно, если человек понимает, что для него важно приспособиться к определенным условиям жизни.

Виды толерантности

Данный термин имеет много значений в разных областях знаний. Но мы сегодня рассматриваем толерантность только в социальном контексте. В данном направлении можно выделить следующие виды толерантности:

  1. Политическая. Подразумевает уважительное отношение к людям, придерживающимся других политических взглядов.
  2. Педагогическая. Уважительное отношение к людям, независимо от их образованности и уровня интеллекта.
  3. Возрастная. Неприемлемость суждения о способностях и иных качествах человека на основании его возраста.
  4. Религиозная. Недопустимость ущемления людей, придерживающихся других религиозных взглядов.
  5. Гендерная. Все люди, независимо от пола, должны иметь равные права и возможности.
  6. Физиологическая. Каждая личность является полноправной, независимо от физических возможностей и ограничений.

Для чего нужна толерантность?

В 21 веке жизнь человечества кардинально поменялась. Сегодня мир открыт, как никогда раньше, и с каждым годом он становится ещё более открытым. Толерантность необходима для того, чтобы улучшить взаимопонимание между разными нациями, усилить взаимовыгодное сотрудничество между странами и ещё сильнее ускорить развитие человечества.

Понимание того, что всё люди имеют право на собственное мировоззрение, позволит избежать серьезных конфликтов в будущем. При этом никто не обязан терпимо относиться к взглядам, идеям и действиям, которые несут очевидную угрозу для других людей. Суть толерантного общества заключается в том, чтобы обеспечить максимальное равноправие и полную безопасность всем. Поэтому, вопреки опасениям всевозможных критиков, толерантность не подразумевает терпимого отношения к различным проявлениям зла.

Плюсы толерантности

Поскольку далеко не все люди правильно понимают, что такое толерантность и какие преимущества она способна обеспечить современному обществу, перечислим наиболее важные из них:

  • поддержание гуманности в человеческих отношениях;
  • избегание военных конфликтов (практически все войны 20 и 21 веков происходили на почве национальной или религиозной нетерпимости);
  • возможность делиться опытом и знаниями с людьми по всему миру;
  • равные возможности для каждого человека, независимо от социального статуса и прочих факторов;
  • возможность путешествовать по миру, не боясь столкнуться с неприязнью или даже агрессией;
  • совместная работа людей всего мира над решением глобальных задач (развитие человечества, борьба с болезнями, поиск источников энергии и прочее).

Важным плюсом является и собственное психическое равновесие. Толерантность – это спокойное отношение к окружающим. Следовательно, толерантный человек всегда имеет меньше поводов для переживаний. Он никогда не нервничает из-за недопонимания с другими людьми, поскольку прекрасно знает, что у каждого человека есть право на собственные взгляды и, конечно же, право на ошибки.

Минусы толерантности

Как и любая идея, толерантность не лишена слабых мест. В частности, толерантное общество часто оказывается уязвимым к определенным формам зла. Взывание к толерантности может быть использовано как инструмент для манипулирования. Боясь показаться нетерпимыми, люди часто вынуждены идти на определенные уступки, и всегда найдутся те, кто сможет этим воспользоваться.

Серьезная проблема толерантности заключается в том, что сложно найти грань, после которой можно говорить, что кто-то злоупотребляет доверием и толерантным отношением. И решить данную проблему невозможно в принципе. Всегда будут находиться и те, кто пользуется этим в корыстных целях, и те, кто использует подобные «бреши» в качестве повода для критики основополагающих идей толерантности.

Главным же недостатком толерантности на сегодня является то, как эту важную идею исковеркали её же сторонники. Нелепая и неуместная пропаганда толерантного отношения приводит к совершенно противоположному эффекту. Из-за этого смысл слова «толерантность» сегодня многие понимают неправильно, думая, что это банальное навязывание всем подряд чужих ценностей. Невольно вспоминается поговорка «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт».

Друзья, вот мы и разобрались с тем, что такое толерантность, и можно подвести небольшие итоги. Толерантность – это один из важнейших столпов благополучия современного общества. Все люди различаются между собой, и всегда будут присутствовать те, кто на общем фоне окажется в меньшинстве. Только толерантное отношение к чужим взглядам, странностям, внешности и прочим особенностям позволит построить действительно благополучное общество будущего, в котором люди не будут проявлять беспричинной враждебности по отношению друг к другу.

Виктор Шнирельман — «Порог толерантности». Идеология и практика нового расизма

12 3 4 5 6 7 …51

Виктор Шнирельман

«Порог толерантности». Идеология и практика нового расизма

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 07-01-00121a

© В. А. Шнирельман, 2011

© Художественное оформление

* * *

Сегодня расовые отношения являются более опасной стороной человеческих взаимоотношений, чем любые другие случаи конфликта. Именно здесь легче всего возбудить у толпы страсти, предубеждения и страхи, которые так трудно потом сдержать.

Ганс Кон (1934)

Вера в расовую догму сродни национальному шовинизму, это – признак инфантилизма, отсутствия опыта и в целом слабого интеллектуального развития.

Фридрих Герц (1928)

С точки зрения истории расизм – это просто иной способ преследования меньшинств в интересах тех, кто обладает властью.

Рут Бенедикт (1942)

Введение

23 октября 2005 г. мне предстояло отправиться в научную командировку. Накануне вечером я в последний раз перед отлетом включил свой московский телевизор, рассчитывая услышать последние новости. Однако мне предстояло узнать нечто совсем иное. По каналу «Россия» шел якобы документальный фильм о жизни мигрантов в Москве. Комментатор объяснял, что у «кавказцев» до сих пор существует обычай похищения невест. А чтобы зрители это лучше поняли, была показана явно разыгранная сценка, где добротно одетые «кавказские» мужчины заталкивали в автомобиль беспомощную девушку. Причем происходило это не где-нибудь, а на хорошо всем известной смотровой площадке на Воробьевых горах. Кроме того, зрители увидели и торговые ряды, где приезжие с юга торговцы «взвинчивали цены» и «обирали» несчастных москвичей. Этот зрительный ряд напоминал знаменитый трехчасовой расистский фильм Д. У. Гриффита «Рождение нации» (1915), где афроамериканцы изображались не иначе как садистами, алкоголиками, зачинщиками беспорядков, не уважающими законы. На это не стоило бы обращать внимание, если бы ровно через месяц накануне выборов в Московскую думу партия «Родина» не запустила в прокат свой предвыборный ролик, призывавший москвичей очищать родную столицу от «мусора». Провокационность лозунга заключалась в том, что источник «грязи» на улицах создатели ролика сознательно усматривали все в тех же «кавказцах». Москвичам недвусмысленно давали понять, в ком им следует искать причину всех своих бед.

Здесь снова трудно избежать параллелей, и на ум приходит крылатая фраза известного немецкого историка второй половины XIX в. Г. фон Трейчке «Евреи – наше несчастье», позднее ставшая девизом нацистской антисемитской газеты «Дер Штюрмер» Юлиуса Штрайхера. Аналогичная риторика была свойственна и американским расистам, видевшим несчастье в «неграх». Однако если в Германии и в США эти лозунги вековой давности ушли в небытие, то того же нельзя сказать о России, где дело обстоит совершенно иначе. И если в Америке такого рода воззвания приводили когда-то к судам Линча, то в современной России они вдохновляют на подвиги скинхедов.

Между тем проблема расизма мало осознается российским общественным мнением. Расизм люди сплошь и рядом понимают как отношение белых к чернокожим. В своем сознании они ассоциируют расизм с США или ЮАР эпохи апартеида, но никак не с Россией. Им трудно поверить в то, что расизм возможен в России – в стране с многовековой традицией межэтнических браков и активного смешения культур и языков, где десятилетиями людям прививалась советская идеология интернационализма, утверждавшая равенство рас, национальностей и культур, и где величайшим национальным поэтом считается Александр Пушкин с его эфиопскими корнями. Поэтому квалификация расистских нападений как «хулиганских», характерная как для милицейских протоколов, так и для судебных приговоров, говорит не столько об умышленном стремлении скрыть или затушевать истинную причину преступлений, сколько о том, что и милиционеры, и судьи выражают сложившееся общественное мнение.

И тем не менее, как это ни печально, сегодня надо признать, что расизм уже пришел в Россию. Он с устрашающей скоростью завоевывает медийное пространство, соблазняет некоторых ученых, входит в бытовой язык, искусно используется рядом политиков, руководит действиями скинхедов и влияет на общественные настроения. Вот почему проблема расизма заслуживает как специального анализа, так и широкого общественного обсуждения.

Следует отметить, что в самые последние годы некоторые российские политики как будто бы начали осознавать опасность расизма. Об этом говорит тот факт, что 27 января 2006 г., т. е. в учрежденный ООН День памяти жертв Холокоста, партия «Единая Россия» приняла Антифашистский пакт и предложила его на подписание всем ведущим российским политическим партиям. Пакт содержал семь положений, четыре из которых недвусмысленно говорили о необходимости противостоять расизму. Правда, о том, как надо понимать расизм, сказано не было. Привлекает внимание также и то, что среди партий, подписавших пакт, была ЛДПР, лидер которой неоднократно выступал с провокационными ксенофобскими речами и лозунгами. Мало того, общественные кампании, проведенные российскими властями осенью 2006 г. и поддержанные подписавшими пакт партиями, показывают, что ясного понимания сущности современного расизма нет даже у тех российских политиков, которые объявляют себя его противниками.

Кроме того, для меня как культурного антрополога тема расизма имеет еще одно измерение и связана с общим кризисом, затронувшим в последние десятилетия западную социокультурную антропологию. Этот кризис связан с катастрофическим исчезновением тех небольших традиционных обществ, с которыми имели дело предшествующие поколения антропологов. Действительно, антропология как наука была призвана изучать небольшие группы коренных народов, обитающих далеко за морем или на окраине цивилизованной ойкумены. Тем самым антропология была изначально обречена заниматься исчезающим на ее глазах объектом. Ведь в ее задачу входило не только описание и изучение традиционных культур, чтобы они навсегда остались в памяти грядущих поколений, но и фиксация процесса их вхождения в современную цивилизацию, который неизбежно вел к исчезновению редких языков и коренной трансформации местных культур.

В последние годы происходящая на наших глазах глобализация сделала этот процесс не только неизбежным, но и придала ему невиданное ускорение. Достаточно сказать, что каждые две недели мир теряет один из своих языков. Мало того, изменилось и понимание культуры – образ устойчивой и строго очерченной этнической или национальной культуры сменился представлением о диффузной пульсирующей размытой культуре: «Нет каких-либо застывших и строго ограниченных во времени и пространстве культурных миров, которые можно было бы покинуть, чтобы затем туда вернуться: все связано с конкретной ситуацией и все находится в движении».

В этих условиях изучение традиционных культур становится безнадежным делом, которое поддерживается лишь трудами энтузиастов-маргиналов. Да и само понятие «традиционные культуры» подвергается пересмотру в связи с многочисленными исследованиями, доказывающими, что многие из этих культур являются плодом колониализма. Основная масса антропологов вынуждена искать себе новые исследовательские поля, связанные с процессами глобализации. Это – современные культурные и социальные трансформации в контексте глобализации, реакция этнических культур на глобальные природные изменения (потепление), проблемы голода и бедности, общий ускоренный рост народонаселения при одновременной демографической стагнации наиболее развитых наций, проблемы массовой миграции и быстро растущих диаспор, положение меньшинств, кризис идентичности, этнополитические движения и сепаратизм и т. д. Все больше ученых обращаются к изучению своей собственной культуры в рамках того направления, которое получило название интерпретации культуры и критики культуры. Особое внимание антропологи и социологи уделяют проблемам формирования или смены идентичности, что в нашу эпоху теснейшим образом связано с этноцентризмом, ксенофобией, расизмом и этническими конфликтами.

Кроме того, в постколониальный период политический климат в странах третьего мира изменился, антропологи перестали чувствовать себя там зваными гостями, и им все чаще приходится искать себе применение в своих собственных странах. Они все больше внимания уделяют городской антропологии, где делают акцент на культуру маргинализованных слоев населения – бедняков, иммигрантов или «цветных». Мало того, среди антропологов появляются сами выходцы из иммигрантов, посвящающие себя изучению адаптации своих соплеменников в местах нового поселения. Это нарушает одну из заповедей западной антропологии – во имя объективности избегать изучения своей собственной культуры.