Травмы на уроке физкультуры

Ответственность школы за травму ребенка.

Активные темы

  • БЗ… (1)

    haram1 Инкубатор 03:40

  • Золотые мысли. 16 мая. Юрий Шевчук (111)

    Гога75 Картинки 03:40

  • Пентатоника по всему грифу гитары. Начало импровизации. (26)

    yaiztazika Инкубатор 03:39

  • Тысяча (27)

    FuryЯ Инкубатор 03:39

  • обломал алкашей (61)

    Асклепий Инкубатор 03:39

  • Отличный бросок (10)

    яниаткуда Инкубатор 03:39

  • Чем отличаются дома «на продажу» от домов, построенных «для себя… (137)

    vlad178 Инкубатор 03:39

  • Последняя трапеза перед казнью. (35)

    moonshadow Инкубатор 03:39

  • Власти Москвы объяснили отказ от бесплатной раздачи масок (310)

    ks565 События 03:39

  • прЫнцесса села на горошину , или какова продуктивность на сайте … (86)

    STIFMASTER Беседы 03:39

  • АШ Вангующий 2020-2021 (многобукв!) (12)

    QuartZz Инкубатор 03:39

  • Почему государство не может оказать помощь хотя бы детям без доп… (272)

    nostressLA Тексты 03:39

  • Теряя свою веру (450)

    ekimosss Картинки 03:38

  • В полиции Питера появились разумные люди. (56)

    Uzbeck Инкубатор 03:37

  • Бюджетников псто (42)

    Greyshadow Инкубатор 03:37

— Согласно статье 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в том числе и за жизнь и здоровье обучающихся. Таким образом, ответственность в рассматриваемом случае в первую очередь понесет школа.
Родители ученика, получившего травму на физкультуре, могут обратиться в суд с иском о возмещении затрат на лечение и морального вреда, причиненного ребенку. Однако для этого необходимо совершить ряд действий.
1) Написать письменное заявление на имя директора школы с просьбой провести служебное расследование несчастного случая и выдать акт о несчастном случае. Родители также вправе попросить администрацию принять меры по факту травмы, например, наказать виновных преподавателей.
2) Зафиксировать факт травмы. Если школа отказывается выдать акт о несчастном случае, доказательством наличия травмы являются записи об осмотре ребенка в травмпункте и данные соответствующих медицинских документов об осмотре ребенка.
3) Обратиться в суд с иском о возмещении затрат на лечение и морального вреда, причиненного ребенку. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных физических и нравственных страданий, а также по степени вины причинителя вреда.
Согласно ст. 1068 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) вред, причиненный работником при исполнении трудовых обязанностей, возмещает работодатель. Поэтому в данном случае именно школа должна возместить родителям ученика моральный вред, а также расходы на лечение.
Учителя также могут привлечь к ответственности:
1. За ненадлежащее исполнение своих обязанностей педагог может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (вплоть до увольнения, это зависит от степени тяжести травмы и обстоятельств случившегося) в порядке, установленном ст. 192 и 193 Трудового кодекса РФ.
2. Школа, возместив родителям ученицы моральный вред, вправе взыскать суммы понесенных ею расходов в порядке регресса с виновного учителя (ст. 1081 ГК РФ).
Кроме того, в случае причинения тяжкого вреда здоровью ученика (это должно быть подтверждено результатами судебно-медицинской экспертизы) учитель может быть привлечен к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 118 Уголовного кодекса РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей).
Обращаем внимание, что письмом Минобрнауки РФ от 27.11.2015 г. №08-2228 направлены Методические рекомендации по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях Российской Федерации.

Физрук просит школьницу прислать видео домашних тренировок. Это законно?

Общество бурно обсуждает проект «Дау» и законность съемки жестоких сцен с участием младенцев. При этом проблема нарушения прав детей на приватность и неприкосновенность тела актуальна не только в контексте фильмов или многочисленных шоу. Сейчас школьники учатся дистанционно, а их родители встревожены требованием видеоотчетов по физкультуре.

Правозащитник в сфере ювенальной превенции Дмитрий Ревун по просьбе «Маяка» прокомментировал ситуацию и рассказал, законны ли требования учителя.

Иллюстрация — Екатерина Юськович.

Из-за карантина большинство школ перешли на дистанционное обучение, педагоги вынуждены адаптировать программу: кто-то допускает ошибки, кто-то проявляет творческий подход. Но есть ли реальная необходимость снимать на камеру то, как дети делают зарядку?

В группе Facebook «Батьки SOS» появилась запись от мамы школьницы, которая интересовалась законностью требований преподавателя. Физрук попросил учениц девятого и одиннадцатого классов снимать видеоотчеты с выполнением утренней зарядки. В случае отказа выслать ролик — занижал оценку по тестам.

Многие родители подтвердили, что сталкивались с аналогичной ситуацией. Также в комментариях опубликовали фрагмент переписки девочки и учителя физкультуры.

Что не так с точки зрения закона?

Если человек снимает вас без разрешения или требует видео, записанное в домашних условиях, он может нарушить такие права физических лиц, как:

— право на уважение к чести и достоинству (статья 279 ГК Украины);

— право на личную жизнь и тайну (статья 301 ГК Украины);

— право на неприкосновенность жилья (статья 311 ГК Украины);

— право собственности (статья 316 ГК Украины).

Требование обязательного оценивания по видеоматериалам незаконно, поскольку оно в первую очередь нарушает статью 307 Гражданского кодекса Украины. Она гласит, что человек может быть снят на видео только по собственному согласию. Если речь идет о несовершеннолетнем, то для съемок потребуется согласие родителей или опекуна.

В некоторых случаях для публичных мероприятий и пространств действуют исключения, но в ситуации с домашними видео согласие однозначно необходимо. Хранение и распространение таких материалов нарушает закон о персональных данных.

Действующее законодательство определяет основные принципы, которыми должны руководствоваться педагоги во время выставления оценок. В ходе дистанционного обучения необходимо ориентироваться на те же критерии. К ним относятся знания, умения, способности и личные качества, которые ребенок приобретает после завершения учебной программы.

Соответственно, учителю физкультуры следовало бы провести оценивание уже после окончания карантина, а пока действуют ограничения — сделать упор на теоретическую часть.

Родители или сами ученики могут отказаться выполнять подобные просьбы педагога, ссылаясь на перечисленные выше законы.

Что не так с точки зрения здоровья?

Проведение урока физкультуры в любом необорудованном помещении и тем более в квартире может оказаться травмоопасным. Комната не соответствует санитарно-гигиеническим нормам по своей площади и циркуляции свежего воздуха внутри.

Что не так с точки зрения этики?

Человек становится субъектом права с самого рождения. Родителям и педагогам необходимо помнить, что дети — это отдельные личности со своими границами. Ребенок может испытывать дискомфорт от излишнего внимания к его телу, ведь это выходит за рамки привычного учебного процесса.

К сожалению, родители не смогут точно знать, что именно мотивирует взрослого человека, преподавателя, требовать у детей любого пола видео их физической активности.

В комментариях к этой же записи на Facebook родители поделились скриншотами задания от педагога, которое звучало как «постирать, убрать и спечь с мамой паски» в Чистый четверг. То есть, даже не нарушая законов, некоторые учителя демонстрируют полный непрофессионализм, призывая участвовать в религиозных обрядах, не уточнив вероисповедание семьи.

Учителя, в свою очередь, рекомендуют коллегам проводить занятия в прямом эфире, если для оценки знаний действительно необходимо видеть ученика. Таким образом запись видео не ведется и не будет доступна после окончания сеанса связи.

Основные виды травм на занятиях по физической культуре и меры по их предотвращению

Марина Браткова
Основные виды травм на занятиях по физической культуре и меры по их предотвращению

Повреждением или травмой называют воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей и нормальное течение физиологических процессов.

В зависимости от характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы, раны, подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.) и полостные (ушибы, кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения. Травмы бывают открытые – с нарушением целостности, и закрытые, когда изменение органов и тканей происходит при неповрежденной коже и слизистой оболочке.

По тяжести травмы делятся на тяжелые, средней тяжести и легкие.

Тяжелые травмы – это травмы, вызывающие резко выраженные нарушения здоровья и приводящие к потере учебной и спортивной деятельности сроком выше 30 дней.

Травмы средней тяжести – это травмы с выраженным изменением в организме, приведшие к учебной и спортивной нетрудоспособности сроком от 10 до 30дней.

Легкие травмы – это травмы, не вызывающие значительные нарушения в организме и потери общей и спортивной трудоспособности. К ним относятся ссадины, потертости, поверхностные раны, легкие ушибы, растяжения 1-й степени и др., при которых травмированному оказывается первая врачебная помощь, а также возможно сочетание назначенного врачом лечения сроком до 10 дней с тренировками и занятиями пониженной интенсивности.

Кроме того, выделяют острые и хронические травмы.

Острые травмы возникают в результате внезапного воздействия того или иного травмирующего фактора. Хронические травмы являются результатом многократного действия одного и того же травмирующего фактора на определенную область тела.

Существует еще один вид травмы – микротравмы. Это повреждения, полученные клетками тканей в результате однократного (или чаще повреждающегося) воздействия, незначительно превышающего пределы физиологического сопротивления тканей и вызывающие нарушение их функций и структуры.

Среди видов спортивных повреждений ушибы наиболее часто встречаются в футболе, хоккее, боксе, борьбе, конькобежном спорте, спортивных играх.

Повреждения мышц и сухожилий часто наблюдаются при занятиях штангой, легкой атлетикой, гимнастикой.

Растяжение связок – преимущественно при занятиях штангой, борьбой и легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными играми и боксом.

Переломы костей относительно часто встречаются у борцов, конькобежцев, велосипедистов, хоккеистов, боксеров, горнолыжников, футболистов.

Раны, ссадины, потертости преобладают при занятиях велосипедным, лыжным, конькобежным спортом, хоккеем, греблей.

Сотрясения мозга наиболее часто встречаются у боксеров, велосипедистов, футболистов, представителей горнолыжного спорта.

По локализации повреждений у физкультурников и спортсменов чаще всего наблюдаются травмы конечностей, среди них преобладают повреждения суставов, особенно коленного и голеностопного. Среди спортивных травм, как правило, высокий процент травм средней и тяжелой степени.

Каковы же причины спортивного травматизма на занятиях по физической культуре?

Основными причинами травматизма являются организационные недостатки при проведении занятий. Это нарушения инструкций о проведении занятий по физической культуре, соревнований, неправильное составление программы соревнований, нарушение их правил, неправильное размещение участников. При проведении занятий: неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу, многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении упражнениями или видами спорта, неорганизованная смена снаряда и переход с места занятий в отсутствие преподавателя и т. п.

Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности детей.

Причинами травмы является также пренебрежительное отношение к подготовительной части занятия, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки или неправильное ее применение, частое применение максимальных нагрузок.

К травмам также может привести недостаточное материально-техническое оснащение занятий, плохое снаряжение (ненадежное крепление спортивного оборудования и инвентаря, невыявленные дефекты спортивных снарядов, несоответствие их возрасту занимающихся, неправильно подобранная трасса и т. п., неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок, отсутствие медицинского контроля.

Причинами травм могут стать допуск к занятиям воспитанников или учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболеваний или травм, по ограничению интенсивности нагрузок.

Существуют и внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы: состояние утомления, переутомления, хронические очаги инфекций, индивидуальные особенности организма, перерывы в занятиях.

Подводя итог причинам травматизма, можно выделить следующие группы:

Причины методического характера:

• неправильная организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий;

• выполнение сложных, незнакомых упражнений;

• занятия без разминки или недостаточная разминка;

• отсутствие сосредоточенности и внимания у занимающихся.

Причины организационного характера:

• отсутствие должной квалификации у преподавателя;

• проведение занятий без преподавателя;

• нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности;

• неудовлетворительная воспитательная работа с обучаемыми;

• нарушение правил врачебного контроля;

• неблагоприятные метеорологические условия при проведении занятий или соревнований.

Зная причины возникновения повреждений и травматизма на занятиях физкультурой и спортом, необходимо разработать меры по их предупреждению.

Меры безопасности на занятиях физкультурой и спортом.

Предупреждение травматизма основано на принципах профилактики повреждений на занятиях физкультурой и спортом.

Общие требования безопасности.

Настоящие требования являются обязательными для преподавателей и обучаемых при организации и проведении занятий по физической культуре и спорту.

Преподаватель по физической культуре несет ответственность за сохранение жизни и здоровья обучающихся.

Преподаватель по физической культуре должен:

— проходить курсы по охране труда не реже 1 раза в пять лет;

— принимать участие в испытании гимнастических снарядов и оборудования;

— вносить предложения по улучшению условий проведения образовательного процесса;

— организовывать изучение воспитанниками правил безопасности на занятиях по физической культуре.

Преподаватель должен знать:

— подготовленность и функциональные возможности каждого воспитанника;

— медицинскую группу, к которой отнесены воспитанники по результатам медосмотра;

— воспитанников, освобожденных врачом от физических занятий после болезни;

Требования безопасности перед началом проведения занятий.

Преподаватель по физической культуре должен:

— проветрить спортивный зал, проверить исправность и надежность установки и крепления спортивного инвентаря и оборудования, провести тщательный осмотр места проведения занятий;

— при недостаточном естественном освещении включить осветительные приборы;

— убедиться, что все воспитанники переоделись в спортивную форму;

— обеспечить безопасное проведение образовательного процесса;

— проверить готовность воспитанников к занятию и сделать опрос о состоянии здоровья.

Требования безопасности во время проведения занятий.

Преподаватель по физической культуре должен:

— соблюдать принцип доступности, последовательности при обучении воспитанников, индивидуально подбирать упражнения и физическую нагрузку;

— снизить нагрузку при появлении у обучаемых признаков утомления;

— обеспечить страховку при выполнении сложных технических элементов;

— следить за соблюдением обучаемыми инструкций, правил поведения на занятиях, точного выполнения команд преподавателя, принимать решения об отстранении воспитанников от участия в образовательном процессе при грубом и систематическом нарушении правил безопасности на занятиях по физической культуре;

— выполнять правила по охране труда, технике безопасности, соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

Преподаватель по физической культуре должен:

— при жалобе на недомогание или плохое самочувствие немедленно направить воспитанника к врачу;

— в случае получения воспитанником травмы принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказать первую помощь пострадавшему, если требуется, направить его в ближайшее медицинское учреждение, доложить об этом заведующему детским садом, обеспечить до начала расследования сохранность обстановки, если это не приведет к аварии или травмированию других людей.

— при возникновении неисправности в работе спортивного оборудования или его поломки прекратить занятия, сообщить об этом администрации. Занятия продолжить только после устранения неисправности.

— при возникновении пожара срочно эвакуировать детей из физкультурного зала, доложить о пожаре администрации детского сада, в пожарную охрану и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения (при отсутствии опасности для жизни и здоровья людей).

Требования безопасности по окончании занятий.

— организованно вывести воспитанников с места проведения занятий;

— проветрить физкультурный зал, закрыть окна, форточки;

— привести в порядок рабочее место, убрать физкультурный инвентарь в отведенное для него место.

— выключить электроосвещение, электроаппаратуру, закрыть помещение;

— обо всех недостатках, отмеченных во время работы, сообщить администрации.

Физическая культура. 4 класс

Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «4» класса

Урок № 3. Правила предупреждения травматизма

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

В теоретической части обсуждаются:

  • основные причины травм,
  • предупреждение травм,
  • организация мест для занятий спортом,
  • подбор одежды, обуви, инвентаря для занятий спортом.

Урок посвящён изучению правил предупреждения травм.

Глоссарий

Травматизм – травмы, полученные во время урока.

Страховка – меры по предотвращению несчастных случаев.

Инструктаж по технике безопасности – беседа, направленная на предотвращение несчастных случаев.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Уроки по физической культуре дарят нам много эмоций, радости и хорошего настроения, но омрачить это могут травмы, полученные во время игр или выполнения физических упражнений.

В чем же причина травм?

Во-первых, некоторые из вас ведут малоподвижный образ жизни — сидят за компьютером, перед телевизором, мало гуляют и двигаются. Из-за этого ухудшается зрение, нарушается осанка, появляются лишние килограммы веса. Как следствие — ухудшаются основные физические качества — человек становится менее выносливым, менее гибким, неловким, слабым, неповоротливым. Чтобы не допускать ухудшения основных физических качеств, нужно всегда быть в хорошей физической форме — не только посещать уроки физкультуры, но и жить активной жизнью — заниматься в спортивных секциях, ходить в туристические походы, гулять на свежем воздухе.

Во-вторых, причиной травм может стать недисциплинированность учащихся на уроке. Нельзя просто так, попав в спортивный зал, бегать, брать мячи и скакалки, залезать на шведскую стенку, ходить по гимнастическому бревну и так далее. В спортивном зале нельзя ничего делать без разрешения учителя физкультуры. Нужно внимательно слушать его инструкции и точно выполнять их. Нельзя толкать товарищей, драться, обзываться, провоцировать конфликты. Урок физкультуры помимо тренировки физических качеств направлен на формирование класса как спортивной команды, в которой царит уважение и взаимопонимание.

Если вы не поняли, как выполняется упражнение, лучше ещё раз переспросить учителя и попросить показать, как оно выполняется, и подстраховать. Никогда не отказывайтесь от страховки. Желание показать себя сильным и ловким может привести к печальным последствиям.

В-третьих, испортить настроение и привести к травмам может неправильно подобранная к уроку физкультуры одежда и обувь. Незавязанные шнурки могут быть причиной падений и ушибов, вы можете запутаться в очень длинных спортивных брюках, неудобная футболка будет сковывать движения, поэтому относитесь к спортивной одежде серьёзно — следите за её чистотой и за тем, чтобы она была вам по размеру. Одежда также должна соответствовать погоде и виду спорта, которым вы занимаетесь.

В начале изучения каждого раздела физической культуры учитель проводит с вами инструктаж по технике безопасности и вы расписываетесь в специальном журнале. Относитесь к инструктажам серьезно!

Как же быть, если травма получена?

Конечно, нужно позвать учителя, который может сам оказать первую помощь или позвать медицинского работника.

Но если травма простая, то помочь себе или товарищу вы можете сами.

Ссадины нужно быстро промыть чистой водой, затем обработать антисептическим раствором (йод, зелёнка). К ушибу нужно приложить холодный компресс.

Если рана глубокая, и из неё идет кровь, то нужно прежде всего попытаться остановить кровотечение — поднять повреждённую конечность, обработать края раны антисептическим раствором, наложить стерильную повязку и обязательно обратиться к врачу.

При носовом кровотечении ни в коем случае нельзя запрокидывать голову назад, наоборот, надо немного наклониться вперёд, а на переносицу положить холодный компресс.

Нельзя самим вправлять вывихи! Нужно обездвижить повреждённую конечность и доставить пострадавшего в травмпункт.

Во время лыжной подготовки могут возникнуть обморожения. При первых признаках отморожения рук или щёк нужно накрыть повреждённое место сухой шерстяной тканью и бережно начать растирать.

При отморожении пальцев ног нужно немедленно пойти в тёплое помещение, снять обувь и растирать ноги до восстановления кровообращения.

Нельзя растирать отмороженные участки тела снегом на улице!

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Правила предупреждения травматизма

Найдите 6 слов по теме урока.

Решение:

Слова: ушиб, обморок, рана, травма, вывих, ссадина.

2. Травмы на уроках физкультуры

Отметьте травмы, которые можно получить на уроках физкультуры.

  • Ушиб
  • Удар
  • Вывих
  • Ожог

Решение: на уроке физкультуры при несоблюдении техники безопасности можно получить ушиб, удар, вывих. Горячих поверхностей и открытого огня в спортивном зале нет, поэтому ожог получить теоретически нельзя.