Целовать руку священнику

Зачем целовать руку священнику?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу. Целование как символ любви и уважения было воспринято и ранними христианами: «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым» (1 Фес. 5: 26).
Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особую духовно-нравственную значимость. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. Одновременно целующий руку священника выражает почтение также и к сану. Об этом писал святитель Николай (Велимирович) печатнику Ю. К.: «Прежнему священнику Вы с радостью целовали руку при благословении, но целовать руку священнику, который много моложе Вас, Вам кажется неудобным. Разве Вы не знаете историю о князе Милоше и молодом священнике? История эта такова: один молодой священник служил литургию в Крагуевце в присутствии князя Милоша. Старый князь был очень благочестив, приходил в храм задолго до начала службы, до конца богослужения стоял как вкопанный и сокрушенно молился Богу. Когда молодой священник закончил службу, он вышел из алтаря с крестом и антидором. Князь подошел, чтобы приложиться ко кресту и поцеловать священнику руку. Но молодой человек отдернул руку, словно стыдясь того, что пожилой человек, князь, хочет поцеловать его руку. Князь Милош посмотрел на него и сказал: “Дай мне поцеловать руку, ибо не руку твою целую, а твой сан, который древнее меня и тебя!” Думаю, что это объясняет все. Старый князь изрек в церкви слова от Самого Духа Святого. Сами подумайте, если Вашему священнику 25 лет, то его сану 1900 лет. И когда Вы целуете ему руку, Вы целуете сан, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. А целуя священнический сан, Вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне. Целуете святого Игнатия, святого Николая, святого Василия, святого Савву, святого Арсения и многих других, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы “земными ангелами и небесными людьми”. Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (ср.: 1 Кор. 16: 20). Целуйте же без смущения благословляющую руку и сан, который благословлен Духом Святым» (Миссионерские письма. Письмо 157)
http://www.pravoslavie.ru/answers/7431.htm


—————
Целовать кому-то руку означает унижать себя. Неужели это не противно? Верующие настоящие рабы в худшем смысле этого слова, если могут так пресмыкаться. Зачем мне религия, унижающая человеческое достоинство?
Целование руки как таковое не означает унижения — все зависит от чувств, которые мы испытываем. Отрицательные чувства, основанные на недоверии, запрещают оказывать знаки почтения, обычные для других случаев. Можем же мы поцеловать руку маме. Найдется немало людей, уважающих своих родителей, которые в порыве чувств способны искренне поцеловать руку и отцу, чтобы выразить свою благодарность, уважение и любовь. В старые времена, когда люди были интеллигентны и воспитаны, так поступали не задумываясь. В наше время мы способны поцеловать руку отцу, если он только наверное умирает. Если пример с отцом покажется читателю совершенно нереальным, наверное, не стоит продолжать чтение. Просто надо иметь ввиду, что целовать руку священнику необязательно. Нет таких правил. Это личное дело каждого.

Тем же, кто преодолел предыдущие строки, нам есть что сказать.
Прежде всего обратим внимание, что руку священнику целуют не все и не всегда. Когда целуют обычно? После окончания службы, когда верующие, по сложившейся традиции, подходят к священнику для целования креста — орудия нашего спасения. Все остальные случаи являются необычными.
Однако и в обычном случае руку целуют не все. Некоторые целуют крест и руку. Некоторые крест и обшлага одеяния, на которых вышит опять-таки крест. Некоторые только крест. Почему? Потому, что мужчине неприятно целовать руку мужчине (для женщины такого барьера нет) и для этого необходима дополнительная мотивация. Она имеется, но только для верующих. Во время службы священник символизирует собой Христа. Крест в руках священника символизирует Крест, на котором был распят Господь. Целуя руку священнику, человек просто целует руку Христа, протягивающего нам крест, то есть руку Бога, предлагающего нам спасение. Вот и все. Больше того, ряд священников возражают против целования своей руки, держа крест пальцами обоих рук за длинную перекладину, чтобы руки находились далеко от креста, и сразу после целования креста отводят руки в сторону. Почему? Спроси у этих священников.
Конечно, бывают случаи избытка чувств, когда мы понимаем, чт’o делает для нас этот священник, и мы не стыдимся и желаем поцеловать его руку. Описание этих чувств навряд ли возможно, настолько они далеки от менталитета неверующего. Самая близкая аналогия — благодарность. К сожалению, бывают случаи и раболепства. Их надо избегать. К еще б’oльшему сожалению, бывают случаи, когда священник буквально тычет рукою в лицо, требуя целования. Слава Богу, эти случаи единичны на всю РПЦ. Просто отойди тогда от такого священника, а Господь рассудит, как Сам посчитает нужным.

Как правильно вкушать просфору?

Просфора — это символ Тела Христова. Кроме того, во время Божественной Литургии хлеб под видом просфоры и превращается, собственно говоря, в Тело Христово, а вино — в Кровь Его. Про символизм просфоры и что она вообще означает можно прочесть в статье «Что такое просфора» Сегодня я кратко расскажу о том, когда и как правильно ее вкушать (употреблять).

Просфору по православному обычаю вкушают обычно натощак, не принимая до этого пищи. Запивают просфору святой водой, можно даже крещенской. Просфору принимают и те православные христиане, которые причащались за Литургией, непосредственно после нее. Благочестивые люди хранят просфору и дома, так как знают, что вкушая ее во время тяжелой болезни со святой водой могут получить исцеление.

По преданию это может заменить и последнее Причащение в случае отсутствия священника в последние минуты жизни. Принятие просфоры и святой воды в любом случае вселяет в нас Благодать Господню. Поэтому стоит относиться к этому тщательно и со вниманием. Существует и молитва на принятие просфоры и святой воды, которую можно найти в молитвослове, на православных ресурсах. Ее также желательно в соответствующем случае читать.

Просим Вас поставить лайк, подписывайтесь на канал
ВОПРОСЫ ПРАВОСЛАВИЯСпаси вас Господи!

Можно ли разговаривать с умершими?

Наверняка все слышали о том, что есть люди, которые способны вызывать умерших, обращаться к ним, слыша голоса, или даже видя их. Они называются экстрасенсами. Некоторым приходит в голову наладить контакт с потусторонним миром для различных целей: услышать голос близкого, а то и просто убедиться в существовании иного мира.

Да, несомненно, все это имеет место быть на сегодняшний день, да и не только. Но именно про таких людей ясно сказано: не должен находиться у тебя … вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это. (Втор.18,10–12) Взывать к мертвым — тяжкий грех и мерзость в глазах Создателя!

Те люди которые считают, что они обращаются к умершим, на самом деле обращаются совсем не к ним, слышат не их голос. Вместо покойных в таком случае говорят бесы! Души усопших находятся в предожидании Суда Божьего и Господь крайне редко попускает явление их во сне живущим на земле, а уж наяву — практически никогда.

Известен такой случай, который произошел лет 40 тому назад в одном областном городе РСФСР. В конце летних каникул компания друзей-однокурсников решила вызвать духов. Кое-что из печатных материалов по вопросам вызова покойных и разговора с ними уже начало просачиваться сквозь железные ворота знаменитого занавеса.

И вот начитавшись наспех переведенного, отпечатанного на машинке текста с желтых страничек, несколько 19-летних мальчиков и девочек решились поговорить с умершими. Собравшись в ночное время дома у одного из членов своей компании взяли свечи, тарелку и еще что-то, о чем вычитали в горе-книжонках. К сожалению, они не знали, что совершают тяжкий грех и так поступать нельзя ни в коем случае!

После полуночи погасили свет и приступили к обряду вызова духа. Никого конкретно не имели ввиду, просто хотелось поговорить с умершими, наладить контакт с потусторонним миром. Вдруг свечи погасли, распахнулась форточка и то ли послышался голос, то ли был подан какой либо знак (большой вопрос — кем подан!). Каждый из шести-семи собравшихся задал свой вопрос духу и как бы получил на него ответ.

Когда уже собрались провожать духа обратно, особо смелая девушка по имени Ирина, которая училась на другом — в отличии от всех присутствующих — факультете, задала еще один вопрос о том, как и где можно бы встретиться с вызываемым «покойным». Последовал ответ: через два дня во столько то, около такого-то ресторана «Дружба». После этого все греховное и мерзкое в глазах Бога действо было завершено.

Не знала Ирина, что лучше было бы ей помолиться, или сходить в единственную в то время в городе церковь, просить у Бога заступления и прощения в грехе чародейства. Вместо этого она решилась придти в указанное место и назначенное бесом время. Никто из компании не соглашался идти с ней, видимо душой почувствовав мерзость греха. Еле-еле удалось уговорить Ольгу — лучшую подругу. Возможно это и спасло Ирину, если не от самого худшего, то, вероятно, от безумия, в которое многих ввел враг рода человеческого — диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить (1Пет.5,8)

Чуть не поглотил он и Ирину. Придя в 6 вечера к ресторану «Дружба», на центральном проспекте, Ирина и Ольга никого не увидели. Минут через 15, Ольга стала говорить Ире, что уже пора домой. «Ну хорошо, купи мороженое на дорожку и пойдем» сказала Ира. И только Ольга отошла за эскимо, как к Ирине подошел одетый в красивый костюм немолодой мужчина. В руках он держал букет цветов, правда каких то завявших и вид у него был бледный. «Здравствуйте Ирина, я Виктор, не желаете прогуляться» спросил очень смутно знакомый мужчина (кажется какой то преподаватель из ВУЗа) и протянул Ирине цветы.

Ирина растерялась и поздоровалась. Размышляя взять ли цветы (и взять ли вообще) или для начала поинтересоваться откуда Виктор знает ее имя вдруг услышала истошный крик Ольги. Та быстро подбежала к подруге и схватила ее за руку: «быстро бежим». Ира по инерции побежала за Ольгой, которая не нашла куда бежать как в вышеупомянутый ресторан. Там на входе сообщили, что все столики заняты и рекомендовали покинуть девушкам заведение, что им пришлось и сделать. На улице Виктора уже не было.

Ирина потребовала объяснений от подруги. С полными ужаса глазами Ольга рассказала, что Виктор — это преподаватель с их факультета физики. У Ирины он не преподавал, но она вспомнила, что как то видела Виктора Петровича в коридорах соседнего с журналистикой корпуса, когда зачем то приходила туда. Все же недоумение Ирины рассеяно не было. И тогда Ольга поведала: «помнишь когда ты больше месяца назад была три недели в Ленинграде?… Я тебе что-то забыла рассказать, значит никто не рассказывал… вылетело из головы… Так вот…» Ольга что то посчитала в уме. «Сегодня как раз сорок дней. Как провожали Виктора Петровича. На нем был тот же костюм. И много таких же цветов было. Умер он, неужели ты не знала?!..»

Так вот. Не всегда разговоры с усопшими могут закончиться хорошо. Далеко не всегда. Во-первых, потому что это тяжкий грех перед Богом. А во-вторых разговоры в таком случае вряд ли происходят с умершими. На их место встает хитрый и лукавый дьявол. В любом случае: в настоящий момент надо жить в этом мире, сегодняшним днем, совершать добрые дела и молиться Богу! А лучшее, что мы можем сделать для усопшего — наша молитва за него!

Просим Вас поставить «лайк», подписывайтесь на канал
ВОПРОСЫ ПРАВОСЛАВИЯСпаси Господи!

Разъясняет иерей Валентин Макаров.

Так сотворил Господь человека, что каждый его орган или часть тела имеют, как правило, две функции: практическую и сакральную. Голова содержит мозг, как главный орган жизнедеятельности всего организма, и все органы чувств, но голова — также наивысшая от земли часть тела, и ей дана заповедь быть покрытой или открытой во время молитвы, иначе человек посрамляет свою голову.

Сердце для кардиолога – это мышечный насос, который должен безупречно работать как двигатель немецкого автомобиля или как швейцарские часы. Но мы также упоминаем сердце как центр чувственной стороны человеческой жизни, которое может плакать и болеть, быть каменным и холодным, сокрушенным и смиренным, более того, язык Священного Писания говорит о возможности иметь «обрезанное» сердце. Глаз может слезиться от пыли или нанесенной обиды, но может и соблазнять к погибели всего человека или быть носителем бревна. Ноги, руки и все части тела имеют также свои двойственные характеристики. Великий пророк Илия, обличая весь народ, использует образ духовной хромоты, причем на оба колена сразу.

Так и устам присуще сакральная функция – лобызать, или современным языком – целовать. Устами одного из учеников был предан на смертную казнь Учитель, ранами Которого мы исцелились. Касанием уст раскаленного угля некогда был очищен и другой великий пророк Исайя, ради той же борьбы с идолами. Устами мы выражаем любовь к своим близким, устами касается мать своего болеющего ребенка, веря в то, что это касание облегчит его недуг. С соприкосновения уст под брачным покровом может зародиться новая жизнь.

В нашем храме перед началом пения Символа веры все молящиеся дают друг другу «Святое целование». Действительно, насколько это все таинственно и трепетно. Неужели в нашей церковной жизни не останется места для того, чтобы и Самому Христу дать целование? Причем не как Иуда, которого мы всегда упоминаем перед Причастием, дабы не повторить того предательского целования, а как верные последователи остальных учеников, некогда собранных за одной трапезой. Поскольку священник, в первую очередь, призван своими руками и устами повторять эту единожды имевшую место Трапезу, то и он достоин целования. И почесть воздается не столько ему лично, сколько самому священному сану вместе со словом-приставкой «отец» или «батюшка». Насколько мне известно, внутри Церкви такой проблемы не существует. Она более присуща новоначальным. Поэтому можно целовать не обязательно руку, но поручи – часть священнической одежды, которая одевается на запястье.

И последнее, что можно сказать касательно целования, — это «украшение» уст всякими помадами. Кроме практического замазывания икон, одежды, других священных предметов входящим в их состав животным салом, есть и аллегорическое значение. Нанесение помады символизирует прикрытие своих уст чем-то внешним. Это ширма, маска, которая скрывает твои истинные намерения. И получается, что ты прикасаешься лукавыми и лживыми устами, а не сообщаешь святое целование открытым сердцем.