Церковь абрамцево

ЦЕРКОВЬ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО

Совершить ВИРТУАЛЬНУЮ ЭКСКУРСИЮ по Церкви Спаса Нерукотворного

Церковь Спаса Нерукотворного.

Западный фасад

По проекту В. М. Васнецова и В. Д. Поленова. 1881–1882

«В 1880 году в Великую субботу речка Воря сильно разлилась, жители окрестных деревень были лишены возможности попасть через реку в ближайшую церковь и потому устремились в усадьбу, зная, что там будут служить заутреню. Абрамцевский дом переполнился массой молящихся. Тогда Савве Ивановичу пришла мысль в будущем помочь этому положению постройкой отдельной часовни… но до дела так и не дошло, – вспоминала участница Мамонтовского художественного кружка Н. В. Поленова.

– В 1881 году была чудесная весна, опять служили заутреню в доме, съехались все друзья, и снова подняли вопрос о постройке. Но тут уже решили, что часовня мала по вместимости, и что надо строить маленькую церковь. Выбрали место в парке и решили поставить храм во имя Спаса Нерукотворного, по образцу старых русских соборов».

Первоначальный проект церкви создал В. Д. Поленов. Прообразом для него послужил храм Спаса на Нередице (XII в.) под Новгородом. В поленовском проекте уже прослеживались основные черты будущей постройки. Глава храма покоилась на массивном барабане, венчая высокую четырехскатную кровлю. Вход-портал в главном, западном фасаде с изображением Спаса Нерукотворного был выполнен в виде звонницы. С восточной, алтарной стороны располагались три Апсиды. В северном фасаде художник предусмотрел два окна: тройное и небольшое полуовальное. По краям стен находились мощные подпорки-контрфорсы. Поленовский проект храма производил суровое и несколько тяжеловесное впечатление.

Особую сложность представляло решение южного фасада, так как он просматривался от усадебного дома сквозь аллею парка и имел не меньшее значение, чем западный. Поленов оставил проект этого фасада незавершенным.

Работу над проектом церкви продолжил В. М. Васнецов. «Я был увлечен Кремлем и московскими церквами, впоследствии – ярославскими и ростовскими», – признавался он позднее в письме к В. В. Стасову. Васнецов изменил пропорции постройки, увеличив высоту стен за счет кровли. Северный фасад, разработанный Поленовым, он перенес на место южного. Тем самым художник добился большего освещения интерьера храма и придал южному фасаду парадный вид. Васнецов внес изменения и в остальные фасады, сделав их более декоративными и живописными. Васнецовский храм приобрел пропорциональный, гармоничный облик и лучше соответствовал своему предназначению – небольшой усадебной церкви, вписанной в пейзаж абрамцевского парка.

Церковь Спаса Нерукотворного.

Южный фасад

В конце мая 1881 г. начались строительные работы. Васнецов вспоминал: «Все мы, художники – Поленов, Репин, я – сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши худо-жественные помощницы – Елизавета Григорьевна… Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина – от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню… Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно…»

К концу июля стены церкви были подведены под крышу. Декоративная отделка фасадов и интерьера потребовала дополнительного изучения средневекового русского искусства, и участники кружка предприняли поездки в Ростов, Ярославль и другие города. В течение лета храм был украшен резным орнаментом. На валике, обрамляющем вход, в орнамент включены изображения, связанные с христианской символикой и евангельскими сюжетами: Агнец олицетворяет Христа; голова осла напоминает о торжественном входе Христа в Иерусалим; петух – об отречении апостола Петра; ангел, лев, орел и телец символизируют евангелистов и т. д.

Под главой церкви выложен фриз из разноцветных изразцов, придавший впечатление легкости мощному барабану. Позднее над входом было помещено изображение Спаса Нерукотворного (1882) работы Поленова, а печная труба в углу крыши покрыта изразцами (1890-е). В оформлении интерьера церкви ведущая роль принадлежала В. Д. Поленову. По его эскизам выполнены иконостас, киоты, подсвечники, запрестольный крест, паникадило, свадебные венцы, хоругви и другая церковная утварь. Двухъярусный иконостас восходит к интерьерам деревянных сельских церквей русского Севера. Иконы традиционного письма, собранные участниками Мамонтовского кружка, соседствуют в нем с авторскими произведениями.

В иконостасе – «Спас Нерукотворный» (1881–1882) И. Е. Репина, «Николай Чудотворец» (1881) Н. В. Неврева, «Сергий Радонежский» (1881) и «Богоматерь» (1882) В. М. Васнецова, «Благовещение» (1882) В. Д. Поленова и другие произведения абрамцевских художников. Впервые в православном храме иконы были выполнены в реалистической манере, предвосхитившей работы Васнецова во Владимирском соборе (1885–1896) в Киеве. На северной стене – рельеф «Голова Иоанна Крестителя» (1880-е) работы М. М. Антокольского, на южной – икона «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом» (1890-е) Е. Д. Поленовой. Клиросы расписаны изображениями цветов и бабочек Васнецовым. По его же рисункам выполнен мозаичный пол со стилизованным цветком и датой строительства: 1881–1882 по-старославянски. В 1892 г. в церкви поставил печь М. А. Врубель. Оформление документов на храм заняло все лето 1881 г. Осенью, когда церковь уже была построена, состоялась ее официальная закладка, а летом следующего года – обряд освящения во имя Спаса Нерукотворного.

Церковь Спаса Нерукотворного.

Окно южного фасада

В отличие от построек эклектичного «русского стиля», абрамцевская церковь – тонкая стилизация под старину, гармонично сочетающая в себе элементы различных школ средневековой русской архитектуры. Она считается первым произведением русского модерна, получившего развитие в беседке «Избушка на курьих ножках» (1883) и оформлении спектакля «Снегурочка» (1880-е), выполненных Васнецовым. В 1891 г., после смерти сына Мамонтовых – Андрея, ризницу церкви, где он был похоронен, перестроили в часовню (1891–1892) по проекту Васнецова. По сравнению с церковью, часовня, украшенная поясами многоцветных изразцов с цветочным орнаментом и прихотливой росписью главки, производит более изысканное и нарядное впечатление. Позднее у стен церкви были погребены дочь Мамонтовых Вера (1907), Елизавета Григорьевна Мамонтова (1908), внук Мамонтовых, сын Веры Сергей (1913) и Савва Иванович Мамонтов (1918). В настоящее время в церкви проходят богослужения по памятным для Абрамцева датам.

Современная архитектура: 10 необычных религиозных зданий

Церковь или храм — это прежде всего здания. И некоторые архитекторы представляют новое и смелое видение современной церкви. Конечно, многие религиозные течения по сей день чтут традиции, сформировавшиеся сотни лет назад, и не приемлют никаких нововведений в строительстве. Но эти архитекторы доказывают, что здание — лишь оболочка, и важно лишь то, что происходит в душе.

Losko Magazine собрал 10 минималистичных строений, которые не только наполняют радостью сердца верующих, но и восхищают величием и стильным дизайном атеистов.

1. Часовня на берегу океана

Прогуливаясь по берегу океана в курортном районе Бэйдайхэ (Китай), на пути можно встретить маленькую часовню Seashore Chapel, созданную . Интересно, что зайти туда получится только во время отлива, потому что в остальные часы она погружается на несколько сантиметров в воду, напоминая издалека качающуюся на волнах лодку.

Конструкция площадью 270 кв.м. имеет крытое пространство снизу, которое скрывает людей от палящего солнца и служит местом для отдыха. На втором уровне — классический скромный интерьер часовни со множеством скамеек. Здесь царит религиозная атмосфера, но сложно думать о чем-то, когда перед глазами потрясающий вид на океан.

2. Бетонная церковь RW Concrete Church

расположена в районе Байоллэ (Byeollae) в Сеуле. Автор этого проекта — архитектурное бюро .

Из бетона здесь изготовлено практически всё: фундамент, перекрытия, стены и даже финишная отделка. Этот материал выступает в качестве метафоры крепких религиозных ценностей, которые не меняются веками.

Символ креста зданию помогает придать огромная колокольная башня, для организации которой последние этажи лишили передних стен. В образовавшееся пространство также вписан небольшой, по сравнению со зданием, крест.

3. Современная архитектура церкви в Ливане

Расположенная в 50 км от Бейрута (Ливан) церковь разработана парижским архитектором (Maroun Lahoud). Перед ним стояла серьезная задача, поскольку церковь должна была содействовать примирению между христианской общиной и этноконфессиональной группой друзов.

После 15-летней гражданской войны в Ливане многие дома были разрушены. И многие сельские жители несли оставшиеся от их жилищ камни для строительства новой церкви. Поэтому, можно сказать, что она стала символом единения народа.

Благодаря крестообразным отверстиям в стенах и большим окнам, в храм поступает много естественного света, который к тому же отражается от белоснежных стен и мраморного пола.

4. Часовня Святого Креста в Греции

Часовня Святого Креста — это вневременное религиозное здание, которое является связующим элементом прошлого, настоящего и будущего. Оно соединяет в себе тысячелетние традиции и гармонию простоты современной архитектуры.

Создателями уникального проекта являются специалисты из . К сожалению, пока это концепция не воплощена в жизнь: продолжается поиск инвесторов.

Но идея определенно заслуживает внимания. Изготовленная из простых материалов церковь будет расположена в скале на острове Серифос (Греция) с прекрасным видом на Эгейское море. Благодаря застекленному фасаду, на протяжении всего дня церковь заливается солнечным светом, а ночью — служит ярким маяком.

5. Греческая православная часовня

Компактная часовня в городе Пафос (Кипр) спроектирована (Michail Georgiou). Он вдохновлялся архитектурой местных православных церквей, но в то же время при строительстве использовал инновационные методы и современные материалы.

Эта часовня не обладает внушительными размерами, ее площадь всего 56 кв.м. Именно поэтому она гармонично вписывается в окружающую природу. Этому также способствует крыша с плавным изгибом, как бы повторяющим контуры склона. А максимально большой и открытый вход располагает, приглашая посетителей и туристов зайти внутрь.

6. Капелла святой Анны в Аргентине

Архитекторы из студии создали капеллу в парке Мисьонес (Аргентина). Сложность заключалось в том, что ежедневно на территории находится много туристов и отдыхающих, поэтому для возведения религиозного здания было выбрано место на небольшой возвышенности.

Для удобного доступа к капелле были изготовлены пандусы, которые ведут к площадке перед зданием. Она также используется в тех случаях, когда на церемонии собирается большое количество верующих. Внутренний интерьер выполнен из натурального дерева, а архитектура продумана до мелочей: вход в часовню расположен так, чтобы случайный турист или прохожий не смог помешать службе.

7. Капелла St. Voile в Японии

Светлая и невесомая капелла на берегу реки Синано (Японии) создана для венчаний. Проект воплощен архитекторами из студии , по словам которых, белоснежный и чистый интерьер ассоциируется с фатой.

Конструкция высотой почти в 15 метров украшена изящно изогнутыми трубами, которые находятся словно в невесомости и создают особую атмосферу. Капелла с панорамным окном на реку и изысканным интерьером — идеальное место для начала новой жизни супругов.

8. Часовня тишины Kamppi в центре Хельсинки

Устав от городской суеты, можно обрести покой и немного посидеть в тишине в капелле. Она расположена прямо в центре Хельсинки (Финляндия) и открыта для всех желающих.

Капелла площадью 352 кв.м. спроектирована бюро и построена в 2012 году. Изящный деревянный фасад с отделкой из еловой древесины гармонично вписывается в городской пейзаж, но напоминает, скорее, арт-объект, а не капеллу. Действительно, лютеранская церковь Финляндии благосклонно относится к современной архитектуре. Здесь рады видеть любого, независимо от его вероисповедания и мировоззрения.

9. Волшебное здание часовни в городе Нанкин

Один из самых выдающихся проектов бюро — волшебное здание часовни для свадебных и религиозных церемоний. Проект носит название и находится на берегу реки в городском парке китайского города Нанкин.

За внешней простотой здания кроется множество тщательно продуманных мелочей: сложно сконструированный потолок и деревянные стены с чередующимися балками, которые пропускают свет. Внутреннее убранство удивляет отсутствием цвета: полупрозрачный белый придаёт этому месту особую магию, которая усиливается ночью с подсветкой здания. Чёткость линий, элегантность минимализма и эффект невесомости ещё раз убеждают нас в том, что простота может быть совершенной.

10. Футуристическая церковь в Австрии

На месте старой ветхой церкви в городе Линц (Австрия) возвели новое религиозное здание. Его внутренне убранство с трудом напоминает церковь: строгая геометрия, минимализм и интерьер, выполненный в авангардистской манере. Линии создают ощущение простора и свободы, чему также способствует и удачное цветовое решение.

Церковь всегда наполнена светом и напоминает многогранный кристалл. Авторы проекта, специалисты из бюро , стремились создать здание, призванное стать не только религиозным, но и светским центром.

«Я чувствовал всем существом, что только Москва, ее народ, ее история, ее Кремль смогут оживить, воскресить мою обессиленную петербургским равнодушием и холодом фантазию!
А вот что писал Васнецов о строительстве Абрамцевской церкви:
«Все мы художники: Поленов, Репин, я, сам Савва Иванович (Мамонтов) и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши художественные помощницы: Елизавета Григорьевна, , Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах, около церкви, высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы… Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно. Казалось, опять забил ключом художественный порыв творчества Средних веков и века Возрождения. Но там тогда этим порывом жили города, целые области, страны, народы, а у нас только абрамцевская малая художественная дружеская семья и кружок. Но что за беда, дышалось полной грудью в этой зиждительной атмосфере…
Теперь любопытные ездят в Абрамцево смотреть нашу маленькую, скромную, без показной роскоши, абрамцевскую церковь. Для нас — работников ее — она трогательная легенда о прошлом, о пережитом, святом и творческом порыве, о дружной работе художественных друзей, о дяде Савве, о его близких…»
Церковь была освящена в 1882 году, и почти сразу после этого в ней состоялось венчание В.Д.Поленова — с женой своей он сдружился во время строительства церкви.
В 1891 году умер сын Мамонтова — Андрей, молодой художник, в свои 22 года он уже принимал участие в росписи Владимирского собора в Киеве, и по некоторым данным, именно там простудился и заболел. На месте его захоронения была пристроена часовня — несколько более изящная и разукрашенная, чем церковь в целом. Позднее у стен церкви были похоронены супруги Мамонтовы и их дочь.
А теперь смотрим.
Икона Поленова над входом
Часовня
Внутри я не снимала, поэтому фото не мои. Вот это — с сайта музея-заповедника
Увидеть церковь в таком виде практически невозможно из-за полумрака. Подойти к довольно мелким иконам нельзя (перегорожено веревочкой), а на мозаичном полу стоят люди, и ничего не видно. Как это выглядело при Мамонтовых, какое было освещение, я не знаю. Вот несколько современных фотографий (автор Marika Rittere).
Обратите внимание — справа небольшая икона Васнецова, которая почти в точности предвосхищает композицию росписи Владимирского собора.
Ну вот и все о церкви…
Абрамцево.1.Сюжет и природа
Абрамцево.3.По усадьбе