Церковь Покрова Пресвятой

Покровские храмы в России

14.10.2018 14 октября Церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В основу праздника положено предание о явлении Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе в 910 году, когда она спасла молящихся православных людей от нашествия сарацинов. В 1165 году святым князем Андреем Боголюбским (от него же и начинается традиция почитания Богородицы как заступницы Руси) этот праздник был утвержден в Русской Церкви и отмечают его сегодня только у нас.

Икона Божией Матери «Покров»

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы издавна очень почитался и почитается русским народом. Именно поэтому до наших дней сохранилось множество храмов в честь этого праздника и ежегодно этот список пополняется.

Храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы встречаются во многих странах ближнего и дальнего зарубежья и, конечно, в разных уголках нашей страны. Поговорим о самых известных.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Москва)

Без сомнения, этот изумительный храм считается одним из главных символов России. Можно бесконечно долго рассматривать необычную и затейливую архитектуру собора. Построен он был при Иване Грозном в 1561 году, над ним трудились 6 лет, и объединяет в себе этот собор 10 приделов (3 придела – в честь праздников и 7 – в честь разных святых). Главный придел освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. На Покров в 1552 году войска Ивана Грозного одержали победу в Казани. В честь этой победы и была заложена церковь. В народе же этот собор больше известен как собор Василия Блаженного (гробница юродивого находится в одном из приделов).

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (Москва)

Храм построен в 1694 году на средства Льва Кирилловича Нарышкина, дяди Петра I. Храм представляет собой пятиярусное сооружение в стиле «нарышкинского барокко» (стилю барокко характерны пышность, величественность, помпезность). На сводах храма уцелели фрагменты росписей 17-18 веков, а также сохранилась первоначальная икона «Покрова Богородицы» 17 века.

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Невском лесопарке (Санкт-Петербург)

Этот удивительный деревянный храм был построен в 2008 году. Он является воссозданной копией Покровской церкви (1708 г.), которая стояла до пожара 1963 года на Вытегорском погосте в Вологодской области. Основание храма построено в форме креста, основной объем — восьмерик (имеет восемь граней), с каждой стороны которого по четыре прируба, а наверху всего 25 глав (это число означает похвалу Пресвятой Деве, 25 кондаков и икосов имеет древнейший акафист Богородице).

Церковь Покрова на Высоком (Калужская область)

Еще один уникальный храм деревянного зодчества — церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком в Боровске. Эта церковь была построена на месте мужского Высоко-Покровсого монастыря (здесь в 1414 году был пострижен в монахи Пафнутий Боровский). Первое упоминание церкви относится к 1621 году.

Церковь Покрова на Нерли (Владимирская область)

Одна из самых известных церквей на Руси. Она была основана в 1150-х-1160-х годах при князе Андрее Боголюбском при слиянии рек Нерль и Клязьма.

По преданию, белый камень, из которого построена церковь, был привезен из покоренного Андреем Боголюбским Булгарского царства. На стенах церкви хорошо сохранились барельефы, росписи же внутреннего убранства – утрачены.

По своей форме церковь – так называемый, четверик (основание построено в виде квадрата).

Церковь Покрова на Торгу (Вологда)

Эта старинная церковь впервые упоминается в 1560-е годы. Церковь являлась «придомовой» и находилась рядом с покоями царя Ивана Грозного, где он жил, когда посещал Вологду (тогда церковь носила название в честь святых Иоакима и Анны). Нынешняя каменная церковь построена на месте сгоревшей деревянной в 1679 году, и именно тогда главный придел был освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровско-Татианинский собор (Чебоксары)

Когда-то в Чебоксарах был храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, но в 1980 году он был снесен, а на его месте построили ГЭС. В наше время в городе воздвигли новый храм, вместо старого, в честь праздника Покрова (верхний престол в честь праздника, а нижний – в честь мученицы Татианы). Заложен храм был патриархом Алексием II в 2001 году, а освящен — в 2006.

Покровский храм Тобольского кремля (Тюменская область)

Храм был построен в 1746 году за счет государевой казны митрополитом Тобольским Антонием II (Нарожницким). Первоначально был освящен во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 1867 году к собору был пристроен северный придел, и храм получил новое именование в честь Покрова Божией Матери и Ея иконы, именуемой «Тобольская» (придел в честь Киево-Печерских чудотворцев остался).

Свято-Покровский собор (Красноярск)

Одно из самых старых каменных зданий в Красноярске. Собор был построен на деньги прихожан в 1795 году в стиле сибирского барокко (этот термин относится к храмовой архитектуре Сибири 18 века; характерной чертой является примыкающая к храму трапезная с колокольней, а также нагромождение последовательно уменьшающихся объемов).

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Ханты-Мансийск)

Храм был построен по инициативе местных жителей в 1816 году в стиле сибирского барокко. Интересна история этого храма. Предположительно, на том месте, где сейчас стоит храм, была церковь во имя Николая Чудотворца (сегодня один из приделов освящен в честь Святого). Историки считают, что эту церковь основали казаки, которые покоряли Сибирь вместе с Ермаком в 16 веке.

В годы советской власти храм был переделан в клуб, а затем снесен. В 1996 году начались восстановительные работы, а в 2001 — состоялось освящение воссозданного храма.

Покровский собор (Севастополь)

Собор был построен архитектором В.А. Фельдманом в 1905 году по типу базилики с 5 куполами, за основу архитектуры были взяты шатровые церкви 16 века. Собор имеет три нижних придела (в честь прп. Серафима Саровского, мчцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, блгв. Князя Владимира) и три верхних придела (главный — в честь Покрова Пресвятой Богородицы; вмч. Пантелеимона, апп. Петра и Павла).

Храмов в честь Покрова Пресвятой Богородицы в нашей стране очень много, мы рассказали лишь о некоторых. Также стоит отметить, что кроме храмов, есть и монастыри в честь этого праздника. Такое почитание наглядно демонстрирует любовь русского народа к Божией Матери, которая защищает и оберегает нас и нашу страну.

«Наши верующие, знающие великую силу ходатайства Матери Божией, сердцем пусть всегда припадают к ногам Божией Матери со своими воздыханиями, нуждами, скорбями, во всех испытаниях и в минуты плача о грехах. И Она, Радость всех скорбящих, наша Небесная Мать, простирая Свой державный Покров, заступит и спасет и помилует всех нас. Аминь.» Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Опубликовано: 28 апреля 2020

БРАТЬЯ и СЕСТРЫ

ВНИМАНИЕ!

Богослужения в нашем храме будут совершаться только клиром,

без присутствия прихожан, до особого распоряжения!

Организованы прямые трансляции богослужений из храма. О датах и времени трансляций будет сообщено дополнительно.

Напоминаем о правилах подачи записок в онлайн режиме:

Несколько организационных моментов по поводу приема ваших «электронных» записок.
1. Записки нужно писать В СТОЛБИК, без всяких знаков препинания.
2. В начале записок НЕ НАДО писать «О здравии», «О упокоении», т.к. вы их добавляете в конкретные чаты.
3. Если вы хотите регулярно присылать ваши записки, то из чатов выходить не нужно. Достаточно просто отключить уведомления в чате и он больше не будет вас беспокоить. Сделать это можно так: в верхней строке этого экрана (справа) нужно нажать на «три точки», выбрать «Без звука» на 1 год.
4. Сорокоусты пока НЕ ПРИНИМАЮТСЯ. Вы можете писать имена кого вы хотели записать в сорокоусты сами каждый день в чат. Разницы в поминовении между обычными записками и сорокоустами нет.
5. В связи с большим потоком записок бесполезно в них писать «На Пасху», «На Радоницу» и т.д., поскольку вынуть их из чата на конкретный день не представляется возможным технически.

Что же делать?
Для этого приводим порядок подачи записок.
Все что вы пришлете в чат за 20 минут ДО начала Литургии конкретного дня будет помянуто на Литургии ЭТОГО дня. После чего чат будет очищен. Все записки поданные ПОСЛЕ начала Литургии никуда не денутся, но будут помянуты уже на Литургии СЛЕДУЮЩЕГО дня, после чего чат опять будет очищен и т.д.
Пример: вы написали ваши записки сегодня в 15.00, значит они будут прочитаны на Литургии завтра, которая начнется в 7.00. Также если вы прислали записки в 6.40, то они тоже будут помянуты на Литургии этого дня. Но если записка прислана в 7.15, то она уже будет прочитана на Литургии следующего дня.
Связано это с тем, что священник вынимает частицы на Проскомидии, которая совершается ПЕРЕД Литургией. Поэтому призываем вас быть внимательнее. Потому что во время Литургии у священника просто нет возможности стоять с планшетом и вынимать просфоры, он должен совершать службу.
Надеемся на ваше понимание и поддержку!
Просим ваших молитв! С любовью о Господе и надеждой на скорейшую встречу!

Чтобы присоединиться к группе «О ЗДРАВИИ» в WhatsApp и подавать онлайн записки, перейдите по ссылке: https://chat.whatsapp.com/GG5Alq5gCmY8UkLTW6T1lY

Чтобы присоединиться к группе «О УПОКОЕНИИ» в WhatsApp и подавать онлайн записки, перейдите по ссылке: https://chat.whatsapp.com/FiwwQrTyuAPBcFi72XEsvA

Пишите только имена ваших родных, близких, знакомых.
Ваши добровольные пожертвования за записки можно переводить на карту Сбербанка, привязанную к телефону 8(919)967-31-51.
Или на карту сбербанка 4274 3200 3886 4156 владелец Андрей Юрьевич М.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Москве. Духовный центр древлеправославных христиан (РДЦ)

Русская Древлеправославная церковь (РДЦ) — официальное название последователей беглопоповцев, не принявших в 1846 году белокриницкую иерархию, но 4 ноября 1923 года создавших свою, приняв из обновленческого раскола архиепископа Николу (Позднева; 1853–1934 гг.). Архиепископ был присоединен по второму чину в Саратове в храме великомученика Димитрия Солунского. Чиноприем совершил настоятель храма о. Никола Тихомиров. В том же храме 19 декабря 1923 года состоялось собрание, постановившее именовать Николу Позднева «архиепископом московским, саратовским и всея России древлеправославных христиан».

С 25 по 30 мая 1924 года в Москве проходил Всероссийский собор Древлеправославной церкви, который постановил: «Считать архиепископа Николу… крещенным трехпогружательно», «…что он под запрещением до перехода… в старообрядчество не состоял», «…считать отныне трехчинную иерархию в нашей церкви восстановленной…». На этом же соборе был учрежден высший орган РДЦ — Главный церковный совет. 16 сентября 1929 года к РДЦ присоединился единоверческий епископ Стефан(Расторгуев; 1861–1937 гг.), а 18 сентября архиепископ Никола в сослужении с ним рукоположил епископа Пансофия (Ивлева; 1881–1937 гг.).

Архиепископ Никола (Позднев) Епископ Стефан (Расторгуев)

Преемниками архиепископа Николы были архиепископ Стефан (1934–1937 гг.), архиепископ Михаил(1938–1944 гг.), архиепископ Иоанн (1944–1955 гг.), архиепископ Епифаний (1955–1963 гг.), архиепископ Иеремия (1963–1969 гг.), архиепископ Павел (1969–1977 гг.), Варсонофий(местоблюститель 1977–1979 гг.), архиепископ Геннадий (1979–1996 гг.), архиепископ Аристарх (1996–2000 гг.). С 2000 года на первосвятительскую кафедру был избран архиепископ, а затем патриарх Александр (Калинин).

Патриарх Александр (Калинин)

Первосвятительская кафедра несколько раз перемещалась: в 1924–1955 гг. она находилась в Москве при Никольском храме на Рогожском кладбище, в 1956–1963 — в г. Куйбышеве, при храме Покрова Богородицы, куда архиепископ Епифаний был вынужден перенести свою резиденцию по принуждению властей. С 1963 г. духовно-административный центр РДЦ находился в г. Новозыбкове при Спасо-Преображенском кафедральном храме. После возведения ныне здравствующего первосвятителя церкви Александра (Калинина, род. 1957 г.) в достоинство патриарха, руководящий центр Древлеправославной церкви вновь переместился в Москву, в храм Покрова Пресвятой Богородицы на Новокузнецкой улице.

В 1988 году состоялась первая в РДЦ канонизация святых. К лику святых были причислены: Андрей Рублев, Максим Грек, Митрополит Московский Макарий, Патриарх Московский Гермоген, протопоп Аввакум.

В начале 1990-х гг. на территории Грузии образовалась Славяно-Грузинская Древлеправославная Церковь, к которой перешли некоторые традиционные приходы РДЦ. В 1999–2000 гг. епископы Аполлинарий и Евмений вместе с 8 приходами покинули РДЦ и образовали собственную Древлеправославную церковь России. В основе всех перечисленных расколов лежали претензии к руководству Архиепископии по части соблюдения древних церковных обычаев и чистоты старообрядческой идеологии. Московская Древлеправославная Патриархия кроме церковного календаря издает и разнообразную церковную литературу.

15 августа 2010 года к Русской Древлеправославной Церкви присоединились (через миропомазание) два иерарха «Временного высшего церковного управления Российской Православной Церкви» (ВВЦУ РосПЦ) — епископ Дмитровский и Можайский Тихон (Гришин) и епископ Богородский Гедеон(Михайлов). Они были рукоположены Арсением (Киселевым), отделившимся в 2007 году от Синода Рафаила (Мотовилова) (ИПЦ (Р)) и создавшим независимую юрисдикцию — ВВЦУ РосПЦ. После Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе г. Москвы чиноприем по старообрядческой традиции, с отречением от ересей (в том числе никонианской и экуменической) и исповедью, совершил иерей Георгий Новиков. Патриарх Александр составил по поводу состоявшегося чиноприема особый Акт, в котором оговаривается, что епископам Тихону и Гедеону пока не предоставляется права «совершения богослужений, церковных таинств и треб».

Епархии РДЦ

По состоянию на 2017 год.

  • Московская епархия (с 2002 года — патриаршая) объединяет общины и религиозные группы в Московской, Брянской, Курской, Воронежской, Ленинградской областях, а также в Румынии, Болгарии и странах дальнего зарубежья, кроме Святой земли и стран Западной Европы — патриарх Московский Александр (Калинин).
  • Украинская епархия объединяет общины и религиозные группы на территории Украины — епископ Украинский Никола (Просин).
  • Белорусская епархия объединяет общины и религиозные группы на территории Белоруссии — епископ Белорусский Иосиф (Золотухин).
  • Верхневолжская епархия объединяет общины и религиозные группы в Нижегородской области, Чувашии, Татарстане, Удмуртии и республике Марий Эл — епископ Верхневолжский Василий(Лаврентьев).
  • Нижневолжская епархия объединяет общины и религиозные группы в Самарской, Ульяновской, Саратовской, Волгоградской, Астраханской и Ростовской областях — епископ Нижневолжский Савин (Тихов).
  • Уральская епархия объединяет общины и религиозные группы в Пермской, Свердловской, Оренбургской областях, а также в Башкирии и Западном Казахстане — вакантна.
  • Азово-Черноморская епархия объединяет общины и религиозные группы на территории Грузии, Северного Кавказа и Краснодарского края — епископ Нижневолжский Савин (Тихов).
  • Сибирская митрополия объединяет общины и религиозные группы в Сибири, Восточном Казахстане, Забайкалье и на Дальнем Востоке — митрополит Сибирский Сергий (Попков).
  • Сионская и Западноевропейская епархия объединяет общины и религиозные группы на Святой земле и в странах Западной Европы — епископ Сионский и Западноевропейский Ияков(Барклай).

В конце 1920-х гг. насчитывалось не менее 150 приходов РДЦ. К концу 1960-х гг. их оставалось около 15. По итогам прошедшей регистрации религиозных организаций на 1 января 2002 года в России имелось 74 общины РДЦ. Кроме того, по несколько приходов существует в Казахстане и на Украине, и от 2 до 5 в Румынии. В приложении к календарю за 1991 год говорится о «приблизительных оценках» — 400 тысяч человек активных прихожан. В Новозыбкове имеется Высшее Духовное училище. Количество зарегистрированных общин, по последней информации, — 70; также 5 общин находится в Румынии и 1 община в Болгарии.