Тверская митрополия

Просмотры: 4 099

В Твери продолжаются брожения умов вокруг предпринятой митрополитом Тверским и Кашинским Саввой попытки литургического возрождения. Вся прошлая неделя у некоторых не в меру ревностных прихожан прошла в разжигании розни, рассылке подметных писем, распускании непонятных слухов.

Митинг о чем-то своем

Это брожение умов очень похоже на попытку свержения правящего митрополита Саввы (Михеева), который в этот момент как раз находился в отпуске.

Напомним, поводом для церковного раздора стала конференция о роли и истории православных братств, которая прошла в Твери 2-4 февраля. Возрождение православных братств (которые играли большую роль в духовной жизни прошлых веков) с начала 1990-х годов связывается с именем священника Георгия Кочеткова, и всех братчиков в Твери, как в 90-е, называют «кочетковцами» и записывают в «сектанты». Сам отец Георгий Кочетков является действующим священником Русской православной церкви, с него давно сняты все взыскания, наложенные в 1990-е годы, и для нас он не так важен. Важно то, что происходит в головах у людей, считающих себя обычными ревностными тверскими прихожанами.

В прошлом номере мы писали о том, что в день открытия конференции про братства в кафедральном Воскресенском соборе Твери прошел несанкционированный митинг. Митингующие, заранее «накрученные» рассылкой в соцсетях, были уверены, что храм, приходом которого они себя считают, митрополит Савва собирается отдать «кочетковцам», и ввести, независимо от воли прихожан, богослужение на русском языке. Литургия, в служении которой принимал участие о. Георгий Кочетков и другие приехавшие на конференцию священники из разных епархий России, в тот день совершалась на обычном церковнославянском. Но митингующие даже слушать об этом не хотели. Они митинговали о чем-то своем.

Осквернение памятника и другие приключения

В день открытия конференции в Воскресенском соборе повесили памятную доску в честь братства Михаила Тверского, действовавшего в Тверской губернии с 1884 по 1916 год, занимавшегося народным просвещением и благотворительностью. Ревнители благочестия из прихожан, даже не удосужившись прочитать, что написано на этой доске, решили, что нынешние братства посвятили эту доску себе, и «незаметно» свинтили ее, прямо во время чтения Часов. 50-килограммовую доску сложно свинтить незаметно, все знают, кто это сделал. Этот человек считает себя героем, хотя произошло откровенное святотатство, уничтожен освященный Церковью памятник предкам.

Потом конференцию по истории братств не пустили в Тверской государственный университет, значившийся среди организаторов этого академического мероприятия. На следующий день собравшимся ученым отказал в помещении отель «Оснабрюк».

Как нам рассказывали, губернатор Игорь Руденя прилюдно заявил, что «не допустит никаких ЛГБТ и сект». Знающие люди при этом улыбались: известно, что бывший митрополит Тверской и Кашинский славился на весь православный мир именно как активный участник так называемого «голубого лобби в РПЦ». И губернатор, который регулярно получает информацию от компетентных органов, должен это знать. А нынешний митрополит Савва одной из основных своих целей поставил очистить нашу епархию от подобной репутации, и встречает на своем пути отчаянное сопротивление тех, кто не хочет ничего менять.

Страшилки и провокационные слухи

Технологии «тверского раскола» вполне в духе прокатившихся недавно по миру «цветных революций». Его основным оружием стали мессенджеры и социальные сети. Сначала несколько тверских священников раззадорили народ своими алармическими призывами. Потом народ начал пересылать друг другу «ужастики» про то, что этих батюшек отправили в запрет. С кличем: «Ратуйте, православные!» рассылается воззвание прийти, например, на защиту отца Кирилла Алексеева в храм Александра Невского 15 февраля — дескать, в этот день храм захватят кочетковцы.

Горячие головы в соцсетях требуют назначить служить в кафедральный собор полюбившихся священников, таких, как отец Георгий Белодуров или отец Сергий Дмитриев, не понимая, что эти батюшки — настоятели своих храмов, и подобное понижение для них будет очень печально. Мало того, народ призывает вернуть отставного митрополита Виктора — как бы забыв, что престарелый владыка ушел на покой. Ругаются между собой и священники: в закрытом чате тверского духовенства в телеграме, говорят, аж искры летают.

В выходные у тверских храмов шел активный сбор подписей под обращением к патриарху с требованием «разобраться с Саввой». Митрополита буквально загоняют в угол, и чуть ли не указывают ему на дверь его же митрополичьей кафедры — Воскресенского собора. Поневоле сравниваешь со временами его предшественника Виктора, который за активность в соцсетях мог сослать священника в такую глухомань, где никакого интернета нет.

Пресс-секретарь Тверской митрополии отец Александр Душенков чуть ли не каждый день был вынужден опровергать очередные провокационные воззвания на сайте епархии. «Нет, никто в запрет не отправлен». «Отцу Кириллу Алексееву ничего не грозит, но в храм на День православной молодежи, безусловно, прийти стоит». И так далее.

Реакция Саввы

Митрополиту Савве пришлось прервать свой отпуск. В середине прошлой недели он обратился к верующим Тверской епархии с видеообращением, где призвал не допускать в своей среде разделений. Он напомнил слова апостола Павла в Послании к Коринфянам: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но, чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: „я Павлов“; „я Аполлосов“; „я Кифин“; „а я Христов“. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?»

Эту мысль владыка продолжил в обращении, зачитанном во всех храмах в минувшее воскресенье, когда русская православная церковь отмечала День новомучеников и исповедников, пострадавших за веру в годы коммунистических гонений: «Последние, печально известные, события в Твери всколыхнули народ, словно нарочно выводя многих людей из равновесия, сея при этом смуты и разногласия. Такие ситуации, особенно происходящие накануне Собора Новомучеников, должны заставить задуматься прежде всего о более глубинном значении этого периода, вспомнить, с чего начались и к чему привели гонения в Церкви. Когда мы вернемся в русло исторического контекста, то обнаружим, сколь тонка на самом деле „грань“ между отстаиванием истины любой ценой и фанатичным притеснением, а далее — гонением, и даже предательством. Помните, что народ Божий един, он — „тело“ Церкви Христовой, и горе тому, кто разъединяет его ложью и насилием».

Кому это выгодно?

Глядя на это безумие, многие задаются вопросом: что это значит, и кому выгодно. Думаю, тут соединись три разных вектора.

Во-первых, у простого церковного народа происходит сублимация социального протеста. Напряженность в обществе нарастает, у людей отняли все — рухнул речной вокзал, прекратили ходить трамваи, маршрутки и троллейбусы на грани исчезновения, цены растут, пенсионный возраст повысили. И тут в соборе, который они ценят как раз за то, что там ничего никогда не меняется, тоже какие-то перемены назревают! Исчез привычный митрополит Виктор, которого они видели 30 лет. Привычных батюшек куда-то дели (пусть их наделили своими храмами, но это ж ездить к ним теперь далеко!). И какие-то братчики, про которых когда-то владыка Виктор говорил, что они сектанты, могут начать ходить в собор, и того и гляди, потребуют службу на русском языке. Обиженные граждане на грани нервного срыва обрадовались возможности побунтовать против самой безобидной власти — власти нового митрополита. Тем более, что он сам пошел на диалог, а не отгородился от прихожан и духовенства стеной, как его предшественник. Савву сочли слабым, и пытаются его извести. В нашей епархии уже был такой случай — в 1917 году группа священников и мирян согнала с Тверской кафедры будущего священомученика Серафима Чичагова.

Прихожане Воскресенского собора Твери / фото: tvereparhia.ru

Еще одна из причин волнений — поповские разборки, возможно, проявляется влияние отставного митрополита Виктора, многие из фаворитов которого потеряли свои места. Батюшки, сознательно или нет, раздувают кадило народного гнева, и тоже пробуют митрополита Савву на прочность, преследуя какие-то свои личные цели.

Напомним, что до недавнего времени Савва (Михеев) был управделами Московской патриархии, можно сказать, вторым лицом РПЦ после патриарха Кирилла. И не исключено, что его московские недоброжелатели, которые участвовали в его смещении с этой должности, тоже задействованы в разжигании нынешнего конфликта, поскольку наш митрополит явно нацелен на большую церковную карьеру.

В отличие от прежнего митрополита Виктора, Савва держит дипломатическую дистанцию с губернатором Игорем Руденей, и это тоже могло повлиять на происходящее.

20 февраля в 18.00 владыка Савва зовет всех, кто хочет задать ему вопросы, на встречу в кафедральный Воскресенский собор. Мы надеемся, что он сможет найти выход из создавшейся нелепой ситуации. В конце концов, ее основная особенность в том — что на обеих сторонах конфликта находятся хорошие люди.