Учителя и ученики

Учитель ударил ребенка

Для начала сходить к медикам и зафиксировать этот факт. Далее подавать в суд на педагога

На практике, если учитель ударил ребенка на уроке, то это можно
расценить как побои, если отсутствуют легкие телесные повреждения. Если
ребенок был избит до такой степени, что получил повреждения разной
степени тяжести, то квалификация деяния зависит от степени тяжести вреда
здоровью.

Данное правонарушение без квалифицирующих признаков может повлечь:

штраф — до 40 000 рублей или в размере заработка подсудимого до 3 месяцев;
обязательные работы — до 360 часов;
исправительные работы — до 6 месяцев;
арест — до 3 месяцев.

Если указанные выше деяния осуществлены из хулиганских побуждений
или по мотиву расовой, политической, национальной, идеологической или
религиозной вражды или ненависти, или по мотиву вражды или ненависти в
отношении какой-либо социальной группы, то наказание наступает в виде:

обязательных работ до 360 часов;
исправительных работ до 1 года;
ограничения свободы до 2 лет;
принудительных работ до 2 лет;
ареста до 6 месяцев;
лишения свободы до 2 лет.

ВАЖНО: наказание за побои
достаточно жесткое и даже в случае, если вы пригрозите привлечением к
данной ответственности, желание обижать вашего ребенка у учителя
пропадет.

В случае если ребенка избивают систематически, то можно говорить
об истязании. Такие действия без квалифицирующих признаков влекут:

ограничение свободы — до 3 лет;
принудительные работы — до 3 лет;
лишение свободы — до 3 лет.

Если учитель бьет ученика и побои незначительны, то сначала
необходимо попытаться урегулировать конфликт в учебном заведении с
привлечением директора, психолога. Если переговоры не привели к
желаемому результату, то необходимо подавать заявление по данному факту в
полицию или сразу в суд.

Учитель и ученик: система взаимоотношений. Модели общения педагога с учащимися

Сорокина Оксана Павловна,

учитель начальных классов

МАОУ «Обдорская гимназия»,

г. Салехард

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливою.

(К. Д. Ушинский)

Учитель и ученик — это две наиболее важные фигуры в школе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания. Наверняка, каждый молодой педагог, закончивший институт, и ещё не забывший свои школьные годы и взаимоотношений с учителями, мечтает о том, что придя в школу, он постарается стать лучшим другом для своих учеников, будет их понимать, поддерживать, направлять. Но переступив порог школы и проработав какое-то время, молодой педагог понимает, что не так-то легко осуществить свои мечты, а порой он сталкивается с рядом проблем, которые очень быстро разрушают его мечту и желание работать в школе. И это не только проблемы, связанные с преподаванием предмета, заполнением всякого рода документации, дисциплиной на уроках, а очень часто это проблемы, связанные с неумением правильно выстроить общение с учениками, а иногда и с учителями-стажистами.

Антуан де Сент-Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае – это «роскошь», в другом – профессиональная необходимость. Труд педагога относится к тому виду человеческого труда, который не возможен без общения.

В основе обучения и воспитания лежит общение: через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.

На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения. В наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных.

1. Авторитарный

При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что в социально-перцептивном отношении, как и в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся. Во всяком случае, в его глазах учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения.

При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: «Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел». Кроме того, авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов.

Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль их выполнения. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.

2. Попустительский

Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации — наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель, в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния, осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

3. Демократический

Что касается демократического стиля, то здесь, в первую очередь, оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.

Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью

В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском — результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Театральный педагог М. О. Кнебель заметила, что педагогическое чувство «гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней…» Такой стиль общения отличал деятельность В. А. Сухомлинского. На этой основе формирует свою систему взаимоотношений с детьми В. Ф. Шаталов. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом — источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А. С. Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой – соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом.

Размышляя о вариантах взаимоотношений воспитателя с детьми, А.С. Макаренко отмечал: «Во всяком случае, никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т. п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми». Подчеркивая плодотворность такого стиля взаимоотношений педагога и воспитанников и его стимулирующий характер, вызывающий к жизни высшую форму педагогического общения – на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений). Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

5. Общение-дистанция

Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально — психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности. А. В. Петровский и В. В. Шпалинский отмечают, что «в классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника».

6. Общение — устрашение

Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении. В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.

7. Заигрывание

Опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны — отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности. А. С. Макаренко резко осуждал такую «погоню за любовью». Он говорил: «Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением… Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска… не должно быть в нашей жизни… Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред…»

В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

Общение — это процесс развития и становления отношений между субъектами, которые активно участвуют в диалоге. Речь учителя является основным средством, которое позволяет ему приобщить учеников к своим способам мышления.

Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения: учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную.

Таким образом, особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога.

Профессионально-важные качества педагогического общения

  • интерес к детям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества.

  • способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;

  • гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие э зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей учащихся;

  • умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

  • умение управлять собой, управлять своими психическими состояниями, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;

  • способность к спонтанности (неподготовленной) коммуникации;

  • умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

  • хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

  • владение искусством педагогических переживаний, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на учащихся в требуемом направлении;

  • способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств.

Качества учителя, которым отдают предпочтение ученики.

Человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность.

Организационные качества – справедливость, последовательность, честность, уважение других.

Деловые качества – полезность, демократичность, умение заинтересовать.

Внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.
В старших классах популярными учителями назвали тех, которые умеют преподнести учебный материал наглядно, живо, проблематично.

Отрицательные качества учителей:

  • кричит, обрывает, не выслушивает до конца;

  • выделяет отдельных учеников;

  • придирчивый, старается наказать за каждый проступок;

  • относится как к маленьким;

  • относится неуважительно;

  • не умеет хранить тайну.

Особую роль в общении учителя с учениками имеет преподаваемый учителем учебный предмет. Нельзя забывать, что урок – это, прежде всего, деловое общение учителя с классом как с коллективом. Но урок должен одновременно быть и деловым общением учителя с каждым учеником. Советский психолог А.Н.Леонтьев писал, что проблема обучения – это, прежде всего, проблема психологии общения. Построить общение на уроке так, чтобы оно вовлекало всех учащихся класса и в то же время как бы адресовалось каждому ученику отдельно, хоть и сложно, но возможно.

Для формирования устойчивого интереса школьника к преподаваемому предмету, учителю необходимо уделять внимание, прежде всего качеству подготовки к уроку и методике преподавания. Любой школьный предмет может быть для школьника интересен, если интересно представлены идеи, темы, смысл обучения.

Для поддержания интереса к уроку, учителю необходимо разнообразить формы урока. Урок должен нести в себе творческое начало, быть средством заинтересованного общения ученика и учителя. Дети должны быть заняты весь урок.

Речь учителя должна быть не только правильной, но и искренней. Если в речи учителя много пустых деклараций, нет глубокого и разностороннего анализа жизненных ситуаций, речь изобилует штампами и банальностями, а изложение страдает сухостью и отдает схематизмом, то у учащихся быстро наступает апатия. Быстро надоедает и то, что чрезмерно упрощается, разжевывается, неоднократно повторяется. Урок – это всегда “езда в незнаемое”, даже если он посвящен повторению, закреплению пройденного материала. Он должен формировать потреб

10 типов родителей, которых учителя тайно ненавидят

Большинство родителей просто фантастические, но некоторые заставляют учителя мечтать о следующем лете еще до того, как начнется новый учебный год. Мы уже писали о том, каким должен быть хороший учитель. Теперь предлагаем посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Школьная учительница Джессика Бауэрс выделяет 10 типов родителей, которых учителя тайно ненавидят.

Читай также: О чем нужно спросить учителя на родительском собрании

Родитель Особенная снежинка

Да, ваш ребенок особенный, как и каждый ученик в моем классе. Нет, ваш ребенок не достаточно особенный для того, чтобы не делать домашнее задание, опаздывать или не следовать другим правилам в классе. Я понимаю это. Я тоже родитель.
Мои дети – это мой мир, но родители должны опуститься на землю и признать, что правила распространяются на всех детей, даже на их.

Это те же родители, которые убеждены, что их драгоценный детеныш не можете сделать ничего плохого.

Родитель Магическая пуля

Все родители хотят, чтобы их дети лучше учились в школе, но этот родитель хочет, чтобы у ребенка были более высокие оценки и лучше читал, но без того, чтобы делать какую-либо дополнительную работу.

В то время как я объясняю необходимость для совместного чтения ночью, он все еще ищет пути быстрого исправления или любое другое решение, где он не должен быть вовлечен.

Читай также: Стоит ли платить ребенку за хорошие оценки

Родитель, прыгающий через голову

Все нормально, уроки закончились, но вместо того, чтобы заниматься бумажной работой, меня вызывают в кабинет директора. Я ломаю мозг, пытаясь понять, почему (я знаю, я сдала мои трехнедельные отчеты), а затем меня озаряет: я стала жертвой Родителя, прыгающего через голову.

У этого родителя появились какие-то проблемы, но вместо того, чтобы поговорить со мной, он идет прямиком к моему боссу.

Фото //www.pocko.com/talent/eiko-ojala/

Вездесущий Родитель

Это родитель клон или он просто усовершенствовал искусство телепортации? Он есть везде, висит в конце класса еще долго после того, как другие родители пошли заниматься своими обычными делами.

Эти родители, похоже, никогда не будут в состоянии дать своим детям возможность самим завязывать свои ботинки, распоряжаться своими тетрадками или сделать несколько ошибок.

Родитель Привидение

Имя этого родителя есть в списке, но существует ли он на самом деле? Этого родителя практически никто не видел, и это заставляет меня немного нервничать, потому что я знаю, что у родителей, с которыми есть контакт, дети лучше учатся.

Опять же, я понимаю, что такое быть работающим родителем, но мне хотелось бы, чтобы он хотя бы нашел возможность позвонить или посетить родительское собрание.

Родитель, не соблюдающий границы

Если я получаю текстовое сообщение в 11 часов вечера, я даже не проверяю, кто это. Я знаю, что это Родитель-без-границ, который «просто проверяет» что-то на следующий день.

Каждый раз, когда я просматриваю почту, у меня есть сообщение (или шесть) от этого родителя. И это не короткие сообщения; они больше похожи на эпопеи.

Если я спешу в уборную во время моего пятиминутного перерыва или выхожу на обеденный перерыв, я могу рассчитывать на то, что встречу этого родителя, который искал меня, чтобы поговорить.

Фото //www.pocko.com/talent/eiko-ojala/

Читай также: Новый законопроект: в старшей школе будут изучать не больше 6-8 предметов

Конкурирующие Родители в разводе

Эта парочка родителей – динамичный дуэт катастрофы, где они не только делят опекунство, но и находятся в постоянной борьбе за все остальное. Родители в разводе, кажется, все время гонятся за тем, чтобы выглядеть в лучшем свете, выставляя другого в худшем. В этой гонке, ребенок всегда в проигрыше.

Родитель — Хозяин

Этот родитель переносит правила бизнеса в класс, и он хочет быть уверен, что я знаю, что мое место в иерархии находится где-то под ним. Этот родитель видит меня не как партнера, а как работника. Это всего лишь вопрос времени, когда он скажет: «Я плачу налоги, так что я твой босс».

Родитель – Ненавистник учителей

Я не знаю, что могло произойти в прошлом, чтобы этот родитель стал ненавидеть учителей, но ненависть реальна. Этот родитель считает, что это работа для неудачников или что я пошла работать учителем только из-за летних каникул.

Или еще хуже, он думает, что я нахожусь здесь только для того, чтобы заставить его ребенка страдать. Независимо от причины, ясно, что родитель убежден, что это моя вина и вина всех остальных, таких как я.

Драматизирующий Родитель

Этот родитель берет небольшой школьный инцидент и раздувает его до немыслимых размеров. Для разнообразия он иногда использует слезы, а иногда и крики, но всегда присутствует драма. Это не закончится, пока школьный совет и каждый родитель на детской площадке не услышит о несправедливости.

А вы знакомы с такими родителями?

По материалам parenting.com

Читай также: Конфликт ребенка и учителя: как действовать родителям

Читай также: 11 навыков французских родителей, которые вы должны освоить со своими детьми в этом учебном году

Читай также: Новый законопроект: в старшей школе будут изучать не больше 6-8 предметов

О каких законах забывают педагоги, выгнав ученика из класса, отобрав телефон, прилюдно зачитывав школьную переписку или поставив двойку за отсутствие на уроке? Рассказывает юрист Ксения Печеник.

Очень часто родители сталкиваются с жалобами подростков на действия учителей. Как соблюсти грань между интересами ребенка, педагогическим процессом и не поссориться с администрацией школы на ровном месте? В последние годы уровень правосознания как школьных педагогов, так и учеников и их родителей, заметно повысился. Дети стали более грамотными, а учителя балансируют на грани воспитательного процесса и закона. Тем не менее, нередко от школьников можно услышать жалобы на применение не педагогических, а порой и незаконных мер воспитания и наказания к ним. Так на что же имеет право учитель? Давайте разбираться.

Согласно п.4. ст. 55 Закона «Об образовании» при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания. Однако как определить границы допустимости педагогических методов? На что учитель имеет право, а на что нет? Рассмотрим наиболее типичные ситуации.

Учитель применяет физическое или психическое насилие к ученику

Не секрет, что ученики бывают сложными, но, несмотря на это, п. 6 ст. 15 Закона «Об образовании» запрещает применение насилия, выраженного в физической или психической форме.

В случае, если учитель ударил ребенка, дал подзатыльник или пощечину, он понесет дисциплинарную, гражданскую или даже уголовную ответственность. Все зависит от характера причиненного ущерба здоровью. Известен случай, когда учителя одной из школ Петрозаводска уволили за подзатыльник ученице 6-го класса. Возможность увольнения учителя за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, предусмотрена ч. 4 ст. 56 Закона «Об образовании» в качестве дополнительного оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя помимо тех, которые предусмотрены Трудовым Кодексом.

Конечно, случаи рукоприкладства, в особенности с тяжкими последствиями для учеников, со стороны педагогов крайне редки, однако если это случилось, необходимо зафиксировать этот факт. Это может быть видеозапись, свидетельские показания и т.д. В случае, если имеются следы побоев, их необходимо зафиксировать в ближайшем медпункте и сфотографировать, после чего можно обращаться с заявлением в полицию или с жалобой в прокуратуру. В зависимости от тяжести причиненного здоровью вреда, противоправные действия педагога могут быть квалифицированы по ст. 116 УК РФ (побои), ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).

Критерии определения степени тяжести вреда здоровью представлены в Правилах определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522. и в Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н. Согласно действующего уголовного законодательства есть несколько градаций причиненного вреда.

Так, к тяжкому вреду относятся в том числе:

• вред, опасный для жизни человека;
• потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;
• прерывание беременности;
• психическое расстройство;
• заболевание наркоманией либо токсикоманией;
• неизгладимое обезображивание лица;
• значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
• полная утрата профессиональной трудоспособности;

К средней тяжести вреда здоровью относят:

• длительное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице более 21 дня);
• значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.

К легкому вреду относят:

• кратковременное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице до 21 дня включительно);
• незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

Таким образом, если, не дай Бог, Ваш ребенок пострадал от действий педагога, его ответственность будет определяться правоохранительными органами, на основании последствий, причиненных здоровью ребенка.

Частым случаем нарушения прав ребенка является изъятие у него в школе каких-либо предметов (телефона, планшета, украшений и др).

Вопрос о том, имеет ли учитель право изъять у ученика телефон, планшет или иное имущество, которое, по его мнению, мешает образовательному процессу, едва ли не самый популярный в сети.

Ответ: нет и еще раз нет. Даже если нечто подобное предусмотрено школьным Уставом, такие действия учителя могут быть квалифицированы как грабеж (открытое хищение чужого имущества). Если такое произошло, то необходимо обратиться сначала с жалобой к директору школы, и, если не поможет — в полицию – с заявлением о факте незаконного завладения имуществом.

Может ли учитель выгнать с урока или не пускает на урок?

Имеет ли право учитель выгонять ученика с урока? О таком праве ничего не сказано, зато четко прописано другое. Согласно ст. 43 Конституции РФкаждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Следовательно, если учитель выгнал ученика с урока или не пустил на урок, можно написать заявление директору школы об устранении препятствий доступа к образовательному процессу. Если ситуация повторяется неоднократно, и жалобы директору не принесли никакого результата, можно обращаться с жалобой в прокуратуру или суд.

Не надо забывать также о том, что, выгоняя ученика с урока или не допуская его к занятиям, учитель рискует быть привлеченным к ответственности вплоть до уголовной в случае, если в это время с учеником произойдет несчастный случай, либо гражданской — если ученик совершит какое-либо правонарушение. Согласно ч.3. п.3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса несет образовательное учреждение.

Учитель отнял у ученика записку и прочел в присутствии всего класса

Это неправомерно. Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Дети – не исключение. Право на неприкосновенности частной жизни гарантируется ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Все это имеет непосредственное отношение в том числе, к содержанию записок учащихся.

Учитель поставил двойку за отсутствие на уроке

Учитель не имеет права так поступать, поскольку в соответствии с Законом «Об образовании», система оценок применяется только для оценивания знаний учащихся.

Возникает вопрос: что же тогда делать учителю, если практически все привычные методы запрещены законом? Для того, чтобы достичь желаемого порядка и дисциплины в классе существует множество других педагогических приемов и методов, не связанных с нарушением прав учеников. К примеру, пригрозить нерадивому ученику жалобой директору школы, либо вызовом родителей в школу.

Вместе с тем, каждому родителю следует детально изучить Устав учебного заведения. Как правило, в нем содержатся все допустимые меры наказания учеников. Однако, в случае наличия противоречий с действующем законодательством, Устав школы можно оспорить в судебном порядке.

Безусловно, «топорные» методы борьбы с администрацией школы или с конкретным педагогом не сделают жизнь ребенка в школе лучше. Если ситуация еще не зашла слишком далеко, и есть возможность урегулировать вопрос мирно, не привлекая юристов, следует рассмотреть вопрос о привлечении к переговорному процессу с администрацией школы психолога школы или независимого медиатора (посредника в урегулировании конфликта).

Не редкими в наше время являются ситуации, когда по отношению к детям со стороны воспитателей/учителей применяется физическое насилие. Возникает вопрос, имеют ли они на это моральное право, и какая ответственность предусматривается? Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с ударом учителем ребенка, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с побоями, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб.

Наказание за избиение работником образовательного учреждения Поднятие руки учителем на ребенка в ходе урока можно квалифицировать как побои, но это в случае если явные телесные повреждения отсутствуют. Что же касается ситуаций, когда полученные повреждения имеют различную степень тяжести, квалификация правонарушения определяется уровнем нанесения вреда. Какое наказание может понести учитель? Если злодеяние не имеет квалифицирующих признаков, то суд может обязать его заплатить штраф в размере до 40 тысяч рублей или в размере трехмесячного заработка.

ВажноМерой пресечения также может быть привлечение к обязательным работам или исправительным. В первом случае максимальный срок составляет 360 часов, во втором 6 месяцев. Более суровым способом наказать учителя является его взятие под арест до трех месяцев.

Учитель бьет ученика, наказание по статье

  • арест (до полугода, не более);
  • обязательные работы (360 ч.);
  • исправительные работы (полгода, не более);
  • штраф (до 40 тыс. рублей).

Если в действиях учителя будут выявлены обстоятельства, отягчающие наказание, то его ожидает:

За умышленное причинение ребенку вреда средней тяжести ему грозит серьезное наказание по статье 112 УК РФ:

  • принудительные работы (до 36 месяцев);
  • условный срок (до 3 лет);
  • тюремное заключение (до 3 лет).

Помимо уголовной ответственности, учителя ожидают дисциплинарное взыскание и увольнение.
В учреждениях образования, к сожалению, не всегда трудоустроены квалифицированные специалисты, и в некоторых ситуациях они ведут себя непедагогично по отношению к ученикам. Нередки случаи, когда воспитатель применяет физическое насилие к ребенку. Но имеет ли право учитель бить учеников и заниматься рукоприкладством? Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с избиением учеников учителями, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с рукоприкладством учителя, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

В данной публикации мы рассмотрим нюансы правового воздействия на учителей в случае, если ваш ребенок подвергается физическому насилию в школе, а также вид и размер ответственности за подобные действия.

УК РФ устанавливает уголовную ответственность для педагогических работников, которые ненадлежащим образом исполняют свои обяза-ти по воспитанию несовершеннолетних, если деяние сопряжено с жестоким обращением с детьми. А также ст. 116 УК РФ — нанесение побоев, совершение иных насильственных действий, если они не повлекли вред здоровью ребенка, а также ст. 115 УК РФ, если такой вред имел место быть в соответствии с заключением врачей. Естественно, что, если будет возбуждено уголовное дело, а в дальнейшем будет постановлен приговор, учитель будет уволен — смотрите ст.
331 ТК РФ. В рамках уголовного дела вы имеете право подать иск о взыскании материального ущерба, если он имел место ( т.е.

  • штраф — до 40 000 рублей или в размере заработка подсудимого до 3 месяцев;
  • обязательные работы — до 360 часов;
  • исправительные работы — до 6 месяцев;
  • арест — до 3 месяцев.

Если указанные выше деяния осуществлены из хулиганских побуждений или по мотиву расовой, политической, национальной, идеологической или религиозной вражды или ненависти, или по мотиву вражды или ненависти в отношении какой-либо социальной группы, то наказание наступает в виде:

  • обязательных работ до 360 часов;
  • исправительных работ до 1 года;
  • ограничения свободы до 2 лет;
  • принудительных работ до 2 лет;
  • ареста до 6 месяцев;
  • лишения свободы до 2 лет.

Важно! Наказание за побои достаточно жесткое и даже в случае, если вы пригрозите привлечением к данной ответственности, желание обижать вашего ребенка у учителя пропадет.
По данной категории дел уголовное дело возбуждается непосредственно по заявлению потерпевшего (законного представителя) и срок дознания не должен превышать 1 месяц. Перед передачей дела в суд, дознаватель утверждает обвинительный акт у прокурора. Последний вправе утвердить обвинительный акт или вернуть уголовное дело для производства дополнительного дознания.

Важно! В случае если виновное лицо известно и имеется его персональная информация, то можно заявление по факту побоев направлять непосредственно в мировой суд. Заявление передается в судебный орган с копиями по количеству лиц, в отношении которых подлежит возбуждению дело частного обвинения. В заявлении указывается данные о том, что заявитель уведомлен об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.

В заявлении следует указать название суда, его адрес.

В современных школах конфликты случаются практически ежедневно. И если иногда это вполне допустимо между подростками, то ссора между школьником и педагогом – это очень серьезно. Если учитель ударил ученика, ему может грозить не только увольнение, но и реальное уголовное наказание. А это штраф, принудительные работы и даже тюрьма.

Для ребенка физическое насилие со стороны учителя – это серьезная психологическая травма. Поэтому родители обязаны делать все правильно и не усугублять этот конфликт. С другой стороны, не предпринимать никаких мер также неправильно. Если администрация школы проигнорировала обращение родителей, а полиция не спешит передавать дело в суд, есть смысл перевести ребенка в другое образовательное учреждение.

Родителям учеников, которые становятся жертвами нервных учителей, следует не только возмущаться и требовать наказания для педагога. Важно понимать, что ни один преподаватель, если у него все в порядке с психикой, не будет бить ученика. Но если спровоцировать его, на что современные дети вполне способны, то может произойти нечто подобное. В этой проблеме виноват не только педагог, но еще родители, отсутствие дисциплинарных мер, позволяющих контролировать поведение детей, и многое другое.

Наказывать педагогов, бьющих детей, нужно по-разному. Если это просто нервный срыв, то вполне достаточно уволить человека. Но при наличии таких отягчающих факторов, как ненависть (расовая или национальная) и систематичность избиения, то обязательно нужно идти в полицию. На наказание также влияет тяжесть нанесенных школьнику побоев.