Удача православие

Пожелание «Удачи!» сегодня используется не только в поздравлениях, но и в повседневных беседах, с пожеланием всего лучшего в начинаниях как вообще в жизни, так и в каком-то конкретном дне. Большинство людей никогда не задумывались над тем, что такое безобидное и скорее доброе пожелание может иметь отрицательную семантику в среде верующих православных христиан.

Что означает удача в православии

Стоит заметить, что исторически среди русского народа пожелание «удачи» и само слово практически не встречались. В том случае, если была необходимость подкрепления человека какой-то позитивно-окрашенной фразой, то говорилось: «Помогай вам Бог». Сегодня многие верующие люди употребляют сокращенную форму данной фразы: «С Богом!».

Само понятие удачи входит в противоречие с христианским миропониманием

Противопоставление этих двух пожеланий представляется интересным по той причине, что в данном случае трактовка и того, и другого пожелания намного глубже и обширнее, чем мы привыкли думать.

Семантика слова «удача» для славян связана со словами «дать», «дано», что означает, что удача (или иначе везение) дано человеку свыше. В язычестве считалось, что удачей могут награждать боги. Соответственно удача — эта та сила, которая предопределяет поступки человека, и на которую он надеется.

Внимание! Для православного человека, характеризующегося совершенно иным мировоззрением, считается правильным полагаться в делах лишь на Бога и принимать его милость либо немилость, как нечто, не зависящее от человека. «Как Бог даст», «Как Господь рассудит» — говорят верующие христиане.

В православии любое пожелание везения означает, что человек в этот момент подразумевает помощь Господа в сущих делах.

Резюмируя сказанное выше, можно обобщить и сказать, что в православии удача и везение связаны с бесовством. Значит, желая удачи человеку, говоривший желает также и бесовской помощи в его жизни. Верующий человек же должен желать благополучия, помощи Господа и его милости к человеку.

Важно! Следует помнить, что жизнь верующего человека имеет своей целью спасение в Господе и возвращение в Небесные кущи — вечное пребывание души.

Однако пожелания, отсылающие к низким мирам или к языческим богам, не даруют спасение душе человека, а по мнению верующих, будут служить лишь препятствием на пути души на небо.

Читайте о жизни в православии:

  • Правила чтения молитвы для православных
  • Как правильно читать Библию и с чего начать
  • Как узнать, кто мой святой покровитель

Можно ли желать удачи православным

Истинному верующему следует избегать таких пожеланий, ведь слово «удача» по ряду причин содержит в себе негативный смысл.

  • Во-первых, само слово этническим происхождением связано с периодом язычества и соответственно с поклонением многим богам, а ведь христиане знают только лишь одного Бога. Поэтому желать удачи в некотором смысле означает отступать от собственной веры и осквернять имя Господа.
  • Во-вторых, по некоторым сведениям, «удача» — имя одного из верховных существ темного мира, также его называют Молохом, Валтасаром или Вельзевулом, однако для большинства его имя — Сатана. Соответственно, для православных христиан пожелание удачи связано с упоминанием этого запретного для них имени.

Среди христиан часто можно услышать напутствие — «с Богом!»

Самое страшное, что известно о вышеуказанном верховном существе, это то, что, по мнению русских православных христиан, языческие культы проводили в качестве служения Вельзевулу жертвоприношения. Часто людей, выбираемых для жертвы, сжигали заживо, считая, что через огонь для их душ будет проложен путь к лучшей жизни. Однако лучшими жертвами считались новорожденные младенцы, о чем упоминается в 7 главе книги пророка Иеремии: «И учинили в долине Енномовых сыновей Тофетовы высоты, дабы сжигать своих дочерей и сыновей в пламени, чего не: повелевал Я и что на сердце не наведывалось Мне (7:31 Иер.)».

Известно также, что верховное божество было представлено в виде человека с лицом тельца, во время жертвоприношений младенцев клали ему на руки, а внизу, у ступней Вельзевула, разжигался костер. Жертвоприношение происходило глубокой ночью и сопровождалось громкими звуками флейт, лир и тамбурина.

Конечно, можно верить в такие кровавые подробности жизни предков, но можно также и подвергнуть их сомнению. Ведь христианство по большей части разрушило языческие верования, и первым христианам было важно привлечь людей к новой религии, даже используя такие устрашающие описания и населяя ад якобы языческими богами.

Мнение священника

Архимандрит Клеопа предостерегает верующих христиан от заблуждений и поясняет, что Удача является именем языческого демона. Он же уточняет, что вообще-то у римлян и жителей Карфагена, Удача был одним из богов и приносил счастье.

Из этого пояснения можно сделать вывод о том, что вероятно, бог, приносящий везение, был идолом, имеющим в жизни важное значение, поэтому данное пожелание означало покровительство и счастливую жизнь.

С утратой языческого мировоззрения история, связанная со словом ушла на задний план, а слово вошло в обиход. Для тех, кто следует в своей жизни христианским духовным принципам, важно понимать смысл используемых выражений.

О правильном понимании слова «удача». Протоиерей Владимир Головин

Удача — это имя беса! Не желайте людям удачи!

Архимандрит Клеопа (Илие). «Будьте бдительны, желайте друг другу благополучия и Божьей Помощи, а не беса!»Я вижу, в некоторых помянниках вы упомянули беса Удачу, написав:»Об удаче дочери», «Об удаче сына», «Об удаче семьи». Что это вы вписали мне диавола в помянник?» Опубликовано на imbf.org

Вы знаете, кто такой был Удача?

Это был самый большой демон, который скосил миллионы душ.Молох, или «Удача», был богом счастья у римлян, шумеров и карфагенян.

Каким же был этот бог Молох, или «Удача», как мы его называем сегодня? Его статую, отлитую из меди или серебра, возили на двухколесной тележке. Со спины у него была медная печь, а перед ним – медная сковородка; сзади в Удачу подбрасывали дрова,пока не раскалится изваяние. А жрецы его несли в руках секиры, большие и отточенные.

Какую жертву принимал Удача?

Только грудных младенцев из рук матерей. Приходили в село, где ты живешь. Тащили колесницу Удачи со сковородкой, раскаленной докрасна, и звали, хлопая в ладоши: «Кто хочет удачи, неси жертву Удаче!». И послушай безумных женщин, они говорили друг дружке: «Кума, ты отдашь своего ребенка?», — а та отвечала: «Отдам, чтобы была удача!». Брала баба ребенка из отцовских рук, перекладывала на руки идольскому служителю, он разрезал его на куски и клал на сковородку Удачи, чтобы пожарить. Так до 40–50 детей за раз клал он на ту сковородку»…

Наверное, у многих возникает вопрос. Ведь «молох» в переводе «царь», «царственный». При чем тут вообще удача?

Во многих источниках указано, что это был сильный, мощный демон, который унес много жизней. Много людей поклонялись Молоху в то время. Поэтому не удивительно, что переводится «молох» именно как «царственный».

Взглянем теперь на определения, почитаем о том, что же это был за идол такой вообще.

«Молох (лат. Moloch соб. «царь») — упоминаемое в Библии имя семитского божества, которому поклонялись евреи во время исхода (Амос.5:26) и во времена царя Соломона (3Цар.11:7). Поклонение Молоху отличалось принесением детей в жертву через всесожжение. Бог, давая закон Моисею, уже тогда категорически запретил под страхом смерти подобную форму поклонения иным богам (Лев.18:21; Лев.20:2). Помимо евреев Молоху поклонялись аммонитяне (3Цар.11:7) и финикийцы (им он был известен под именем Мелькарта). Похожий культ практиковали и моавитяне.»

Понятно: страшный, царственный демон, принимавший жертвы младенцев.

А теперь почитаем тексты о словах старца Клеопы на румынском языке и разберемся, как этот Молох связан с удачей. Старец Клеопа из Румынии. И вполне вероятно, что в тексте есть помарки, связанные с переводом, или просто ошибки трактовки. Но если его точно цитируют, то старец говорит о демоне Noroc. На наш язык «noroc» переводится как «удача».

Клеопа Илие говорит: «Кто этот бог Молох или удачи, как сегодня его называют?»

И в некоторых местах слово «удача» употребляет как имя собственное, в текстах оно написано с заглавной буквы.

Какую жертву принимал Удача?

Получается, что речь старец ведет об одном и том же демоне.

Так вот. Если коротко. Говорится в этом тексте о том, что до прихода Христа у людей на каждый грех был свой демон, идол, которого они почитали как божество. Марс, божество войны. Афородита, божество похоти. А вот Молох — божество, идол, которому приносили страшные жертвы детей для получения удачи.

Дальше старец описывает, кем был этот идол Молох. И как женщины носили ему в жертву младенцев, объясняя это тем, что хотят получить удачу. А потом приводит слова пророка Исайи. Если взять современный перевод стихов, о которых он говорит, звучат они так:

«Но тех, кто оставил Господа, Я накажу. Они забыли о Моей святой горе и начали поклоняться удаче и полагаться на неверного бога судьбы.»

Именно поэтому старец Клеопа просит никому не желать удачи, не призывать ее! Потому что фактически, призывая удачу, мы обращаемся не к Господу нашему Иисусу Христу, а к демоническим силам, как когда-то в те идолопоклоннические времена…

Отец Клеопа и «удача»

Намного тяжелее ситуация, когда в молитвах просят «удачи» в подобных играх. Старец Клеопа Илие в одной из своих бесед упоминает о подобных случаях:

«Я вижу, в некоторых помянниках вы упомянули беса Удачу, написав: «Об удаче дочери», «Об удаче сына», «Об удаче семьи». Что это вы вписали мне диавола в помянник? Вы знаете, кто такой был Удача? Это был самый большой демон, который скосил миллионы душ. Молох, или «Удача», был богом счастья у римлян, шумеров и карфагенян.

Каким же был этот бог Молох, или «Удача», как мы его называем сегодня? Его статую, отлитую из меди или серебра, возили на двухколесной тележке. Со спины у него была медная печь, а перед ним – медная сковородка; сзади в Удачу подбрасывали дрова, пока не раскалится изваяние. А жрецы его несли в руках секиры, большие и отточенные.

Какую жертву принимал Удача? Только грудных младенцев из рук матерей. Приходили в село, где ты живешь. Тащили колесницу Удачи со сковородкой, раскаленной докрасна, и звали, хлопая в ладоши: «Кто хочет удачи, неси жертву Удаче!». И послушай безумных женщин, они говорили друг дружке: «Кума, ты отдашь своего ребенка?», — а та отвечала: «Отдам, чтобы была удача!». Брала баба ребенка из отцовских рук, перекладывала на руки идольскому служителю, он разрезал его на куски и клал на сковородку Удачи, чтобы пожарить. Так до 40–50 детей за раз клал он на ту сковородку».

Ссылка на тему

Азартные игры и ставки

Азартные игры и игорные дома размножились в устрашающем объеме. Что следует из этого? Ответ прост, ибо статистика показывает, как из года в год растет число пристрастившихся к азартным играм и повышению ставок.

Мы не сможем достичь великого, если не начнем с малого. Как не сможем добраться до вершины лестницы, если не будем подниматься со ступеньки на ступеньку. С помощью ставок ты хочешь оказаться на вершине, не предпринимая шагов в этом направлении. Я бы счел ставки делом хорошим, если бы мне посоветовал делать их батюшка. Однако батюшки рекомендуют не ставки, а труд и помощь себе подобным.

Работа и деньги

Деньги — это нечто, без чего мы жить не можем. Даже египетские отцы-пустынники продавали свое рукоделие (то, что каждый из них изготавливал в своей келье), чтобы можно было купить себе самое необходимое или материал для новой работы. При всем этом, мы видим, как они относились к деньгам: они никогда не работали ради обогащения и накопления, а только для поддержания своего существования!

Труд — это Божия заповедь и фундаментальный закон человеческой жизни, существующий с момента сотворения человека. С самого начала на человека была возложена обязанность трудиться: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 15). Благодаря труду человек выполняет все свои жизненные обязательства, реализует всякий смысл своего существования в мире: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои» (Исх. 20, 9).

Честный труд — единственный праведный путь получения денег. Азартные же игры и ставки сокращают этот путь до нуля, будучи нацелены на получение легкой прибыли.

К сожалению, имеется и немало христиан, одержимых мечтой обогатиться за одну ночь, или просто получающих удовольствие от игры и ставок. Христиане не говорят об удаче: удача предполагает своего рода судьбу, а это несовместимо с верой в Бога Вседержителя.

Азартные игры и Священное Писание

Многие приводят в оправдание этой «слабости» или «страсти» то, что в Священном Писании якобы не указано ясно, что азартные игры и ставки являются грехом. При всем том, мы хорошо знаем, что многие страсти описаны в Священном Писании, однако не названы своими современными именами.

Святой апостол Петр емко говорит: «Обещают им свободу, будучи сами рабами тления, ибо кто чем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2, 19). Разве не эту же свободу и благосостояние сулят миру азартные игры?

Итак, чем ты побежден, тому ты и раб. Если ты не можешь удержаться от того, чтобы играть и делать ставки, это значит, что деньги и жажда денег властвуют над тобой, а последствия этого понять нетрудно.

«Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто охотится за наваждениями, будет терпеть лишения» (Притч. 12, 11). Как хорошо выразился пророк, назвав «охотником за наваждениями» того, кто не работает, а ищет «хлеба», то есть денег и материального благосостояния, на иных стезях, чем те, что завещаны нам Богом.

Приговор, объявленный тем, кто стремится к материальному благополучию, не прикладывая особых усилий, краток и жесток, как они того и заслуживают: «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10). Кто не работает и хочет все заполучить легким путем, тот сидит «на чужом горбу» и живет за счет труда других людей. Поэтому только труд позволяет христианину по-настоящему исполнить заповедь любви к ближнему.

Чтобы обрести смысл, чтобы не беспокоить других, чтобы успокоиться, апостол Павел заповедует христианам работать и питаться плодами трудов своих: «Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» (2 Фес. 3,12). Азартные игры, когда они приносят деньги, подают играющему «хлеб» других, а не плод его рук.

Рано или поздно последствия доходов, получаемых с помощью азартных игр, станут ощутимыми, ибо «воздаяние человеку — по делам рук его» (Притч. 12, 14). Депрессия очень часто встречается среди тех, кто увлечен азартными играми, она впоследствии приводит к распаду семей и разрыву связей с некогда дорогими людьми.

Церковные каноны об азартных играх

Азартные игры — это способ развлечения, но также и способ неправедного стяжания, это прикрытое воровство (25-е апостольское правило), и церковные правила осуждают их по тому греховному результату, что проистекает из воровства, пьянства, потраченного впустую времени, бесчинств и др., особенно применительно к духовенству (42 и 43-е апостольские правила, 9 и 51-е правила VI Вселенского Собора).

Святые отцы рекомендуют развлечения невинные и полезные — прогулки по парку, саду, горам, но не игру в карты или похожие азартные игры, когда тело остается в неподвижности, а значит, не отдыхает, ум напряжен, а душа взбудоражена из-за неудачи в неправедном приобретении или, в случае удачи, из-за волнения и споров, приводящих к греху. Курение, азартные игры, пьянство и бесстыдные увеселения выводят на поверхность низменные качества человеческой души и развитие в ней грешных похотений (Гал. 5: 19–21; Еф. 5: 3–5; Апостольские постановления. Кн. 8: 32, 16).

«Никто из мирян и клириков впредь да не предается предосудительной игре. Аще же кто усмотрен будет творящим сие, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковного» (50-е правило VI Вселенского Собора).

Отец Клеопа и «удача»

Намного тяжелее ситуация, когда в молитвах просят «удачи» в подобных играх. Старец Клеопа Илие в одной из своих бесед упоминает о подобных случаях:

«Я вижу, в некоторых помянниках вы упомянули беса Удачу, написав: «Об удаче дочери», «Об удаче сына», «Об удаче семьи». Что это вы вписали мне диавола в помянник? Вы знаете, кто такой был Удача? Это был самый большой демон, который скосил миллионы душ. Молох, или «Удача», был богом счастья у римлян, шумеров и карфагенян.

Каким же был этот бог Молох, или «Удача», как мы его называем сегодня? Его статую, отлитую из меди или серебра, возили на двухколесной тележке. Со спины у него была медная печь, а перед ним – медная сковородка; сзади в Удачу подбрасывали дрова, пока не раскалится изваяние. А жрецы его несли в руках секиры, большие и отточенные.

Какую жертву принимал Удача? Только грудных младенцев из рук матерей. Приходили в село, где ты живешь. Тащили колесницу Удачи со сковородкой, раскаленной докрасна, и звали, хлопая в ладоши: «Кто хочет удачи, неси жертву Удаче!». И послушай безумных женщин, они говорили друг дружке: «Кума, ты отдашь своего ребенка?», — а та отвечала: «Отдам, чтобы была удача!». Брала баба ребенка из отцовских рук, перекладывала на руки идольскому служителю, он разрезал его на куски и клал на сковородку Удачи, чтобы пожарить. Так до 40–50 детей за раз клал он на ту сковородку».

Азартные игры и ставки

По самому характеру своей деятельности букмекерские и игорные дома могут стать искушением: мы находим там безбожный мир, поклоняющийся металлическим и бумажным идолам (деньгам). В таких местах сквернословие всякого рода (особенно в адрес Святыни) и гнев чувствуют себя как дома.

Отцы Церкви увещевали нас постоянно избегать соблазнов и не полагаться на свои силы, что, мол, мы сможем справиться с ними. Мне хотелось бы сказать, что я не вижу чего-то заведомо грешного в том, чтобы «время от времени» делать ставки, но я не могу этого сказать. Это «время от времени» так лукаво, что нельзя даже и пытаться испытать его. Великий грех и великая болезнь кроется за этими «играми», поскольку они очень легко превращаются в страсть (зависимость). От «игры» доходят в конце концов к разладу в семье и к ее распаду.

Деньги, добытые в азартных играх, — это нечистые деньги, это те деньги, которые кто-то украл, а кто-то не накормил на них свою семью.

Риск привыкнуть к ритму быстрой прибыли, когда, так-то постояв и подумав, ты попадаешь на деньги, слишком соблазнителен, чтобы его называть «игрой». Риск, следующий за «пробой» легкой добычи, столь велик, что большинство впадают в тяжелую зависимость.

Существует вероятность того, что в определенный момент выигрыша больше не будет. Одновременно с проблемой потерянных сумм возникают и тяжелые депрессии. Тогда человек, не наученный ничему другому, считает себя неспособным к серьезной работе и доходит до особенно тяжелых фрустраций.

Медики считают, что эта «страсть» связана с социально-демографическими факторами. Мужчины реагируют на ставку иначе, чем женщины. Затрудненная адаптация к социальным изменениям, уходы из дома и одиночество могут стать теми причинами, которые способствуют «зависимости от азартных игр».

Как и в случае с наркотиками, алкоголем и курением, игровая зависимость (лудомания) развивается постепенно. Однажды став страстью, лудомания влечет за собой целую вереницу неудач, а значит и тяжелых депрессий, а иногда доводит даже до самоубийств и преступлений.

В психотерапии существует понятие зависимого поведения, встречающегося тогда, когда страсть становится сильнее собственной воли и зрелого взгляда на вещи. В цивилизованных странах зависимость от азартных игр признана психическим заболеванием.

Зависимость от азартных игр — это зависимость, основанная на том факте, что игрок не может контролировать собственное влечение к тому, чтобы играть, рисковать. Риск помогает ему отвлечься от повседневных проблем, потому что высокий уровень адреналина создает у него ощущение, будто все хорошо. В том случае, когда он выигрывает, он чувствует себя кем-то значительным, стоящим «выше всего мира» и потом хочет снова прочувствовать это, а когда проигрывает, надеется, что возьмет реванш, что удача вернется к нему. Это заставляет его рисковать снова и снова большими или меньшими суммами денег.

В православной нравственности быть зависимым от какой-либо страсти означает, однако, быть больным душевно, не быть свободным, это означает рабство, означает темницу, в которую ты сам заключаешь себя и из которой сбежать не можешь, потому что твою волю уже невозможно покорить.

Православная психотерапия в корнях этой страсти видит любовь к деньгам и материальному богатству и плеонексию (корыстолюбие и алчность). Здесь речь идет не о том, будто добывать деньги — грех, а о способе их получения и об извращенном отношении к деньгам, то есть о страстном, патологическом желании невротически копить деньги.

В некоторых случаях такие больные доходят до госпитализации, где психотерапия сочетается с медикаментозным лечением. У нас в клиниках уже есть врачи, специализирующиеся на лечении зависимостей подобного рода.

Высвобождение из сетей азартных игр

Первым шагом в лечении любой зависимости является ее осознание. Признав однажды, что он зависим от определенной вещи, заинтересованный человек должен начать бороться против нее. Надо избегать оставаться наедине с самим собой, ибо это неизбежно будет подталкивать на возвращение е соответствующей зависимости.

Разговоры с близкими людьми и исповедь у священника приносят реальную пользу.

Однако что-то должно мотивировать зависимого.

Для христианина Евангелие может оказаться достаточно сильным, чтобы оградить его от любой страсти и любой зависимости. Чистая жизнь святых и поучения святых отцов бывают достаточны для того, чтобы укрепить душу и мотивировать ее к тому, чтобы обрести свободу от страстей.

Для человека же, не внимающего Священному Писанию, помощь может прийти через любимых им людей. Любовь к другому человеку, к ребенку или желание создать здоровую семью часто являются самыми сильными мотивами. Когда же и это не помогает, остается единственный выход из положения, который может дать Бог.

Иногда любовь к человеку оказывается недостаточной для того, чтобы избавить одержимого страстью от этой прелести лукавого. Посему, поскольку всякая пагубная зависимость происходит по лукавству диавола, в большинстве случаев необходима помощь Божия.

Главнейшее значение имеет исповедание своей страсти. Священник обладает благодатью, которой у обычных христиан нет, и ею он может укрепить волю приходящего на исповедь. Искренняя исповедь привлекает милость и помощь Божию. «Боже, я не хочу больше делать этого, помоги мне! Я люблю свою семью и окружающих меня людей, укрепи мою волю и помоги мне избавиться от этой цепи!»

Пост и молитва — самые сильные оружия против козней лукавого. Если не может поститься одержимый страстью, то пусть постятся его близкие, а Бог, глядя на их любовь, смилостивится над «больным» и подаст ему силу освободиться от зависимости.