Ударили по левой щеке подставь правую толкование

Вопрос:

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Слова Иисуса Христа «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39) в образной форме выражают заповедь: на зло отвечать не злом, а добром. Суд же и наказание над сделавшим зло должно предоставить Господу. В основе этой заповеди находится непреложная вера во всеведение и всесилие Божие. Один Господь знает меру то, что надо нам претерпеть. «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лк. 12: 6 – 7). Если мы исполняем эту заповедь, то умножаем в мире добро. «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2: 15).

Достижима ли эта заповедь? Да. Прежде всего Сам Спаситель дал нам величайший образец исполнения ее. Своим искупительным подвигом. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет.2: 21 – 24). Многие последователи Христа стремились исполнить данную заповеь и побеждали зло. Благоверные князья Борис и Глеб, когда брат их Святополк начал против них борьбу, имели свои дружины и могли ценой кровопролития попытаться взять вверх над ним. Но, как истинные ученики Христовы, они пошли путем жертвенного смирения и стали святыми, а зло вскоре пало. Нельзя думать, что исполнение этой заповеди всегда сопряжено с пролитием крови. Дня не проходит, чтобы от нас не потребовалось явить себя истинными учениками Спасителя и на малые или большие неприятности, причиняемые нам, ответить незлобием и любовью. Как часто обнаруживается наша духовная немощь!

Всякая ли власть от Бога? На этот вопрос отвечает Писание. Через все священные библейские книги проходит мысль об абсолютном всемогуществе Бога. Господь является единственным Владыкой неба, земли и преисподней «Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя!» (2 Пар. 20: 6). Если ни един волос с головы не может пасть без воли Божией («Лк. 21: 19), то кто же самочинно может утвердить свою власть над каким-либо народом. «Господне есть царство, и Он — Владыка над народами» (Пс. 21:29). Приэтом нужно различать. Одни правители богоугодны Ему. Их Господь венчает и помазывает их на царство: пророк Давид, св. Константин Великий, Юстиниан, св.царица Пульхерия, св. великий князь Владимир и многие правоверные цари, благоверные князья и другие честные и достойные мужи. Других Он избирает для вразумления народов, впавших в тяжелые грехи. Такими бичами в руках Божиих были многие правители: Саргон II, Навуходоносор, Аттила, Чингисхан и многие жившие после них. О назначении такой власти говорит Сам Господь: «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его — Мое негодование!» (Ис. 10: 5). Божественный Промысел попускает утвердиться такой власти и использует ее в Своих целях, однако личная вина за преступления правителей остается. Бог точно знает меру ответственности каждого и на Суде всем воздаст. Когда Понтий Пилат сказал Иисусу, что он имеет власть распять и власть отпустить Его, «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин.19: 10 – 11). В конце времен для испытания веры людей пред предстоящим Судом антихристу будет попущено временно установить господство на земле: «дана ему власть действовать сорок два месяца» (Отк. 13: 5). Затем Господь не только лишит его власти, но и «убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2: 8).

Известная истина, что каждый народ имеет таких правителей, каких заслуживает, вполне согласуется с библейским учением о земной власти.

«Неверно толкуют слова из Библии»: Патриарх объяснил значение фразы «Подставь другую щеку»

Даже в случае агрессии приверженцы движения пацифизма не могли дать достойный ответ, возможность вооруженного сопротивления у них полностью исключается. При этом многие, объясняя необходимость действовать именно таким образом, всегда отсылают к словам Господа об ударе в правую щеку. Речь идет о цитате из Евангелия от Матфея (5:39) «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».

«Если ограничиться только этими словами, то из прямого толкования слов Спасителя могут проистекать неверные выводы», — сказал Патриарх.

Для того чтобы правильно истолковать эти слова, надо обратиться к первому посланию апостола Петра, в котором говорится буквально следующее: «Чтобы остановить зло, не надо отвечать злом на зло. Но и подчиняться злу никогда не нужно».

Это продолжение известного постулата пацифисты не торопятся вспоминать, воспринимать и цитировать, отметил Патриарх Кирилл.

«Менее всего мы готовы ответить на зло так, как учит нас апостол Павел: «если злословят нас — благословляем, если гонят нас — мы терпим», но мы никогда со злом не соглашаемся, и в этой позиции — великое противление злу», — отметил предстоятель Русской Православной Церкви.

Во время любых конфликтов, отметил Патриарх, благодаря такой позиции люди вооружаются небывалой силой, чтобы сопротивляться злу, не позволяя ему захватывать души и сознание, не давая возможности злу распространяться и становиться непреодолимой силой.

«Если не найдется никого, кто на зло ответит добром, зло будет торжествовать в роде человеческом, и нет никакой надежды на спасение», — заключил Патриарх Кирилл.

«Подставь другую щеку» – любовь или унижение?

Без преувеличения можно говорить о том, что земная жизнь и проповедь Иисуса Христа изменили ход истории и сознание людей. Господь явил в себе образ не только абсолютной святости, но и совершенной любви к человеку, венцом которой стало вольное страдание на Кресте за грехи всего мира.

Христос сам был кроток и смирен сердцем и призывал всех научиться от Него (Мф. 11:29). Во время Нагорной проповеди Он устремил своих учеников к достижению богоподобной святости: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48), и указал на добродетели, способные сделать человека сопричастником подлинного блаженства. Учение Господа шло вразрез устоявшимся нравственным идеалам ветхозаветного сознания. Новый закон в отличие от ветхого обращал внимание не на внешнем, а на внутреннем преображении человека, потому тогда, две тысячи лет назад, многие призывы Иисуса Христа становились поводом для жестоких нападок «законников» на Него и на Его последователей. Дискуссия над нормами христианской нравственности, обозначенными во время Нагорной проповеди, не остановилась и до наших дней.

Нам, христианам, очень важно иметь самое ясное понимание содержания той или иной заповеди Спасителя для того, чтобы избегать ошибочных выводов, опасных крайностей, а также уметь дать исчерпывающий ответ на критику возможных оппонентов.

Рассмотрим одну из самых «неприемлемых» заповедей Спасителя: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39).

Часто эти слова Иисуса Христа вызывают большое негодование и порождают массу критических упреков в адрес как отдельных христиан, так и Церкви в целом. Призыв к непротивлению злому у многих привычно ассоциируется с необходимостью всепопустительства и бездействия перед проявлением всякого зла, а призыв к обращению другой щеки с унижением, малодушием и слабостью.

К таким негативным выводам можно прийти, если воспринять призыв Спасителя буквально, вне контекста Его жизни и учения. Но ведь изучение Священного Писания требует куда более рассудительного подхода, нежели рассмотрение свода каких-либо инструкций или кодексов. Христос, как свидетельствуют евангелисты, поучая народ, постоянно говорил притчами (Мф 13:34) и образами, близкими для понимания людям своей эпохи.

В пользу этого свидетельствует и событие, произошедшее в последние часы жизни Иисуса Христа на допросе у первосвященника Анны и описанный евангелистом Иоанном Богословом. Возмущенный ответом Господа первосвященнику, один из служителей ударил Христа по щеке. Как же отреагировал Спаситель, ранее призывавший учеников подставлять другую щеку и не противиться злому? Вместо смиренного и унизительного молчания мы видим справедливое возражение: «Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18:23).

Данный эпизод имеет четкую параллель с прежним призывом Господа. Исходя уже и из одного этого случая можно утверждать о том, что заповедь, данная во время Нагорной проповеди имеет образный язык и содержит куда более глубокий, чем может показаться на первый взгляд внутренний духовный смысл. Для того, чтобы всесторонне раскрыть его, необходимо обратиться к авторитетному мнению святых отцов и выдающихся церковных авторов, которые занимались истолкованием этого евангельского отрывка.

А нужно ли смиряться?

Что же имел ввиду Господь, использовав образ удара по правой щеке? Блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании на Евангелие от Матфея предостерегает от грубого понимания слов Спасителя и указывает на то, что призыв Иисуса Христа касается не только удара по щеке, но и любой полученной обиды: «Не думай, что здесь идет речь только об ударе в щеку, но и о всяком другом ударе, и о всякой вообще обиде».

Под злым же Феофилакт Болгарский понимает здесь действия дьявола: «Злым Господь называет здесь дьявола, который действует посредством человека. Итак, разве дьяволу не должно противостоять?»

Исходя из этого, Блаженный Феофилакт задается справедливым вопросом. Действительно, неужели последователям Иисуса Христа, который пришел в мир уязвить древнего змия и который сам во время земной жизни обличал беззакония фарисеев, творящих похоти дьявола (Ин. 8:44), подобает мириться с подлыми проделками злого духа? Очевидно, что это возмутительно и унизительно для христиан. Далее Феофилакт Болгарский разрешает это недоумение: «Да, должно , только не ударом с своей стороны, но терпением, ибо огонь угашают не огнем, а водою».

Такое понимание слов Спасителя позволяет приблизиться к уразумению подлинного смысла данной ученикам заповеди. Господь призывает своих последователей прежде всего не отвечать злом на зло. Как огонь, разжигает пламя, так и месть за обиду не позволяет пресечь беззаконие, но чаще всего приводит к еще большему разжиганию ненависти и злобы между людьми.

Во времена Ветхого Завета месть пресекалась тем, что воздаяние должно было быть равным нанесенному ущербу: «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб» (Лев. 24:20).

На Нагорной проповеди Господь возводит человека на более высокий уровень нравственности и воспрещает своим последователям любое уподобление дьяволу, плодами деятельности которого и являются зло, вражда, месть и ненависть.

Заповеди блаженства: Блаженни кротции, яко тии наследят землю

Иисус Христос прежнюю заповедь, пропитанную духом справедливости, заменяет новой, плодом которой является любовь. Христиане призваны побеждать низменные проявления зла с помощью терпения, смирения, кротости и великодушия. Как становится ясно, целью такого поведения является вовсе не бессмысленное потакание чужим похотям, а желание избежать огня мести и примириться с обидчиком. Как часто человек, встретив незлобие в ответ на свое злодеяние, умягчается и сам приносит покаяние. Данную мысль ясно выражает греческий богослов, живший на рубеже 11 и 12 веков, Евфимий Зигабен: » повелевает не только не мстить, а скорее подставлять себя ударяющему, чтобы терпением и великодушием обуздать его. Видя, это, он не только не нанесет другого удара, но раскается и в первом и примирится…»

Здесь мы встречаем полное согласие с апостолом Павлом, который, обращаясь к Галатам писал: «Братия! если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым» (Гал. 6:1).

Внимательное исследование заповеди Господа раскрывает всю глубину христианской нравственности. Здесь зло побеждается добром. Месть заглушается любовью к обижающему с целью не только себя уберечь от необдуманной горячности, но и ближнего своего охладить кротостью и привести к покаянию.

Что же делать, если попытки смягчить озлобившегося кротостью приводят его к еще большему желанию творить начатое? Бывает ведь и такая подлость, что человек и на доброту разжигается и начинает более прежнего преуспевать в начатом. В этом и других подобных случаях (например, когда угрожает опасность ближним, Церкви или Отечеству), когда увещевание не дает своего плода, но может стать попустительством беззакония, долгом христианина будет дать отпор обидчику и пресечь зло, чтобы не принесло большего горя. Однако совершаться это должно обязательно из любви, а не из жажды мести. Данную мысль прекрасно выразил святитель Филарет, митрополит Киевский: «И в личных оскорблениях частному человеку не запрещается судом наказывать оскорбителя, не из ненависти к нему и мщения, но для исправления его и других, ежели снисхождение и ненаказанность сделали бы ему самому больший вред, утвердив его в своей злости. Но в таковом случае потребно строгое безпристрастие и осмотрительность, дабы к огню не придать огня, и не маслом гасить его, а водою».

Сила к сопротивлению злу

Такое понимание рассмотренного евангельского призыва не оставляет места бессмысленному унижению, малодушию и слабости, которое рассматривают в словах Господа многие критики христианства. Евангелие возводит человека на вершину человеческого достоинства, украшает его многими добродетелями и делает сопричастником подлинного блаженства.

Подробное изъяснение одной лишь заповеди, данной Спасителем, позволяет понять, почему Иисус Христос своих последователей призывает быть светом и солью мира. Как свет рассеивает тьму, а соль останавливает тление, так и христиане, стремясь к святости, должны любовью рассеивать всякое зло и побеждать беззаконие и тление мира, как совершил это кроткий и смиренный Господь: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).

Теги: Смирение ненависть духовная жизнь Заповеди Божии

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .