Ульяновская епархия

Конфликт в Симбирской митрополии: хронология и комментарии

Симбирская митрополия: история конфликта

В 2013 году несколько бывших выпускников Казанской семинарии обратились в Патриархию и Учебный комитет РПЦ с жалобами на проректора по воспитательной работе Казанской семинарии игумена Кирилла (Илюхина), сообщив о содомии (гомосексуальных отношениях) в семинарии. Вскоре в Казанской семинарии начала работу комиссия Учебного комитета Русской Православной церкви, возглавляемая протоиереем Максимом Козловым. После проверки игумен Кирилл был снят с должности проректора семинарии, а в 2014 году ректором семинарии вместо митрополита Анастасия был назначен игумен Евфимий (Моисеев). Недавно в интернете появился ролик о жизни семинаристов Казанской семинарии, набравший рекордное количество просмотров.

На заседании Священного Синода в июле 2015 года митрополит Анастасий был назначен правящим архиереем Симбирской епархии, а митрополит Симбирский Феофан был переведен в Казань. После этого два священника и группа мирян Симбирской епархии обратились с письмом к своему бывшему митрополиту Феофану с просьбой убедить митрополита Анастасия оправдать свое имя после прозвучавших ранее обвинений.

20 июля 2015 г., перед приездом митрополита Анастасия в Спасо-Вознесенский собор Симбирска, авторы письма, протоиерей Иоанн Косых и священник Георгий Рощупкин с группой верующих, собрались перед собором. Прибытие митрополита Анастасия в собор было встречено скандированием «Анаксиос» (недостоин по-греч.), затем собравшиеся проследовали в собор и продолжали скандирование «Анаксиос» во время богослужения.

Как пояснили затем протестующие священники, они требуют, чтобы митрополит Анастасий оправдался после всех озвученных обвинений. Протоиерей Иоанн Косых высказал точку зрения собравшихся:

«Мы не обвиняем владыку Анастасия, мы знаем, что в обществе об этом стали говорить. Об этом писали в прессе, в интернете, об этом очень много было статей». Потом священник сообщил, что после волны обвинений владыка Анастасий должен был или «очистить свое имя», или «уйти на покой и сказать: я не буду защищать свое имя, не хочу с ними воевать», иначе, по словам протоиерея Иоанна, вся епархия оказывается под содомским и гоморским наветом.

Митрополит Анастасий прибыл на новое место служения, прошел с Казанской иконой в алтарь собора и провел первое богослужение в храме, после которого обратился к молящимся со словом о протестах против его назначения.

«Я прислан сюда не своей волей, а изволением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода. Если я прослужил церкви 46 лет, то, наверное, если я недостоин был этого пастырского служения, Святейший Патриарх давным-давно прекратил бы мою пастырскую деятельность. Но благодаря Господу и Царице Небесной я несу это послушание уже 26 лет в архиерейском сане. Если кто-то бывал в Казани, то знает, какие прекрасные храмы, какие святыни находятся там.

Этот бесшабашный акт (протест священников у стен собора — прим.ред.) совершился из-за того еще, что в храм был принесен образ Казанской иконы Божией Матери, любимый образ последней настоятельницы Казанского-Богородицкого монастыря, которая в 1922 году была расстреляна прямо у стен Богородичного монастыря, и этот образ передавался верующими людьми, монахинями, которые сохранили его. Я взял его с собой, чтобы освятить образом Царицы Небесной святую землю и чтобы она стала покровительницей не только нашей, но и покровительницей всей земли.

Фото: simbeparhia.ru

Пусть Господь судит каждому по делам его. Но то, что совершилось, я думаю, найдет возмездие у Господа. Я не могу ничего сказать ничего в свое оправдание, потому я знаю, что ничего сказать нельзя. Мой духовный отец, отец Иоанн (Крестьянкин), у которого я воспитывался и много лет находился под его духовным руководством, по навету таких же людей понес наказание и 7 лет отбывал тюремное заключение. Я, слава Богу, услышал только такие анафематствования, которые прозвучали, я думаю, не от православных. Смысл нашей жизни – приобретение Царства Божиего, служение Господу, возрождение себя к вечной жизни. Если Господа нет в нашей жизни, если мы беснуемся, если мы кричим, если в нашей жизни нет святого, то далеки мы от Господа и тем более от Покрова Царицы Небесной, а я верю, что она всегда будет со всеми нами и не оставит нас в трудную минуту. Сегодняшний день, когда мы празднуем явление Казанской Божией Матери во граде Казани ознаменовался для меня таким испытанием.

Я надеюсь на вас, дорогие братья и сестры, что вы поддержите меня в трудную минуту и не дадите темным силам, чтобы они злобствовали в этом городе и не только в городе.

Но самое главное хотелось бы, чтобы Царица принесла свой мир в их души, возмущенные, не знаю, по каким причинам.

У нас есть только Господь, только Царица Небесная, а на земле есть Святейший Патриарх и Священный Синод. И никакие Кураевы, никакие кураевские последователи в конце концов не могут разрушить ту Церковь Христову, Которую Господь создал и сказал: «Я с вами до скончания века». И Церковь будет существовать несмотря на все происки дьявольские в лице вот таких темных лиц, которые, к сожалению, живут на нашей земле».

Правмиру удалось получить комментарий помощника Митрополита Анастасия иеромонаха Филарета (Кузьмина):

О письме клириков

Иеромонах Филарет

– Там говорится об одном из канонов, который, насколько я помню истолкование канона Вальсамоном, вообще утратил силу, в связи с некоторыми новеллами, которые не ограничивают срок судопроизводства. Поэтому о годичности говорить не приходится.

Второе: я считаю, что в современном мире человек, который выдвигает обвинения, должен их доказать, а не обвиняемый должен оправдываться. В нашем случае, митрополиту, мне оправдываться не в чем. Хотя обвинений у того же Андрея Вячеславовича (Кураева – прим.ред.) достаточно, благо, у человека, видимо, фантазия работает хорошо. Митрополиту Анастасию не в чем оправдываться. Нет смысла доказывать, что он – не верблюд. Один раз скажет, второй – любого человека можно обвинить, а он потом пусть оправдывается. Я считаю, что это в корне неправильно, вообще, создание этого прецедента – это неправильно.

О протесте священников

– Насчёт того, что было учинено: я в этом городе первые сутки пребываю, поэтому могу ссылаться только на других людей. В частности, вчера вечером один из местных блогеров опубликовал свою замечательную заметку о том, что на этом – не знаю, как назвать, — митинге, акции, — присутствовали профессиональные митингующие, которые здесь, в Ульяновске, часто на таких мероприятиях принимают участие. Их целенаправленно привезли, отвезли на автобусах. Их задача была – записать этот видеоролик с шабашем, который они устроили в стенах святого храма. Они это записали, тут же выложили в сеть, а дальше вы сами прекрасно знаете.

Заблаговременно, дня за два, сюда приезжал новый секретарь епархии, иерей Дмитрий Фомин, который встречался с этим отцом Иоанном и предложил ему решать всё так, как должно решаться в Церкви: если у тебя есть претензии, то обращайся в церковный суд, и как решит суд, так и будет. Отец Иоанн предпочёл иной метод, который, с моей точки зрения, является контрпродуктивным и, более того, разрушающим и церковное единство, и, наверно, самое главное – души тех верующих людей, которые пришли в храм помолиться перед образом Казанской иконы Божией Матери.

Всё хочется решить мирно, в рамках канонического права, а не запретами. Если бы эти священники пришли поговорить! А то ведь невозможно: этот ор постоянный, крик и съёмки. Приехавший секретарь предлагал отцу Иоанну обратиться в церковный суд, сказал, что поддерживает это начинание, но только если будут доказательства.

Вчера, после богослужения, я видел своими глазами: верующие плачут, просят простить за то, что такая встреча была, такое поведение. Верующие, на самом деле, по-доброму отнеслись к назначению, общаются очень хорошо. Сегодня после литургии люди долго прикладывались ко кресту у владыки, потому что каждый что-то рассказывал, общался – верующие люди и ведут себя, как верующие. А то, что случилось, это, конечно, не майдан – я не могу такие слова произносить, — но что-то, не относящееся к Церкви, к общине.

Журналистские неточности

– У меня к журналистам всегда много претензий: вчера, например, один из местных порталов писал, что митрополит Анастасий с сердечным приступом покинул храм, богослужение было прервано и так далее. Ничего подобного не было.

Другой человек пишет, что в храме осталось десять человек. Вы возьмите фотографии – там далеко не десять человек.

И сегодняшнее богослужение по меркам местного города посетило достаточное количество человек. Я не могу сказать, что их мало. Мы, например, в Казани привыкли, что в этот день приходит тысяч десять человек — крестный ход, богослужение. Здесь я спросил духовенство: сказали, нет, нормальная практика.

Об оправданиях

– Я знаю, как у нас всякое слово воспринимается некоторыми известными блогерами – бессмысленно что-то говорить. Когда у меня ещё хватало внутренних сил читать такое: «Казань с радостью восприняла известие…» — вы зайдите на «Православие в Татарстане», на отзывы людей посмотрите, какой это резонанс вызвало, люди действительно плакали. Письма до сих пор приходят – сегодня приехала православная молодёжь, привезла из Казани письма в поддержку архиерея. А в интернете всё пишут ровно наоборот, всё, что бы ты ни сказал, ни сделал – будет истолковано не так.

Самое главное: мне хочется, чтобы прозвучали эти слова: ждать оправданий от человека, который на основании домыслов поливается грязью, не стоит – не в чем ему оправдываться».

Правмир продолжает следить за развитием событий в Симбирской митрополии и просит читателей сугубо молиться о достойном разрешении ситуации.

СИМБИРСКАЯ ЕПАРХИЯ

Спасо-Вознесенский кафедральный собор в Ульяновске

Симбирская и Новоспасская епархия Симбирской митрополии Русской Православной Церкви

Город Симбирск (по старому написанию Синбирск, ныне Ульяновск) был заложен по государеву указу и боярскому приговору от 1648 года, для охраны вновь освояемых русскими земель от ногайских набегов. Уже в первые годы существования города здесь насчитывалось 18 церквей и часовен, составлявших «Симбирскую десятину» Патриаршей области. В 1657 году Симбирская десятина была передана в ведение митрополита Казанского.

В связи с все увеличивающимся числом храмов в Симбирской губернии неоднократно ставился вопрос об учреждении самостоятельной Симбирской епархии — в 1784, 1829, и 1830 годах. 10 февраля 1832 года в губернии была образована самостоятельная епархия, выделенная из состава Казанской.

Росло количество храмов и монастырей. В 1840 году в Симбирске была открыта духовная семинария, затем — училище для девиц духовного звания в Симбирском Спасском монастыре. При владыке Феоктисте (1874-1882) были учреждены благочиннические советы, организованы окружные и епархиальные съезды духовенства, начали работать миссионерский комитет, Николаевское противораскольническое братство, братство Трех Святителей при семинарии. В это же время стали издаваться Симбирские Епархиальные Ведомости и было организовано женское епархиальное училище. При епископе Никандре (1895-1904) в епархии было открыто свыше 150 церковных школ, устроены Отдел императорского Православного палестинского Общества и Кирилло-Мефодиевское братство при Симбирском мужском духовном училище.

Из-за роста населения обширной епархии и необходимости трудиться над обращением мусульман и отпавших от Православия, в 1912 году была учреждена кафедра викарного епископа Алатырского. В 1914 году владыкой было создано Симбирское епархиальное церковно-археологическое общество, а также начинается издание сборника «Симбирская церковная старина».

Церковная смута, начавшаяся после февральской революции в 1917 году, положила начало тяжелому периоду потрясений XX века и прервала развитие епархии. Среди духовенства появились «прогрессивные» деятели, верующим обещали «демократию» не только на земле, но и на небе. Последний архиерей Симбирской епархии дореволюционного периода архиепископ Вениамин в 1922 году уклонился в обновленческий раскол. В ноябре 1920 года кафедру возглавил архиепископ Александр, ставший через некоторое время организатором «Симбирской независимой церкви» — движения, которое существовало недолго, но внесло в местную церковную жизнь еще большую смуту.

С переименованием кафедрального города Симбирск в 1924 году в Ульяновск было изменено и название епархии.

К 1926 году в Ульяновске было два епархиальных управления и два кафедральных собора: обновленческий и православный, причем православный епископ Виссарион (Зорнин) в том же году перешел в григорианский раскол. В 1927 году он сумел убедить большинство участников съезда епархии последовать за ним, но патриаршая епархия была в том же году замещена владыкой Иоакимом (Благовидовым). Таким образом Ульяновск стал центром трех епархий.

В 1930-х годах, как и в прочих частях СССР, шло уничтожение церковной жизни светскими властями, которое особо проявлялось в преследовании духовенства и закрытии храмов. В 1935-1937 годах управление епархией производилось из города Мелекесс, а затем кафедра пресеклась. Не один епископ и многие клирики епархии встретили тогда насильственную смерть или заточение.

В ноябре 1941 года в Ульяновск были эвакуированы из Москвы Патриархия, главы обновленчества и Всесоюзного совету евангелистов-христиан. Московской Патриархии было передано помещение бывшего польского костела, а обновленцам — храм во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В ноябре 1941 года была возрождена и Ульяновская епархия. С 1941 по 1943 года город стал местом пребывания главы Русской Православной Церкви, патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В июле 1943 года, перед отъездом в Москву, в здании бывшей Ильинской церкви состоялось предсоборное совещание, на котором митрополит Сергий был рекомендован к избранию патриархом Московским и всея Руси.

С 1959 года епархия была лишена архиерея в связи с еще одним витком антицерковных гонений в СССР. В июне-сентябре 1959 года вошла в ведение Куйбышевского архипастыря, затем — Саратовского, затем снова поручалась Куйбышевским владыкам.

Ульяновская епархия была восстановлена 13 сентября 1989 года, ее границы совпадали с границами Ульяновской области. Первые полтора года пребывания в Ульяновске епископ Прокл прожил в гостинице, а епархиальное управление первый год находилось в подвальном помещении Неопалимовского собора. В 1993 году была возрождена Жадовская обитель и открыт новый женский Комаровский Михаило-Архангельский монастырь. В целом между руководством епархии и местной светской властью, «заповедником большевизма,» складывались плохо и восстановление епархии, хотя и шло, но по большей части вопреки действиям мирских начальников. Это состояние сохранялось к концу 1990-х годов, хотя в период предвыборных кампаний делались обещания о помощи Церкви.

Хотя кафедральный город продолжал именоваться прежним именем, в 2001 году епархии было возвращено историческое название.

26 июля 2012 года из состава Симбирской епархии были выделены Барышская и Мелекесская епархии. Все три епархии были включены в состав новообразованной Симбирской митрополии. Титул правящего архиерея Симбирской епархии был изменен на «Симбирский и Новоспасский».

Исторические названия

  • Симбирская и Сызранская (10 февраля 1832 — 1923)
  • Ульяновская (1924 — 1944)
  • Ульяновская и Мелекесская (1944 — 2001)
  • Симбирская и Мелекесская (17 июля 2001 — 26 июля 2012)
  • Симбирская и Новоспасская (с 26 июля 2012)

Статистика

  • 1830 — на территории губернии 598 церквей, 9 соборов, 7 монастырей (3 мужских и 2 женских)
  • 1832 — в епархии 603 приходских церквей и 788 причтов
  • нач. XX в. — 9 монастырей (3 мужских и 6 женских); 829 церквей, в том числе 9 соборов, 698 приходских, 68 приписных, 15 кладбищенских, 16 домовых и при различных заведениях; в мужских монастырях монашествующих — 60, послушников — 115; в женских монастырях монашествующих — 152, послушниц — 882; духовенство: протоиереев — 45, священников — 744, диаконов — 237, псаломщиков- 680; лиц православного исповедания мужского пола — 761715, женского пола — 790000; библиотек при церквях — 674, церковно-приходских попечительств — 309; больниц при церквях — 1, при монастырях — 3
  • нач. 1911 — кроме православной паствы в епархии проживало ок. 500 язычников; до 175,000 некрещеных татар; до 7,5 тысяч отпавших от христианства крещеных татар и чувашей; свыше 28 тысяч раскольников-беспоповцев и 5,5 тысяч поповцев; сотни сектантов — молокан (как воскресников так и субботников), штундобаптистов, пашковцев и толстовцев
  • 1912 — церквей — 774, часовен — 192; монастырей — 11 (5 женских); 1 духовная семинария, 3 духовных училища, 1 епархиальное женское училище, 471 церковная школа; библиотек при церквях — 674; больниц — 4
  • 1914 — ок. 890 приходов
  • 1 января 1958 — 19 зарегистрированных храмов/молитвенных домов
  • 1989, по возрождении — 9 действующих храмов, из них 2 в Ульяновске
  • 1 января 1994 — зарегистрированных общин 67 (действующих храмов — 52)
  • октябрь 1994 — зарегистрированных приходов 72
  • кон. 1999 — зарегистрировано приходов 100, из них действующих — 84, обустраивающихся — 16
  • февраль 2012 — храмов и иных молитвенных помещений (молитвенных домов, комнат, часовен и т.п.) — 229; приходов имеющих юридическую регистрацию — 145, без юридической регистрации — 60; клириков и монашествующих — 196: священников — 175, диаконов — 21, монашествующих (мантия и рясофор): священников — 27, диаконов — 4; монашествующих, пребывающих в монастырях (мантия и рясофор): мужское монашество в сане — 9, мужское монашество без сана — 11, женское монашество — 18

Архиереи

Викарные епархии

  • Алатырская (ныне самостоятельная)
  • Ардатовская (ныне самостоятельная)
  • Ибресинская (недейств.)
  • Мелекесская (ныне самостоятельная)
  • Сызранская (недейств.)

География благочиний

  • Симбирское — г. Ульяновск
  • Вешкаймское (Вешкаймский и Майнский р-ны)
  • Карсунское (Карсунский и Сурский р-ны)
  • Новоспасское благочиние (Новоспасский и Кузоватовский районы)
  • Новоульяновское (Ульяновский и Цильнинский р-ны)

Монастыри

  • Комаровский Михаило-Архангельский (женский)
  • Симбирский Спасский (женский)

Использованные материалы

  • Страница официального сайта епархии:

По данным страницы официального сайта епархии,

Скандальный митрополит Анастасий (Меткин) ушел на покой

Митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий (Меткин) подал прошение в Священный синод об отправке его на покой в связи с достижением 75-летнего возраста. Прошение Анастасия было удовлетворено.

С 1988 по 2015 год Анастасий служил митрополитом Казанским и Татарстанским, был ректором Казанской духовной семинарии (КазДС). Служение Анастасия в Татарстане отметилось «голубой луной» — громкими сексуальными скандалами в стенах Казанской семинарии и за ее пределами. По словам православных Татарстана, героями этих скандалов оказались Анастасий, его секретарь Виктор Новиков, проректор семинарии игумен Филарет (Кузьмин), преподаватель семинарии игумен Кирилл (Илюхин), благочинный города Казани протоиерей Димитрий Салков и другие клирики. Салков, Илюхин и Кузьмин — выпускники Казанской семинарии, ученики Анастасия.

В годы архиерейства Анастасия в Татарстане православная жизнь в регионе дошла до стадии, близкой к разрухе. При этом Анастасий был любимчиком Казанского кремля и татарской этнократии. В угоду этнократам Анастасий никогда не говорил об упадке православной жизни в Татарстане, засилии этнократов, дискриминации русского языка, нарушениях прав русских и кряшен — православного тюркоязычного народа, разгуле татарских национал-сепаратистов и ваххабитов. Жалобы татарстанских священников из самых критических по засилию исламистов районов Татарстана Анастасий и его любимчики встречали насмешками.

За глаза жители Татарстана, включая татар-мусульман, называли Анастасия не иначе как «Настя», намекая на его ориентацию. Замалчиваемые много лет неприглядные факты архиерейского служения Анастасия в Татарстане в конце 2013 года были раскрыты протодиаконом Андреем Кураевым в его «Живом журнале». В январе 2014 года Кураев получил дополнительную информацию о «голубой луне» в Татарстане от корреспондента EADaily. В мае 2014 года Анастасий был освобожден от должности ректора КазДС, а в июле 2015 года переведен из Татарстана в Ульяновскую область, митрополитом Симбирским.

Данный перевод был воспринят православными как почетная ссылка Анастасия в епархию, где шалун-митрополит все равно долго не задержится. Так и получилось. 20 июля 2015 года ульяновские священники и миряне не дали Анастасию совершить литургию в Вознесенском кафедральном соборе, встретив митрополита гневными криками «Анаксиос!» (в переводе с греческого — «Недостоин!», формула, применяемая при извержении из сана и анафематствовании. — EADaily).

«До нас, конечно же, дошли слухи о гей-скандале во вверенной митрополиту Анастасию на тот период Казанской епархии. По 90-му правилу свода Карфагенских соборов (79-е правило Карфагенского поместного собора 401 года) ему надлежало в течение года обелить свое имя. Вот толкование этого правила. Так как каждый клирик должен пользоваться добрым именем, то правило, изданное по этому поводу, предписывает следующее: если на клириков вследствие каких-либо преступлений публично подана жалоба (δια τινά εγκλήματα έλεγχθέντας) или в обществе пронесся слух, что они совершили какие-либо преступления, то ради своего доброго имени и авторитета церкви они должны употребить все усилия, чтобы в течение года оправдать себя перед церковным судом и вместе с тем показать перед общественным мнением свою невинность. Если же они не успеют сделать этого в течение означенного времени, то теряют право на оправдание и предаются суду», — говорилось в обращении православной молодежи Ульяновска к митрополиту Казанскому и Татарстанскому Феофану (Ашуркову), предшественнику Анастасия на симбирской кафедре.

Обвинений в гомосексуализме Анастасий ни разу не удосужился опровергнуть — вплоть до своего прошения об отправке на покой.

После удовлетворения своего прошения об уходе в отставку Анастасий должен вернуться в Казань.