Валаам скиты

Воскресенский скит на Валааме

В этой статье я расскажу вам не только о том, чем может быть интересен Воскресенский скит туристу и паломнику, но и поделюсь своими впечатлениями от первой встречи с Валаамом.

Воскресенский скит едва ли не самый важный на Валааме, потому что именно на месте его основания получила начало духовная жизнь острова. Отсюда началась история православной Карелии. Существует легенда о том, как апостол Андрей Первозванный принес на эти земли христианство и в знак этого воздвиг крест — как раз в том месте, где сейчас возвышается скит, а когда-то была воздвигнута часовня.

Здесь сосредоточены уникальные достопримечательности, аналогов которым нет не только в других точках острова, но и даже во всей нашей необъятной стране.

Как добраться

В первый приезд на Валаам я начала знакомство со здешней жизнью именно с Воскресенского скита. Наш теплоход тогда рано утром прибыл в Никоновскую бухту.

Никоновская бухта

Большая Никоновская бухта считается главной, потому что в нее могут заплывать даже громадные четырехпалубные теплоходы (в основном из Санкт-Петербурга).

Именно отсюда начинаются многие туристические маршруты. Никоновской она называется, потому что в 18-м и 19-м веках здесь подвизался монах по имени Никон (1745–1822) — говорят, он жил в пещере неподалеку.

Здесь могут получиться отличные фотографии. С причала нужно немного пройти по дороге, и вы окажетесь у подножия лестницы — поднимитесь по ней, и перед вами откроется территория скита.

Монастырская бухта

Если вы прибыли из Сортавала в Монастырскую бухту, то до Воскресенского скита будет 6 км.

Пешком — так чаще всего ходят туристы, чтобы как следует рассмотреть все достопримечательности острова. По себе знаю, что в пути за созерцанием окрестностей время проходит незаметно. На фото Монастырская бухта.

Валаам — это музей под открытым небом, а пеший путь от монастыря до Воскресенского скита и есть основной туристический маршрут острова.

Я тоже проходила этот путь не раз и могу сказать, что ничего страшного в нем нет — эти километры практически не ощущаются. Идти нужно по главной дороге — она широкая и вы сразу ее узнаете.

Вы не заблудитесь, потому что здесь «все дороги ведут в… Спасо-Преображенский монастырь». Если не хотите идти пешком, то воспользуйтесь следующими видами транспорта:

  • катер;
  • лодка гребная и моторная;
  • такси;
  • маршрутка;
  • автобус;
  • велосипед;
  • извозчик;
  • личный автомобиль.

Ниже я подробнее расскажу только о самых удобных из них. Об остальных вы сможете прочесть в статье про Валаам.

Извозчик

Повозки можно встретить у причалов, рядом с монастырем и на главной дороге. Стоимость в среднем 500- 800 рублей в час.

Велосипед

Прокатом руководит Администрация Природного парка, которая располагается вблизи центральной усадьбы в здании с табличкой «Полиция».

Подробнее узнать об услугах Природного парка можно в Вконтакте. Стоимость:

  • 1 час — 100 рублей;

  • от 1 до 6 часов — 300 рублей;

  • от 6 до 10 часов — 500 рублей;

  • на целый день — 600 рублей.

Маршрутка

Маршрут один: от Никоновской бухты, до Центральной усадьбы. Четкого расписания нет. Найти их можно у центральной усадьбы и на причалах или поймать на дороге. Цена — 50 рублей.

История скита

В свое время я узнала, что на Валааме все наполнено символизмом и многие постройки имеют здесь двойные названия. У Воскресенского скита их аж три: красный скит, Новоиерусалимский и Воскресенский. Красным его назвали потому, что все постройки из красного кирпича. Другие названия связаны с идеей создать на острове свой Иерусалим.

Однако не весь остров является копией Святой земли. Основные постройки, имеющие прямое отношение к Новому Иерусалиму — это как раз Воскресенский скит, Гефсиманский скит, часовня «Моление о чаше» и часовня Вознесенская на горе Елеон. Также есть:

  • свое Мертвое море;
  • гора Фавор (на ней Спасо-Преображенский монастырь);
  • гора Елеон; под ней предполагаемый Гефсиманский сад и одноименный скит;
  • Воскресенский скит на горе Сион. Гора Сион в Библии означает «место пребывания Бога — его дом» или как еще говорят: проекция места обители Бога в царстве небесном.

Все эти места удалось устроить в определенных точках ландшафта острова, и благодаря этому в России появилась своя Святая земля, которая своими реликвиями напоминает каждому паломнику о том, откуда произрастают корни их веры, и дает возможность хотя бы на эмоциональном уровне перенестись на святую землю Израильскую. Подробнее про Валаам читайте .

Воскресенский скит был заложен в 1901 году при игумене Гаврииле, на месте часовни в апостола Андрея Первозванного.

Но идея создания нового Иерусалима воплотилась позже благодаря игумену Маврикию (1907–1918), который ездил в Иерусалим и вернувшись, решил оставить на Валааме частичку самого важного для православных христиан места в мире.

В 1896 году на Валаам приехал из Сибири обеспеченный человек — Иннокентий М. Сибиряков, который пожелал здесь стать монахом и основать скит, но вскоре он отправился служить Богу на святую гору Афонскую, а монастырю дал в дар большую сумму денег для постройки Воскресенского скита.

Скит достраивался под руководством аж 4-х игуменов. 30 июля 1906 г. освятили храм Воскресения Христова. С этого момента в любой день (кроме Четыредесятницы и между праздниками Троицы и Вознесения) здесь звучали пасхальные песнопения. Нижний храм освятили 29 октября 1906 года и до 1914 года скит проживал свои лучшие, в духовном плане, времена.

Пока Валаам принадлежал Финляндии здесь была монастырская школа для детей, но как только архипелаг отошел СССР начался период запустения. Из скита вынесли все самые красивые вещи и разворотили здания — после чего в главном соборе устроили танцплощадку (храм Воскресения Христова) и прачечную ( Андрея Первозванного).

Восстановление храма началось только в начале 2000-х годов.

Современная жизнь Воскресенского скита

Воскресенский скит не используется по назначению — в нем не ведется монашеская жизнь, живут экскурсоводы и вход открыт для всех желающих.

Сегодня тут находятся:

  • паломническая служба Валаамского монастыря;
  • трапезная;
  • жилье для экскурсоводов.

Все постройки на территории возведены из массивного красного кирпича, который был произведен на Валааме.

Сто лет прошло, а кирпичу хоть бы что. Вообще при первом взгляде на эти здания создается праздничное настроение, все вокруг яркое, словно языки пламени, вырывающиеся из прекрасных цветников. И бирюзовые купола как нельзя лучше оттеняют этот «небесный огонь» среди деревьев. Фестиваль красок бы позавидовал.

Центром композиции, является главный храм с нижним и верхним пределами и колокольней. Интересно, что вход в оба предела храма осуществляется с одной лестницы. Верхний пролет ведет в храм Воскресения Христова, нижний — в храм апостола Андрея Первозванного. На фото ниже двухэтажный келейный корпус. В нем находится трапезная.

Я бы порекомендовала вам попробовать договориться здесь о том, чтобы перекусить за деньги — будете иметь представление о монастырской кухне (есть даже понятие «гастрономический туризм»). За колодцем (между двух одноэтажных келейных корпусов) — восточные ворота, от которых берет начало главная монастырская дорога.

Все эти постройки не только практичны, но и просто красивы. Да и сама территория радует глаз.

Мне особенно понравилось убранство скита: обилие цветов, красивые облагороженные клумбы, все дорожки выложены аккуратной брусчаткой. Везде было чисто так, как будто готовились именно к нашему приезду, — уверена, у многих было такое же ощущение.

Внутреннее убранство храма

Мне было достаточно одного взгляда, чтобы понять, что передо мной особенное сооружение. Храм сочетает в себе русский и византийский стили. Проект составлял В. И. Баранкеев (1850–1902) — епархиальный архитектор. В итоге храм и снаружи, и внутри получился особенным — не похожим ни на одно строение на острове.

Верхний храм

Не смотря на то, что экскурсоводы в таких местах бывают полезны, особенно не воцерковленным туристам, мне лично было приятно находится в помещении храма одной, так как это помогает сконцентрироваться на атмосфере. Но это дело вкуса.

С верхней площадки лестницы пройдя чуть вперед, вы попадете в великолепно отделанное, просторное, светлое и величественное жилище Бога. Пространство производит впечатление праздничного помещения, в котором всегда случалось только хорошее, светлое, доброе.

В верхнем храме хранятся редкие иконы, которые выразительно смотрятся на белых, обильно освященных стенах. Но главную гордость представляет фарфоровый, двухъярусный иконостас с изумрудной отделкой.

При взгляде на это великолепие вырисовывается общая картина очень тонкой художественной работы оформителя и его изящного вкуса. Уверена, здесь понравится и детям, и взрослым, потому что красота во все времена нравилась всем.

Нижний храм

Выйдя из верхнего храма и спустившись на несколько ступеней вниз по лестнице, вы оказываетесь у входа в таинственное место — храм апостола Андрея Первозванного. Пройдя притвор, вы попадаете в помещение совершенно противоположное по атмосфере и стилю верхнему храму. Небольшое пространство с низкими потолками в сумеречном полумраке.

Кажется, будто сумрак сгущается, но он отнюдь не страшный, а скорее божественный и скорбный. Храм по внутреннему убранству не похож на те храмы, которые мы с вами привыкли видеть. На стенах нет росписей — просто, без шика и золота оформлен интерьер. Нет привычного нам иконостаса. Помещение сделано по подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме.

Похожие храмы можно встретить в Греции. Алтарь расположен в центре помещения, а не там, где он обычно находится. Он имеет низкие перегородки, так что все прихожане могут видеть, что происходит там во время богослужения.

В месте, где обычно бывает алтарь располагается копия кувуклии (часовня-склеп, в котором стоит гроб Господень). Снаружи вход отделан колоннами из серого мрамора.

Внутри кувуклии практически всегда темно, и в начале вы оказываетесь в «притворе Ангела» — здесь при входе находится символ камня (по аналогии с тем, что был у входа в пещеру, где покоилось тело Иисуса Христа и куда пришли жены мироносицы и увидели ангела, сидящего на этом камне, возвестившего им о том, что Спаситель воскрес).

Рядом вход в святилище, где стоит копия лавицы (каменное ложе, на котором лежало тело Иисуса Христа в Иерусалиме). Тут хранится частичка Гроба Господня; подлинная, привезенная со Святой земли. Над этим сооружением висит семь лампад и одна из них — неугасимая.

Кувуклия в Воскресенском ските по размерам такая же, как в Иерусалиме.

Контраст в убранстве верхнего и нижнего храмов не случаен, ведь они задумывались как дополняющие друг друга объекты — архитектурные служители общей идеи о победе жизни над смертью, добра над злом.

Праздники

Главные торжества здесь проходят по случаю престольных праздников:

  • 13 декабря — день апостола Андрея Первозванного. В нижнем храме проходит богослужение.
  • Пасха — приходится каждый год на разную дату.

Окрестности скита

За пределами скита построены домики для нужд живущих здесь людей — в начале 20-го века там было жилье для рыбаков. Туристы часто интересуются ими, но могу сказать, что в них нет ничего примечательного. Поэтому я советую не тратить свое время на их осмотр.

Выйдя из восточных ворот Воскресенского скита, вы попадаете на большую дорогу, пройдя по ней около 700 метров, вы увидите Гефсиманский скит. Тут же можно подняться на гору Елеон и увидеть часовню Вознесения. Здесь интересно погулять не только летом, но и зимой. Посмотрите, как тут красиво!

Рекомендую прогуляться вдоль скалистого берега и полюбоваться природой. Монахи не зря выбрали это место своей обителью — вы сможете оценить их выбор, вступив на эти земли сами: с экскурсоводом или без, с компанией или в одиночестве — при любом раскладе поездка на Валаам и посещение Воскресенского скита останутся в вашей памяти надолго.

Счастливого путешествия на Валаам или, как еще говорят, «Новый Афон»!

Предтеченский скит Валаамского монастыря

В ските сейчас живет братия, но для паломников он не доступен, потому что сообразно с традиционным уставом, именно этот скит предназначен для самой подвижнической жизни вне общения с миром.
Скит находится в четырех километрах от монастыря. Но добраться до него можно только по воде. Небольшой (площадью около трех квадратных километров) Предтеченский остров прежде назывался Монашеским (Серничан) — может быть, это напоминало о древности монашеских поселений. В начале XIX в. здесь жили рыбаки. В 1855 году на самой высокой точке острова была срублена часовня. Вскоре по инициативе игумена Дамаскина сюда перевезли деревянную Преображенскую церковь, построенную Валаамскими иноками в Васильевском монастыре на Волхове в первой четверти XVII в., во времена вынужденного изгнания из разоренного шведами Валаама.

В 1858-1860 годах церковь была полностью воссоздана по проекту А.М.Горностаева. Одноглавый храм на каменном фундаменте с высокой двухъярусной шатровой колокольней построен в русском стиле и освящен Санкт-Петербургским митрополитом Григорием во имя Усекновения Главы Святого Иоанн Предтечи. Храм украшали древние иконы и колокол времен Бориса Годунова. В 1860 году отец Дамаскин освятил нижний, высеченный в скале «пещерный» зимний храм во имя Трех Святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Иконы для него написал В. Пешехонов.
В подражание великому постнику святому Иоанну Предтече этот скит был «овеян духом древнего сурового подвижничества» и отличался самым суровым уставом: иноки вкушали только растительную пищу, причем в понедельник, среду и пятницу без масла. Женщинам доступ на остров был воспрещен, а мирянам разрешен только с благословения игумена.
В настоящее время мало что уцелело из более чем десяти избушек — келий скитян. Уцелевшие фундаменты хранят память о великих подвижниках, из которых наиболее известен первый — схимонах Иоанн (Родионов, 1810-1894 гг.). С 1840 года он не покидал Валаам. Будучи от природы словоохотлив, он, по благословению игумена Дамаскина, 14 лет соблюдал обет молчания, почитал себя хуже всей братии. При суровом аскетизме отец Иоанн излучал на окружающих радость и любовь.
У алтаря церкви находится колодец, облицованный серым гранитом и увенчанный когда то деревянным шатром — место для колодца указал игумен Дамаскин. Рядом — две плиты в ограде над могилами прозорливого схимонаха Никиты (75-ти лет в 1907 г.), прожившего 33 года на Валааме; и 83-летнего схимонаха Исайи (1914 г.), «61 год неисходно прожившего в обители». Учеником его был игумен Гавриил и духовным преемником — схиигумен Иоанн (Алексеев), также валаамский постриженик, живший с тремя схимниками на Предтеченском острове в 1930-е годах. Отец Иоанн умер в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии в 1957 году. Неоднократно изданная его книга — «Письма Валаамского старца» — один из духовных ориентиров православного человека в современном мире.
Подвижники на скалах развели яблоневый сад с кустарниками малины и смородины, высадили аллею сибирской пихты. У обрыва скалы, к западу от церкви — каменный поклонный крест, хорошо заметный с Ладоги. В последние годы в Предтеченском скиту постепенно возрождается иноческая жизнь на основе прежнего устава. Построен новый келейный корпус (старые не сохранились или находятся в аварийном состоянии). С 2001 года активно ведется восстановление плохо сохранившегося храма, действует домовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Сохранился еще один корпус начала XX в. В 2002 г. проведена наружная реставрация, находившейся в аварийном состоянии церкви. Воссозданы два домика пустынножителей.

«Скиты Валаама«

Маршрут экскурсии «Скиты Валаама»

Описание экскурсии «Скиты Валаама»

с сайта «Валаамский паломникъ» (Официальный сайт Паломнической службы Валаамского монастыря).

Пешеходная экскурсия, построенная на стремлении показать и раскрыть редкостную гармонию дикой, суровой северной природы и строгой подвижнической иноческой жизни. Маршрут экскурсии проходит по трем валаамским скитам — Воскресенскому, Гефсиманскому и Коневскому. Воскресенский и Гефсиманский скиты с их своеобразным архитектурно-ландшафтным решением образуют знаменитую «Валаамскую Палестину», расположенную в западной части о. Валаам, неподалеку от причала круизных теплоходов в Большой Никоновской бухте. В районе удаленных внутренних Игуменских озер гостей ожидает встреча с совсем другим по своему характеру уголком Валаама – необыкновенно тихим и прикровенным. Именно здесь располагалась некогда пустынька отшельника Дамаскина — будущего знаменитого Валаамского игумена. Всегда ровная водная гладь, отражающая густой хвойный лес, дубовая аллея, образующая прозрачную шелестящую арку, деревянные мосточки, соединяющие низкие берега, густой, целительный, напоенный ароматом можжевельника воздух — все это создает особую умиротворяющую атмосферу. Заканчивается экскурсия «Скиты Валаама» у монастырской фермы, с конца XIX столетия снабжавшей обитель превосходными молочными продуктами. Здесь рассказ коснется вопросов хозяйственной и экономической жизни обители.

Особое место в экскурсии уделяется знакомству с уникальным природным комплексом Валаамского архипелага, его флорой и фауной.