Вавилон

§ 3. Зарождение философской мысли в Древнем Вавилоне и Египте

Древний Вавилон и Египет были рабовладельческими государствами. Рабский труд применялся для создания оросительных сооружений, для постройки пирамид, храмов и дворцов. К концу IV — началу III тысячелетия до н. э. развитие рабовладельческих отношений в этих странах достигает высшей точки.

Зарождение философской мысли в Древнем Вавилоне и Египте было тесно связано, с одной стороны, с первыми шагами науки о мире — астрономии, космологии, математики, а с другой стороны, с мифологией. Философия еще не выделилась как особая форма общественного сознания. Развивающееся хозяйство древнего мира требовало расширения знаний, применения их в жизни. «Необходимость вычислять периоды подъема и спада воды в Ниле, — говорит Маркс, — создала египетскую астрономию, а вместе с тем господство касты жрецов как руководителей земледелия». Хозяйственные нужды требовали установления точно рассчитанного календаря, основанного на астрономических наблюдениях за движениями Луны, Солнца и звезд. Все это вело к развитию научных знаний. Вавилонские математики положили начало алгебре и геометрии, овладели способом приближенного извлечения квадратных корней, решения квадратных уравнений. Вавилоняне изобрели шестидесятиричную «позиционную систему» письменного исчисления. От этой системы идет современный счет времени (1 час = 60 минутам и 1 минута = 60 секундам).

Мировоззрение вавилонян, как и других народов Древнего Востока, неотделимо от мифологии — первой попытки осмыслить наблюдаемые явления природы. Большую роль здесь играло жречество, которое насаждало религиозные верования. Мифические сказания о возникновении богов («теогония») превращаются в верование о происхождении мира («космогонию»). Светила рассматривались не только как средство для исчисления времени и астрономических предсказаний, но и как творящие мир и постоянно действующие на него силы. Главным светилом, «отцом богов», считалась у вавилонян Луна. Звезды — божества, которые светят только ночью. Солнце — сила, погашающая сияние небесных светил, стало быть, оно источник тьмы, сила подземного мира, оно приносит смерть. Луна, умирая, воскресает к новой жизни, поэтому она образ вечной, неистребимой жизни. В древнем мифе о мироздании борьба между добром и злом стала со временем изображаться как победа света над мраком. Бог света воспевается как могучая нравственная сила, правящая миром. «Звездное» («астральное») мировоззрение вело к развитию астрологии — фантастической веры в способность светил непосредственно влиять на судьбу целых обществ и отдельных людей.

С развитием рабовладения и обострением социальных отношений в Вавилоне появляются произведения, не только порывающие с мифологией, но и содержащие зачатки атеистической мысли. Наиболее яркий литературный памятник этого рода — «Диалог господина и раба „о смысле жизни“». В этом произведении подвергаются критике религиозные догматы, высказывается мысль о том, что нелепо выполнять предписания религии, приносить жертвы богам, надеяться на награду в загробной жизни.

Возникновение древнеегипетской культуры — одной из древнейших в мире — относится к концу IV тысячелетия до н. э., т. е. к периоду формирования рабовладельческого строя. Основой древнеегипетского хозяйства были ирригационное земледелие и скотоводство. В связи с этим значительного развития достигли строительное искусство, камнеобделочное и гончарное ремесла, а также непосредственно обслуживающие развивающееся хозяйство отрасли науки — астрономия, арифметика, геометрия. Важное практическое значение имело установление солнечного календаря. По утверждению древнегреческого историка Геродота, в Древнем Египте раньше, чем у других народов, была определена продолжительность года в З65 1/4 дней. Высшим достижением египетской геометрии были вычисление отношения длины окружности к диаметру (число ?), точная формула для вычисления объема усеченной пирамиды с квадратным основанием, площадей треугольников, прямоугольников, трапеций, кругов. В египетских школах применялся для вычислений особый метод, который предполагает наличие определенных теоретических знаний.

В развитии древнеегипетской мысли можно проследить путь, ведущий от религии к философскому истолкованию мифов. Со временем в мифы вкладывается уже не религиозный, а философский смысл, какого они первоначально не имели. Это объясняется не только повышением уровня научных знаний, но главным образом усилением борьбы между рабами и рабовладельцами, между зажиточными слоями свободных, которые ко II тысячелетию до н. э. выделяются из общей массы населения, и старой рабовладельческой знатью.

Появляются произведения, в которых под сомнение берется истинность религиозных верований в «вечную жизнь на том свете». В противовес взглядам старой рабовладельческой знати с ее презрением к труду и проповедью потустороннего мира в этих произведениях говорится о возможности устроить жизнь на этом свете. Так, в классическом произведении древнеегипетской литературы «Песня арфиста» утверждалось, что из умерших никто не приходит, чтобы рассказать о загробном царстве. О нем ничего не могут сказать также человеческий разум и чувства. Следовательно, говорилось в нем, нет никаких оснований верить сказкам о существовании какого-то иного мира, кроме земного. Огромное значение этого памятника в истории человеческой мысли состоит именно в том, что в нем впервые с большой прямотой и логической силой прозвучал призыв: вместо того чтобы рассчитывать на загробную жизнь, необходимо устраивать «свои дела на земле».

В другом, более позднем литературном памятнике подвергается критике религиозное учение о бессмертии души. В нем говорится, что после смерти «человек исчезает и тело превращается в грязь». Кто желает увековечить свое имя, должен полагаться не на мечты о загробной жизни, а на свои земные деяния. В древнеегипетском папирусе «Беседа разочарованного со своим духом» высказывается сомнение в справедливости существующего строя, при котором господствует «насилие», повсюду «грабят», «сердца жестоки и каждый человек отнимает вещи брата своего».

Острые социальные конфликты, нередко принимавшие форму восстаний против власти фараонов и рабовладельческой знати, породили и первые политические поучения, выражавшие идеи господствующих классов. Так, в одном из этих поучений открыто говорится: «Сгибай толпу. Уничтожай пыл, исходящий от нее». В этих поучениях, проникнутых глубокой ненавистью к народным массам, Политический строй рабовладельцев выдается за вечный строй, установленный богом и не подлежащий каким-либо изменениям.

Краткое рассмотрение истории зарождения философской мысли в Древнем Вавилоне и Египте показывает наличие первых зачатков философской и социальной мысли у народов Древнего Востока. В древнеегипетских памятниках в наивной форме уже ставится вопрос о материальной первооснове природных явлений. Здесь упоминается о прохладной воде как источнике всех живых существ, а также о воздухе, заполняющем пространство и «пребывающем во всех вещах». Однако в Древнем Вавилоне и Египте философская мысль не достигла уровня, характерного для более развитых рабовладельческих стран. Тем не менее зачатки стихийно-материалистических и атеистических воззрений египтян и вавилонян оказали известное влияние на последующее развитие науки и материалистической мысли в древнем мире. Как утверждал Плутарх, древнегреческий философ Фалес именно у египтян заимствовал мысль о воде как первопричине и начале всех вещей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Вавилонская башня: реальная история

Кто не слышал миф про легендарную Вавилонскую башню? Об этом недостроенном сооружении до небес узнают еще в глубоком детстве. Это название стало нарицательным. Но не каждый знает, что Вавилонская башня реально существует. Об этом свидетельствуют записи древних и современные археологические исследования.

Вавилон известен многими своими сооружениями. Одна из главных личностей в возвеличивании этого славного древнего города — Навуходоносор II. Именно в его время были построены стены Вавилона, Висячие сады Семирамиды, ворота Иштар и Дорога процессий.

Но это лишь край айсберга — на протяжении всех сорока лет своего правления Навуходоносор занимался строительством, восстановлением и украшением Вавилона. О своих проделанных работах он оставил после себя большой текст. Не будем останавливаться на всех моментах, но именно здесь имеется упоминание про Зиккурат Этеменанки в городе.

Видео про башню в Вавилоне:

Эта Вавилонская башня, которую по легенде не смогли достроить из-за того, что строители начали разговаривать на разных языках, имеет и другое название — Этеменанки, что в переводе означает Дом краеугольного камня неба и земли. Археологи при проведении раскопок смогли обнаружить огромный фундамент этой постройки. Это оказался типичный для Месопотамии зиккурат (у нас можно также почитать про зиккурат в Уре), находящийся при главном храме Вавилона Эсагиле.

Вавилонская башня: особенности архитектуры

За все время башню несколько раз сносили и восстанавливали. Впервые на этом месте зиккурат был построен еще до Хаммурапи (1792-1750 годы до нашей эры), до него же ее уже успели разобрать. Сама Вавилонская башня появилась при царе Набупалассаре, а уже конечное строительство вершины взял на себя его преемник Навуходоносор.

Огромный зиккурат Этеменанки был возведен под руководством архитектора из Ассирии Арадахдешу. Он состоял из семи ярусов общей высотой порядка 100 метров. Диаметр сооружения был около 90 метров.


На вершине зиккурата находилось святилище, покрытое традиционным Вавилонским глазурованным кирпичом. Святилище было посвящено главному божеству Вавилона — Мардуку, и именно для него здесь были установлены позолоченные ложе и стол, а на вершине святилища закреплены золоченые рога.

У основания Вавилонской башни в Нижнем храме находилась статуя самого Мардука из чистого золота общим весом в 2,5 тонны. Вавилонская башня построена из 85 миллионов кирпичей. Вавилонская башня выделялась среди всех построек города и создавала впечатление мощи и величия. Жители этого города искренне верили в схождение Мардука в свое место обитания на земле и даже говорили об этом знаменитому Геродоту, побывавшему здесь в 458 году до нашей эры (через полтора века после постройки).

С верхней точки Вавилонской башни была видна и другая из соседнего города — Эуриминанки в Барсиппе. Именно руины этой башни долгое время относили к библейской. Когда в городе обитал Александр Македонский, он предложил перестроить величественное сооружение заново, но его смерть в 323 году до нашей эры оставило постройку навечно разобранной. В 275 году Эсагила была восстановлена, но Вавилонская башня не была отстроена. Напоминанием о былой великой постройке остался лишь ее фундамент и бессмертное упоминание в текстах.

Вавилонская башня: легенда и реальная история

Вавилонская башня — древнее чудо света, украшавшее собой древний город. Согласно преданиям Вавилонская башня достигала неба. Однако Боги прогневались за намерение добраться до небес и наказали людей, наделив их разными языками. В результате строительство башни не было завершено.

Легенда о Вавилонской башне лучше читается в библейском оригинале:

1. На всей земле был один язык и одно наречие.

2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.

3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;

7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.

8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город .

9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

А теперь смотрим фото и видео о легендарном сооружении.
Вавилонская башня фото:

Центр развития личности Вавилон

Девочки и мальчики, мамы и папы, добро пожаловать на планету Вавилон – в мир счастливого детства, добра и радости, новых знаний и открытий!

Центр развития личности «Вавилон» открылся в Екатеринбурге в 1996 году, и на сегодняшний день мы – лидеры среди многочисленных организаций, направленных на развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Дошкольный центр развития личности ребенка

У каждой планеты есть свои преимущества и особенности. «Планета Вавилон» — это удивительное пространство, в котором:

  • работают педагоги и специалисты с отличной профессиональной подготовкой и богатой успешной практикой;
  • используются принципы классической детской психологии, передовые образовательные методики и инновационные практические техники;
  • практикуется индивидуальный подход к каждому ребенку, царит неукоснительный принцип конфиденциальности личной информации, эмоциональный и психологический комфорт.

Направления детского центра развития личности «Планета Вавилон»

Наша планета обширна, и на ней есть чем заняться: работают группы комплексного развития детей, творческие кружки, танцевальные, театральные и киностудии, секции английского языка, проводятся волшебные детские праздники. Но вся деятельность дошкольного центра развития ребенка направлена на решение главных задач:

  • полноценное раскрытие личности ребенка, его творческого и интеллектуального потенциала;
  • физическое, психологическое и интеллектуальное развитие в полной гармонии составляющих;
  • помощь родителям и детям в нахождении «общего языка», построении дружеских доверительных отношений;
  • укрепление семейных связей и отношений «дети-родители»;
  • подготовка детей к вхождению во «взрослый» мир, освоение культуры поведения, развитие коммуникативных способностей.

Мы предложим самую удобную для вас и вашего ребенка форму занятий: утром или вечером, в выходные или будние дни, индивидуально или в группе – стандартной, «мини», неполного дня.

«Планета Вавилон» — мир маленьких личностей и больших перспектив!

Наши филиалы

ВИЗ

ул. Металлургов 14

Древний правитель, чье имя узнают взрослые и дети сквозь пелену столетий, все еще остается интересным персонажем для изучения и черпания знаний – это царь Хаммурапи. Хаммурапи мудрый правитель – именно так говорили во все времена, как на родине царя, так и сегодня. Вклад этого государственного деятеля, в развитие своей страны, действительно безграничен, поэтому характеристика царя Хаммурапи, его биография и подвиги станут основой этой статьи.

Хаммурапи – самый известный правитель древней Месопотамии. Известность к царю пришла благодаря активной деятельности по объединению Месопотамии и придуманному Кодексу законов. Правосудие, в понимании царя Хаммурапи, было важнейшим этапом построения государства, а исполнение всех правил – основа спокойной жизни граждан

Появился царь Хаммурапи, в древней Месопотамии, на рубеже III-II тыс. до н.э, как воинственный полководец одного из племен амореев. Вторжение амореев, на территорию Месопотамии, привело к гибели существующих там Царств: Шумера и Аккада. Разбитая территория Месопотамии стала ареной боя для многих небольших княжеств. Именно в это время, яхрурум – аморейское племя, удачно отвоевывает у конкурентов царство Иссин (его северную часть) где создает отдельное государство со столицей г. Вавилон. Отсюда и начинается история известного царя и здесь есть ответы на два важнейших вопроса: сколько лет правил Хаммурапи и сколько лет назад умер Хаммурапи.

Царь Хаммурапи: биография, правление, расширение государства

Годы правления Хаммурапи в Вавилоне – 1792-1750 гг. до н. э.

Хаммурапи стал шестым царем I аморейской (вавилонской) династии. Отец Хаммурапи умер рано, когда сын был еще очень молод, но скорая смерть царя ускорила вступление на престол молодого наследника. В статусе наследника престола, молодой Хаммурапи, всегда был возле отца и принимал самое активное участие во всех государственных делах. Он точно знал какие размеры у его государства, какое войско в подчинении и сколько жителей насчитывает его царство. Все эти знания стали прекрасным плацдармом для начала деятельности молодого Хаммурапи. Кроме того, государство отца было одним из самых больших в Месопотамии, военной силе которого завидовали многие.

Направление политической деятельности и годы правления Хаммурапи прошли в попытках установить контроль над водами Евфрата, что вело к многим столкновениям с другими царствами. Главными направлениями внешней политики царя стали сражения за территорию с царствами:

  • Ларса;
  • Мари;
  • Эшнунной;
  • Ашшуром.

Первые 20 лет биография Хаммурапи не пестрит большими военными достижениями, поскольку работа велась только по поиску соратников, информаторов, союзников и укреплению приграничных крепостей. Активных военных действий почти не происходило, но умелое ведение внешней политики обеспечило значительные успехи в последние 14 лет правления. Последние годы правления ознаменовались большими войнами, успешными столкновениями и расширением государства царя Хамурапи. Среди самых значительных завоеваний, за годы жизни Хаммурапи, можно отметить такие:

  • 1761 год – война с царством Мари и царем Зимрилимом. Успешная победа после нескольких лет сражений значительно расширила границы государства на Востоке;
  • 1764 год – Хаммурапи разгромил объединенную коалицию трех царств (Элам, Эшнунну, Ашшур) и открыл себе доступ к территориям Ирана с металлопроизводящими возможностями;
  • 1763 год – война с Ларсой. Хитрые решения, настойчивость и целеустремленность принесли победу Хаммурапи после нескольких лет истощающих военных действий и осад;
  • 1764 год – разгром царства Эшнунну;
  • 1782 год – разорил город Малгиум и заключил союз с одним из самых могущественных царей Месопотамии Шамши-Ададом I. Договор позволил выиграть время для сбора сил перед очередным сражением;
  • 1781 год присоединение Рапикума и расширение границ государства.

Острый ум, великолепная подготовка и применение хитрости позволили Хаммурапи создать государство больших размеров и взять под контроль Ассирию и большую часть Месопотамии.

Реформаторская и законодательная деятельность Хаммурапи

Деятельность Хаммурапи была грандиозной по своим масштабам и очень целенаправленной. Возвышение Вавилонии, при его правлении, было настолько масштабным, что в руках царя Хаммурапи была сосредоточена власть над значительной частью Двуречья. Сколько лет правил Хаммурапи в Вавилоне, столько лет, год за годом, проходили важнейшие изменения в царстве, которые затронули экономическую систему, внутреннюю и внешнюю политику, земледелие, военное ремесло и скотоводство.

Правление Хаммурапи принесло экономический подъём в страну и новые методы в орошаемое земледелие. Широко использовалась плавка металлов, что послужило толчком для создания нового и более совершенного оружия. Но самые важные реформы коснулись централизации царской власти и ее укрепления, что отразилось в Кодексе законов царя Хаммурапи. Точных данных, когда появились законы, не сохранилось, но принято считать именно 1760 до н. э. точкой появления Кодекса.
Законы Хаммурапи – это важнейший памятник древневосточного права. Основа для понимания права в целом, законности и социального неравенства в Вавилоне, быта и хозяйственной активности вавилонского общества. Весь текст законов (282 статьи) был высечен на огромном столбе и стоял на городской площади, чтобы каждый житель Вавилона мог прочитать их.

Закат правления и фото хаммурапи

След в истории величественного царя Вавилона настолько велик, что его фото и картинки с Хаммурапи есть во всех школьных учебниках. Дети узнают образ этого государственного деятеля, ведь практически везде он изображен на закате своего правления, с большой бородой и очень грозным. Некая сердитость великого царя, это способ передать силу и мощь завоевателя.

Вавилон, под правлением Хаммурапи, всегда изображается как сказочный город с большими просторами и богатствами. Изобилие, роскошь, красота – главные черты города сохранившиеся с древних артефактов. Интереснейшим выступает и сам рельеф на верхней части столба с Кодексом законов царя, где изображено как Хаммурапи не пишет сам законы, а получает их от Шамаша – Бога солнца.

В контексте законодательной деятельности, в конце правления, важное значение имеет вопрос: сколько лет правил царь Хаммурапи?, ведь огромные завоевания, первый в мире свод законов, значительное увеличение экономической и социальной жизни общества требуют особенного подхода и времени. Не смотря на свой молодой возраст, на момент восхождения на престол, царь Хаммурапи пробыл при власти достаточно большое время – 43 года.

В каком году умер Хаммурапи?

В 1750 году до нашей эры.

Когда умер Хаммурапи созданная им держава, на самом пике процветания и развития, перешла к его сыну Самсу-илуну. Несмотря на активную политическую деятельность и законодательные инициативы, сын Хаммурапи столкнулся с трудными проблемами, которые значительно отразились на состоянии Вавилона. Сначала государство потеряло важнейший город Терка расположенный на реке Хабур. Потом, череда восстаний в разный районах страны и война с соседними царствами значительно вымотали Вавилонское царство. В итоге, в 1595 г. последний царь из династии Хаммурапи (Самсудитан) был повален, с ним и закончилась история государства созданного великим царем Хаммурапи.

Выводы

Хаммурапи был величайшим царём Вавилона, слава о котором уходила далеко за пределы его государства. О нем говорили, как об искусном правителе, политике, развитой личности и полководце, который принес своей стране мировую славу и возвышение. Имя царя в переводе обозначает «дарующий жизнь» или «целитель». И это было так в действительности. О личности царя, в древних сказаниях написано, что он был человеком доброй души, очень щедрым и добропорядочным человеком. Все силы царя были направлены на градостроительство и увеличение страны, а поэтому он провел много сражений с историческими врагами Вавилона. Особенно длительными и кровавыми были последние 14 лет в правлении Хаммурапи. Практически все время он проводил в сражениях с главными правителями Месопотамии.Хаммурапи был гениальным и великим полководцем, но в историю вписал свое имя, как первый в мире законодатель. Он первым разработал систему правил и законов, для общего пользования, на основе которой вершилось правосудие в его стране.

Хозяйственная деятельность царя была такой же масштабной, как и военные походы. Он полностью централизовал административную систему, вёл переписку с чиновниками из соседних царств, пробовал новые методы в правлении, укрепил и построил новые водные каналы для орошения земли, заметно усилил торговлю. Вклад царя Хаммурапи в историю огромный, а его масштабная законодательная и реформаторская деятельность вызывают интерес и уважение.

Читайте больше о Египетских богах