Вечный огонь

Вечный огонь: история памяти

51 год назад, в мае, у Кремлевской стены загорелся символ памяти о тех людя, которые отдали свои жизни в борьбе против немецких захватчиков.

С тех самых пор, огонь горит непрерывно и постоянно – напоминая нам о той цене, которой наши предки дали нам свободу. И пусть сейчас рядом с нами остались десятки ветеранов – память о их подвиге будет жить вечно.

Однако мало кто знает, что традиция поддержания огня в специальных приспосолениях, у различных мемориалов и памятников возникла в Древнем Риме. О символическом значении огня говорили еще в древних мифах. Нередко огонь вообще классифицировался как объект религиозного отношения, которому поклонялись люди.

Издревле считалось, что свет нес в себе символ «божественного» и освещал человеческий путь. Более того, первые люди на земле считали пламя проявлением самого Бога, который был доступен для восприятия. По сути своей, огонь во все времена считался символом очищения, жизни, а также семьи (которая собирается вокруг его света и тепла) и родного очага.

Впервые Вечный огонь был зажжен в Париже у Триумфальной арки на Могиле Неизвестного Солдата, в которой были похоронены останки погибшего в боях Первой мировой войны француза. Пламя памяти горит в Париже с 28 января 1921 года. После этого традиция зажжения огня была перенята многими государствами и странами. Так, в 1930-1940-х годах пламя загорелось в Бельгии, Румынии, Португалии и Чехии в память о солдатах, павших в Первой мировой.

А вот первой страной, которая увековечила память о погибших солдатах во Второй мировой войне стала Польша. Огонь был зажжен в Варшаве 8 мая 1946 года. Также огонь был зажжен в Канаде, США и многих странах Европы.

Первый в СССР Вечный огонь был зажжен в Тульской области в поселке Первомайский 9 мая 1957 года в память о павших в Великой Отечественной войне. Однако первый на государственном уровне Вечный огонь в СССР появился 6 ноября 1957 года на Марсовом поле в Санкт-Петербурге.

В настоящее время в Москве горят три Вечных огня. Первый был зажжен на Преображенском кладбище 9 февраля 1961 года от пламени на Марсовом поле. Второй расположен у Кремлевской стены на Могиле Неизвестного солдата. В церемонии зажжения огня у Кремлевской стены приняли участие Герои Советского Союза: А.П.Маресьев и Г.Ф.Мусланов. Тогда Маресьев передал факел с огнем в руки генсека ЦК КПСС Л.И. Брежнева, который и зажег огонь на Могиле Неизвестного солдата. Прах неизвестного солдата был перенесен из братской могилы на 40-м километре Ленинградского шоссе в Зеленограде в Александровский сад 3 декабря 1966 года. Третий огонь появился 30 апреля 2010 года на Поклонной горе.

В данный момент Вечный огонь зажгли во многих городах России. И пока символ победы, героизма и стойкости будет гореть – мы будем помнить о великом подвиге наших дедов, прадедов и тех, кто завоевал Победу над нацизмом.

Вечный огонь в России и в мире: история традиции

Первой страной, которая увековечила мемориальным огнем память о погибших во Второй мировой войне, стала Польша. 8 мая 1946 года вечный огонь был зажжен в Варшаве на площади Маршала Юзефа Пилсудского, у восстановленной после фашистской оккупации Могилы неизвестного солдата. Честь провести эту церемонию была предоставлена дивизионному генералу, мэру Варшавы Мариану Спыхальскому. Возле мемориала был выставлен почетный караул из Представительского батальона Войска Польского.

В столице Германии Берлине вечный огонь горел в течение 20 лет в здании бывшей гауптвахты «Нойе вахе» (Neue Wache). В 1969 году, в 20-ю годовщину образования ГДР, в центре зала открытого там «Мемориала жертвам милитаризма и фашизма» установили стеклянную призму с вечным огнем, который был зажжен над останками неизвестной жертвы концентрационных лагерей Второй Мировой войны и неизвестного немецкого бойца. В 1991 году памятник был преобразован в «Центральный мемориал жертвам тирании и войны Федеративной Республики Германия», вечный огонь был демонтирован, вместо него установлена увеличенная копия статуи «Мать с погибшим ребенком» работы Кете Кольвица.

Вечный огонь в память о погибших во Второй мировой войне был зажжен во многих странах Европы, Азии, а также в Канаде и США.

Первый вечный огонь в СССР загорелся в октябре 1957 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург) на Марсовом поле у памятника «Борцам революции». Факел для открытия мемориала был зажжен сталеваром Жуковским от мартена №1 «Кировского завода» (ранее — «Путиловский завод», «Красный Путиловец»).

Вечный огонь на Марсовом поле стал источником пламени для большинства воинских мемориалов, открытых в городах-героях СССР, а также городах воинской славы в знак памяти о жертвах Великой отечественной войны 1941-1945 годов (ВОВ).

Первый столичный военный мемориал с вечным огнем в память павшим воинам ВОВ был открыт в Военно-Мемориальном некрополе на Преображенском кладбище в 1956 году. Выбор данного места был не случаен, именно здесь находилось самое большое в Москве захоронение в братских могилах воинов, погибших в боях за Москву и умерших от ран в московских госпиталях.

22 февраля 1958 года в честь 40-летия Советской армии и Военно-морского флота был зажжен вечный огонь на Малаховом кургане в Севастополе.

Торжественная церемония была поручена Герою Советского Союза, бывшему командующему Черноморским флотом адмиралу Филиппу Октябрьскому, возглавлявшему в годы ВОВ Севастопольский оборонительный район. Позднее от огня на Малаховом кургане были зажжены вечные огни на мемориалах Сапун-горы (Севастополь), Керчи, Одессы и Новороссийска.

8 мая 1967 года, через 5 месяцев после открытия самого мемориала, был зажжен огонь на Могиле Неизвестного солдата в Александровском саду в Москве. Факел с огнем был доставлен из Ленинграда всего за один день по эстафете. У Манежной площади ценный груз принял знаменитый летчик, Герой СССР Алексей Маресьев, а саму церемонию зажжения провел Генеральный секретарь КПСС Леонид Брежнев.

Факел и уникальная горелка вечного огня в Александровском саду были изготовлены по проекту института Мосгазниипроект по специальному заказу на знаменитом ракетно-космическом предприятии имени С.П. Королева (ныне — ОАО РКК «Энергия» им. С.П. Королева). Возле могилы было установлено дежурство Почетного караула — пост номер 1, который выставлялся у вечного огня ежедневно с 8 до 20 часов. С 27 декабря 2009 года по 23 февраля 2010 года вечный огонь временно находился на Поклонной горе. Перенос был связан с ремонтными работами в Александровском саду.

Существует ряд мемориалов с вечным огнем, загоревшимся в память о жертвах междоусобных и национально-освободительных войн (Хорватия, Азербайджан, Испания, Колумбия).

В Армении в Ереване вечный огонь на Мемориале Цицернакаберд, зажженный в октябре 1965 года, символизирует память о жертвах армянского геноцида.

В мае 1975 года в Ростове-на-Дону вечный огонь был зажжен на Мемориале «Жертвам фашизма», на самом большом в современной России месте захоронения жертв холокоста.

На африканском континенте также получила распространение традиция зажигать вечный огонь. Один из самых старых и известных памятников — «Монумент Пионерам» (Voortrekker) в Претории был зажжен в 1938 году, он символизирует память о массовом переселении африканцев вглубь континента в 1835-1854 годах, получившем название Великий путь («Die Groot Trek»).

1 августа 1964 года вечный огонь был зажжен в Японии в Хиросиме на монументе «Пламя мира» в Мемориальном парке мира. По идее создателей парка, этот огонь будет гореть до полного уничтожения ядерного оружия на планете.

14 сентября 1984 года факелом, зажженным от пламени мемориала в Хиросиме, Папа Римский Иоанн Павел II открыл вечный огонь, символизирующий надежду человечества на мир, в Саде мира (Peace Garden) в Торонто в Канаде.

Первый огонь, посвященный памяти конкретной исторической личности, был зажжен в США в Далласе на Арлингтонском кладбище на могиле президента США Джона Кеннеди по желанию его вдовы Жаклин Кеннеди 25 ноября 1963 года.

Один из пяти вечных огней Латинской Америки также зажжен в честь исторической личности. В столице Никарагуа городе Манагуа на площади Революции горит пламя на могиле Карлоса Фонсеки Амадора — одного из основателей и руководителей «Сандинистского фронта национального освобождения» (СФНО).

7 июля 1989 года королева Великобритании Елизавета II зажгла «Огонь Надежды» на площади Фредерика Бантинга в Онтарио в Канаде. Этот вечный огонь, с одной стороны, является данью памяти канадскому физиологу, впервые получившему инсулин, с другой стороны, символизирует надежду человечества на победу над сахарным диабетом. Создатели монумента планируют погасить пламя, как только будет изобретено лекарство от диабета.

В странах, образовавшихся после после распада СССР, на многих монументах вечный огонь был потушен из-за экономических или политических соображений.

В 1994 году погас вечный огонь возле Памятника Воину-освободителю Таллина от немецко-фашистских захватчиков (с 1995 года — Монумент Павшим во Второй мировой войне) в столице Эстонии.

Во многих городах России вечный огонь зажигают нерегулярно — в дни памяти и военных праздников — 9 мая, 22 июня, дни памяти значительных военных операций.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Герб семьи значение символов

В последние годы многие семьи возвращаются к старым, забытым традициям и обзаводятся семейным гербом. У одних герб сложный, состоящий из множества вычурных элементов, у других простой и лаконичный. В любом случае герб семьи и значение символов должны нести смысловую нагрузку, отражая либо историю семьи, либо принципы и цели ее членов. Вне зависимости от масштабов герба – то ли это герб целого государства, то ли это фамильный герб – все они подчиняются основным правилам, которые можно узнать из книг по геральдике. Символов в геральдике существуют сотни и сотни, но не все они имеют отношение к фамильным гербам, так как многие применяются, например, только для городов и крепостей, другие принадлежат правившим династиям. Мы хотим рассмотреть только те, которые можно использовать в гербе обычной (не монаршей) семьи.

Животные символы на гербах

  1. Бык – свидетельствует о трудолюбии, плодородии, терпеливости, а так же является символом скотоводства.
  2. Ворон – символизирует долголетие и прозорливость.
  3. Голубь – символ святого духа, чистоты и смирения.
  4. Грифон – мифическое существо полу-лев полуптица, символизирует могущество, силу, власть, бдительность.
  5. Дракон – символ могущества и силы.
  6. Единорог – в христианстве символизирует непорочность и чистоту, а так же непобедимость.
  7. Журавль – означает бдительность.
  8. Змея – символизирует осторожность, мудрость, добро. Если змея свернулась кольцом – то это символ здоровья, если схватила себя за хвост – вечность, бессмертие, если ползет – печали, если пьет из чаши – то это всем известный символ медицины, врачебного искусства.
  9. Кабан – обозначает могущество, бесстрашие.
  10. Кошка – символ независимости.
  11. Лев – символизирует силу, великодушие, власть, а так же предусмотрительность.
  12. Леопард – символ отваги в бою, стойкости.
  13. Медведь – знак силы и предусмотрительности.
  14. Овца – символизирует сельскую жизнь, доброту и кротость.
  15. Олень – знак воина, перед которым отступает неприятель.
  16. Орел – означает независимость, силу, великодушие, предусмотрительность и, конечно же, власть и господство.
  17. Пеликан – символизирует благотворительность, помощь, заботу, самопожертвование и бескорыстие.
  18. Петух – обозначает мужское начало, энергичность, силу, является символом бдительности, борьбы и боя.
  19. Пчела – знак неутомимости и трудолюбия.
  20. Гамаюн (райская птица) – символ мира, богатства, величия и благополучия.
  21. Собака – символизирует преданность, верность, послушание, бдительность.
  22. Сова – означает мудрость, сообразительность, расторопность.
  23. Сокол – знак ума, красоты, отваги.
  24. Феникс – символ возрождения и бессмертия.

Неодушевленные предметы на гербе семьи и их значение

  1. Десница (правая рука) – обозначает верность клятве, обещанию, присяге.
  2. Дубовый лист – символ прочности, силы, могущества и победы.
  3. Зеркало – знак общественной власти, правдивости, исполнения общественного долга, чистоты мыслей.
  4. Жезл меркурия – символизирует красноречие, острый ум, трудолюбие и является и является символом торговли.
  5. Книга – чаще всего раскрытая, знак знаний.
  6. Колос – обозначает богатство земли, земледелие.
  7. Корона – означает господство, власть.
  8. Лавровый венец – символизирует твердую славу, величие, нерушимость, победу.
  9. Лестница – знак больших возможностей для роста благосостояния, новых сфер развития.
  10. Меч – символ готовности к защите отчизны, рода от врагов. Если меч огненный – то это еще и знак духовного оружия, несущего добро и просвещение.
  11. Молот – обозначает усердный и тяжелый труд рабочих и ремесленников.
  12. Оливковая ветвь – знак мира, процветания.
  13. Посох – говорит о духовной власти, святительстве.
  14. Свеча – символизирует самозабвенное служение делу созидания. В христианской традиции огонь свечи обозначает Христа.
  15. Свиток – знак учености, свидетельствует об отношении к большой науке.
  16. Рука, держащая меч – обозначает верность воинскому долгу.
  17. Солнце – символизирует провидение, изобилие, истину и богатство.
  18. Факел – означает стремление к знаниям, правде, желание творить и духовное горение.
  19. Яйцо – обозначает начало жизни, надежду.

Со времен появления геральдики и формирования ее основных правил прошло уже довольно много времени. За эти годы в нашей жизни появились новые предметы, профессии и их символы. Их использование тоже уместно на фамильном гербе, но лучше все-таки предварительно обсудить их допустимость со специалистом. Все-таки герб это то, что передается из поколения в поколения и должно отражать вечные, а не сиюминутные ценности и рассказывать о семье в целом, а не только о тех представителях, которые были авторами этого герба.

Флаг семьи и герб
Флаг семьи и герб являются неотъемлемой частью вашего рода еще с давних времен. Очень важно знать, помнить и почитать традиции своих предков. В этой статье вы увидите подробные…

Разные гербы семьи
Фамильные гербы всегда были неотъемлемым атрибутом дворянской династии. Хорошо составленный родовой герб является отличительным качеством богатого, успешного человека и в…

Геральдика гербы семьи
Искусство семейной геральдики История семейных гербов берёт своё начало с 1127-го года, с впервые упомянутого в летописях герба на щите графа Анжуйского Жоффрея. С тех пор гербы…

Какой можно придумать герб семьи?
Какой можно придумать герб семьи? Вопрос весьма серьезный. Кто-то понимает, что своими руками создать герб семьи – практически нереально. В таком случае, сразу же нужно искать…

LiveInternetLiveInternet

Огонь можно разделить на две составляющие – свет и жар. Если первое понятие отвечает за интеллект, эмоции, то второй – за тепло и уют, благополучие.
Пламя так же очень тесно связано с таким символом как сердце (вспомним горящее сердце Данко, что осветило путь его племени во мраке), огонь это символ любви, страсти, пламенеющего от любви сердца.
Огонь так же является олицетворением истины, знания. Он без колебания расправляется с ложью, невежеством и прочими человеческими пороками. Крещение огнем символизирует возвращение к первоначальной чистоте, избавление от всего темного в душе.
Но, пожалуй, самым распространенным символом огня является саламандра. Это животное, являясь ярким представителем этой стихии, стало уже своеобразным знаком стихии огня. Она символизирует его бесконечную подвижность и непостоянство. В древних трактатах рассказывается, что саламандра обитает в огне и дает умные советы тем, кто к ней обращается. Огонь способен разрушить любые формы, редкое явление при этом неподвластно его разрушающей силе. Но огонь это не только разрушение, но и очищение. Своей силой, он способен очищать помещения и предметы от негатива, накопленного в них, поэтому его очень часто наряду с водой используют для очищения амулетов, а так же для их зарядки его силой. Я не буду сейчас останавливаться на этом, об этом вы узнаете на лекциях по другим предметам.
Из огненных символов известен так же символ женщины со змеей в груди и в пламени огня – символ огня на Востоке.
В алхимии огонь является знаком стадии беления (при температуре от 100 до 300 градусов). На этой стадии из любого вещества происходит удаление всего негативного и загрязняющего, идет очищение.
Огонь как стихия

Огонь взаимодействует с остальными стихиями. Огонь живет смертью Земли. В то время как его смертью живет Воздух. То есть Огонь живет за счет того, что убивает материальные предметы, которые олицетворяют собой стихию Земли (деревья, вся органика и прочее). А вот за счет Огня живет Воздух, ведь именно за счет Воздуха усиливается огонь, без существования Воздуха невозможно существование Огня. Как только Воздух решит оставить пламя, оно тут же угаснет без него. Поэтому Воздух можно считать контролирующим Огонь элементом. Вода, являясь противоположной Огню стихией, способна либо полностью убить его (если ее сила выше силы Огня), либо наоборот умереть от него (когда Огонь сильнее).
Результатом взаимодействия Огня и окружающей среды является пепел. Пепел не менее символичен, нежели сам огонь. Так, в скандинавской мифологии Тетлейфе перед тем как отправиться на подвиги лежал в золе, чтобы получить себе силу огня, образовавшую его. Выражение “посыпать голову пеплом” – означает необратимое и безутешное горе. Тут в сравнение идет необратимость пепла в первоначальную структуру объекта, до соприкосновения его с огнем.
Как видно, Огонь достаточно могущественная стихия, но в то же время достаточно уязвимая, особенно если имеет дело с сильной Водой или Воздухом. Неконтролируемый Огонь – одно из наиболее опасных явлений. Но при этом достаточно лишить его связи с воздухом и он погибнет. Огонь своенравен, трудно подчиняем. Пожалуй, одна из самых своенравных стихий, хуже него в этом плане лишь Воздух, который вообще не поддается контролю, и является совершенно независимой от других стихией.
Огонь, как и любая другая стихия, дает своему обладателю свои же качества. Так, если Воздух наделяет своих детей неусидчивостью, взбалмошностью, быстротой реакции, красноречием, Земля – основательностью, добродушием, спокойствием и стремлением к упорядоченности, Вода – непостоянством, приспосабливаемостью, гибкостью мышления, умением добиваться своей цели, то Огонь дает своему обладателю такие качества как вспыльчивость, активность, непреклонность во мнении, агрессивность во взглядах.
Огонь в мифологии

Во многих мифах огонь являлся союзником человека. Человек получал частичку огня от богов и с этого момента его род начинал процветать и умножаться. Огонь не только согревал тело, но и дарил тепло душе, вселяя в нее надежду. Огонь также являлся символом тайных знаний. Прометей, похищая огонь и передавая его людям, тем самым предавал им сокровенные знания, до этого доступные лишь богам.
Так же огонь был символом власти, символом чести и победы. Воины, отправляясь в поход, брали с собой священный огонь, который нес огненосец.
В зороастризме огонь является основным элементом. Это священная стихия, проявление высшей справедливости. Именно поэтому огонь также является символом справедливости, символом праведного гнева, который может покарать виновного, но и обогреть нуждающегося.

В скандинавской мифологии Локи не только бог коварства, зла и хитрости, но и бог огня. Отсюда можно сразу провести аналогию, что хоть огонь и является справедливым и очищающим, но с другой стороны он же символизирует жесткую силу, которая не щадит никого и ничто. Вспомним то же представление об аде у многих народов – это огненная карающая безжалостная бездна. Огонь здесь также символизирует зло, из его пекла рождаются ужасные чудовища, в противовес холодному прозрачному раю.
В буддизме существуют три пламени, которые олицетворяют кармические энергии: страсть, ненависть, различные антипатии. Буддисты считают, что если все три огня в человеке задуты, то исчезают иллюзии в восприятии им мира, и он начинает видеть суть мироздания.
Архей – самая древняя геологическая эра развития Земли, образована от слова “архе” – центральный огонь, находящийся в самом центре Земли. Именно он является основой мира, началом всех начал.
Множество обрядов, связанных с огнем было и у наших предков, многие из них сохранились до сих пор. В качестве примера можно перечислить такие как: прыжки через костер в ночь на Ивана Купала, сжигание чучела зимы на Масленицу. Сбор цветков черного аконита (жар-цвета), которые светились в темноте и исполняли желания.
Вообще на Руси известно два вида огня, совершенно противоположных по своей сути. Адский огонь, который вырвался из преисподней в день грехопадения и, таким образом, обосновался на земле (общеизвестный огонь, который мы используем в быту, как раз и относится к этому виду). Но кроме этого огня, существует и другой вид – Небесный огонь. Этим огнем сжигались жертвы при жертвоприношениях богам, а также производилось очищение.

Эти лампы впоследствии были усовершенствованы и употреблялись практически повсеместно.

Лампа, получившая своё название по имени создателя, давала в 10—12 раз больше света, чем обычная свеча, и в несколько раз больше, чем лампы с традиционными (полными) фитилями. Аргандовы лампы благодаря своей яркости некоторое время даже использовали на маяках (в частности, в Российской империи с 1803 года такая лампа стояла на Кокшерском маяке), пока они не были заменены более дешёвыми в изготовлении и более простыми в обслуживании керосиновыми лампами.

Если отверстия аргандовой горелки соединены в одну общую круговую щель, то она называется горелкой Дюма.

За необыкновенно яркий свет эти осветительные приборы конструкции Ами Арганда называли также Астральными лампами, однако очень скоро с появлением ещё более ярких искусственных источников света это название утратило смысл.

Теперь рассмотрим вопрос применения масляных ламп в различные рода религиях и тут для простого примера такой «лампы» возьмём тут что называется –лампада!

Лампада – светильник, используемый в христианском богослужении. Первые лампады христиане использовали для освещения тёмных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения.

В дальнейшем лампады стали важной деталью праздничного и богатого убранства христианского храма.

Прообразом для христианской лампады послужила распространённая в античном мире обычная масляная лампа, использовавшаяся не только в быту, но и в религиозных целях, что в конечном счёте и переняли христиане.

В широком смысле лампада («лампадка») – это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами или наверху больших стационарных подсвечников. Символическое значение лампады – вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия.

В узком смысле лампада – это большой переносной подсвечник (кандило), выносимый диаконом или священником во время малого и великого входов литургии, а также используемый при архиерейской службе. Для заправки лампад используется «Масло лампадное деревянное» представляющее собой обычно смесь оливкового и минерального масел) или вазелиновое масло.

В православных богослужебных книгах слово «лампада» употребляется именно в этом смысле. Но есть и особый способ применения масляных лампад в христианских храмах, и он воплощен в конструкции так называемого «паникадила»

Паникадило (также всесве́щник поликанди́ло (от греч. πολυκάνδηλον – многосвечие) – в православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад (в последнее время – электрических лампочек, колба в виде свечи, цоколь E14). Обычно термины «паникадило» и «всесвещник» употребляются по отношению к светильникам в центре храма, которые используют более 12 свечей.

Паникандила бывают как одноярусные, так и многоярусные. Наиболее древние поликандила – это одноярусные хоросы, поликандила в виде обода колеса.

По церковному Уставу, при воскресных и праздничных богослужениях возжигаются все светильники (включая и аварийные), в том числе и паникадило, создавая образ Божиего света, который воссияет верным в Царствии Небесном.

Множеством огней паникадило символически означает Небесную Церковь как созвездие, собрание людей, освящённых благодатью Святого Духа, горящих огнём любви к Богу.

НО и это еще не все о применении «масляных ламп»– лампад в христианской религии.

В процессе работы над сбором материала для этой книги я нашел и приставляю вам уважаемый читатель интересную публикацию http://krestovayapustin.cerkov.ru/2014/10/21/broshyura-chto-nado-znat-pravoslavnym-xristianam-o-lampadnom-masle/

Я уверен, что не все из вас уважаемые читатели знают эту интересную. И для многих из вас возможно и полезную информацию суть корой состоит в ответ на не риторический вопрос:

«Что надо знать православным христианам о лампадном масле?

«Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи…

Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете,

приидет Сын Человеческий» (Лк. 12:35, 40).»

Лампада– (Фото сделанное автором данной книги.)

«В нашей брошюре рассказывается о церковной традиции возжигания лампад с елеем перед святыми иконами.

Мы постарались уделить главное внимание описанию канонических правил этой традиции, рассеять заблуждения относительно лампадного масла и помочь преодолеть растерянность перед неоправданным разнообразием его на сегодняшних прилавках.

Особая важность этих вопросов связана с тем, что в многочисленных церковных лавках и магазинах предлагается большое разнообразие масел для лампад: растительных, минеральных, технических, смешанных, масел с различными добавками, ароматизаторами и красителями. Но не все люди способны разобраться в этом обманчивом изобилии и часто становятся жертвами собственной непросвещенности.

Так, в продаже нередко можно встретить масла с заманчивыми названиями, например, «деревянное» масло.

Многие знают, что деревянное масло использовали в дореволюционные времена, при этом неправильно думают, будто «деревянное» масло добывают из дерева. То, что продается сегодня под названием «деревянное» масло, чаще всего представляет собой сомнительного качества маслянистую жидкость, не имеющую к «деревянному» маслу никакого отношения.

И это происходит несмотря на то, что в Священном Писании «деревянное» масло не раз упоминается как синоним елея (1Пар. 27:28). Многие заблуждения происходят из-за того, что люди просто не знают религиозных основ христианской традиции, духовного и символического смысла горящей лампады, чем пользуются неблагочестивые производители, которые в погоне за прибылью «изобретают» дешевые виды некачественных масел и выдают их за лампадные.

Поэтому цель данной брошюры – помочь сориентироваться в предлагаемом разнообразии масел и не ошибиться в выборе, дать практические советы о том, как и когда надо возжигать лампаду, какое масло выбрать, какой фитиль или поплавок использовать. Особое внимание в брошюре уделяется происхождению христианской традиции возжигания лампад, духовному и символическому смыслу горящей лампады и елея, а также изменениям, которые произошли в этой традиции за два последних века, когда из-за оскудения веры и благочестия, утраты глубинного понимания духовного смысла обряда стали употреблять в качестве лампадного масла нечистые, поддельные масла.

I. Происхождение христианского обряда возжигания лампад.

Религиозный обычай возжигания лампады с маслом существовал уже во времена Ветхого Завета. Одной из первых заповедей Господа Бога Своему пророку Моисею было повеление устроить Ему в скинии собрания светильник из чистого золота: «И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки и цветы его должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его… И сделай к нему семь лампад, и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его» (Исх. 25:31-37).

«И сказал Господь Моисею, говоря: прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчегаоткровения в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера и до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда» (Лев. 24:1–4).

Таким образом, мы видим, что в ветхозаветной Моисеевой скинии светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (Исх. 30:8).

Священный храмовый огонь отличался от мирского, обыденного: когда сыны Первосвященника Аарона – Надав и Авиуд принесли пред Господом «огонь чуждый», то есть не от жертвенника, не от того огня, который был указан для храма, но обычный, житейский, тогда оба они (Надав и Авиуд) поражены были смертью по неуважению к храму (Лев. 10:1,2). Но с другой стороны, Господь поощряет силу веры в Него.