Вегетарианство и православие

Тема вегетарианства в православии немного двояка, т. к. по канонам церкви употребление мяса разрешается, но не будем забывать, что мясо — это убой, а основная библейская заповедь гласит: «Не убий». Почему-то некоторые понимают эту заповедь как относящуюся только к человеку, несмотря на то, что в оригинале переводимое слово «lo tirtzach» обозначает ‘любое убийство’. Отсюда можно сделать вывод, что заповедь гласит об отказе от убийства кого бы то ни было вообще. Учение Иисуса также призывает к сострадательному отношению к животным. Прекрасным примером может послужить его личное отношение к братьям нашим меньшим.

Как христианство относится к вегетарианству

Вот что говорится в наиболее ранних писаниях «Евангелие Мира от ессеев» (датируемых 66 г. н. э.): «…И следующей была дана заповедь: «Не убий», ибо жизнь дается каждому от Бога, а то, что дано Богом, человек не может отнять. Ибо истинно говорю вам, от одной Матери происходит всё живое на земле. И потому тот, кто убивает, убивает брата своего… И плоть убитых зверей в его теле станет его собственной могилой. Ибо истинно говорю вам, кто убивает — убивает самого себя, а кто ест плоть убитых зверей — ест тела смерти. Ибо в крови его каждая капля их крови превращается в яд, в его дыхании их дыхание превращается в зловоние, в его плоти их плоть — в гнойные раны, в его костях их кости — в известь, в его внутренностях их внутренности — в гнильё, в его глазах их глаза — в пелену, в его ушах уши их — в серную пробку».

Ранние христиане, а также иудейские секты, которые заложили начало христианства, вели вегетарианский образ жизни в соответствии с заповедями Бога и учениями Христа. Это отразилось и на отношении к животным. Ведь поступки также важны, т. к. воздаётся нам за все наши свершения. Мяса не ели назареяне, эбиониты, гностики, ессеи.

Также обратим внимание на следующие слова из Библии: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам сие будет в пищу» (Быт. 1:29). Всё ясно и понятно, о мясе ни слова.

Исторически можно отследить, что употребление мяса в пищу было официально разрешено и занесено в церковное писание в 4 веке из-за того, что так решил император Константин, а Римская империя официально приняла это решение, позволяющее есть мясо. При этом христианам- вегетарианцам пришлось скрывать свои убеждения, т. к. их могли обвинить в ереси. Говорят, что Константин ввёл наказание уличённым в вегетарианстве, которым в горло вливался расплавленный свинец.

В том числе после Никейского Собора тексты Нового Завета претерпели изменения. Об этом говорит профессор Нестле: «Церковные власти выбрали специальных учёных, называемых «корректорами», и поручили им подправить Писание согласно тогдашнему представлению об ортодоксии».

А вот что об этом говорит преподобный Гидеон Джаспер Ричард Оусли: «Задача этих корректоров заключалась в том, чтобы очень аккуратно удалить из Евангелия те повеления Господа, которым они не собирались следовать,— запреты на употребление мясной пищи и крепких напитков».

_192640940.jpg

Но, несмотря на всё это, на мой взгляд, важным примером является отношение и религиозные принципы святых, таких как: Иоанн Златоуст, Елементий Александрийский (это наиболее влиятельные лица ранней церкви), Сергий Радонежский, Святой Василий, Савва Сторожевский, Мефодий Пешновский, Серафим Саровский, Матрона Московская и др. Все они вели аскетичный образ жизни, всё время проводя в трудах, молитве и посте, исключив из своего питания всю животную пищу. К примеру, Серафим Саровский в основном питался сухим хлебом и тем, что вырастил в огороде. Также ему принадлежат такие слова: «Утончайте ткани памяти». Употребляя мясо, рыбу, яйца, алкоголь, мы огрубляем ткани памяти и о божественном не можем думать. А Сергий Радонежский, даже будучи ещё младенцем, не ел молока матери, если та в этот день вкушала мяса. Святой Василий говорил: «Зловоние, исходящее от мяса, затемняет свет духа. Едва ли можно обрести добродетель, наслаждаясь мясными блюдами и пиршествами…» Слова Иоанна Златоуста: «Мы, главы христианской церкви, воздерживаемся от мясной пищи, дабы держать в подчинении плоть нашу… мясоедение противно естеству и оскверняет нас».

Все эти святые своим примером показывают нам правильный путь. Ведь не зря люди шли и идут к ним с просьбами и молитвами. Если бы эти истинно верующие святые вели иной образ жизни, вряд ли они обладали бы теми способностями, которыми обладали, и вряд ли к ним пошли бы люди за помощью. И именно их примеру стоит подражать. Понятно, что мало кто сможет в точности повторить их путь, но следовать основным принципам стоит.

Как церковь относится к вегетарианству

Церковь, а в частности служители церкви, зачастую отрицательно относится к вегетарианству, ссылаясь на Новый Завет. Иногда даже можно услышать, что у животных нет души и они отданы нам во власть. Да, во власть они нам отданы, но не для того, чтобы над ними издеваться, а в помощь. Вот что говорил Иисус, отвечая на вопрос своего ученика: «Что же мне делать, Учитель, если я увижу, как дикий зверь терзает брата моего в лесу? Должен ли я позволить брату моему погибнуть или убить дикого зверя? Не преступлю ли я закон в этом случае?» И Иисус ответил: «Было сказано: «Всех зверей, живущих на земле, и всех рыб морских? и всех птиц парящих отдаю я во власть вам». Истинно говорю вам, из всех существ, живущих на земле, только человека Бог создал по своему подобию. И потому звери для человека, а не человек для зверей. Значит, убивая дикого зверя, чтобы спасти жизнь своего брата, ты не преступаешь закон. Ибо истинно говорю вам, человек более велик, чем зверь. Но если кто убивает зверя без причины, когда зверь не нападает на него, а из-за желания убить или ради мяса его или ради шкуры его или ради клыков его, то совершает он зло, ибо сам превращается в дикого зверя. И конец его будет таким же, как конец диких зверей» (Евангелие Мира от ессеев). И по поводу души в Библии сказано: «…А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому , пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так».

Жизнь святых, как говорилось выше, показывает, что всеобъемлющее сострадание необходимо. Вот слова брата Девида: «К несчастью, христиане внесли свою лепту в эксплуатацию окружающей среды и жестокое обращение с животными. Иногда они даже пытаются оправдать свои преступления, используя отрывки из Библии, вырванные из общего контекста, но истинные принципы религии нужно изучать на примере святых…»

Также можно услышать ссылку на то, что Иисус сам ел мясо, во что трудно поверить, ведь Христос проповедовал сострадание и всеобъемлющую любовь. Мне даже трудно представить, что он разрешал убивать животных. К тому же ответственность несут не только те, кто убил, но и те, кто употребил это мясо. Хотя в Новом Завете постоянно повторяется просьба Христа дать ему мяса. Любители же мясной пищи именно этим оправдывают свои пристрастия. Но при внимательном изучении этого вопроса можно обнаружить, что Иисус просил вовсе не мяса, а просто пищи. Т. к. оригинальное слово «broma» переводится как ‘пища’, а не ‘мясо’. И таких неточностей перевода достаточно. Но если одни неточности могут быть забавными, то данная неточность меняет смысл абсолютно и приводит к значительному противоречию текста.

_551853745.jpg

Та же история о чуде с хлебами и рыбой. Здесь важно обратиться к первым манускриптам Нового Завета, где нет упоминания о рыбе, а говорится о раздаче хлеба и фруктов. И только после IV столетия в Библии появляется вместо фруктов рыба. А, как было сказано выше, это было время, когда церковь склоняла Константина к христианству и принимала те поправки, которые он им давал, чтобы тот принял христианство. А также с «легкой руки» Никейского Собора.

В завершение хочу привести пример из жизни моей знакомой. Она замужем за состоятельным человеком, который одно время пристрастился к спиртному. Кто-то ей посоветовал одного батюшку, который помогает в таких проблемах, и они поехали к нему вместе. Когда он их встретил, то задал ей вопрос: «Ты-то что приехала?» Женщина немного оторопела, а он снова задал тот же вопрос. И она ответила: «Я не могу забеременеть», на что получила ответ: «Ты ешь чужих детей, а хочешь получить своих…». Эти слова имели большое воздействие на неё, поменяв её взгляд на вегетарианство. Отказавшись от мяса, она вскоре забеременела. Вы можете возразить, что многие женщины едят мясо и рожают детей. Да, но каждый из нас проходит свои уроки. У неё этот урок был такой. У кого-то из-за поедания мяса начинаются различные болезни, но зачастую люди не связывают это вместе, и никто им об этом не говорит. Так что начните сами задумываться, почему с вами происходит то или иное, и, вероятно, вы найдёте ответы.

Приведу ещё личный пример, как я пришла к вегетарианству. А началось всё с того, что лет 7 назад я просто решила попоститься перед Пасхой. Всех тонкостей поста я не знала, но определила для себя, что исключу на эти 40 дней всю животную пищу, включая молочку и яйца в том числе. И вот, по прошествии поста, я поняла, что не хочу начинать снова есть животную пищу, в том числе и яйца, даже в Пасху. Т. к. спустя 40 дней я почувствовала себя иначе; это состояние сложно описать, но во мне появилась легкость, и не только физическая. Близкие, конечно, были в шоке, несмотря на то, что их я не склоняла к отказу от мяса. К сожалению, под давлением родных через год я понемногу стала есть рыбу и молочку — пусть редко, но стала. Хотя именно это, спустя ещё год, подтолкнуло меня к осознанию, что мне этого не надо. В том числе, я осознала, что мне не хочется употреблять алкоголь, даже «культурно». Теперь, спустя годы, моё окружение спокойно к этому относится, а некоторые сами стали отказываться от мяса.

Вообще пост в христианстве предназначен для очищения как духовного, так и телесного. То есть, не вкушая убойную пищу, человек очищается как душевно, так и телесно. Соответственно, вкушая убойную пищу, человек загрязняется. Вопрос: зачем очищаться, а затем опять загрязняться? Не лучше ли всегда ходить чистым?

Изучайте более ранние писания, ищите адекватных священнослужителей, а не служителей церкви, а также ищите ответы в себе, Матери Земной и Отце Небесном.

Бог и вегетарианство

Нередко современные люди в контексте бесед о посте спрашивают: как относится церковная традиция к поеданию животных и к вегетарианству? Отвечает священник Сергий КРУГЛОВ, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края.

— Относится спокойно, скажем так. Понятие о «царском пути», трезвомыслии, неприятии экзальтационных уклонов вправо-влево вообще характерно для того, что в христианстве называют «практика аскезы», то есть для необходимого подвижнического самоограничения в чем-то, совершаемого в процессе духовной жизни. И относится отрицательно, когда вегетарианство либо подпитывается энергетикой нехристианских духовных практик (например, те течения индуизма, в которых провозглашается ненасилие над животными, но спокойно взирается на страдание людей из «нечистых» каст), либо является частью ересей (как это было, скажем, с манихейскими в основе своей учениями катаров, вальденсов, богомилов и им подобных), либо само по себе становится своеобразной светской религией (причем достаточно прозелитически активной и нетерпимой к инакомыслящим).
Конечно, в самом по себе факте убийства живого существа, созданного Богом, нет ничего хорошего. Из Слов Божия мы знаем, что первоначально, до грехопадения, человеку даны были в пищу лишь растения и злаки. Но после грехопадения, когда изменилась сама природа человека, Бог отнесся к вопросу о пище, скажем так, реалистически: да, возлюбленное дитя само себе создало ужасные условия жизни, но надежда на его спасение все же есть, и «на стране далече» блудному сыну надо чем-то питаться…
Условия жизни на Земле особенно кардинально ухудшились, как мы знаем из книги Бытие и свидетельств ученых, после Всемирного потопа. Люди рассеялись по всему лицу Земли, сократились годы их жизни, изменился и характер их питания: наряду с растительной пищей Богом позволена и пища животного происхождения: «…все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте…» (Быт. 9: 3, 4). При этом возникли немаловажные нюансы: фундаментальный запрет на употребление крови; из травоядных парнокопытных животных употреблять в пищу можно не всех: «…всякий скот, у которого раздвоены копыта, и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте…» (Лев. 11: 3), то есть разрешены Богом (никем иным!) говядина, баранина и козлятина, но категорически запрещена, например, свинина (см. Лев. 11: 7, 8; Ис. 65: 4; 66: 17), все хищные животные и грызуны, а также все пресмыкающиеся («ползающие на чреве»); в список запрещенных к употреблению птиц вошли хищные и рыбоядные птицы, а также птицы, питающиеся падалью (см. Лев. 11: 13-19); из водных и водоплавающих были разрешены в пищу те, «у которых есть перья и чешуя» (Лев. 11: 9), то есть разрешена покрытая чешуей рыба, а отсечены все водные беспозвоночные животные (например, устрицы и омары).
Это — Ветхий Завет. Как известно, впоследствии христиане стали есть многое из того, что было запрещено в Ветхом Завете, например, свинину, устриц и креветок. Основанием для этого послужил в том числе эпизод, описанный в Деяниях Апостолов: «…Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 10: 9-15). Да и Сам Господь сказал в Евангелии, что нечистым человека делает не то, что входит в его уста в виде пищи, а то, что выходит в виде греховных страстей из его сердца…
Да, в православной традиции монахи не вкушают мяса, не из гнушения «убоиной», а ради утончения плоти и укрепления душевных свойств, необходимых для Богомыслия и молитвы, однако им разрешены уставом и яйца, и рыба, и молочные продукты. И монашеская мера показана вовсе не всем христианам — пост занимает в нашем календаре только определенную часть. Так что воздерживаться от мяса христианам следует не из модных вегетарианских соображений «я никого не ем», а исходя из мудрых установлений Церкви, советов духовника, а также — если человек страдает какими-то заболеваниями — рекомендаций врача, помня, что смыслы вегетарианства как идеологии и христианского поста — совершенно различны.

Версия для печати

Тэги: Культура Кухня

Христианство и вегетарианство

Изначальное христианство — вегетарианство

Некоторые исторические документы свидетельствуют о том, что двенадцать апостолов, и даже Матфей, заменивший Иуду, были вегетарианцами, и что первые христиане воздерживались от употребления в пищу мяса из соображений чистоты и милосердия.

О ранних христианах: «Не проливали они потоков крови. Не было изысканной кухни. Оттуда не доносится ужасное зловоние и невыносимый дым не клубиться в кухнях их.»
Св. Христосомос, 347-404 гг.

Говорят, что император Константин в качестве наказания за вегетарианство велел вливать расплавленный свинец в горло уличенным вегетарианцам. Но не смотря на это первые христиане питались вегетарианской пищей.

Апостол Матфей «жил растительной пищей и не прикасался к мясу»
Клеменс Александрийский (150-215)
в книге книге «Paedagogus» (II, 1)

Раннее христианство и вегетарианство

Климент Александрийский (160—240 н. э.), один из основателей церкви писал: «Те же, кто распаляется, склоняясь к столу с яствами, питая собственные недуги, одержимы самым ненасытным из бесов, коего я не постыжусь назвать «демоном чрева», худшим из демонов. Лучше заботиться о блаженстве, нежели превращать свои тела в кладбища животных. Потому апостол Матфей вкушал лишь семена, орехи и овощи, обходясь без мяса».

«Так же Христос есть Альфа и Омега, мессия, поставивший всё на свои места. Более не дозволено разводиться или есть мясо. Итак, если ты желаешь быть совершенным, то не следует пить вино и есть мясо» — Св. Иероним (340-420 гг.), давший миру Вульгату, латинскую Библию, которой пользуются по сей день.

«Мы, главы христианской Церкви, воздерживаемся от мясной пищи, дабы держать в подчинении плоть нашу… мясоедение противно естеству и оскверняет нас». св. Иоанн Златоуст(345— 407 н. э.),
выдающийся апологет христианства своего времени

Фома в соответствии с ранне-христианскими документами «носил лишь одно платье в любую погоду; что имел, то отдавал другим, а также воздерживался от поедания плоти и пития вина.» (Джеймс Вернон Бартлет, магистр искусств. Апокрифические Евангелия. Из истории христианства в свете современных знаний.)

Отец церкви Евсевиус, цитируя Эгесиппуаса (около 160 г. н.э.) говорит: «Иаков, брат Господа, был свят от рождения. Он не пил вина и не ел плоти животных». Он поучал воздержанию и труду, а ради поддержания вечной жизни — наслаждаться произнося молитвы, не принимая мясной пищи, но лишь хлеб.

Интересное мнение современника
«Христианство и вегетарианство»

Скачать видео «Библия о еде» (2 МБ / 0:33 мин)

Христианские апостолы и вегетарианство

«Милосердные проповеди», также написанные во II веке нашей эры, считаются основанными на проповедях св. Петра и признаются одним из ранних христианских текстов, следующих за Библией.

«Противоестественное поедание плоти животных оскверняет так же, как языческое поклонение демонам, с его жертвами и нечистыми пирами, участвуя в которых, человек становится сотрапезником демонов». Проповедь XII

Такое вот недвусмысленное видение св. Петра о важности вегетарианского питания! А что касается питания св. Павла, то в Евангелие 24:5 говорится, что Павел принадлежал к школе Назарен, которая строго следовала принципам и наставлениям Иисуса, включая вегетарианство.

В своей книге «История раннего христианства» господин Эдгар Гудспид пишет, что ранние школы христианства пользовались только «Евангелием от Фомы». Учитывая высказывания, приведённые ранее, можно сделать заключение, что и св. Фома так же воздерживался от употребления мясной пищи.

«Зловоние, исходящее от мяса, затемняет свет духа. Едва ли можно обрести добродетель, наслаждаясь мясными блюдами и пиршествами»
Св. Василий, 320-379 гг.

К тому же, мы узнаём от почтенного отца Церкви, Эвзебия (264—349 н. э.), ссылающегося на Гегезиппа (ок. 160 г н. э.), что Иаков, которого многие считают братом Христа, также избегал употребления в пищу мяса животных.

Как вегетарианство может помочь христианам?

Христианство и вегетарианство:
Ведический мудрец о могуществе вегетарианства в христианстве

Тем не менее, история свидетельствует, что христианская религия постепенно отошла от своих корней. И, скорее всего, именно это и послужило тому, что сейчас христианство раздробленно на множество течений и направлений (более 200), которые нередко конфликтуют друг с другом. Ну да ладно, об этом как-то в в другой раз.

Поэтому сейчас стоило бы задуматься и постараться осознать, почему же хритианские апостолы придерживались вегетарианства даже под страхом зверского смертного наказания — вливания расплавленного свинца в горло. Какие внутренние мотивы двигали таких мудрых, искренних и просветлённых личностей как христианские апостолы и первые христиане придерживаться вегетарианского питания?..

Ещё по теме «христианство и вегетарианство»:

Был ли Иисус Христос вегетарианцем?
Как в Библии появилось мясо?

ХРИСТИАНЕ-ВЕГЕТАРИАНЦЫ

Ради пищи не разрушай дела Божия.

(Рим. 14:20)

Хотя Новый Завет практически целиком и полностью посвящен Христу, о его питании известно мало. Тем не менее, многие ранние христиане и летописцы христианской истории недвусмысленно поддерживали вегетарианство; достаточно назвать такие знаменитые имена, как св. Иероним, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст, св. Бенедикт, Папа Климент, Эвзебий, Плиний, Папий, Киприан, Панте-нус и Джон Уэсли. Так же, как Христос и библейские пророки, они словом и делом доказывали, что милость и сострадание должны распространяться на всех тварей Божиих гораздо шире, чем считают нынешние христиане.

Лучше всего начать изучение вегетарианства в христианской традиции с Библии, включая сюда и Ветхий Завет, так как христианство корнями уходит в иудаизм. Ветхий Завет главным образом посвящен законам, данным иудеям от Господа, и наказанию, которое иудеи понесли за нарушение этих законов. Новый Завет говорит о том, что Иисус дарует прощение искренне раскаявшимся, подчеркивая, что первый и главнейший долг человека состоит в том, чтобы возлюбить Господа умом, сердцем и духом.

Однако история показывает, что этот долг исполняется редко, а Ветхий Завет говорит, что Господь часто идет на уступки и смягчает некоторые законы в надежде, что нарушители станут хотя бы частично следовать Его заповедям и постепенно разовьют в себе любовь к Нему. Но изначальный закон о пище раскрывает волю Божию:

И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя,— вам сие будет в пищу… И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1:29, 31).

Если первоначальный закон о пище показался Богу «xорошим весьма», зачем же позднее Он столько раз говор о поедании мяса? Согласно Книге Второзакония, Он разрешает это из сострадания к «алчным израилитам»:

Когда распространит Господь, Бог твой, пределы твои, как Он говорил тебе, и ты скажешь: «поем я мяса», потому что душа твоя пожелает есть мяса,— тогда, по желанию души твоей, ешь мясо (Втор. 12:26).

Некоторые утверждают, будто в Книге Бытия (9:3) людям дозволяется есть мясо: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу». Но это относится ко временам Всемирного Потопа, когда Ною была дана возможность пережить бедствие. Так как вся растительность погибла, Бог действительно дал Ною разрешение — но не повеление — есть мясо. Нельзя забывать, что идеальная пища была дана раньше, и Бог назвал ее «хорошей весьма». Эти слова ни разу не применяются к мясной пище.

Фактически, в следующем стихе (Быт. 9:4), позволив употреблять в пищу все движущееся, Господь еще раз напоминает нам, что в идеале мы не должны есть мясо, или, по крайней мере, кровь: «Только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте: И далее, в следующем стихе, ясно говорит, что те, кто убивает животных, будут, в свою очередь, убиты этими животными: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от кого зверя…»

  1. Некоторые ученые замечают, что там, где Ной получил позволение есть все, что движется, в Септуагинте было употреблено греческое слово herpeton, что буквально означает «пресмыкающееся»
  1. Таким образом, когда нельзя было найти другой пищи, Господь разрешил ему есть ракообразных и моллюсков — устриц, панцирных, раков, улиток. Это гораздо лучше согласуется с тем стихом в Книге Бытия (9:4), который запрещает Ною есть животных с кровью. Ему было разрешено есть только холоднокровных тварей — и то лишь временно, в качестве уступки. Согласно Джозефу Бенсону, «необходимо заметить, что запоет на поедание крови, данный Ною и его потомкам, и повторенный для израильтян, …никогда не отменялся, но, напротив, был подтвержден в Новом Завете (Деян. 15); таким образом, это — постоянный закон»
  1. Христианский теолог Этьен де Курсель (1586—1659) был убежден, что апостолы тем самым запрещали есть по крайней мере кровь, если не мясо вообще: «Хотя многие из наших братьев сочли бы преступным пролитие человеческой крови, они не признали бы таковым пролитие животной . Апостолы своим указом желали просветить таких людей в их невежестве»
  1. По этому поводу высказывались многие; историки говорят, что, когда первых христиан обвинили в пожирании детей, некая женщина по имени Библис (в 177 г. н. э.) оспорила обвинение, спросив: «Как могут эти люди есть детей, если им запрещено даже есть кровь неразумных животных?»
  1. Позднее, во время Трулланского Собора, происходившего в Константинополе в 692 г. н. э., было установлено следующее правило: «Святое Писание запрещает поедать кровь животных. Священнослужитель, вкусивший крови, будет в наказание лишен сана, мирянин — отлучен от церкви»
  1. Вернемся на минуту к корням христианства и ветхозаветной традиции. В Книге Левит (7:26) можно найти еще один запрет на поедание крови, гласящий: «И никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота». Многие расценивают эти слова как повеление сперва осушить окровавленное мясо, и затем уже есть его где угодно (см. Главу об иудаизме). В Моисеевом Пятикнижии есть еще один пример того, как Господь, в качестве временной уступки, разрешает израильтянам есть мясо, но опять же, в качестве временной уступки. После бегства из Египта евреи сорок лет блуждали по пустыне. Господь дал им в пищу манну («хлеб жизни»), чудесный растительный продукт, который и впрямь содержал все необходимое для поддержания жизни. Но израильтяне, как говорит Библия, устали от манны, и тогда Господь разрешил сынам Своим есть мясо перепелов. Почему перепелов? Хотел ли Господь преподать какой-то скрытый урок?

Ответ содержится в Книге Чисел, стихи 11:18—34. В стихе 20 Господь говорит израильтянам: «Будете есть мясо целый месяц, пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным…». В стихе 33 сказано, что «мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великой язвою». Очевидно, им было дозволено переменить пищу, но их выбор вызвал недовольство Бога. Место, где похоронили этих израильтян, между прочим, традиционно называется «гробы прихоти», поскольку они пожелали того, что не было им необходимо: мяса.

Спустя века, когда зародилась маленькая иудейская секта, именуемая «христианской», ее члены переняли некоторые обычаи и традиции материнской религии, в частности мясоедение. Однако имелось несколько важных исключений и в иудаизме, и в христианстве. А вегетарианство играло значительную роль в жизни первых христиан.

Некоторые исторические документы свидетельствуют о том, что двенадцать апостолов, и даже Матфей, заменивший Иуду, были вегетарианцами, и что первые христиане воздерживались от употребления в пищу мяса из соображений чистоты и милосердия. Например, св. Иоанн Златоуст (345— 407 н. э.), один из выдающихся апологетов христианства своего времени, писал: «Мы, главы христианской Церкви, воздерживаемся от мясной пищи, дабы держать в подчинении плоть нашу… мясоедение противно естеству и оскверняет нас».

Климент Александрийский (160—240 н. э.), один из основателей церкви, несомненно, оказал на Златоуста большое влияние, поскольку почти на сто лет раньше он написал: «Те же кто распаляется, склоняясь к столу с яствами, питая собственные недуги, одержимы самым ненасытным из бесов, коего я не постыжусь назвать «демоном чрева», худшим из демонов. Лучше заботиться о блаженстве, нежели превращать свои тела в кладбища животных. Потому апостол Матфей вкушал лишь семена, орехи и овощи, обходясь без мяса» 8.

«Милосердные проповеди», также написанные во II веке нашей эры, считаются основанными на проповедях св. Петра и признаются одним из самых ранних христианских текстов, за исключением только Библии. «Проповедь XII» недвусмысленно говорит: «Противоестественное поедание плоти животных оскверняет так же, как языческое поклонение демонам, с его жертвами и нечистыми пирами, участвуя в которых, человек становится сотрапезником демонов». Кто мы такие, чтобы спорить со св. Петром? Далее, ведутся дебаты о питании св. Павла, хотя он в своих писаниях почти не уделяет внимания вопросам пищи. В Евангелие 24:5 говорится, что Павел принадлежал к школе Назарен, которая строго следовала принципам, включая вегетарианство. В своей книге «История раннего христианства» господин Эдгар Гудспид пишет, что ранние школы христианства пользовались только «Евангелием от Фомы». Таким образом это свидетельство подтверждает, что св. Фома также воздерживался от употребления мясной пищи.

К тому же, мы узнаем от почтенного отца Церкви, Эвзебия (264—349 н. э.), ссылающегося на Гегезиппа (ок. 160 г н. э.), что Иаков, которого многие считают братом Христа, также избегал употребления в пищу мяса животных. Тем не менее, история свидетельствует, что христианская религия постепенно отошла от своих корней. Хотя ранние отцы Церкви придерживались растительной диеты, Римская Католическая Церковь довольствуется тем, что предписывает католикам по крайней мере соблюдать несколько постных дней и не есть мяса по пятницам (в память о жертвенной смерти Христа). Даже это предписание было пересмотрено в 1966 году, когда Конференция американских католиков постановила, что верующим достаточно воздерживаться от мясной пищи лишь в пятницы Великого Поста.

Многие раннехристианские группы стремились исключить мясо из рациона. Фактически, первые церковные писания свидетельствуют, что мясоедение было официально разрешено лишь в IV веке, когда император Константин решил, что его версия христианства отныне станет всеобщей. Римская империя официально приняла прочтение Библии, дозволяющее мясную пищу. И христиане-вегетарианцы были вынуждены держать свои убеждения в секрете во избежание обвинений в ереси. Говорят, что Константин велел вливать расплавленный свинец в горло уличенным вегетарианцам.

Средневековые христиане получили от Фомы Аквин-ского (1225—1274) заверения в том, что убийство животных разрешено Божественным провидением. Возможно, на мнение Аквината повлияли его личные вкусы, поскольку, хотя он и был гением и во многом аскетом, его биографы все же описывают его как большого лакомку. Конечно, Аквинат знаменит еще своим учением о различных типах душ. Животные, утверждал он, души не имеют.

Примечательно, что женщин Аквинат тоже считал лишенными души. Правда, учитывая, что Церковь в конце концов сжалилась и признала, что душа у женщин все-таки есть 10, Аквинат неохотно уступил, сказав, что женщины стоят на одну ступень выше животных, у которых души уж точно нет. Многие христианские деятели приняли такую классификацию. Однако при непосредственном изучении Библии становится ясно, что у животных есть душа:

А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу (Быт. 1:30).

Согласно Рейбену Алкелею, одному из величайших ученых XX века в области иврито-английской лингвистики и автору «Полного иврито-английского словаря», точные еврейские слова в этом стихе — nefesh («душа») и chayah («живая»). Несмотря на то, что в популярных переводах Библии это словосочетание обычно передается просто как «жизнь» и тем самым подразумевается, что у животных совсем не обязательно есть «душа», точный перевод обнаруживает нечто прямо противоположное: у животных, несомненно, есть душа, по крайней мере, согласно Библии.

Более того, те же самые еврейские слова употребляются для обозначения души человеческих существ и даже души насекомых. Поэтому в Библии нет никаких аргументов в поддержку того мнения, что, хотя у животных и может быть какая-то душа, но эта душа — совсем не та, что есть у человеческих существ.