Вифлеемская звезда

LiveInternetLiveInternet

Вифлеемская звезда.

Надпись на латыни гласит: «Здесь дева Мария родила Иисуса Христа – 1717.

Церковь Рождества Христова в Вифлееме является одной из наиболее старейших непрерывно действующих церквей мира. Она построена над пещерой, где, согласно легенде, родился Иисус из Назарета, потому для христиан всего мира церковь Рождества является одной из наибольших святынь.
Фактически, Церковь Рождества – это целых две церкви, с криптой под ними – Гротом Рождества, где произошло рождение Христа.

Эти фотографии – своеобразная экскурсия по Церкви Рождества Христова.

1. Церковь Рождества Христова: Вифлеемская звезда и алтарь. В введении римо-католиков находится Придел Яслей и престол Поклонения Волхвов, находящиеся в Гроте Рождества. В ведении католиков находится также серебряная звезда под алтарем Рождества. Право заходить в неф имеют как армяне, так и католики.

2. Структура Церкви Рождества Христова. Цифры на схеме означают: 1. площадь Рождества. 2. Врата Смирения. 3. Неф. 4. Алтарь и иконостас православной конфессии. 5. Лестницы в Грот Рождества. 6. Грот Рождества – серебряная звезда означает место, где по поверью родился Иисус Христос. 7. Францисканский монастырь. 8. Двор францисканского монастыря. 9. Грот святого Иеронима. 10. Церковь святой Екатерины. 11. Православный монастырь. 12. Двор православного монастыря. 13. Армянский двор. 14. Армянский монастырь.

3. Вид с воздуха на Церковь Рождества Христова, Вифлеем. Церковь является старейшей из действующих церквей. Ее сооружение началось в 326 году до н.э. Современная церковь была построена во время правления византийского императора Юстиниана. В 529 году произошло восстание самаритян и церковь сильно пострадала. Патриарх Иерусалимский отправил святого Савву на помощь Юстиниану, и присланный императором архитектор разрушил церковь до основания, а потом отстроил то здание, которое существует сегодня.

4. Плита на Церкви Рождества Христова в Вифлееме. Сегодня церковь находится в совместном ведении трех конфессий: армянской церкви, римо-католиков и православных.

5. Старая черно-белая фотография Церкви Рождества Христова. Церковь была своеобразной крепостью, вошедшей в историю. На протяжении столетий это была одна из святынь, за владение которой шли самые ожесточенные бои. Ее в свое время осаждали мусульмане и крестоносцы. Фасад Церкви Рождества окружен высокими стенами трех монастырей: францисканского, православного и армянского, который находится на юго-востоке.

6. Вход в Церковь Рождества. Вход в Церковь Рождества в Вифлееме очень скромный.

7. Вид с воздуха на территорию Церкви Рождества Христова.

8. Макет Церкви Рождества Христова. Главная Базилика Рождества находится в ведении Православного патриархата Иерусалима. Она выглядит как обычная базилика в романском стиле, с пятью нефами, разделенными коринфскими колонами и апсидой в восточной части, где находится святая святых. Базилика представляет собой прямоугольник 53,9 метров в длину, неф 26,2 метра в длину, трансепт 35,82 метра в длину. Войдя в церковь, вы увидите четыре ряда колон, которых всего насчитывается 44. Каждая 6 метров высотой и изготовлена и красного с белыми прожилками камня.

9. Крест на верхушке Церкви Рождества Христова.

10. Площадь перед Церковью Рождества Христова в Вифлееме. Огромная вымощенная площадь, где собираются верующие на Рождество и поют колядки в преддверие рождественской службы.

11. Врата Смирения. В базилику можно попасть через очень низкие двери, которые называются «Врата смирения». Этот проход был создан во времена вторжения на территорию Вифлеема войск турецкой империи, чтобы предотвратить попадание внутрь церкви повозок осаждавших. Кроме того, самый титулованный посетитель, входя в Церковь Рождества, спешится в знак уважения к святыне. Раньше на этом месте находилась куда более высокая Дверь Крестоносцев, очертания которой все еще можно рассмотреть.

12. Вид из дверей Церкви Рождества Христова.

13. Комната стражи – первая в Церкви Рождества.

14. Колонны в Церкви Рождества.

15. Колонны в Церкви Рождества Христова, Вифлеем. 44 колонны украшены росписями, сделанными во времена крестовых походов и изображающими святых, богоматерь с младенцем, хотя в настоящее время изображения уже очень сложно рассмотреть.

16. Священник у колонн Церкви Рождества Христова в Вифлееме. Колоны изготовлены из розового полированного известняка, большинство из них датируется четвертым веком.

17. Неф и свод Церкви Рождества Христова. Неф сохранился со времени императора Юстиниана, хотя в пятнадцатом и восемнадцатом веках проводились восстановительные работы. Сейчас крыша церкви гниет, она сделана из дерева и датируется пятнадцатым столетием. В щели, образовавшиеся из-за старения древесины, поступает вода, попадая на драгоценные фрески и росписи. Ситуация все ухудшается, но представители армянской, православной и римо-католической церквей никак не могут выработать план спасения здания.

18. Северная часть. Северный трансепт и алтарь в нем принадлежит армянской церкви. Кроме того, в совместном ведении армян и православных находится алтарь в Гроте Рождества. К северу от главного алтаря находится Алтарь Трех Царей, считается, что в этом месте привязали своих лошадей волхвы, пришедшие поклониться младенцу-Христу. В северной апсиде находится армянский алтарь, посвященный деве Марии.

19. Иконостас Церкви Рождества Христова. Иконостас разделяет неф церкви и святая святых. Кроме того, это слово может означать передвижной стенд с иконами, который можно разместить в любом месте. Иконостас Церкви Рождества, неф, проходы, южный трансепт и алтарь Рождества принадлежат православным.

20. Вход в крипту под Церковью Рождества. Грот Рождества, пещера под Церковью Рождества, со второго столетия нашей эры считается местом, где родился Христос.

21. Северный спуск, ведущий в Пещеру Рождества.

22. Ясли Рождества. Согласно евангелию от Луки (2:7) Мария положила младенца в ясли, потому что комнаты для них не нашлось. Ясли находятся в северной части Пещеры Рождества, а напротив них расположен алтарь, посвященный волхвам, прибывшим в Вифлеем с востока, который путеводная звезда привела, дабы они принесли дары младенцу Христу.

23. Крипта, вид от алтаря. В евангелиях слова «пещера» не звучит, но мученик Иустин утверждал, что Иисус родился в пещере. В те времена использование пещер как жилья было весьма распространенным в этой регионе. Кроме того, пещеры часто использовались как стойло для скота и склад. В глубине Пещеры Рождества располагается дверь, ведущая в принадлежащие францисканскому ордену часовни.

24. Стена крипты Церкви Рождества. Вся обстановка, кроме бронзовых северных ворот и южного входа в Пещеру, датируемых периодом правления императора Юстиниана, принадлежит к периоду после 1869 года.

25. Потолок Крипты Рождества. Грот освящается 53-мя светильниками, 19 из которых находятся в ведении католиков.

26. Южные ступени в крипту.

27. Крипта Рождества, вид на Вифлеемскую звезду. Грот прямоугольный, длина 12,3 метра, ширина 3, 15 метра.

28. Алтарь над Вифлеемской звездой.

29. Алтарь над Вифлеемской звездой в крипте Церкви Рождества.

30. Нижняя часть алтаря – Вифлеемская звезда в Церкви Рождества. Серебряная звезда на полу символизирует то место, где родился Иисус. Пол мраморный, над звездой находятся 15 светильников, шесть принадлежит православным, пять армянам и четыре католикам.

31. Нижняя часть алтаря – Вифлеемская звезда и вход в крипту. Четырнадцатиконечная звезда выполнена из серебра и окружена серебряными лампадами.

32. Вифлеемская звезда. Надпись на латыни гласит: «Здесь дева Мария родила Иисуса Христа – 1717.

33. Францисканский дворик около церкви Святой Екатерины.

34. Внутри церкви святой Екатерины. Церковь была построена на месте явления Христа святой Екатерине Александрийской и его предсказания о ее мученичестве (310 год нашей эры). Она похоронена на горе Синай. Церковь впервые упоминается в хроника пятнадцатого столетия. Скорее всего, она построена на месте монастыря времен крестовых походов. Кроме того, на этом же месте в пятом веке находился монастырь святого Иакова.

35. Священник во дворе церкви святой Екатерины.

36. Алтарь церкви святой Екатерины. В этой церкви проводит рождественское богослужение католический патриарх Иерусалимский.

37. Вход во францисканский монастырь и церковь Святой Екатерины.

38. Внутренний двор церкви святой Екатерины.

39. Окно церкви святой Екатерины.

Прогулка по церкви Рождества Христова в Вифлееме

Вифлеемская звезда — небесное тело, которое по Евангелию, возникло на небе в момент рождения Иисуса Христа и указало волхвам путь к Его вертепу.

Вифлеемская Звезда упоминается в Евангелие , как благая весть о рождении Иисуса Христа.

Согласно Писанию , в момент рождения Иисуса Христа на востоке ярко воссияла восьмиконечная Звезда. Двигаясь на запад, Звезда остановилась над Пещерой Рождества, указывая на святое место рождения Иисуса . Увидев в небе засиявшую над Вифлеемом Звезду волхвы -древние персидские мудрецы и маги узнали , что родился долгожданный Спаситель человечества и поспешили в Иерусалим поклониться Сыну Божьему – Мессии.

Евангельский рассказ о необыкновенной звезде, восшедшей над Вифлеемом, уже более 2000 лет волнует человечество. В древние времена появление или исчезновение звезд связывалось с рождением или смертью великого человека, именно от таких представлений сохранилось крылатое выражение «взошла звезда и погасла звезда». В существование зависимости жизни людей от небесных тел верили греки, римляне, персы и другие народы.
— Иосиф Флавий сообщал, что перед падением Иерусалима в течение всего года над городом блистала звезда в виде меча.
— Смерти Императора Константина Великого также предшествовало появление кометы.
— После кончины преподобного Даниила Столпника явились на небе три крестообразных звезды, которые ярко светились даже при сиянии солнца и пр.

Однако может показаться странным, что восточные мудрецы-звездочеты, увидев необыкновенную звезду, немедленно отправились на поиски Царя именно в Иерусалим.
Дело в том, что по всему Востоку было распространено убеждение, что в ближайшее время, причем именно в Иудее должен родиться Спаситель мира, Которому будут поклоняться все народы.

Считается, что о грядущем Рождестве Спасителя и о предшествующей Ему звезде говорится в «звездном пророчестве» Валаама в Книге Чисел Ветхого Завета: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовы». (Чис.24:17)

Евангелие от Матфея свидетельствует: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.»

Слухи о рождении нового Царя сильно встревожили иудейского царя Ирода. Он испугался, что этот Младенец, когда вырастет, станет его соперником и отнимет у него власть. Знатоки Закона и первосвященники поведали ему, что Младенец родился в Вифлееме. «Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды» (Матф. 2:7)
Так как Ирод был коварным и жестоким человеком, то он решил погубить Иисуса Христа во что бы то ни стало. Он сказал волхвам: «Идите в Вифлеем, а когда найдёте Младенца, вернитесь ко мне и скажите, где Он, чтобы и я мог Ему поклониться».
Интересно, что когда волхвы пришли в Иерусалим, звезда скрылась, дабы, как тогда решили, не стать путеводной для Ирода и его приближенных, хотевших найти и уничтожить Святого Младенца. Когда же волхвы оставили Иерусалим, звезда снова явилась на небе и вела их до тех пор, пока не пришли они в Вифлееме к тому месту, где родился Младенец Иисус. Поэтому часто Вифлеемскую звезду называют ещё и Путеводной звездой.

«Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.»
(Мф.2:9-11)

Волхвы поклонились Новорождённому Спасителю и преподнесли Ему свои дары: золото, ладан и смирну. Золото — как Царю, ладан — как Богу, а смирну — благовонное масло — как Человеку, который должен умереть.
Во сне Ангел Господень открыл мудрецам намерения злого Ирода, и они не вернулись к нему, а пошли в свою страну другим путём.
Вскоре и Иосифу во сне явился Божий ангел. Он велел Иосифу вместе с Марией и маленьким Иисусом бежать в Египет – Иисусу угрожала смертельная опасность. Ведь когда царь Ирод узнал, что волхвы обманули его, он очень разгневался. Полный решимости избавиться от новоявленного Иудейского Царя, Ирод отдал страшное приказание – истребить в Вифлееме всех младенцев мужского пола: «тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» Иосиф и его семья бежали в Египет и оставались там до смерти Ирода.

Реально ли существование Вифлеемской звезды?

Мнение Церкви.

Церковь считает, что Вифлеемская звезда была не обязательно естественным астрономическим телом, а скорее чудесным явлением: исполнив свое назначение, она затем исчезла с неба, а когда волхвы пришли в Иерусалим, она скрылась, чтобы ее не мог увидеть Ирод, потом снова вернувшись

Возможно, эта звезда существовала только в воображении мудрецов, а сам термин позже был употреблен в качестве метафоры. Христианские писатели первых веков думали, что это была особенная, специально сотворенная для такого случая звезда. Они считали, что это божественная разумная сила явилась в образе звезды:

«Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком… А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу» (Феофилакт Болгарский)

Мнение историков и астрономов

Что же представляло собой данное небесное тело, если оно существовало в действительности? Историчность сообщений Нового Завета и реальность существования Вифлеемской звезды не доказана.

Историки и астрономы не могут найти ответ на этот спорный вопрос. Вифлеемская звезда вела волхвов не один день, а на протяжении всего путешествия с Востока в земли Иудеи. То есть это не мог быть, к примеру, метеорит, промелькнувший в небе. Скорее всего, это была комета или одна из планет Солнечной системы. Хотя некоторые исследователи говорят о рождении новой звезды ( Новая звезда, вспыхнувшая близ созвездия Козерога — наблюдалась в течение 70 дней весной 5 года до н. э. или Новая звезда в созвездии Ориона — известны по китайским и корейским летописям) и даже об НЛО.
У последних гипотез есть один очень крупный недостаток: они не могут ответить на вопрос, а как эта звезда (или планета) могла «идти перед ними»? Звезды, как известно, по небу не перемещаются. Планеты же, хотя и перемещаются, но со скоростью, достаточно медленной для того, чтобы глаз наблюдателя с Земли мог такое перемещение визуально зафиксировать.
Существует только два вида природных небесных тел, передвижение которых по небосводу может быть заметным на глаз — это метеориты — так называемые «падающие звезды» и кометы. Из евангельского описания видно, что Вифлеемская звезда отнюдь никуда не падала и падать не собиралась. Следовательно, логично предположить — эта «звезда» была ни чем иным, как кометой.

В Евангелии от Матфея для обозначения Вифлеемской звезды употребляется греческий термин «aster», который может толковаться как «комета». Кометы, особенно яркие и заметные, на небосклоне появляются не так уж часто. Поэтому на нее должны были обратить внимание современники волхвов. Известно, что комета Галлея пролетала в пределах видимости с Земли в 12 веке до н.э. Так как современные ученые датируют рождение Иисуса примерно 14—12 гг. до н.э., комета Галлея вполне подходит на роль Вифлеемской звезды. Приближаясь к поверхности нашей планеты, комета была заметна в предрассветные часы. Затем она на некоторое время стала не видна, и вновь появилась только в зените, в той точке своей траектории, которая находилась ближе всего к Земле. Именно тогда волхвы могли увидеть ее во второй раз, в конце своего путешествия. Единственный минус данной теории состоит в том, что планета, все же, внешне имеет значительные отличия от звезды, даже если смотреть на нее с Земли невооруженным глазом. Однако, когда комета удаляется от светила, ее хвост совсем не виден, и потому рассмотреть можно только яркое небесное тело, движущееся с определенной скоростью.

Что касается версии о планете, то на эту роль подходит Юпитер. В 7 г. до н.э. произошло редкое явление — Юпитер встретился с Сатурном в зодиакальном знаке Рыб, что породило видимость новой яркой звезды. Астрологами это событие могло быть воспринято как символ. Дело в том, что Юпитер традиционно считался царской планетой, а Сатурн ассоциировался с еврейским народом. Знак Рыб соответствовал Ближнему Востоку. Волхвы могли прочесть небесные знаки и истолковать их как пророчество. По мнению одного из немецких астрономов, Юргена Хамеля, волхвы пришли из Месопотамии, заинтересовавшись необычными знакам, которые явило им небо. Сведения об этом постепенно стерлись из истории, так церковь не хотела лишний раз упоминать, что о рождении Спасителя первыми узнали не священники, а астрономы.

Похожей теории придерживался и знаменитый астроном Иоганн Кеплер. Он доказывал, что виденная волхвами звезда появилась в результате редкого совпадения в одной точке наиболее ярких планет: Юпитера, Сатурна и Марса. Наблюдая такое сочетание планет в 1603 году, Кеплер вычислил, что подобное «соединение планет» должно было происходить и в 747-748 годах от основания Рима. Интересно, что в Лондонской обсерватории в 60-е годы нашего столетия посетители могли видеть воссозданную английскими астрономами картину звездного неба в год рождения Иисуса Христа с яркой звездой.

Так как, согласно Евангелию, сами жители Иудеи не заметили никакого чудесного явления, существует мнение, что предпочтение стоит отдать гипотезе о соединении, а не о комете или вспышке новой звезды

Какая бы версия ни была верной (а Церковь не отрицает возможности существования различных объяснений этого удивительного факта), не нужно забывать, что Библия — не учебник по астрономии, а Евангельская история Рождества не является описанием атласа звездного неба над Вифлеемом и Иерусалимом. Евангелие , вобщем-то, не является хронологией происходивших 2000 лет назад событий.
Евангелие — Благая Весть (именно так слово евангелие переводится с греческого) всему человечеству о Спасении его от вечной смерти Богом Иисусом Христом. Волхвы, идущие за звездой поклониться рожденному Иисусу Христу, символизируют все народы, идущие к Источнику Вечной Жизни.

Вифлеемская звезда — мифологический вымысел?

Поскольку сообщение евангелиста Матфея о Вифлеемской звезде имеет лишь косвенное подтверждение, ряд историков считают данный евангельский сюжет, а также связанные с ним другие сюжеты (поклонении волхвов и избиение младенцев царем Иродом) полностью вымышленными:
«… из описания звезды, данного Матфеем, мы узнаем, что маги (волхвы) увидали ее на востоке и, решив (неведомо почему), что это — звезда новорожденного царя иудейского, то есть Мессии, отправились в Иерусалим. Из евангелия не видно, имели ли они во время путешествия перед собой звезду; но когда они по указанию Ирода отправились в Вифлеем, звезда вдруг снова появляется и уж не только ведет за собою волхвов, но, дойдя до Вифлеема, останавливается столь явственно над жилищем родителей Иисуса, что волхвы тут же заходят в дом с дарами. Какая то была звезда, мы не знаем, но во всяком случае естественная звезда не могла бы совершить то, что совершила эта мессианская звезда по свидетельству Матфея. Но если то была сверхъестественная, самим Богом посланная и руководимая звезда, то она должна была бы совершить нечто большее — отвести волхвов прямо в Вифлеем, минуя Иерусалим, чтобы напрасно не подводить под нож Ирода-злодея бедных младенцев вифлеемских. Поэтому все то, что в звезде этой было сверхъестественного, например ее поступательное движение и остановка, мы в любом случае должны отбросить как сказочную подробность» (Штраус Д. Жизнь Иисуса.)
В связи с этим некоторые верующие считают, что Вифлеемская звезда была не от Бога, а от дьявола, который использовал ее, чтобы убить Иисуса руками царя Ирода.

Вифлеемская Звезда как символ рождения Иисуса Христа

Тем не менее, Вифлеемская Звезда — общеризнаный символ рождения Иисуса Христа. И находится она в Храме Рождества Христова в Вифлееме.
В Гроте Рождества Христова сохранилось отверстие древнего колодца , на дно которого по преданию , и упала Вифлеемская Звезда . Считается , что если долго смотреть вглубь этого колодца , то можно увидеть мерцающий свет Вифлеемской Звезды.

Над Пещерой Рождества в 4 веке был построен Храм Рождества Христова — один из древнейших храмов на Святой Земле. В Пещере Рождества серебряная Звезда Вифлеема была установлена францискианцами – монахами католического нищенствуещего ордена в 1717 году .

Место рождения Иисуса обозначено серебряной Вифлеемской Звездой с 14 лучами , которые символизируют 14 остановок Виа Долороса –Крестного пути Христа в Иерусалиме на место казни на горе Голгофа.
Надпись по латыни «HicdeVirginiaMarieJesusCristosnatusest– 1717» — «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа» указывает на место , где родился Сын Божий и на дату установки Вифлеемской Звезды в Храме Рождества Христова монахами ордена францискианцев.

В 1847 году из Храма Рождества Христова турками была похищена серебрянная Звезда Вифлеема ,что послужило причиной Крымской войны 1853-1856 гг. Заново изготовленную серебряную Вифлиемскую Звезду турецкий султан принес в дар монахам — францискианцам в 1853 году.

Вифлеемская звезда и христианские традиции.

  • Восьмиконечная Вифлеемская Звезда , как знак Бога и символ Рождения Иисуса Христа , устанавливалась на куполах первых христианских церквей .
  • В православии изображение восьмиконечной Вифлеемской Звезды встречается на всех русских иконах Богородицы – покровительницы России . Восьмиконечную Звезду Вифлеема еще называют Звездой Богородицы , Звездой России или Русской Звездой.
  • Высшая государственная награда в царской России — орден Андрея Первозванного , имела форму восьмиконечной Вифлеемской Звезды. Согласно церковному преданию , апостол Христа Адрей Первозванный первым принес правозвестие христианской веры на русскую землю . Высокий статус награде — ордену Андрея Первозванного , был возвращен указом президента России от 1 июля 1998 года.
  • Восьмиконечную Вифлеемскую Звезду , символ рождения Христа , дарили детям на счастье и благополучие . Ею украшали верхушки елок на Рождество . В советское время восьмиконечная звезда была замена на пятиконечную.
  • Звездица — звезда, которую в церквях ставят в память о Вифлеемской на дискосе — блюде на подножии с изображением сцен из Нового Завета, чаще всего — младенца Иисуса Христа
  • Символ Вифлеемской звезды используется как элемент орнамента в декорировании иконостасов, церковной утвари и архитектурных деталей храмовых сооружений
  • Звезда-навершие — ёлочное украшение, которое ставят на верхушку рождественской ёлки.
  • Вифлеемская звезда — украшение Рождественских праздников, как на улице, так и в интерьере.

На сайте www.u-mama.ru я нашла замечательный мастер-класс

Как своими руками сделать Вифлеемскую звезду — замечательное украшение

для потолка в дни празднования Рождества Христова.

Для её изготовления требуется:

  • бумага А4 формата 50 листов (мы взяли белую, но может быть и цветная и золотая, главное — не глянцевая, т.к. она плохо клеится),
  • степлер,
  • суровая нитка,
  • ножницы,
  • клей ПВА
  • и трудолюбивые руки! Ибо процесс изготовления снежинки достаточно долгий и однообразный — но зато какой результат!

Бумагу разрезаем напополам по высоте. Каждую половинку нам необходимо скрутить «кулёчком» — но длинным и тонким (а не как для семечек ). Край тщательно смазываем клеем и скручиваем поплотнее, чтоб лучи нашей звезды не ракрутились!
И так — 100 раз.

Когда вам покажется, что 100 лучей сделать совершенно нереально, бумага вдруг заканчивается… И наступает процесс собирания их в ЗВЕЗДУ! Для этого берем по три луча и скрепляем их степлером в виде небольшого веера.

Самый ответственный момент — собрать звезду. Нанизываем наши скромные вееры на одну очень крепкую нитку (как бусины). Крепко-накрепко стягиваем. В этом случае получается звезда, которая выглядит, как шар, и ее можно подвесить на нитке. Наша нитка оказалась не очень прочной и пришлось собрать звезду, НЕ СИЛЬНО стягивая. Завязываем концы нитки.

Поскольку мы взяли белую бумагу, то решили нанести на нее некий «налет таинственности» с помощью аэрозольной краски золотой и серебристой.

Теперь прикрепляем нашу звезду к потолку. И приглашаем всех полюбоваться на результат!

Почему волхвы пошли именно за этой звездой

Рождество приблизилось еще на неделю. Повсюду мы видим, как люди готовятся к Новому году и Рождеству. Яркие огни, шары, елки… Многие уже украшают дома к празднику. В вашей семье еще нет нарядной елки, радующей глаз фонариками и увенчанной яркой звездой?

Традиция украшать елку — вовсе не советская, как думают некоторые, и звезда на елке — не кремлевская, а Вифлеемская. С середины XIX века во всех домах России наряжали елки: сверху водружали Вифлеемскую звезду, внизу устраивали вертеп.

Появление звезды

Рождение Сына Божьего сопровождалось удивительным небесным явлением — возникновением на небе яркой и необычной звезды. Она шла перед волхвами, указывая им путь к месту, где был Младенец Христос. Вот как об этом повествует евангелист Матфей:

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф 2:1–2).

Путь звезды был необычен. Она шла вопреки законам природы, с востока на запад, чтобы остановиться над Вифлеемом.

В Священном Писании подобные небесные знамения упоминаются не единожды. Такое происходило с царем Езекией, когда в подтверждение исцеления от смертельной болезни Господь дал знамение через пророка Исаию — солнце пошло назад, и тень воротилась на десять ступеней (4 Цар 20:8–11, Ис 38:2–8). Также мы читаем, что по молитве Иисуса Навина Бог остановил солнце и луну во время сражения израильтян за Гаваон (Нав 10:12–14). Знали ли об этих историях мудрецы Востока, нам неизвестно. Но они хорошо знали карту звездного неба и с большим почтением относились к звездам, связывая их с судьбами отдельных людей и всего мира.

В христианской традиции есть разные мнения о характере небесного светила. Многие сотни лет о его происхождении и природе ведутся споры, высказываются разные гипотезы. Вифлеемская звезда могла быть:
– кометой;
– соединением планет (парад планет);
– новой звездой;
– специально сотворенной особенной звездой;
– ангелом в образе звезды.

Не так важно, чем была эта звезда. Бог говорит с людьми на их языке. Волхвы читают небо, и Бог творит звезду, чтобы она указала им путь.

Но почему эту звезду волхвы сочли знамением рождения Царя в Израиле?

Ответ на этот вопрос дает нам Церковь во второй паремии Рождественского сочельника из Книги Чисел (24:2–3, 5–9, 17–18).

Благословение Валаама

Попробуем мысленно перенестись на двенадцать веков раньше, к событиям Исхода.

В конце странствия по пустыне израильтяне достигли Моавитских владений и подошли к стенам Иерихона. Царь моавитян послал своих людей к знаменитому тогда прорицателю Валааму с просьбой прийти и проклясть Израиль, чтобы моавитяне смогли одолеть его. Валаам описывается как “муж с открытым оком”, слышащий слова Божии и видящий видения Всемогущего (Чис 24:3–4). Он мог бы стать величайшим пророком Ветхого Завета, но корысть, побуждавшая Валаама торговать своим даром, помешала ему в этом. Вот и сейчас он идет, поначалу желая обогатиться, но Бог вмешивается и принуждает его благословить Израиль:

2 Был на Валааме Дух Божий.
3 И произнес он притчу свою и сказал:
5 как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль!
6 расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах;
7 польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его.
8 Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит .
9 Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!

Валаам видит Израиль как оазис в пустыне, как райский сад. И вместе с тем он видит и грозную силу, сокрытую в этом народе. Он чувствует среди Израиля присутствие Господа. Прекрасен Израиль как избранный народ Божий. Прекрасен и благословен. Опасно проклинать его!

Но вот взгляд Валаама переносится вдаль, и он видит даже большее:

17 Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых.
18 Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою.

Что же он видит? В народе, особо отмеченном Богом, через довольно длительный промежуток времени должен появиться Некто, кто славой Своей будет подобен звезде, и кто при этом будет владеть жезлом, властью. Он должен победить врагов Израиля: моавитян, едомитян.

Отчасти это пророчество осуществилось в фигуре Давида. Но его победы не прошли проверку временем, довольно скоро подчиненные им моавитяне вновь обрели независимость, а ко времени Евангельской истории Израилем даже стал править потомок Едома — идумеянин Ирод.

Так кого же видел Валаам? Сам Господь открывает евангелисту Иоанну: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр 22:16).

Звезда от Иакова — это прообраз Самого Христа, соединившего в Себе сияние славы Отчей и духовной власти над миром. Воплотившийся Сын Божий будет путеводной звездой для ищущих Царства Небесного, которая в ночи освещает нашу жизнь.Это поняли волхвы, и потому в церковных песнопениях они называются учениками Валаама.

Что для вас означает Рождественская звезда?

Это просто напоминание о празднике, радости?

Это точка в пространстве, указывающая на Богомладенца?

Это образ того, Кем является Сын Божий — по сравнению со всеми другими “звездами” и “жезлами” этого мира?

Вот как отозвался на этот вопрос Борис Пастернак:

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи.

Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звезд.

А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.
И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после.

Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы.

Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры…
…Все злей и свирепей дул ветер из степи…
…Все яблоки, все золотые шары.

Часть пруда скрывали верхушки ольхи,
Но часть было видно отлично отсюда
Сквозь гнезда грачей и деревьев верхи.
Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,
Могли хорошо разглядеть пастухи.

— Пойдемте со всеми, поклонимся чуду, —
Сказали они, запахнув кожухи.
От шарканья по снегу сделалось жарко.
По яркой поляне листами слюды
Вели за хибарку босые следы.

На эти следы, как на пламя огарка,
Ворчали овчарки при свете звезды.
Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды.

Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.
По той же дороге чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.

Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.
У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.

— А кто вы такие? — спросила Мария.
— Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести Вам Обоим хвалы.
— Всем вместе нельзя. Подождите у входа.

Средь серой, как пепел, предутренней мглы
Топтались погонщики и овцеводы,
Ругались со всадниками пешеходы,
У выдолбленной водопойной колоды
Ревели верблюды, лягались ослы.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Б. Пастернак, «Рождественская звезда». 1947 г.

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Библейский колледж «Наследие»

Колледж, где изучают Библию.

  • Вифлеемская звезда — это основной сувенир, который туристы привозят с собой из Иерусалима или Вифлеема. Особенно популярна звезда у женщин, которые носят ее в виде нательного украшения. Причина этого заключается в том, что Вифлеемская нательная звездочка считается чисто женским символом материнства.

    Уважаемые туристы! На частных экскурсиях по Вифлеему и Иерусалиму я покажу вам торговые точки, где реализуется действительно оригинальные украшения. Вы так же собственноручно освятите Вифлеемскую звезду, приложив её к оригиналу,находящимуся в Храме Рождества Христова ( в подземной пещере где Дева Мария родила ребёнка Иисуса). Если вы по какой либо причине не можете приехать в Израиль, то просто напишите мне и я попрошу продавца связаться с Вами, чтобы обсудить покупку и пересылку. Соответственно любая купленная вами Вифлеемская звезда, будет освещена на оригинале перед отправкой (можете попросить у прадовца, фотографию или короткий ролик освещения в качестве доказательства 🙂 )

    Важнно!!! Уважаемые туристы, я не торгую звездами 🙂 любые вопросы по ценам, качеству и т.п вы уже задаете напрямую продавцу ( на русском ) который свяжется с Вами. Я же могу вас только познакомить (физически если приедите и виртуально если напишите:))

    О Вифлеемской звезде написано немало книг. Все знают, что она является символом рождения Иисуса Христа, который показывал дорогу волхвам, идущим поклониться новому Иудейскому царю. До сих пор астрономы и историки изучают различные материалы, пытаясь выяснить, существовала ли на самом деле звезда или она была выдумана.

    Однако как бы там ни было, на протяжении двух тысячелетий этот символ изображают многоконечной звездой. В частности, в традиции православной церкви количество лучей — 14. Ее изображение можно встретить на различных иконах, в качестве декорирования иконостасов и прочей церковной утвари. Кроме этого, Вифлеемскую звезду используют в качестве нательного украшения.

    Среди туристов и паломников, приезжающих в Израиль, существует традиция покупать различные украшения или изделия в виде Вифлеемской звезды. Это может быть ювелирное украшение, кулон или другой предмет. Местные мастера изготавливают подобные украшения на любой вкус и в различных ценовых категориях. В частности, как из дорогостоящих (в том числе драгоценных), так и бюджетных материалов. Поэтому у вас будет отличная возможность выбрать для себя украшение по душе на Индивидуальных экскурсиях по Вифлеему. Где лучше это сделать — спросите у гида.

    На территории Израиля существует много мест, где можно купить подобные украшения. В том числе непосредственно в Вифлееме, где расположено главное изображение Вифлеемской звезды в Пещере Рождества Христова. Дело в том, что паломников пускают в обозначенную Пещеру небольшими группами. А ждут люди в специальном помещении. Когда вы будете заказывать частные экскурсии в Вифлеем, обязательно попросите экскурсовода составить программу таким образом, чтобы побывать в этом священном месте.

    Однако учтите, что подобная экскурсия будет не совсем обычной. Она подразумевает некое таинство, после которого человеку лучше некоторое время побыть в уединении, подумать о собственной душе и жизни. Поэтому лучше уделить этой поездке отдельное время, после которого хотя бы один вечер посвятить себе.

    Купить украшения в виде Вифлеемской звезды можно лишь в Иерусалиме или Вифлееме. В других уголках Израиля ее, к сожалению, не продают. Цены на них значительно разняться в зависимости от размера украшения, материала изготовления и других факторов. Дополнительную информацию о местах, где лучше купить то или иное украшение вы можете узнать у русскоязычного гида в Израиле.

    Кроме непосредственной покупки у вас также будет возможность освятить купленную ценность. Это можно сделать в двух местах — на Вифлеемской звезде в городе Вифлееме либо на камне Помазания в иерусалимском Храме гроба господня. Эти места известны во всем мире. Гид покажет их расположение, а также расскажет о проведении процедуры освящения.

    Учтите еще одну вещь. Если украшение дорогое, то вам лучше сохранить квитанцию о ее приобретении в местном магазине. Дело в том, что израильская таможня славится своей добросовестностью, а местные законы очень строги на предмет ввоза и вывоза ювелирных и исторических артефактов. Советуем вам уточнить эту информацию перед покупкой у персонального гида по Израилю.

    С первой звездой: история и традиции Рождества

    Рождество всегда считалось одним из самых важных праздников у христиан разных конфессий. К нему готовились основательно — например, православные шесть недель до Рождества постились (хотя и не так строго, как перед Пасхой). В сочельник ели сочиво — вареную пшеницу с медом. После появления на небе первой звезды садились за праздничный стол. С наступлением Рождества на улицах устраивали гулянья, игры и хороводы.

    Что делали на Рождество в царской России, почему гадают в Святки и какие изменения претерпел праздник в советские времена — в материале mos.ru.

    История праздника

    Согласно описанным в Евангелии событиям, Дева Мария и ее муж Иосиф, ожидавшие появления на свет ребенка, жили в Назарете. В Вифлееме они оказались по приказу кесаря Августа, проводившего перепись населения. Мария и Иосиф не смогли найти места для ночлега в городе, поскольку туда съехалось множество людей, и им пришлось переночевать в пещере, служившей стойлом для скота. Там и появился на свет Христос. Первой колыбелью ему послужили ясли — кормушка для скота.

    Новость о рождении Спасителя услышали сторожившие стадо пастухи, они отправились в пещеру и первыми поклонились младенцу. Тогда на небе засияла Вифлеемская звезда. Следуя за ней, к новорожденному Христу пришли волхвы и принесли ему золото, ладан и смирну. Золото было данью царю, ладан — даром Богу, а смирна — человеку, который должен будет умереть (смирной помазывали умерших).

    Вифлеемская звезда сразу стала важным символом, но сам праздник Рождества появился несколько позже. До IV века в восточных и западных церквях Рождество объединяли с праздником Крещения и отмечали 6 января. В 337 году папа римский Юлий I утвердил 25 декабря как дату Рождества Христова, и представители многих конфессий празднуют его в этот день. 24 декабря, в сочельник, служат мессу, а в домах на полу и под скатертью раскладывают сено — как напоминание о хлеве и яслях, где родился Иисус.

    Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская и ряд других церквей празднуют Рождество 7 января.

    Елка на Руси и в СССР

    Впервые о праздновании Рождества на Руси упоминается в Х веке, но наряжать елку (то есть делать то, без чего немыслимы праздники — и Рождество, и Новый год — сегодня) стали только в XIX веке. Хотя еще в 1699 году Петр I повелел приносить в дом к празднику сосновые, еловые и можжевеловые ветви, вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова и день новолетия, по примеру всех христианских народов, отмечать не 1 сентября, а 1 января. Но после смерти императора его рекомендации соблюдали не слишком аккуратно: на протяжении всего XVIII века перед праздником с помощью хвойных деревьев и веток украшали только питейные заведения (по елкам, привязанным к колу, установленным на крышах или воткнутых у ворот, было легко их опознать). Больше нигде ели к празднику не появлялись. Впрочем, приказ Петра I касался больше украшения улиц столицы (тогда еще Москвы), а не интерьера.

    Идея наряженного рождественского дерева пришла из Германии: сначала там ели украшали яблоками, свечами и шестиконечной звездой. Позже для украшения стали использовать искусственный декор, сладости и орехи. В 1830-е годы елки появились в домах петербургских немцев, а к 1852 году их стали наряжать повсюду.

    К концу XIX века елки превратились в главное украшение и городских, и деревенских домов, а к началу XX века стали обязательным атрибутом зимних праздников.

    В 1916 году, когда еще шла Первая мировая война, Святейший синод запретил рождественскую елку как вражескую затею. А пришедшие немногим позже к власти большевики продлили этот запрет (как, впрочем, и на остальные религиозные торжества).

    В 1935-м праздник условно реабилитировали, но заменили на семейный светский Новый год, сохранивший при этом ряд рождественских атрибутов: жители Советского Союза наряжали елки, организовывали праздничные представления (которые, разумеется, не касались евангельских событий), дарили друг другу подарки. В частности, в газете «Правда» от 28 декабря 1935 года была опубликована статья, призывающая отказаться от «буржуазной» трактовки и «неправильного осуждения» традиции, а также вернуть детям «прекрасное развлечение» и устроить «хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».

    Рождественские традиции

    Канун Рождества — сочельник — в России отмечали скромно и в императорских дворцах, и в крестьянских избах. За стол садились только вечером — после восхода первой звезды, символа Вифлеемской, знаменующей рождение Христа.

    В Рождество начинались Святки, которые длились до Крещения. В народе их называли святым временем: считалось, что в эти дни можно увидеть вещие сны или каким-либо другим образом получить предсказания будущего. Потому их и связывают с гаданиями (в другое время подобного рода развлечения христиане не приветствуют, а в Святки это не возбраняется).

    В святочные дни плохой приметой считался пустой стол, поэтому в каждом доме на нем лежал обрядовый калач, которым угощали приходивших колядовать. Колядки — традиция дохристианская, когда люди верили, что при помощи откупа можно отогнать от дома злых духов. Зимой славяне отмечали праздник Коляды, связанный с зимним солнцестоянием, но позднее он был приурочен к Рождеству и началу Святок. Языческие колядки сопровождались карнавальными элементами — переодеваниями с использованием шкур, масок и рогов, песнями, плясками, ярмарочными представлениями и играми.

    Особенно весело праздник отмечали в селах. Роль нечисти исполняли девушки и юноши, распевавшие песни-колядки, устраивавшие танцы и игрища под окнами соседей и выпрашивавшие угощения. Этот языческий обычай, некоторыми деталями схожий со славлением, долгое время прочно ассоциировался с Рождеством.

    Славление же традиция полностью христианская, зародившаяся в IV веке, при римском правителе Константине Великом. В России с первыми звуками благовеста процессия, возглавляемая патриархом, следовала во дворец славить Христа и поздравлять государя и членов царской семьи с Рождеством. В селах церковнослужители ходили по домам с молитвами и пением. Часто в обряде славления участвовали и простые люди, их называли славильщиками.

    В XVII веке к традиционному обряду славления добавилось новшество — вертеп (от старославянского «вертепъ» — пещера). Он представлял собой переносной ящик, украшенный вертящимися плоскими куклами и звездами, в котором воспроизводились рождественские события.

    Позже вертеп мог быть кукольным, мог быть и живым, с участием актеров, а мог быть и статичной композицией с использованием фигурок из разных материалов. Последние появлялись, например, на улицах и площадях. Закон жанра запрещал изображать Богородицу и Христа в виде кукол, их могли заменить иконой, а вот в роли волхвов, пастухов и иных персонажей могли выступать и куклы, и актеры.

    Рождественские угощения

    Среди рождественских традиций и обычаев большое внимание уделялось застолью. Главным блюдом на праздник считалось мясо: к Рождеству солили окорок, коптили ветчину, начиняли колбасу. После постных супов готовили щи с бараниной и говядиной.

    В сочельник разговлялись кутьей, а после ели жареного гуся или свиную голову. Пекли блины из овсяной муки — овес считался символом рождественских празднований. К блинам готовили пряженину, густую мясную подливу. На Рождество изготавливали пряники козули. Их лепили руками в виде коров, овечек, козочек и оленей.

    Запивали блюда и закуски традиционным сбитнем. Для детей его делали безалкогольным, взрослым же предлагали сбитень с пивом, бренди, водкой или вином.