Волхв картинки



7 вопросов и ответов, которые сделают картины
на эту тему понятнее и интереснее
Этому событию посвящено всего несколько строк в Евангелии от Матфея. Но в пересказах и толкованиях оно обросло невероятными подробностями и стало одним из самых популярных сюжетов в религиозной живописи.

Фра Филиппо Липпи. Поклонение волхвов. 1496
Сюжет прост и хорошо известен. Три мудреца с Востока пошли за путеводной звездой — и она привела их к божественному Младенцу, который родился, чтоб принести искупительную жертву и спасти человечество. Мудрецы преклонились перед Младенцем и вручили ему свои дары.

Поклонение волхвов. Центральная панель одноименного триптиха. Ганс Мемлинг. 1470
1. Кто такие волхвы?
Русскоязычные христиане называют их волхвами, западные — магами, волшебниками. А изначально подразумевались, видимо, жрецы-астрологи, персидские или вавилонские.
Матфей сообщает о мудрецах с Востока. Но со временем молва наделила их именами — Каспар, Мельхиор и Бальтазар. И дополнительными смыслами. Они стали символизировать разные части света: Европу, Азию и Африку (вот почему один из волхвов часто изображён темнокожим). И разные возрасты: Каспар обычно — седой старец (и первым подносит свой дар Иисусу), Мельхиор — взрослый мужчина, а Бальтазар — юноша (иногда Мельхиор и Бальтазар меняются местами на шкале времени).

Беноццо Гоццоли. Капелла волхвов. Фрагмент с шествием волхвов. 1459
К эпохе Возрождения мудрецов станут называть царями, а изображать их с коронами на головах. Во-первых, это согласуется с пророчеством о том, как языческие цари принесут свои дары Царю Израиля. Во-вторых, коленопреклонённый царь, снявший корону перед Младенцем, — это очень доходчивый образ.

Мозаика в Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, VI век.
Преклоняясь с дарами перед Иисусом, волхвы признают в Младенце будущего Царя. Почему для акта признания понадобились пришлые люди? Вот как объяснял этот сюжетный ход богослов Иоанн Златоуст:
— Так как цель пришествия Христа была та, чтобы отменить древние правила жизни, призвать всю вселенную на поклонение Себе и принимать это поклонение на земле и на море, то Христос с самого начала отверзает дверь язычникам, желая через чужих научить своих. Так как иудеи, непрестанно слыша пророков, возвещавших о пришествии Христа, не обращали на то особенного внимания, — Господь внушил варварам прийти из отдалённой страны, расспрашивать о Царе, родившемся у иудеев. (Беседа на Евангелие от Матфея. 6:3)

Поклонение волхвов. Ян Госсарт. 1515
2. Почему волхвы так разодеты?
С помощью роскошных и вычурных одежд волхвов художники подчеркивают их статус (они богаты и уважаемы в своих краях), а также то, что они чужаки, люди из другой цивилизации.
Правда, костюмы волхвов обычно имеют мало общего с реальными национальными костюмами жителей Азии или Африки. Как правило, это фантазийные наряды. А некоторые художники и вовсе одевали волхвов по моде своего времени, придавая значение лишь их богатству.
Помимо волхвов рядом с Мадонной и Младенцем изображается обычно ещё и святой Иосиф, супруг Марии. Его узнать легко: он, плотник по профессии, одет гораздо скромнее волхвов.

Триптих «Поклонение волхвов». Питер Кук ван Альст. 1530-е
3. Если волхвов трое, почему некоторые картины выглядят
так, будто перед Иисусом — митинг?
Первое объяснение многолюдности — бытовое: богатые волхвы не отправились бы в путь без свиты и слуг. На некоторых картинах мы видим даже охотничьих собак: волхвы в пути развлекались и добывали себе пищу.
Кроме того, длинная, «движущаяся нескончаемым потоком» процессия выглядит торжественнее трёх одиноких паломников. И сама толпа поклоняющихся, за которой ещё попробуй разглядеть младенца с богоматерью, даёт понять, какое грандиозное событие перед нами.
Нередко художнику приходилось разрабатывать сложную многофигурную композицию, чтобы уместить на полотне заказчика картины и всю его родню: ценители живописи считали вполне нормальным представать на картинах в образах библейских персонажей.

Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов. 1475.
На этой картине в образах волхвов и их сопровождающих Боттичелли изобразил не только могущественный клан Медичи (это семейство купцов и банкиров управляло Флоренцией), но и самого себя — художник стоит у правого края картины в рыжем плаще и смотрит на зрителей.
Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов. 1504.
Эта картина немноголюдна, но её автор и здесь нашёл способ разместить автопортрет . Нет, Дюрер изобразил себя вовсе не слугой, притаившимся справа на ступеньках. С себя Дюрер списал самого красивого из волхвов — высокого, с вьющимися волосами. И поставил в центре полотна.
Поклонение волхвов. Карло Дольчи
А иногда художники объединяли на одной картине сразу два сюжета — поклонение пастухов (они первыми принесли дары Младенцу, об этом рассказывает евангелист Лука) и поклонение волхвов. Так на картине становится не только больше людей, но и больше даров. Или изображали на заднем плане другие события из рождественского цикла: например, у Гирландайо показано избиение младенцев.
Поклонение волхвов. Доменико Гирландайо. 1488
4. Как быстро волхвы пришли к новорожденному?
Понимаем, откуда вопрос. Волхвы будто бы пришли поклониться Младенцу, едва он только родился: обычно на картинах Мария и Иосиф принимают гостей прямо в хлеву, где Богородицу настигли роды. С другой стороны, на этих картинах младенец часто сидит (а это дети начинают делать не раньше шести месяцев), интересуется подарками, тянет к ним руки, хватает, делает благословляющие жесты, даже кладёт руку на голову волхва Каспара, а то и вовсе выглядит двухлетним крепышом, который вполне способен сам расспросить гостей, почему они так долго несли свои подарочки.
Питер Артсен. Поклонение волхвов, 1570-1575
Богословские трактовки, апокрифы, народные предания и даже научные изыскания с привлечением астрономов дают несколько версий относительно того, как долго добирались волхвы, которых в Вифлеем вела путеводная звезда. Диапазон от «прибыли прямо к рождению» — до «пришли, когда младенцу уже было два года».
Здесь возникает новый вопрос. Каким образом волхвы с Востока могли добраться в Вифлеем в считанные дни? Доступный им транспорт часто представлен на картинах — это верблюды. Или лошади — некоторые благоразумные художники, которые никогда не видели верблюдов, не рисковали и писали вместо них знакомых лошадей. В любом случае, это не быстро.
Путешествие волхвов. Джеймс Тиссо. 1894
Красивейшее объяснение даёт богослов Иоанн Златоуст: звезда явилась волхвам ещё до рождения Иисуса — они сразу двинулись в путь и прибыли к месту назначения аккурат к рождению Младенца.
Но как понимать картины, на которых Младенец всё ещё в хлеву, а на вид уже совсем не новорождённый? И здесь есть версии. Возможно, автор пошёл на художественное обобщение и объединил два сюжета (Рождество и поклонение волхвов) в одной картине. Возможно, он просто «не заморачивался» — ни над хронологией событий, ни над тем, сильно ли отличается на вид ребёнок, которому пара дней от роду, от двухлетнего.
Поклонение волхвов. Ульрих Старший Апт
А версию о том, что божественный младенец рос не по дням, а по часам, — и вскоре после рождения мог лично принимать подарки из рук волхвов, — следует отбросить. Художники как раз старались показать в Младенце человеческое и не наделяли его супергеройскими способностями. На божественную природу малыша указывают только нимб над его головой и всеобщее благоговение вокруг.
Бенвенуто Тизи. Поклонение волхвов. 1534.
5. Что же они ему подарили?
Самих подарков на картинах часто и не рассмотреть: художники сосредоточены в основном на изображении упаковки. Золотые ларцы и кубки, украшенные драгоценными камнями, или чаша из тончайшего китайского фарфора, как на картине Мантеньи, конечно, и картине добавляют роскоши, и художникам позволяют продемонстрировать умение выписывать мельчайшие детали и изображать разные материалы.
Пинтуриккио. Поклонение младенцу.
Но в Евангелии от Матфея все подарки перечислены.
И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Мф. 2:1−12)
Рафаэль Санти. Поклонение волхвов. Фреска лоджии Рафаэля дворца понтифика в Ватикане. 1519
В VIII веке бенедиктинский монах и богослов Беда Достопочтеный (ударение в имени — на первом слоге) объяснил символическое значение каждого из даров, принесённых младенцу:
Золото — это дар царю, означающий, что волхвы признали в Младенце человека, рождённого для того, чтобы царствовать. Ладан (ароматическая древесная смола, которую издавна воскуряют в храмах) — это дар священнику, признание в Младенце того, кто станет Учителем. Смирна (она же мирра — тоже древесная смола, использующаяся в религиозных ритуалах) — намёк на будущие страдания Христа и его смерть во искупление человеческих грехов. В Древнем Израиле мирру использовали для бальзамирования тел умерших. Тело распятого Иисуса будут умащивать смесью из смирны и алоэ.
Поклонение волхвов. Питер Пауль Рубенс. 1619
Кстати, Матфей не называет число волхвов. От него мы знаем только то, что подарков было три. Именно поэтому толкователи и решили, что и волхвов должно быть столько же — по одному на каждый подарок.
6. Это из-за истории с волхвами мы теперь
дарим друг другу подарки на Рождество?
Да, но на то, как именно принято преподносить рождественские подарки (под покровом ночи подкладывать в чулок, под подушку или под ёлочку), повлияла другая легенда — о святом Николае, который подбросил ночью в окно трём бедным сёстрам золотые слитки — чтобы они и их отец могли не беспокоиться о приданом. Святой Николай — прообраз Санта-Клауса и Деда Мороза.
Бобовый король. Якоб Йорданс. 1640-е
Есть ещё один нюанс. В некоторых странах — например, в Испании и испаноязычной Латинской Америке — подарки дарят и самые шумные зимние гуляния устраивают через 12 дней после Рождества — в день Богоявления, когда церковь вспоминает и волхвов, пришедших с дарами к Младенцу Иисусу. На улицах городов в этот День трёх королей устраивают карнавальные шествия, напоминающее о прибытии волхвов. Есть и ритуалы, связанные с застольем. Например, в праздничном пироге прячут фасолину — тот, кому она попадётся, объявляется бобовым королем вечеринки, пусть и в картонной короне.
Поклонение волхвов. Жак Даре. 1435
7. Почему картины о поклонении волхвов стоит
смотреть даже атеистам?
Во-первых, это красиво.
Сюжет о поклонении волхвов был очень популярен и у заказчиков, и у художников. Первым он давал возможность получить роскошную картину — с одетыми в парчу и золото, меха и перья, короны и тюрбаны волхвами, с дарами в причудливых сосудах, с экзотическими животными, вместе с которыми мудрецы прибыли на поклонение. А иногда заказчикам выпадала возможность быть запечатлённым в образе волхва — у ног Младенца, с чашей золотых монет для его царствования. Художники же получали возможность продемонстрировать свой талант, изображая всё это (и ещё свою часть монет, конечно же).
Поклонение волхвов. Альбрехт Альтдорфер. 1530
Картины на тему поклонения становились всё вычурнее, торжественная процессия всё наряднее, художники — всё виртуознее. Со временем они стали уделять внимание не только костюмам, но и фоновому пейзажу (часто изображая под видом Вифлеема свои родные города — немецкие, голландские, итальянские), психологическим характеристикам персонажей (интересно рассматривать даже лица случайных людей из толпы).
Поклонение волхвов. Артемизия Джентилески. 1637
Некоторые художники находили возможным даже пошутить. Джентиле да Фабриано изображает за спиной Девы Марии служанок, которые заглядывают в ларец, поднесённый волхвом: достойный ли подарочек? А у Конрада фон Зоста Младенец манерно подставляет ручку и ножку для поцелуев.
Герард Давид. «Поклонение волхвов»
Картины и фрески со сценами поклонения волхвов писали величайшие художники. Среди этих работ — масса безусловных шедевров, которые нельзя пропустить тем, кто верит в искусство.
Заглавная иллюстрация: фрагмент «Алтаря с поклонением волхвов» Джентиле да Фабриано.
Источник: artchive.ru с благодарностью за прекрасный материал
Питер Брейгель Младший. Поклонение младенцу. 1630-е

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Парашутов ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ (ЧАСТЬ 67 — ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ)
Тема «Поклонение волхвов» очень обширна в мировой живописи. Постарался представить в этой галерее картины лучших и известнейших живописцев, начиная с Возрождения и заканчивая прерафаэлитами и веком ХХ.
С Рождеством вас, дорогие мои читатели! Добра, радости, любви и надежды на всё самое светлое и хорошее!!!

Поклонение волхвов
Даровал Господь Младенца Деве,
Пресвятой Божественной Марии.
Не в палатах царственных, а в хлеве
Встретил мир явление Мессии.
В нищете Рожденный не угадан,
Но пришли к Нему волхвы с Востока,
Злато, смирну и душистый ладан
Принесли с собою издалека.
И сложили дар свой многоценный,
Пред Младенцем опускаясь долу,
И в страну свою толпой смиренной
Отошли по Божьему глаголу.
Федор Глинка

Hans Memling (German born — Flemish, 1435-1494) Dreikoenigsaltar Mitteltafel Anbetung der Koenige. 1470-е гг. Museo del Prado, Madrid
Поклонение волхвов — евангельский сюжет о мудрецах, пришедших с Востока, чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары. Согласно апостолу Матфею, волхвы жили где-то на востоке. Они увидели в небе звезду и поняли, что она является знамением. Последовав за её движением по небосводу, они пересекли несколько государств и прибыли в Иерусалим. Там они обратились к правящему государю этой страны, Ироду, с вопросом, где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского, очевидно, предполагая, что правитель должен быть связан с ним родственными узами. Ирод встревожился этим известием, но вида не показал и вежливо проводил волхвов из дворца, попросив их, когда они найдут Царя, сообщить ему, где он находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему». Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем. Там они нашли Марию с младенцем, поклонились ему и принесли дары. После этого волхвам во сне было дано откровение, что к Ироду возвращаться с вестью об успехе их путешествия не стоит, и они поехали домой другой дорогой. Не дождавшись их, Ирод устроил знаменитое избиение младенцев, пытаясь найти того, кого волхвы назвали Царем.

David Gerard (Dutch, 1460-1523) Adoration of the Kings.

Quentin Massys (Flemish, 1465-1530) The Adoration of the Magi. 1526 г. Metropolitan Museum of Art, New York
Волхвы — славянское слово, используемое в переводах на русский язык. В евангельском подлиннике стоит греческое слово, которое в античной литературе имеет два значения: люди, принадлежащие к персидским зороастрийским жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи. В западноевропейской традиции волхвы называются «волшебниками» (от латинского magi) и часто изображаются царями. Впервые царями назвал волхвов святой Кесарий Арльский. По числу принесённых даров евангелисты предположили, что их было трое. У волхвов даже есть имена – Каспар (Гаспар), Мельхиор и Бальтазар (Валтасар). Есть греческие варианты их имён (Аппелликон, Америн и Дамаскон) и еврейские (Магалат, Галгалат и Серакин). Волхвов изображают, как представителей трёх различных возрастов (Бальтазар — юноша, Мельхиор — зрелый мужчина и Каспар — старик) и трёх различных сторон света (Бальтазар родом из Африки – абиссинец или нубиец, Мельхиор – европеец, Гаспар – азиат в восточной одежде).

Albrecht Dürer (German, 1471-1528) The Adoration of the Magi. 1504 г.

Giorgione (Italian, 1476/1477-1510) The Adoration of the Magi.

Raphael (Raffaello Sanzio da Urbino) (Italian, 1483-1520) The Adoration of the Magi (Oddi altar). 1502-03 гг.
Волхвы принесли младенцу три дара: золото, ливан (ладан) и смирну (мирру — драгоценное благовонное масло). Принесённые дары имеют свое символическое значение: золото – царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём, ладан – дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником, и смирна – дар тому, кто должен умереть, так как смирну в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего. Последний дар отсылает к грядущей искупительной жертве Христа – перед погребением его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ. Считается, что традиция дарить подарки на Рождество была заложена именно волхвами, хотя существуют и другие точки зрения.

Simon Bening (Flemish, 1483-1561) The Adoration of the Magi.

Antonio Allegri da Correggio (Italian, 1489-1534) The Adoration of the Magi. 1516-18 гг.
Jacopo Bassano (Italian, 1510-1592) The Adoration of the Magi. 1567-69 гг. Barber Institute of Fine Arts, Birmingham
Поклонение волхвов
Тихо полночь плывет над уснувшей землей.
Ночь безмолвна, пустыня тиха.
В эту ночь на земле безмятежный покой,
В эту ночь на земле нет греха…
И горит и сияет на небе звезда,
Льет лучи, словно солнце вдали…
Не светили так звезды нигде никогда
С сотворения самой Земли…
Знать рождается в мире Владыка царей —
Кроткий вождь поколений земных:
Как маяк на просторе мятежных морей
Для усталых, гонимых, больных…
Тихо полночь плывет над пустыней немой,
И к звезде, воссиявшей вдали,
Днем и ночью спешат, позабывши покой,
От востока волхвы-короли…
Скоро кончится путь их пред звездным лучом,
И придут до прихода зари —
И в пещере глухой пред Небесным Царем
Преклонятся земные цари…
В небе звезды и Ангелы стройно поют:
«Слава в вышних и мир на земли!»
И к Неведомой Тайне с дарами идут
От востока волхвы-короли…
Г. Аркашов
Frans (Floris) de Vriendt (Dutch, 1520-1570) The Adoration of the Magi.
Hendrik ter Brugghen (Dutch, 1588-1629) De aanbidding der Koningen. 1619 г. Rijksmuseum, Amsterdam
Начиная с XV века, поклонение волхвов зачастую начали совмещать со сценой поклонения пастухов. Поклонение пастухов – также эпизод Рождества Христова, описанный в Новом Завете из всех евангелистов только Лукой. Пастухам, работавшим неподалёку от Вифлеема, вскоре после рождения Младенца является ангел и сообщает о рождении Мессии. Близ Вифлеема обычно паслись стада, предназначенные для храмовых жертв, следовательно, пастухи были связаны с Иерусалимским храмом. Ангел, возвестивший именно пастухам о рождении Спасителя, сделал это с целью показать, что наступает время, когда не нужно будет им более выращивать скот для заклания, так как жертву за грехи человеческие принесёт Сын Божий. В православной традиции пастухам с вестью явился архангел Гавриил. Он не сопровождает пастухов к месту рождения Иисуса, а «даёт знак», согласно которому пастухи устремляются в Вифлеем. Придя к яслям, пастухи рассказали о явлении им ангела, а Мария сравнила слова ангела, явившегося пастухам, с тем, что было ей сказано в момент Благовещения. Возвратились пастухи домой, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, и рассказали всем об этой новости. Пастухи, по мнению богословов, считаются первыми евангелистами. Количество пастухов в Писании не указано, но обычно их изображают также, как и волхвов, в количестве трех человек.
Peter Paul Rubens (Flemish, 1577-1640) The Adoration of the Magi. 1633 г.
Juan Bautista Maino (Spanish, 1569-1649) The Adoration of the Magi. 1612 г.
В изобразительном искусстве и церковной живописи, например, в триптихах, сцены поклонения волхвов и пастухов часто изображались на боковых створках, а центральное место отводилось сцене самого Рождества. В православной иконописной традиции сцена поклонения волхвов тоже не выделяется в отдельный сюжет, а является одной из композиций изображений Рождества Христова. Но в целом, в христианской иконографии сюжет поклонения волхвов был очень популярным, количество картин, написанных на эту тему, огромное множество.
Pieter Fransz de Grebber (Dutch, 1600-1653) The Adoration of the Magi. 1638 г.
Jan Salomon de Bray (Dutch, 1627-1697) The Adoration of the Magi. 1674 г. Historisches Museum, Bamberg
Gaspare Diziani (Italian, 1689-1767) The Adoration of the Magi. 1718 г. Museum of Fine Arts, Budapest, Hungary
Поклонение волхвов
Вступает ночь в свои права,
В пещеру входят три волхва
Гаспар и Мельхиор…
А детство чудно далеко,
И столько выцвело веков,
Что ты забыл с тех пор,
Как звали третьего… Гаспар
Внес ладан. А Младенец спал,
Вдыхая аромат,
И столько времени прошло,
Что помнить стало тяжело
И петь, и понимать,
О чем твердил небесный хор.
Смотрел из ночи Мельхиор,
Как золотился свет,
Как подымался сладкий дым, —
В нем вился холод наших зим,
Сияли лица лет…
Дмитрий Щедровицкий, 1980-е
Rembrandt Harmenszoon van Rijn (Dutch, 1606-1669) The Adoration of the Magi. Hermitage
Sebastiano Ricci (Italian, 1659-1734) The Adoration of the Magi. 1726 г. Royal Collection, Hampton Court Palace
Одними из первых изображений считаются рельефы на саркофагах IV в. В ранних изображениях волхвы показаны одетыми в персидские одеяния и фригийские колпаки, на византийских работах головы волхвов часто украшают небольшие головные уборы типа тюбетейки. В Х веке в западном искусстве на головах волхвов появляются короны, и они из жрецов превращаются в царей. Тогда же их начинают изображать, как людей разных возрастов. Обычай изображать волхвов, как представителей разных рас, возникает опять же на западе только в XII веке и становится каноническим в веке XV-м. С XIV века, когда средневековье «праздновало» свой пышный закат, дары волхвов стали изображать не в виде кубков, а в виде изысканных золотых шкатулок, да и одежды дарителей стали более роскошными.
Giovanni Battista Tiepolo (Italian, 1696-1770) The Adoration of the Magi. 1750 г. Metropolitan Museum of Art, New York
Carle Vanloo (French, 1705-1765) The Adoration of the Magi. 1760 г. Los Angeles County Museum of Art
Jean-Jacques Lagrenée (French, 1739-1821) The Adoration of the Magi.
Повторюсь, сюжет поклонения волхвов был популярен среди художников, поскольку помогал показать талант мастера. Сцена представляла собой сложную, многофигурную композицию, в которой присутствуют не только младенец Иисус, дева Мария и сами волхвы, но Иосиф, пастухи, ангелы, а также животные – лошади и верблюды. Европейские живописцы, которым верблюды были известны только по словесным описаниям, старались не рисковать и часто заменяли их лошадьми. Часто волхвов, превратившихся в царей, сопровождала обширная свита с псами и охотничьими птицами. Кроме того, художники должны были реалистично изобразить различные текстуры – шёлк, меха, драгоценности и золото волхвов, деревянные конструкции здания, солому в яслях и грубую домотканую одежду Иосифа и пастухов.
Johann Friedrich Overbeck (German, 1789-1869) The Adoration of the Magi. 1813 г. Hamburger Kunsthalle, Germany
Edward Burne-Jones (British, 1833-1898) Star of Bethlehem. 1885-90 гг.
Gaetano Previati (Italian, 1852-1920) The Adoration of the Magi. 1890-1894 гг.
John Duncan (American, born 1953) The Adoration of the Magi.
Поклонение волхвов
Пышны волхвов одежды и пестры.
Текли лучами караваны эти,
Чтоб у пещеры в новом ярком свете
Соединиться. Вдалеке костры.
Сед Мельхиор, чернобород Гаспар.
А у пещеры оробели. — Что же, —
Промолвил Балтазар, — я очень стар,
И медлить с поклонением негоже.
В пещере ослик был и серый вол.
Младенец мира — на руках Марии.
И свет вокруг него, тот ореол,
Что обещает дали золотые.
Да, золотые, золото земли
Померкнет перед ним — зола по сути.
Волхвы с дарами. И костры вдали.
И очищается земля от мути.
Александр Балтин
Joseph Christian Leyendecker (American, 1874-1951) Adoration of the Magi.

Серия сообщений «Рождество и святки»:
Часть 1 — ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 1 — СВЯТКИ. ГАДАНИЯ)
Часть 2 — ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 6 — РОЖДЕСТВО)

Часть 22 — ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ (ЧАСТЬ 65 — НОВОГОДНЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП)
Часть 23 — ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ (ЧАСТЬ 66 — ПРИБЛИЖЕНИЕ РОЖДЕСТВА)
Часть 24 — ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ (ЧАСТЬ 67 — ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ)
Часть 25 — ПРИШЛА КОЛЯДА — ОТВОРЯЙ ВОРОТА! (Часть 4 — Продолжение темы)
Часть 26 — ПРИШЛА КОЛЯДА — ОТВОРЯЙ ВОРОТА! (Часть 5)
Часть 27 — СТАББУР ИЛИ ОТКУДА РАСТУТ НОЖКИ У ИЗБУШКИ.
Часть 28 — ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ (ЧАСТЬ 69 — ЧТО ТАКОЕ «ВОДИТЬ МАЛАНКУ»?)
Часть 29 — ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ (ЧАСТЬ 68 — СВЯТКИ И ГАДАНИЯ. Продолжение темы.)

Поклонение волхвов

“Поклонение волхвов” – довольно редкий сюжет в русской иконографии. Чаще всего сцену поклонения волхвов представляют как часть сюжета “Рождества Христова”, либо в клеймах праздничных или Богородичных икон. В Москве в Храме Христа Спасителя в юго-восточной арке (справа от алтаря) верхней церкви Рождества Христова сцена поклонения волхвов представлена как отдельный сюжет.

“Поклонение волхвов” в Храме Христа Спасителя в Москве

История поклонения волхвов Младенцу Христу показалась нам любопытной с профессиональной точки зрения, поскольку в работе с западными туристами часто приходится касаться темы евангельских сюжетов. В православной, католической и протестантской культурах толкование оных несколько разнится. Например, католики называют событие Поклонение Волхвов праздником трёх королей, это один из значимых праздников в западной церкви, отмечают его 6 января. В Польше, например, этот религиозный праздник объявлен государственным выходным днём.

Постараюсь изложить современным русским языком историю о волхвах, которую я почерпнула в книге “Земная жизнь Пресвятой Богородицы”, составленной С.Снессоревой в 1911 году.

Поклонение Волхвов

Ещё до Рождения Иисуса Христа к востоку от Вифлеема халдейские волхвы увидели звезду. Появление небесного тела было предсказано почти за полторы тысячи лет до Р.Х., посвящённые ожидали его. Новая звезда не подчинялась общим законам движения светил и восточные звездочёты поняли, что она знаменует рождение Божественного Царя. Избранные из восточных мудрецов отправились в путь, чтобы найти Царя мира, поклониться Ему и принести дары.

Предание повествует, что волхвами или мудрецами стали либо цари, либо знатнейшие особы из Персии. Они были трёх возрастов и трёх племён. Старейшим был Мельхиор, его обычно изображают с бородой. Самого молодого звали Каспар, его рисуют безбородым. Муж среднего возраста – Валтасар, на некоторых изображениях его можно видеть смуглым или вовсе темнокожим.

Волхвами, чародеями или магами их называют совсем не потому, что они занимались чародейством или колдовством. На Востоке так называли тех, кто изучал природу, в особенности небесные тела.
Волхвы отбыли из Персии задолго до Рождества Христова. Некоторые источники указывают, что Вифлеемская звезда появилась в день Благовещения. Мельхиор, Валтасар и Каспар долго странствовали по пустыне и всё время ориентировались по Звезде, которая указывала им путь. Звезда шла низко над землёй, временами она скрывалась за облаками, давая путникам передышку.
Внезапно, перед самым Иерусалимом, звезда скрылась с небосвода. Волхвы вошли в город и стали расспрашивать о том, где родился царь иудейский.

Ирод

В Иерусалиме в это время правил царь Ирод. Народ ненавидел его и Ирод пребывал в постоянном страхе за себя и своих наследников. Ему предсказывали падение с престола, фарисеи отказывались присягать такому царю. Ирод задумал уничтожить рождённого Божественного Младенца. С помощью волхвов он захотел выяснить, где его найти.
Ирод призвал к себе персидских мудрецов, прикинулся добродетельным и повелел волхвам сообщить ему о месте рождения Иисуса Христа, ибо он тоже жаждет поклонился Царю царей.
Как люди науки, волхвы были добродушны и не уразумели лицемерия Ирода. Они пообещали указать местонахождение Божественного Младенца.

Выйдя из Иерусалима, волхвы решили двигаться в Вифлеем. Вдруг на небе снова показалась Звезда и опустилась вниз, вновь указывая им путь. Она вела мудрецов, пока те не дошли до пещеры, где пребывало Святое Семейство. У её входа Звезда остановилась, опустилась ещё ниже и осветила вход. Волхвы вошли, увидели Младенца, преклонили колена, поклонились Божественному Младенцу и поднесли ему свои дары.

Дары волхов

Халдейский царь Мельхиор преподнёс ладан (ливан), как Богу фимиам.
Перс Валтасар преподнёс золото, как Царю веков.
Эфиоп Каспар преподнёс смирну, как Богочеловеку.

Пречистая Матерь и Иосиф Обручник с изумлением смотрели на поклонение царей Востока.

Поклонившись Иисусу Христу, волхвы намеревались зайти в Иерусалим и указать Ироду на пещеру, где пребывало Святое Семейство. Но им во сне явился Ангел и известил их о злобных намерениях Ирода. Мудрецы, следуя повелениям Ангела, ушли из Вифлеема другим путём.

Священное писание говорит, что волхвы впоследствии приняли святое крещение от рук апостола Фомы, который проповедовал Евангелие в Персии.

События, последующие поклонению волхвов

Святое Семейство оставалось в пещере в течении 40 дней. На 40-й день произошло Сретение Господне, затем Святое Семейство вернулось в Назарет. Но Ирод не оставил своих чёрных умыслов об уничтожении Божественного Младенца. Он приказал убить всех детей мужского пола, которым не исполнилось 2-х лет.

Феофан Критский. Избиение младенцев. Фреска в афонском монастыре Ставроникита. 1546

Ангел Господень явился Иосифу во сне и повелел ему взять семью и отправится в Египет. В ту же ночь Святое Семейство тронулось в путь. Их сопровождал Иаков, старший сын Иосифа, поэтому в западной живописи в сюжете “Бегство в Египет” часто изображают Младенца Христа, Пресвятую Деву Марию, Иосифа и Иакова.


“Бегство в Египет” Якоба Йорданса из ГМИИ им.Пушкина в Москве.

На пути в Египет беглецов остановили разбойники, которые хотели ограбить и убить странников. Старший из них выступил вперёд с мечом в руке, чтобы поближе рассмотреть путников и был изумлён их прекрасными лицами. Он не позволил сотоварищам грабить Святое Семейство и остановил того, кто настаивал на грабеже. По преданию, имя доброго разбойника было Тит, а злого – Думах. Второй раз им суждено было встретится на Голгофе – оба они страдали с Христом на кресте. Тит уверовал в Иисуса Христа, а Думах остался неверующим.

В поисках сведений об отдельной иконе “Поклонение волхвов” мне удалось найти два разных изображения. В источнике (“Золотой корабль. Православная библиотека” http://www.golden-ship.ru/photo/spasitel/poklonenie_volkhvov/288) указано, что оба они находятся в соборе Василия Блаженного. Одно написано, как самостоятельная икона.

Икона “Поклонение Волхвов” Фрагмент иконы. Сюжет “Поклонение волхвов”

Другое исполнено в виде фрагмента одной из икон.

По материалам книги “Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных её икон”. Составила София Снессорева. 2013 г.

Икона “Александр Свирский в житии” в Успенском соборе Московского Кремля
Богородичные образ в Кремле
Четырёхчастная икона в Благовещенском соборе Московского Кремля

Статьи не по теме:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Экскурсия по Красной площади и Александровскому саду
Экскурсия в Новодевичий монастырь
Экскурсия во дворец Алексея Михайловича
Частный гид-переводчик в Москве

Поклонение волхвов (картина Дюрера)

Субтитры

Перед нами незаконченное полотно Леонардо да Винчи. Это большая картина. Что примечательно, она почти правильной квадратной формы. Полотно явно не закончено. И не просто частично не закончено, это эскиз, подмалёвок. Картина называется «Поклонение волхвов». По евангельскому сюжету, когда Деву Марию и младенца Христа посетили три мудреца с востока, ведомые Вифлеемской звездой,они преподнесли Христу 3 дара: ладан, смирну и золото. На этом полотне хорошо видны методы работы Леонардо: не только его великолепная техника рисования, но и особый подход в создании фигур. Напомним, что в первую очередь Леонардо не художник. Он — учёный, инженер. Это человек, который изучает и понимает природу. Заметно, что Леонардо прекрасно разбирается в анатомии человеческого тела. Даже изображая людей в одежде, он чётко представляет строение скелета, представляет мускулатуру тела. Если посмотреть на фигуры справа в средней части картины, голова одной выглядит почти как череп. Будто Леонардо в буквальном смысле сначала прорисовывал кости, а поверх наращивал плоть, прежде чем одеть их и нанести цвет. Это группа образов, часто называемых мудрецами. Но сначала, наверное,лучше поговорить о центральных образах. В центре мы видим Деву Марию и младенца Иисуса, образующими вместе с волхвами форму пирамиды на переднем плане. Мы часто можем наблюдать такую форму на полотнах Высокого Возрождения. Она придаёт стабильности. И мы видим это на переднем плане картины в образах Св. Девы Марии и Христа. Это особенно важно для данной картины, столь хаотичной, где столько всего происходит. В правому верхнем углу, к примеру, происходит битва. Мы видим двух лошадей, встающих на дыбы, вверху слева — фрагменты некоей классической архитектуры. Мы видим прекрасно выполненные ступени в идеальной линейной перспективе. Леонардо набросал несколько потрясающих эскизов при подготовке к написанию полотна. Но давайте приглядимсяк тому, о чём вы сейчас говорили, и проведём линии более чётко. Если начать с Девы Марии, с её лица… Её взгляд скользит поверх головы своего сына и вниз к его руке, а он будто подхватывает направление её взгляда и ведёт нас ниже, к отвечающему ему взглядом волхву, вручающему дары. Мы можем продлить эту линию дальше вниз к его ногам, прямо в угол картины или вернёмся к Св. Марии и проведём линию в другую сторону — от её переносицы, через плечо, подхваченную коленопреклонённой фигурой на переднем плане слева. Интересно, что это не просто треугольник. Это пирамида, которая фактически выдвигается вперёд, приближаясь к основанию … и существует отдельно в пространстве. Потрясающе, какое внимание уделяет Леонардо тому, как все персонажи реагируют на происходящее. Мы видим множество лиц,наполовину скрытых в тени, множество жестов. И в этом смысле картина действительно напоминает мне о «Тайной вечери» Леонардо, где Христос, сидящий посередине, также создаёт форму пирамиды с помощью разведённых рук. Вокруг него суета, водоворот эмоций апостолов, а в центре — поистине ощущение спокойствия. Понятие гармонии, совершенства, чувства вечности очень типичны для Высокого Ренессанса. Но как мы, люди, реагируем? Здесь есть ещё один элемент, очень существенный и свойственный Леонардо да Винчи. И даже несмотря на незаконченность,мы можем это почувствовать. Это техника сфумато, что по-итальянски означает «дым, дымка». Она позволяет создать нечто вроде визуального клея, гармонию между формами внутри цветовой гаммы, соединить элементы картины и избежать ощущения изолированности элементов, что так характерно для Раннего Ренессанса. Вместо чётких линий, создающих очертания, применяются обволакивающие, мягкие контуры, скрадываемые дымкой. Фигуры словно выступают из тени в свет и снова погружаются во тьму. Таким образом, Леонардо применяет ещё один способ для придания образам цельности. Не только с помощью пирамидного построения и не только через взгляды и жесты, но и посредством окутывающей их атмосферы. Мы видим превосходную игру света и тени, очаровательные смягчённые контуры, прекрасную композицию,выражение сложных чувств. Мне очень хотелось бы взглянуть на это полотно в завершённом виде. И мне. Subtitles by the Amara.org community