Воскресение икона

Старинная икона Воскресение Христово с Двунадесятыми Праздниками Господними. Россия, Владимирские села 1870-1900 год

Икона Воскресение. Сошествие во ад.
«Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал». (1Пет. 3:19-20)
Сошествие во ад завершает искупительную миссию Иисуса Христа. Пока тело Христа находилось во гробе, человеческая душа Его спустилась в глубины ада и там проповедовала душам умерших, таким образом освободив заключённые там души. Спаситель вывел из ада души всех ветхозаветных праведников, включая Адама и Еву. В канонических Евангелиях почти нет упоминаний о сошествии Иисуса Христа во ад, наиболее подробно и полно это событие описано в апокрифическом «Евангелии от Никодима».
Икона Рождество Богородицы.
«Рождение Твое, Богородица Дева, принесло радость всей вселенной, потому что из тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш; разрушив проклятие, Он дал благословение и, уничтожив смерть, даровал нам вечную жизнь». (Тропарь праздника. 8/21 сентября)
Иоаким и Анна были известны не царским происхождением, а смирением и милосердием. До глубокой старости у них не было детей, но они не переставали просить Господа о даровании ребенка. Благодаря терпению, вере и любви к Богу и друг другу у них родилась дочь. Ей было дано имя Мария, что значит по-еврейски «Госпожа, Надежда». Она была предназначена быть Матерью Спасителя мира.
Икона Введение Богородицы во храм
«Сегодня предвестие благоволения Божия и проповедь о спасении людей. В храме Божием торжественно является Дева и всем предвозвещает Христа. И мы Ей громко воскликнем: радуйся, исполнение промышления о нас Создателя». (Тропарь праздника. 21 ноября/4 декабря)
В трехлетнем возрасте юную Деву Марию родители ввели во храм, исполняя обет данный Богу. Марию поставили на первую ступень лестницы, ведущей в иерусалимский храм. Лестница эта имела пятнадцать больших ступеней, и Мария без посторонней помощи, взошла по ним, чтобы продолжить свою жизнь в храме. Эта икона помогает в карьерном, творческом, духовном росте.
Икона Благовещение
«Сегодня начало нашего спасения и открытие тайны, предназначенной от вечности: Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил благовествует благодать. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, благодатная, Господь с Тобою». (Тропарь праздника. 25 марта/7 апреля)
К Персвятой Деве Марии с радостною вестью о том, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя, был послан Архангел Гавриил: «..радуйся благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами… Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца»
Икона Рождество Христово
В связи с указанием о всенародной переписи иудеев, Иосиф и Дева Мария пришли в город Давидов — Вифлеем. В самом городе они не смогли найти себе места для ночлега, поэтому остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В эту ночь родился Спаситель, через восемь дней Его нарекут Иисусом, как указано было господом через Ангела. Перед вифлеемскими пастухами появился Ангел и сказал им: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».
Икона Крещение Господне
«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1,9-11). Крещение или Богоявление — один из самых древних праздников христианской Церкви. Отмечается Православной Церковью 6/19 января. Вода, согласно Ветхому Завету, — начало жизни. «Погружаю в воду» на греческом языке звучит «крещаю» или «крещу».
Икона Преображение Господне
«Ты, Христе Боже, преобразился на горе, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько они могли ее видеть. Пусть и для нас грешных воссияет Твой вечный свет, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!»(Тропарь праздника. 6/19 августа)
Чтобы поддержать веру в учениках, незадолго до Своих страданий, Иисус Христос показал им Свою божественную славу: «…увидели, что Иисус Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белыми, как снег, и блистающими, как свет». (Мф. 17:1-13; Мк. 9:2-13; Лк. 9: 28-36) Преображение Спасителя прообраз людей в Царствии Небесном, преображение в будущем всего земного мира.
Икона Воздвижение Честного Креста Господня
Честной и Животворящий Крест Господень был обретен в 326 году в Иерусалиме недалеко от места распятия Иисуса Христа. В память об этом событии 14/27 сентября Церковью установлен праздник. Предание об обретении Креста Христова тесно связано с жизнью святых равноапостольных Елены и Константина. Животворящую силу Своего Креста Спаситель показал через оживление умершего, к которому был приложен Крест. При обретении Креста, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, патриарх воздвигал (поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.
Икона Успение Пресвятой Богородицы
«Ты, Богородица, при рождении (Иисуса Христа) осталась девою и после смерти Своей не оставила мира; будучи Матерью Жизни, Ты перешла к жизни вечной, и молитвами Своими избавляешь от смерти души наши». (Тропарь праздника. 15/28 августа)
Во время молитвы на Елеонорской горе Божией Матери явился архангел Гавриил и сообщил радостную весть, что скоро Господь возьмет Ее к Себе. При прощании с апостолами Богородица обещала не оставлять их и всех христиан после Своей смерти. В час успения Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее душу.
Икона Святая Троица
«В день Святой Троицы Церковь молится Триипостасному Богу о даровании всем нам Духа благодати и щедрот и о распространении милостей Своих на все наши нужды — телесные и духовные, земные и небесные, временные и вечные, распространяя их не на живых только, но и на умерших». Переживание догмата о Святой Троице есть переживание откровения о Божественной любви внутри Самой Троицы, приводящее к переживанию и осуществлению любви между людьми — множеству лиц в единой природе. День Святой Троицы празднуется на 50-й день после Пасхи.
Икона Вознесение Христово
«Ты вознесся во славе, Христос Бог наш, обрадовавши учеников Своих обещанием Святого Духа, когда они через благословение Твое совершенно убедились, что Ты есть Сын Божий, избавитель мира». (Тропарь праздника. 40-ой день от первого дня Пасхи)
Иисус Христос, подняв руки Свои, благословил учеников Своих; и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и скоро облако взяло Его из вида их. (Мк. 16:15-19; Лк. 24:46-53) Вознесшись на небо, Иисус Христос, по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него.
Икона Вход Господень в Иерусалим
«Удостоверяя, что будет всеобщее воскресение мертвых, Ты, Христос Бог, перед Своими страданиями воскресил Лазаря из мертвых. Поэтому и мы, подобно детям (еврейским), нося знаки победы (жизни над смертью), восклицаем Тебе, Победителю смерти: осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне!» (Тропарь праздника. Последнее воскресенье перед Пасхой)
Приблизившись к Иерусалиму, Спаситель со скорбью смотрел на него. Он знал, что народ сейчас торжественно встречающий его, устилающий перед ним дорогу собственной одеждой и пальмовыми ветвями, отвергнет Его, — своего Спасителя, — и Иерусалим будет разрушен.
Икона Сретение Господне
«Радуйся, благодатная Богородице Дева, потому что из Тебя воссияло солнце правды — Христос Бог наш, Просвещающий находящихся во тьме; веселись и ты, праведный старец, взявший на руки Того, Кто освободил наши души и даровал нам воскресение». (Тропарь праздника. 2/15 февраля). Сретение значит встреча. Младенца Иисуса Христа в храме встретил, узнал и прославил старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Спасителя Мира. Держа младенца на руках, Святой Симеон сказал: «теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего, по слову Твоему, с миром, потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей».

Епископ Балашихинский Николай (Погребняк Святослав Владимирович)

Биография

Родился 15 мая 1950 г. в Москве в потомственной семье врача.
В 1967 г. окончил среднюю школу № 820 и поступил в 1-й Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова, где учился до 1971 г. (полного курса не закончил).
В 1971-1973 гг. работал в Государственной Третьяковской галерее.
В 1972 г. поступил на подготовительные курсы в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, где посещал лекции на искусствоведческом отделении исторического факультета.
В 1973 г. поступил в Московский полиграфический институт (факультет редактирования печатных изданий), который закончил в 1978 г. по специальности «Книговедение».
В 1974-1981 гг. работал в Московском доме книги в должности заведующего отделом общественно-политической литературы.
В 1976 г. женился, в этом же году родилась дочь Софья. Супруга скончалась в 2009 г. после тяжелой болезни.
С 1975 г. работал в редакции «Журнала Московской Патриархии» под руководством архимандрита Иннокентия (Просвирнина).
6 ноября 1979 г. принял Святое Крещение с именем Николай.
В июле 1981 г. перешел на постоянную работу в редакцию «Журнала Московской Патриархии», где до 1990 г. работал в должности заведующего справочно-библиографическим отделом (библиотекой ИО МП).
В 1989 г. закончил Московскую духовную семинарию (экстернат).
25 февраля 1990 г. архиепископом Можайским Григорием рукоположен в сан диакона к храму Святой Троицы г. Люберцы Московской епархии. 27 августа 1990 г. им же рукоположен в сан иерея.
До 1992 г. служил в Троицком храме г. Люберцы.
23 июля 1992 г. назначен настоятелем Преображенского храма г. Балашихи.
С 1997 г. — член редакционной коллегии журнала «Московские епархиальные ведомости».
21 июля 1998 г. назначен благочинным церквей Балашихинского округа Московской епархии.
В 1998-2004 гг. — секретарь комиссии по издательской деятельности Московской епархии. 12 октября 2004 г. назначен председателем отдела по издательской деятельности и связям со СМИ Московской епархии.
В 2009 г. награжден крестом с украшениями.
31 марта 2011 г. назначен пресс-секретарем Московской епархии.
28 сентября 2011 г. в Крестовом храме Преображения Господня Новодевичьего монастыря г. Москвы митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием пострижен в монашество с именем Николай в честь святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского.
Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 114) избран епископом Балашихинским, викарием Московской областной епархии.
9 октября 2011 г. возведен в сан архимандрита.
3 декабря 2011 г. наречен во епископа Балашихинского.
1 января 2012 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Николая во епископа Балашихинского.

Статуя “Ангел воскресения”

Одной из самых выдающихся работ на кладбище Стальено (Генуя) называют «Ангела воскресения» (1882) Д. Монтеверде. Более того, эту работа мастера считается шедевром, одной из вершин жанра. Скульптура на могиле Франческо Онето, президента Всеобщего Банка, стала примером для подражания, образцом нового, особого стиля кладбищенских ангелов, и этого эстетического направления стали придерживаться другие скульпторы, да и сам Монтеверде тоже. Сегодня двойники его «Ангела» стоят на многих кладбищах Америки и Европы.

Джулио Монтеверде (1837-1917) начинал как резчик по дереву, создал несколько распятий для церквей, работал в мастерской Бистольфи, увлекся мраморной и бронзовой скульптурой, учился в Академии изящных искусств Генуи, позже переехал в Рим. Его работы выставлялись в Парме, Милане, Риме, многие из них пользовались и пользуются сегодня большой популярностью («Мадзини», «Дженнер выполняет вакцинацию сына от оспы», «Гений Франклина»), а «Юный Колумб» даже был награжден золотой медалью на выставке 1870 года.

«Ангел воскресения» (иногда его называют «Ангелом смерти») — не мальчик и не девочка, совершенно андрогинный тип и лица, и фигуры, хотя для создания этой статуи скульптору позировала девушка.Чувственное нежное личико удивительно красиво… но как же страшен этот сверлящий взгляд исподлобья, сколько символики в этих сложенных крестом на груди руках, как многозначительна труба Страшного суда в правой руке у этого существа! Уберите крылья (дурная мысль, конечно) — и в этом облике будет все что угодно: раздумья о прошлом, страх перед будущим, меланхолия, сентиментальный транс — человеческое, слишком человеческое… Но эти крылья, эти огромные крылья за спиной, заставляющие задуматься о том бесконечном, неотвратимом, непостижимом, что ждет каждого из нас когда-то потом, в будущем…


Это революционная статуя для своего времени, потому что она своего рода «переломный момент» от позитивистской идеи реализма по отношению к смерти, к более спорному пониманию, которое ведет к символизму. Если раньше, и мы это успели заметить, ангелы непосредственно вели усопших к вратам, к другой жизни, поддерживали и помогали им. То этот ангел бесстрастно взирает со стороны на уход в мистическое небытие, в бездонное ничто. Скульптор неспроста придал фигуре женственный образ. Монтеверде намекает на дуализм Эроса и Танатоса — то есть «инстинкта жизни» и «инстинкта смерти». Дуализм, который избегали все предшествующие классические скульптуры (коих мы уже насмотрелись в достаточном количестве), выражающие добродетель и скорбь.»

Воскресение Христово — Сошествие во ад

8. Воскресение — Сошествие во ад

1640-е годы. Ярославль
Дерево, темпера. 137 × 103
Происходит из Спасопробоинской церкви в Ярославле
Ярославский музей, инв. И-528

Икона «Воскресение — Сошествие во ад» — один из ранних образцов излюбленной в Ярославле иконографии, опирающейся на апокрифическое Евангелие Никодима. Созданная строгановскими мастерами в начале XVII века эта композиция, несмотря на сложность и многосоставность, отличается ясностью. Основную конструктивную роль в ней играет центральная вертикаль, объединяющая наиболее важные смысловые элементы — Воскресение Христово (в центре), Сошествие во ад (внизу), Вознесение и Троицу Новозаветную (вверху).

В сцене Воскресения Спаситель в золотом облачении представлен в овальной мандорле с золотым сиянием как бы парящим над гробом, на дне которого видны погребальные пелены. Перед гробом — отваленный от него круглый камень, за гробом — стражи в латах. Повелительным жестом правой руки Христос посылает ангелов на брань с адом для освобождения праведников.

Место пребывания душ усопших изображено в виде огромной темной пещеры. Христос представлен стоящим на ниспровергнутых скрещенных вратах ада, рядом с которыми множество разломанных запоров; слева от Христа — ангелы, сковывающие сатану. Сорванные врата ада и золотое сияние одежд и мандорлы Христа — символы победы света над царством тьмы и смертью: «Он Солнце правды, воссиял во тьме … осветил седящих во тьме светом божественных лучей и показал им свет истины» (Иоанн Дамаскин).

Церковные авторы отмечали, что Христос «сошел один, а исшел в сонме многих», вывел из ада ветхозаветных праведников. Правой рукой Христос поднимает с колен Адама, воскрешая его к новой жизни. За Адамом показана поднимающаяся из гроба Ева. Рядом с Христом изображен Авель. Левой рукой он указует путь шествующим в рай праведникам. Торжественное шествие возглавляют ангелы со страстными орудиями в руках: крестом, копием и губкой, ларцом (с гвоздями?). Первым изображен ангел с крестом. За ним — Иоанн Предтеча Крылатый со свитком: «Покайтеся, приближи бо ся царствие небесное и всем свет возсиял…» Далее следуют ангел со страстными орудиями, царь Соломон со свитком в руках, царь Давид, Даниил (?), Мельхиседек, пророк Исайя с книгой в руках. Праведники приближаются к вратам рая, за которыми в вертограде (саду) Благоразумный разбойник беседует с Енохом и Илией.

Тема возвращения человечества в рай усиливается и развивается в композиции Вознесения. Христос изображен в мандорле, поддерживаемой ангелами, которая поднимается над горой Елеонской, на вершине ее видны следы его ступней. Венчает центральную ось иконы изображенная на верхнем поле, в сегменте небес — Троица Новозаветная (кат. № 5).

Из сцен, обрамляющих центральную ось композиции, особенно важны изображения в верхних и нижних углах, раскрывающие значение Креста — символа Божественного Домостроительства. Образ искупительной крестной смерти являет Распятие, изображенное в верхнем левом углу. Скрещенные врата ада, представленные слева внизу — знак победы над адом и смертью. Корабль с крестообразной мачтой в сцене с апостолом Петром в правом нижнем углу — символ Церкви Христовой, а корабельщики-апостолы уподоблены «ловцам человеческих душ». В правом верхнем углу — райское селение, открываемое Крестом, как ключом.

Сцены, представленные на ярославской иконе «Воскресение — Сошествие во ад», связывают воедино историю Домостроительства спасения. В сюжетной канве акцентирована идея осуществления ветхозаветных пророчеств в новозаветных событиях. Идея Божественного промысла реализуется в спасительном деянии Премудрости Божией, второго лица Троицы — Иисуса Христа. Христос-София своим нисхождением к миру сообщает человеку «нетление», освящает, возвышает до Бога человеческое естество, созидает Церковь, в которой посредством Святого Духа Божество продолжает пребывать в мире.

О. Кузнецова

Иконография

  • Заметки по иконографии архим. Макарий (Веретенников)
  • Древнехристианская иконография как выражение древнецерковного веросознания еп. Христофор (Смирнов)
  • Покровский Н. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских проф. А.П. Голубцов
  • Из христианской иконографии проф. А.П. Голубцов
  • Иисус Христос. Иконография Н.В. Квливидзе
  • Иконография Пресвятой Богородицы Н.В. Квливидзе
  • Святые Древней Руси: Материалы по иконографии Г.В. Маркелов
  • Иконография Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Н.П. Кондаков
  • Иконография Богоматери Н.П. Кондаков
  • Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянскою живописью раннего Возрождения Н.П. Кондаков
  • История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей Н.П. Кондаков
  • Очерки памятников христианской иконографии и искусства Н.В. Покровский
  • Благовещение Пресвятой Богородицы в памятниках иконографии, преимущественно византийской и русской Н.В. Покровский
  • Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских Н.В. Покровский
  • Великий Канон: история и иконографические параллели прот. Николай Погребняк
  • Основы иконографии древнерусской живописи Ю.Г. Бобров
  • О Воскресении Христовом в православной иконографии И.А. Припачкин
  • Фотовикторина: Иконография Спасителя

Иконогра́фия — 1) совокупность особенностей, характеризующих иконы того или иного типа (иконография Пресвятой Троицы; иконография Страшного Суда); 2) совокупность утвержденных Церковью правил и норм, которых должен придерживаться иконописец, при написании той или иной православной иконы; 3) (иногда в искусствоведческой литературе) наука, изучающая иконы, историю и обстоятельства формирования христианского искусства.

На чем основываются иконографические образы?

Догматической основой иконопочитания являются свидетельства, запечатленные в Священном Писании и Священном Предании. Как известно, догмат о почитании св. икон был утвержден на VII Вселенском Соборе. Догматические основания располагают верующих создавать и правильно чтить священные изображения.

При создании же икон иконописцы опираются на особые правила или каноны.

Основу тех или иных иконографических образов могут составлять различные источники, среди которых уместно выделить следующие: Священное Писание, церковно-исторические произведения, Жития святых, патерики, литургические тексты и даже фотографические изображения (к ним прибегают, положим, при создании образов святых, почивших о Господе в XX в.).

Яркой иллюстрацией использования образов из Священного Писания могут служить иконы Страшного Суда. На изображениях этого типа встречаются образы, сюжеты, заимствованные из Евангелия, Откровения Иоанна Богослова, Книги пророка Даниила и др.

Церковно-исторические произведения дают основу для воспроизведения на иконах событий из истории Вселенской Церкви. Такого рода образы можно встретить, к примеру, на иконах Вселенских Соборов.

Из патериков и Житий святых иконописцы черпают сведения для формирования образов тех или иных святых, для отображения значимых событий их жизни.

Содержание литургических текстов может служить источником для изображения сцен и сюжетов, связанных с храмовым богослужением.

Наконец, фотографические изображения могут использоваться для создания иконографических образов святых, запечатленных при жизни на фотографических карточках.