Восточные церкви

Вопрос 4. Палестина, Сирия, Финикия в древности и закат Вавилонии

Говоря об этих ближневосточных территориях – Сирии, Палестине, Финикии, – надо отметить их чрезвычайную важность для торговых отношений, их древность в историческом плане. Именно здесь возникли впервые скотоводство и земледелие, существовали развитые поселения эпохи неолита – Иерихон, например. Однако затем развитие региона по каким-то причинам замедлилось. Лишь отдельные места, Эбла в Северной Сирии, Библ в Финикии, достигают уровня развития подобно шумерским городам-государствам. Племена, населявшие эти территории, относят к семитской группе. Именно отсюда, (Палестина и Сирия) они распространились на юг (южноаравийцы и арабы на Аравийском полуострове), восток (аккадцы в Месопотамии) и по всему Восточному Средиземноморью (западные семиты).

Примерно к концу III тыс. д.н. э. Палестина, Сирия и Финикия покрылись сетью городов-государств, которые создало земледельческое население, жившее в плодородных долинах. Скотоводческое население обитало по краю пустыни, откочевывая из оазисов в весенние цветущие степи.

Торговля с Египтом и городами Месопотамии способствовала процветанию и развитию данного региона. Вывозили лес, ослов, слоновую кость. В первой половине II тыс. д.н. э. появились важные новшества. Была изобретена технология изготовления посуды из непрозрачного цветного стекла, а так же технология окраски шерсти в лилово-красный и лилово-синий цвета пурпуром – краской, добываемой из морского моллюска. Особенно это сказалось на благосостоянии Финикии, купцы которой были монополистами в торговле новым товаром.

Централизованного единого государства на территории Восточного Средиземноморья не существовало. Усилившийся Египет прервал намечавшийся расцвет палестинских, сирийских и финикийских городов. Военные походы египтян, грабежи, угон скота, захват людей в плен ослабляли потенциал городов Восточного Средиземноморья. Регион был поделен на сферы влияния между Египтом (юг) и государством Миттани (север). Жизнь в подвластных чужеземным правителям городах продолжилась без постоянных погромов.

Газру, Лахиш, Иерусалим, Мегидо, Хацор, Библ, Угарит, Кинза-Кадеш – вот крупнейшие населенные пункты эпохи второй половины II тыс. д. н. э. Тем временем усиливавшееся Хеттское государство направило свои силы на запад, в Палестину и Сирию, разгромив Миттани в середине XIV в. д.н. э. Дань хеттам была куда менее значимой, нежели дань египетскому фараону, поэтому ближневосточные территории поддержали новых правителей.

Вскоре, однако, выяснилось, что хетты не терпят никакой самостоятельности, существовавшей при миттанийцах. Сирийские города оказались в сложном положении. Оно усугубилось новыми вторжениями египтян, от которых страдали в первую очередь палестинские земли. Заключенный между хеттами и египтянами мир, который вызывался в немалой степени ассирийской угрозой, не надолго принес покой в Восточное Средиземноморье.

В XIII в. д.н. э. появилась угроза вторжения скотоводческих племен, которые консолидировались, как представляется, в племенном оазисе Кадеш-Барнеа на севере Синайского полуострова. Эти древнееврейские племена поклонялись богу Яхве. Несколькими потоками они прошли в Заиорданье, но только немногие перешли Иордан у Иерихона. Часть завоевателей заселила почти обезлюдевшие территории, некоторые вернулись назад. Однако и те, кто жил раньше, и новые израильские племена вынуждены были забыть вражду и объединиться для отпора страшному врагу, который остался в древних документах под названием «народы моря».

«Народами моря» египтяне называли группу разнообразных по происхождению племен, одни из которых двигались на ладьях, другие на колесных повозках посуху. К ним, несомненно, принадлежали греки-ахейцы, разрушившие Трою, другие племена (может быть, протоармяне), положившие конец Хеттскому царству, и еще какие-то племена, известные только по именам, да и то в неточной египетской передаче.

Нашествие развернулось с конца XIII в. Кульминационного пункта оно достигло в начале XII в. с разрушением Хеттского царства. Продвижение их на Египет было остановлено фараоном Рамсесом III в какой-то момент после середины XII в. до х.э. Два племени из числа «народов моря», известные в дальнейшем под названием филистимлян (от их имени происходит само слово «Палестина»), осели на плодородном палестинском побережье, на полосе длиной 60 км и шириной 20 км, и создали здесь союз пяти самоуправляющихся городов: Газы, Аскалона, Аккарона, Гата и Ашдода. Они принесли с собой позднемикенскую материальную культуру, технику железа и железное оружие и вскоре установили свою гегемонию почти над всей Палестиной. Одновременно с этим с Синая и из-за Иордана сюда совершали набеги и, видимо, частично оседали по окраинам кочевые семитские (арамейские или арабские) племена.

Финикийские города-государства в последние века II тыс. и первые века I тыс. д.н. э. пережили своеобразный подъем. Нашествие народов моря не столь страшно затронуло эти территории. Роль крупного торгового центра вместо погибших Сидона и Угарита перешла к Тиру. Его население увеличилось за счет прибывших беженцев, и возникшая демографическая проблема решалось выводом колоний. Эти колонии стали частью Тирской державы, они выплачивали дань тирскому царю.

Золото и серебро, притекавшие в Тир из отдаленных районов Западного Средиземноморья и севера Эгеиды, обогатили этот город. Тир стал «Лондоном древности». Он поддерживал связи с соседними палестинскими государствами.

Например, в Х в. д. н. э. царь Тира Хирам заключил союз с царями Израильско-Иудейского царства Давидом и его сыном Соломоном. Возраставшее влияние Тира выразилось в создании Тиро-Сидонского царства, а быть может, в возникновении в южной части Финикии федерации городов, возглавляемой Тиром.

Богатство и внешний блеск Тира скрывали острые внутренние противоречия. Там развернулась ожесточенная социальная и политическая борьба. Ее нитью, возможно, было противостояние царской власти и влияния жречества. В ходе этого соперничества, когда счастье улыбалось то одной, то другой стороне, побежденные были вынуждены покинуть Тир и бежать. Так после победы царя Пигмалиона над жрецом Мелькартой Ахерба вдова Ахерба и сестра царя Элисса с группой знати, поддерживавшей ее и ее покойного мужа, бежали из Тира и основали город Карфаген в Африке. Это произошло в 825–823 гг. до н. э.

Но будущее Тира и всей южнофиникийской державы оказалось под угрозой. Опасность исходила от Ассирии. Походы Тиглатпаласара III (744–727 гг. до н. э.) привели к подчинению Финикии. Ее северная часть, кроме г. Арвад, расположенного на островке, была присоединена непосредственно к самой Ассирии, а остальные города сделались ее данниками.

Эпизодическая дань превратилась в постоянный налог, уплачиваемый финикийцами ассирийскому царю.

Местные династии в городах были сохранены, но рядом с царями Тира и других городов были поставлены специальные уполномоченные ассирийского царя, без ведома которых местные монархи не могли не только проявлять какую-либо инициативу, но даже и читать корреспонденцию. Тиро-Сидонское государство (или южнофиникийская федерация во главе с Тиром) распалось.

Попытки освобождения заканчивались плачевно. Восстание Сидона завершилось новым разрушением города и лишением его даже призрачной самостоятельности. Нелояльность Тира стоила тому потери всех владений на материке (сам Тир, как и Арвад, находился на острове). Часть финикийского населения была уведена с родины: так, полностью сменилось население южного города Ахзиба.

Падение Ассирии в VII в. до н. э. не улучшили ситуацию, так как Финикия стала лакомым куском и для Египта, и для Вавилона. Тринадцать лет Навуходоносор II осаждал город Тир. Несмотря на то, что взять его не удалось, город признал свою зависимость. При этом в Месопотамию была переселена часть тирского населения, как и жителей Библа.

Так Финикия стала частью Ново-Вавилонского царства, разделив вместе с Палестиной, дальнейшую судьбу халдейского государства: сначала став владением Персии, а затем в частью державы Александра Македонского.

Палестина в начале I тыс. до н. э. была представлена государственными образованиями, возникшими в среде израильских племен, которые пришли на территорию занимаемую ранее ханаанеями, создавшими городскую культуру. Среди этих племен – аммонитяне, моавитяне, эдомитяне и др. Они почитали бога Яхве. Поклоняться Яхве и другим богам можно было где угодно – преимущественно на холмах и высотах гор, но считалось, что на земле он обитал незримо в «Ковчеге Завета», хранившемся в шатре, как во времена бродячей жизни племен. Израильский племенной союз по традиции считался состоящим из 12 племен («колен»); на самом деле число племен в составе союза колебалось. Это было прежде всего культовое объединение, скрепляемое общим почитанием союзного бога Яхве.

Наиболее важными из политических палестинских образований были Иудейское и Израильское государства, занимавшие большую часть страны и оставившие глубокий след в общечеловеческой культуре, главным образом созданным древними евреями Ветхим заветом.

Истоки этих царств в государстве царя Давида, правившего ок. 1004—965 гг. до н. э., столицей которого был ханаанейский город Иерусалим, захваченный в 995 г. до н. э. Город преобразился при преемнике Давида Соломоне, развернувшим грандиозное строительство. В частности, был построен храм бога Яхве. Этот храм повторял характерные особенности ханаанейско-финикийского храмового зодчества и представлял собой четырехугольное продолговатое сооружение на возвышении, с портиком, ведущим в зал, в задней части которого находилось «Святое святых». Окруженный двором и хозяйственными строениями, храм образовывал единый ансамбль с царским дворцом, в чем наглядно проявлялось назначение столичного храма – быть одновременно царским и общегосударственным святилищем.

При сыне Соломона в 926 г. до н. э. произошел раздел единого государства: на южное Иудейское, и северное, Израильское, причем наиболее пригодные экономические условия были в многонаселенном севере.

Палестинские территории занимали важное место в системе международной торговли. Из Палестины вывозили масло, древесину, благовония, соль и другие товары. Импортными товарами были сырье и предметы роскоши – золото, серебро, слоновую кость, драгоценные камни, ткани и др. Основными партнерами являлись Финикия, Египет, Двуречье, а также Южная Аравия, чему доказательство – не только красочный ветхозаветный рассказ о посещении царицей Савской Соломона, но и найденные в Палестине южноаравийские изделия. Начиная с VIII в. до н. э. в Палестине появляется также керамика из бассейна Эгейского моря, свидетельствующая о ввозе греческого вина и масла.

Развитие ремесла и торговли способствует расцвету палестинских городов. В Х – VI вв. до н. э. были восстановлены многие разрушенные ханаанейские города и возникли новые. Преобладали маленькие города, площадью 0,4–1 га и населением в несколько сот человек, и средние, площадью 2,5–4 га и населением 2000–4000 человек.

Столица Иудейского царства Иерусалим и столица Израильского царства (с IX в. до н. э.) Самария выделялись большей численностью населения (в Иерусалиме жило около 10–20 тыс. человек) и богатством, чему доказательство – царский дворец в Самарии, украшенный колоннами и пластинами из слоновой кости и названный поэтому «домом из слоновой кости».

Политическая судьба древнееврейских государственных образований сложилась по-разному. В Иудейском государстве за 340 лет (926–587 гг. до н. э.) существования правили 20 царей из династии Давидов. В Израильском царстве правители принадлежали к разным династиям, быстро сменявшим друг друга.

Так, за 204 года (926–722 гг. до н. э.) существования Израильского царства там правили 19 царей.

Эти политические образования то мирно сосуществовали, то воевали между собой. В представлении народа сам раскол Давидова государства являлся трагедией. Опасность разъединения была тем больше, чем сильнее становились соседние государства. Начались наступления эдомитян, аммонитян и моавитян. Основная опасность, однако, исходила от возникавших «мировых держав», вначале Новоассирийской, а затем Нововавилонской.

В 722 г. до н. э. ассирийский царь Саргон II уничтожил Израильское государство, депортировал часть населения, образовал на его территории провинции, куда были переселены люди из Двуречья и других стран. В условиях гибели Израильского государства иудейскому царю Езекии ценой уступки ассирийцам части своей территории и уплаты огромной дани удалось сохранить призрачную независимость своего государства.

Падение Ниневии в 612 г. до н. э. вселило надежды на восстановление полной независимости Иудеи, даже на присоединение к ней территории бывшего северного царства. Осуществлению этой цели должна была содействовать религиозно-политическая реформа царя Иосии (639–609 гг. до н. э.), которая представляла собой попытку внедрения полного и безусловного единобожия, всемерной централизации культа Яхве для укрепления царской власти и решения честолюбивых внешнеполитических амбиций Иосии.

Однако все эти планы и надежды царя были иллюзорными, ибо «наследники» Ассирийской державы – Египет и Нововавилонское государство не думали отказываться от Палестины. Иосия погиб в сражении с фараоном Нехо в 609 г. до н. э. Это было началом конца Иудейского государства, наступившего в 587 г. до н. э., когда вавилонский царь Навуходоносор II взял Иерусалим, разрушил город и храм и выселил в Вавилонию около 10 % населения Иудеи, главным образом городских ремесленников, жрецов и знать. Политика депортации широко использовалась вавилонскими правителями.

Депортация – переселение народов

События 722 и 587 гг. до н. э. – гибель обоих древнееврейских государств и выселение наиболее активной части населения – вызвали существенные сдвиги в судьбах народа. Жизнь в Палестине и жизнь в Двуречье имела свои особенности, свои специфические проблемы, но общей была мучительная и трагическая переоценка ценностей, обусловленная народными и личными бедствиями.

Тем временем, осуществив присоединение Финикии, Сирии и Палестины, Вавилония получила выход к Средиземному морю, ее столица стала центром международной торговли. Этот исторический этап развития государства – время подлинного возрождения, экономического и культурного расцвета. Много внимания уделялось оросительной системе. Был построен первый каменный мост через Евфрат.

Навуходоносор II предпринял невиданные строительные работы, которые должны были превратить Вавилон в роскошную столицу. Именно в это время был сооружен самый величественный зиккурат Этеменанки, Дом основания небес и земли в честь верховного бога Мардука, главный храм Вавилона, названный в Библии Вавилонской башней.

В царском дворце Навуходоносора II были разбиты знаменитые висячие сады, известные под названием

Сады Семирамиды. Уже в древности их относили к числу семи чудес света. В течение 43 лет своего правления Навуходоносор II отстраивал и укреплял Вавилон, превратив его в настоящую крепость. Украшенный монументальными и роскошными постройками, город, бывший столицей уже 13 столетий, стал красивейшим и самым большим из когда-либо существовавших.

Слабые преемники Навуходоносора II не смогли достойным образом продолжить его деятельность. Дворцовые смуты, вдохновляемые жречеством, которое активно вмешивалось в политику, вели к частой смене царей. В 556 г. до н. э. царем стал Набонид (556–539 гг. до н. э.). Перед угрозой персидского нашествия, которая надвигалась со стороны Ирана, Набонид, объединяя все арамейские племена, стремился создать прочную державу, но общество было недовольно его правлением. В различных местах Вавилонии персов ждали как освободителей, особенно те, кого насильственно увели из своих стран ассирийские и вавилонские цари.

В 539 г. до н. э. персы вторглись в Месопотамию и начали наступление по долине реки Диялы. После сражения под Описом в 538 г. до н. э. был занят Сиппар, после чего персы подступили к Вавилону и без боя покорили его. Царь персов Кир присоединил Вавилонию к могущественной Персидской державе. Великое царство, просуществовавшее полторы тысячи лет, навсегда утратило свою независимость.

Так завершился последний Ново-вавилонский период, связанный с правлением халдейской династии (626–538 гг. до н. э.). В Западной Азии началась эпоха Персидского могущества.

Рис. 22

Ново-Вавилонское царство – это один из примеров «мировой империи», наряду с Ассирией и Персией, о которых речь впереди.

Основные выводы

1. Месопотамия – колыбель человеческой цивилизации. Именно здесь впервые возникают протогосударственные и раннегосударственные структуры, письменность, законодательство. Именно здесь пересекаются многочисленные торговые пути между Западом и Востоком. Именно здесь перемешиваются различные племена, создавая удивительную и неповторимую культуру.

2. У истоков ранних протогосударств находятся шумерские города-государства, появившиеся около середины IV тысячелетия до н. э. в Южном Двуречье.

3. В шумерских городах-государствах правитель мог носить титул «лугаля», подчеркивая свою независимость, тогда как титул «энси» говорил о правителе, признающем власть более крупного центра.

4. Последняя треть III тысячелетия до н. э. характеризуется созданием в Двуречье обширных деспотических монархий. Возникает объединенное Шумеро-Аккадское царство при Саргоне Древнем и Третьей династии Ура. Особое значение для них приобретает строительство и поддержание на должном уровне общегосударственной ирригационной системы.

5. Опорой царской власти является войско, которое впервые в истории комплектуется на профессиональной основе.

6. Во II тыс. до н. э. обретает могущество Вавилонское царство, где впервые законы становятся на защиту частной собственности. Однако государственная власть в форме восточной деспотии не заинтересована в динамичном развитии частнособственнических отношений и допускает их развитие, исходя из собственных интересов.

7. I тыс. до н. э. – период поздней древности, когда прежние устои азиатского общества перестают отвечать сложившимся реалиям. Автономизация городов, постепенное потеря значимости царского и храмового хозяйства, развитие товарно-денежных отношений, рост ростовщичества требуют иных форм политической организации.

8. Попыткой ответить на запрос времени будет создание одной из «мировых империй» – Нововавилонского царства. Оно использует депортации. В частности, с завоеванных территорий Восточного Средиземноморья, которые включали Сирию, Финикию, Палестину. Этот регион славился своими торговыми связями и представлял всегда интерес для враждебных соседей.

9. Интеграция народов на новых социально-экономических и политических условиях стала насущной необходимостью азиатского общества на западе. Именно в этих рамках будут следовать события в период поздней древности.

Контрольные вопросы

1. Какие природные условия характеризуют Месопотамию?

2. Какие народы населяли Месопотамию на протяжении древности?

3. Каковы важнейшие события политической истории Месопотамии?

4. Каковы особенности первых шумерских городов-государств?

5. Как возникла письменность в Междуречье?

6. Как и когда возникли первые ранние государства в Междуречье?

7. Каковы особенности Вавилонского царства при Хаммурапи?

8. Что отличало Вавилонию в касситский период истории?

9. Что было характерно для Ново-Вавилонского царства?

10. Как происходило развитие государств в Палестине?

11. Почему территории Восточного Средиземноморья привлекали к себе внимание различных завоевателей?

12. Какие тенденции существовали в развитии Западной Азии в I тыс. до н. э.?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Самые старые церкви мира

10 культовых сооружений, которые пережили не одно столетие
Церкви являются одними из самых величественных зданий в мире. С незапамятных времен люди собирались в этих зданиях для поклонения. Многие культовые сооружения, построенные в далеком прошлом, стоят и сегодня. Их древние стены пережили не одно столетие и повидали многое, но все так же восхищают своим величием. Самые старые церкви мира непременно оставят неизгладимое впечатление!
Собор Святой Софии, Стамбул (532 – 537 гг. н.э.)
На протяжении более тысячи лет собор Святой Софии, расположенный в Стамбуле, был самой большой христианской церковью в мире. Построенный византийским императором Юстинианом I, он претерпел много изменений за эти годы. За время своего долгого существования собор был и христианским, и греко-православным, и римско-католическим. Был он и императорской мечетью.
В наши дни собор Святой Софии является не церковью, а музеем, который может посетить любой желающий.



Эчмиадзинский кафедральный собор (начало строительства — 483 год н.э.)
Эчмиадзинский собор был первым собором, построенным в древней Армении. Это самый старый из существующих христианских соборов в мире. В 301 году нашей эры на этом месте была построена церковь, но уже в 483 году она была заменена нынешним культовым сооружением.
Собор действует и сегодня. Это главная святыня для христиан Армении, которая внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Базилика Святого Лаврентия, Милан (начало строительства — 364 год н.э.)
Базилика Святого Лаврентия является одним из старейших зданий в Милане. После завершения строительства это была самая большая круглая церковь в мире.
Сегодня базилика по-прежнему является действующей церковью. За долгие годы ее неоднократно перестраивали, но до сих пор сохранились некоторые первоначальные элементы.


Трирский собор (340 год н.э.)
Трирский собор является старейшим в Германии. Самое интересное в соборе — это его реликвии. Здесь есть один из Гвоздей Креста Господня, которій, согласно Евангелию, являлся одним из Орудий Страстей. Есть здесь и артефакт, известный как Риза Господня, которую Он носил незадолго до распятия. Но эту реликвию не часто демонстрируют: последний раз ее показывали в 2012 году.
Базилика Святого Петра, Ватикан (326-360 гг. н.э.)
Базилика Святого Петра — самая известная церковь, в которой хранится огромное количество произведений искусства, среди которых и «Оплакивание Христа» работы Микеланджело. Церковь была заказана Константином I, и была местом коронации Карла Великого, когда он стал императором Священной Римской империи.
Оригинальная церковь стояла до XVI века, а потом было построено новое здание, которое мы видим сегодня. Здесь находится гробница Святого Петра.
Базилика Рождества Христова, Вифлеем (начало строительства — 325 год н.э.)
Базилика Рождества Христова является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, и в настоящее время находится на реконструкции. Эту церковь делят между собой четыре религиозных общины —православная, армянская апостольская, римско-католическая и сиро-яковитская православная, между которыми периодически возникают столкновения.
Мар Саркис, Маалула, Сирия (до 325 года н.э.)
Мар Саркис — это монастырь, который был построен еще до 325 года нашей эры, но точная дата постройки неизвестна. В этом старейшем христианском монастыре есть древние иконы, некоторые из которых относятся к IV веку.
Древняя церковь в Акабе, Иордания (293-303 год н.э.)
Церковь в Акабе была скрыта в течение тысяч лет, пока в 1998 году не была обнаружена группой археологов. Считается, что это самая старая из сохранившихся христианских церквей.
Во время раскопок были найдены гробницы с золотыми крестами, а также стеклянные лампы и монеты в коробке. Еще было обнаружено кладбище с более чем 20 скелетами. По оценкам исследователей, церковь могла вместить 60 верующих. Считается, что она была разрушена во время землетрясения в 363 году нашей эры. Когда церковь была восстановлена, ее вместимость удвоилась.
Церковь Мегиддо, Тель-Мегиддо, Израиль (конец III – начало IV века н.э.)
Интересен тот факт, что на месте, где когда-то была церковь Мегиддо, сейчас расположена тюрьма. Заключенный случайно обнаружили древние камни, что в 2005 году привело к археологическим раскопкам, во время которых были найдены несколько христианских артефактов и хорошо сохранившаяся мозаика. Слова, написанные на мозаике, были на греческом языке. Есть на ней и изображение рыбы — раннего символа христианства.
Церковь Дура-Эвропос, Сирия (ок. 233 г. н.э.)
Церковь Дура-Эвропос, вероятно, является самой старой христианской церковью из существующих. Однако считается, что до того, как здание начали использовать как церковь, здесь был частный дом. Сегодня это руины, полностью раскопанные в течение 1920-х и 1930-х годов французскими и американскими археологами. Во время раскопок были сняты несколько фресок, которые можно увидеть в художественной галерее Йельского университета.
фото

АНТИОХИЯ

А. основана 30 мая 300 г. до Р. Х. Селевком I Никатором (358 или 354-281 до Р. Х., царь с 305/4 до Р. Х.) в ознаменование победы при Ипсе над Антигоном. Офиц. версия истории основания города изложена антиохийским ритором IV в. Ливанием (Lib. Or. 11. 85 sq.) и визант. историком VI в. Иоанном Малалой (Chron. 198. 23 sq.; 200. 10-11; 233. 11-12). Малала сообщает, что Селевк Никатор, основав в прибрежной Сирии г. Селевкия Пиерия, прибыл в Антигонию, основанную его врагом Антигоном, и вознес молитву к Зевсу с просьбой дать ему знак, сохранить ли этот город под др. именем или на его месте выстроить новый. Увидев знамение, он истолковал его как веление построить новый город, к-рый Селевк назвал в честь своего отца Антиоха. Обломки зданий разрушенной Антигонии использовались в качестве строительного материала, а ее жителей переселили в новый город. Описание основания А., сохранившееся в речи Ливания, лишено подробностей, к-рые есть у Малалы, однако Ливаний добавляет, что, основав город, Селевк выполнил волю Александра Македонского.

Крепостная стена в юж. части Антиохии. Гравюра. 1799 г. Фрагмент. (Музей искусств Гарвардского ун-та)
Крепостная стена в юж. части Антиохии. Гравюра. 1799 г. Фрагмент. (Музей искусств Гарвардского ун-та)

Значение А., ставшей в III в. до Р. Х. столицей державы Селевкидов, определилось ее географическим положением на пересечении важных путей: на восток — в Персию и Индию, на север — в М. Азию, на юг — в Египет, на запад — в Средиземноморье (через портовый город Селевкию в устье р. Оронт). А. была одним из 4 городов Сев. Сирии (А., Селевкия Пиерия, Апамея и Лаодикия), создание к-рых было частью плана Селевкидов по колонизации страны греками. Портовые города Селевкия и Лаодикия были связаны с крупными городами в глубине континента А. и Апамеей. А. была расположена в плодороднейшей местности, и торговля различными сельскохозяйственными продуктами играла значительную роль в ее экономике. В город привозили серебро из Испании, медь из Аравии, жемчуг, слоновую кость и драгоценные камни из Индии. Особенно была развита торговля с Востоком.

При Селевке I был выстроен квартал города, огражденный стеной, в к-ром селились греч. колонисты, и неогражденный район, где проживало коренное сир. население. Первыми поселенцами А. стали до 25 тыс. выходцев из Македонии, Крита, Кипра, Аргоса и Афин, а также евреи и арамеи. В III в. с А. были объединены близлежащие греч. колонии (Иополь и Паг Боттия), образовав 2-й квартал города. 3-й квартал был построен на речном о-ве царем Селевком II Каллиником (246-226) и назван Неаполем («новым городом»); 4-й — основан царем Антиохом IV Епифаном (175-164) на склонах горы Сильпий. Каждый из кварталов имел собственные оборонительные сооружения.

Город, делившийся на 18 «демов» (от δῆμος — народ), обладал муниципальной автономией и управлялся собранием местной знати — декурионов (к 360 по Р. Х. их насчитывалось ок. 200). Население А., исповедовавшее различные культы, отличалось фанатизмом и религ. нетерпимостью. В А. преобладало греч. население, и господство города над сельской округой было господством греков над сирийцами, к-рые составляли подавляющее большинство сельского населения; греки-землевладельцы противостояли сирийцам-крестьянам. Сирийцы, проживавшие в городе, составляли значительную часть его населения, но не имели гражданских прав и не пользовались влиянием в элите об-ва. В А. не поощрялось изучение сир. языка. Греч. муниципальная верхушка стремилась не допустить рост в городе сир. населения и охотнее поддерживала дружеские контакты с иудейской общиной, к-рая жила обособленно и имела своих религ. и политических вождей. Видимо, в сер. II в. до Р. Х. они уже были уравнены в гражданских правах с греками и македонцами. О к.-л. столкновениях между иудеями и язычниками в А. в период Маккавейских войн ничего не известно.

В истории А. эпохи Селевкидской династии следует особо выделить период правления Антиоха IV Епифана. Он получил прозвище «второго основателя» А. за строительство Епифании, нового квартала, окончательно определившего внешний облик античного города. Этот квартал был также окружен стеной; Антиох выстроил здесь булевтерий (Malalas. Chron. 205. 14-19; 234. 2-3), и, вероятно, он же построил новую агору в юго-вост. части города. При нем Евтихид, ученик Лисиппа, создал статую богини судьбы Тихе, покровительницы А., образ к-рой воспроизводился на монетах города и сохранился в многочисленных копиях: богиня восседает на скале, символизирующей гору Сильпий, увенчанная диадемой в виде стен и ворот города, юноша у ее ног — символ Оронта. В А. также находились крупные святилища бога войны Ареса, Диониса, Каллиопы и др., одним из главных покровителей города считался Зевс Касийский. Многочисленные храмы имели обширные кухни и трапезные залы, где обычно после религ. церемоний на пирах подавались к столу жертвенные животные.

А. была украшена цветниками, бульварами и парками. В 9 км к юго-западу от города располагался живописный пригород Дафна, окруженный лавровыми и кипарисовыми рощами, с фонтанами и источниками. В Дафне находился храм Аполлона, где ежегодно в августе отмечался религ. праздник в его честь. В правление Антиоха в городе случилась эпидемия некой болезни, и, чтобы остановить бедствие, на горе в виду города была высечена огромная маска, изображающая бога Харона, перевозчика душ умерших в загробное царство, и сделана надпись-заклинание для избавления от несчастья (Malalas. Chron. 205. 8-13). Текст ее Иоанн Малала не сообщает, и на памятнике никакой надписи не сохранилось.

Селевкидский период в истории А. закончился, когда в 64 г. до Р. Х., после победы над царем Митридатом Понтийским, в город вошло рим. войско консула Помпея. Селевкидское царство перестало существовать, а Сирия стала рим. провинцией. Помпей позволил жителям Антиохии сохранить собственное городское управление. При римлянах Антиохия была резиденцией наместника провинции Сирия и местом размещения штаба главнокомандующего военными частями Востока (лат. comes Orientis). Украшению и процветанию города способствовали Цезарь, Август, Тиберий, Антонин Пий и др. правители империи, в т. ч. Константин Великий.

Богиня судьбы и покровительница Антиохии Тихе. Кон. IV в. (Британский музей. Лондон)
Богиня судьбы и покровительница Антиохии Тихе. Кон. IV в. (Британский музей. Лондон)

При имп. Октавиане Августе Сирия получила статус имп. провинции, управление к-рой было возложено на наместника (legatus Augusti). Его помощником в адм. делах был прокуратор, непосредственно подчинявшийся императору. Под командованием наместника было неск. легионов, дислоцированных в Сирии. А. была местом постоянного пребывания и наместника, и прокуратора. После рим. завоевания А., сохранив муниципальную автономию, до основания в К-поле новой столицы империи оставалась фактической столицей рим. Востока.

В 1-й пол. I в. по Р. Х. в городе была выстроена центральная улица с портиками по обеим сторонам, к-рая протянулась параллельно реке с севера на юг на 2 рим. мили. Согласно свидетельству Иосифа Флавия (Иуд. война. 1. 425; Иуд. древн. 16. 148) и Малалы (Malalas. Chron. 223. 17-19; 232. 17 ff.), в разное время этим строительством занимались Ирод и имп. Тиберий. Массивная статуя- «божественный император Тиберий», воздвигнутая на этой улице, постоянно напоминала горожанам о верховной власти.

На протяжении I-II вв. по Р. Х. город становится 3-м по величине и значению в Римской империи (после Рима и Александрии) и сохраняет этот статус до VI в. На основании свидетельств авторов I-IV вв. количество жителей города к кон. I в. по Р. Х. предположительно могло составлять от 300 до 600 тыс. чел.

В период после смерти имп. Александра Севера, в 256 и 260 гг., А. подверглась нападениям персов под предводительством шаханшаха Шапура I. Они захватили и увели в плен большое число жителей А., к-рых поселили в Месопотамии. Ок. 337 г. А. пострадала от землетрясения, имп. Констанций II заново отстроил большую ее часть, вложив в это много средств (Сократ. Церк. ист. II 10). В нач. V в., по сведениям св. Иоанна Златоуста, в городе было ок. 200 тыс. жителей, из к-рых не менее половины были христианами (Ioan. Chrisost. In S. Ignatium. 3). В окт. 525 г. пожаром был уничтожен центр города; сильное землетрясение 26 мая 526 г. и последовавшие за ним пожары унесли жизни, по-видимому, ок. 250 тыс. чел., среди к-рых было немало паломников, прибывших в город на праздник Вознесения, и Патриарх Евфрасий. 29 нояб. 528 г. последовало новое землетрясение (погибло до 5 тыс. чел.), а за ним — небывало суровая зима, в связи с чем жители были на 3 года освобождены от уплаты налогов. В 540 г. А. была взята персид. войском шаханшаха Хосрова I Ануширвана, жителей увели в плен, а город вновь почти полностью оказался разрушен (Прокопий. Война с персами. II 8. 20-35; 9. 14-18). Имп. Юстиниан прилагал огромные усилия, чтобы восстановить А. после всех ее бедствий. Городские храмы и общественные здания отстраивались с еще большей роскошью, жители получали освобождение от податей, однако вернуть городу его прежнее значение уже не удалось: сильно сократилась численность населения, начала сужаться заселенная территория.

В составе Арабского халифата в VII-VIII вв. А. еще сохраняла нек-рое значение как центр Антиохийского Патриархата, но постепенно склонялась к упадку. В 969 г., при имп. Никифоре II Фоке, А. возвращена Византии и удерживалась до 1084 г., когда была захвачена сельджуками. В период средневековья Антиохийская Церковь потеряла свое прежнее значение, использовалась визант. императорами как фактор в борьбе за влияние на Ближ. Востоке и фактически находилась под контролем К-польского Патриархата. Город превратился в один из пограничных опорных пунктов империи; он был окружен землями, оставшимися под контролем мусульман. В 1098-1268 гг. А. стала центром Антиохийского княжества, гос-ва крестоносцев на Ближ. Востоке. Здесь была создана латинская церковная иерархия во главе с Патриархом, подчиненная Риму (см. Мелькитская католическая Церковь); город испытал влияние католичества и западноевроп. культуры. В 1268 г. А. была захвачена мамлюкским султаном Бейбарсом и почти все ее население было перебито или продано в рабство. В кон. XIII в. город на нек-рое время запустел и, возродившись, уже никогда не играл значительной роли. С 1517 по 1918 г. А. находилась под властью Османской империи. После первой мировой войны вошла в состав франц. протектората Сирии. В 30-х гг. XX в. округ А. передан Турецкой Республике.

Сирийская православная (яковитская) церковь

главная / религии мира / Сирийская православная (яковитская) церковь СИРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ (ЯКОВИТСКАЯ) ЦЕРКОВЬ, сирийский православный патриархат Антиохии и всего Востока, одна из ветвей монофиситства. Сторонников её обычно называют яковитами (якобитами). Предпосылки для возникновения этой церкви были созданы расколом в Антиохийском патриархате, когда часть его духовенства и мирян (в основном жители внутренних сельских районов, мало подверженных греческому культурному влиянию) не согласились с решением Халкидонского Вселенского собора, в котором говорилось о наличии у Иисуса Христа двух естеств. Годом создания церкви обычно считают 543, когда монах Яков Барадай (500—578) был рукоположен в епископы Эдессы (по имени этого религиозного деятеля его сторонники и получили своё название — яковиты).
В доктринальном отношении яковитская церковь тождественна другим монофиситским церквам, придерживаясь положения об одном Божественном естестве Иисуса Христа.
Особенностями культа яковитов являются, в частности, крещение «триединым» обливанием, употребление для причащения заквашенного хлеба с добавлением масла и соли, отсутствие тайной исповеди священнику, а также одноперстное крестное знамение (возможно, призванное подчеркнуть их веру в наличие у Иисуса Христа единого естества и единой воли). В богослужении используется дохалкидонская литургия св. Якова Иерусалимского, совершаемая как на старосирийском, так и на арабском языках. Хотя яковиты почитают святых и иконы, последних в яковитских церквах мало.
Среди яковитов широко распространено монашество и весьма уважаемы отшельники, совершающие аскетические подвиги (например, живущие на вершине колонн).
Возглавляет Сирийскую православную (яковитскую) церковь патриарх, имеющий с 1959 резиденцию в Дамаске и по традиции, укоренившейся с 1293, получающий при вступлении на патриарший престол имя Игнатий. Ему подчинены 11 епархий: 4 — в Сирии,2 — в Турции,2 — в Ираке, по одной — в Ливане, Палестине и США.
Численность сторонников Сирийской православной (яковитской) церкви — около 0,2 млн. человек. Наиболее значительные их группы имеются в Сирии (85 тыс.), Ираке (20 тыс.), Турции (9 тыс.), Ливане (8 тыс.) и США (50 тыс.). По этнической принадлежности яковиты являются арабами (внутри них они образуют особую субэтноконфессиональную группу). Некоторые исследователи считают яковитов арабизированными ассирийцами (речь идёт о современных ассирийцах).
Яковитской по вероучению и культу является функционирующая в Южной Индии Православная сирийская церковь Востока.

История Восточноправославных (Дохалкидонских) Церквей

Разнообразны мнения, не противоречащие истине.

Да примирит их и водворит между ними взаимное согласие сама истина.

Августин Аврелий

Разделение от единства

Древними Восточными церквями (Восточными Православными Церквями, Древними Православными Церквями) называют группу Церквей в Передней Азии, Северо-Восточной Африке, на Кавказе и в Индии, которые отделились от Вселенской Церкви в V–VI вв. из-за несогласий по вопросу о соотношении божественного и человеческого начал в Иисусе Христе.

Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы — божественную и человеческую.

Несторианство учит о двух лицах, двух ипостасях и двух природах. Главный богословский принцип несторианства состоит в том, что оно признает полную симметрию богочеловечества Христа: в едином богочеловеческом лице Христа с момента зачатия неслитно соединены две ипостаси (две природы) Бога и человека. В несторианстве признается одна богочеловеческая воля Христа, сложная, состоящая из двух согласных между собой воли Божественной и человеческой.

Монофизиты же впали в противоположную крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу.

Cмягченной формой монофизитства является монофелитство. Признавая две природы во Христе, монофелиты учили, что во Христе — одна воля, а именно — воля Божественная.

С канонической точки зрения различие между Православной Церковью и Древними Православными Церквями заключается в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, который принял вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые сходятся в одно лицо и в одну ипостась.

Эти Церкви отвергают решения Халкидонского (IV Вселенского) Собора 451 г. и всех последующих Соборов.

К Древним Восточным Церквям относятся:

Армянская Апостольская Церковь,

Коптская Православная Церковь,

Сирийская Православная Церковь,

Ассирийская Церковь Востока,

Эфиопская Православная Церковь,

Эритрейская Православная Церковь,

Маланкарская Православная Сирийская Церковь,

Маронитская Церковь.

Армянская Апостольская Церковь

Проникновение христианства в Армению церковное предание связывает с именами апостолов Фаддея и Варфоломея. Широкое распространение христианства начинается с проповеди Григора Партева (Григория Парфянина), почитаемого Церковью как святого Григория Просветителя (около 240–332), сын и преемник которого — Аристакес — был участником I Вселенского Собора.

В 301 г. был обращен в христианство армянский царь Тиридат III. Поэтому 301 г. стал датой христианизации Армении. В честь Григория Просветителя Армянскую Церковь иногда называют «григорианской». Однако ее приверженцы подчеркивают именно апостольское происхождение Церкви.

В начале V в. церковный деятель Месроп Маштоц (362–440) создал армянскую письменность и вместе с католикосом (главой Армянской Церкви) Сааком Партевом перевел Библию на армянский язык.

В период с 491 по 536 г. Армянская Церковь окончательно отделилась от единства Вселенской Церкви.

В 506 г. на Двинском Соборе она отвергла решения Халкидонского Собора и стала независимой от Византийской Церкви.

В эпоху средневековья, когда армяне боролись за выживание в условиях иноземного ига — сначала персидского, затем арабского, снова персидского и турецкого — Церковь становится силой, сплачивающей народ, символом армянской нации и армянской культуры.

Драматические события армянской истории вели к расселению армян по многим странам. Армения рано утратила свою государственность.

В XIX в. Восточная Армения вошла в состав Российской империи, Западная Армения была под властью Турции. В 1915 г. турки уничтожили около полутора миллиона армян, лишив турецкую часть Армении коренного населения. Поэтому последователи Армянской Апостольской Церкви рассеяны по всему миру: в Армении, США, России, Грузии, Франции, Иране, Ливане, Сирии и др. странах.

Армянская Апостольская Церковь имеет семь таинств, чтит Богородицу, иконы и т.д.

Сегодня под Армянской Апостольской Церковью (ААЦ) понимается Католикосат Всех Армян, с центром в Эчмиадзине (Армения), канонически подчиненные ему Константинопольский и Иерусалимский патриархаты ААЦ, а также обладающий широкой автономией Католикосат Великого Дома Киликии, имеющие единое вероучение и поддерживающие евхаристическое общение.

ААЦ объединяет около 7 млн. верующих разных национальностей, но преимущественно армян.

В России в настоящее время действуют две епархии Армянской Апостольской Церкви: Новонахичеванская и Российская с центром в Москве и епархия юга России с центром в Краснодаре.

Коптская Церковь

Согласно церковному преданию, первым в Египте проповедовал христианство уже в I в. евангелист Марк. К началу IV в. значительная часть коренного населения Египта уже исповедовала христианство.

Потомков древних египтян, в первые века нашей эры принявших христианство, принято называть коптами. Слово это происходит от арабского наименования Египта — «аль-Кибт».

Коптская Православная Церковь образована в период с 536 по 580 г. в среде египетских коптов.

Во второй половине III–IV вв. в Египте зародилось монашество.

В то время Церковь в Египте была сплочена вокруг Александрийского Патриархата, чье влияние в христианском мире было огромно благодаря таким личностям, как Афанасий Александрийский (295–373), прозванный отцом Православия, и Кирилл Александрийский (ум. 444 г.). Поэтому решения Халкидонского Собора 451 г., низложившего Патриарха Александрийского Диоскора, вызвали возмущения среди египетских христиан.

Национальная замкнутость египтян, обусловленная ненавистью к Византии, облегчила их завоевание арабами, а принудительная исламизация привела к значительному упадку в стране. Вследствие этого Коптский Патриарх Кирилл IV (? 1860 г.) начал переговоры с Преосвященным Порфирием (Успенским) о воссоединении с Православием, но был отравлен, а его противники вошли в унию с Римом (1898 г.).

В настоящее время Коптская Православная Церковь фактически соединилась с Александрийской Православной Церковью. Находится в евхаристическом общении с Армянской и Сирийской Церквами. Состоит из 400 общин. Богослужение происходит на арабском и коптском языках. Сохранены некоторые иудейские (раннехристианские) обряды, например, обрезание (циркумцизия).

Копты при крещении после обряда делают татуировки в виде креста на запястье правой руки, символизирующую готовность принять мученичество за веру. Нательный крест имеет форму древнеегипетского иероглифа «анх» — «жизнь».

Эфиопская Церковь

В IV в. на территории современной Эфиопии существовало царство Аксум. Уроженцы Тира (Финикия) — христианские миссионеры Фрументий и Эдесий — попали туда как пленники. Им удалось обратить в христианство царя Аксума, который утвердил христианство государственной религией.

Вплоть до XX столетия христианство играло огромную роль в единственной христианской стране Африки. Отделенное от остального христианского мира, окруженное язычниками и мусульманами, Эфиопское царство рассматривало себя как священную христианскую державу. Существует легенда о происхождении эфиопской царствующей династии от царя Соломона и царицы Савской.

В церковных обычаях эфиопского христианства сильно влияние иудаизма (обрезание, пищевые запреты и др.), а богослужение содержит элементы местных африканских традиций — в частности, священные танцы под барабанный бой.

Эфиопская (Абиссинская) Православная Церковь до 1959 г. являлась часть Коптской Православной Церкви, а затем — автокефальной.

При царе Сисинии (1607–1632 гг.) вошла в унию с Римом, но следующий царь Василий (1632–1667 гг.) изгнал католиков из Эфиопии. Богослужения отличаются богатством текстов, песнопений и изобилием праздников. Придерживается заповедей Ветхого Завета, которые большинством христиан считаются упразднёнными: соблюдение законов о пище, а также празднование субботы (наряду с воскресеньем). Практикуется также обрезание младенцев мужского пола (на восьмой день, согласно заповеди в Ветхом Завете). Также в народной традиции южных эфиопов практикуется женское обрезание, традиция которого имеет небиблейское происхождение и осуждается иерархией Эфиопской церкви. Имеется много пустынных монастырей. Возглавляет Церковь Святейший Патриарх Эфиопской Православной Церкви с резиденцией в Аддис-Абебе.

После обретения в 1993 г. независимости Эритреи (до этого входившей в состав Эфиопии) была провозглашена автокефалия Эритрейской Православной Церкви, объединившей христиан Эритреи, большинство населения которой составляют мусульмане.

Сирийская (Сиро-Яковитская) Православная Церковь

Образована в 540-е гг. сирийским монофизитским епископа Яковом Барадеем. Выдержав жестокую борьбу с империей, яковиты в 610 г. отдали себя под владычество наступавших персов. В 630 г., при императоре Ираклии, частично приняли монофелитство. В начале VIII в., спасаясь от арабов, бежали в Египет и Северо-Западную Африку. Расселились и в восточном направлении по всему Междуречью до самой Индии, где в 1665 г. вошли в унию с малабарскими христианами.

В отличие от восточных сирийцев значительная часть западных сирийцев поддержала «монофизитскую» оппозицию Халкидонскому собору. Окончательный разрыв с господствующей в Византии Церковью произошел в середине VI в. С этого времени и начинается история Сирийской Православной Церкви, которую по имени ее фактического основателя Якова Барадая называют также яковитской.

В настоящее время Сирийская Православная Церковь насчитывает шестнадцать епархий. Ее приверженцы проживают в Сирии, США, Ираке, Турции, Ливане. Полный титул главы Церкви звучит так: Сирийский Православный Патриарх Антиохийский и Всего Востока, Верховный Глава Вселенской Сиро-Православной Церкви с резиденцией в Дамаске.

Ассирийская Церковь

Ассирийская (Сиро-Персидская) Церковь Востока из т.н. «несторианских»; образована в 484 г. на базе Персидской («Халдейской») Церкви и Патриархата «Селевкия-Ктесифон» (современный Багдад).

Расцвет Ассирийской Церкви относится к эпохе средневековья. В VII–VIII вв. развивается мистическое богословие и монашеский аскетизм. С VI по XIV вв. Церковь Востока вела активную миссионерскую деятельность в Центральной Азии, Китае и Индии. В VII-XI вв. — самая обширная по территории христианская Церковь. К 1318 г. в Церкви насчитывалось тридцать митрополичьих кафедр и двести епархий, охватывавших территорию от Месопотамии до Дальнего Востока. Распространилась по всей Аравии, Сев. Индии и Центр. Азии (до Китая включительно) среди тюркских и монгольских народов.

Однако со времен походов Тамерлана (кн. XIV в.) начинается упадок Церкви Востока.

Для восточных сирийцев, которые по имени древнего народа стали называть себя ассирийцами, и для их национальной Церкви первая половина XX в. стала эпохой тяжелых бедствий. В конце Первой мировой войны ассирийцы, возглавляемые патриархом-католикосом, восстали против турецкого господства, надеясь на помощь Антанты. Восстание было подавлено, после чего сотни тысяч ассирийцев были уничтожены, а десятки тысяч бежали на Кавказ, в Россию, в страны Европы и Америки.

В 1898 г. несколько тысяч айсоров (ассирийских христиан) из Турции во главе с архиепископом Урмийским Мар Ионой перешли в Русскую Православную Церковь через покаяние. В настоящее время имеется ок. 80 ассирийских общин (в Сирии, Ираке, Иране, Ливане, Индии, США и Канаде), которыми управляют 7 епископов. В России храмы Ассирийской Церкви Востока существуют в Москве и Краснодарском крае.

Возглавляет Церковь Католикос-Патриарх Ассирийской Церкви Востока с резиденцией в Чикаго.

Маланкарская Православная Сирийская Церковь

Церковное предание возводит начало христианства в Индии к деятельности одного из двенадцати апостолов — Фомы. Уже к середине IV в. в Южной Индии имелось многочисленное христианское население. В настоящее время число последователей этой Церкви — около 1,7 миллиона человек. Подавляющая их часть проживает в южноиндийском штате Керала. На юге Индии имеются еще несколько христианских церквей, ведущих свое происхождение от древнеиндийского христианства. Последователей всех индийских Церквей, восходящих к сирийской традиции, называют христианами святого Фомы.

Маланкарская Православная Сирийская Церковь тесно связана с Сирийской Православной Церковью.

Малабарская Церковь

Малабарская Православная Церковь восходит к общинам, основанным в Индии ап. Фомой на т.н. Малабарском берегу. В V в. организационно принадлежала к несторианскому Патриархату «Селевкия-Ктесифон», влияние которого в Аравии и Сев. Индии было доминирующим. Тем не менее «христиане ап. Фомы» не стали несторианами. После разгрома Сев. Индии Тамерланом в кон. XIV в. Малабарское побережье было открыто португальцами и началась принудительная латинизация. Это привело к расколу 1653 г., когда наибольшая часть малабарских христиан отделилась от навязанной им испанцами унии и присоединилась к Сиро-Яковитской Церкви, которая доминировала на севере (1665). Эта объединённая Церковь носит теперь название Сирийская Православная Церковь Индии. Возглавляет её Патриарх-Католикос Востока с резиденцией в Коттаяме.

Маронитская Церковь

Церковь маронитов — членов христианской церкви, исповедующих монофелитство, получивших название по имени монаха-аскета Марона, — оформилась в качестве самостоятельной в VII в. в Сирии. Догматика маронитов близка к католической. Основные отличительные особенности — белое духовенство вступает в брак и носит бороды, Литургию проводят на сирийском (среднеассирийском) языке. Церковь существовала среди ливанских горцев до эпохи крестовых походов. В 1182 г. маронитский патриарх заключил унию с Римом и получил звание кардинала. Остальные общины вошли в унию в 1215 г. В настоящее время насчитывается свыше 900 тыс. маронитов, живущих на территории Сирии, Египта, Израиля, Иордании, Европы и Америки.

История отношений с Вселенским Православием

После пятнадцати веков разделения вторая половина XX столетия ознаменовалась началом диалога между Вселенскими Православными и Древними Православными Церквями.

В 1964 году в городе Ааргус, Дания, начался диалог между богословами Православных Церквей и антихалкидонитов. В 1985 году начался официальный диалог между Православной Церковью и антихалкидонитскими Церквами в целом.

В результате этого диалога были достигнуты соглашения, подписанные представителями Церквей, важнейшее из которых — «Второе общее заявление и предложения Церквам» (Шамбези, Швейцария, 1990). Его суть в том, что вера двух семей — идентична, различается лишь понятийно. Этот документ был направлен в Церкви для обсуждения и рецепции. В Русской Православной Церкви изучение осуществлялось Синодальной богословской комиссией (1994–1997 гг.). По результатам обсуждения, по рекомендации Богословской комиссии, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (РПЦ) 1997 года принял постановление о необходимости уточнения христологических формулировок этого документа. Во исполнение этого постановления Священный Синод РПЦ 30 марта 1999 года принял решение о начале прямого двустороннего диалога Русской Православной Церкви с Древними Восточными Церквами.

20 марта 2001 г. состоялось заседание координационного комитета по диалогу РПЦ с Коптской, Сирийской и Армянской Апостольской (Киликийский Католикосат) Церквами.

18 марта 2010 г. подписана декларация о сотрудничестве РПЦ и Армянской Апостольской Церкви, о продолжении межцерковного диалога — как в богословском, так и в социальном аспектах — и открытии представительств РПЦ в Ереване и Армянской Апостольской Церкви в Москве.

Дохалкидонские церкви: religii-mira.info/x_doh.html.

Древне-Восточные Церкви: religion.babr.ru/chr/east/prav/dv/i.

Древне-Восточные Церкви… hristianstvo.dljavseh.ru/Hristi.

Магакия Орманян. Армянская Церковь. — М., 2006.

Копты: путь возвращения к традициям. Беседа с прот. Олегом Давыденковым, 8 мая 2010: http://www.pravoslavie.ru/guest/35255.htm.

Роберсон Р. Восточные христианские церкви: Церковно-исторический справочник. — СПб., 1999.

Селезнев Н.Н. Ассирийская Церковь Востока: Исторический очерк. — М., 2001.

Толмачева Е.Г. Копты: Египет без фараонов. — М., 2003.

Шабуров Н. В. Христианство первого тысячелетия. Древние восточные церкви Прикладное религиоведение для журналистов. Сост. и ред. М. В. Григорян. — М., 2009.

Прот Шмеман А.,. Исторический путь православия. — М., 1993.

Эфиопская_Православная_Церковь: ru.wikipedia.org/wiki/.