Все о псалтири

Что такое неусыпаемая Псалтирь и нужно ли ее заказывать в монастырях?

Псалтирь, пожалуй, одна из самых древних богослужебных Священных книг ветхозаветной и новозаветной христианской религии. Она была написана на протяжении нескольких столетий святым пророком и царем Давидом, а также некоторыми другими людьми. Псалтирь являлась основой богослужения Ветхозаветной Церкви и занимает огромное и чрезвычайное место в богослужениях и обрядах новозаветной Православной Церкви. Ее значение, как для жизни Церкви в общем, так и индивидуальной жизни каждого христианина в частности, невозможно переоценить. Многие стихи псалмов и целые псалмы разобраны на прокимны перед чтением Священного Писания, входят в состав богослужебных песнопений и келейных молитв. Псалмы пронизывают богослужебную и молитвенную жизнь Церкви, как вода является основой всего живого на планете Земля.

Многие сонмы угодников Божиих, как ветхозаветных, так и новозаветных, спасались и входили в Царствие Небесное именно посредством Псалтири. Вспомним египетских и палестинских монахов-подвижников, которые за день в своих пустынных кельях выпевали всю Псалтирь.

Святитель Василий Великий отмечал, что Псалтирь «является книгой, во-первых, показывающей учение Откровения в жизни, а во-вторых, помогающей осуществить это… Книга псалмов объемлет все, что представляют все другие священные книги. Она пророчествует о будущем, и приводит на память бывшее, и дает закон для жизни и правила для деятельности».

Т. е. мы видим, что Псалтирь в духовном отношении имеет, по словам вселенского великого учителя Церкви, две функции: научающую человека Божественному Откровению и помогающую осуществить заповеди Творца в повседневной земной жизни.

Святитель Амвросий Медиоланский говорил об этой книге очень возвышенно: «Во всем Священном Писании дышит благодать Божия, но в сладкой книге псалмов она дышит преимущественно».

А святитель Иоанн Златоуст называл Псалтирь духовным врачевством. И это не просто эпитет. Это ее, если хотите, функция. С помощью чтения-молитвословия псалмов врачуется человеческая душа.

Маркелл-пресвитер скитский из Лавры Келий (Египет) писал: «Поверьте, чада, ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не унижает, не оскорбляет, и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла – сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все священное Писание полезно, и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто так не сокрушает его как Псалтирь. Упражняясь в псалмопении, мы, с одной стороны, возносим молитву Богу, с другой – проклинаем диавола».

Остановимся с Божьей помощью на вышеупомянутых цитатах. Анализируя их, мы увидим, что применение Псалтири в повседневной жизни христианина многофункционально и спасительно. Почему?

Псалтирь открывает нам тайны Священного Писания, содержащего Божественное Откровение.

Псалтирь помогает нам применять истины и Божественные глаголы Библии в жизни. Так сказать, жить по ним.

Псалтирь является для души своего рода спасительным лекарством, через которое она, врачуясь, приближается к Царствию Небесному.

Псалтирь – одно из главных оружий, которым мы отражаем невидимых врагов: диавола и бесов, боящихся псалмов как огня.

Потому, конечно же, очень важно в своей домашней келейной молитве по мере своих сил и с учетом занятости повседневными делами читать молитвенно Псалтирь.

Что такое неусыпаемая Псалтирь?

Это одна из форм церковной (келейной) исключительно монастырской молитвы, которая с Божьей помощью была выработана историческим опытом Церкви в конце IV – начале V в. по Рождестве Христовом. Осуществляется только в монастырях. Неусыпаемой Псалтирь называется из-за непрерывности чтения псалмов. Оно обозначает круглосуточное чтение практически всеми монахами обители по очереди Псалтири.

Основания к этому, конечно, есть в Священном Предании, говорящем нам о том, что Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Бога, т. е. в непрерывной молитве. Для земного человека, безусловно, это очень тяжело. Максимально приблизиться к небесному идеалу пытались египетские, палестинские, сирийские монахи-подвижники, выпевая за день всю Псалтирь.

Впервые же опыт неусыпаемой Псалтири был применен преподобным Александром в основанном им монастыре на берегу реки Евфрат в конце IV – начале V в.

Вот как об этом повествуется в Житии преподобного Александра: «Потом, обратив внимание на другие слова того же пророка: Блажен муж, который в законе Господа размышляет день и ночь (Пс. 1:1–2), преподобный размышлял, возможно ли на самом деле исполнить человеку пророческое слово, чтобы и днем и ночью неусыпно поучаться в законе Божия славословия. Если бы, говорил он себе, это не было возможно, то Святой Дух не изрек бы сего пророческими устами. И пожелал он учредить в своей киновии такой чин, чтобы в церкви и днем и ночью было непрестанное и неусыпное псалмопение. Если, говорил он, невозможно это по немощи плоти в келии одному человеку, то возможно совершать это в церкви многим, сменяясь по часам. Так он размышлял с собою, но не решался начать такое дело без извещения от Бога. И вспомнив слово Христово: Просите, и дано будет вам, стучите, и отворят вам (Мф. 7:7), начал усердно молить Господа, да явит ему Свое откровение, угодно ли Ему его намерение и будет ли Ему приятен такой чин, чтобы как всегда ангелы на небесах, так и люди на земле, пребывающие в его киновии в иноческом ангельском чине, в церкви, которая есть земное небо, днем и ночью псалмопением прославляли Бога. О сем преподобный три года, во все ночи, молился, удручая себя многократным пощением.

Наконец Господь въяве предстал ему и сказал: «Начни желаемое тобою – оно приятно Мне». И поведал преподобный о явлении Господа некоторым духовнейшим из своей братии, но и им объявил не от своего имени, уподобляясь в этом случае святому апостолу Павлу, который о себе говорил: Знаю человека, который восхищен был до третьего неба (2 Кор. 12:2).

После сего преподобный и приступил к учреждению желаемого и благословенного Богом чина».

То есть мы видим, что Бог благословил это великое духовное начинание. Из-за круглосуточного чтения Псалтири монастырь стал называться обителью Неусыпающих. Вскоре преподобный Александр с Божьей помощью основал подобный монастырь и в столице Византийской империи – Константинополе. Несколько позже «неусыпающие» оставили свою духовную традицию в наследство великому Студийскому монастырю, откуда преподобный Феодосий Печерский в XI веке через своих посланников взял устав монашеского общежития. Таким образом, традиция неусыпаемой Псалтири появилась на Руси.

Вся Псалтирь (150 псалмов) разбивается на двадцать отделений – кафизм (в переводе с греческого языка «сидеть» или «сидение»; во время чтения псалмов можно сидеть). Каждая кафизма в свою очередь делится на три «славы» (связано это с тем, что по прочтению каждой «славы» читается обычная молитва-славословие Господу: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…»). По прочтении первой и второй «слав» возносится молитва о здравии живых. По прочтении третьей славы – за покойных православных христиан.

С практической стороны чтение неуспыпаемой Псалтири выглядит следующим образом. Игумен (настоятель) монастыря с Божьей помощью, исходя из числа братии, устанавливает очередность среди насельников чтения псалмов. Для каждого из них выделено определенное время суток, включая и ночь. Вывешиваются специальные графики, и каждый монах может увидеть, когда ему идти читать. Чтение происходит либо в храме, либо в специально отведенной для этого молитвенной келье, располагающейся, как правило, рядом с храмом. Вместе с Псалтирью там находятся специальные журналы, в одних помещены имена живых православных христиан, в других – почивших. Монах после каждой «Славы» раскрывает журналы и молится о всех людях, заказавших неусыпаемую Псалтирь. Обычно ее заказывают на следующие промежутки времени: сорок дней, полгода, год. Тот же порядок с чтением неусыпаемой Псалтири и в женских монастырях.

Подавать поминания на неусыпаемую Псалтирь можно только о крещенных в Православной Церкви людях. За упокой так же. Кроме того, нельзя за упокой подавать на Псалтирь о самоубийцах.

Почему неусыпаемая Псалтирь читается только в монастырях? Потому что монахи принимают на себя ответственность молиться о всем мире. Они отрекаются от мира, чтобы предстоять за него в молитве любви, и посвящают ей львиную долю своего времени. Конечно же, мирские люди, из которых состоит обычный приход в любом населенном пункте, не могут себе этого позволить (заботы о семье, о хлебе насущном и т. д.). Потому организовать в обычном приходе «неусыпающих» практически невозможно. Но в приходах есть очень хорошая практика «двадцаток». Когда из числа наиболее активных в молитвенном плане прихожан выделяют двадцать человек, задачей которых есть прочитывание в день по одной кафизме с обычным делением на «Славы» и поминания по ним. Таким образом, за день в населенном пункте также вычитывается вся Псалтирь, и эта святая молитва становится невидимым щитом, ограждающим жителей от всякого зла.

Я лично сталкивался с ситуацией, когда о человеке, довольно тяжело грешившем и находившимся из-за греха и недуга, вызванного им, на пороге смерти, заказали в монастыре неусыпаемую Псалтирь. В результате он с Божьей помощью исцелился от своего греха и болезни и сейчас ведет нормальную жизнь.

Ведь на неусыпаемой Псалтири непрестанно возносятся молитвы о православных христианах! И неужели Бог их не услышит? Конечно же, услышит и придет на помощь! «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк. 11:9,10). И недаром в исихастских практиках Иисусовой молитвы большое внимание уделяют дыханию и биению сердца. Наш стук в двери Царства Небесного – это наша искренняя сердечная молитва друг о друге и о всем мире. Молясь и подавая записки в неусыпаемой Псалтири, мы призываем благодать Божию, исцеляющую наши души, отгоняющую лукавых духов и созидающую в нас мир и спокойствие.

И двери в Царствие Небесное открываются нашей искренней молитвой…

Белобережская Иоанно-Предтеченская мужская пустынь

О важности чтения: Слово Божие — пища для души и тела.

В обязанность христианина входит каждый день: не лягу спать, если не прочитаю:

1. Главу Евангелия (начиная с 1-ой главы Евангелия от Марфея до последней главы Евангелия от Иоанна);

2. Две главы из Апостола, начиная с Деяниях Святых Апостолов и кончая последней главой Апокалипсиса; причем последние 7 глав читаются по одной в сутки, в следствии чего чтение Евангелия и Апостола кончиться одновременно. Затем ежедневно читается по одной кафизме из Псалтири. Это правило так же устанавливалось и Оптинскими Старцами.

И так постепенно будет прочитываться весь Новый Завет, что и нужно. Как же можно жить по-евангельски, не читая его? Когда мы молимся — мы беседуем с Богом, а когда читаем Евангелие, то Господь беседует с нами, открывая Свою волю, как нужно жить и спасаться.

А прочтете все — снова начинайте, и так всю жизнь.

Ежедневно в течение года в Церкви за богослужением звучит чтение из Святого Евангелия и Апостола определенное на каждый день года (их порядок можно посмотреть в Православном Церковном календаре или в Библии, в Указателе Евангельских и Апостольских чтений церковных). Так в течение года прочитываются все четыре Евангелия и весь Апостол. Святые отцы благословляли прочитывать эти чтения дома. Такое чтение имеет специальное название — рядовое чтение. Указанное рядовое чтение не следует путать с предлагаемым ежедневным чтение Евангелия, Апостола и Псалтири.

Перед чтение глав Апостола прочти сию молитву:

«Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. Пришлец аз есмь на земли, не скрый от меня заповеди Твоя.» (Псалом 118, 18, 19)

Или, если можешь, то прочти сию молитву перед чтением духовных Святителя Иоанна Златоуста:

«Господи, Иисусе Христе, открытый мои очи сердечные, чтобы я, услыша Слово Твое, уразумел оное и исполнил волю Твою. Не скрый от мене заповеди Твоя, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоея! На Тя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе Жития Святых и Слово Твое прочитал, но во обновление и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи просвещение лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный.»

А перед и после чтения Евангелия прочти сию молитву:

«Спаси, Господи, и помилуй раба твоего — (имя рек) словами Божественного Евангелия чтомыми спасении раба твоего. Попали, Господи, терние всех его согрешений, и да вселится в него благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.»

Молитвы для подобающего чтения Псалтири в Библии отсутствуют. Они (молитвы) даются либо в молитвословах, либо в Псалтири, изданной отдельной книгой.

А поскольку в Церкви чтение Евангелия, Апостола и Псалтири идет на церковно-славянском языке, то православному христианину желательно научиться читать и понимать их на этом же языке.

мес

дни

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

1

Мф 1

Деян 1.2

К 1

Мк 4

Рим 14,15

К 12

Лк 16

1Фес5

2Фес1

К 20

Мф 2

Деян 3.4

К 11

Мк 4

Рим 14,15

К 1

Лк 19

1Тим 3,4

К 12

2

Мф 2

Деян 3.4

К 2

Мк 5

Рим 16. 1

Кор1

К 13

Лк 17

2Фес 2,3

К 1

Мф 3

Деян 5.6

К 12

Мк 5

Рим 16. 1Кор1

К 2

Лк 20

1Тим 5,6

К 13

3

Мф 3

Деян 5.6

К 3

Мк 6

1Кор 2,3

К 14

Лк 18

1Тим 1,2

К 2

Мф 4

Деян 7.8

К 13

Мк 6

1Кор 2,3

К 3

Лк 21

2Тим 1,2

К 14

4

Мф 4

Деян 7.8

К 4

Мк 7

1Кор 4.5

К 15

Лк 19

1Тим 3,4

К 3

Мф 5

Деян 9.10

К 14

Мк 7

1Кор 4.5

К 4

Лк 22

2Тим 3,4

К 15

5

Мф 5

Деян 9.10

К 5

Мк 8

1Кор 6,7

К 16

Лк 20

1Тим 5,6

К 4

Мф 6

Деян 11.12

К 15

Мк 8

1Кор 6,7

К 5

Лк 23

Тит 1,2

К 16

6

Мф 6

Деян 11.12

К 6

Мк 9

1Кор 8,9

К 17

Лк 21

2Тим 1,2

К 5

Мф 7

Деян 13.14

К 16

Мк 9

1Кор 8,9

К 6

Лк 24

Тит 3

Флм 1

К 17

7

Мф 7

Деян 13.14

К 7

Мк 10

1Кор 10,11

К 18

Лк 22

2Тим 3,4

К 6

Мф 8

Деян 15.16

К 17

Мк 10

1Кор 10,11

К 7

Ин 1

Евр 1,2

К 18

8

Мф 8

Деян 15.16

К 8

Мк 11

1Кор 12,13

К 19

Лк 23

Тит 1,2

К 7

Мф 9

Деян 17.18

К 18

Мк 11

1Кор 12,13

К 8

Ин 2

Евр 3,4

К 19

9

Мф 9

Деян 17.18

К 9

Мк 12

1Кор 14,15

К 20

Лк 24

Тит 3,Флм 1

К 8

Мф 10

Деян 19.20

К 19

Мк 12

1Кор 14,15

К 9

Ин 3

Евр 5,6

К 20

10

Мф 10

Деян 19.20

К 10

Мк 13

1Кор16

2Кор1

К 1

Ин 1

Евр 1,2

К 9

Мф 11

Деян 21.22

К 20

Мк 13

1Кор14 2Кор1

К 10

Ин 4

Евр 7,8

К 1

11

Мф 11

Деян 21.22

К 11

Мк 14

2Кор 2.3

К 2

Ин 2

Евр 3,4

К 10

Мф 12

Деян 23.24

К 1

Мк 14

2Кор 2.3

К 11

Ин 5

Евр 9,10

К 2

12

Мф 12

Деян 23.24

К 12

Мк 15

2Кор 4,5

К 3

Ин 3

Евр 5,6

К 11

Мф 13

Деян 25.26

К 2

Мк 15

2Кор 4,5

К 12

Ин 6

Евр 11,12

К 3

13

Мф 13

Деян 25.26

К 13

Мк 16

2Кор 6.7

К 4

Ин 4

Евр 7,8

К 12

Мф 14

Деян 27.28

К 3

Мк 16

2Кор 6.7

К 13

Ин 7

Евр13

Апок 1

К 4

14

Мф 14

Деян 27.28

К 14

Лк 1

2Кор 8,9

К 5

Ин 5

Евр 9,10

К 13

Мф 15

Иак 1.2

К 4

Лк 1

2Кор 8,9

К 14

Ин 8

Апок 2.3

К 5

15

Мф 15

Иак 1.2

К 15

Лк 2

2Кор 10,11

К 6

Ин 6

Евр 11,12

К 14

Мф 16

Иак 3.4

К 5

Лк 2

2Кор 10,11

К 15

Ин 9

Апок 4,5

К 6

16

Мф 16

Иак 3.4

К 16

Лк 3

2Кор 12,13

К 7

Ин 7

Евр13

Апок 1

К 15

Мф 17

Иак 5

1Пет 1

К 6

Лк 3

2Кор 12,13

К 16

Ин 10

Апок 6,7

К 7

17

Мф 17

Иак 5. 1Пет 1

К 17

Лк 4

Гал 1,2

К 8

Ин 8

Апок 2.3

К 16

Мф 18

1Пет 3,4

К 7

Лк 4

Гал 1,2

К 17

Ин 11

Апок 8,9

К 8

18

Мф 18

1Пет 3,4

К 18

Лк 5

Гал 3,4

К 9

Ин 9

Апок 4,5

К 17

Мф 19

1Пет 4,5

К 8

Лк 5

Гал 3,4

К 18

Ин 12

Апок 10,11

К 9

19

Мф 19

1Пет 4,5

К 19

Лк 6

Гал 5,6

К 10

Ин 10

Апок 6,7

К 18

Мф 20

2Пет 1,2

К 9

Лк 6

Гал 5,6

К 19

Ин 13

Апок 12,13

К 10

20

Мф 20

2Пет 1,2

К 20

Лк 7

Еф 1,2

К 11

Ин 11

Апок 8,9

К 19

Мф 21

2Пет 3

1Ин 1

К 10

Лк 7

Еф 1,2

К 20

Ин 14

Апок 14,15

К 11

21

Мф 21

2Пет 3. 1Ин 1

К 1

Лк 8

Еф 3,4

К 12

Ин 12

Апок 10,11

К 20

Мф 22

1Ин 2,3

К 11

Лк 8

Еф 3,4

К 1

Ин 15

Апок 16

К 12

22

Мф 22

1Ин 2,3

К 2

Лк 9

Еф 5,6

К 13

Ин 13

Апок 12,13

К 1

Мф 23

1Ин 4,5

К 12

Лк 9

Еф 5,6

К 2

Ин 16

Апок 17

К 13

23

Мф 23

1Ин 4,5

К 3

Лк 10

Флп 1,2

К 14

Ин 14

Апок 14,15

К 2

Мф 24

2Ин 1

3Ин 1

К 13

Лк 10

Флп 1,2

К 3

Ин 17

Апок 18

К 14

24

Мф 24

2Ин 1

3Ин 1

К 4

Лк 11

Флп 3,4

К 15

Ин 15

Апок 16

К 3

Мф 25

Иуд 1

Рим 1

К 14

Лк 11

Флп 3,4

К 4

Ин 18

Апок 19

К 15

25

Мф 25

Иуд 1

Рим 1

К 5

Лк 12

Кол 1,2

К 16

Ин 16

Апок 17

К 4

Мф 26

Рим 2,3

К 15

Лк 12

Кол 1,2

К 5

Ин 19

Апок 20

К 16

26

Мф 26

Рим 2,3

К 6

Лк 13

Кол 3.4

К 17

Ин 17

Апок 18

К 5

Мф 27

Рим 4,5

К 16

Лк 13

Кол 3.4

К 6

Ин 20

Апок 21

К 17

27

Мф 27

Рим 4,5

К 7

Лк 14

1Фес 1,2

К 18

Ин 18

Апок 19

К 6

Мф 28

Рим 6,7

К 17

Лк 14

1Фес 1,2

К 7

Ин 21

Апок 22

К 18

28

Мф 28

Рим 6,7

К 8

Лк 15

1Фес 3,4

К 19

Ин 19

Апок 20

К 7

Мк 1

Рим 8,9

К 18

Лк 15

1Фес 3,4

К 8

Мф 1

Деян 1.2

К 19

29

Мк 1

Рим 8,9

К 9

Ин 20

Апок 21

К 8

Мк 2

Рим 10,11

К 19

Лк 16

1Фес 5.2Фес1

К 9

Мф 2

Деян 3.4

К 20

30

Мк 2

Рим 10,11

К 10

Ин 21

Апок 22

К 9

Мк 3

Рим 12.13

К 20

Лк 17

2Фес 2,3

К 10

Мф 3

Деян 5.6

К 1

31

Мк 3

Рим 12.13

К 11

Мф 1

Деян 1.2

К 10

Лк 18

1Тим 1,2

К 11

мес

дни

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

1

Мф 4

Деян 7.8

К 2

Мк 7

1Кор 4.5

К 13

Лк 22

2Тим 3,4

К 4

Мф 7

Деян 13.14

К 14

Мк 10

1Кор 10,11

К 4

Лк 24

Тит 3,

Флм 1

К 14

2

Мф 5

Деян 9.10

К 3

Мк 8

1Кор 6,7

К 14

Лк 23

Тит 1,2

К 5

Мф 8

Деян 15.16

К 15

Мк 11

1Кор 12,13

К 5

Ин 1

Евр 1,2

К 15

3

Мф 6

Деян 11.12

К 4

Мк 9

1Кор 8,9

К 15

Лк 24

Тит 3

Флм 1

К 6

Мф 9

Деян 17.18

К 16

Мк 12

1Кор 14,15

К 6

Ин 2

Евр 3,4

К 16

4

Мф 7

Деян 13.14

К 5

Мк 10

1Кор 10,11

К 16

Ин 1

Евр 1,2

К 7

Мф 10

Деян 19.20

К 17

Мк 13

1Кор14. 2Кор1

К 7

Ин 3

Евр 5,6

К 17

5

Мф 8

Деян 15.16

К 6

Мк 11

1Кор 12,13

К 17

Ин 2

Евр 3,4

К 8

Мф 11

Деян 21.22

К 18

Мк 14

2Кор 2.3

К 8

Ин 4

Евр 7,8

К 18

6

Мф 9

Деян 17.18

К 7

Мк 12

1Кор 14,15

К 18

Ин 3

Евр 5,6

К 9

Мф 12

Деян 23.24

К 19

Мк 15

2Кор 4,5

К 9

Ин 5

Евр 9,10

К 19

7

Мф 10

Деян 19.20

К 8

Мк 13

1Кор14

2Кор1

К 19

Ин 4

Евр 7,8

К 10

Мф 13

Деян 25.26

К 20

Мк 16

2Кор 6.7

К 10

Ин 6

Евр 11,12

К 20

8

Мф 11

Деян 21.22

К 9

Мк 14

2Кор 2.3

К 20

Ин 5

Евр 9,10

К 11

Мф 14

Деян 27.28

К 1

Лк 1

2Кор 8,9

К 11

Ин 7

Евр13

Апок 1

К 1

9

Мф 12

Деян 23.24

К 10

Мк 15

2Кор 4,5

К 1

Ин 6

Евр 11,12

К 12

Мф 15

Иак 1.2

К 2

Лк 2

2Кор 10,11

К 12

Ин 8

Апок 2.3

К 2

10

Мф 13

Деян 25.26

К 11

Мк 16

2Кор 6.7

К 2

Ин 7

Евр13

Апок 1

К 13

Мф 16

Иак 3.4

К 3

Лк 3

2Кор 12,13

К 13

Ин 9

Апок 4,5

К 3

11

Мф 14

Деян 27.28

К 12

Лк 1

2Кор 8,9

К 3

Ин 8

Апок 2.3

К 14

Мф 17

Иак 5

1Пет 1

К 4

Лк 4

Гал 1,2

К 14

Ин 10

Апок 6,7

К 4

12

Мф 15

Иак 1.2

К 13

Лк 2

2Кор 10,11

К 4

Ин 9

Апок 4,5

К 15

Мф 18

1Пет 3,4

К 5

Лк 5

Гал 3,4

К 15

Ин 11

Апок 8,9

К 5

13

Мф 16

Иак 3.4

К 14

Лк 3

2Кор 12,13

К 5

Ин 10

Апок 6,7

К 16

Мф 19

1Пет 4,5

К 6

Лк 6

Гал 5,6

К 16

Ин 12

Апок 10,11

К 6

14

Мф 17

Иак 5

1Пет 1

К 15

Лк 4

Гал 1,2

К 6

Ин 11

Апок 8,9

К 17

Мф 20

2Пет 1,2

К 7

Лк 7

Еф 1,2

К 17

Ин 13

Апок 12,13

К 7

15

Мф 18

1Пет 3,4

К 16

Лк 5

Гал 3,4

К 7

Ин 12

Апок 10,11

К 18

Мф 21

2Пет 3

1Ин 1

К 8

Лк 8

Еф 3,4

К 18

Ин 14

Апок 14,15

К 8

16

Мф 19

1Пет 4,5

К 17

Лк 6

Гал 5,6

К 8

Ин 13

Апок 12,13

К 19

Мф 22

1Ин 2,3

К 9

Лк 9

Еф 5,6

К 19

Ин 15

Апок 16

К 9

17

Мф 20

2Пет 1,2

К 18

Лк 7

Еф 1,2

К 9

Ин 14

Апок 14,15

К 20

Мф 23

1Ин 4,5

К 10

Лк 10

Флп 1,2

К 20

Ин 16

Апок 17

К 10

18

Мф 21

2Пет 3. 1Ин 1

К 19

Лк 8

Еф 3,4

К 10

Ин 15

Апок 16

К 1

Мф 24

2Ин 1

3Ин 1

К 11

Лк 11

Флп 3,4

К 1

Ин 17

Апок 18

К 11

19

Мф 22

1Ин 2,3

К 20

Лк 9

Еф 5,6

К 11

Ин 16

Апок 17

К 2

Мф 25

Иуд 1

Рим 1

К 12

Лк 12

Кол 1,2

К 2

Ин 18

Апок 19

К 12

20

Мф 23

1Ин 4,5

К 1

Лк 10

Флп 1,2

К 12

Ин 17

Апок 18

К 3

Мф 26

Рим 2,3

К 12

Лк 13

Кол 3.4

К 3

Ин 19

Апок 20

К 13

21

Мф 24

2Ин 1

3Ин 1

К 2

Лк 11

Флп 3,4

К 13

Ин 18

Апок 19

К 4

Мф 27

Рим 4,5

К 13

Лк 14

1Фес 1,2

К 4

Ин 20

Апок 21

К 14

22

Мф 25

Иуд 1

Рим 1

К 3

Лк 12

Кол 1,2

К 14

Ин 19

Апок 20

К 5

Мф 28

Рим 6,7

К 14

Лк 15

1Фес 3,4

К 5

Ин 21

Апок 22

К 15

23

Мф 26

Рим 2,3

К 4

Лк 13

Кол 3.4

К 15

Ин 20

Апок 21

К 6

Мк 1

Рим 8,9

К 15

Лк 16

1Фес 5.2Фес1

К 6

К 16

24

Мф 27

Рим 4,5

К 5

Лк 14

1Фес 1,2

К 16

Ин 21

Апок 22

К 7

Мк 2

Рим 10,11

К 16

Лк 17

2Фес 2,3

К 7

К 17

25

Мф 28

Рим 6,7

К 6

Лк 15

1Фес 3,4

К 17

Мф 1

Деян 1.2

К 8

Мк 3

Рим 12.13

К 17

Лк 18

1Тим 1,2

К 8

К 18

26

Мк 1

Рим 8,9

К 7

Лк 16

1Фес 5

2Фес1

К 18

Мф 2

Деян 3.4

К 9

Мк 4

Рим 14,15

К 18

Лк 19

1Тим 3,4

К 9

К 19

27

Мк 2

Рим 10,11

К 8

Лк 17

2Фес 2,3

К 19

Мф 3

Деян 5.6

К 10

Мк 5

Рим 16. 1Кор1

К 19

Лк 20

1Тим 5,6

К 10

К 20

28

Мк 3

Рим 12.13

К 9

Лк 18

1Тим 1,2

К 20

Мф 4

Деян 7.8

К 11

Мк 6

1Кор 2,3

К 20

Лк 21

2Тим 1,2

К 11

29

Мк 4

Рим 14,15

К 10

Лк 19

1Тим 3,4

К 1

Мф 5

Деян 9.10

К 12

Мк 7

1Кор 4.5

К 1

Лк 22

2Тим 3,4

К 12

30

Мк 5

Рим 16. 1Кор1

К 11

Лк 20

1Тим 5,6

К 2

Мф 6

Деян 11.12

К 13

Мк 8

1Кор 6,7

К 2

Лк 23

Тит 1,2

К 13

31

Мк 6

1Кор 2,3

К 12

Лк 21

2Тим 1,2

К 3

Мк 9

1Кор 8,9

К 3

Примечания
1. Все четыре Евангелия содержат 89 глав и прочитываются за квартал, поэтому в таблице начало каждого квартала совпадает с началом очередного чтения Евангелия. За год все четыре Евангелия и Апостол прочитываются 4 раза, а Псалтирь — 18 раз, причем чтение Евангелия и Апостола начинается и оканчивается одновременно.
2. В клетках даны по три надписи: верхняя — глава Евангелия, средняя — главы Апостола, нижняя — номер кафизмы.
3. Наличие в таблице незаполненных мест указывает на резервные дни, в которые чтение будет произвольно.
4. Главы Апостола следует читать прежде глав Евангелия, как это принято в Церкви за богослужением.
5. Вначале ежедневное чтение может состоять только из глав Евангелия, потом по мере сил, нужно прибавить главы Апостола и затем добавить кафизму Псалтири. Опытно познано — если случается пропускать чтение, то продолжать его лучше всего строго по таблице, а номера пропущенных глав записать и эти главы дочитывать потом постепенно.
6. По учению Святых Отцов лучше читать Слово Божие утром, Жития Святых — в обед, Творения Святых — вечером.

При составлении памятки использованы
1. В помощь кающимся. Из сочинений Епископа Игнатия (Брянчанинова). Оптина пустынь, 1991 — 15с.
2. Воронежский Епархиальный Вестник, 1992, №7(27) — 64с.
3. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по Церковным чтениям из Слова Божия. Издательство «Правило Веры». Москва, 1995 — 369с.
4. Полный Церковно-Славянский Словарь. Протоiерей Г . Дьяченко. Издательский отдел Московского Патриархата. Москва, 1993 — 1120с.
5. Прологъ въ поучениях. Часть I. Составилъ Протоiерей Викторъ Гурьевичъ. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992 — 441с.

Псалтырь — автор, содержание, значение

Рубрика: Молитва, Основы веры

Что такое Псалтырь

Псалтырь это одна из наиболее известных книг Ветхого Завета, содержащая 150 псалмов. Что такое псалмы в Православии? Это молитвенные песнопения различного содержания, но имеющие одну сквозную тему – отношения Бога и человека. В древности пение псалмов сопровождалось игрой на музыкальных инструментах. Слово «Псалтырь» произошло от названия многострунного щипкового музыкального инструмента, аналога русских гуслей – псалтерия.

В Ветхом Завете Псалтырь расположена между книгой Иова и книгой Притчей Соломоновых. Этот сборник псалмов почитается в христианских конфессиях и иудаизме. Также находит своё отражение в исламском священном тексте Забуре, ниспосланном Аллахом пророку Давиду.

Псалтырь, раскрытая на псалме 131-ом

Кто автор Псалтыри

Автором большинства псалмов традиционно считают древнееврейского царя и пророка Давида, жившего за 10 веков до Рождества Христа. Однако сочинение некоторых псалмов приписывают Моисею, Соломону и приближённым царя Давида.

Псалмы считаются образцами сердечной, благоговейной, поэтической молитвы. Несмотря на общую тему, псалмы можно поделить на несколько жанровых категорий. В Псалтыри есть псалмы, посвящённые и радостному прославлению Бога, и сердечной мольбе к Нему, и выражению благодарности. Некоторые псалмы даже можно трактовать как исторические обзоры.

Значение псалмов

Написанная по вдохновению Святого Духа, Псалтырь с древности используется в ходе богослужений. Ни одна служба в Православной церкви не обходится без чтения или пения псалмов либо их отдельных стихов. Например, важная часть утрени называется Шестопсалмием, так как она представляет собой чтение шести псалмов. Большую часть часов, повечерия, полунощницы также составляют псалмы.

Используются они и в Божественной литургии, молебнах, при совершении различных Таинств. Есть старинная монастырская традиция: круглосуточно, сменяя друг друга, читать Псалтырь с поминовением живых и усопших. Такой вид молитвы называется «Неусыпаемая Псалтырь».

В Православии существует древний обычай беспрерывного чтения Псалтыри над телом усопшего до и после погребения. Заупокойное чтение Псалтыри приносит великое утешение душам новопреставленных и является проявлением особой любви к умершему.

На Руси Псалтырь широко использовалась для обучения грамоте, в том числе и светскими лицами. Эта книга значительно повлияла на древнюю письменность. Сочинения святых Отцов и летописи содержат множество ссылок на священные строки Псалтыри. Некоторые фразы из неё вошли в повсеместное употребление, закрепились в качестве пословиц и фразеологизмов. Например, распространенное выражение “Не рой яму другому, сам в неё попадёшь” является упрощённым переложением одного из стихов седьмого псалма.

Псалтырь это молитвы на все случаи жизни

Псалтырь является настоящей сокровищницей душеполезных наставлений. В её псалмах отражены все духовные нужды верующего человека. Эта книга стала для христиан универсальным сборником молитв на разные случаи жизни. Чтобы знать, какой псалом для чего читается, можно обратиться к наставлениям преподобного Арсения Каппадокийского (греческий подвижник, живший на рубеже 19 и 20 веков в Малой Азии).

Например, 4-й псалом он советовал читать мягкосердечным людям, впадающим в уныние от совершаемых кем-то злодеяний. 7-й псалом преподобный Арсений призывал читать христианам, которые страдают из-за чьих-то козней и угроз. Пение 10-го псалма поможет ссорящимся супругам. Чтобы женщина благополучно родила своего ребёнка, нужно читать 18-й псалом. 50-й псалом известен как покаянный. Его читают, когда душу терзают совершенные грехи, когда человек особенно нуждается в Божьем утешении и прощении. Чтение псалмов 26 и 90 защищает от любой опасности, будь то тёмные силы, агрессия животных или болезни.

В Псалтыри верующим даны готовые поэтические формулы, отражающие различные состояния души, формы диалога с Богом. Поэтому Псалтырь всегда была отрадой и утешением для христиан, её священные строки не теряют своей актуальности на протяжении тысячелетий.

О правилах чтения Псалтыри следует упомянуть, что читать или петь псалмы лучше стоя и вслух. Но больному человеку можно делать это в любом удобном положении. В псалмопении непременно должна участвовать душа человека. Ведь это наше сердечное обращение к Богу, искреннее упование на Его любовь и милосердие.

Метки: псалмы на всякую потребу, псалмы на разные случаи жизни, псалтырь это, чтение псалтыри, что такое псалтырь

Кто такие сыны Кореевы, упомянутые в Псалмах.

Спрашивает Павел
Отвечает Александра Ланц, 09.04.2016

Вопрос: «В Псалмах указывается Начальнику хора. Сынов
Кореевых. Псалом….. А кто такие эти сыны Кореевы? Очень прошу
внятный ответ основанное на Библии».
Шалом, Павел!
Мы здесь говорим о колене Левия.
У Левия было три сына: Гирсон, Мерари, Кааф (Исх.6:16)
Первые два сына нас сейчас не интересуют, но мы должны присмотреться к третьему – Каафе.
У Каафы родилось четыре сына: Амрам, Ицгар, Хеврон, Узиил (Исх.6:18)
Нас сейчас интересуют двое из них: Амрам и Ицгар.
Амрам женился на Иохаведе и родил Аарона, Моисея и Мариам (Исх.6:20; Числ.26:59).
Ицгар, его брат, тоже женился и родил трех сыновей: Корея, Нефега и Зихри (Исх.6:21) Кстати, полезно знать, что Библия еще называет Ицгара Аминадавом.
Получается, что Корей был двоюродным братом для Аарона, Моисея и Мариам.
У Корея родились трое сыновей: Асир, Елкана, Авиасаф (Исх.6:24)
Ну вот теперь, когда мы знаем линию родства, шагнем к той истории, где сказано о гибели Корея.
В Числ.16 мы читаем, что Корей стал зачинщиком бунта против своих двоюродных сродников. Он втянул в этот бунт несколько семей, а именно: семью Дафана, семью Авирона и семью Авнана (эти были из колена Рувима). С Авнаном непонятно, он упоминается только один раз. Возможно, он отступил от бунта в самом начале.
Корей, Дафан и Авирон пошли до конца. Чтобы прекратить безумство этого бунта, Бог повелел:
отступите со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона (Числ.16:24)
Моисей сказал это всем израильтянам. Далее читаем:
И отошли они со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона; а Дафан и Авирон вышли и стояли у дверей шатров своих с женами своими и сыновьями своими и с малыми детьми своими.
Видите эту важную деталь? От Корея отошли все, даже его сыновья, а вот Дафан и Авирон остались в окружении своих домочадцев.
Дальше мы знаем, что земля разверзлась и поглотила из всех. Но те, которые отошли, остались живы. Все три сына Корея продолжили свой путь с Израильским народом, родили детей, их дети вошли в обетованную землю и в конце-концов были поставлены на служение певцов при Скинии.
Сыновья Каафа: Аминадав, сын его; Корей, сын его; Асир, сын его; Елкана, сын его; Евиасаф, сын его; Асир, сын его; Тахаф, сын его; Уриил, сын его; Узия, сын его; Саул, сын его. Сыновья Елканы: Амасай и Ахимоф. … Вот те, которых Давид поставил начальниками над певцами в доме Господнем, со времени поставления в нем ковчега (1Пар.6:22-32)
Вот они те самые сыны Кореевы, которые сумели понять, что бунт их отца – мерзость перед Богом, и потому вовремя отделились, родили своих сыновей. Бог не отринул их из-за греха Корея, их отца, но доверил служение боговдохновенного пения при Скинии.
С уважением,
Саша.

Псалтерий

Смотреть что такое «Псалтерий» в других словарях:

  • ПСАЛТЕРИЙ — (греч. psalterion от psallo перебираю струны) (псалтирь), общее название древних и средневековых многострунных щипковых музыкальных инструментов, преимущественно семейства цитр. Разновидность псалтериев гусли. Аналогичны псалтерию древнееврейский … Большой Энциклопедический словарь

  • псалтерий — сущ., кол во синонимов: 1 • инструмент (541) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

  • псалтерий — (греч. psaltērion, от psállō перебираю струны) (псалтирь), общее название древних и средневековых многострунных щипковых музыкальных инструментов, преимущественно семейства цитр. Разновидность псалтерий гусли. Аналогичны псалтериям арабский… … Энциклопедический словарь

  • ПСАЛТЕРИЙ — или псалтирь, термин, имеющий три значения, которые нередко путают: 1. По научной классификации музыкальных инструментов, любой струнный щипковый инструмент типа цитры в противоположность цимбалам струнному ударному. 2. Особый тип щипковой цитры… … Энциклопедия Кольера

  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — Почти все предметы, издающие звук, могут быть использованы как музыкальные инструменты, но значение этого термина обычно ограничивают предметами, специально изготовленными или приспособленными для того, чтобы служить музыкальным целям. В Европе… … Энциклопедия Кольера

  • Месса — У этого термина существуют и другие значения, см. Месса (музыкальное произведение). Месса (итал. messa, от лат. missa) основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии… … Википедия

  • Давид — У этого термина существуют и другие значения, см. Давид (значения). Давид דָּוִד … Википедия

  • Tri Yann — в Лорьене Основная информация … Википедия

  • Тончева, Анна Александровна — Анна Тончева Виуэлистка, солистка Московской Филармонии Анна Александровн … Википедия

  • инструмент — Орудие, снаряд, снасть, прибор, сбруя, приспособление, орган, аппарат, машина. Ср. орудие… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. инструмент инструментарий, орудие, механизм,… … Словарь синонимов